Стресс может играть как конструктивную так и деструктивную роль в жизни человека
Стресс может играть как конструктивную так и деструктивную роль в жизни человека
— ‘Разглобализация’ задач: деление задачи на мелкие кусочки и ‘съедание’ одного кусочка в день.
— Уничтожение мелких неприятных дел: утром необходимо обязательно решить хотя бы одну маленькую, но неприятную задачу
— Выполнение задачи в произвольном порядке, ‘выгрызание’ из разных мест маленьких кусочков.
— Деление задачи на легко решаемые фрагменты и выстраивание строгой последовательности их решения.
Вопрос 2:
Выберите из списка, приведенного ниже, все цели с позитивными формулировками
выберите один вариант решения
— сократить процент брака
— повысить оперативность реагирования на запросы клиентов
— уменьшить текучесть персонала
— построить систему адаптации персонала
Вопрос 3:
Что такое ‘гибкие’ задачи? Выберите один верный ответ
выберите один вариант решения
— Необязательные для выполнения в текущий и последующие моменты времени
— Не имеющие привязки к конкретному времени сроку их исполнения
— Вспомогательные, способствующие решению основных задач
Вопрос 4:
Каким образом лучше разместить в письме графические элементы (иллюстрации, таблицы, графики)?
выберите один вариант решения
— сослаться на них в тексте письма, а сами графические элементы прикрепить к письму в качестве приложения
— разместить графические элементы в теле письма
— сослаться на них в тексте письма, а сами графические элементы отправить отдельным письмом
Вопрос 5:
Согласно методике SMART, какими должны быть формулируемые менеджером цели? Выберите все верные ответы.
выберите один вариант решения
— достижимыми
— измеримыми
— ограниченными во времени
— неограниченными во времени
— ‘растяжимыми’
Вопрос 6:
В чем состоит принцип соответствия при делегировании полномочий?
выберите один вариант решения
Вопрос 7:
Какой должна быть негативная обратная связь, даваемая руководителем подчиненному?
выберите один вариант решения
Вопрос 8:
Какое размещение участников переговоров за стандартным прямоугольным столом характерно для ситуации, когда два человека работают в соавторстве над какой-нибудь проблемой?
выберите один вариант решения
— независимая позиция
— угловое расположение
— позиция делового взаимодействия (положение рядом друг с другом)
— конкурирующе-оборонительная позиция (положение партнеров друг против друга)
Вопрос 9:
Что включает в себя процедура контроля? Выберите все верные ответы.
выберите один вариант решения
— привлечение сторонних экспертов для проведения контрольных мероприятий
— сопоставление результатов деятельности с заданными на этапе планирования
— обеспечение исполнителей информацией о результатах их работы и эффективности усилий
— выработку стандартов и критериев, по которым будет осуществляться оценка результатов
Вопрос 10:
Выберите истинные утверждения
выберите один вариант решения
— Стресс может играть как конструктивную, так и деструктивную роль в жизни человека.
— Каждый человек имеет свой ‘порог чувствительности к стрессу’
— Стрессов нужно избегать
— Стрессом можно управлять
Тесты МВА. Навыки личной эффективности менеджера
Главная страница » Тесты МВА. Навыки личной эффективности менеджера
Деятельность менеджера. Функции, роли, компетенции
1) В чем состоит принцип обратной связи «Выговор одной минуты»?
2) Выберите из списка, приведенного ниже, все цели с негативными формулировками
3) Выберите из списка, приведенного ниже, все цели с позитивными формулировками
4) Какие недостатки есть у метода SMART?
5) Какие типовые роли могут играть руководители (менеджеры) согласно Г. Минцбергу?
6) Планирование – это действие, состоящее из трех элементов. Выберите из списка, приведенного ниже, эти три элемента
7) Процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданными на этапе планирования ожидаемыми результатами.
8) Что из перечисленного ОБЯЗАТЕЛЬНО включает в себя процедура контроля?
9) Что из приведенного ниже списка НЕ является задачей процесса планирования?
Результат теста :
Управление временем
1) «Нелинейное» время, благоприятный момент для выполнения какой-либо задачи.
2) Верно ли утверждение, что, согласно правилам тайм-менеджмента, план обязательно должен быть материальным?
3) Для командной работы рекомендуется использовать …контекстного планирования.
4) Как часто требуется просматривать раздел «год» при использовании техники долгосрочного планирования?
5) Найдите правильное описание «Метода швейцарского сыра».
6) Определите НЕВЕРНУЮ рекомендацию по составлению плана дня в списке, приведенном ниже.
