Судная ночь что это значит в библии
Что такое судная ночь, для чего она нужна, как происходит, когда ожидается и как правильно действовать?
Темное время суток пугает своей неизвестностью, появляется страх, что в ней кроется все жуткое, оживают нечистые силы. Это порождает много фантазий, реализующихся в художественных произведениях. Стоит разобраться, что такое судная ночь, существует ли она в реальной жизни или является плодом воображения?
Судная ночь – что это?
В мае 2013 года на большие экраны вышла картина Джеймса Демонако. «Судная ночь» – это название фильма, созданного в жанре психологического триллера-антиутопии. Оригинальное название фильма – «The Purge», дословный перевод которого звучит как «чистка». Под ним известна серия фильмов, посвященных событиям, происходящим в будущем в США.
Что такое судная ночь – Библия
Писание учит нас, что после смерти каждому воздастся за его дела, которые он творил при жизни. Произойдет это в судный день, когда усопший предстанет перед ликом Иисуса, сидящего за белым престолом. То, что значит судная ночь и показывается в фильме не совсем соответствует судному дню в Библии. Верующие люди делают акцент на том, что отвечать перед Христом за свои грехи человек будет во свету, потому что тьма судить не может. Согласно Писанию, никому неизвестно, когда наступит этот день.
Для чего нужна cудная ночь?
Большое количество граждан убеждено в пользе этого времени, хотя не сразу понятно, чем она может привлекать обычного человека, не имеющего отношения к преступному миру. Суть судной ночи – дать каждому «выпустить пар», чтобы весь следующий год все жили в спокойствии, утолив свой гнев, потребность в жестокости. По мнению правительства США, происходящее в это время способствует и экономическому росту страны.
Что происходит в cудную ночь?
В фильме показана еще одна сторона, описывающая, что делает в судную ночь правительство. Специально подготовленные солдаты устраняют опасных, по мнению руководства, людей и жителей бедных районов. Избавление от социально незащищенных слоев населения – это и есть способ улучшения экономического состояния страны. Можно сделать вывод, что судная ночь – это некая чистка.
Когда будет судная ночь?
Если представить, что это происходит в реальной жизни, безнаказанный период назначается на определенную дату – одну и ту же ежегодно. Сколько до судной ночи осталось времени, зависит от правящих в мире сил. Это название стало практически крылатым выражением, под которым понимают власть беззакония и геноцид. Остается надеяться, что в реальной жизни мы никогда не узнаем, что такое страшная судная ночь. Хотя некоторые люди считают, что в определенных странах она уже наступила, но в немного отличном от фильма виде.
Что делать, если началась судная ночь?
Чтобы выжить в подобной опасной ситуации, нужно:
Чем закончится судная ночь?
Финал серии фильмов под этим названием считают хэппи-эндом, но он оставляет информацию для размышления. Поскольку в реальности подобного не происходило, то можно только предполагать, что судная ночь приведет к анархии, смертям невинных людей и другому беспределу. Подобные волнения сложно остановить и они провоцируют серьезные изменения в самом государстве.
Что говорит Библия о судном дне?
Узнай, что произойдет в тот день, когда все предстанут пред судилищем Христовым.
Судный день, также известен как день суда или последний суд. Это последнее, что произойдет перед тем, как Бог разрушит испорченные грехом старую землю и старые небеса. Прежде, чем Бог создаст новые небеса и новую землю, Он должен истребить всё то, что может опять заразить грехом новое творение.
Сатана будет низвергнут в озеро огненное, где уже находятся зверь и лжепророк (Антихрист) с того дня, когда Иисус вернулся на землю и победил их перед началом тысячелетнего царства. Это будет Божьим вечным возмездием за их грех и противостояние Ему. И теперь настало время вынесения решения, кто окажется вместе с ними в огненном озере, а кто достоин получить место на новой земле.
