Сустейн педаль что это такое
FAQ: Сустейн-педали для клавишных
– Зачем мне нужна сустейн-педаль?
– Даже если Вы не используете классические тембры фортепиано, сустейн-педаль наверняка пригодится Вам для того, чтобы освободить от лишней работы свои руки, переложив часть работы на ноги. У хорошего клавишника, как у хорошего боксера, должны одинаково активно и синхронно работать и ноги, и руки.
– Какая педаль лучше – кнопочная или рояльного типа?
– С точки зрения функциональности они абсолютно идентичны. Так что решение этого вопроса остается на Ваше усмотрение. Если Вы привыкли играть на фортепиано, Вам подойдет педаль рояльного типа. В то же время, если Вы используете несколько инструментов с педалями одновременно, Вы можете выбрать для них разные виды педалей.
– На что следует обратить внимание при покупке сустейн-педали?
– Обратите внимание на длину шнура. Не все производители уделяют должное внимание этому параметру. В то же время, если вы используете сустейн-педаль для инструмента, находящегося на третьем, верхнем ярусе Вашей клавишной стойки, шнура может просто не хватить для того, чтобы педаль встала на пол.
– Влияет ли использование сустейн-педали на полифонические возможности моего инструмента?
– Еще как влияет. Те звуки, которые Вы уже не играете руками, но продолжаете держать на педали, загружают полифонию Вашего инструмента. Особенно важно учитывать это, если Вы используете миди-секвенсер, в который записаны несколько самостоятельных партий с использованием сустейн-педали. В этом случае у Вас наверняка возникнут проблемы с превышением максимального объема полифонии.
– Возможно ли создавать на синтезаторе эффект полупедали, как на настоящем фортепиано?
– Обычные сустейн-педали имеют два режима: «нажато» и «отжато». Таким образом, создавать эффект плавного нажатия педали на них невозможно – вместо неограниченного числа промежуточных ступеней между крайними положениями, как на классическом фортепиано, в сустейн-педалях все сводится к двум значениям. Впрочем, у компании KORG присутствует в ассортименте профессиональная полудемпферная педаль KORG DS1H ($85), однако эффект «живой» фортепианной педали с ней Вы сможете создавать, только если используете ее вместе с инструментами KORG, поддерживающими эту функцию.
– Зачем нужны двойные и тройные сустейн-педали?
– Вообще, у классических клавишных инструментов традиционно есть две или три педали. Однако приобретать такие инструменты для обычных синтезаторов бессмысленно. Двойные и тройные педали выпускаются, как правило, для определенной модели электрических пианино (например, Casio SP-32 для модели Privia PX-130 или YAMAHA LP5A для электропианино серии P).
– Почему моя сустейн-педаль работает «наоборот»: когда я нажимаю ее, она отпускается, а когда отпускаю – она начинает работать?
– Если это происходит, значит, режим полярности, в котором работает Ваша сустейн-педаль, не совпадает с режимом полярности Вашего инструмента. Существует два режима: нормально-разомкнутый и нормально-замкнутый. Сменить режим можно внутри Вашего инструмента, однако не все модели клавишных имеют эту опцию. Поэтому лучше приобретать педаль со встроенным переключателем полярности – тогда она точно подойдет к инструменту любого производителя. Переключатель полярности есть в таких моделях, как M-AUDIO SP-2, Kurzweil KP-3, QUIK LOK PS25.
– Сколько должна стоить хорошая сустейн-педаль?
– Долго ли прослужит моя сустейн-педаль?
– Тут все зависит от того, где и как Вы ее используете. Сустейн-педаль может служить десятки лет при аккуратной студийной работе, однако при активном использовании на концерте, особенно при экспрессивном «вдалбливании» педали в пол на каждой сильной доле, срок службы этого изделия резко сокращается. Впрочем, учитывая сравнительно небольшую стоимость таких педалей, к ним можно относиться как к своеобразному расходному материалу, как палки у барабанщика или струны у гитариста.
– Как пользоваться сустейн-педалью?
