Существует ли такая национальность дагестанец
Коренные народы Дагестана славятся дружбой и единством: история происхождения и численность
В настоящее время Республика Дагестан (РД) является самым многонациональным регионом России. На начало 2017 года здесь проживало более 3 млн человек. Народы Дагестана – это настоящий сплав менталитетов и религиозных направлений, однако при этом люди здесь всегда жили мирно, так что ни о каких раздорах на национальной почве говорить даже не приходится.
Исторические предпосылки объединения этносов
Вряд ли найдется еще один регион на территории РФ помимо Дагестана, где бы легко уживалось столько различных этнических групп. Не зря древний Дербент заслуженно признан одним из самых толерантных городов мира. Этнографы и историки сделали важный вывод: республика как общность народов формировалась в особых условиях, что не могло не повлиять на мировоззрение людей, живущих здесь.
Народности Дагестана – это настоящий конгломерат, в котором каждый представитель того или иного этноса четко ощущает себя носителем определенной культуры и вместе с тем осознает, что он дагестанец. В целом, можно сказать, что современный Дагестан – это Россия «в миниатюре».
Еще в XVIII столетии на Кавказе, а точнее на той территории, которую позже начали называть Дагестаном, царил феодальный строй, в котором можно было наблюдать отголоски патриархального уклада. Кстати, единство народов Дагестана в определенной мере наблюдалось уже тогда, несмотря на то, что все они были раздробленными. Здесь исторически было исключительно мало городов, а подавляющая часть населения проживала в сельской местности. При этом в горной местности патриархальный уклад был наиболее заметен, тогда как на равнинной части феодализм сформировался раньше.
В республике этнического коллективизма не наблюдалось, здесь люди проживали по территориальному принципу. Соответственно, главенствующую роль играла община, состоящая из нескольких селений. Национальные элиты управляли как общинами, так и, опосредованно, малыми населенными пунктами, принадлежавшими к той же народности, что и вся община. Дагестанские народы нельзя было назвать разобщенными, однако они не слишком стремились к более плотному взаимодействию.
Дагестанцы занимались, в основном, земледелием, животноводством и охотой. Была развита торговля, которая процветала в районе Дербента. Сложные условия жизни в горах не позволяли заниматься какими-либо видами промышленности, этому способствовал и патриархально-феодальный уклад.
Только после того как на Кавказ начали проникать русские, в жизни горцев стали наблюдаться изменения. Непосредственными же причинами объединения и последующей дружбы народов можно считать:
Устав от феодальной раздробленности и неустойчивости взглядов местных элит, дагестанские этносы все больше взаимопонимания находили с русскими переселенцами. Не случайно горцы часто предпочитали селиться вокруг военизированных русских укреплений-крепостей – многие из таких поселений впоследствии становились крупными населенными пунктами. Казаки и русские солдаты защищали местных жителей не только от турок, но и от набегов враждебных племен. В этих условиях не только крепла дружба с переселенцами из России, но и углублялись коренные связи народов.
Во многом мировоззрение горцев отражено в моральном кодексе народов Дагестана. Этот неписаный кодекс включает не только правила этикета, но и совокупность традиций, уважение к старшим, соблюдение семейных обычаев. Как ни странно, серьезные различия в менталитетах русского и горского народов не стали камнем преткновения – напротив, послужили объединяющим их звеном.
После того как Кавказ официально стал российским, началось бурное экономическое развитие региона. Развивалась промышленность, совершенствовались сельскохозяйственные орудия труда. Таким образом, патриархальный строй на всей территории региона довольно быстро сменился на феодальный. А окончательно формирование общности дагестанцев произошло уже после революции 1917 года.
Новое руководство страны было заинтересовано в дальнейшей социальной и этнической спайке. Поэтому народы республики получили все условия для дальнейшего укрепления межэтнических связей – теперь на помощь приходили хозяйственные и административные объединения.
Какие народности сегодня проживают в Дагестане?
