Суета сует что это значит
Что означает выражение «суета сует»?
Всё суета сует — вздохнул царь Соломон
Происхождением фразеологизм обязан книге Экклесиаст — девятнадцатой книге Пятикнижья (ТаНаХа), которая находится в разделе Писания, между «Плачем Иеремии» и книгой Эстер. Экклесиаст — это греческий перевод ивритского слова «Кохелет», обозначающего «ведущий собрание, выступающий перед публикой» или «проповедующий в собрании, поучающий народ». В первой строке книги она характеризуется как «слова» Экклесиаста, «сына Давидова, царя в Иерусалиме». В 12-ой строке автор утверждает, что он «был царем над Израилем в Иерусалиме». На этом основании авторство книги приписывается царю древнего Израиля Соломону, прославившемуся в веках своей мудростью
Выражение «суета сует» звучит уже во второй строке первой части книги Экклесиаста: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета!». И далее автор развивает мысль:
3. Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
4. Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
5. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
6. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
7. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
8. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
9. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Применение выражения в литературе
— «что такое нигилизм? – продолжает ораторствовать Митенька, – откиньте пожары, откиньте противозаконные волнения, урезоньте стриженых девиц… и, спрашиваю я вас, что вы получите в результате? Вы получите: vanitum vanitatum et omnium vanitatum»
(Салтыков-Щедрин «Помпадуры»)
— «Гегель подвязывал паруса своей философии, так гордо и свободно плывшей по морю логики, боясь далеко уплыть от берегов и быть захваченному шквалом. Нибур, томимый тем же пророчеством, умер, увидя 1830 году и июльскую революцию. Целая школа образовалась в Германии, мечтавшая остановить будущее прошедшим, трупом отца припереть дверь новорождённому. — Vanitas vanitatum!» (Герцен «С того берега»)
— «Я без хвастовства могу сказать, что я прожил собственным опытом и до дна все фазы семейной жизни и увидел всю непрочность связей крови; они крепки, когда их поддерживает духовная связь (то есть когда их не нужно), а без них держатся до первого толчка. Vanitas! Vanitas! Суета! Суета!» (Герцен «Дневник»)
— «Самый удобный для женитьбы человек: на всё согласен, не ропщет и покладист. Жену величает душенькой. Любит поросёночка с хреном, певчих, всё кисленькое и холодок. Фраза «Vanitas vanitatum et omnia vanitas»6 (Чепуха чепух и всяческая чепуха) выдумана флегматиком» (Чехов «Темпераменты»)
— «Этот Лукулл из рода Мило умер, завещав своему сыну родовое поместье, хоть и без права взимания подати с вассалов, но зато с флюгерами, украшенными его гербом, тысячу луидоров — сумму, довольно значительную в 1802 году, и векселя сиятельнейших эмигрантов, хранившиеся вместе со стихами в папке со следующей надписью: «Vanitas vanitatum et omnla vanitas!» (О. де Бальзак «Провинциальная муза»)
— «Ах, vanitas vanitatum! Кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего?» (Теккерай «Ярмарка тщеславия»)
Значение словосочетания «суета сует»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
«Суета сует и всяческая суета» (лат. Vanitas vanitatum et omnia vanitas) — латинское крылатое выражение.
«Суета сует» — художественный фильм режиссёра Аллы Суриковой (1978).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: беспримесный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к словосочетанию «суета сует»
Синонимы к словосочетанию «суета сует»
Предложения со словосочетанием «суета сует»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «суета сует»
Сочетаемость слова «сунуть»
Какой бывает «суета сует»
Афоризмы русских писателей со словом «сунуть»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словосочетанием «суета сует»
Что делать, если всё ваше существование окутано какой-то противной дымкой разочарований, наполнено унылой тягомотиной и вообще, кажется, не движется вперёд, а засасывает вас в противную трясину и вечную суету суёт?
Мы мечтаем о гармонии тела и здорового духа, о чудесной силе нравственного перерождения, а от раздражений, гнева, страхов, озабоченности и суеты суёт никак не отходим.
