Сухое запаривание что такое
Как запаривать батик?
Запаривание – это способ закрепления красок на натуральной ткани. Данный процесс осуществляется с использованием влажного пара.
Запаривание можно выполнять не только на профессиональных установках (автоклавах, которые обеспечивают наличие условий, необходимых для закрепления красок – высокой температуры и давления), но и в домашних условиях.
Что многие художники по ткани с успехом и делают. Об этом и поговорим.
Необходимое оборудование, материалы
Чтобы запарить батик дома, необходимо воспользоваться металлическим ведром, высокой кастрюлей или баком. Для реализации данной задачи также подходят мультиварка, пароварка и скороварка. Как нужно правильно запаривать батик, можно посмотреть в интернете (например, на Ярмарке мастеров, раздел – батик), там такой информации достаточно много. Мастерицы часто выкладывают мастер-классы, в которых подробно рассказывают и показывают, как надо делаь эту непростую процедуру.
Закрепление красок на шелке путем воздействия пара – дело простое, но довольно таки капризное. Результат запаривания определяется множеством факторов. Он зависит от площади кухни и от того, сколько раз был прокрашен шелк, какая емкость применялась для закрепления краски.
Первое запаривание рекомендуется выполнять вместе с мастером, который хорошо знаком с данным методом.
Запаривание можно производить на газовой или электрической плите, используя при этом высокую кастрюлю либо ведро. Кроме того, для закрепления краски паром требуется наличие:
Важно следить за тем, чтобы обрабатываемое изделие пропарилось равномерно.
Запаривание батика: последовательность действий
Расписанный шелк раскладывают на простыне так, чтобы изделие поместилось на ней полностью. Обе ткани вместе аккуратно сворачивают рулончиком.
Рулон заворачивают в старые газеты (новые не подходят, т. к. свежая типографическая краска может испачкать изделие), после чего сворачивают «бубликом» и закрепляют в нескольких местах (с «заломами» газеты надо обращаться особо осторожно).
Шнур надежно закрепляют поперек ведра. Чтобы он не провисал, можно подложить деревянную ложку.
Для одновременного соединения свертка и ложки из двух веревочек одинакового размера (10-14 см) делают петельки.
При подвешивании тканевого свертка важно обеспечить некоторую отдаленность от стенок емкости и позаботиться о том, чтобы он не был расположен слишком низко.
Обязательно надо следить за тем, чтобы на поверхности рулона и на шнуре не собирался пар, и чтобы от его воздействия не размокли газеты (при запаривании батика применяется сухой способ нагревания свертка).
После надежного закрепления тканевого рулона в емкость набирают немного воды, заполняя ее примерно на 1/4. На дно ведра можно положить блюдечко или камень. Блюдечко позволит контролировать уровень воды, а камень хорошо ее прогреет.
Запаривание выполняют на медленном огне, накрыв ведро одеялом или подушкой. При этом используемое изделие не должно впитывать в себя влагу. Подойдет подушка (одеяло), которая защитит сверток от конденсата. Поскольку запаривание батика выполняется сухим способом, крышкой ведро не накрывают.
Длительность процесса обычно составляется 1,5-2 часа. Запаривание окрашенной ткани требует постоянного контроля. Нужно постоянно следить за уровнем воды, смотреть, чтобы она не выкипела.
По истечении определенного времени сверток достают из ведра, ждут, пока он остынет, и аккуратно разворачивают, затем приступают к стирке ткани в воде, температура которой составляет 30 °C (можно добавить немного уксуса). Ткань рекомендуется стирать через день, дав ей немного полежать. Когда из шелкового изделия стечет вода (нельзя выкручивать), его следует прогладить утюгом и развесить.
Часто применяются и другие варианты запаривания батика. Ознакомившись с советами специалистов, можно подобрать для себя наиболее удобный способ. Главное хорошо разобраться и следовать основным рекомендациям, тогда все получится.
Как легко запарить батик
Все, как обычно: раскладываем тряпочку, на нее наш шедевр (у меня на одном куске два шарфика, я их пока не разделяю)
Заворачиваем свободные края наверх
Получилась вот такая вот «колбаска»
Теперь раскладываем газету в один слой, «колбаску» сворачиваем в «бублик»
Сворачиваем плотненько и заворачиваем все в газету. Возьмите еще один лист и снова заверните, край листа подогните вовнутрь.
Газета нужна для того, чтобы принять на себя возможный конденсат. По этой технологии не требуется ничего подвешивать или закреплять, никаких одеял и полотенец.
Открываем скороварку, наливаем в чашу немного воды.
