Суперапп что это такое
Что происходит с супераппами, и как меняется рынок мобильных приложений
Еще в 2019 выходило много статей с прогнозами и рассуждениями экспертов, что супераппы — это будущее, которое захватит глобальный рынок приложений, и что приложение формата «single purpose» уже не то.
Но тут как с прогнозом погоды — угадать сложно. Так и с супераппами — кажется, прорыв случился только в определенных сферах и на определенных рынках. Посмотрим, как обстоит ситуация с супераппами сегодня, и какие особенности есть в их продвижении.
Китай — родина супераппов и законный трендсеттер этого формата. Сейчас главные подобные приложения в стране — это WeChat и Alipay. Они полностью интегрированы в жизнь людей — настолько, что даже бездомные принимают пожертвования через WeChat.
Что уж говорить про магазины или рестораны — кредитка вам не помощник, только сканирование QR-кода. Сейчас в WeChat можно обмениваться сообщениями, заказывать такси, совершать сделки с местными предприятиями, поставщиками государственных услуг и многое другое (читай — всё остальное).
По прогнозам к 2025 году количество пользователей WeChat в Китае достигнет 1 089,7 миллиона пользователей. А вот на этом графике можно посмотреть, как аудитория прибавляется и рост не замедляется.
WeChat — это мобильное приложение для обмена сообщениями, выпущенное в 2011 году, разработанное китайской компанией Tencent. Сегодня WeChat — одна из ведущих социальных сетей в мире, занимающая шестое место по количеству активных пользователей.
Как и любое глобальное явление — супераппы имеют две стороны. Если говорить о плюсах для пользователей, то тут очевидно, что не нужно несколько раз регистрироваться и переходить от приложения к приложению — все в одном месте: банк, бронирование билетов, оплата штрафов, заказ такси и так далее.
Но представьте, сколько данных знает о вас такое приложение: кто вы, где работаете, куда и как часто ездите, с кем общаетесь и почему по средам тратите больше, чем по субботам. Прямо никто не скажет, что ваши данные используются (только в Китае, где разработчики обязаны сотрудничать с правительством), но вряд ли вопрос остается закрытым — достаточно посмотреть, кто имеет доступ к вашей информации в правовых документах «Яндекса».
Для бизнеса плюсы очевидны: широкая аудитория, возможность интеграций, быстрое масштабирование своих продуктов. Но, несмотря на это, многие приложения принадлежат, например, одному издателю, но брендинг и аппы — отдельные. Самая известная история с Facebook, в экосистему которого входят Facebook, WhatsApp, SnapChat, Messenger.
Прежде чем задумываться о суперприложении, нужно подумать о географическом «покрытии» вашего продукта и обязательно изучить аудиторию. Если в Китае пользователям больше нравится, чтобы все было устроено по принципу одного окна, то, допустим, в Европе и США еще и доплатят за приватный мессенджер или отдельное приложение для бронирования билетов.
Хотя есть и исключения. В основном это касается финтеха. В качестве примеров можно привести приложение Lydia и Polaroo. Первое распространено по всей Европе. Оно объединяет аккаунты разных банков, мобильных кошельков, бесконтактную оплату, инструменты накопления и мгновенные кредиты.
Второе известно исключительно в Испании. Оно отслеживает все регулярные платежи и подписки пользователя в едином окне, напоминает об оплате счетов и предлагает более выгодные тарифы.
Вот лишь несколько приложений, которые в этом году точно относятся к категории «супер». Единого рейтинга и статистики по миру не нашли, поэтому можете добавить свои варианты в комментарии — обсудим.
Интересно, что в сторе можно поставить только одну категорию для приложения. Например, у WeChat — это социальные сети, у Yandex Go и Go-Jek — путешествия.
Чем отличаются супераппы и есть ли преимущества в их продвижении?
Часто супераппы — это результат долгой работы над приложением, которое изначально не планировалось как суперапп и имело только одну или несколько смежных функций. Именно по ним и выбираются категории приложения и, как правило, их уже не меняют, так как это не всегда положительно сказывается на ранжировании приложения.
Преимущества супераппов в том, что они очень популярны и имеют большую пользовательскую базу и узнаваемость.