– Вообще-то, на этот вопрос не ответить в двух словах. Недаром существует целый корпус научно-методических трудов для пианистов, в котором можно найти «Искусство педализации» или «Руководство к употреблению фортепианной педали». Впрочем, сустейн-педаль можно и нужно применять не только при использовании классических тембров фортепиано. Так, весьма удобно бывает «зажать» на педали звук или аккорд, освободив руки для других звуков, партий или инструментов. Общий принцип использования педали заключается в том, что Вы объединяете с ее помощью отдельные музыкальные фразы, в то время как снятие педали означает разделение фраз. Впрочем, лучший ответ на этот вопрос Вам даст собственная практика игры на инструменте с использованием сустейн-педали.
Александр Заранкин,
FAQ: Сустейн-педали для клавишных
– Зачем мне нужна сустейн-педаль?
– Даже если Вы не используете классические тембры фортепиано, сустейн-педаль наверняка пригодится Вам для того, чтобы освободить от лишней работы свои руки, переложив часть работы на ноги. У хорошего клавишника, как у хорошего боксера, должны одинаково активно и синхронно работать и ноги, и руки.
– Какая педаль лучше – кнопочная или рояльного типа?
– С точки зрения функциональности они абсолютно идентичны. Так что решение этого вопроса остается на Ваше усмотрение. Если Вы привыкли играть на фортепиано, Вам подойдет педаль рояльного типа. В то же время, если Вы используете несколько инструментов с педалями одновременно, Вы можете выбрать для них разные виды педалей.
– На что следует обратить внимание при покупке сустейн-педали?
– Обратите внимание на длину шнура. Не все производители уделяют должное внимание этому параметру. В то же время, если вы используете сустейн-педаль для инструмента, находящегося на третьем, верхнем ярусе Вашей клавишной стойки, шнура может просто не хватить для того, чтобы педаль встала на пол.
– Влияет ли использование сустейн-педали на полифонические возможности моего инструмента?
– Еще как влияет. Те звуки, которые Вы уже не играете руками, но продолжаете держать на педали, загружают полифонию Вашего инструмента. Особенно важно учитывать это, если Вы используете миди-секвенсер, в который записаны несколько самостоятельных партий с использованием сустейн-педали. В этом случае у Вас наверняка возникнут проблемы с превышением максимального объема полифонии.
– Возможно ли создавать на синтезаторе эффект полупедали, как на настоящем фортепиано?
– Обычные сустейн-педали имеют два режима: «нажато» и «отжато». Таким образом, создавать эффект плавного нажатия педали на них невозможно – вместо неограниченного числа промежуточных ступеней между крайними положениями, как на классическом фортепиано, в сустейн-педалях все сводится к двум значениям. Впрочем, у компании KORG присутствует в ассортименте профессиональная полудемпферная педаль KORG DS1H ($85), однако эффект «живой» фортепианной педали с ней Вы сможете создавать, только если используете ее вместе с инструментами KORG, поддерживающими эту функцию.
– Зачем нужны двойные и тройные сустейн-педали?
– Вообще, у классических клавишных инструментов традиционно есть две или три педали. Однако приобретать такие инструменты для обычных синтезаторов бессмысленно. Двойные и тройные педали выпускаются, как правило, для определенной модели электрических пианино (например, Casio SP-32 для модели Privia PX-130 или YAMAHA LP5A для электропианино серии P).
– Почему моя сустейн-педаль работает «наоборот»: когда я нажимаю ее, она отпускается, а когда отпускаю – она начинает работать?
– Если это происходит, значит, режим полярности, в котором работает Ваша сустейн-педаль, не совпадает с режимом полярности Вашего инструмента. Существует два режима: нормально-разомкнутый и нормально-замкнутый. Сменить режим можно внутри Вашего инструмента, однако не все модели клавишных имеют эту опцию. Поэтому лучше приобретать педаль со встроенным переключателем полярности – тогда она точно подойдет к инструменту любого производителя. Переключатель полярности есть в таких моделях, как M-AUDIO SP-2, Kurzweil KP-3, QUIK LOK PS25.
– Сколько должна стоить хорошая сустейн-педаль?
– Долго ли прослужит моя сустейн-педаль?
– Тут все зависит от того, где и как Вы ее используете. Сустейн-педаль может служить десятки лет при аккуратной студийной работе, однако при активном использовании на концерте, особенно при экспрессивном «вдалбливании» педали в пол на каждой сильной доле, срок службы этого изделия резко сокращается. Впрочем, учитывая сравнительно небольшую стоимость таких педалей, к ним можно относиться как к своеобразному расходному материалу, как палки у барабанщика или струны у гитариста.