Исторически ситуация в республике складывалась таким образом, что здесь проживали и доминантные этносы, и всегда находилось место для малочисленных народов. Во многом влияние на расселение той или иной этнической группы оказывали и территориальные условия.
Например, до сих пор в горной части республики проживают, в основном, аварцы, а на равнинных территориях преобладающее количество жителей – кумыки. Кстати, до того, как в республике не стал межнациональным языком русский, его роль выполнял именно кумыкский язык (тюркский).
Согласно Конституции, в список коренных народов Дагестана включены:
Однако эти 14 народностей не единственные этносы, проживающие в республике. Так, аварцы разделяются еще на насколько групп, в числе которых:
На юге региона компактно проживает этническая группа горских евреев (таты). А даргинцы имеют в своем составе кубачинцев и кайтагцев. К населению республики можно отнести немногочисленные группы белорусов, персов, татар, осетин и украинцев. Таким образом, население Дагестана действительно многонационально, и все они гордо называют себя дагестанцами.
Народный поэт Расул Гамзатов, посвятивший всю жизнь и творчество родному краю, писал:
Мы говорим на разных языках. У каждого свое восприятие или понимание тех или других проблем. Возможно, будут борение мысли и столкновения чувств, непримиримость суждений и несогласие друг с другом. Но на каком бы языке мы не говорили, какие бы песни мы не пели, как бы наши суждения не расходились в частностях, нас объединяет одно – любовь к Дагестану. В этом отношении у нас разногласий нет, это нас объединяет, это придает нам силу, уверенность и мудрость.
Интересен и вопрос о том, на каких языках говорят дагестанские народы. Довлеющим является русский язык, он в настоящее время является инструментом общения между различными национальными группами. Кроме того, существует четыре языковые группы – к ним относятся языки всех народностей. Самая малочисленная группа – иранская, на этих языках изъясняются горские евреи (таты).
Славянская языковая группа представлена русскими, белорусами, украинцами, сюда же обносится небольшая община терских казаков. На языках, относящихся к тюркской группе, разговаривают кумыки, ногайцы и азербайджанцы. Наконец, самой большой группой является нахско-дагестанская. К ней относятся: аварцы, даргинцы, чеченцы, лакцы, рутульцы, лезгины, агулы, цахуры, табасаранцы.
Если говорить о численности народов Дагестана, то можно отметить, что самая большая этническая группа – это аварцы. Они составляют около 30% от всего населения региона. Устаревшее название этого народа – авары, а кроме того, первые русские переселенцы, не разбираясь в национальных тонкостях, зачастую назвали аварцев – лезгинами.
Вторая большая группа – это даргинцы. Их численность составляет более 17% от населения РД. Даргинцы, как и аварцы, в основном, проживают в горных местностях, занимают также и предгорья центральной части республики.
На третьем месте по численности стоят кумыки – 15%. Издревле этот народ предпочитал заниматься земледелием, чему способствовало и расселение на равнинных территориях. Что же до лезгин, то они занимают четвертую позицию по количеству жителей региона – чуть более 13%. Занимают достаточно большую часть Юждага, проживая и в предгорьях, и на равнинной части республики.
Вопросы дружбы и единства дагестанских народов
Руководство республики поддерживает любые инициативы, направленные на упрочение национального единства. Известно, что национальности «дагестанец» не существует. Однако каждый житель региона, вне зависимости от того, к какой народности он относится, ощущает себя дагестанцем. Указом президента РД от 6 июля 2011 года учрежден праздник «День единства народов Дагестана».
Отмечается 15 сентября и в этот день по всей республике проходят праздничные мероприятия. К ней приурочены различные танцевальные конкурсы и развлекательные действа, отражающие единство не только народов, но и культур региона. Ведь в переводе с тюркского название республики означает «страна гор». Поэтому все жители являются горцами, населением некоей отдельной страны, которая входит в состав России и при этом сохраняет свою культурную самобытность.