«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое.» 2 Кор. 5:10
Невеста и мученики
Те, кто вошёл в число Невесты, не предстанут перед судом. Они уже были пред судом Христовым в своих ежедневных обстоятельствах. Они позволили Божьему свету озарить их сердца и указать на грех и несправедливость, с которыми следует покончить. Они добровольно признали свой грех, боролись с ним и получили очищение через кровь Иисуса. И они не только приняли прошение грехов, но и воспользовались силой, находящейся в Святом Духе, чтобы победить этот грех.
Они уже были пред судом Христовым в своих ежедневных обстоятельствах.
«Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.» 1 Кор. 11:31-32
Мученики тоже не предстанут перед судом. Это те, кто прошёл через великие страдания; те, кто противостал зверю и не принял его начертание. Они погибли из-за своей верности Богу (Откр. 13:15-17). Они уже были испытаны и царствовали вместе с Иисусом в тысячелетнем царстве (Откр. 20:4).
Открытые книги
Бог очень внимательно ведет учёт. Иисус говорит, что мы дадим отчет за каждое праздное слово. Каждый из нас пишет свою книгу жизни. Все, что мы делаем, записывается. Представь себе, как Бог начнет прокручивать наши воспоминания. Если мы согрешили, сейчас, пока мы живём у нас есть возможность раскаяться и получить прощение. Бог прощает грех и не вспоминает о нем более. Когда эти книги будут открыты, нам предстоит дать отчёт только за добрые поступки.
«…и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.» Евр. 10:17
Справедливый суд
«И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.» Матф. 25:31-45
В тот день все предстанут перед великим, белым престолом, даже те миллионы людей, которые не знали о законе и о Евангелии. Бог создал каждого человека с чем-то очень важным – – с совестью. Закон о том, что является добром и злом, написан в наших сердцах, и совесть должна руководить действиями человека. Поэтому каждый даст за себя отчет в тот день, когда Бог будет судить тайные дела человеческие. Однако, там, где человек не имел понимания, что есть добро, а что зло, он не будет осужден за это. (Читай Римл. 2:12-16)
Закон о том, что является добром и злом, написан в сердцах, и совесть должна руководить действиями человека.
Тогда Иисус скажет: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?» Матф. 25:35-37
Тем, кто сам не осознавая этого, служили Иисусу, Он скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира.» Матф. 25:34. Это будет им наградой за то, что они следовали своей совести, и были послушны закону, написанному в их сердцах.
«Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во–первых, Иудею, [потом] и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога…» Римл. 2:10-11
Всем тем, кто ожесточил сердца свои против добра, воспротивился своей совести, и делали зло, Иисус скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.» Матф. 25:41.
Час расплаты
Когда наступит Судный день: пророчества Библии в Новом Завете
Не думаете ли вы, что Судный день уже близок? По Библии — когда наступит Судный день? Вокруг столько знамений: землетрясения, катастрофы, голод и т.д. К тому же, сегодня возможны войны с участием 200 000 000 человек, как это описано в книге Откровения.
Когда наступит судный день — что сказано в Библии?
Я думаю, что вероятность того, что Судный день близок – есть, но не из-за того, что все эти вещи происходят сегодня. Я полагаю, что ваш вопрос основан на отрывке Луки 21:10-11:
«Потом Он сказал им: «Народ поднимется против народа, и царство против царства. И будут великие землетрясения, голод, болезни и разные другие напасти во многих местах, и ужасные явления, и будут великие знамения с небес». (Лука 21:10,11).
Первый вопрос, который мы должны задать, читая этот отрывок, следующий: «О каком событии говорит Иисус?» Если мы откроем отрывок Луки 21:20 и далее, то мы увидим, что речь идет о захвате Иерусалима:
«Когда же увидите Иерусалим окружённым войсками, знайте, что близко его разрушение. Тогда находящиеся в Иудее должны бежать в горы, те, кто в городе, должны выйти из него, а кто в селениях, пусть не входят в город, ибо это будут дни наказания, когда исполнится всё написанное..». (Евангелие от Луки 21:20-22)
Мой вывод заключается в том, что контекст этой главы в Библии говорит нам о разрушении Иерусалима, которое случилось в 70 году нашей эры, когда римские армии под управлением Тита окружили город. В то время, как нам сообщают историки, христиане покинули город, избежав уничтожения. Если это правда, тогда землетрясения и голод, на которые Иисус ссылается в Луке 21:10-11, почти наверняка не являются событиями, подтверждающими конец света или второе пришествие Христа.