Часть из них «отвечает» за то, что сказка так похожа на реальную жизнь, а часть – помогает сказке отличаться от обычной суеты суёт.
Суета сует
Точность | Выборочно проверено |
Суета́ суе́т и всяческая суета́ (лат. Vanitas vanitatum et omnia vanitas ) — восходящее к библейским текстам крылатое выражение, латинское, греческое и русское, применяется для описания всего мирского, преходящего, тщетного или ничтожного, не представляющее истинной, вечной ценности. По форме представляет собой тавтологическую формулу, многократно усиливающую и повторяющую смысл слова суета. Впервые выражение встречается в — Вульгате, латинском переводе Библии и представет собой начальные слова из книги Екклесиаста, авторство которой приписывают царю Соломону.
Содержание
Первоисточник [ править ]
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
В религии и философии [ править ]
И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» доколе не померкли солнце и свет и луна и звёзды, и не нашли новые тучи вслед за дождем.
В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем.
И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его.
Суета сует, сказал Екклесиаст, всё — суета! [1]
В Египте, на построенном русами ведическом символе ― сфинксе ― до сих пор сохранилась древнейшая надпись на русском языке: «Зрю на суету сует». И я с этим ясным и разумным утверждением позиции мыслящего человека в изменчивом нашем мире ― на всем протяжении творческих, трудовых, созидательных лет ― абсолютно согласен. Может, я и сам, в нынешнем своем положении, когда вроде меня и знают, а толком почти никто не читал, потому что все слишком заняты собою, когда одиночество и затворничество давно стали для меня привычными, когда я годами сознательно живу в стороне от суеты и хаоса, ― такой же сфинкс? Чего же вам надо еще? Вот надпись. Текст. Читайте! Чай, грамоте обучены. [2]
В публицистике и мемуарах [ править ]
Да и кая полза? Вид бобров не творит волка бобром. О глухии лицелюбцы! Внемлите грому сему: «Плоть ничто же, дух животворит». И сего ли не весте, яко вид, лице, плоть, идол есть то же и ничто же? Не весте ли, яко мыр сей есть идол поля Деирскаго? Сонце же истукану сему есть лице его и златая глава его, и се суета сует! [3]
«Может быть, половину этих чиновников мне же кормить достанется, ― говаривал он, ― полно и того, что у меня есть две тысячи душ: это такой чин, с которым в моем околотке везде дадут мне первое место».
«Всё суета сует», ― так заключал он обыкновенно свои рассуждения и после того, оставясь кругом дюжиною бутылок портеру, садился метать банк. По сему можете вы заключить, милостивые государи, что общества его были хотя не пышные, но весьма веселые. [4]
Процессия между тем приблизилась. Я навел мой лорнет, начал рассматривать и, признаюсь в моем бесчувствии, не увидел ничего, что бы меня сильно тронуло. Впрочем, этому, конечно, я сам виноват. Я вообще не охотник до зрелищ, полагающих такое великое различие между человеком и человеком… Девицы Патриотического общества, шедшие по две в ряд; мужики в богатых кафтанах, жалованных им покойною императрицею; фигуры в черных мантиях; роскошная карета покойницы; великолепный гроб с ничтожными останками величия ― все это проносилось передо мной, как китайские тени. В заключение я, как малая капля в океане, отхлынул с толпой от Марсова поля и направился домой, повторяя про себя избитые, но многозначительные слова: «суета сует» и т. д. [5]
Женщина жизни строгой и воздержанной в бытность свою лютеранкою, Христина по обращении в католицизм сделалась ревностной последовательницей учения Эпикура; она писала любимице своей девице Спарра: «Не слушаю проповедей, презираю проповедников. Прав Соломон: все суета сует; ешь, пей, веселись и живи в полное свое удовольствие». [6]