Почему именно 15 сентября было выбрано? В середине XVIII столетия горцы были вынуждены объединиться в армию, чтобы противостоять персидским войскам под предводительством Надир-шаха Афшара. В Андалальской долине произошла крупная битва между горцами и персами, в которой горцы одержали верх. Именно 15 сентября объединенная горская армия начала освободительное продвижение по своей земле.
Кто такие дагестанцы и почему они ведут себя «не так»?
Дагестанцы – под этим словом объединена не какая-то единая нация, а своеобразный конгломерат самых разных народов, спаянных воедино. В чем их особенность, почему Дагестан можно назвать территорией с уникальным населением? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы.
Национальный состав Дагестана
Кавказ – уникальное место контрастов культур и народов. Моноэтнические регионы (например, Чечня и Ингушетия) мирно соседствуют с многонациональными. По приблизительным подсчетам, в Дагестане проживает 36 народностей.
При этом такой национальности, как дагестанец, в природе не существует. Это слово является объединяющим для множества различных народов, проживающих на территории республики. Такую ситуацию можно назвать уникальной, поскольку, как правило, в пределах одного субъекта проживает титульный народ – то есть тот, который преобладает по численности и дает название самой территории. В случае же с Дагестаном подобного нет.
Несмотря на то, что еще много веков назад на дагестанских землях сформировались различные этносы, в официальных документах Российской империи они именовались: горское население – лезгины, а жители равнин – тюрки. Во времена Кавказской войны 1817—1864 годов можно было встретить еще одно наименование – чечены.
Первые определения давали, в основном, российские географы и этнографы, изучающие Северный Кавказ, а второе вошло в обиход среди поселенцев-казаков и позже русских регулярных войск. Только после того как утвердилась Советская власть, начались детальные исследования особенностей той или иной национальности.
Ответ на вопрос, сколько дагестанцев сегодня проживает на территории региона, дает статистика Росстата. На начало 2017 года численность составляет чуть более 3 млн человек. Однако стоит учитывать еще и то, что многие местные жители постоянно живут за ее пределами, сохраняя при этом свои традиции и национальный менталитет. А ведь еще сто лет назад цифры были несоизмеримо меньше.
Так, согласно переписи населения 1897 года, в республике насчитывалось всего около 600 тысяч человек. Причинами демографического бума в начале 20 века явились:
В советское время рождаемость в Дагестане была почти в два раза выше, чем сегодня. На одну семью приходилось в среднем пять детей. Тем не мене, на сегодняшний день республика занимает пятое место в стране по уровню рождаемости.
В 2010 году в Конституции Дагестана статус «государственного языка» закреплен за 14 коренными народами:
Преобладающим по численности нельзя назвать ни один народ Дагестана, хотя аварцев в определенном смысле можно назвать доминирующим. Дело в том, что в состав аварцев входят несколько этнических групп, вот они-то и насчитывают около 30% населения всей республики:
Стоит отметить также, что лезгины составляют 13% численности региона, даргинцы – 16,9%, азербайджанцы – 4,5%, лакцы – около 5,5%, русские – 3,6%. Ногайцы, агулы, цахуры, рутульцы – в среднем, по 1% от всего населения региона.
Кроме перечисленных, насчитывается еще 14 различных малочисленных народностей, которые входят в этнические группы. Так, к даргинцам относятся:
Все эти народы и этнические группы признаны коренными. А ведь кроме них, в РД также проживают еще и казахи, евреи, узбеки, армяне, грузины, татары, белорусы, осетины, персы. Как видите, состав республики невероятно разнообразен, и все эти люди – дагестанцы, ведь большинство из них насчитывает уже несколько поколений, так что эта горная страна давным-давно стала для них родиной.