Следует сказать, что я не до конца уверен в этом, ведь Иисус, начиная говорить о разрушении Иерусалима (Евангелие от Луки 21:12-33), переходит затем к описанию конца времен, особенно в Евангелии от Матфея (Евангелие от Матфея 24:30-51). Так что я скажу, что, скорее всего, речь идет о событиях, произошедших почти 2000 лет назад, но настаивать на этом я не буду.
Давайте представим на минуту, что знамения, о которых нам сообщает Лука, действительно знамения о конце света и втором пришествии Христа. Хотя я и не согласен с такой интерпретацией, но давайте просто представим. Могут ли сегодняшние события быть подтверждением тех пророчеств? Я, скорее всего, скажу, что нет. Я знаю, что нет никаких доказательств того, что число землетрясений, происходящих сегодня, значительно превышает их прошлое количество. Так что это не может служить знамением второго пришествия.
Что касается голода и мора, то мы можем сказать, что эти вещи хоть и не исчезли полностью, но все же их стало значительно меньше, чем раньше. Хотя и голодают действительно многие люди. Смертность не исчезла, но современная медицина справляется сегодня со все большими заболеваниями. Так что я совсем не вижу причин полагать, что все эти вещи могут быть знамениями второго пришествия и скорого конца света. Следует заметить, что сказал Иисус в Евангелии от Марка:
«Небо и земля исчезнут, но слова Мои останутся. Никто не знает того дня и часа: ни ангелы на небесах, ни Сын, а лишь один Отец» (Евангелие от Марка 13:31,32)
Кажется, что Иисус намеренно хотел предотвратить спекуляции о времени Его возвращения. Нам надо принять Его совет. Любой, кто скажет о том, что знает о времени возвращения Христа – ошибается. Вам надо игнорировать подобных учителей и предсказателей. Иисус Христос говорил о том, что нам надо быть готовыми в любой день и час, вот смысл Его притчи о девственницах в Евангелии от Матфея 25 главе.
Так что я боюсь, что здесь нет никаких доказательств о приближении Судного Дня. Может и так, нам лучше быть готовыми, но не из-за сегодняшних знамений и т.д.
Теперь, давайте перейдем к вашему второму вопросу. Я полагаю, что вы говорите об отрывке Откровения 9:16:
«Я слышал, сколько там всего было конных двести миллионов». (Откровение 9:16)
Прежде всего, Апостол Иоанн ясно заявлял, что речь идет о событиях, «которые должны вскоре произойти» (Откровение 1:1). Я верю, что эти видения были о духовной войне, которая происходила во время жизни Иоанна и далее, когда Римляне преследовали церковь. Большая часть книги Откровения не о будущем, но о прошлом. Когда речь идет о 2 миллиардах воинов, мы можем смело полагать, что это символическое число. Будет большой ошибкой воспринимать это число и этот отрывок буквально.
Апокалипсический язык используется не только в книге Откровения, но также и в книгах Захарии, Иоиля, части Иезекииля и т.д. Все эти подобные места надо воспринимать образно, но не буквально. Если даже и воспринять буквально, то сегодня даже не живет на земле два миллиарда лошадей! Любая попытка толковать буквально Откровение 9 главу обречена на провал. В современных религиозных кругах очень популярно говорить о том, что книга Откровения исполняется в наши дни. Большинство из этих материалов вообще не имеют никакой ценности. Они очень популярны, но основаны на неверной толкования.
Даже, если все эти видения ангелов из Откровения 9 главы говорят о сегодняшнем времени, что, я верю, не так, это все равно никак не относилось бы к отрывку из Луки 21:10-11. Нет вообще ничего такого, что наводило бы нас на мысли о том, что Луки 21:10-11 говорит о тех же событиях, что и Откровения 9 глава. Нет никаких общих деталей. Любой, кто пытается провести параллели между этими двумя отрывками, стал жертвой своего чересчур сильного воображения.