7) Определите, какая из перечисленных задач – бюджетируемая.
8) Укажите типичные кайросы, которые используются для контекстного планирования.
9) Что должно лежать в основе долгосрочного планирования?
10) Что означает принцип Парето применительно ко времени?
Результат теста :
Навыки эффективного общения: совещания, презентации, переговоры, деловая переписка
1) В каком стиле написано письмо, в котором используются устойчивые обороты письменной речи, мало прилагательных, описывающих качества, много информации о фактах и действиях?
2) Вопросы, предлагающие конкретизировать свою позицию, свое отношение, предполагающие однозначный, односложный ответ, относятся к
3) Вопросы, предлагающие сделать выбор из предложенных вариантов, относятся к:
4) К базовым правилам критики предложений участников совещания относятся:
5) Какая стратегия была реализована на переговорах если каждая из сторон добилась принятия другой стороной своей позиции на 80%?
6) Какие проявления из перечисленных ниже позволяют сделать вывод о том, что проводимое совещание эффективно?
7) Какой из типов манипуляторов использует тактику описания личных проблем, приводящих к катастрофическим для него последствиям и созданию нервозной обстановки?
8) Техника активного слушания, предполагающая возврат, повтор последних слов каждой третьей фразы, произносимой Вашим собеседником:
Результат теста :
Итоговый тест
1) «Нелинейное» время, благоприятный момент для выполнения какой-либо задачи.
2) Барьерами на пути успеха в переговорах являются:
3) Выберите из списка, приведенного ниже, все преимущества, которые дает организации система планирования.
4) Выберите истинные утверждения, касающиеся стресса.
5) Из каких этапов состоит подготовка совещания?
6) К какой категории жестов можно отнести жесты, когда собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками или имеет место рассогласование жестов?
7) К какой установке восприятия собеседника в процессе общения Вы можете отнести следующую фразу: «Всем известно, что считать нужно по этой схеме. Зачем что-то менять?»
8) Как можно определить, что у человека стресс? Как проявляется реакция на стресс?
9) Какая из базовых функций менеджера нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей-подчиненных, оценку менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановку сил и т.д.?
10) Какая стратегия используется в процессе разрешения конфликта, если она характеризуется высокой ориентацией обеих сторон на собственные интересы и полным пренебрежением интересами соперника?
11) Каким образом лучше всего планировать задачи, которые нельзя четко привязать к определенному времени?
12) Качество (или совокупность качеств), благодаря которому окружающие признают в его носителе лидера, вождя, то есть человека, способного убедить в своей правоте, повести за собой.
Ваш ответ:
харизма
13) Найдите неверное утверждение, касающееся правил делового дресс-кода.
14) Определите по характеристике тип темперамента.
15) Что должно лежать в основе долгосрочного планирования?
16) Что необходимо для создания внутренней мотивации у работника, согласно Дж. Р. Хакману?
17) Что необходимо оратору знать про аудиторию, перед которой он выступает?
18) Что относится к быстрым ресурсам увеличения харизмы?
19) Что такое «гибкие» задачи?
Результат теста :
Главная страница » Тесты МВА. Навыки личной эффективности менеджера
Как не сгореть на работе?
Синдром эмоционального выгорания у учителей
Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машиниста, внимательности у исследователя и т.д.) или усиление определенных состояний (повышенная эмоциональность у актера, волевое усилие у тренера, сосредоточенность у авиадиспетчеров и т.д.).
Достаточно много требований к человеку предъявляет педагогическая деятельность, поэтому профессия учителя сочетает в себе множество ролей. Не зря психотерапевт Владимир Леви изобразил удивительно точную схему, отображающую это ролевое разнообразие.
Такая разноплановость педагогической деятельности, с одной стороны, помогает педагогу развиваться, изменяться и открывать все новые грани своей личности, но, с другой стороны, способствует стрессу.
Стресс обозначает напряженное состояние человека, возникающее в ответ на воздействие внешних факторов (выполнение важной работы в сжатые сроки, высокая эмоциональная нагрузка при общении, тяжелая физическая работа и т.д.).
Важно осознавать, что стресс может играть как конструктивную роль в жизни человека, мобилизуя его энергию в сложной ситуации, так и деструктивную, снижая эффективность его деятельности, повышая вероятность возникновения состояния безразличия, скуки.
Какой стресс мы переживаем – конструктивный или деструктивный, – зависит от нашей чувствительности к высоким требованиям сложной жизненной ситуации, от наших возможностей противостоять трудностям, от длительности воздействия стресс-фактора. У каждого человека есть определенный «порог чувствительности к стрессу», и чем он выше, тем бо?льшие эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки он может выдержать. Но если воздействие стрессогенного фактора продолжается, усиливается и становится выше «порога чувствительности», то это начинает разрушительно действовать на человека.