Все это упрощает оптимизацию и продвижение. Еще одним плюсом может стать широкое семантическое ядро, так как приложения предлагают множество различных функций и сервисов, каждый из которых имеет свой пул ключевых запросов. Поскольку супераппы часто имеют активный приток большого количества установок, работа над графической оптимизаций и повышением конверсии может принести ощутимые результаты. Даже небольшое увеличение конверсии может принести десятки тысяч установок.
Характер привлечения пользователей в суперприложения меняется. В первую очередь, это касается первого шага. Это уже может быть не установка, а, например, retention или LTV. Смотреть и опираться нужно будет совсем на другие метрики, а также добавлять другие способы по привлечению новых пользователей и информирования старых. Пуш-уведомления, новый онбординг к свежей фиче, реклама в социальных сетях или у блогеров, спецпроект со СМИ и так далее. Суть в том, что регистрация перестанет быть одной из главных метрик успеха.
Если у вас не суперапп. Тренды уходят и приходят, а полностью доверять им судьбу вашего продукта не стоит. Наше мнение, что фундамент и та рутина, от которой иногда хочется избавится и найти волшебную таблетку, просто необходима.
ASO нужно заниматься всегда и для любого приложения, так как на разных этапах становления и развития приложения, встают новые задачи, которые необходимо решать.
Соперничество между супераппами, как правило, происходит уже не в поле ASO, а больше в поле внешнего маркетинга и закупки трафика. Так как приложения представляют бизнес и его услуги, львиная доля затрат на продвижение тратится вне сторов. Внутри сторов, тем не менее, приложения также активны и стараются вытеснять конкурентов.
Одной из особенностей в оптимизации супераппов является шаг, когда при составлении текстовых метаданных, в особенности названия, делается акцент на основную функциональность приложения.
Именно эта функциональность и ассоциируется с приложением и большая часть семантического ядра связана с ним. Супераппы больше работают над ретеншеном пользователей: высокой стабильностью приложения, качеством услуг и сервиса. Часто супераппы занимаются сезонной оптимизацией метаданных, что приносит дополнительный трафик.
Яндекс Go, WeChat, Uber: почему компании переходят на суперприложения
Недавно «Яндекс» объединил все свои городские сервисы в одно приложение — Яндекс Go. Внутри него — такси, каршеринг, городской транспорт, перевозка грузов и доставка: еды из ресторанов, а продуктов — из Яндекс Лавки. В сети уже полно противоречивых отзывов и мемов: не всем нравится мешанина из кнопок и лишние опции, которые только отвлекают.
Это не первый подобный шаг: в Яндекс.Картах можно следить за городским транспортом, запускать навигатор, видеть рекомендации популярных мест и маршрутов.
Все это — лишь часть глобального тренда: корпорации все чаще переходят на супераппы, оптимизируя свои ресурсы.
Что такое суперапп?
Суперапп — или суперприложение (англ. superapp) — это приложений с расширенным набором функций. Оно удерживает пользователя в рамках одной экосистемы из сервисов определенной компании. Чаще всего это финансовые сервисы, лайфстайл, доставка товаров, бытовые услуги.
Впервые термин «super app» употребил основатель BlackBerry — Майк Лазаридис. Он говорил, что это «закрытая экосистема, в которой одновременно существует множество приложений».
Создатели суперприложений рассчитывают, что так они получат больший охват и объем заказов. Зашел найти ближайший каршеринг — заодно вспомнил, что нужно купить продуктов к завтраку.
Переходить между опциями в рамках супераппа проще и быстрее, чем переключаться между несколькими приложениями. При этом приложение само подстраивается под поведение пользователя: в первой вкладке предлагает такси по частому маршруту или заказ еды из любимого ресторана.
Азия: WeChat и Alipay
Китайский мессенджер WeChat, запущенный в 2011 году — главный ориентир для создателей супераппов. В Китае запрещены другие мессенджеры и онлайн-платформы вроде WhatsApp или Facebook. В итоге WeChat объединил в себе финансовые, государственные и бытовые сервисы. Здесь можно общаться, подать заявление в госорганы или заявку на кредит, оплатить товары и услуги.
WeChat стал площадкой для многих брендов и онлайн-магазинов, в том числе — международных. Здесь можно покупать оптом и в розницу, брать в аренду, бронировать, играть в игры или консультироваться с врачом. Каждый разработчик может создать свое мини-приложение на базе WeChat для iOS или Android. В разделе мини-программ можно даже заказать еду из McDonalds.