– Как пользоваться сустейн-педалью?
– Вообще-то, на этот вопрос не ответить в двух словах. Недаром существует целый корпус научно-методических трудов для пианистов, в котором можно найти «Искусство педализации» или «Руководство к употреблению фортепианной педали». Впрочем, сустейн-педаль можно и нужно применять не только при использовании классических тембров фортепиано. Так, весьма удобно бывает «зажать» на педали звук или аккорд, освободив руки для других звуков, партий или инструментов. Общий принцип использования педали заключается в том, что Вы объединяете с ее помощью отдельные музыкальные фразы, в то время как снятие педали означает разделение фраз. Впрочем, лучший ответ на этот вопрос Вам даст собственная практика игры на инструменте с использованием сустейн-педали.
Александр Заранкин,
Выбор педали-сустейн
Что такое педаль сустейна и нужна ли она для вашего синтезатора? Какой фирмы и какую модификацию педали выбрать – ведь их ассортимент столь богат и разнообразен? Попробуем найти ответы на эти важные вопросы.
Что дает сустейн-педаль
Как легко догадаться из ее названия, сустейн-педаль представляет из себя устройство, дающее сустейн – то есть позволяющее увеличить длительность нот. При активированной педали звук нажатой клавиши синтезатора будет слышен даже после ее отпускания. Эта опция дает нам эффект полифонии в звучании инструмента, делая его более полным, объемным и выразительным.
При большом количестве одновременно звучащих нот нужно учитывать их все, чтобы ненароком не добавить к ним неправильную и не сорваться в какофонию. Поэтому неопытным клавишникам стоит пользоваться сустейном аккуратно и умеренно, особенно на концертах. Разумеется, на синтезаторе можно играть и вовсе без этой педали. Но большинство клавишников ее используют – грамотное применение сустейна позволяет расцветить звук яркими красками. Тем более, что этот процесс не составляет особого труда для получивших хотя бы начальное музыкальное образование на базе клавишных.
Важные моменты в приобретении сустейн-педали
При покупке стоит заострить свое внимание на следующих опциях педали сустейна:
И в заключение
Эффект сустейна используют не только во время игры в классических фортепианных тембрах. Удерживая аккорд или отдельные ноты посредством нажатой ногой педали, клавишник получает возможность сыграть руками другие музыкальные фразы – например, ноты, окрашенные иными эффектами, или же партию другого инструмента. С помощью сустейн-педали можно объединять между собой для восприятия слушателя, или, напротив, отделять друг от друга различные части музыкальных композиций.
Нужен ли эффект сустейна именно вам? Какие новые оттенки принесет она в вашу игру, усложнит или упростит ее? Какая модификация сустейн-педали станет для вас самой лучшей? Правильные ответы на эти вопросы зависят от множества факторов – ваших предпочтений и вкусов, опыта, навыков игры на клавишных, музыкального мышления. Пробуйте, творите, ищите новое в исполнении и в звучании, и вы непременно найдете свою игру и подходящие именно вам эффекты.
FAQ: Сустейн-педали для клавишных
– Зачем мне нужна сустейн-педаль?
– Даже если Вы не используете классические тембры фортепиано, сустейн-педаль наверняка пригодится Вам для того, чтобы освободить от лишней работы свои руки, переложив часть работы на ноги. У хорошего клавишника, как у хорошего боксера, должны одинаково активно и синхронно работать и ноги, и руки.
– Какая педаль лучше – кнопочная или рояльного типа?
– С точки зрения функциональности они абсолютно идентичны. Так что решение этого вопроса остается на Ваше усмотрение. Если Вы привыкли играть на фортепиано, Вам подойдет педаль рояльного типа. В то же время, если Вы используете несколько инструментов с педалями одновременно, Вы можете выбрать для них разные виды педалей.
– На что следует обратить внимание при покупке сустейн-педали?
– Обратите внимание на длину шнура. Не все производители уделяют должное внимание этому параметру. В то же время, если вы используете сустейн-педаль для инструмента, находящегося на третьем, верхнем ярусе Вашей клавишной стойки, шнура может просто не хватить для того, чтобы педаль встала на пол.
– Влияет ли использование сустейн-педали на полифонические возможности моего инструмента?
