Стиль импасто что такое
Техника импасто в живописи
Что такое импасто? В этой статье разбираем технику на конкретных примерах и работах.
Живопись – это язык, на котором художники со всего мира говорят без слов, но при помощи красок.
Каждый художник говорит на этом языке по-своему – используя ту, или иную технику в своих работах. И каждый период в живописи будет тесно связан с различными техниками, которые были популярны и открыты в свое время.
В этой статье я хочу познакомить вас с техникой импасто – выразительной и яркой, с помощью которой создавались удивительные картины в разное время.
История техники импасто
В переводе с итальянского, impasto означает «пастообразно», «плотно».
Картины, написанные в такой пастозной технике можно встретить у художников совершенно разных эпох: от Ренессанса и Барокко, до импрессионистов и экспрессионистов.
Одним из самых знаменитых художников, полюбивших эту технику, был Винсент Ван Гог. Так, его картина «Звездная ночь» была написана именно в этой технике. Чтобы огни на картине выглядели достаточно ярко, Ван Гог наносил густой слой краски очень экспрессивными мазками, подчеркивая тем самым блики от света.
Исследователи его творчества считают, что он наносил краску на холст сразу из тюбика, даже не смешивая ее на палитре. А вместо кисточек и мастихинов пользовался своими пальцами, чтобы размазать краску по поверхности.
Кстати, многие импрессионисты тоже так делали – выдавливали краску из тюбика и прямо на холсте начинали писать кистью сюжет.
Особенности импасто
Импасто — это техника живописи, в которой краски накладываются густым слоем для усиления эффекта фактуры и света. Обычно накладывают краску на поверхность с помощью кистей или мастихина, а иногда и с помощью шпателя.
Мазки краски при таком наложении не выглядят идеально ровными, что придает особое своеобразие изображению. Из-за такой неровной и неидеальной текстуры, художники могут достичь различных эффектов в работе, придать объем и поэкспериментировать со светотенью.
Некоторые творцы используют технику импасто для отельных элементов на своей картине, а некоторые пишут полностью работу в такой пастозной технике.
Характерные приемы, особенности и эффекты
В технике импасто не пишут лессировками и не создают прозрачных слоев. Техника импасто маслом, темперой, или акриловыми красками. Мазки наносят толстым, пастообразным слоем.
Эффект 3D
Текстурная поверхность импасто помогает создать на картине 3D-поверхность, которая сдерживает свет и помогает создать тени, которые усилят трехмерный эффект.
С помощью этой техники можно добиться живого, скульптурного изображения, передать форму и сделать на ней акцент. Визуально такие картины будут выделяться в интерьере.
Такой эффект особенно интересно смотрится в работах, где присутствуют различные фактуры: камень, дерево, вода и морские волны, цветы.
Популярные приемы в технике импасто
За свою многовековую историю, техника рисования импасто приобрела различные очертания, и даже пастозно стало возможным писать по-разному!
Наносятся грубыми, широкими мазками. Если вы работаете мастихином, лучше чтобы следы от него оставались на краске, так картина будет выглядеть более текстурно и рельефно.
Вы наверняка видели такую технику, когда краска выглядит как гребень волны. Этого эффекта можно достичь, работая мастихином, похлопывая им по поверхности холста и отрывая, оставляя за собой след характерных «гребешков».
Любимый прием Винсента Ван Гога, когда круглая кисть делает дугообразные мазки.
При такой технике рисования мастихином, старайтесь сделать так, чтобы мазки краски слегка накладывались друг на друга, для придания характера изображению.
Импасто – это экспериментальная, новаторская техника. И вы можете проявить всю свою фантазию, взяв вместо мастихина или кисточек любой другой инструмент для создания фактурных мазков.
Примеры картин в технике импасто
В технике импасто очень красиво смотрятся картины с цветами – она передает их фактурность, буквально раскрывает каждый бутон. Кажется, что он как живые.
Картины в технике импасто также отлично будут смотреться и в абстрактном стиле. Кстати, этот вариант подойдет и для начинающих художников – не так сложно по сюжету и полная свобода творчества!
Посмотрите, как стильно выглядит такая картина в интерьере дома:
Абстрактные, едва уловимые цветы – очень красиво и нежно!
И, конечно же, морской пейзаж!
