Страх у ребенка 8 лет что делать
Невроз у ребенка: виноват не столько компьютер, сколько климат в семье. Беседуем с детским психологом
Почему невроз у ребенка может развиться от компьютерных игр? В каких случаях это защита организма? Как проявляется болезнь в зависимости от возраста? Практический психолог Татьяна Шаранда отвечает на эти и другие вопросы, а также объясняет, с каким состоянием обязательно нужно идти к врачу и как научиться понимать свое чадо?
Семья дает «старт» неврозу, компьютерные игры лишь передают эстафету дальше
— Я бы не сказала, что лишь длительное нахождение за компьютером провоцирует неврозы у детей. Скорее, это «лакмусовая бумажка» психологического климата семьи, которая и является основным источником заболевания.
Семья дает «старт» неврозу, а ближайшее социальное окружение (детсад, школа) передает «эстафету» далее. Так в упрощенной форме выглядит путь формирования невротической личности. В дальнейшем, создав семью, этот человек имеет большой шанс «наградить» своих детей отягощенной наследственностью.
У малышей невроз может проявляться в виде навязчивых страхов (боязнь темноты, монстров). Иногда наблюдается снижение аппетита, плаксивость, страх остаться одному, спазматические боли в области желудка. Дети постарше из-за недуга могут страдать невротическими тиками: покусыванием ногтей, сухим покашливанием, непроизвольными выкриками и энурезом.
— У старшеклассников в этом случае наблюдаются панические атаки и невротические тики, бессонница и социофобия. Невроз также может дополняться какой-либо зависимостью: игровой, никотиновой, пищевой.
— Как помочь детям справиться с такими состояниями?
— Невроз — это та болезнь, которая долгое время не проявляет внешних признаков. Она «долгоиграющая» и может идти с самого детства. Если с малышами проще, их контакт с родителями пока еще максимальный, то подросткам тяжелее. Им непросто самостоятельно, без помощи специалиста, найти причины страхов и избавиться от них.
Если исходить из общих рекомендаций, то всем без исключения подойдет физическая нагрузка, режим питания, активный отдых, массаж. Все это — действенные вспомогательные средства.
— Везде, в том числе и у нас в центре, применяется комплексный подход: когнитивно-поведенческая терапия, интегрированные психотехнологии, хромотерапия и ароматерапия.
— Считается, что невроз у ребенка может возникать даже в очень благополучной семье. К примеру, после сильного испуга. Испуг в компьютерных играх возможен?
— Безусловно. Компьютерные игры построены на эмоциональном захвате, на полном погружении в игру. У играющего исключается анализ происходящего, резко снижается критичность. Но мы не говорим об играх-головоломках или развивающих, нельзя смешивать все в одно целое. Запустить навязчивые страхи могут экшен, симуляторы, ролевые игры.
Сегодня часто бывает так, что у ребенка бывают проблемы с речью, но он отлично владеет компьютером, знает наизусть практически все мультфильмы, которые идут по телевизору.
— Начинаешь общаться с матерью малыша и понимаешь, что в то время, пока он занят просмотром очередного мультсериала, она проводит время в соцсетях. Встает вопрос: «С кем же все-таки надо работать в первую очередь?» Родители сами часто показывают пример своим детям. К сожалению, не всегда правильный.
Психолог говорит: еще российский коллега 20 века Николай Щелованов предупреждал, что созревающий мозг ребенка особенно чувствителен к перегрузкам, которые создаются при длительном влиянии интенсивных стимулов. То информационное давление, которому подвергаются дети, не рассчитано на психофизиологические возможности организма. Оно значительно превышает потенциал человека, а тем более ребенка. Это приводит к эмоциональным срывам. Пациентов с неврозами из-за перегрузки больше всего среди школьников. Ведь они, кроме ТВ и компьютера, постигают обязательную школьную программу. Специалист говорит, к сожалению, к ней в центр приходят именно такие дети и их большинство. Хотя болезнь может проявляться и раньше.
Развитие невроза не зависит от возраста
— Считается, что первые признаки невроза могут появиться в 3-4 года, когда идет «Я сам» и малыши отрываются от мам — идут «на работу» в детсад. Затем сложный период 6-7 лет — школа. Новая социальная роль, новый коллектив. Кроме того, к этому моменту ребенок уже наслушался много «ужасов» про школу. Так что он полностью «готов» вступить в период затяжного стресса.
