Субмарина что это почему так называется
СУБМАРИНА
Смотреть что такое «СУБМАРИНА» в других словарях:
субмарина — субмарина … Орфографический словарь-справочник
Субмарина — Субмарина: Подводная лодка корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Субмарина (англ. Submarine) британо американская комедийная драма 2010 года. Также: Субмарина «Призрак» (фильм,… … Википедия
субмарина — подлодка, подводный крейсер, подводная лодка Словарь русских синонимов. субмарина см. подводная лодка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александ … Словарь синонимов
СУБМАРИНА — СУБМАРИНА, субмарины, жен. (от лат. sub под и marina морская) (мор. загр.). Подводная лодка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СУБМАРИНА — СУБМАРИНА, ы, жен. То же, что подводная лодка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СУБМАРИНА — подводная лодка … Большая политехническая энциклопедия
Субмарина — ж. Подводная лодка. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
субмарина — субмарина, субмарины, субмарины, субмарин, субмарине, субмаринам, субмарину, субмарины, субмариной, субмариною, субмаринами, субмарине, субмаринах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
субмарина — субмар ина, ы … Русский орфографический словарь
субмарина
Смотреть что такое «субмарина» в других словарях:
субмарина — субмарина … Орфографический словарь-справочник
Субмарина — Субмарина: Подводная лодка корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Субмарина (англ. Submarine) британо американская комедийная драма 2010 года. Также: Субмарина «Призрак» (фильм,… … Википедия
субмарина — подлодка, подводный крейсер, подводная лодка Словарь русских синонимов. субмарина см. подводная лодка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александ … Словарь синонимов
СУБМАРИНА — СУБМАРИНА, морской военный корабль, который может передвигаться как по воде, так и под водой. Вооружен главным образом торпедами. Идея создания субмарины появились в XVI в., но их не строили, пока датский изобретатель Корнелис Дребел (1572 1663)… … Научно-технический энциклопедический словарь
СУБМАРИНА — СУБМАРИНА, субмарины, жен. (от лат. sub под и marina морская) (мор. загр.). Подводная лодка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СУБМАРИНА — СУБМАРИНА, ы, жен. То же, что подводная лодка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СУБМАРИНА — подводная лодка … Большая политехническая энциклопедия
Субмарина — ж. Подводная лодка. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
субмарина — субмарина, субмарины, субмарины, субмарин, субмарине, субмаринам, субмарину, субмарины, субмариной, субмариною, субмаринами, субмарине, субмаринах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
субмарина — субмар ина, ы … Русский орфографический словарь
Субмарина
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Субмарина» в других словарях:
субмарина — субмарина … Орфографический словарь-справочник
субмарина — подлодка, подводный крейсер, подводная лодка Словарь русских синонимов. субмарина см. подводная лодка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александ … Словарь синонимов
СУБМАРИНА — СУБМАРИНА, морской военный корабль, который может передвигаться как по воде, так и под водой. Вооружен главным образом торпедами. Идея создания субмарины появились в XVI в., но их не строили, пока датский изобретатель Корнелис Дребел (1572 1663)… … Научно-технический энциклопедический словарь
СУБМАРИНА — СУБМАРИНА, субмарины, жен. (от лат. sub под и marina морская) (мор. загр.). Подводная лодка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СУБМАРИНА — СУБМАРИНА, ы, жен. То же, что подводная лодка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СУБМАРИНА — подводная лодка … Большая политехническая энциклопедия
Субмарина — ж. Подводная лодка. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
субмарина — субмарина, субмарины, субмарины, субмарин, субмарине, субмаринам, субмарину, субмарины, субмариной, субмариною, субмаринами, субмарине, субмаринах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
субмарина — субмар ина, ы … Русский орфографический словарь
Подводная лодка
Подво́дная ло́дка (подлодка, ПЛ, субмарина) — класс кораблей, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Основное вооружение подводных сил военно-морского флота (сил) вооружённых сил многих государств мира. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки — скрытность.
Содержание
Назначение
Военное применение
В рамках военно-морского флота вооружённых сил государства подводные лодки могут составлять подводные силы флота. Подводные лодки способны выполнять боевые задачи одиночно, группами, завесами, в составе группировок подводных лодок и разнородных сил, самостоятельно и во взаимодействии с другими видами вооружённых сил. Первое (но довольно незначительное) применение относится к русско-японской войне. По другим источникам первое военное применение [1] произошло в 1864 году во время Гражданской войны в США. До 1906 года подводные лодки в русском флоте не выделялись как самостоятельный вид кораблей и числились миноносцами. Их команды набирались на добровольной основе из офицеров и матросов надводных кораблей. В годы Второй мировой войны Япония впервые применила подводные авианосцы.