Разумеется, объединяет жителей Дагестана не только общая территория, но и религия. По подсчетам исследователей, около 95% всего населения исповедуют ислам различных течений. Из них подавляющее большинство – сунниты, а шииты составляют всего 4%. Почти 5% дагестанцев являются христианами. Но здесь мирно уживаются и мусульмане, и православные. Не зря, например, город Дербент называют «кавказским Иерусалимом» за толерантность и дружбу народов.
Дагестанцы и русские: исторический очерк
Может возникнуть вопрос – почему русское население республиканские власти официально признали коренным? Все дело в том, что русские начали проникать на территорию этого региона достаточно давно. Связано это было, прежде всего, с торговыми отношениями, поскольку через Дагестан проходил один из караванных путей в Персию.
Петр Первый посетил Дербент в самом начале 18 столетия, и на тот момент здесь уже присутствовали этнические русские, хотя их было очень мало. В начале 19 века здесь начали возникать казачьи заставы и крепостные укрепления русской армии.
Конечно, не все горцы были рады «северным гостям». Но, были и те, кто перешел на службу к русскому царю. Многие местные мужчины были проводниками и поддерживали новые порядки. Однако хватало и тех, кто по-прежнему считал себя независимым. Во многом мешало взаимопониманию дагестанцев и русских подстрекательства Турции и Персии, у которых в этом регионе были свои политические и экономические интересы.
В результате вся эта зыбкая социальная конструкция в начале 19 века повлекла за собой кровопролитную войну, длившуюся без малого 50 лет. Было создано новое государственное образование – имамат, во главе которого встал харизматичный имам Шамиль.
Завоевание Кавказа далось России нелегко. Горцы чувствовали себя независимыми, разъединялись на небольшие отдельные ханства, и само понятие государственности было им чуждо. Тем не менее, по итогам Гюлистанского мирного договора Дагестан все же вошел в состав России. А это стало причиной дальнейшего сближения дагестанских народов и русского населения.
Сегодня дагестанцы мирно уживаются с русскими, так же, как и с представителями иных национальностей. Более того, стали привычным явлением и межэтнические браки, которые также укрепляют национальные связи. Однако, нередко ощущение внутренней свободы у русской красавицы может послужить причиной того, что отношения разлаживаются.
Нужно учитывать, что разница в менталитетах здесь все же огромная. И то, что привлекает дагестанского мужчину в русской женщине вне брака, способно насторожить его, когда он начинает задумываться о создании семьи с ней. Вообще, отношения кавказских парней и русских девушек – тема отдельной статьи.
С другой стороны, и многие славянские девушки неоднозначно относятся к дагестанцам. Особенности национального характера кавказского мужчины на определенном этапе могут выглядеть не настолько важными для отношений. Но, когда дело доходит до разговоров о свадьбе, женщина начинает задумываться и проверять свои чувства на прочность.
Она понимает, что чаще всего будет вынуждена вращаться в кругу людей с совершенно иным менталитетом и с другими взглядами на семейную жизнь. Далеко не все готовы мириться с таким положением вещей. Не случайно отдельные исследователи и психологи утверждают, что такие браки в 80-90% случаев заканчиваются разводом и полным разрывом отношений.
Однако есть и многие примеры того, как такие межэтнические браки существуют и при этом крепнут день ото дня. Кавказец и русская девушка могут создать настоящий союз при условии, что их чувства способны преодолеть разницу в мировоззрениях. Опять же большим преимуществом будет одинаковое вероисповедание (но, не решающим).
Если жена-христианка ради любви готова принять ислам, это уже половина успеха. Такие случаи не редкость. А вот обратных примеров можно насчитать единицы. Даже очень любящий свою русскую супругу мужчина-мусульманин вряд ли откажется от своей религии.
Если же славянская женщина все-таки решила выйти замуж за представителя гор, она должна понимать, что ей придется мириться не только со многими национальными традициями, но и с укладом жизни. Городские пары еще могут вести полностью светский образ жизни, однако в горных селеньях до сих пор царит жесткий патриархат, а уважение к старшим является неотъемлемой чертой воспитания в Дагестане. В таких условиях девушке придется отказаться от короткой юбки и большого количества косметики. Зато, в такой семье дети будут с рождения знать, что отец и мать они обязаны почитать.