Для китайцев, у которых практически нет других альтернатив, WeChat — это еще и способ взаимодействия с внешним миром. К примеру, WeChat Go — сервис для путешествий, которым ежегодно пользуются 120 млн китайских туристов за границей.
Китайская платежная система Alipay, принадлежащая Alibaba, тоже встроена в целую экосистему сервисов. Через нее можно оплачивать товары и услуги, включая мобильную связь и финансовые сервисы. Как и в WeChat, через Alipay можно оплатить, отсканировав QR-код. В Китае такой способ очень популярен, потому что пластиковые карты и банковские счета есть всего у 27% населения.
По данным консалтингового агентства Analysys, Alipay владеет 55% рынка мобильных транзакций в Китае, а финтех-бизнес Tencent, владеющая WeChat Pay — 39%.
Но самая интересная деталь — в том, что Alipay собирает данные об операциях пользователей и передает их компании Ant Financial. На основе этих данных формируется особый рейтинг, от которого зависит многое: шансы получить кредит и ставка по нему, доступ к госуслугам и даже вылет за рубеж. Система социального кредита — пример того, какое будущее нас может ждать, если все приложения и сервисы начнут объединяться друг с другом.
В 2019 Mail.Ru Group, Alipay, USM, «МегаФон» и РФПИ запустили совместный проект электронных платежей в России.
Еще один азиатский суперапп — логистический сервис Grab в Сингапуре. В приложении можно заказать такси, доставку еды и посылок, арендовать велосипед или скутер, оформить кредит, оплатить товары и услуги. Сейчас компания внедряет услуги онлайн-медицины и страхования.
Grab доступен в восьми странах Азии и насчитывает 144 млн пользователей.
С недавнего времени Grab сотрудничает с онлайн-кинотеатром HOOQ, что делает его главным конкурентом Netflix в Азии.
Японский мессенджер Line Corporation с 44 млн пользователей тоже создает суперапп с системой платежей и кредитования, встроенными мини-приложениями сторонних компаний (как у WeChat), доставкой еды и логистикой для ресторанов.
Индонезийское приложение Gojek также объединяет 18 сервисов для курьерской доставки, такси, онлайн-покупок, доставки еды, заказа услуг. К началу 2019 суперапп установили 155 млн пользователей в Юго-Восточной Азии.
США: Uber и Google
Западный рынок устроен иначе, и здесь приложениям и сервисам приходится постоянно конкурировать друг с другом. Пока что ближе всех к созданию супераппов оказались Uber и Google. Зато они, в отличие от WeChat, широко распространены по всему миру.
С помощью сервисов Uber уже можно вызывать такси и каршеринг (включая беспилотники), заказывать доставку еды и товаров, совершать платежи. В октябре 2019 компания сделала первый шаг к суперприложению: теперь в некоторых регионах через Uber Taxi можно заказать и такси, и доставку еды. Позже сюда же включили каршеринг и другой транспорт.
Чтобы завоевать азиатский рынок, Uber приобрел часть бизнеса у Grab и Careem. В итоге появился платежный сервис Uber Money, а затем и Uber Wallet. Позже сервис интегрировали с системами Apple Pay и Google Pay. К Uber Wallet подключены водители, курьеры и клиенты сервисов Uber.
В Google Maps можно прокладывать маршруты и планировать регулярные поездки — например, из дома на работу; бронировать туры, отели и авиабилеты; бронировать столики в ресторанах; заказывать еду; вызывать такси и другой транспорт от Uber. Доступные опции зависят от страны.
Facebook тоже расширяет функционал своих приложений для бизнеса — за счет онлайн-платежей и коммерческих сделок. Airbnb планирует перерасти в глобальную туристическую платформу: уже сейчас, помимо бронирования жилья, здесь можно спланировать всю поездку.
Средний американец проводит в Facebook 1 час 15 минут ежедневно.
Кто делает суперприложения в России?
ВКонтакте. Внутри соцсети есть своя платежная система — VK Pay, а также мини-приложения — как в WeChat. Через них можно покупать товары и услуги, заказывать еду, смотреть фильмы и сериалы, слушать музыку, играть в онлайн-игры.