Мирное применение
Подводные лодки достаточно широко используются в научно-исследовательских целях. В экспериментах, связанных с изучением геомагнитного поля Земли, подводные лодки в погружённом положении использовались как стабильно ориентированные платформы для оборудования.
История исследовательских подводных лодок
В 1914 году, в Германии, 15 июля была спущена на воду первая исследовательская подводная лодка «Лолиго». Планировалось, что ее перегонят на зоологическую станцию в Ровинь. Идея построить подводную лодку специально для исследовательских целей принадлежит немецкому зоологу и меценату д-ру Шоттлендеру. Проект был разработан фирмой Уайтхеда, г. Фиуме, ныне Риека. Но начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война перечеркнула все планы по использованию подлодки в исследовательских целях.
Следующей исследовательской подводной лодкой была американская «Наутилус». Спущена на воду в 1917, но только в 1931 году была переоборудована в исследовательскую. В торпедном отсеке была оборудована шлюзовая камера для выхода водолазов и работы с океанологической лебедкой. В других отсеках установлено дополнительное исследовательское и навигационное оборудование, в том числе эхолот и гирокомпас.
Специально созданные субмарины использовались как базы для подводных биологических исследований (например, советские лодки «Северянка», «Славянка», «Бентос-300» и «ОСА-3 600»). Особые опытовые подлодки служат для разработки новых систем и принципов подводного кораблестроения, поставляют экспериментальные материалы для фундаментальных исследований. Существуют проекты подводных лодок, предназначенные для осуществления спасательных работ на море.
В 2009 году исследовательский подводный аппарат RU-27 совершил трансатлантический переход.
Транспортные субмарины
Почтовые субмарины
Во время Первой мировой войны между Германией и США существовала подводная почта, которая, несмотря на медлительность и дороговизну, достигла своей цели: почтовые подводные лодки сумели прорвать британскую блокаду. После нескольких рейсов почтовое сообщение было прекращено и лодки использовались в качестве подводных крейсеров.
Туристические и частные субмарины
В последние десятилетия получили распространение туристические подводные лодки, вмещающие 24-64 человека, которые могут осматривать подводный мир на глубинах до 100 м через большие акриловые иллюминаторы по бортам и большие панорамные окна в оконечностях лодки. Обычно они базируются на крупных морских курортах и далеко от берегов не отходят.
В России данное направление представлено двумя образцами: «Нептун», проходившая испытания в 1993—1995 годах, и «Садко», спущенная на воду в 1997 году, обе конструкции ЦКБ «Рубин». Первая по назначению никогда не использовалась, вторая активно использовалась для прогулочных погружений в Карибском, а позже Средиземном, морях. [источник не указан 100 дней]
Криминальное применение
Такая особенность подводных лодок как незаметность находит своё применение и в криминальном мире. Неоднократно были зафиксированы случаи использования подводных лодок для доставки наркотиков из стран Латинской Америки (в первую очередь Колумбии) в США и Канаду.
C тех пор полиция Колумбии неоднократно находила подводные лодки в стадии строительства. Крупнейшая из подобных находок представляла собой 30-метровую подводную лодку, способную взять на борт 150—200 тонн кокаина. [11] Однако большей популярностью пользуются минисубмарины, вмещающие 4-12 тонн наркотиков. [12] По заявлению специалиста по борьбе с наркотрафиком в США адмирала Джозефа Ниммича имеется информация о наличии у наркомафии полностью радиоуправляемых подводных лодок. По сведениям из различных источников, в конструировании подобных лодок активное участие принимают иностранные специалисты из технически развитых стран (Италии, Швеции, России, Нидерландов и др.)
