Судный день что это значит в исламе
Признаки Судного дня
Аллах скрыл точное время наступления Конца света. Люди, предсказывающие его на определенную дату, попросту лгут. Мудрость сокрытия Всевышним этого времени заключается в постоянной готовности людей к нему. Многие народы спрашивали своих пророков о наступлении этого Дня. В Коране об этом сказано так: «Тебя спрашивают, но истинное время знаю только Я, а ты должен постоянно напоминать об этом людям».
Малые признаки
Малые признаки возникают постоянно, но люди не обращают на них внимания. Они случаются в течение определенного периода времени, тогда как большие проявляются в одночасье и влекут за собой значительные события. К малым признакам относятся:
ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК – рождение Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Каждый из предыдущих пророков утверждал, что Конец света не наступит, пока не появится последний Пророк (мир ему и благословение).
Сам Пророк (мир ему и благословение) говорил, что «между ним и Концом света расстояние, подобное разнице длины указательного и среднего пальцев». Это означает, что после него не будет других пророков.
ВТОРОЙ ПРИЗНАК – это война (столкновение) между двумя великими исламскими державами.
ТРЕТИЙ ПРИЗНАК – «рабыня родит себе госпожу». Мусульманские ученые растолковали это так, будто господин женится на рабыне. Но, может быть, здесь заложен другой смысл: дети, как это происходит сейчас, не будут подчиняться своим родителям, а будут командовать ими. Есть и такое толкование: бывший бедняк, который не мог купить себе обувь, будет возводить высокие дома, т.е. бедные быстро разбогатеют.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПРИЗНАК – люди начнут совершать большие грехи: прелюбодеяние, распитие спиртного в массовом порядке и т.д., что вызовет гнев Всевышнего. Когда Умм Саляма спросила Пророка (мир ему и благословение): «Настигнет ли всех гнев Аллаха, если среди них есть и хорошие люди?» – «Да», – ответил он.
ПЯТЫЙ ПРИЗНАК – исчезновение знаний и ученых, распространение невежества. Обществом будут руководить необразованные люди. Многие начнут считать себя учеными и давать советы другим, самолично выносить шариатские решения. Люди, в основном, будут следовать за этими лжеучеными, в обществе исчезнут надежность и преданность. Когда один человек спросил Пророка (мир ему и благословение): «Когда наступит Конец света?», тот ответил: «Когда исчезнут надежда и вера в людей». – «Когда это будет?» – «Когда будут руководить невежественные люди, а в обществе будут царить предательство и подлость».
ШЕСТОЙ ПРИЗНАК – увеличение числа женщин по отношению к мужчинам. В некоторых странах это соотношение будет составлять 7 к 3, 7 к 1 и даже 50 к 1.
СЕДЬМОЙ ПРИЗНАК – появление лжепророков, которых, согласно хадису, будет около 30.
ВОСЬМОЙ ПРИЗНАК – увеличится число землетрясений и природных катаклизмов.
ДЕВЯТЫЙ ПРИЗНАК – ускорится время. Это произойдет потому, что исчезнет благость времени. Тогда люди будут удивляться, как возможно за один день успеть совершить какое-то дело или постичь науку за год. Другое толкование: с появлением скоростных видов транспорта люди будут быстро перемещаться в пространстве.
ДЕСЯТЫЙ ПРИЗНАК – возрастет число убийств.
ОДИННАДЦАТЫЙ ПРИЗНАК – будет много богатых, так что при желании некому будет отдать закят. У людей, особенно верующих, пропадет желание жить из-за того, что вокруг будет много греха. Даже один поклон Богу для них будет важнее всего богатства, потому что все будет в изобилии, решатся все проблемы, и люди захотят приблизиться к Аллаху.
ДВЕННАДЦАТЫЙ ПРИЗНАК – завершится пророчество. Сначала будет халифат, потом королевство, а после – империя. Появятся различные идеологи, они будут словно стоять у ворот Ада и зазывать в него. Появятся также праведники, которые будут призывать людей на путь ислама.
Появление таких людей разделяется на периоды:
Первый период – жизнь Пророка (мир ему и благословение).
Второй период – арабский халифат: Абу Бакр, Умар, Али, Усман, Хасан, Хуссейн, Муавия.
Третий период – власть в государствах будет передаваться по наследству.
Четвертый период – руководители будут совещаться со своими парламентами.