Тинькофф. Когда-то это был просто онлайн-банк, а сегодня здесь можно купить ж/д и авиабилеты, билеты в кино и на концерты, забронировать столик в ресторане. В будущем здесь появятся онлайн-магазины и все те же мини-приложения.
ВТБ. Банк еще работает над интеграцией сервисов, но в качестве партнеров уже заявлены «Магнит», «Ростелеком» и Burger King. Помимо стандартного набора услуг пользователям обещают «биржу баллов» — что-то вроде кэшбека через программу лояльности компаний-партнеров.
Сбербанк пока не анонсировал свое суперприложение, но уже зарегистрировал товарный знак SuperApp.
Теперь все будут объединять свои приложения в одно?
Благодаря Uber во всем мире началась «уберизация услуг»: когда одно приложение заменяет кучу компаний-посредников между заказчиком и исполнителем. То, что происходит сейчас — следующий этап. Его можно назвать «уберизацией приложений»: число иконок в нашем смартфоне будет сокращаться, и мы привыкнем заказывать все в одном месте.
Для компаний это означает сокращение расходов на разработку и поддержку десятков приложений, вместо которых теперь будет одно. Запускать новые сервисы тоже будет проще и дешевле: мини-приложения будут делать сторонние разработчики, а суперапп — только подключать их. Внутри приложения будет легче собирать статистику, чтобы внедрять новые сервисы и «убивать» ненужные. Набор сервисов будет отличаться в разных странах: например, в ЮВА аренда скутеров намного популярнее, чем такси. Разумеется, создатели супераппов рассчитывают увеличить продажи — за счет того, что вам будут постоянно предлагать дополнительные услуги.
Для пользователей главная выгода — в том, что теперь не нужно загружать память смартфона и переключаться между приложениями. Вторую выгоду мы сможем оценить со временем, когда супераппы станут гораздо умнее. Тогда они смогут анализировать наши адреса и предпочтения, погоду и трафик на дорогах и подсказывать лучшие варианты. Например: взять такси и поехать на премьеру в кино или заказать еду и посмотреть любимый сериал дома. Будут ли сервисы передавать о нас эти данные еще куда-то — как в случае с Alipay — уже другой вопрос.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Супераппы: что это такое и почему ведущие компании России уже в деле
Обзор главных игроков и тенденций рынка, который меняет концепцию мобильного приложения, а заодно — и весь цифровой ландшафт.
2020 год в России можно смело называть временем суперприложений.
Всё началось с декабря прошлого года, когда Тинькофф объявили о запуске суперприложения. Далее пошли слухи о том, что Сбербанк и ВТБ также работают над многофункциональными мобильными платформами, а ВКонтакте обновила приложение до супераппа. Следующим громким релизом стал Яндекс Go, который объединил такси и каршеринг с доставкой посылок, продуктов и блюд. Недавно стало известно, что супераппы создают Delivery Club и Магнит.
Мы в Heads and Hands помогаем с созданием мобильных экосистем, супераппов и следим за развитием этих направлений в России и за рубежом. В этом материале кратко расскажем о том, что такое супераппы, зачем компании разрабатывают их и поделимся справкой по главным суперприложениям мира.
Что такое суперапп
Суперапп — это многофункциональное приложение, которое предоставляет доступ к сервисам экосистемы в одном окне.
Супераппы, как правило, вырастают из приложений соцсетей, финансовых, городской мобильности и доставки, мобильных операторов. Но есть и нетипичные примеры. Например, авиакомпания AirAsia, которая трансформирует своё приложение в суперапп.
Характерные черты супераппа:
Платёжная система и цифровой кошелёк, через которые идут все транзакции.
Единый профиль пользователя.
Доступ к сервисам через встроенные мини-аппы.
Супераппы, как и экосистемы, могут быть открытыми и закрытыми. Пример открытого супераппа на российском рынке — ВКонтакте, запустить свой сервис внутри него может любой сторонний разработчик. Закрытый суперапп — Яндекс Go, он объединяет сервисы только одной компании.
Как и экосистемы, супераппы обслуживают потребности пользователей по вертикали или в нескольких направлениях. К первым можно отнести супераппы в сфере еды, которые закрывают задачи по заказу продуктов, блюд из ресторанов и бронированию столиков. Ко вторым — омниканальные, в которых есть сервисы разных направлений: финансовые, лайфстайл, путешествия, покупки и подобное.