. устанавливаем решетку для приготовления овощей на пару (да-да, она еще и пароварку заменяет))), а еще и печь может, и еще много чего, но нас она интересует сейчас с другой стороны;))
И укладываем сверток
Обратите внимание, что сверток лежит так, чтобы та часть, где плотность газет выше, оказалась вверху.
Устанавливаем клапан в положение «Гепметично»)))
(это единственный «косяк» этой скороварки))))
И идем заниматься своими делами. В принципе можно поставить и поменьше времени, тут уж кто как любит) Я люблю подольше, чтобы без сюрпризов. Минут через 5-10 скороварка наберет давление и начнется обратный отсчет. По окончанию вы услышите призывный писк и скороварка перейдет в режим подогрева. И вот здесь мешкать нельзя. Быстрее бегите с первым писком к скороварке, выключайте ее, берите кухонное полотенце, сворачивайте его в несколько слоев, кладите сверху на клапан и поворачивайте его в положение «выпуск пара». Полотенце убережет вас и окружающие предметы от сильной струи пара. Когда пар вышел и шипение прекратилось, можно открывать. Не пугайтесь, когда увидите мокрую газету. Быстрее разворачивайте и освобождайте свою прелесть)) Если затянуть этот момент, то горячие капли могут попасть и на работу, поэтому не рискуйте!
Сейчас я практически отказалась от запаривания в ведре, только если кастрюля из скороварки занята))
Метод ни разу не подвел, при условии, что технология точно соблюдена, конечно.
Удачи вам, мои юные любители батика! Творите свои шедевры и используйте новые технологии на свое благо!
Мастер-класс: как запарить готовое изделие из шелка
Запаривание — это способ закрепления красок на ткани с помощью влажного пара.
Надеюсь, что кому-то пригодится мой опыт.
Прежде всего обращаю внимание, что подвергать запариванию можно только натуральный шелк, который является настолько прочным материалом, что выдерживает очень высокие температуры. Синтетика такого не выдерживает, и рискнув запарить ткань, в состав которой входит синтетика, Вы можете получить испорченную вещь и загубленное настроение. Изделия из хлопка обычно не запаривают.
2. Источник тепла (электрическая или газовая плита, плитка)
3. Шнур или веревка, желательно не синтетическая.
4. Одеяло, полотенце, подушка или любой другой материал, который пропускает пар.
Расписанный шелк я заворачиваю в ткань (подойдут старые простыни, пододеяльники) рулончиком.
«Бублик» закрепляю в двух местах шнуром, а еще один шнурком оборачиваю «бублик» крест-накрест, так, чтобы его можно было подвесить:
Поперек бака (ведра) нужно закрепить шнур.
Закрепляем краски — запариваем батик в обычном ведре
Для начала — крик души: девочки, милые мои, дорогие! Не надо бояться запарки и отказываться из-за этого от парозакрепляемых красок. Запарка — это просто и быстро, если работа подготовлена правильно — проблем не будет.
Ну, начнем. Вот я готовлю фон для свободной росписи, и для дальнейшей работы мне требуется его закрепить. Для фона я использовала элементы горячего батика — набрызгала расплавленным парафином и закрасила сверху красками, а когда высохло — выпарила парафин через газеты. Кстати, обратите внимание на жирные пятна вокруг белых точек — это не полностью выпаренный парафин, выгладить шелк так, чтобы исчезли эти ореолы очень трудно, да и не надо. После запаривания они сами исчезнут.
Чтобы подготовить платок к запарке, я раскладываю его на старой простыне.
И начинаю сворачивать простыню вместе с платком в рулет. Тут главное — чтобы части платка не касались друг друга и везде были проложены тканью.
Вот такая колбаска у меня получается.
Теперь сворачиваю ее в такую улиточку и закрепляю бумажным скотчем.
Заворачиваю улиточку в пару газет и снова прихватываю скотчем. Газеты — это на всякий случай защита от брызг, когда сверток будет запариваться. Бумага хорошо впитывает воду, и случайные капли остаются на газете, и не проникают внутрь ткани.
Сверток привязываю к середине рейки. Концы рейки должны быть такой длины, чтобы лечь на края ведра.
Теперь готовим ведро к запарке. На дно надо положить несколько черепков (у меня разбитый чайничек и остатки цветочного горшка) или блюдце донышком вверх. И наливаем воды пальца на два-три. При кипении черепки будут разбивать водяные пузыри и не позволять им слишком брызгаться. Кроме того, дребезжание черепков слышно невооруженным ухом, пока дребезжат — вода в ведре есть, если затихли — срочно спасать ведро, чтобы не прогорело. Ведро, конечно, через некоторое время будет годиться только под запарку, под пищевые продукты его уже не употребишь.
