Сторителлинг что это простыми словами в доу такое
Сторителлинг как инновационная технология развития связной речи у дошкольников
Елена Дынько
Сторителлинг как инновационная технология развития связной речи у дошкольников
Елена Юрьевна Дынько
МАДОУ «ДС №1 «Северок»
Воспитатель 1 квалификационной категории
«Чтобы научиться говорить, надо говорить».
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка
Сколько всего надо учесть, развивая речь: индивидуализация образования, субъектная позиция, деятельностный метод. В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников.
Я в своей практике использую интерактивные формы деятельности с дошкольниками. Формы, основанные на живом, активном взаимодействии между воспитателем и детьми, между группой товарищей. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает, та деятельность, где дети могут в игровой форме общаться друг с другом, так как именно в таком общении они раскрываются полностью. Сегодня, наряду с традиционными методами и приемами, к нам на помощь приходят инновационные, одним из таких является сторителлинг.
Понятие «сторителлинг» в дословном переводе означает «рассказывание истории». Метод сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательные и интересные. В настоящее время Сторителлинг из искусства увлекательного рассказа переросло в образовательную технологию, применимую в работе с дошкольниками. Сторителлинг помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать себя среди сверстников.
Сторителлинг, или «рассказывание историй» – это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования.
Цель сторителлинга– обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.
1. Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.
2. Уточнять использование грамматических форм речи.
3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.
Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.
В своей практике я использую опыт организации такого вида, как активный сторителлинг, с помощью игры с «кубиками историй», где дети придумывают истории самостоятельно. Кубики Историй – это уникальная настольная игра-пособие жанра сторителлинг, развивающая фантазию и речь. Кубик размером 4×4см на каждой из шести граней имеет предметную картинку, с которой нужно связать свой рассказ. Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр сказку или рассказ.
Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).
Первый ребёнок достаёт из волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Одинаковых сюжетных линий не бывает, каждый раз история получается новая, удивительная, неповторимая.
Технология «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.
Вся работа с использованием сторителлингаопирается на общие дидактические принципы:
— систематичность и последовательность. Данный принцип предполагает постепенный переход воспитанника из пассивного слушателя в активного участника деятельности по созданию истории. На первом этапе педагогом задается «канва истории», дети – активные слушатели в процесс создания и рассказывания историй. Далее дети создают истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям педагога; моделируют различные ситуации и ищут пути выхода; анализируют истории самостоятельно или с педагогом.
— учет возрастных и индивидуальных особенностей. Данный принцип позволяет достичь эффективности в работе через индивидуальный подход к каждому ребёнку, с учётом его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей (заинтересованность, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание, и память ребенка и т. д.).Таким образом, используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, мы сможем услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.
Использование активного сторителлинга помогает достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении. Это развивает образное мышление. Когда дети что-то сочиняют, они изобретают все новые и новые способы для выражения своих мыслей. Сочинение и рассказывание историй помогает детям понять окружающий мир и научиться с ним взаимодействовать, укрепляет связи между людьми. Придумывая разных персонажей, которые выступают от их лица, дети пробуют выражать свои чувства, они делятся своими печалями и радостями, вопросами и надеждами. Они видят, как все остальные реагируют на их рассказ, и это помогает им с большим увлечением отдаваться творчеству. Слушая других, они испытывают новые ощущения и учатся разбираться в себе. Сочиняя и рассказывая истории, дети развивают важные навыки устной речи, общения и слушания. Кроме того, рассказывание историй подготавливает детей к будущим письменным сочинениям.
Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей, на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Сторителлинг – это отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка.
В результате работы с использованием метода сторителлингаможно говорить об определенных результатах:
— интерес детей к сторителлингу достаточно высокий, каждый хочет быть на месте составителя истории.
— через составление историй речь детей обогатилась, они больше стали применять прилагательные, в том числе и выдуманные, объясняя их значение.