Пятый период – диктатура, т.е. правители будут все решать единолично. Появятся люди – идеологи, ведущие людей своими призывами в Ад (Маркс, Энгельс, Ленин).
Затем возродится халифат и начнется расцвет ислама.
Все это малые признаки. Они могут появляться как одновременно, так и последовательно.
Большие признаки
Большие признаки могут появляться и наряду с малыми.Это может происходить внезапно и сопровождаться катаклизмами. К ним относятся:
ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК – появление Махди – справедливого руководителя мусульман.
ВТОРОЙ ПРИЗНАК – восход солнца и его заход после обеда на Западе. После этого знамения Аллах не примет раскаяния ни неверующих, ни отступивших мусульман. В этот день многие захотят принять ислам, многие будут отрицать это знамение, объясняя его физическим явлением. Но в истории этот день станет знаменательным и будет отмечаться. Этим признаком Аллах показывает Свое всемогущество. Про восход и заход солнца знает каждый от мала до велика, поэтому, Аллах именно это избрал для утверждения Своего всевластия.
ТРЕТИЙ ПРИЗНАК – появление говорящего животного, которое будет обращаться к людям, разделяя их: ты – мусульманин, ты – неверующий. Оно появится в тот же день, когда произойдет знамение с солнцем, и также появится на западе.
ЧЕТВЁРТЫЙ ПРИЗНАК – большой дым, который накроет всех людей земли. Он будет способствовать их мучениям. Великий Аллах говорит в Коране, что все люди будут обращаться к Нему с просьбой освободить их от этих мучений, на что Он ответит: «Я освобожу вас, но вас ожидают еще большие мучения».
Этот хадис считается более чем достоверным. Каждый мусульманин обязан знать качества ал-Даджала и все, что с ним связано.
Пророк (мир ему и благословение) сказал, что ад-Даджал будет на земле в течение 40 дней, когда 1-ый день будет равен году, 2-й – месяцу, 3-й – неделе, остальные – как обычные дни. Сподвижники спросили Пророка (мир ему и благословение): «А как в такие дни совершать намаз?» – «Разделите этот день на обычные дни и совершайте намаз через обычные интервалы времени».
Зло ад-Даджала настолько велико, что наш Пророк (мир ему и благословение) просил Аллаха смилостивиться в этот день.
ШЕСТОЙ ПРИЗНАК – воскрешение Исы (мир ему). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал, что он спустится с небес в Дамаск, уперевшись на крылья ангела. Он предстанет в арабской одежде. Сначала он победит ад-Даджала, затем разобьет крест и убьет свинью. Пророк Иса (мир ему) будет распространять ислам и проживет на земле 40 лет. После смерти его похоронят как мусульманина.
Это будет золотой век ислама, и не останется ни одного инаковерующего. Все люди при Исе (мир ему) примут мусульманскую религию.
СЕДЬМОЙ ПРИЗНАК – появление народности Яджудж и Маджудж. Это будут люди, крепкие по телосложению, сеющие разврат и все плохое. Между Сирией и Палестиной находится озеро, проходя мимо которого, этот народ выпьет из него всю воду. И когда пройдет последний, он скажет, что здесь когда-то было озеро. Это свидетельствует об их могуществе и силе.
Об их нахождении не сообщено нигде. Некоторые мусульманские ученые считают, что они возле Дербентской стены, другие – около Китайской, истина же известна только Аллаху.
Великий Аллах уничтожит этот могущественный народ ничтожной вещью. Он создаст таких червей, которые, проникнув в их организм, убьют их.
ВОСЬМОЙ ПРИЗНАК – три крупных землетрясения: 1-е – на Западе, 2-е – на Востоке, 3-е на – Арабском полуострове.
ДЕВЯТЫЙ ПРИЗНАК – поднятие Корана, т.е. Аллах заберет все Священные Писания, когда на земле не останется ни одного верующего человека.
ДЕСЯТЫЙ ПРИЗНАК – не останется верующих людей.
ОДИНАДЦАТЫЙ ПРИЗНАК – подует легкий, приятный ветерок, посредством которого Аллах умертвит всех верующих. Исчезнет Кааба. Исламские ученые говорят, что в Мекку ворвутся люди из Эфиопии и надругаются над Каабой. Аллах заберет ее в тот момент, когда эфиопы начнут разрушать ее.