В заключение скажу, что нет никаких оснований видеть в текущих событиях исполнение пророчеств Библии — Матфея 24 главы или же Луки 21 главы. Также нет никаких причин видеть связь между этими отрывками и Откровением 9 главой. Наш лучший ответ на эти отрывки – быть уверенными, что у Бога все под контролем, быть готовыми к возвращению Иисуса Христа, потому что никто не знает ни дня, ни часа Его возвращения. Никто не знает, когда наступит Судный день, и точном времени не сказано в Библии. Я надеюсь, что вы так и живете свою жизнь сегодня.
Пророчество о судном дне и разрушении Иерусалима в Евангелии от Матфея
Я знаю, что никто не знает, когда именно наступит судный день. Но мне интересно, как правильно понять Матфея 25 главу, где находятся три стиха про суд? Матфея 24 глава относится к разрушению Иерусалима в 70 г. н.э., а в Евангелии от Матфея 25:1 говорится «в то время» и «снова» в 14 стихе. Может ли в них (в отрывках про дев и таланты) иметься в виду суд (над евреями/христианами) в 70 г. н.э.?
Стих 31 («придет Сын Человеческий во славе Своей») в контексте Матфея 24 может так же относиться к суду 70 г. н.э. Но в стихе 46, кажется, говорится о (будущем) решении для вечности. Таким образом, полностью ли Матфея 24–25 относится к 70 г. н.э., и если да, то к чему конкретно относятся эти отрывки? Если нет, то в какой момент происходит переход от 70 г. н.э. к будущему всемирному суду для вечности – где связующие слова и как мы можем их понять?
Если кратко, то все содержание Матфея 24-25 глав имеет отношение к еврейскому народу. Поворотная точка в повествовании происходит после отрывка Евангелие от Матфея 24:35. Мы должны спросить, почему евангелист сохраняет эти описания и помещает их вместе в своем Евангелии? Конечно, они содержат похожую тематику: суд.
Не трудно понять, почему ранняя церковь совместила пророчество о суде над Иерусалимом (24:1-25) с более общим (хотя и в равной степени применимым) эсхатологическим материалом. (Эсхатология – это технический термин для изучения конца – суда, загробной жизни и т.д.) На самом деле, в отрывке 24:1-25 есть изрядное количество фактов, которые, кажется, непосредственно связаны с концом света. Тем не менее многое из этого отрывка образно и, поскольку это попадает под апокалиптический жанр, не может быть точно понято теми, кто незнаком с ветхозаветным апокалипсисом. Он описан, например, в таких книгах, как Даниила, Захарии, Иезекииля и Исаии.
Я всем советую прочесть книгу «Как читать Библию и видеть всю её ценность» Гордона Фи и Дагласа Стюарта (можно найти в электронном виде в интернете).
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Будет ли в России Судная ночь в 2021 году, или это страшный фейк
Дар предвидения: грядет Судная ночь
Пять лет назад мир впервые узнал об одном очень противоречивом явлении: только раз в году во время судной ночи с вечера до утра все преступления, включая убийство, становятся законными. Эта эклектичная антиутопия о насилии в отдельно взятом сообществе имела продолжение: в остальных фильмах франшизы было показано, как глубоко проникло безумие в нашу жизнь. В 2014 на экраны вышла «Судная ночь 2», где зрители увидели царящий на улицах разгул насилия. В третьей части фильма, вышедшей в 2016, затрагивалась проблема выборов и выбора. Каждый фильм, казалось, был предвестником того, какими опасными и жестокими мы можем стать.
Видео
Сюжет
Завязка фильма рассказывает о недалеком будущем. Америка процветает — преступность практически отсутствует, Судная Ночь пропагандируется как необходимое для дальнейшего развития событие, которое помогает стране достигать высоких показателей. Оппозиция считает, что правительство избавляется от нежелательных элементов, однако находится в меньшинстве.