Абстрактные мазки, никаких четких линий, самовыражение
Пену и волны тоже можно очень красиво передать в этой технике:
И фактуру камней на побережье
И закатное солнце, его отражение от воды, блики.
Вот такие яркие и оригинальные работы можно создать при помощи красок и мастихина в технике импасто!
Работать можно как с маслом, так и с акрилом, учитывая особенности каждой краски.
Что такое техника «Импасто»
Импасто — приём в живописи в виде густой, сочной накладки красок для усиления эффекта света и фактуры, в гравировании — искусное соединение штрихов с пунктиром, служащее для той же цели.
С помощью этой техники можно добавить трехмерное, почти скульптурное качество или создавать уникальные текстуры. Техника использует утолщенные непрозрачные слои — масляные, акриловые, гуашь и темперу. Мазки толстым слоем, создавали рельефные поверхности, на которых до сих пор отчетливо видны следы кисти или шпателя. Некоторые художники использовали метод к конкретным элементам картины, другие, как Винсент Ван Гог, выполняли целые полотна в импасто.
Особенности техники
Использование импасто превратилось в настоящее исследование художниками свойств масляного пигмента — стандартной среды в западной живописи в эпоху Возрождения. Работы маслом сохнут медленно, позволяя художникам наносить ее густыми мазками или в несколько слоев. Для создания особо выразительных эффектов, краску наносят мастихином вместо кисти.
В отличие от смешивания «мокрое по мокрому», техника импасто действительно создает физическое ощущение объема в выразительных, абстрактных работах. Чтобы мазки были плотнее, художники иногда добавляют воск или другие вещества.
Живописцы эпохи Барокко, которые практически первыми применили технику, смешивали краски с лаком или цинковыми белилами для грубых текстур, в сочетании с другими методами, создавая широкий спектр текстур и эффектов в одной работе.
Импрессионисты, которые гордились спонтанными работами на пленэре, приняли совершенно иной подход. В отличие от более ранних художников, импрессионисты приобретали готовые смеси и использовали краски прямо из тюбика. Густые, яркие работы маслом сохраняют следы кисти.
Художники эпохи постимпрессионизма, экспрессионизма, также использовали густые слои, аналогичные импрессионистам — эта практика продолжалась абстрактными экспрессионистами в течение прошлого века.
Эффект 3D
Импасто создает богато текстурированную трехмерную поверхность, которая удерживает свет на полотнах или создает крошечные области тени, усиливая восприятие картины. Эффект импасто в картине служит нескольким целям:
добавляет рельеф поверхности, подсветку, придает скульптурное качество живописи и акцентирует формы;
используется для создания областей визуальной привлекательности.
Ранние барочные художники Рембрандт и Веласкес использовали импасто частично, для сложных текстур, таких как кружева, волосы, морщинистая кожа или эффекта резного камня без копирования точных деталей, складки одежды, блеск драгоценностей, а также для усиления атмосферных эффектов.
Пастозная живопись маслом «импасто» для начинающих
Работа с масляными красками очень многогранна. Помимо многослойной техники, многие художники отдают предпочтение пастозной живописи, еще известной как «импасто».
Само слово «импасто» в переводе с итальянского означает тесто либо паста. Такое название техника получила благодаря густым и объемным мазкам, которые наносят кистью либо мастихином на холст. О том, что такое пастозная живопись, и как рисовать картины крупными мазками пойдет речь в данной статье.
Пастозная живопись
Изначально техника рисования мазками появилась как способ скрыть погрешности и дефекты на некоторых участках картины. Со временем ее стали применять для изображения отдельных элементов на полотне. Ну а некоторые художники начали использовать её для создания всей работы целиком.
Ведь с помощью пастозной живописи мастера смогли добиваться особой эмоциональности и яркости в своих картинах. Полотна словно оживают, передавая чувства и замысел автора не только через общий сюжет, палитру цветов и композицию, но и через фактуру мазков.
Сама техника заключается в том, что краску наносят густой и неразведенной, в результате чего мазки получаются объемными и рельефными. Для её нанесения используют кисть или мастихин, а фактура мазка определяется натиском или направлением используемого инструмента. Таким образом можно создать иллюзию трехмерности или движения, что стало особо популярно среди мастеров работающих с пленэром.