ДВЕНАДЦАТЫЙ ПРИЗНАК – возникновение большого огня в Йемене в районе города Адена. Все люди земли будут убегать от него и в конце концов соберутся в одном месте, а огонь будет распространяться повсеместно и окружать людей.
Описание Конца света
Наступление Конца света будет таким же неожиданным, как и проявление его признаков. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Наступление его будет таким внезапным, что вы не успеете съесть кусок хлеба, совершить торг, сделку или выпить подоенное верблюжье молоко».
Конец света настолько страшен, что Аллах к тому времени заберет к Себе всех верующих, и они не увидят его.
О Конце света много говорится в сурах Корана и в хадисах Пророка (мир ему и благословение). Например, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Великий Аллах в Судный день разрушит Вселенную, подобно тому, как разрушается минарет. », «Земля начнет трястись со всем, что на ней», «Будет такая высокая температура, и все, даже вода, будет гореть, Солнце приблизится к Земле», «Все во Вселенной перемешается, включая планеты», «По велению Аллаха Исрафил начнет трубить в рог, и все живое умрет, кроме Единого Бога».
Сколько после этого пройдет времени, ведает только Аллах. Затем по Его приказу оживший ангел Исрафил протрубит в рог вторично, и каждое тело обретет свою душу. По приказу Аллаха земля исторгнет все, что в ней захоронено. В первую очередь, неверующих, которые, будучи нагими, начнут плакать и кричать: «Кто нас разбудил, кто оживил?» Верующие ответят: «Аллах». Так же первым оживет наш Пророк (мир ему и благословение). Об этом он рассказал Айше. Она спросила его: «Неужели люди будут голыми?» – «Да, только никому до этого не будет дела и никто не заметит этого от великого горя». Многие философы спрашивают: «Каким образом души обретут именно те тела, в которых они находились, ведь эти тела уже потеряли свой вид?» Аллах отвечает в Коране: «Аллах лучше знает, что есть в земле, и все это записано». Каждое тело обретет свое, даже если при жизни оно было лишено какого-либо органа. Возможно, имеется в виду, что даже сожженные или разрубленные на части тела будут собраны в первоначальном виде.
В Судный день ангелы соберут всех в Долине аль-Махшар, это будет местом сбора всех людей. Об этом сказано в Коране. Затем ангелы дадут верующим одежду. Первым ее получит пророк Ибрагим (мир ему). Кто при жизни помог одеждой нуждающемуся, тому Аллах в этот День даст одежду. Пот с людей будет литься так, что некоторые грешники будут тонуть в нем. Люди будут пребывать в таких мучениях, что будут желать смерти, плакать, кричать, убегать и т.д. Но при этом будут люди, которые будут находиться под сенью Небесного Престола. Пророк (мир ему и благословение) разделил их на 7 категорий: справедливый руководитель; имам, верующий с детства и до смерти; человек, постоянно поклоняющийся в мечети; двое людей, любящих друг друга ради Аллаха; человек, раздающий милостыню так, что левая рука не знает, что дает правая; человек, которого соблазняет красивая женщина, но он отказывется от нее ради Аллаха; человек, находящийся в уединении и от страха перед Аллахом проливающий слезы. Есть хадис: «Не увидят огня Ада люди, ограждавшие мусульман от врагов».
Люди, пребывающие в мучениях, будут молить Аллаха освободить их от них, но Аллах не внемлет им. Тогда они обратятся к пророкам, но те будут отсылать их друг к другу. Затем они обратятся к родителям, близким и т.д. В итоге они обратятся к нашему Пророку (мир ему и благословение) и тот скажет: «Я помогу». Упав ниц, он обратится к Аллаху, и Тот, приняв его просьбу, даст указание начать Суд. И начнется Великий допрос. Помощь нашего Пророка (мир ему и благословение) есть ни что иное, как заступничество за всех.
Затем ангелы явятся со свитками, в которых учтены все наши деяния. Правоверные возьмут их правой рукой, а лицемеры и неверующие сзади левой. Затем по велению Аллаха каждый прочтет свои записи. В Коране сказано: «Читай свою книгу, и ты узнаешь, куда ты попадешь». Не будет ни одного раба, с которым не побеседует Аллах. Среди верующих будут люди, которые в своих свитках прочтут только хорошее. Аллах обрадуется им и скажет: «Вы скрывали ваши плохие деяния, просили прощения, и Я скрыл ваши грехи на этом свете». Этот разговор будет происходить только между ними. Из числа верующих будет 70 тысяч человек, которые попадут в Рай без допроса, так сказал Пророк (мир ему и благословение).