Сэндины — преуспевающее семейство в благоустроенном районе. Джеймс занимается продажей систем охраны для частных домов. Они активируются перед началом Судной Ночи, полностью защищая жилище от проникновения (бронированные панели, аварийные генераторы, системы наружного наблюдения). Подобные системы пользуются высоким спросом, поэтому Джеймс хорошо зарабатывает — семья ни в чем не нуждается и проживает в большом, оборудованном защитной системой доме.
Мэри — жена Джеймса и мать их детей — Зои и Чарли. Зои встречается с Генри — молодым человеком из менее благополучной семьи, которому приходится покинуть дом прямо перед началом «чистки». Им приходится проводить встречи тайно, так как Джеймс против их отношений. Чарли — замкнутый подросток, проводящий время дома в своем импровизированном «убежище», исследуя дом с помощью изобретенного им робота.
Перед началом Судной Ночи соседи намекают на то, что семейство обязано своим благополучием им — все они приобретали охранные системы в компании Джеймса. При этом они ведут себя довольно доброжелательно. Перед началом ночи Сэндины замечают, что соседи собираются пережидать «чистку» вместе.
Судная Ночь начинается стандартно — некоторое время ничего не происходит. Спустя какое-то время к дому прибегает мужчина, преследуемый охотниками, умоляя впустить его внутрь. Чарли из сострадания делает это, однако родители относятся к незнакомцу подозрительно — Джеймс держит его на прицеле и собирается выгнать на улицу.
В этот момент появляется Генри, который затаился в доме. Он спускается по лестнице и стреляет в Сэндина, который целится в незнакомца. Он промахивается, ответным выстрелом Джеймс ранит парня; Зои помогает ему добраться до комнаты, где он позже умирает. Во время стычки мужчине удается скрыться в доме.
Охотники добираются до дома Сэндинов — ими оказывается группа студентов из обеспеченных семей. Они требуют отдать им законную «добычу», при этом ведут себя уважительно — Сэндины известная семья, и лидер охотников предлагает им выдать недостойного человека. В противном случае они угрожают ворваться в дом и забрать свое силой.
В концовке показаны выпуски новостей. Люди по всей стране утверждают, что убийств становится все больше. Диктор по телевидению извещает, что до следующей Судной Ночи остается 364 дня.
Что происходит в cудную ночь?
В фильме показана еще одна сторона, описывающая, что делает в судную ночь правительство. Специально подготовленные солдаты устраняют опасных, по мнению руководства, людей и жителей бедных районов. Избавление от социально незащищенных слоев населения – это и есть способ улучшения экономического состояния страны. Можно сделать вывод, что судная ночь – это некая чистка.
Что делать, если началась судная ночь?
Чтобы выжить в подобной опасной ситуации, нужно:
Страшный Суд и что мы о нем знаем
События, предваряющие Страшный Суд
Свой «ад» или «рай» мы созидаем своими благими или нечестивыми деяниями
При этом мы не должны забывать, что свой «ад» или «рай» мы созидаем уже в нашей земной жизни своими благими или нечестивыми деяниями, спасаясь верою во Иисуса Христа как в Сына Божия и упованием на чудо Его спасительного Воскресения.
Но! Общеизвестно, что «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Дела-то и последуют за нами в вечность, будущность которой мы и созидаем ими (добрыми или злыми), еще живя на земле. И если мы не примирились с Богом Отцом в Его Сыне Господе Иисусе Христе, то все то дурное, что мы сотворили во дни земной жизни, последует за нами в вечность. «Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня» (Пс. 39, 13).
Блаженный Иероним предлагает следующую картину предваряющих Страшный Суд событий:
Свидетельство Иеронима интересно многоплановостью образов и символов, хотя и не всегда соответствующих библейским реалиям.
Человеческая природа перестанет быть смертной и облечется в бессмертие
Входя в Новый Мир, мы изменимся. Человеческая природа перестанет быть смертной и облечется в бессмертие – для одних благостное и блаженное, для других страстное и страдающее.