Однако организм наш очень мудрый, он быстро реагирует на нарушение баланса, и независимо от нашего желания срабатывает определенный защитный механизм. Об одном из таких защитных механизмах, получившем не очень благозвучное название – синдром эмоционального выгорания (СЭВ), – и пойдет речь.
Что такое эмоциональное выгорание?
Выгорание – это своеобразной уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс или на разочарование. Этот термин ввел американский психолог К. Фреденбергер в 1974 году при оценке работы специалистов, которые вынуждены взаимодействовать с большим количеством людей.
По словам психолога Буриша, «тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться». Эмоциональному выгоранию подвержены люди, очень включенные в свою работу, отдающие ей эмоции, знания, время.
Этот профессиональный «запал» не приводит к негативному состоянию, если собственный вклад соответствует ожидаемому результату, моральному и материальному вознаграждению. В случае несоответствия вложенных усилий и полученных результатов могут возникнуть первые симптомы эмоционального выгорания.
В исследовании Р.А. Макаревича установлено, что большая часть рабочего дня (66,2%) учителей протекает в напряженной обстановке. Так как педагоги часто испытывают состояние стресса, то они в значительной степени подвержены развитию синдрома эмоционального выгорания.
Известно большое количество объективных и субъективных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение, а следовательно, и способствующие возникновению синдрома эмоционального выгорания.
Обобщение результатов исследований разных авторов позволяет выделить три группы факторов риска синдрома выгорания: личностные, ситуативные и профессиональные требования.
Личностные факторы | Ситуативные требования | Профессиональные требования |
Переживание несправедливости | Социальное сравнение и оценки других | Сложные взаимодействия |
Хроническое переживание одиночества | Несправедливость, неравенство взаимоотношений | Эмоционально насыщенное деловое общение |
Переживание социальной незащищенности | Негативные или холодные, бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными | Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности |
Переживание социально-экономической нестабильности | «Трудные» ученики | Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям |
Переживание социальной и межличностной изоляции | Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура | Поиск новых решений |
Неконструктивные модели преодолевающего поведения | Внутрифирменные и межличностные конфликты | Высокая ответственность за дело и за других |
Высокая мотивация власти, высокая аффи-лиация | Ролевые конфликты, ролевая неопределенность | Самоконтроль и волевые решения |
«Трудоголизм» | Дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и других видов поддержки | Неинтересная или нелюбимая работа |
Низкая самооценка | Перегрузки | Бюрократизм и «бумажная» работа |
Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач | Недогрузки | Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска |
Эмоциональная неустойчивость, нереалистичные ожидания |
Синдром эмоционального выгорания может развиваться как у учителей с большим стажем работы, так и у молодых педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность. Высокий уровень проявления этого состояния у учителей с большим стажем обусловлен длительным воздействием профессиональных стрессов, а у молодых учителей – вхождением в новую профессиональную сферу.
Как и любое психическое явление, состояние эмоционального выгорания для самого человека не может идти только под каким-то определенным знаком – минус или плюс.
Да, это состояние защищает человека от эмоционального и физического перенапряжения за счет отключения эмоционального реагирования на внешние психотравмирующие воздействия.
Однако подобная экономия сказывается на эффективности выполнения профессиональных обязанностей и отношениях с другими людьми. Человек, у которого в профессиональной деятельности развились симптомы психического выгорания, не только разрушает собственную личность и здоровье, но может причинить вред тем людям, которые обращаются к нему за помощью.
эмоциональное выгорание можно сравнить с инфекционным заболеванием. В коллективе происходит «эмоциональное заражение». Если в организации есть выгорающий работник, то его негативность довольно быстро передается другим работникам.
Симптомы эмоционального выгорания
Прежде чем говорить о симптомах эмоционального выгорания, предлагаем вам пройти короткий тест, а затем проанализировать свои результаты, опираясь на информацию о проявлении различных стадий эмоционального выгорания.
Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и на бланке для ответов обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания.
0 – никогда; 1 – очень редко; 2 – редко;
3 – иногда; 4 – часто; 5 – очень часто; 6 – ежедневно.
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой).
2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
3. Я чувствую себя уставшим(ей), когда встаю утром и должен (должна) идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики, и использую это для более успешного лечения.
5. Я общаюсь с моими учениками только формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести время общения с ними до минимума.
6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально приподнятым.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с учениками и их родителями.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение учеников.