Верующих, у которых число плохих дел будет больше, Аллах будет допрашивать жестко, и те получат наказание.
В этот День верующие, пострадавшие на этом свете (если их обокрали, унизили и т.д.), получат за свои обиды благое с обидчиков, воров, убийц и т.д. Это будет жесткий допрос, поэтому, Пророк (мир ему и благословение) говорил: «На этом свете необходимо разрешить свои взаимные обиды и просить прощения друг у друга».
Некоторые из грешников будут отрицать свои плохие деяния, но ангелы, земля, верующие и даже собственные органы будут свидетельствовать против них. Человек спросит у своих органов: «Почему вы свидетельствуете против меня, ведь я хочу спасти вас от мучений?» Но они ответят, что их заставил Аллах. Каждое место, где мы молились, будет свидетельствовать в нашу пользу.
После того, как завершится допрос, Аллах повелит взвесить все наши благие и плохие деяния, и каждое из них обретет вес. Об этом сказано в Коране: «Весы в этот День истинны, и не будут взвешиваться деяния пророков, ангелов и правоверных». Например, шахидов, остальным прощается все, кроме долгов другим людям.
Ученого Аллах спросит, каким образом он использовал свои знания, и тот ответит: «Я обучал других». – «Нет, – скажет Аллах, – ты учил лишь для того, чтобы прославиться». Поэтому в Судный день каждый будет искать свои благие деяния. «Они все будут убегать друг от друга, – сказано в Коране, – чтобы решить свои проблемы».
В Судный день даже самое малое деяние может оказаться огромным. Поэтому не упускайте возможности, предоставленной Всевышним на этом свете.
Когда наши деяния будут взвешиваться на весах и Аллах станет расспрашивать о грехах, верующие будут стесняться этого. Например, Аллах спросит: «Почему не вернул долг?» Раб начнет объяснять, что не успел, умер и т.д. Тогда Аллах скажет, что лучшим возмещающим является Он, и что Он возместит его долг. Потом Аллах спросит: «Почему ты не посетил Меня, когда Я болел, когда Я был голоден?» Тот ответит: «Ты же Властелин всех миров, все блага от Тебя». «Когда кто-то лежал больной или был голоден, или нуждался в чем-то, ты на его месте нашел бы Меня, Мою благодать, Мое вознаграждение», – скажет Аллах. И человек будет сожалеть об упущенных возможностях.
Журнал «Ислам«
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
И ни одна душа обижена не будет…
Судный день – день справедливости и отчёта. Мы должны готовиться к нему, ещё будучи здесь, на земле. О его неизбежном приходе Всевышний поведал нам так (смысл): «Поистине, Судный час непременно настанет. Я скрыл от людей время его прихода, но открыл признаки его приближения, чтобы каждой душе в этот день воздать за то, что она совершила» (Коран, 20:15).
Всевышний Аллах, описывая ужасы Судного дня, по-разному упомянул о нём примерно в 112 аятах Корана. Имам Ахмад приводит достоверный хадис, переданный Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто желает поразмыслить о Судном дне, пусть прочтёт аяты “Когда солнце будет скручено и погаснет его свет”, “Когда небо расколется”, “Когда небо расколется в знак гибели”» (ат-Тирмизи). Эти аяты являются заглавными в трёх сурах Корана: «Ат-Таквир», «Аль-Инфитар» и «Аль-Иншикак».
Всевышний Аллах направил к нам наилюбимейшего из Своих пророков, ниспослав с ним Книгу, в которой подробно говорится о грядущем дне Суда и где Он призывает нас не забывать об этом и помнить о встрече с Ним. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывает нас следовать повелениям Аллаха, бояться разонравиться Ему, страшиться Его гнева, соблюдать Его запреты и следовать истинным путём пророков, асхабов, табиинов, авлия и алимов. Но мы зачастую пребываем в забвении и не осознаём того факта, что Судный день непременно настанет, пренебрегая неизбежностью ответа перед Всевышним за все свои деяния.
В Священном Коране по поводу забвения и пренебрежений говорится (смысл): «Приближается к людям час отчёта в Судный день, но они в забвении отвращаются от него. Не приходило к ним новое напоминание от их Господа, кроме как они слушали его и пренебрегали им. Их беспечные сердца глухи» (21:1–3).