— дети стали активнее на других занятиях (речевой поток, сказанные поочерёдно фразы в процессе создания истории переносятся на поочерёдные ответы на других занятиях)
— родители проявляют себя активными участниками образовательного процесса (сочиняют истории дома).
Данные наблюдения укладываются в рамки ориентиров, к которым мы должны приблизиться, подходя к порогу обучения в школе, и говорят о результативности выбранного метода.
Кроме сочинительства можно придумать очень много игр с «Кубиками историй»:
• Бросить все 9 кубиков, выбрать один из них как точку старта и рассказать историю, сочетающую все выпавшие элементы.
• Раздать кубики всем играющим. Один начинает. По очереди каждый бросает кубик и продолжает историю на основании выпавшей пиктограммы.
• «Помощники» Выберите только те пиктограммы, которые обладают общим качеством, например, «помогают людям»;
• «Парочки». Подберите к предметам (цветок) признаки (пришелец) получится «неземной красоты цветок»;
• «Что общее?».Бросьте два кубика и сравните две картинки: найдите общее или отличия. Больше общего можно найти, смешав кубики из разных наборов. Главное творческий подход! Что общего между рыбкой и волшебной палочкой?
• «Энциклопедия». Выбери картинку и «расскажи 5 фактов о.»
• Бросьте кубики и рассмотрите их все 30 секунд. Прикройте кубики и постарайтесь вспомнить картинки через минуту.Секрет: картинки легче запомнить, связав их мысленно в историю.
• «Башня» или «Вертикальная история». Выбирайте по кубику из разных наборов и сочиняя историю, складывайте кубики один на другой. Посмотрите, какую высокую башню получится построить!
• «Алфавит». Найдите по очереди картинки на букву «А», букву «Б» и т. д.,
История придуманная детьми моей группы.
Однажды в сказочном городе, мальчик Лева пошел в магазин. По дороге у него зазвонил телефон, это ему звонила мышка, которая приглашала его погулять с ним на площадке. Лёва сказал, что сейчас идёт в магазин за йогуртом и потом обязательно с неё погуляет. Зайдя в магазин, Лёва увидел санки, о которых он давно мечтал. И он их купил. Выйдя на улицу, Лева удивился, так как с неба сыпались огромные хлопья снега. Что бы быстрее добраться до дома, Лёва сел в автобус. Дома он одел тёплые валенки, взял варежки и пошёл на площадку к мышке. Они весело провели время катаясь на санках с горы.
Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.
Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.
Дидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речи Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.
Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.
Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.
Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.
Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.
Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.
Сообщение «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.
Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.
Мастер-класс «Сторителлинг как интерактивный метод развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Эльмира Рафикова
Мастер-класс «Сторителлинг как интерактивный метод развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
МАСТЕР – КЛАСС СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рафикова Эльмира Тихфятовна воспитатель
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское Детский сад «Солнышко» с. Борское
-показать педагогам возможности применения техники сторителлинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи.
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития познавательных и творческих способностей.
Методическое оснащение:
Материалы для проведения практикума: карточки с символами, «Кубики историй»
Методы:
Рассказ, беседа, демонстрация готовых работ, показ приемов работы, самостоятельная работа педагогов.
I. Актуальность. Постановка проблемы.
II. Основные элементы опыта.
III. Практикум. Практические занятия
Тема мастер – класса «Сторителлинг как интерактивный метод развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Своевременное овладение связной речью является одним из условий формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Монологическая речь у дошкольников вызывает большие трудности, воспитанники произносят монологи невыразительно и без особого желания. Сегодня общение все больше уходит в мир виртуальный, а реальное общение становится предметом роскоши, искусством, к которому необходимо снова возвращаться и обучаться. Неумение связно выражать свои мысли является одной из проблем современных школьников, а это влияет на качество обучения, на полноценное развитие каждого.