Момент истины — вешаем наш сверток с шелком в ведро. Вешаем так, чтобы он не касался стенок, по которым будет стекать конденсат. И так, чтобы снизу оставалось максимальное расстояние до воды (поэтому длинные и высокие баки-выварки для белья были бы еще лучше ведра, но где их найти, увы! Но в целом высоты ведра хватает для безопасной запарки).
И — финальный аккорд: накрываем ведро полотенцами, одеялами, синтетическими подушками и чем найдется. Поверх полотенец можно накрыть ведро крышкой. И включить плиту, конечно же. Сперва на максимум, потом чуть убавить огонь, чтобы вода постоянно кипела. На этом этапе наша цель — позволить перегретому пару копиться внутри ведра и проходить через препятствие, не собираясь в капли над свертком и не капая на него водой.
Таким образом запариваем наш шелк в течении часа — двух или сколько требует инструкция изготовителя красок. Следим, чтобы вода не выкипела полностью — шелку ничего не будет, а ведро погибнет. Если черепки не слышно — снимаем полотенца (осторожно, чтобы не обжечься паром) и вынимаем сверток, добавляем воды на два пальца и восстанавливаем конструкцию.
По прошествии нужного времени сверток вынимаем, разворачиваем (осторожно, он очень горячий), осматриваем шелк и дивимся, какими яркими стали краски после запарки. Если все предварительные этапы были проделаны правильно, и в итоге брызги воды не попали в сверток во время запаривания — никаких помарок в работе не будет.
Платок после запарки можно сразу постирать — проверить, хорошо ли держится краска (должна хорошо закрепиться), вымыть излишек краски, смягчить при полоскании шелк кондиционером или уксусом.
Ткань отжимаем в кулаке, не выкручивая. Можно сразу, во влажном состоянии, выгладить утюгом на позиции «хлопок, лен», шелк не боится высоких температур. А можно обратно натянуть ткань на подрамник, где она высохнет (я делаю именно так).
Вот и все сложности. Буду рада, если мой опыт окажется полезен!
Мастер-класс по батику: запаривание изделия (закрепление красок)
Как и обещала, расскажу о том, как я запариваю свои батики. Ничего особо нового в этом нет, но опять же, может, кто-то почерпнет для себя что-нибудь интересное и полезное.
Расстилаю на полу старую простыню и аккуратно раскладываю на ней расписанный шарфик или платочек. Если на простыне дырки, я прокладываю их кусками бумажного полотенца.
Аккуратненько все расправляю, чтобы не было складок и заломов.
Здесь шарфик маленький, поэтому простыня складывается вдвое, и роспись очень удачно защищается с обеих сторон.
Потом начинаем простыню с работой аккуратно сворачивать в рулетик.
Рулетик заворачиваем с обоих концов в «улитку», так, чтобы рожки сходились в центре (на следующей фотографии это видно)
Чтобы наша улиточка не разваливалась, я перехватываю ее и утягиваю обычным бумажным скотчем. Это оказалось очень удобно. Увязывать улитку веревочкой мне раза с двадцатого надоело. А бумажный скотч отлично ее фиксирует и утягивает, и не отмокает от пара.
«Уши» сделаны, все еще раз фиксируется бумажным скотчем.
А к «ушам» я прикалываю ленточки ткани, с обеих сторон, так, чтобы, когда берешь сверток за эти ленточки, он висел ровно и не переворачивался.
Сверток готов, и теперь мы подвешиваем его в пароварку. Обычную электрическую пароварку на три этажа. Модель я выбирала с тем учетом, чтобы донышки этажей вынимались и в крышке были отверстия для выхода пара, сквозь которые можно подвесить сверток.
Перед тем, как включить пароварку, внимательно смотрю, чтобы сверток нигде не касался стенок, иначе туда протечет вода и будут артефакты на росписи, а они нам ну совсе мне нужны.
Сверток должен висеть так, чтобы между его спинкой и крышкой оставалось расстояние хотя бы пальца на два. На крышке собирается конденсат и стекает по стенкам (поэтому надо следить, чтобы сверток не касался стенок), а сверху в общем-то не каплет, но случается, что капля-две упадет (для этого нам полиэтилен на спинке свертка).
Пароварка удобнее тем, что не надо громоздить на плите ведро или бак с подушками, особенно, когда запариваешь много и часто. Честно говоря, я покупала пароварку специально под запарку батика, а ее кулинарные опци использую достаточно редко.
Ну вот, собственно, и все.