В другом аяте Корана Аллах напоминает нам о близости Судного дня (смысл): «Спрашивают тебя о Судном часе. Скажи: «Знания об этом лишь у Аллаха». И ты не знаешь об этом; быть может, этот час уже близок» (33:63).
Конечно, если раб Божий не будет прислушиваться к призывам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Корана, в Судный день он будет в числе тех, о ком сказано, что они получат наказание, а те, кто выполнял все предписания, совершали благие деяния, получат воздаяние, как говорится об этом в Коране (смысл): «Аллах любит добродетельных и вознаграждает их» (3:134).
Опрос в Судный день
То, что мы упомянули выше, – ещё не все из тревог Судного дня. Люди ещё предстанут перед Всевышним для спроса за совершённые ими большие и малые деяния, которые будут взвешены на весах аль-Мизан. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Не сдвинутся ноги раба в Судный день, пока его не опросят о четырёх вещах: его жизни и как он провёл её, его знаниях и каким из них он следовал, его имуществе и каким путём он приобрёл его и на что расходовал, а также о его теле и в каком виде он его содержал» (ат-Тирмизи).
Каково же будет состояние рабов в тот день, когда сошедшим с небес ангелам будет велено привести грешников на место отчёта перед их Господом! Каждый раз, когда люди будут видеть снисходящих с небес ангелов, не останется ни одного пророка или праведника, которые бы не упали ниц, боясь, что на этот раз они окажутся из числа тех, кого заберут. Это состояние приближённых к Аллаху праведных людей, а каково же будет состояние грешников и неверных?! Указывая на это, Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «В Судный день Мы непременно призовём к ответу тех, к кому были направлены посланники, и Мы непременно призовём к ответу самих посланников. И тогда Мы непременно расскажем всем о том, что они вершили» (7:6–7).
В книге «Ат-Тазкират» говорится, что первыми к ответу в Судный день будет призван Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) вместе со своей общиной. Согласно хадису, переданному Ибн Маджей от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мы последняя из общин, но первая, от которой будут требовать отчёт». В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что первое, о чём спросят, это о намазе и пролитой крови, то есть об убийствах, которые вершились на земле без права.
Таким образом, будет идти отчёт, и каждый получит воздаяние или наказание за деяния, будь они ничтожно малыми или большими, как об этом говорится в Коране (смысл): «Совершивший добро на вес пылинки увидит воздаяние за него, и совершивший зло на вес пылинки увидит его, и ему воздастся за него» (99:7–8).
Воздаяние и наказание, и отчёт за совершённые деяния не будут одинаковыми для всех. Среди людей будут те, кто войдёт в Рай без отчёта и опроса, те, кому опрос будет облегчен, те, кто будет долго стоять в ожидании, и, наконец, будут те, для кого отчёт пройдёт очень быстро. В Коране говорится (смысл): «Кому книга его деяний будет вручена в правую руку, отчёт ему будет лёгким» (84:7–8);
«А тот, кому книга его деяний будет вручена в левую руку из-за спины, будет кричать: “О, погибель мне!”» (84:10–11).
Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) привёл хадис, в котором говорится, что когда однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел, что Айша (да будет доволен ею Аллах) плачет, он спросил её о причине слёз. Она ответила, что вспомнила о загробной жизни, и спросила, будут ли люди в Судный день вспоминать свои семьи. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ей: «Клянусь Тем, в Чьей воле моя душа, в трёх местах ни один не будет помнить ничего, кроме своего нафса (плоти): когда установят Весы и будут взвешивать деяния, пока сын Адама не увидит, станут они лёгкими или отяжелеют; в момент, когда будут вручать книги деяний, пока он не увидит, какой рукой он возьмёт свою; возле моста Сират» (Абу Дауд). Ведь Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «И когда протрубят в рог, в тот день забудутся родственные узы, и не будут они расспрашивать друг друга. И те, чья чаша добрых деяний будет на весах тяжёлой, – они и есть счастливые. А те, чья чаша добрых деяний окажется лёгкой, – они те, кто сам себе нанёс убыток и навечно останется в Аду» (23:101–103).
В Судный день, когда человек будет находиться перед Весами и увидит, что плохие деяния перевесили добрые, он будет глубоко сожалеть об этом, но его сожаление уже не поможет. И в Коране об этом говорится (смысл): «В тот день, когда не помогут притеснителям их извинения за совершённое ими. Проклятие им и худшая обитель» (40:52).