В центральной части России отношение к выходцам из Дагестана, мягко говоря, неоднозначное. И причина этого, отчасти, кроется в национальном менталитете. Ведь что, чаще всего, говорят про дагестанцев жители российских городов? Отмечается, что они:
Понятно, что все эти стереотипы сложились не на пустом месте. Но, не стоит всех грести под одну гребенку. Сегодня тысячи выходцев республики трудятся во благо России: учителя, медики, ученые, артисты, спортсмены и т.д. Многие дагестанцы в Москве перенимают местную культуру, честно стараются закрепиться на новой территории, готовы трудоустраиваться и работать. Однако, девушки, начав отношения с молодыми людьми из Дагестана, относят «нежелание работать, но иметь больше денег» чуть ли не к особенностям национального характера. Парадоксально!
Еще один нюанс менталитета – это желание доказать, что ты самый удачливый, богатый, и, что называется, крутой. Не зря часто шутят: «Если бы понты светились, то в Дагестане вечно были бы белые ночи». Ради такого соревнования дагестанские мужчины (как правило, юноши) готовы на что угодно. Такая кичливость, не подтвержденная реальными достижениями, далеко не каждому по душе. Врожденная учтивость у них в отдельных случаях может смениться грубостью по отношению к собеседнику, особенно если тот – не кавказец.
Не нужно забывать и об еще одной особенности, которая свойственна не только выходцам РД, но и практически всем кавказцам, – о клановости. Горский уклад жизни насколько сильно «въелся» в их гены, что это иногда не может не удивлять людей других национальностей. Об этом свидетельствуют многие анекдоты про дагестанцев, большая часть которых, справедливости ради сказать, касается всех кавказцев и часто просто искусственно заменяет одну национальность другой.
Правда, клановость во многих ситуациях приносит ощутимую пользу самим дагестанцам. Семейственность и стремление сплотиться, особенно в чуждой обстановке, позволяет им выживать. Да, в характере у горцев присутствуют неоднозначные черты. Видимо, из-за этого некоторые блоггеры размещают в интернете свои обращения к землякам.
Но все-таки большинство дагестанцев – хорошие и трудолюбивые люди, которые воспитаны в лучших кавказских традициях. И не случайно РД без малого 150 лет является российским, став важной частью большой страны и обогатив ее своей уникальной культурой.
Народы Дагестана дали миру и стране великих поэтов (Расул Гамзатов, Фазу Алиева и др.), ученых (например, академик Абдусалам Гусейнов – Директор института философии РАН), более 60 героев Великой Отечественной войны (среди них Абдулхаким Исмаилов, одни из первых водрузивший знамя Победы на Рейхстагом), продолжать можно долго.
На весь мир известна местная школа вольной борьбы. Здесь родился один из лучших борцов в истории, трехкратный Олимпийскй чемион – прославленный Бувайсар Сайтиев. Именно дзюдоисты РД Мансур Исаев и Тагир Хайбулаев принесли России первые золотые медали Лондонской Олимпиады в 2012 году.
Наш экскурс будет не полным, если не вспомнить о народных промыслах:
Дагестанцы
Дагестанцы – обозначение группы народов, населяющих Республику Дагестан. В Дагестане нет так называемого титульного народа.
До 20-х годов XX века все горские народы Дагестана назывались лезгинами либо считались лезгинскими племенами. Коренными малочисленными народами Республики Дагестан признаны 14 народов: аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасараны, ногайцы, рутульцы, цахуры, чеченцы-аккинцы.
Кроме этого в юго-западном Дагестане (Западном «горном Дагестане») проживают ещё 14 народностей, которые официально в переписях включаются как этнические группы в составе аварцев: андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндинцы, хваршины, чамалинцы и цезы. Также в число даргинцев включены родственные им кайтагцы и кубачинцы. В южном Дагестане также компактно проживают горские евреи.