Невроз — защита организма
— Невроз у ребенка — своеобразная защита организма. От чего? На этот вопрос должны ответить сами родители — и это будет первый шаг в профилактике заболевания. Болезнь обычно начинается с привычки невротическим, истерическим, депрессивным или психопатическим способами реагировать на ситуацию. А потому следующий шаг — научить детей выражать свои эмоции. Стереотипы неадекватного реагирования на ситуацию «утомляют» мозг, происходит сбой работы организма. Требуется подпитка витаминами и микроэлементами. Значит, изменяем рацион питания.
Далее — активные игры на свежем воздухе, бассейн и иппотерапия. Данный комплекс эффективен при неврозах.
— Чтобы научиться понимать свое чадо, нужно просто много общаться с детьми. Коммуникация должна вестись не через монолог и нотации. Лучше, если это будет диалог, где участвуют все члены семьи. Проходить он должен только в позитивном формате. Это не означает тотальную похвалу — ребенку нужна поддержка без излишних аплодисментов, но точная, корректная и к месту.
— Если все же не сложилось с пониманием, как узнать, что наступил час Х и нужно вести ребенка к специалисту?
— Это необходимо, если стали проявляться непривычные для ребенка эмоционально-поведенческие реакции (плаксивость, утомляемость, расстройство сна, двигательная расторможенность). Если на состояние малыша внимание родителей обращают воспитатели или педагоги. К примеру, когда есть конфликты в группе, крики, рыдания, падение на пол. Когда ребенок начинает часто и долго болеть, у него появляются навязчивые страхи, идеи, мысли, действия.
Специалист рекомендует вести малыша на прием к участковому педиатру. Тот, в свою очередь, назначит остальные визиты (невролог, психотерапевт, массажист, рефлексотерапевт). Чем раньше родители заметят проблему, тем счастливее будет малыш.
Детские страхи
Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.
Общие сведения
Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.
Причины детских страхов
Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:
Патогенез
Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.
Классификация
Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:
Симптомы детских страхов
С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.
Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.
У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.
С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).
Осложнения
При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.
Диагностика
Детские страхи становятся причиной обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:
Лечение детских страхов
Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:
Прогноз и профилактика
Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.
Страх у ребенка 8 лет что делать
Девятилетняя Катя очень стеснительная. Она часто пропускает занятия в школе, а перед выходом из дома утром жалуется на боли в животе. Накануне контрольных работ она сильно переживает. Каждый раз, когда ее отец едет в командировку, Катя впадает в панику. Она боится, что с ее отцом что-то случится, и он не вернется домой.
Врачи обнаружили у Кати тревожное расстройство. Беспокойство у детей ненормально, когда оно достигает такого уровня, как у Кати. Когда ребенок испытывает беспокойство, родители должны помочь ему справиться с этой проблемой.
Тревога: эмоция или расстройство психики?
Тревога – это эмоция, хоть и неприятная для человека, который ее испытывает. Когда ребенок беспокоится перед экзаменом или выступлением на сцене, это нормально. На самом деле, тревога может быть здоровой и положительной эмоцией, помогая человеку лучше подготовиться к различным ситуациям и справляться с ними.
Время от времени каждый из нас испытываает беспокойство. У нас есть различные механизмы, чтобы с ним справиться: одни любят слушать музыку, другие – петь. Дети в момент беспокойства могут разговаривать сами с собой, вспоминать ободряющие слова родителей или просто глубоко дышать, чтобы снять напряжение.
Но тревога может стать и проблемой, например, когда ребенок отказывается отпустить мамину руку и пойти в класс или поиграть с друзьями на улице. Тревожные расстройства способны изменить картину мира ребенка, вселить в него иррациональные страхи и превратить мелкие неприятности в серьезные проблемы.
Незначительная тревога не опасна. Но если она мешает жизни ребенка и вашей жизни, то это расстройство, которое необходимо лечить. К счастью, тревога поддается лечению. Но, прежде всего, необходимо понять, какие виды тревожных расстройств могут возникнуть у детей.