В то время когда в нашей семье таинственно приобретенный достаток вел только к тупой скуке, к какому-то у всей семьи скрытому, подавленному страданию, вел (для отдохновения) ко всенощной, напоминал о смерти, напоминал о том, что хорошо бы для облегчения отслужить по всем умершим родственникам какую-нибудь грандиознейшую панихиду, словом, вел к мысли о смерти и о том, что все ― суета сует и что не суета ― только деньги в кармане, в это же время в семье «иностранца» жило ясное, всем понятное убеждение, что жизнь вовсе не кладбище, но что свободные часы дороги, что ими надо пользоваться и жить. [7]
Время Экклезиаста прошло безвозвратно. «Суета сует и всяческая суета» для нас только «медь звенящая, кимвал бряцающий». Мир стал больше человека, и теперь только гимназисты (о, эти вечные гимназисты мысли!), затосковав, шалят с пессимизмом. Взрослый человек (много ли их?) рад борьбе. Он гибок, он силён, он верит в своё право найти землю, где можно было бы жить. [9]
При попытке обосновать оптимистическую теорию человеческой природы невольно возникает вопрос: почему же столько выдающихся умов останавливалось на чисто пессимистическом мировоззрении? Пессимизм ― очень давнего происхождения, хотя проповедовался он и распространился главным образом в современную нам эпоху. Всем известен пессимистический возглас Екклезиаста за десять веков до нашей эры: «Все суета сует и всяческая суета!» Предполагаемый автор этого изречения Соломон провозглашает, что он «возненавидел жизнь, потому что противны стали ему дела, которые делаются под солнцем, ибо все суета и томление духа» (Екклезиаст, II, 17). Будда возвел пессимизм на степень учения. По его мнению, жизнь есть сплошное страдание. [10]
В художественной литературе [ править ]
Голова моя идет кругом, сердце так преисполнено горести, досады, негодования, что я не приберу для них выражений. Суета сует и всяческая суета! ― вот слова, которые я, ветреник, каковым ты знавал меня, редко заглядывавший в Священное писание, ныне твержу беспрестанно; вот слова, вырывающиеся у меня теперь из груди и служащие мне якорем для утверждения на них моего послания. Ты счастлив! Дай мне настроить свои силы, чтобы приступить к ужасному описанию; собери и ты все присутствие своего духа, чтобы читать его. Начну издалека и опять обопрусь на якоре священных слов: суета сует и всяческая суета! После письма, которое я старался доставить тебе надежными путями и в котором описывал подробно все, со мною или, лучше сказать, с нами случившееся с того времени, как мы расстались, заключен я был в Дерпте до взятия его русскими. Лифляндцы отстаивали крепость, как любовник милую ему особу от нападения соперников; однако же не устояли против множества осаждавших, личного мужества и искусства венчанного героя. [11]
И кто ж не хочет забыться от забот здешней жизни, вкусив хоть несколько капель у фонтана этого веселья, бьющего для всех и про каждого? Мужичок окунает в нем свою бороду, так он жаден напиться его до безумия; мудрец ― хоть и мудрец, с припевом из Соломона «все суета сует», осторожно, исподтишка, лезет тоже, за щитом густой бороды черни, испить с отдыхами ковшичек удовольствия ― народного, грубого, как он называет его, но все-таки удовольствия. Накрой же кто его на этом ковшике любимою его сентенциею: «все суета сует», у него тотчас готова оговорка: ведь надобно ж было испытать, какова водица, чтобы описать ее свойства! А все это сведем к тому, что все мы не прочь от народных увеселений. Не пользуясь Мафусаиловой жизнью, мы не могли быть на празднике, который в последний год царствования Анны Иоанновны дан был по случаю свадьбы пажа и шута ее Кульковского. [12]
Пусть пришлет Иоанн своих палачей и исторгнет из алтаря жертвы или повелит зарезать их там и обагрит кровью их помост святого храма. Скажи ему, что он может сорвать с меня знаки моего первосвятительства, но ― горе ему…» Я не смею повторить слова, какие прибавил первосвятитель… «Я их понимаю, и… для чего не могу я изгладить их из моей памяти! Мой друг, мой добрый Склир! Все суета сует!»