В Судный день даже уверовавший человек, которого отправляют в Рай, видя то, что получают другие из милости, благ и воздаяний, будет желать вернуться на землю для совершения благих деяний, чтобы получить ещё большую милость и воздаяния Всевышнего, как об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если бы человек совершал поклонение Аллаху с момента рождения и до смерти, он бы увидел это ничтожным в День Суда и непременно захотел бы вернуться в мир земной, чтобы получить ещё больше благ и воздаяний» (имам Ахмад).
Описание Весов и взвешивание людских деяний
Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «В день воскресения Мы установим точные Весы, и ни одна душа не будет обижена даже на вес горчичного зёрнышка. Достаточно Нас в проведении расчёта» (21:47).
В тафсире «Аль-Хазин» при толковании данного аята приводятся слова Хасана аль-Басри (да будет доволен им Аллах), и в этой же книге под другим аятом приводятся эти слова в качестве хадиса, переданного от Ибн Джаузи (да будет доволен им Аллах), что пророк Дауд (мир ему) попросил Аллаха, чтобы Он показал ему Весы. Когда Аллах показал их, Дауд (мир ему) спросил: «О Аллах, кто же сможет наполнить чашу хорошими деяниями?» Всевышний ответил: «О Дауд, когда Я буду доволен Моим рабом, Я наполню их одним фиником (т. е. воздаянием за один финик, отданный в качестве милостыни)».
Описывая Весы, большинство толкователей Корана считает, что одна чаша их огромна как расстояние от востока до запада, и у неё есть язычок, склоняющийся в сторону большего веса. Деяния будут взвешиваться двумя способами. Первый – когда на них положат листы, на которых записаны деяния раба: на одну чашу – хорошие, на другую – плохие. Второй – когда на чашу хороших деяний положат белые сверкающие жемчуга, а на чашу плохих деяний – чёрные. Взвешивать деяния в Судный день будут только у тех, кто на земле уверовал во Всевышнего Аллаха, Его знамения, воскрешение, Судный день, аль-Махшар, Весы, Рай и Ад.
Здесь можно задаться вопросом: разве не ведает Аллах о размерах совершённых Его рабами деяний, чтобы вершить Суд справедливо для каждого раба согласно его заслугам без установления Весов и взвешивания деяний? В этом скрыта определённая мудрость Всевышнего Аллаха, которая заключается в том, чтобы показать рабам, что Суд вершится по справедливости, что Господь не притесняет и не обижает ни одного из Своих рабов. В этой мудрости есть и испытание веры рабов в земной жизни и доказательство её истинности для жизни вечной. В Судный день Аллах не будет взвешивать деяния неверных, которым уготован вечный Ад. Какими бы хорошими эти люди ни были, они отрицали существование Единого Бога, не уверовали в Него и Его посланников и пророков, Его знамения, Судный день, Рай и Ад и в то, что будет воздаяние за хорошие деяния и наказание за плохие. Указывая на это, Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Это те, кто не уверовал в знамения Господа своего и в то, что предстанет перед Ним. Их деяния тщетны, и в Судный день Мы не установим для них Весы. Воздаяние им Ад за то, что не уверовали они и насмехались над Моими знамениями и посланниками» (18:105–106).