– Еще как влияет. Те звуки, которые Вы уже не играете руками, но продолжаете держать на педали, загружают полифонию Вашего инструмента. Особенно важно учитывать это, если Вы используете миди-секвенсер, в который записаны несколько самостоятельных партий с использованием сустейн-педали. В этом случае у Вас наверняка возникнут проблемы с превышением максимального объема полифонии.
– Возможно ли создавать на синтезаторе эффект полупедали, как на настоящем фортепиано?
– Обычные сустейн-педали имеют два режима: «нажато» и «отжато». Таким образом, создавать эффект плавного нажатия педали на них невозможно – вместо неограниченного числа промежуточных ступеней между крайними положениями, как на классическом фортепиано, в сустейн-педалях все сводится к двум значениям. Впрочем, у компании KORG присутствует в ассортименте профессиональная полудемпферная педаль KORG DS1H ($85), однако эффект «живой» фортепианной педали с ней Вы сможете создавать, только если используете ее вместе с инструментами KORG, поддерживающими эту функцию.
– Зачем нужны двойные и тройные сустейн-педали?
– Вообще, у классических клавишных инструментов традиционно есть две или три педали. Однако приобретать такие инструменты для обычных синтезаторов бессмысленно. Двойные и тройные педали выпускаются, как правило, для определенной модели электрических пианино (например, Casio SP-32 для модели Privia PX-130 или YAMAHA LP5A для электропианино серии P).
– Почему моя сустейн-педаль работает «наоборот»: когда я нажимаю ее, она отпускается, а когда отпускаю – она начинает работать?
– Если это происходит, значит, режим полярности, в котором работает Ваша сустейн-педаль, не совпадает с режимом полярности Вашего инструмента. Существует два режима: нормально-разомкнутый и нормально-замкнутый. Сменить режим можно внутри Вашего инструмента, однако не все модели клавишных имеют эту опцию. Поэтому лучше приобретать педаль со встроенным переключателем полярности – тогда она точно подойдет к инструменту любого производителя. Переключатель полярности есть в таких моделях, как M-AUDIO SP-2, Kurzweil KP-3, QUIK LOK PS25.
– Сколько должна стоить хорошая сустейн-педаль?
– Долго ли прослужит моя сустейн-педаль?
– Тут все зависит от того, где и как Вы ее используете. Сустейн-педаль может служить десятки лет при аккуратной студийной работе, однако при активном использовании на концерте, особенно при экспрессивном «вдалбливании» педали в пол на каждой сильной доле, срок службы этого изделия резко сокращается. Впрочем, учитывая сравнительно небольшую стоимость таких педалей, к ним можно относиться как к своеобразному расходному материалу, как палки у барабанщика или струны у гитариста.
– Как пользоваться сустейн-педалью?
– Вообще-то, на этот вопрос не ответить в двух словах. Недаром существует целый корпус научно-методических трудов для пианистов, в котором можно найти «Искусство педализации» или «Руководство к употреблению фортепианной педали». Впрочем, сустейн-педаль можно и нужно применять не только при использовании классических тембров фортепиано. Так, весьма удобно бывает «зажать» на педали звук или аккорд, освободив руки для других звуков, партий или инструментов. Общий принцип использования педали заключается в том, что Вы объединяете с ее помощью отдельные музыкальные фразы, в то время как снятие педали означает разделение фраз. Впрочем, лучший ответ на этот вопрос Вам даст собственная практика игры на инструменте с использованием сустейн-педали.
Александр Заранкин,
Руководство по гитарным педалям для новичков
Анонс
DJSTORE
Со времени своего массового распространения в 60-е годы мир гитарных педалей разросся до огромных размеров и даже перестал принадлежать исключительно гитаристам. Немудрено, что многообразие эффектов может ввести начинающих гитаристов в заблуждение.
В этом материале мы расскажем об основных эффектах, поможем разобраться в азах, а также рассмотрим лучшие педали для новичков. В статье намеренно использован максимально простой для понимания язык, без излишнего использования технических терминов и описания тонкостей.