По мнению Энвера Кирсиева, ряд малочисленных общностей, считавшихся по переписи 1926 г. группами лезгин (табасараны, рутульцы, агулы и цахуры), в переписи населения 1959 г. получили статус отдельных национальностей. Также он считает, что 13 самостоятельных в языковом отношении этничностей андо-цезской языковой группы (андийцы, ахвахцы багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, каратинцы, тиндинцы, хваршины, чамалалы) и одна группа с языком лезгинской языковой группы (арчинцы) были отнесены к аварской национальности. Точно так же ранее самостоятельные группы кайтагцев и кубачинцев тогда же были отнесены к даргинцам.
14 языкам народов Дагестана придан статус государственных. К ним относятся: авасркий агульский азербайджанский даргинский кумыкский лакский лезгинский ногайский русский, рутульский, табасаранский татский, цахурский и чеченский языки.
Для дагестанцев сплоченность – это образ жизни, который складывался веками в самой крупной и самой многонациональной республике российского Кавказа. Дагестан – единственное место в мире, где на площади 50 тыс. кв. км проживают 102 народности, из которых 36 являются коренными, 14 из них имеют свою письменность и алфавит. При этом в Дагестане никогда не было межнациональной розни. Как же удавалось примирить разные вероисповедания, обычаи, даже взгляды на добро и зло?
Кавказ в древности называли «горой языков», подразумевая большое количество народов, проживающих на небольшом пространстве. Всем известна легенда о всаднике, который когда-то, в незапамятные времена, разъезжал по миру с мешком, в котором были разные языки. Всадник раздавал разным народам земли разные языки. Когда всадник появился на Кавказе, он разорвал свой мешок об одну из неприступных скал Дагестана. Языки рассыпались по горам, и все перемешалось. Красивая легенда, не правда ли?
Народы Дагестана прошли большой и сложный путь развития: на протяжении веков они боролись за национальную независимость. Не пером написана история горских народов – она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками. Дагестан является одним из древнейших центров земледелия и животноводства на Земле. К тому же некоторые историки высказывают мысль о родстве народов Дагестана, в частности лезгиноязычных народов с древними народами Шумера, Загроса, а также с хеттами и мидийцами.
Вся история Дагестана доказывает сплоченность его народов.
В средние века на арену истории выходят многие народы Дагестана, они образуют свои государства: лезгинские Лакз (VI-XII вв.), Ширван (VI-XVII вв.), аварское Аваристан, Таркинское шамхальство, Казикумухское ханство, Кайтаго-Табасаранское майсумство. В это время и начинается постепенный процесс образования Дагестана как единого целого.
Главной причиной объединения дагестанских народов, говорящих на разных языках и имеющих разную культуру, стала война, заставлявшая мелкие народы объединяться вместе против множества захватчиков, которые, помимо чисто завоевательских, преследовали цели уничтожения и растворения гордых, свободолюбивых народов Дагестана. Для этого многие завоеватели умышленно меняли демографическую ситуацию в Дагестане, переселяя на лучшие земли то арабов, то иранцев, то тюрков-шиитов, то тюрков-суннитов. Именно поэтому коренные жители Дагестана живут в горах, а равнины оказались заселенными пришлыми народами. Но в течение веков эти некоренные народы постепенно сблизились с коренными и образовали общедагестанский этнос, выступающий сейчас единым целым перед лицом внешнего мира.
Страницы истории изобилуют героическими подвигами дагестанцев в защиту родины и свободы. И хотя многие из этих жертв оказались напрасными, это не может умалить мужества малого, по сравнению с захватчиками, народа Дагестана. Целых сто лет понадобилось на покорение маленькой Кавказской Албании гигантским Арабским халифатом, а еще через сто лет арабы навсегда покинули ее территорию.