Размах строительства подводных лодок в Колумбии стал настолько велик, что уже появились сведения о возможном импорте субмарин в Европу для местных наркодельцов. [13]
ВМС США, Мексики, Колумбии и других стран регулярно проводят операции по задержанию подобных подводных лодок с грузом наркотиков [14] [15] [16]
Конструкция
Современные подводные лодки (дата постройки которых примерно от конца 20х годов XX века) имеют 2 корпуса: водопроницаемый лёгкий корпус, функция которого заключается в придании кораблю гидродинамически совершенных обводов, и водонепроницаемый прочный корпус, способный выдержать давление воды на больших глубинах погружения. Внутри прочный корпус разделен на отсеки переборками, что повышает живучесть корабля в случае течи. Типичный материал прочного корпуса — легированная сталь с высоким пределом текучести. Встречались и титановые корпуса, например проект 705 («Альфа» по классификации НАТО). Они привлекательны из-за большей прочности титана, меньшего удельного веса и немагнитности. К тому же титановые соединения стойки к коррозии — корпус хорошо стоит в морской воде даже без покраски. Но сварка титановых листов представляет проблемы — титан становится хрупким, растрескивается параллельно шву. Борьба с этим явлением удорожает и замедляет постройку. Даже несмотря на то, что рекорды скорости и глубины погружения принадлежат титановым субмаринам, в СССР титан как материал корпуса был вытеснен высокопрочной сталью (см. проект 945 и проект 971). На Западе титановых лодок не строили вообще. Перспективным материалом считаются композиты, но технология изготовления больших корпусов еще не отработана, а сам материал дорог, что сдерживает его внедрение, лишь на небольших лодках прочные корпуса выполняются из композитов.
Погружение осуществляется путем изменения дифферента, после заполнения нескольких цистерн погружения (цистерны на подводной лодке в начале XX века называли систернами). На подводной лодке имеется множество различных цистерн, предназначенных для управления дифферентом, для хранения топлива, питьевой воды, балласта и т. д.
Изменение глубины и всплытие производятся с помощью горизонтальных рулей (гидропланов) с последующим вытеснением воды из балластных цистерн сжатым воздухом или газом. Отдельно выделяют класс батипланов — подводных аппаратов, погружающихся только за счёт действия гидродинамических сил. Для движения подводных лодок в надводном положении применяются атомные энергетические или дизельные установки; в подводном положении — атомные установки, электрические аккумуляторы тока, на малых глубинах — дизельные установки, имеющие соответствующие выдвижные воздухозаборные устройства (шноркель или РДП). Для подзарядки аккумуляторов дизельные двигатели используются как дизель-генераторы. В эпоху, предшествующую открытиям в области атомных реакторов, для подводных лодок было разработано несколько проектов подводных двигателей, работающих на альтернативных видах топлива (например, газотурбинный двигатель Вальтера, который отличался полной бесшумностью хода). Обычным движителем являются гребные винты, но на небольших подводных лодках устанавливают в том числе и водомётные движители, которые двигают судно по принципу реактивной струи.
Вооружение
Оружие подводных лодок предназначено для выполнения следующих целей [17] :
На подводных лодках для выполнения свойственных им задач устанавливаются и используются следующие виды вооружения:
Для защиты в надводном положении снабжаются переносными зенитно-ракетными комплексами.
До развития реактивной авиации перспективным вооружением считались складные гидросамолёты, базирующиеся на подводных авианосцах.
Классификация
Подводные лодки классифицируются:
Стоящие на вооружении в настоящее время подводные лодки классифицируются следующим образом:
Новые экспериментальные типы:
История
Англичанин Уильям Боурн в 1578 году описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур и кожаный подводный корабль с балластными цистернами и вытяжной трубой — шноркелем, воевавший в Чёрном море. [19]
Впервые действующий образец подводной лодки был создан в 1620 году для короля Англии Джеймса голландским инженером Корнелиусом ван Дреббелем (1572—1633): в Лондоне была построена и успешно испытана в Темзе вёсельная [19] подводная лодка.
Первая подводная лодка, с успехом применённая в вооружённых действиях, была создана в США Хорасом Л. Ханли во время Гражданской войны во флоте Конфедерации и была названа H. L. Hunley. Погружение осуществлялось заполнением двух балластных цистерн на носу и корме, которые для всплытия продувались ручными помпами, а для срочного всплытия сбрасывался железный балласт, закреплённый на днище. Гребной винт вращался при помощи коленчатого вала семью матросами. Управлялась лодка командиром с отдельного места. Вооружение состояло из мины, закреплённой на длинном деревянном шесте на носу лодки. Наблюдение, вход и выход экипажа из лодки осуществлялись через две небольшие башенки.