Инструменты и материалы
Если вы решили попробовать себя в пастозной живописи маслом, помимо запаса красок, вам, также, понадобятся следующие инструменты и материалы:
2-4 прямоугольные широкие кисти разных размеров;
Также, стоит обратить внимание, что краски в пастозной живописи расходуется больше, чем в лессировочной технике. Важно запастись необходимым количеством краски, чтобы не остаться без материалов посреди процесса создания картины.
Помимо масла, для картин импасто можно использовать акриловые краски или гуашь. Тогда процесс просушки работы не займет так много времени, но и долговечность картины станет меньше.
Техника пастозной живописи
В первую очередь, необходимо подготовить холст. Для этого нужно нанести слой краски нейтрального цвета. А чтобы масло не вызывало скольжения, лучше разбавить его скипидаром. Это позволит обезжирить первый базовый слой и будет способствовать лучшей сцепке в дальнейшем. Также, важно дождаться полного высыхания основы, прежде чем приступать к дальнейшим действиям.
Наносить второй слой можно выдавливая краску на холст прямо из тюбика или же сначала нанести её на палитру. Разбавлять её не нужно, мазок должен быть плотным и толстым. Здесь можно играть с направлением кисти и натиском, создавая определенные рельефные узоры. Также, часто используют мастихин для создания эффекта динамичности на полотне. Закрашивать всю поверхность холста не обязательно. Небольшие просветы позволят создать определенную игру теней и фактуры.
Если вам нужно смешать краски, это можно сделать на палитре, когда два или более цветов соединяют до получения однородной массы. Или же наберите несколько цветов прямо на мастихин и смешайте их уже на холсте. Таким образом вы сможете создать интересные переходы в рельефных мазках.
Третий слой наносится только после полного высыхания второго, и позволяет придать работе необходимую текстуру. На этом этапе выполняют или дорабатывают основные элементы и детали. Для прорисовки мелких объектов используют тонкую кисть. Если такой необходимости нет, мазки продолжают наносить мастихином или широкой кистью.
На завершающем этапе картину лакируют. Напоминаем, что приступать к нему можно только после полного высыхания полотна. Поскольку пастозная живопись предполагает использование большого количества масляной краски и нанесение толстых слоев, процесс высыхания будет длительным. В среднем он занимает от полугода до года.
Конечно, покрывать картину лаком не обязательно, но если вы хотите надолго сохранить её первозданный вид, то лучше не игнорировать этот этап. Более того, после покрытия специальным защитным лаком, картина становится ярче, а ухаживать за ней будет легче. Просто протирайте её слегка влажной тряпкой время от времени. Если же вы не хотите покрывать работу из-за нежелательного глянцевого блеска, можете купить в художественном магазине специальные матовые лаки для картин.
Полезные советы
Поскольку техника импасто, как и все остальные, имеет свои особенности и нюансы, мы решили подготовить для вас несколько советов. С их помощью вы сможете избежать распространенных ошибок и получить еще больше удовольствия от работы с пастозной живописью.
Ну а главное, не бойтесь экспериментировать. При помощи смены направления и натиска кисти или мастихина вы сможете добиваться самых разнообразных эффектов для создания картин импасто.
Примеры использования техники в картинах известных художников
Технику импасто использовали многие живописцы в разные исторические периоды. К примеру, художники эпохи Барокко, среди которых Рембрандт, Галс и Веласкес, использовали импасто, чтобы передать рельеф кожи, изобразить складки одежды и ювелирные изделия. Также, среди всемирно известных мастеров, отдавали предпочтение пастозной живописи Пьер Ренуар, Винсент Ван Гог и Джексон Поллок.
Оценить всю многогранность и уникальность данной техники лучше всего можно в картинах «Звездная ночь» Винсента Ван Гога и автопортрете Рембрандта Ван Рейна.
Самое раннее произведение Леонардо да Винчи
Небольшая расписная плитка вызвала довольно большой переполох среди ученых арт-мира. Это потому, что некоторые ученые полагают, что недавно обнаруженная работа – это самое раннее известное произведение Леонардо да Винчи.
Интересные факты о живописи
Картина хранит в себе тайны создателя. Порой нам удается их разгадать, но многие из них продолжают быть загадками, либо же просто остаются незамеченными.
Новости
Struchaieva Art на выставке «Абстракции»
ХО Национального союза художников Украины проводит выставку нефигуративного искусства «Абстракции», где представлены работы современных украинских художников.