В Судный день в ожидании своего часа перед Весами будут находиться люди трёх категорий. Первая – те, у кого нет ни одного хорошего деяния. Из Ада появится чёрная змея и соберёт их подобно тому, как птица собирает зёрнышки, и бросит их в огонь Ада, от которого нет спасения. Вторая категория – это те, у кого нет плохих деяний, они встанут, и их введут в Рай. Затем в Рай введут тех, кто проводил ночи в бдении, совершая поклонение Господу, и тех, кого не отвлекали от поминаний Аллаха ни мирские заботы, ни дела. Им известят, что они из числа счастливых. К третьей категории относится большинство людей, которые не знают, каких деяний у них больше. Но Всевышний знает, какие из деяний преобладают. Всевышний покажет их деяния, чтобы доказать Свою справедливость. Затем поставят Весы и принесут книги деяний. Каждый посмотрит на свою книгу и подумает, на какую же чашу её положат, правую или левую, и в какую сторону отклонится язычок.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передают, что в Судный день приведут сына Адама, остановят перед Весами и приставят к нему ангела. Если чаша его хороших деяний перетянет, то ангел провозгласит, что он будет счастливым и не будет ему страданий. А если перевесят его плохие деяния, то ангел закричит, сообщая, что он стал несчастным и не увидит счастья никогда. Но кто совершал самоотчёт и взвешивал свои деяния и мысли на весах Шариата, тот спасётся от страха перед Весами, как говорил об этом сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах): «Совершайте самоотчёт, прежде чем начнут опрос, взвешивайте свои деяния, прежде чем их взвесят». Поистине, самоотчёт – это совершение покаяния за совершённые грехи до смерти и восполнение того, что было упущено из тех обязанностей, который предписал Всевышний Своему рабу. Если человек присвоил что-то, не имея на то права и разрешения, он обязан вернуть и попросить прощения. Он также должен попросить прощения у каждого, кому навредил языком или рукой. И если у человека не будет ничего из предписаний Всевышнего, которых он не выполнил, и он покается за совершённые им грехи, то он войдёт в Рай без опроса и взвешивания деяний. Но если он умрёт, не выполнив вышесказанного, особенно если это касается прав другого человека, то последний в Судный день непременно потребует вернуть ему то, что было у него отнято или украдено. Один скажет, что его притеснил такой-то, второй заявит, что его оскорбил тот-то, третий обвинит в издевательствах, хуле, притеснениях, то есть каждый обиженный будет обращаться к обидчику и требовать полного восполнения его прав. Каждый будет стоять в ожидании воздаяния за полученные на земле обиды и притеснения со стороны других и услышит то, что сказано Всевышним в Коране (смысл): «И бойтесь дня, когда вы все вернётесь к Аллаху, и каждая душа сполна получит за то, что она приобрела для себя (из добра и зла), и ни одна из них не будет обижена (2:281).
И тогда для того, чтобы восстановить справедливость, часть воздаяний обидчика за хорошие деяния будет отдана обиженному, а если их будет недостаточно, то для их восполнения плохие деяния обиженного будут приписаны обидчику, как на это указывает хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у сподвижников: «Известно ли вам, кто является бедным?» Мы ответили: «Посланник Аллаха, это тот, у кого нет ни дирхема, ни динара, ни имущества». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в ответ: «Бедный из моей общины тот, кто приходит в Судный день вместе с совершёнными намазами, постами, выплаченными закятами, но наряду с этим он поносил этого, порочил того-то, бесправно завладел чужим имуществом, убивал, избивал. Из воздаяний за хорошие деяния он будет отдавать тем, кого притеснил. И если его воздаяния закончатся прежде, чем он восполнит им за свои поступки, то их грехи будут возложены на него и он будет брошен в Ад» (имам Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи).
Когда в Судный день принесут книгу деяний и человек спросит: «А где же мои хорошие деяния?», ему ответят: «Их перенесли в книги тех, кого ты притеснял, обманывал, оскорблял, клеветал, обижал». Увидев свою книгу, полную плохих деяний, человек скажет: «О мой Господь, я не совершал этих грехов никогда». Но ему будет сказано, что это деяния людей, которых он притеснял, оскорблял, поносил, проклинал, обманывал, с кем не поддерживал хороших отношений. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Ведь ты, Мухаммад, смертен, и они все смертны, затем после воскрешения вы будете препираться друг с другом перед Господом вашим» (39:30–31).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Два человека из моей общины встанут на колени перед Всевышним, и один из них скажет: “О Аллах, возьми с моего брата”. А тот скажет: “О мой Господь, не осталось у меня ничего из хороших деяний, (чтоб восполнить ему за моё притеснение ему)”. И тогда Аллах, обращаясь к тому, кто требовал восполнение долга, скажет: “Как же он восполнит, когда не осталось ничего из его хороших деяний?” Тогда тот, кто требовал, скажет: “О Господь, тогда пусть он возьмёт часть моих грехов”» (Ибн Аби Дунья, аль-Хаким).
Каждый человек должен подумать о своей душе, ведь может случиться так, что его листы с хорошими деяниями станут пустыми и, что ещё хуже, ему будут приписаны плохие деяния других в знак восполнения того плохого, что он совершил по отношению к другим. И здесь нет никакого притеснения, как говорится об этом в Коране (смысл): «В день воскресения Мы установим точные Весы, и ни одна душа не будет обижена даже на вес горчичного зёрнышка. Достаточно Нас в проведении расчёта» (21:47).