Тревожные расстройства у детей
Согласно статистике, проблемы с тревогой есть у каждого восьмого ребенка. Когда мы не можем справиться с обыкновенной тревогой у ребенка, она перерастает в расстройство, которое может оставаться у него в подростковом и даже взрослом возрасте. 25 % детей в возрасте от 13 до 18 лет имеют тревожные расстройства, а 5,9 % – достаточно серьезные. Разумеется, родители готовы сделать все возможное, чтобы помочь своему чрезмерно тревожному ребенку. Прежде всего следует определить расстройство, которым страдает ребенок. Рассмотрим их подробнее.
1. Генерализованное тревожное расстройство
Если ребенок часто беспокоится по мелочам, вероятно, у него есть генерализованное тревожное расстройство. Тревога мешает ребенку вести нормальную счастливую жизнь, как у его сверстников. Для многих людей такое расстройство начинается в детстве или подростковом возрасте. Кроме того, девочки страдают им чаще, чем мальчики.
2. Панические атаки
Представьте ситуацию: у вашей дочери выступление. Вы ждали этого месяцами. Как только она выходит на сцену, то сразу замирает, ее сердце начинает биться чаще, а дышать становится трудно. Ваш самый сильный страх сбылся: у нее случилась паническая атака.
Паническая атака – это внезапное чувство сильного страха. Панические атаки имеют физические проявления: учащенное сердцебиение, одышку и даже потерю сознания. Дети, страдающие данным расстройством, обычно живут со страхом, что у них постоянно будут случаться приступы.
3. Сепарационна тревога
Сепарационная тревога – это состояние, которое испытывает ребенок, находясь в разлуке с родителями или людьми, к которым привязан.
Маленькие дети испытывают привязанность к своим родителям. Поэтому для детей вполне нормально немного волноваться, когда родителей нет рядом. Сепарационная тревога чаще всего встречается у детей в возрасте от 8 до 14 месяцев. Но если подобные симптомы встречаются у детей старше 5-ти лет (например, они беспокоятся, когда родители уходят на работу), это свидетельствует о расстройстве психики.
В таких случаях у ребенка возникает иррациональный страх, что что-то плохое может случиться с ним или родителями, если их не будет рядом. Поэтому ребенок стремится постоянно быть вместе с родителями.
Обычно тревожное расстройство возникает в результате травмирующего события. Часто оно возникает у детей, которых чрезмерно опекают родители.
4. Социальная фобия
Если ребенок испытывает тревогу перед тем, как пойти на День рождения к однокласснику или вечеринку, если он избегает компаний, возможно, у него социальная фобия. При этом у ребенка возникает первичный страх совершить ошибку и попасть в неловкое положение.
Иногда страх ребенка усиливается из-за недостаточно развитых социальных навыков. Но чаще всего сам страх приводит к тому, что ребенок еще больше совершает ошибки и еще больше волнуется. В некоторых случаях сильная социальная фобия может приводить к паническим атакам.
5. Избирательная немота
Родителей раздражает, когда ребенок, который обычно разговорчив, вдруг не произносит ни слова в присутствии посторонних. Родителям кажется, что ребенок делает это специально и попросту их позорит.
Возможно, это не так. Возможно, ребенок страдает расстройством под названием «избирательная немота».
Избирательная немота – это состояние, когда ребенок молчит в определенных ситуациях. Чаще всего ребенок никак не общается в присутствии посторонних людей или во время массовых мероприятий. Обычно избирательной немотой страдают дети с тревожными расстройствами или социальной фобией.
6. Избирательные фобии
Дети боятся темноты. Некоторые боятся клоунов, пауков, закрытых помещений и т. д. В большинстве случаев эти страхи проходят по мере взросления ребенка. В некоторых случаях страхи остаются и перерастают в фобии или иррациональные страхи.
Избирательные фобии – довольно распространенное явление. Они могут мешать ребенку наслаждаться здоровой жизнью. Фобии могут быть разными для разных детей: например, одни боятся пауков, другие – высоты и т.д.
Фобия может развиться у ребенка из-за генетической предрасположенности или травматической ситуации. Факторы окружающей среды, возраст ребенка и повторяющиеся с ним ситуации также могут приводить к фобиям.