Воины Чингисхана, покорившие Китай, государства средней Азии, Иран и Древнюю Русь, не смогли взять штурмом крепость Дербента, а только обошли его. Второй поход монголы совершили в 1239 году под предводительством Кровавого Батыя. Еще более ужасным было нашествие хромого Тимура, покорившего до этого Индию, Иран, Среднюю Азию, совершившего походы в Китай, нанесшего поражение Золотой Орде. Именно в борьбе с Тимуром определилось единство народов Дагестана. После кровавого похода по Дагестану его войска остановились у стен аула Ушкуджан, жители которого были язычниками. И до чего же был удивлен Тимур, когда им на помощь пришли мусульмане, представители других дагестанских народов. Вот что значит единство!
Есть у дагестанцев своя Жанна Д’Арк. Это Парту Патима, простая горянка, своим примером вдохновившая кумухских воинов, оборонявших свой аул. Возглавляемый ею отряд смог разбить непобедимого Тимура. Дагестан был ареной борьбы Турции и Ирана за обладание им. И хотя он неоднократно завоевывался то одним, то другим захватчиком, никто из них не смог покорить «Страну Гор» до конца.
Республика Дагестан расположена на северо-восточном склоне Кавказа и на юго-западе Прикаспийской низменности. Она занимает самую южную часть Российской Федерации.
Территория, география, демографическая структура.
В некоторых горных и предгорных районах Дагестана плотность населения достигает 55-60 чел. на 1 км 52 6. Это самая высокая в России плотность населения для горных районов.
Этнический состав населения.
По данным переписи 1989 года на территории Дагестана зафиксированы представители 102-х национальностей. При этом, к числу т.н. коренных относятся народы, принадлежащие трем языковым семьям:
1. К дагестанско-нахской ветви иберийско-кавказской семьи языков относятся аварцы (вместе с 14 этносами, имеющими самостоятельные, но близкие аварскому, языки, а именно, ахвахцами, каратинцами, андийцами, ботлихцами, годоберинцами, тиндалами, чамалялцами, багулалами, хваршинами, дидойцами, бежтинцами, гунзибцами, гинухцами и арчинцами), даргинцы (включая кубачинцев и кайтагцев), лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры и чеченцы.
2. К тюркской группе алтайской языковой семьи относятся кумыки, азербайджанцы и ногайцы.
3. К индоевропейской языковой семье принадлежат русские, таты и горские евреи, говорящие на татском языке, который относится к иранским языкам.
В республике нет так называемой «титульной национальности», но ее политическими атрибутами наделены в настоящее время 14 национальностей Дагестана:
5. Русские считаются одним из народов Дагестана. Сейчас их в республике 150.1 тыс. человек (7.3 % населения). Более 80 % дагестанских русских расселены во всех городах и поселках городского типа, однако только в Кизляре они составляют больше половины населения (54 %). Довольно значительна их доля в Махачкале и Каспийске (17 – 18 %), в остальных городах их доля варьирует от 3 до 10 % населения. Русские составляют основное население поселка городского типа Комсомольский (81 %), относительно много их в Дубках (16 %) и Сулаке (12 %). Сельское население русских (терские казаки) сосредоточено в низовьях Терека и его протоков на территории Кизлярского и Тарумовского районов, где их численность, как относительная, так и абсолютная, в последние годы заметно уменьшается(27.2 и 30.4 % соответственно). Незначительное число сельских русских проживает также в Бабаюртовском (1.5 %), Хасавюртовском (0.4 %), Ногайском (1.8 %) и Дербентском (0.7 %) районах.
7. Табасараны насчитывают 93.6 тыс. человек, что составляет 4.5 % населения Дагестана. Основной территорией их расселения является юго-восточный Дагестан. Большая часть (64 %) табасаранов живет в сельской местности в Табасаранском районе (80 %), Хивском (62 %) и Дербентском (15 %). Небольшое число их живет в Каякентском и Кизлярском районах. Горожане сосредоточены главным образом в Дербенте и Дагестанских Огнях (до трети населения в каждом), а в Махачкале и других городах число табасаранце незначительно.