Импасто
Смотреть что такое «Импасто» в других словарях:
ИМПАСТО — (итал.). 1) густая, сочная накладка красок, связующая резкие переходы и применяемая в масляной живописи, главн. образом, для усиления световых эффектов. 2) в гравировальном деле: соединение штрихов с пунктиром. Словарь иностранных слов, вошедших… … Словарь иностранных слов русского языка
импасто — сущ., кол во синонимов: 1 • накладка (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Импасто — (итальян.) густая, сочная накладка красок, нередко употребляемая в живописи масляными красками, в особенности для усиления светового эффекта. В гравировании этим словом выражается искусное соединение штрихов с пунктиром, служащее для той же цели … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Этруски — Расна (Расенна) конфедерация … Википедия
Этруск — Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э. Археологический музей, Флоренция Этрусский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э., музей Виллы Джулиа, Рим Этруски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci … Википедия
Этрусски — Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э. Археологический музей, Флоренция Этрусский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э., музей Виллы Джулиа, Рим Этруски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci … Википедия
Этруссы — Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э. Археологический музей, Флоренция Этрусский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э., музей Виллы Джулиа, Рим Этруски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci … Википедия
Вейи — Координаты: 42°01′26″ с. ш. 12°24′05″ в. д. / 42.023889° с. ш. 12.401389° в. д. … Википедия
Буккеро — Этрусская ойнохойя буккеро, Лувр Буккеро (итал. … Википедия
Григорианский этрусский музей — Этрусский музей Григорианский Этрусский музей (итал. Museo Gregoriano Etrusco … Википедия
Импасто.Новичок
Посмотрите презентацию и узнайте всю информацию о программе за 1 минуту
Я возьму вас за руку и проведу по творческому пути начинающего художника✨
Расскажу и покажу всё, что понадобится вам для старта⭐
И вы станете не наблюдателем, а резидентом в масляной живописи❤️
Учитесь по качественным, понятным урокам и вы поймете, что писать маслом может каждый
Урок 1. Колористика
• Изучаем цветовой круг и учимся использовать его на практике
• Вы узнаете, как создавать нужные оттенки из 3 основных цветов
• Учимся определять цвета на разных предметах
• Создаём индивидуальную и гармоничную палитру цветов
• Выполняем упражнения на развитие зрительных способностей, чтобы видеть мир не моно-цветом, а в оттенках ⭐
Урок 2. Построение
• Вы узнаете, как подобрать референс для своей картины.
• Избавитесь от боязни чистого листа.
• И научитесь применять основные правила композиции в живописи, которые помогут вам придумать интересную композицию.
Урок 3. Основы техники импасто
• Разбираем базовые приемы и основы техники импасто.
• Из бытовых предметов делаем материалы для работы в масляной живописи.
• Учимся создавать фактуры с помощью дополнительных материалов.
• А так же Вы узнаете, как сделать домашние масляные краски и попробуете создать свои.
• Создаем новую палитру для пейзажа, на основе синих цветов.
• Учимся работать в двух техниках: импасто и а-ла прима.
• Передаем объемными мазками реалистичность в пейзаже.
• Практикуемся в получении новых оттенков и применяем их в пейзажной работе.
Урок 5. Персики в технике импасто ⭐
• Учимся правильно строить предметную композицию.
• С помощью правила светотени учимся рисовать предметы объемными.
• Подбираем цвета для композиции, при помощи цветового круга.
• Учимся работать с объемом в технике импасто.
Урок 6. Интерьерная картина
• Узнаете, как придумать идею для абстрактной композиции.
• Проработаете комбинации цветового круга, основываясь на ваших эмоциях.
• Поймете, что такое цвет эмоций и научитесь свои эмоции выражать в колористике работы.
Урок 7. Самостоятельный практикум
В результате онлайн-курса Вы:
Получите теоретическую основу в живописи и закрепите ее в легких упражнениях ⭐
Создадите свой mood-борд, которым сможете пользоваться в самостоятельных работах
Познакомитесь с техникой Импасто и научитесь выражать эмоции через цвет ❤️
Посмотрите ускоренное видео уроков.
Хотите так же?
Через этот курс я хочу не только научить Вас рисовать, я очень хочу взять Вас за руку и сказать, что мы вместе справимся со всеми трудностями на пути к своим мечтам и начнем с живописи ❤️
Познакомьтесь ближе
с творчеством Кристины