Беспечность одних и бодрствование других
Новый Завет утверждает, что в преддверии конца света и Страшного Суда сердцами одних людей завладеет беспечность, а сердца других наполнятся бодростью ожидания и беспокойством.
В противоположность неверующим, о верующих, наблюдающих библейские знамения времени и небес, сказано: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лук. 21, 25–26).
Сказано: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Отк. 8, 1). Как затишье перед бурей оборачивается катастрофой, так и перед Пришествием Христа, уже после погибели антихриста, воцарится тишина раздумья – спасительная для сохранивших дар веры и напрасная для закоренелых противников Христа и Его Церкви.
«Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний (Иак. 5, 7); и еще: Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 22–23).
Знамение Сына Человеческого
Второе Пришествие (греч. парусия) Христа Спасителя будет явным и всемирным деянием Бога.
«Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24, 27–30).
Некогда и апостол Павел восклицал: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14).
Сей знак нашего спасения, появившись на небе, опрокинет лжемудрования всех ругателей Креста Господня.
И далее: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10).
Этим Телом Он ныне и ходатайствует за нас пред престолом Отца Небесного! Читаем: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2, 5). То есть после Вознесения Его на небо Бог Отец взирает на этот мир чрез раны Своего Сына Возлюбленного, в которых для нас источник Его прощения, милости и оправдания!
Деяния Страшного Суда
Но во Втором Своем Пришествии Господь Иисус Христос приходит в этот мир уже не спасать его, как во дни Первого Пришествия, но судить.
В Евангелии от Матфея читаем:
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф. 25, 31–33).
Размежевание между «овцами» и «козлищами» осуществляется уже в этой земной жизни, в зависимости от того, какую иерархию ценностей мы выстраиваем. Собственно, переоценка ценностных ориентиров в земной жизни и предопределяет нашу вечную будущность. И в разные периоды жизни человек выстраивает собственные приоритеты того, что для него наиболее важно, что второстепенно, а что и совершенно непозволительно.
Тонкой разновидностью монофизитской ереси является представление о том, что в день Страшного Суда будут рассматриваться вопросы только из области догматического и сравнительного богословия, сектоведения и канонического права ‒ и совершенно будут игнорироваться вопросы, связанные с нашим отношением к ближним и дальним. Собственно говоря, только они и будут рассматриваться на Страшном Суде, страшном для тех, кто неспособен выстраивать правильные отношения с другими людьми, как своими, так и «чужими»! Христианская религия и научает нас воспринимать любого человека, с которым мы соприкасаемся во дни земной жизни, как некое поручение от Бога и даже как Самого Бога.
Далее мы читаем в Евангелии от Матфея:
«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 34–40).
Епифаний Латинский наставляет:
И хотя точка зрения Епифания Латинского созвучна с другими высказываниями Христа (Мф. 10, 42), она не передает всю полноту самоуничижения Сына Божия, отождествившего Себя Самого с каждым человеком (не только со святыми), когда-либо жившим и живущим на земле. Ибо после Боговоплощения Он, в Своем Истинном Божестве Единосущный Богу Отцу по божеству, в Своем Истинном Человечестве оказался Единосущен каждому человеческому существу в человечестве (сотелесничестве)!
Читаем: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха (Евр. 4, 15); и еще: Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2, 24).
И в этом смысле нам важно уяснить, что святость не является чем-то автономным от Бога, о Котором сказано: «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Отк. 15, 4). То есть святость — это категория и состояние только Бога! И тонкой разновидностью пелагианской ереси будет считать, что кто-то может стать святым без Бога и вне Бога.
Как Луна, не являясь источником света, отражает свет Солнца, и только в той мере, в какой он касается ее, так и подлинная святость в жизни любого святого есть свет праведности Христовой, отразившийся от него.