10. В последнее время я стал более черствым, бесчувственным по отношению к ученикам.
11. Как правило, окружающие меня люди слишком многого требуют от меня. Они скорее утомляют меня, чем радуют.
12. У меня много планов на будущее, я верю в их осуществление.
13. Я испытываю все больше жизненных разочарований.
14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
15. Бывает, что мне действительно безразлично происходящее с некоторыми моими учениками.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношениях с моими коллегами и в отношениях с моими учениками.
18. Я легко общаюсь с учениками и их родителями, независимо от их социального статуса и характера.
19. Я многое успеваю сделать за день.
20. Я чувствую себя на пределе возможностей.
21. Я многого еще смогу достичь в своей жизни.
22. Ученики, как правило, неблагодарные люди.
Посчитайте свои баллы по каждому синдрому выгорания: эмоциональному истощению, деперсонализации и редукции личностных достижений. Низкий уровень свидетельствует об отсутствии выраженности данного показателя синдрома, средний – о том, что он находится в стадии формирования, высокий уровень – о том, что он сформирован.
Показатели синдрома эмоционального выгорания | Номер утверждения | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Макси- мальный уровень |
Эмоциональное истощение | 1, 2, 3, 6*, 8, 13, 14, 16, 20 | 0–15 | 16–24 | 25 и больше | 54 |
Деперсонализация | 5, 10, 11, 15, 22 | 0–5 | 6–10 | 11 и больше | 30 |
Редукция личностных достижений | 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 | 37 и больше | 31–36 | 30 и меньше | 48 |
* Обратный вопрос, который рассчитывается в обратном порядке и, таким образом, ответ ежедневно соответствует нулевому значению.
Признаки проявления СЭВ
Развивается это состояние по стадиям, словно шагает по ступеням.
Стадия эмоционального истощения. Первая стадия связана с возникновением негативных переживаний, чувства эмоционального опустошения: «ничего я не хочу», «все одно и то же, ничего интересного», «как я ото всего устала, надоело все» и т.п. Эмоциональные перегрузки приводят к попытке самосохранения через отстраненность.
Стадия деперсонализации. Эта стадия связана с возникновением бесчувственного, а иногда и циничного отношения к людям, в частности, к ученикам: «им ничего не надо, а мне больше их надо?», «неблагодарные, столько сил на них трачу, и все без толку», «ученики сейчас глупые, но хитрые» и т.д. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Возникает формальность в отношениях учитель – ученик: «Я не воспитатель, не нянька, а учитель, дам информацию – кто хочет и может, тот поймет, а нет, так нет». Часто жертвой негативного отношения становится ни в чем не повинный человек.
Редукция личностных достижений. По мере развития синдрома проявляется снижение чувства собственной компетентности в своей работе, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане, снижение профессиональной мотивации, перекладывание ответственности на других. Появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе: «ничего не получается», «эта профессия – не моя, а что мое. не знаю…», «быстрее бы день в школе прошел», «какой смысл в моей работе – не знаю, они и без физики будут больше нас зарабатывать, а мы просто дураки». Это уже проявление третьей стадии эмоционального выгорания, которая может привести человека к обесцениванию усилий и потере веры в смысл жизни.
Можно сказать, что синдром эмоционального выгорания затрагивает все уровни человеческой организации, происходят изменения физического, эмоционального, интеллектуального состояний, а также изменение поведения человека.
1. Физические изменения: изменение веса, бессонница, плохое общее состояние здоровья.
2. Эмоциональные изменения: безразличие, усталость, ощущение беспомощности и безнадежности, раздражительность, неспособность сосредоточиться, чувство вины, истерики, преобладает чувство одиночества.
3. Поведенческие симптомы: во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; импульсивное эмоциональное поведение; формальное выполнение работы; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой.
4. Интеллектуальное состояние – падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, чем творческому подходу.
Роль индивидуальных особенностей учителя
в развитии или блокировании СЭВ
Вопрос о внутренних резервах педагога, о его способах совладать с трудными профессиональными ситуациями с большим интересом изучается и самими педагогами, и психологами. Что позволяет некоторым учителям оставаться физически и психически здоровыми, малоуязвимыми и «несгораемыми»?
1. Рассмотрим фактор «личностной выносливости» – способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения.
Если человек удовлетворен работой и ее результатом и при этом он выгорает, значит стоит говорить о низкой стрессоустойчивости самого человека, низком пороге чувствительности к стрессу. Осознавая это, учителю важно уметь регулировать силу внешнего воздействия и собственную эмоциональность в ответ на эти внешние воздействия. Знаю учительницу, которая любой спокойный разговор с детьми или обращение к ним по какому-то поводу превращает в эмоциональный диспут или громкие поучения, а потом страдает от упадка сил, раздражительности, бессонницы.