― Государь! Позволишь ли сказать мне одно слово? «Говори».
― Обезображенный труп Никифора брошен в одном из дворов вукалеонских, и уже хищные птицы вьются над ним… Государь! Он был христианин, и благо тому, по словам закона, кто прикроет землею кости человеческие… [13]
Жизнь Осипа Ивановича текла так мирно и тихо и однообразно, что он оглянуться не успел, как дожил и до наводнения 1824 года. После этого страшного переворота у него осталась от сильного душевного потрясения по гроб свой привычка вздыхать по временам тяжело и приговаривать, покачав головой, кстати и некстати: «Суета сует и всяческая суета; все тленно, все бренно; нигде и никогда жизнь наша не бывает в безопасности, и умереть когда-нибудь да надо». С этого бедственного дня Осип Иванович стал невольно и часто размышлять и рассуждать о смерти, о последнем часе своем и даже о светопреставлении. Осип Иванович просидел во время наводнения преспокойно у себя дома, в комнатке, которую нанимал, у ремесленника на заднем дворе, где платил со столом тридцать пять рублей в месяц, но страх был велик. Очень опасно жить в Петербурге. Суета сует и всяческая суета; когда-нибудь умереть надо. Да, этого нельзя миновать. Эту истину я слышал от одного пьяного, которого городовой вез на дрожках; мужик лежал навзничь, поперек дрожек, глядел на небо и, указав туда же пальцем, сказал с чувством: «Служивый ― а служивый! Все там будем!!» [14]
Ах, vanitas vanitatum! Кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего? Давайте, дети, сложим кукол и закроем ящик, ибо наше представление окончено. [15]
Флегматик. Милый человек (я говорю, разумеется, не про англичанина, а про российского флегматика). Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Ест когда и что угодно; не пьет, потому что боится кондрашки, спит 20 часов в сутки. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает, дремлет без зазрения совести и терпеливо ожидает конца. Женится в 30 лет при помощи дядюшек и тетушек. Самый удобный для женитьбы человек: на всё согласен, не ропщет и покладист. Жену величает душенькой. Любит поросеночка с хреном, певчих, всё кисленькое и холодок. Фраза «Vanitas vanitatum et omnie vanitas» (Чепуха чепух и всяческая чепуха) выдумана флегматиком. [16]
― Что опять заскакал? Аль тот лодырь приехал? ― Приехал. ― То-то… по лику вижу… А я стою вот тут и гляжу… Мир и есть мир. Суета сует… Взглянь-ка! Немцу помирать надо, а он о суете заботится… Видишь? Старик указал палкой на графскую купальню. От купальни быстро плыла лодка. В ней сидел человек в жокейском картузике и синей куртке. То был садовник Франц.
— Каждое утро на остров деньги возит и прячет… Нет у глупого понятия в голове, что для него что песок, что деньги — одна цена… Умрет — не возьмет с собой. Дай, барин, цигарку! [17]
Но я не довела мысль до конца: ужасные недоразумения в любви, как правило, происходят из этой идиотической, ложной гордости. Разумеется, чувство собственного достоинства, личности обязано существовать, но в той бездне доверия, которое непременно подразумевает настоящая любовь, это пустяки и суета сует. Доверяя мне любовь, ты не имеешь права, идиот паршивый, сомневаться в том, поеду я с тобой к чёрту на рога или не поеду. Если не поеду, тогда, значит, ничего нет, не было и быть не может, и не потому, что поехать с тобой ― это значит пожертвовать собою, согласно терминологии нашего Женюрочки, а потому, что любовь, если только она есть, непременно и с радостью идет на все, что способствует ее расцвету, и решительно отказывается от того, что мешает ей развиваться нормально. [19]
В поэзии [ править ]
Блажен, кто менее зависит от людей,
Свободен от долгов и от хлопот приказных,
Не ищет при Дворе ни злата, ни честей
И чужд сует разнообразных!