Самые известные супераппы
Первоисточником и драйвером запуска супераппов является Китай и Юго-Восточный регион.
Через мини-аппы в WeChat можно заказать такси, доставку еды, купить билет на самолёт или поезд, забронировать отель, воспользоваться виртуальным проездным или госуслугами. Сейчас WeChat пытаются конкурировать с крупнейшими ecommerce-площадками Китая. Так, в июле 2020 года компания запустила инструмент для создания виртуальных магазинов на платформе. Также WeChat разрабатывают ID, который в будущем может заменить удостоверение личности.
AliPay
Главным соперником WeChat в Китае является приложение платёжной системы и цифрового кошелька AliPay. На начало 2020 года в супераппе насчитывали более 1,2 млрд активных пользователей.
AliPay собрала мини-аппы в шести направлениях: повседневные услуги, денежные переводы, шопинг и развлечения, управление средствами, образование. Плюс сервисы сторонних компаний: покупка билетов в кино, заказ такси, доставка блюд, бронь отелей, покупка билетов на самолёт и поезд, каршеринг, байкшеринг.
Gojek
Индонезийский Gojek уже в момент создания обладал черты супераппа. Приложение запустилось в 2015 году с четырьмя сервисами: мототакси, доставка небольших посылок, продуктов из магазинов, заказ блюд из кафе и ресторанов.
Суперапп выстраивался вокруг услуг мототаксистов и расширялся в сторону грузоперевозок, классического такси, доставки. Постепенно в суперприложении появился цифровой кошелёк, раздел с развлекательными сервисами и даже заказ уборки и массажа. Каждый месяц Gojek использует 29,2 млн пользователей.
Малайзийский суперапп, который, как и Gojek, вырос из приложения по заказу транспорта и доставки. Через него можно вызвать такси, арендовать велосипед и даже воспользоваться тук-туком, заказать доставку блюд, продуктов, посылок, воспользоваться услугой микрокредитования и страхования, совершать платежи через цифровой кошелёк. Grab изменили стратегию развития с сервиса для организации перевозок на суперапп после приобретения юго-восточного отделения Uber в 2018 году.
Супераппы в России
Тинькофф
Первыми о запуске супераппа на российском рынке объявил Тинькофф. Суперприложение развивают на базе одноимённого банковского приложения.
К супераппу Тинькофф уже подключены около 20 вертикалей: билеты в кино, на концерты, в театры, на спортивные мероприятия, бронирования ресторанов, запись к врачам, в салоны красоты, доставка цветов и косметики, путешествия, автозаправки, фитнес, заказ уборки. В ближайшее время Тинькофф планирует добавить ещё 10 новых вертикалей сервисов.
Сбербанк и Mail.Ru Group
В августе 2018 года ВКонтакте запустила мини-аппы, а в ноябре 2019 года Mail.Ru Group сообщила о намерении трансформировать соцсеть в суперприложение. В 2020 году глобально обновился интерфейс — появилась отдельная вкладка со всеми сервисами, кошельком и мини-приложениями. ВКонтакте стал похож на суперапп.
В начале 2020 года Сбербанк зарегистрировали товарный знак SuperApp.
Объединяет ВКонтакте и Сбербанк совместное О2О-предприятие в сфере транспорта и фудтеха. Оно включает компании Delivery Club, Самокат, Ситимобил, каршеринг YouDrive, платформу для посетителей и владельцев ресторанов Foodplex, а также производителя готового питания Performance Group (Level Kitchen и My Food).
12 сентября Mail.Ru Group и Сбербанк объявили, что Delivery Club трансформируется в «суперапп в сфере еды». Сначала в приложении появился заказ еды навынос, а теперь в него добавили функцию бронирования столиков в ресторанах.
Яндекс Go
Яндекс запустил суперапп Яндекс Go на базе приложения Такси. Компания шла к супераппу постепенно: к заказу такси добавили грузоперевозки и доставку посылок, затем доставку продуктов из Лавки, блюд из Еды и аренду автомобилей в Драйве. Изменения в приложении вызваны растущей конкуренцией за внимание пользователей смартфонов, по словам генерального директора Яндекс.Такси Даниила Шулейко.