8. Азербайджанцы насчитывают 88.3 тыс., что составляет 4.3 % населения республики. Около половины их проживает в сельской местности в Дербентском (55.7 %), Табасаранском (18 %), также в Рутульском (4 %) и Кизлярском (3 %) районах. Азербайджанцы-горожане живут в основном в Дербенте и Дагестанских Огнях, где они составляют около трети населения, а также в поселках Мамедкала (22.4) и Белиджах (7.3 %). В Махачкале азербайджанцев сейчас немногим более 6 тыс. или 1.6 % населения столицы Дагестана.
Историческая справка.
Территория Дагестана была освоена человеком в эпоху палеолита. Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные здесь, относятся к ашельской эпохе.
Среди древних предков народов Дагестана племена легов, гелов, удинов и др., проживавшие на территории современного Дагестана в I тыс. до н.э. В конце I тыс. до н.э. территория Дагестана с указанными и другими племенами входила в состав Кавказской Албании. На рубеже двух эр Албания была вовлечена в тяжелые изнурительные войны римлян с парфянами, соперничающими между собой за гегемонию в Малой Азии и на Кавказе. В III в.н.э. южный Дагестан был захвачен Сасанидским Ираном, а северный равнинный Дагестан в IV в. вторглись гунны.
Начиная с V века, на территории Дагестана образуется ряд государственных образований. Это Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Зирихгеран (Кубачи), Кайтаг, Гумик и др. В VI веке на равнине к северу от реки Сулак и южнее на узкой прибрежной полосе сложилось «царство гуннов» с городами Варачан, Чунгарс и Семендер, население которого состояло из местного населения смешанного с гуннами. В середине VII в. в степях Северо-Восточного Кавказа сложилось Хазарское государство (Хазарский каганат), в которое входил северный равнинный Дагестан, а с 664 г. с юга начинаются непрекращающиеся на протяжении столетий нашествия арабов. Дагестан надолго превращается в арену политического соперничества хазар с арабами и, вместе с тем, испытывает значительное влияние их культур. Только к началу IX в. прекращаются походы арабов и выступления хазар.
С XVI в. с образованием Русского централизованного государства, особенно после присоединения к нему Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств, начинается усиление его политического влияния на Дагестан. С этого времени на длительный период Дагестан оказывается вовлеченным в противостояние трех могущественных политических сил; Ирана, Турции и России. В 1722 г. Петр I вторгается в приморский Дагестан и присоединяет его к России. Однако по Гянджинскому трактату 1735 г. Россия, заинтересованная в союзе с Ираном против Турции, уступает ему эти территории.
Гюлистанский мирный договор между Россией и Ираном, подписанный 24 октября (5 ноября) 1813 г. в селении Гюлистан в Карабахе после окончания русско-иранской войны, юридически оформил признание Ираном перехода к России Дагестана, Грузии, Мегрелии, Име- ретии, Гурии, Абхазии и ханств: Бакинского, Карабахского, Гянджинского, Ширванского, Шекинского, Дербентского, Кубинского и Талышского. На территории Дагестана стали возникать русские города-крепости.
С середины XIX в. и особенно после строительства в 90-х годах Владикавказской ж.д., соединившей Дагестан с центром России, с Баку и Грозным, Дагестан включился в русло капиталистического развития. К началу XX в. в Дагестане насчитывалось около 70 предприятий, формируется местная буржуазия и рабочий класс.
После революций 1917 г. и Гражданской войны в России Дагестан обрел политический статус. 13 ноября 1920 г. на Чрезвычайном съезде народов Дагестана была провозглашена декларация об автономии Дагестана, а 20 января 1921 г. был принят Декрет об образовании Дагестанской АССР.