Зачем нужны педали
Педаль — важнейший элемент пазла, формирующего звучание гитары. В своей простейшей форме педаль представляют собой лежащую на полу электросхему в металлическом корпусе, которую гитарист включает ногой. Отсюда и происходит распространенное сленговое название stompbox, объединяющее английские слова stomp — топать и box — коробка. Русскоязычный аналог не требует дополнительной расшифровки: самое распространенное слово, обозначающее гитарную педаль в народе — примочка. После включения примочка способна изменять гитарный тон в зависимости от своих функций. Таким образом, гитара и усилитель составляют основу тракта, а педаль изменяет те или иные характеристики проходящего в нем аудиосигнала. Саунд можно изменить до неузнаваемости, а можно ограничиться тонкими нюансами.
Некоторые эффекты распространены шире и используются чаще других. Реверб, овердрайв и набор модулирующих эффектов — так выглядит джентльменский набор большинства гитаристов. Новичкам стоит собрать педалборд из недорогих и проверенных педалей с простым управлением. Такой набор быстрее научит обращаться со звуком. После этого можно переходить к более сложным конфигурациям.
Не будем углубляться в авторские классификации, которые любят придумывать для своих линеек бренды и разделим педали на несколько основных типов. Для знающих английский язык продюсер и преподаватель Рик Беато подробно объясняет смысл классификации на видео. Такая классификация представляется самой удобной для запоминания.
Звуковысотные эффекты
В качестве примера укажем питчшифтеры, октаверы и вамми. Эффекты этого типа позволяют смещать изначальную ноту на определенное количество полутонов. На выходе вы либо получаете исходный + измененный по высоте сигнал, либо только измененную ноту.
Тоновые эффекты
К ним относятся различные перегрузы (кранч, овердрайв, дисторшн, фузз), wah-педали, эквалайзеры, бустеры, компрессоры. Самый знакомый новичкам эффект — перегруз. Смысл его в том, что сигнал начинает искажаться по амплитуде и насыщаться дополнительными гармониками. Встретить его можно практически в любой рок/метал-композиции и довольно часто — в поп-музыке.
Эффекты модуляции
Сюда можно отнести разнообразные хорусы, фленжеры и фейзеры. Общий смысл заключается в том, что к исходному сигналу добавляется энное количество копий с небольшой задержкой. Различаются эффекты временем задержки и тем, как они работают с фазой сигнала.
Временные эффекты
Яркий пример — дилей/эхо и реверб. Применяются для пространственной обработки, а также для разнообразных ритмических эффектов. Образец использования пространственных эффектов — группа Slowdive. А дилей, например, можно услышать во вступлении к песне «Welcome to the Jungle» от Guns N’ Roses.
Несколько в стороне стоят различные утилитарные устройства вроде тюнера, педалей громкости и луперов (из популярных артистов лупером очень любят пользоваться Эд Ширан, Dub FX и Yoav). Здесь же упомянем о педалях Мульти-FX и процессорах, которые содержат сразу несколько эффектов в одном устройстве. Полезны они тем, что позволяют услышать и поэкспериментировать сразу с целым рядом различных эффектов. Кроме того, комбинированные девайсы в итоге обойдутся дешевле, чем педалборд из собранных по отдельности педалей.
Популярные бренды
Некоторые производители гитарных примочек подходят для начинающих исполнителей больше остальных. Это обосновано ценой, поскольку некоторые бутиковые компании собирают очень дорогие педали. Другая причина — удобство использования. Многие бренды специализируются на уникальных звуках и эффектах, нацеленных на музыкантов с солидным опытом и более глубоким пониманием принципов их работы. Ниже приведены примеры компаний, которые производят доступные девайсы с качественным саундом.
Boss заслуженно считаются одними из первых создателей педалей. Японская компания разработала дисторшн OD-1 в далеком 1977 году и с тех пор выпустила много эталонных эффектов. Boss никогда не снижали высокую планку требований к звуку, находя при этом идеальный баланс качества и доступности. Они также выпускают отличные мульти-FX педали.
TC Electronic
Датская компания славится достойным ассортиментом различных гитарных эффектов, упакованных в стильные и изящные корпуса. Возможно, наиболее известные среди них — тюнеры Polytune и дилеи Flashback. Опять же стоит отметить, что эти педали легко доступны по отличным ценам и способны занять вас на долгие часы.