2. Обнаружена тесная связь между психическим выгоранием и тенденцией человека объяснять причины своих успехов и неудач. Люди, склонные приписывать все происшедшее с ними случайным обстоятельствам или деятельности других людей, более подвержены синдрому эмоционального выгорания, чем люди, принимающие ответственность за все свои успехи и неудачи.
3. Выявлено, что феномен эмоционального выгорания связан с тактикой поведения учителя в трудной профессиональной ситуации. Так, учителя, использующие стиль поведения в трудной ситуации, который связан с анализом проблемы, активным поиском решения, опорой на прошлый опыт, планированием и исполнением действий, распределением времени, контролем ситуации, саморегуляцией и мобилизацией усилий, мало подвержены эмоциональному выгоранию.
Эмоциональное выгорание быстрее возникает и интенсивнее развивается у педагогов, для которых преобладающим стилем поведения в трудной ситуации является эмоционально ориентированный стиль, включающий переживание чувства вины, сосредоточенность на недостатках, чувство раздражения и беспомощности.
4. Эмоциональному выгоранию чаще подвержены честолюбивые трудоголики, нетерпимые к своим и чужим слабостям, жестко контролирующие ситуацию. Люди, демонстрирующие этот тип поведения, предпочитают бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкурентную борьбу, поэтому они более подвержены влиянию стрессовых факторов. Американские кардиологи обнаружили, что именно такие люди чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, в отличие от спокойных, методичных, терпимых к другим людям и к разнообразным событиям, способных дать себе поблажку. Они предложили дать разным моделям поведения людей названия «тип А» и «тип Б».
Итак, представители типа А реагируют на любую жизненную ситуацию как на кризисную, в их кровь выделяется в 40 раз больше стрессовых гормонов, чем у представителей типа Б.
Конечно, поведение типа А не всегда приводит к эмоциональному выгоранию, такое поведение мы часто встречаем у преуспевающих, довольных жизнью людей. Однако при негативных внешних условиях и отсутствии должного самоконтроля такой тип поведения – прямая дорога к эмоциональному выгоранию.
С помощью небольшого теста выявим некоторую направленность в собственном поведении. Безусловно, мы обнаружим, что в нашем поведении сочетаются типы А и Б. Но какая же модель преобладает?
Подумайте о том, как вы себя ощущаете и ведете, а затем ответьте на следующие вопросы, отвечая «да» или «нет»:
1. Привычно ли для вас заниматься несколькими делами одновременно?
2. Сильно ли у вас развито чувство соревновательности?
3. Чувствуете ли вы себя виноватым, когда отдыхаете?
4. Скучаете ли вы, когда говорят другие люди? Перебиваете ли вы собеседника?
5. Пребываете ли вы в постоянной спешке?
6. Трудно ли вам терпеливо ждать?
7. Склонны ли вы скрывать свои чувства?
8. Вы говорите выразительно и громко?
9. Трудно ли вам доверять часть работы другим?
10. Быстро ли вы едите, ходите и т. п.?
11. Раздражают ли вас бездельничающие люди?
12. Ощущаете ли вы постоянное физическое напряжение?
13. Трудно ли вам понять интересы других людей?
14. Верно ли, что практически все ваши интересы связаны с работой?
15. Трудно ли вам заниматься одним делом в один момент?
Если вы ответили «да» на большую часть этих вопросов, то вы склонны относиться к типу личности А. Если же на большую часть вопросов вы дали отрицательный ответ, то вам более свойственен тип поведения Б.
Определенные изменения в поведении людей типа А важны, если они хотят избежать связанных со стрессом заболеваний. Можно сознательно перенимать некоторые характеристики типа Б, например, упорядоченность своих действий, более терпимое отношение к другим людям и обстоятельствам.
Профилактика синдрома
эмоционального выгорания
Обращаем внимание на три основных фактора: на улучшение условий труда (организационный уровень), на характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), на личностные реакции и уровень своего здоровья (индивидуальный уровень).
Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, можно предотвратить возникновение СЭВ, или снизить его, если синдром уже проявляется:
• определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей (достижение краткосрочных целей приносит очень важное для оптимального эмоционального состояния человека – состояние успеха);
• использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
• овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);
• профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива; для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
• уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);
• эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается, или процесс этот оказывается не столь выраженным);
• поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь);
• умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
• возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.
Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.
Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.
Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.
Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.