Для развития речи ребенка, наряду с традиционными методами и приемами, к нам на помощь приходят инновационные. Одним из таких методов стал: интерактивный метод – сторителлинг, который возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй». Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
II. Основные элементы опыта.
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой. Практика устных рассказов, сказок соединяясь с цифровыми технологиями, становится новшеством в воспитательно-образовательном процессе.
В своей работе технику сторителлинг применяем как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, совместно с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми, где каждая лексическая тема может открываться историей в картинках. При создании истории для детей, прежде всего, необходимо учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития. Начиная сочинять историю, подумайте, как визуализировать ее. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир. Нужно рассказывать ее так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. История должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен. Также важно учитывать психологические и организационные моменты. Это даст возможность донести до ребенка историю, которая будет мотивировать его к действию. Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки. Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев. В каждой хорошей истории легко различить ее структуру. В структуру техники сторителлингвходят следующие основные элементы:
-Развитие события.
Виды сторителлингакоторые можно использовать в работе с детьми:
1. Сторителлингна основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, т. к. его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.
2. Сторителлингна основе повествования: информацию, которую нужно донести до детей, представляет герой (вымышленный или реальный рассказчик). Этот метод используется для повышения интереса к данной теме.
3. Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квестов.
4. Сторителлингна основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.
Техника сторителлинг не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время т. к. не подразумевает использование книг или дополнительного оборудования. Как показывает опыт, при использовании техники сторителлинг в детском саду дети сильно воодушевляются, внимательно слушают истории. Дети получают огромное удовольствие от подобной деятельности. Используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, мы сможем услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.
Ход мастер – класса.
Технология «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.
На индивидуальных занятиях задается тема рассказа или сказки, либо читается начало, затем ребенок выбрасывает кубики, рассматривает картинку и сам придумывает уже свою историю. На занятии используются 3-4 кубика.
Например, ребенку задается тема рассказа «Однажды мама варила варенье», выпадает изображение бабочки «Оно так вкусно пахло, что на его аромат прилетела бабочка» и т. д.
Используя кубики на подгрупповом занятии, дети придумывают одну историю на всех: первый участник круга историй (из всех, кто участвует в сочинении сказки) бросает первый кубик, чтобы по выпавшему рисунку определить сцену, на фоне которой будут происходить события. Затем другой участник бросает второй кубик и продолжает рассказ, присоединив детали к предыдущей завязке. И так далее, пока сказка не будет окончена. Здесь используются от 6 до 9 кубиков.
Кроме «кубиков историй» для составления рассказов можно использовать сюжетные картинки. Каждый из участников игры вытягивает свою, рассматривает ее и по очереди рассказывают свою часть.
Сейчас мы с вами попробуем сыграть в «кубики историй». Мне нужно 6 человек. Вы можете выбрать какого-либо героя, который изображен на кубике, а можете по первому выпавшему кубику определить то, о чем будет ваша история. Попробуйте составить свою.
Участникам мастер-класса, предлагаю составить историю из фразеологизмов (например «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «по щучьему веленью» и др., которые будут представлены в виде картинок.
(С каким фразеологизмом ассоциируется данная картинка)
Сказка из фразеологизмов.
(В некотором царстве, в некотором государстве) жили – были две принцессы и были они такие красавицы, (что ни в сказке сказать, ни пером описать). И жили они (тише воды, ниже травы, в (избушке на курьих ножках). Вот решили они однажды (пойти туда – не знаю куда, принести то – не знаю что). Но подумали, что (утро вечера мудренее) и легли спать. А утром встали, никуда не пошли, а закатили (пир на весь мир). И я там был (мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало). Тут и (сказке конец, а кто слушал – молодец).
(Затем перехожу к группе, работающей с кубиками, они рассказывают свою историю.)
Предлагаю ответить на вопросы:
— Что интересного вы возьмете для работы с детьми?
— Считаете ли вы, что технология соответствует требованиям ФГОС ДО в работе с детьми дошкольного возраста?
Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.
Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.
Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.
Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.
Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.
Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.
Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.
Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.
Сообщение «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.
Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.