Иль в зеркало времен, качая головой,
На страсти, на дела зрю древних, новых веков,
Не видя ничего, кроме любви одной
К себе, ― и драки человеков.
Все суета сует! я воздыхая мню:
Но бросив взор на блеск светила полудневна,
О коль прекрасен мир! Что ж дух мой бременю?
Творцем содержится вселенна. [20]
Что в ней прочел ты? Что узнал?
Всё та же истина от века,
Иной нам мир не открывал:
Жил человек, любил, страдал,
И нет уж боле человека.
Один живущему закон:
Пеленки саваном сменяют!
И правду рек царь Соломон: «
Всё суета сует и сон!»
О чем же мудрецы мечтают? [21]
Но доказала мне судьба,
Что жизнь не сказка и не сон,
Что я ― страстей своих раба,
Что плотью дух порабощен…
Что грешный мир погряз во зле,
Что нет бессмертья на земле,
И красоты и славы свет ―
Все тлен, все суета сует! [22]
Всё суета сует… приходят поколенья
И вновь уходят в тьму, прожив немного дней,
И их исчезнет след, ― печали, наслажденья
Все суета сует… Ступай же, ешь и пей. [23]
7077 лет
Идёт к Земле их свет,
А на осмысленной земле
Лишь суета сует. [24]
Суета сует,
толчея толчей,
предзакатный свет
твой и мой ― ничей.
Мой троллейбус «Б»,
почему не «А»?
Говорю тебе,
что всему хана.
Пословицы и поговорки [ править ]
Суета сует и всяческая суета. На суету и смерти нет. [25]
Источники [ править ]
См. также [ править ]
Суета сует и всяческая суета
(значение фразеологизма) — мелочные повседневные волнения, суета.
Суета сует и всяческая суета на латыни — Vanitas vanitatum et omnie vanitas (ванитас ванитатум эт омниэ ванитас).
«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!»
А также далее (гл. 1, ст. 14):
«Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа!».
Фраза применяется и в английском языке:
Суета сует — vanity of vanities
Суета сует и всяческая суета — vanity of vanities! All is vanity
Первые две строки главы 1 Книги Екклесиаста на английском языке:
«Vanity of vanities, says the Preacher,
vanity of vanities! All is vanity».
В словарях
Примеры
«. у ног Большого Сфинкса, и все мы, щурясь, вглядывались в его вечно открытые глаза. Солнце било своими лучами мне по голове, то же солнце, что обрушивало свой жар на тысячи тех, кто построил эти пирамиды, и на миллионы посетителей, приходившим сюда потом. Ни об одном из них ничего не осталось в памяти, думал я. Все – суета, говорится в Библии. Существует только настоящее, говорит учение дзен. Все – пыль, говорит пустыня.»
«Теперь же я сидел в Чикаго, обремененный долгами глава балансирующей на грани краха обувной компании, и выставлял на всеобщее обозрение новый бренд – образец никудышного мастерства с кривыми свушами. Все суета сует.»
Режиссёр Алла Сурикова, Мосфильм 1978 г.
«Понедельник начинается в субботу» (1965 г.), история 2 называется «Суета Сует», а история 3 «Всяческая суета».
«Жизнь господина де Мольера» :
«Суета сует» (рассказ, 1926 г.)
«В городе он говел и писал у нотариуса завещание (недели две назад с ним приключился легкий удар), и теперь в вагоне все время, пока он ехал, его не покидали грустные, серьезные мысли о близкой смерти, о суете сует, о бренности всего земного.»
«А презираете вы страдания и ничему не удивляетесь по очень простой причине: суета сует, внешнее и внутреннее, презрение к жизни, страданиям и смерти, уразумение, истинное благо, — всё это философия, самая подходящая для российского лежебока»
«— То-то. по лику вижу. А я стою вот тут и гляжу. Мир и есть мир. Суета сует. Взглянь-ка! Немцу помирать надо, а он о суете заботится. Видишь?