17 февраля 1864 года «Ханли» потопила винтовой шлюп северян USS Housatonic, однако и сама погибла вскоре после взрыва, тем не менее доказав возможность боевого применения субмарин. Таким образом, H. L. Hunley — первая в мире подводная лодка, потопившая надводный корабль, шлюп USS Housatonic — первый в мире корабль, потопленный субмариной, погибшие на нём — первые жертвы подводной атаки, а утонувший экипаж Hunley — первые погибшие в бою подводники. Дата 17 февраля 1864 года — день боевого крещения подводного флота.
Морская подводная лодка или торпедная лодка «Жимнот» (фр. gymnote — угорь) была спущена на воду Францией в 1887.
В конце XIX века появились лодки с электрической силовой установкой, затем с бензиновой и дизельной для надводного плавания и с электрической для подводного. Впервые подводные лодки были применены в русско-японской войне. Экипажи их набирались на добровольной основе из числа офицеров и матросов надводных кораблей. До 1906 года подводные лодки за отсутствием специальных разработок по тактике и стратегии ведения подводной войны числились миноносцами.
Первая мировая война
Во время Первой мировой войны появились подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности, и электрическим для движения под водой. К дизельному двигателю подключали генератор, который производил электричество для подзарядки батарей.
По итогам Первой мировой войны был сделан вывод о необходимости взаимодействия подводных лодок с надводными кораблями эскадр, поэтому в период между мировыми войнами преимущественно совершенствовались надводные тактико-технические характеристики.
Вторая мировая война
К началу Второй мировой войны в состав флотов ведущих морских держав входило следующее количество подводных лодок (по состоянию на июнь 1941 года [26] ):
За время войны всеми подводными лодками иностранных государств (кроме СССР) было потоплено 4330 транспортных судов общей грузоподъёмностью около 22,1 млн рег. т, уничтожено 395 боевых кораблей, в том числе: 75 подводных лодок, 17 авианосцев, 3 линкора, 122 эсминца и 146 кораблей других типов. Погибли 1123 подводные лодки.
Подводные лодки ВМФ СССР потопили 328 транспортов, 70 боевых кораблей и 14 вспомогательных судов противника общим водоизмещением 938 тыс. т. [источник не указан 350 дней]
При этом, технически подлодки этого периода оставались в своём большинстве весьма несовершенными и были по сути «ныряющими» — могли погружаться на глубину до 100—150 метров, и находиться под водой сравнительно небольшое время, измеряемое в часах и зависящее от заряда батарей и запаса кислорода. Основное же время подлодка проводила в надводном положении, часто и атаки производились из надводного положения, особенно это было характерно для немецких подводников до 1941 года при атаках против конвоев в ночное время.
Использование союзниками радиолокации для поиска подводных лодок резко увеличило потери немецкого подводного флота. Возникла необходимость обеспечить действие лодок как в походе, так и на боевом курсе в подводном положении. Однако длительность хода на электромоторе ограничивалась необходимостью частого всплытия для подзаряда аккумуляторных батарей. А дизель не мог работать в подводном положении из-за ограниченного объёма воздуха в корпусе лодки, необходимого, в первую очередь, для продувки балластных цистерн и обеспечения жизнедеятельности экипажа. Кроме того в подводном положении скорость хода 5-6 узлов могла выдерживаться не более 45 минут. При скорости конвоев, которая могла достичь в обозримое время 10 узлов, это крайне ограничивало возможность манёвра лодки для успешной подводной атаки.
Возникшую проблему казалось возможным решить путём использовании созданного ещё в 1937 году двигателя инженера Вальтера, работающего на перекиси водорода и не нуждающегося в кислороде для горения горючей смеси. Таким двигателем предполагалось снабдить новую лодку с обтекаемым корпусом. Ожидалось, что она произведёт революцию, поскольку обеспечит скорость хода под водой до 25 узлов.
Битва за Атлантику
Наибольших боевых успехов добились немецкие подлодки во время Битвы за Атлантику в 1939—1941 гг, особенно после того, как ведомство подплава возглавил Карл Дёниц. Он разработал стратегию «волчьих стай», впервые скоординировал боевые действия нескольких десятков лодок в море. Самой эффективной и массовой подлодкой Германии была подлодка типа VII. В конце Второй мировой войны немецкие конструкторы вплотную подошли к решению проблемы оснащения подводных лодок баллистическими ракетами.