Но бывает и полное лунное затмение, когда свет Солнца никак не отражается от видимой нами стороны Луны. Тем более ярким и радостным оказывается его (затмения) прекращение и обретение во свете того, что было погружено некогда во мрак. Таковые «первенцы» тьмы могут оказаться и первенцами света! «Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Преимущество таковых людей заключается в том, что они не испытывали никаких иллюзий и «благочестивых» галлюцинаций относительно самих себя, реально и объективно оценивая себя как конченых грешников, за что, ища оправдание во Христе и со Христом, оказались праведными.
Сказано: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» (2 Кор. 2, 15). То есть благоухание праведности Христа!
Следовательно, отличие «овец» от «козлищ» ‒ и в причастности ко свету и благоуханию Христовой праведности. То есть те свойства и качества, которые должны обнаружиться в нас уже во дни нашей земной жизни, по смерти, на прохождении мытарств и особенно в день Страшного Суда, позволят распознать и отличить нас от козлищ, чуждых стаду Христову.
После приговора Страшного Суда происходит окончательное и неисправимое размежевание между спасаемыми и гибнущими племенами, народами и языками.
«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 41–46).
Епифаний Латинский наставляет:
По окончании Страшного Суда и размежевания между «овцами» и «козлищами» спасенные народы воспоют пред престолом Божием «Новую Песнь» (Отк. 14, 3).
«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают [ныне] перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Отк. 7, 9–17).
Преподобный Андрей Кесарийский пишет:
«И жизни будущего века»
Участь блаженных
Красота жизни будущего века – это неизреченная тайна, которой в этой земной жизни мы касаемся лишь отчасти, но достаточно регулярно.
Сказано: «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл [это] Духом Своим». (1 Кор. 2, 9–10).
Что означает уточнение: «А нам Бог открыл [это] Духом Своим»?
Мы становимся причастниками вечных благ уже в земной жизни через церковные таинства
Духом Святым совершаются действием Христа все таинства Церкви. То есть мы становимся причастниками вечных благ уже в этой, земной жизни через те или иные церковные таинства. И вечная сладость, которая ими предваряется, реальна для нас уже сегодня и сейчас.
То есть живя на земле, через таинства Церкви и приобщение Слову Божию мы уже теперь пребываем в вечном блаженстве и радости грядущего Небесного Иерусалима!
Счастье и наслаждение вечной жизни сопряжено с постижением (созерцанием) Бога
Сказано: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3, 2).
Возрастание в любви и познании и составит суть вечного блаженства, наслаждения и радости!
«И жизни будущего века»
Участь проклятых
И, напротив, участь нечестивых – пребывание во мраке неведения и о себе, и о Боге. Замкнутые в собственных грехах и стесненные ими, нечестивые, съедаемые вожделениями и стыдом, вечно будут пребывать в состоянии застывшего реликта, безысходности и отчаяния. И хотя не все грешники понесут одинаковое наказание и муку, каждый получит казнь соответственно содеянной им вине, которая будет обусловлена его ведением или неведением относительно воли Создателя во дни земной жизни.
«Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12, 47–48).
То есть наказание нерадивым христианам будет более жестоко, чем наказание пребывавшим в неведении о Боге и Его законе во дни земной жизни. Подобное правило действует отчасти для верующих уже и в этой жизни.
Сказано: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]» (Евр. 6, 4–6).
Путь возвращения к Богу всецело закрыт для оказавшихся в аде и лишенных инструмента исправления – человеческого тела (о чем выше мы неоднократно рассуждали).
«И жизни будущего века»
Свет и мрак
Если спасенные будут объяты светом в Царствии Божием, то погибшие будут пребывать во мраке.
Сказано о мире святых и оправданных действием благодати:
«И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (Отк. 21, 23–24).
Древнехристианский экзегет Апрингий пишет:
И сами спасенные народы будут излучать свет: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43); и еще: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 3).
Таким образом, сам адский пламень не будет являться источником света, и пребывающим в нем будет представляться, что они находятся в полном одиночестве.
Страшно преступление любого греха, но еще страшнее и вечное наказание за него. Несовершенны наши праведные деяния, но, в соединении с действием благодати, великое благо обретается чрез них.