7. Посттравматическое стрессовое расстройство
Стресс – это естественная реакция на травмирующие события. Когда ребенок переживает пугающую или травмирующую ситуацию, у него появляется страх, что это событие произойдет снова. Большинство людей с небольшой посторонней помощью и поддержкой преодолевают этот страх и начинают жить нормальной жизнью. Однако некоторые дети испытывают одни и те же эмоции снова и снова. У них развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
Дети с ПТСР переживают травматический опыт снова и снова в своих мыслях и испытывают панические атаки, думая, что это будет происходить раз за разом.
8. Обсессивно-компульсивное расстройство
Часто мыть руки. Несколько раз проверить, закрыта ли дверь. Несколько раз в день убирать в комнате и переставлять мебель. Это обычные действия для людей с обсессивно-компульсивным растройством (ОКР). Когда-то ОКР считалось разновидностью тревожного расстройства, но теперь его рассматривают как отдельное расстройство.
Дети с ОКР слишком много думают о чем-то, и это заставляет их поступать определенным образом. Их поведение вызвано иррациональными мыслями и страхами. Пугающие мысли порождают беспокойство, и дети верят, что оно пройдет, если они будут выполнять определенные действия.
Тревожные расстройства похожи между собой и обычно переплетены друг с другом. Но почему дети испытывают такие травмирующие переживания?
Что вызывает тревожность у детей?
У одних детей тревожность вызвана взаимоотношениями в семье, у других является результатом воспитания или связана с окружением, в котором они растут. Рассмотрим причины тревожных расстройств у детей.
1. Генетическая предрасположеность
Исследования не подтверждают, что тревожность передается по наследству. Однако дети могут иметь определенный риск возникновения тревожных расстройств, если они есть у кого-либо из родителей или близких родственников. Но в то же время, если вы или ваши родители страдаете от тревожных расстройств, не обязательно, что они появятся у ваших детей.
2. Окружающая среда
Сама по себе генетика не определеяет, будет ли у вашего ребенка развиваться то или иное тревожное расстройство. Решающую роль здесь играют среда, в которой растет ребенок, люди, которые его окружают, и ценности, с которыми он сталкивается.
Таким образом, если ребенок каждый день испытывает стресс из-за конфликтов в семье, у него есть вероятность развития тревожного расстройства.
Кроме того, тревожное расстройство может развиться у детей, которые подверглись словесному или физическому насилию. Также такие расстройства возникают, если ребенок:
3. Состояние здоровья
У некоторых детей тревожность появляется вследствие болезни, требуещей госпитализации, длительного лечения и резкого изменения образа жизни. Например, тревогу могут вызывать такие опасные болезни, как:
4. Биохимия тела и мозга
Некоторые тревожные расстройства, такие как, например, панические атаки, могут быть результатом специфики мозговых функций. Изменения в биохимии мозга могут влиять на самочувствие человека. Биохимия мозга способна меняться из-за генетики или воздействия вредных химических веществ, которые могут вызывать у человека определенные эмоции.
Чаще всего тревога у ребенка бывает вызвана сразу несколькими причинами. Таким образом, если родители ребенка страдают тревожными расстройствами, и он становится свидетелем травматического события, у него большая вероятность развития тревожного расстройства, чем у других его сверстников без подобных симптомов.
Симптомы тревожности у детей
Когда ребенок начинает беспокоиться о чем-то, он проявляет определенное поведение. Чтобы вовремя распознать появление тревоги, обращайте внимание на такие симптомы:
1. Ребенок излишне беспокоится обо всем.
2. Ребенок чувствует раздражительность и перепады настроения.
3. Ребенок испытывает постоянное чувство усталости.
4. Ребенок не может сосредоточиться на чем-либо.
5. Ребенку трудно засыпать, потому что он часто беспокоится по ночам из-за негативных происшествий.
6. У ребенка меняются привычки в питании, ухудшается аппетит.
7. Ребенок чувствует себя бесполезным.
8. Ребенок чувствует иррациональный страх перед кем-то или чем-то.
9. Ребенок капризничает и отказываается расставаться с родителями.
10. Ребенок ищет способы избежать ситуаций, вещей или людей, вызывающих у него беспокойство.
11. Ребенок боится смерти. Это вызывает у него панические атаки.
12. Ребенок легко пугается.
13. У ребенка низкая самооценка.