Какие педали покупать
Мы кратко изложили рекомендации, но выбор остается за вами. Опирайтесь на собственное видение желаемого, свои потребности и цели. Любите рок? Овердрайв — в первую очередь, а затем подумайте, чем дополнить цепь эффектов, чтобы получить полноценный педалборд под этот жанр. Нравится шугейз и эмбиент? Внимательно отнеситесь к выбору дилея и реверба. Вся прелесть примочек именно в том, что каждый самостоятельно собирает уникальные комбинации, соответствующие творческим нуждам.
Принцип подключения педалей
Теперь, когда вы уже определились с тем, какие педали пригодятся для выражения ваших идей, самое время вспомнить о порядке их подключения. Каждое изменение влияет на звук, поэтому при организации цепи сигналов необходимо учитывать все тонкости.
На начальном этапе правильным решением будет ориентироваться на одну из множества существующих схем расстановки. Помните, нет какого-то единого и общепринятого правила, есть только устоявшиеся типовые принципы в организации цепи сигналов, но и они во многом подтверждают фразеологизм «сколько людей — столько и мнений». К самостоятельным экспериментам следует переходить уже по мере обретения опыта и понимания того, как каждая конкретная примочка отражается на звуке.
Очередность цепи может быть выстроена по следующему принципу:
Электрогитара >> тюнер >> звуковысотные фильтры >> компрессор >> тоновые эффекты >> модуляция >> педаль громкости >> временные эффекты >> усилитель.
При таком порядке звуковысотные фильтры вроде вамми расположены сразу за тюнером, далее идет компрессор, снижающий динамический диапазон. После в ход идут всеми любимые перегрузы, эффекты модуляции, а замыкают цепочку дилей с ревербом. Подобная схема позволяет сохранить общий уровень сигнала и избежать непредвиденных искажений. Именно поэтому в большинстве педалбордов пространственно-временные эффекты идут в самом конце, то же самое касается тюнера, открывающего цепь — позиции педалей этих типов практически неизменны, чего не скажешь о других. Кто-то размещает компрессор до звуковысотных фильтров, чтобы сохранить динамику и чистое звучание инструмента, другие ставят его после дисторшна. Понятия «правильно» здесь нет, как видите, компоновка весьма вариативна и во многом зависит от конкретных педалей, которые есть у гитариста, а также от его собственной фантазии.
Когда вы представили порядок, приступайте к коммутации. Подключите ¼” инструментальный кабель к педали, затем другим кабелем соедините педаль с усилителем. Если вы используете более одной педали, создайте цепь с помощью коротких патч-кабелей. Обратите внимание, что коммутация длинными кабелями ослабляет сигнал. Короткая кабельная цепь обеспечивает постоянный поток сигнала от гитары к усилителю с наименьшими потерями. Примочки могут подключаться как до предусилителя, так и после него, но всегда до конечного усилителя. Дальше многое зависит от усилителя: некоторые оборудованы так называемой «петлей эффектов» или разрывом — разъемами Send и Return, служащими для подключения педалей, которые предпочитают не включать в инструментальный вход для более чистого звучания (речь о различных эффектах модуляции). В свою очередь петля делится на 2 типа: последовательный и параллельный. При последовательном разрыве весь сигнал, выходящий с предусилителя, поступает на цепь эффектов и полностью обработанным поступает в усилитель мощности. В такой разрыв включают ряд модуляционных эффектов, включая дилэй, реверб, фэйзер и прочие. При наличии параллельного разрыва исходный сигнал разделяется на два: один сперва поступает в цепь эффектов, а исходный — на вход встроенного в усилитель микшера. Таким образом баланс обработанного и сухого звука можно менять при помощи регулятора на усилителе. Если ваш педалборд включает несколько модуляционных эффектов, то наличие петли на усилителе обязательно.
Другой важный фактор при сборе педалборда — источники питания. Примочки должны быть обеспечены питанием от сети. Хороший стабилизированный блок питания с раздельными выходами способен равномерно передавать электричество сразу на несколько педалей, а также защитить от внезапных скачков напряжения и перебоев в подаче электроэнергии. Создание цепочки последовательного подключения— альтернативный метод на случай, если в вашем распоряжении есть только обычная сетевая вилка. В этом случае требуется только недорогой кабель. Многие педали также работают на батарейках, но это не самое экономичное решение, поскольку работа педали быстро выжимает из них все соки. Разобравшись с подключением, берите гитару в руки, включите педаль и начните играть. Лучший способ познакомиться с новой примочкой — проверить ее в деле.