Магнит
Магнит собирается объединить в суперапп программу лояльности, онлайн-заказы в аптеках Магнита, доставку продуктов, платёжный сервис MPay, мобильную связь и сервис платежей по QR-коду Мобискан. Суперапп может выйти уже в этом году.
В конце 2019 года банк объявил о создании лайфстайл-платформы, на которой будут собраны сервисы вызова такси, доставки еды, бронирования ресторанов, покупка билетов в кино, театр, на спортивные мероприятия, покупка авиа- и железнодорожных билетов. В супераппе появятся и финансовые сервисы: виртуальные карты, платежи и переводы, кредитные продукты.
Супераппы на западе
Гиганты западного рынка относятся к супераппам с осторожностью и в открытую не заявляют об их создании. Тем не менее Facebook участвует в разработке и инвестирует в индийский суперапп от мобильного оператора Reliance JIO, плюс инвестирует в индонезийский суперапп Gojek. Да и собственные продукты Facebook пытается связать через платёжную систему Facebook Pay, а также мессенджеры Facebook Messenger и WhatsApp.
Смелее поступают западные стартапы. В Испании запустился суперапп Glovo для доставки по требованию. В нём можно заказать блюда, продукты, непродовольственные товары и получить их в течение часа из ресторанов, кафе, магазинов, рынков и онлайн-магазинов. Компания работает в 22 странах мира.
В Великобритании финансовый суперапп развивает Revolut, в США своё приложение как финансовый суперапп позиционирует финтех-стартап M1 Finance.
Эстонская компания Bolt c мобильным приложением для поиска, вызова, оплаты такси и частных перевозок с 2018 года запустила аренду электросамокатов и добавила её в приложение. В этом году возможность появилась и в России. Это далеко не суперапп, но тенденция не слияние нескольких сервисов в одно приложение есть.
Uber тоже объединяет различные сервисы в своих приложениях. Через приложение Uber в некоторых городах мира можно не только вызвать машину, но и арендовать электросамокат. В нескольких городах мира Uber запустил услугу Transit для отслеживания отправлений и поиска остановок общественного транспорта. В конце октября 2019 года компания запустила финансовые сервисы для водителей Uber Money с кошельком Uber Wallet. А в приложении Uber Food можно заказать не только блюда, но и продукты из супермаркетов.
Google Maps также вполне могут трансформироваться в суперапп. Через карты уже можно вызвать такси, заказать еду, забронировать столик в ресторане, находить и бронировать отели, покупать билеты для посещения достопримечательностей. Представители западных тревел-компаний считают, что приложение Google Maps уже развивается по модели супераппа, но сама компания о подобных амбициях не объявляет. Сейчас Google Maps строят сообщество на своей платформе — на профили пользователей можно подписываться с их разрешения и следить за лентами отзывов.
Зачем компании создают супераппы
1. Супераппы помогают удерживать аудиторию внутри экосистемы за счёт широкого спектра разнообразных предложений.
2. У супераппа выше шансы закрепиться на первом экране пользователя и заодно вывести туда все свои сервисы.
3. Через суперапп проще запускать новые продукты и тестировать их. Для сервиса с низкой частотой использования невыгодно разрабатывать приложение, но его вполне можно добавить в суперапп.
4. Стоимость на привлечение пользователей в одно суперприложение ниже, чем в несколько отдельных.
5. Супераппы открытых экосистем экономят на росте за счёт сервисов от сторонних разработчиков.
Что дальше?
Интенсивнее всего процесс слияния сервисов в одно приложение происходит в Китае и Юго-Восточной Азии. Индия становится ещё одним привлекательным рынком для роста супераппов, их развитие поддерживают американские инвесторы. В этом году мы наблюдаем, как гиганты рынка в России один за другим объявляют о запуске супераппов. В западных странах компании тоже выстраивают более тесные связи между сервисами внутри своих экосистем, но делают это менее решительно.
Мы прогнозируем, что из-за большого количества мобильных сервисов и приложений, крупные компании, которые уже развивают платформы с большой базой пользователей, будут связывать свои сервисы на единых платформах, создавая или продолжая развивать супераппы. А вот какие модели супераппов окажутся удачными — покажет время, собственный опыт и наблюдения за рынками.