Старик указал палкой на графскую купальню. От купальни быстро плыла лодка. В ней сидел человек в жокейском картузике и синей куртке. То был садовник Франц.
— Каждое утро на остров деньги возит и прячет. Нет у глупого понятия в голове, что для него что песок, что деньги — одна цена. Умрет — не возьмет с собой. Дай, барин, цигарку!»
«Фраза «Vanitas vanitatum et omnie vanitas» (Чепуха чепух и всяческая чепуха) выдумана флегматиком.»
Князь Долгорукий
«Все наши прихоти — мечта;
Все здесь, о люди, скоротечно:
Ищите в небе счастья вечно,
А мир — сует есть суета«.
«Он был очень доволен своим чином, в который был произведен недавно, и хотя иногда, ложась на диван, он говорил: „Ох, ох! Суета, всё суета! Что из этого, что я поручик?“ Но втайне его очень льстило это новое достоинство;»
Натюрморты Суета сует (Vanitas)
В натютмортах выделяют направление Суета сует (Vanitas, лат.). Натюрморты Суета сует посвящены бренности человеческой жизни, славы, власти.
В древнееврейском оригинале «Книги Екклесиаста» (Kohelet) слово «суета» (havel) имеет два значения. Одно, прямое, означает выдох, выдыхаемый пар. Другое, переносное, означает тщету, нечто напрасное, ненужное, не имеющее истинной ценности. Эти два значения связаны по смыслу.
Поскольку выдох быстр, не приносит миру никакой пользы и бесследно растворяется в воздухе, он становится символом быстротечности, бесполезности и бесследного исчезновения всего земного. А в конечном счёте напоминает о последнем выдохе умирающего как об итоге всей его жизни.
Второе значение этого слова «тщета» как бы обобщает это многозначное значение.
Сочетание слов «суета сует»* (havel havаlim) по аналогии с «царём царей» означает в ы с ш у ю с т е п е н ь тщеты, выраженную в быстротечности, бесполезности и и бесследном исчезновении. А второе предложение «всё суета» (hakol hаvel) распростроняет это определение на всё, что происходит под солнцем**.
Премудрый Соломон как бы говорит: «Всё в этом временном мире имеет характер и судьбу выдыхаемого нами пара, бесследно растворяющегося и исчезающего» или «как мы бы сказали, «фук» – подул, и нет!» (С.С. Аверинцев)
В этом выражении (havel havаlim hakol hаvel) все четыре слова начинаются со слога похожего на выдох : «ha. » «ha. » «ha. » «ha. » Так что слово «всё» начинается так же с выдоха, как и слово выдох, что очень выразительно подчёркивает смысловую связь между ними.
Вопросы и ответы (с христианской точки зрения)
1. Абсолютно ли всё является суетным?
«Ничтожным, по Екклезиасту, является все. Но в третьем и следующих стихах это «все» ограничивается существующим и происходящим «под солнцем», т. е. в пределах земного, конечного бытия». (А.П. Лопухин)
2. В отношении чего является суетой всё, происходящее под солнцем?
«Ничтожными они являются, в сознании Екклезиаста, лишь в отношении к той цели человеческих стремлений, которая заключается в достижении совершенного, абсолютного счастья — Ithron. По отношению к этой цели все в мире ничтожно, бесполезно, тщетно. Ничто не в состоянии дать человеку непреходящего счастья.» (А.П. Лопухин)
Также суетой является всё, происходящее под солнцем, в сравнении с познанием единого и неизменного по своей природе Бога. Поэтому всё, что служит вознанию Бога, а именно, чтение Священного Писания, богомыслие, память Божия, молива, и исполнение заповедей Божиих, не суетно. Не суетны также христианская вера, надежда и любовь.
3. Есть ли другие толкования словосочетания «суета сует».
Или стихами Гавриила Романовича Державина:
«Он, в красоту свою влюбясь,
Возмнил быть Бог — и возгордился,
От Единицы отклонился
И отблеск в нем Ея погас.»