14. У ребенка мало друзей, практически отсутствует социальная жизнь.
15. Ребенок беспокоится о плохих событиях еще до того, как они случились.
16. В случае компульсивных расстройств у ребенка повторяются действия и мысли.
Также у ребенка встречаются такие физические симптомы:
1. Повышенная потливость.
4. Дрожь в конечностях.
5. Тошнота и дискомфорт в желудке.
Дети, испытываюшие тревожность, не всегда понимают причины своих чувств. Они могут чувствовать себя беспомощными и испуганными. Родители должны быть начеку и своевременно выявлять симптомы тревоги у детей. Если же вам кажется, что ситуация вышла из-под контроля, обратитесь за помощью к психологу.
Диагностика тревожных расстройств у детей
Если вы обнаружите у ребенка симптомы тревожных расстройств, вам следует немедленно показать его врачу. Он может провести следующие тесты:
На основании полученных результатов врач может направить ребенка к детскому психологу или психиатру.
Лечение тревожных расстройств у детей
Независимо от типа и тяжести тревожного расстройства, его можно лечить с помощью психотерапии и лекарств. Процедуры и методы лечения тревоги у детей могут сочетаться в разном порядке. Стандартными методами лечения являются:
1. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Тревожные расстройства обычно возникают в результате иррациональных мыслей, которые ребенок принимает за правду. Таким образом, эмоции ребенка вызваны его мыслями и убеждениями. КПТ в таком случае – прекрасный метод лечения тревоги. Это метод психотерапии, который фокусируется на изменении убеждений и мыслей и обучении новым навыкам, помогающим человеку справиться с тревогой
КПТ фокусируется на трех вещах:
1. Познание – то, что мы думаем и во что верим.
2. Поведение – то, что мы делаем.
3. Эмоции – то, как мы себя чувствуем и реагируем.
Обращаясь к негативным моделям мышления и поведения, которые влияют на жизнь ребенка, КПТ постепенно устраняет иррациональные страхи или факторы, вызывающие тревогу. Рассмотрим этот процесс на одном из примеров.
Негативная мысль ребенка: «Я скажу что-то неправильно, и они подумают, что я сумасшедший». Здесь ребенок боится того, что не произошло в реальности. Терапевт укажет ему на это и поможет заменить эту мысль более разумной: «Они подумают, что я нервничаю. И в этом нет ничего плохого».
Психотерапия не ограничивается только сеансами с терапевтом. Ребенку нужно будет применять то, чему он научился во время сеансов, в школе и дома. В процессе терапии ребенок будет менять свое мышление и поведение. Это будет нелегко без поддержки родителей. Именно от них во многом зависит то, сможет ли ребенок поменять негативные модели поведения на более продуктивные.
2. Другие методы психотерапии
КПТ – наиболее популярный метод психотерапии для лечения детей с тревожными расстройствами. Однако терапевт может попробовать и другие методы, например, терапию принятия и ответственности, а также диалектическую поведенческую терапию.
Терапия принятия и ответственности направлена на то, чтобы не сопротивляться мыслям и чувствам, вызывающим тревогу. Вместо того чтобы пытаться контролировать или менять мысли, ребенка учат распознавать их и принимать через осознанность, фокусируясь на настоящем моменте.
Когда ребенок научится распознавать негативные мысли, он может попытаться их изменить.
Диалектическая поведенческая терапия (ДБТ) – это форма когнитивно-поведенческой терапии, которая фокусируется на изменении мыслей, действий и эмоций пациента. Лечение направлено на то, чтобы изменить заблуждения ребенка. ДБТ также помогает ребенку развивать свои сильные стороны и способности, тем самым повышая его уверенность в себе.
3. Альтернативные методы лечения
Детям, испытывающим тревогу, можно также посоветовать изменить свой образ жизни и режим питания. Альтернативными методами лечения могут быть:
Медикаментозное лечение тревоги у детей
Детям назначают медикаментозное лечение, если тревожные расстройства у них вызваны изменениями в биохимии мозга. Если мозг вырабатывает определенные гормоны, и это вызывает тревожные расстройства, врач может назначить антидепрессанты. Как правило, врачи назначают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) или лекарства от тревожности, такие как, например, прозак.
Если тревога возникает в результате общего заболевания, в ее лечении используются лекарственные и психотерапевтические методы.
Универсального лечения тревожных расстройств у детей не существует. Способ лечения в каждом случае зависит от типа расстройства и его тяжести.
Независимо от способа лечения выздоровление ребенка полностью зависит от поддержки и усилий родителей. Именно они должны помочь ему справиться с ситуацией.
Как помочь ребенку, страдающему тревожными расстройствами
Чтобы облегчить тревогу у ребенка, придерживайтесь следующих рекомендаций:
Занятия для детей, испытывающих тревогу
Занятия, призванные облегчить тревогу у ребенка, должны быть простыми. Идея заключается в том, чтобы облегчить неприятные эмоции. Лучше всего в этом могут помочь игры.
1. Мыльные пузыри
Расслабленное дыхание может помочь ребенку быстрее успокоиться. Когда мы глубоко дышим, активизируется наша парасимпатическая нервная система, и это помогает нам быстро привести тело в состояние покоя. Но иногда бывает сложно научить ребенка дышать, особенно тогда, когда он испытывает тревогу.
Самый простой способ научить ребенка глубоко дышать – это пускать вместе с ним мыльные пузыри. Выдувая пузыри, ребенок делает равномерные вдохи и выдохи, а сам вид пузырей также успокаивает его.
Как выполнять. Наполните банку мыльной водой. Возьмите соломинку или трубочку, через которую будете пускать пузыри. Покажите ребенку, как можно выдуть большой пузырь, сосредоточившись на дыхании. Предложите ребенку попробовать пускать пузыри самостоятельно. Поощряйте его каждый раз, когда у него будет получаться.
2. Банка с тревогами
Это упражнение предназначено для того, чтобы ребенок мог выразить вслух свои тревоги и избавиться от них.
Как выполнять:
Еще один вариант такого упражнения – ведение дневника беспокойств.
3. Успокоительная коробка
Что беспокоит вашего ребенка? Что способно его успокоить? Вам нужно знать ответы на эти воспросы.
Сядьте рядом со своим ребенком и соберите в одну коробку вещи, которые его успокаивают. Каждый раз, когда он испытывает тревогу, вещи из коробки помогут ему успокоиться.
Как выполнять. Возьмите коробку и положите в нее вещи, которые нравятся ребенку (например, его любимая игрушка, книга или картинка). Сюда также можно положить мячики, которые ребенок может сжимать, испытывая стресс, и другие подобные предметы.
4. Раскрашивание камешков
Рисование имеет терапевтический эффект. Раскрашивая камешки в разные цвета, можно помочь ребенку справиться с тревогой.
Как выполнять:
5. Баночки с блестками
Это занятие успокаивает ум ребенка. Сделать для ребенка баночку с блестками довольно легко.
Как выполнять:
Каждый раз, когда ребенок испытывает тревогу, дайте ему баночку и предложите несколько раз перевернуть ее вверх дном. Научите ребенка делать медленные вдохи и выдохи, когда он наблюдает за тем, как блестки медленно опускаются на дно.
6. Успокоительное видео
Каждый раз, когда ребенок испытывает тревогу, он чувствует, что ситуация выходит из-под контроля. Но это не так. Помогите ребенку понять, что, если он раньше справлялся с приступами тревоги, то может справиться и сейчас. Все, что вам для этого нужно, – снять видео.
Как выполнять:
7. Счастливый мозг, беспокойный мозг
Это веселое занятие. Вам понадобятся лист бумаги, карандаши, клей и вырезанные из журналов фразы и картинки.
Как выполнять:
8. Игра в детективов
Это отличный способ помочь ребенку справиться с тревогой и найти логическое объяснение причинам своего беспокойства.
Как выполнять:
9. Записи на бумаге
Записи помогут ребенку творчески выразить свои чувства. Они также будут служить ребенку напоминанием о том, что он может побороть свою тревогу.
Это упражнение имеет несколько вариантов:
Медикаментозное лечение и психотерапия будут успешными, если ребенок будет сам готов бороться со своей тревогой. Чтобы он поверил, что сможет справиться с тревогой и вести нормальную жизнь, ему требуется ваша поддержка. Ребенок не должен страдать из-за тревоги. С вашей помощью он сможет стать счастливым и жить без тревоги.