Степени дебильность легкой что такое
Характеристика дебильности
Незначительное отклонение в поведении характеризуется в психологии дебильностью. Это полноценное отставание в умственном развитии, при котором ребенок и взрослый имеет уровень IQ не выше 70 на протяжении всей жизни. Умственная отсталость или дебильность проявляются у 1-3% населения планеты.
По степени сложности это наиболее легкий вид умственного недоразвития. Поэтому диагноз «дебильность» не является приговором. Многие люди успешно живут с ним и развиваются. Но для этого необходим медицинский контроль, а также периодическая работа психолога с человеком, имеющим данный диагноз.
Причины развития дебильности
Выделяют две основные категории причин, способствующих развитию описываемой олигофрении:
1.) Наследственный фактор (мутации, нарушение хромосом, влияние генов).
2.) Экзогенный фактор (негативное окружающее воздействие во время беременности, развития плода или сразу после родов).
Под внешними окружающими факторами подразумевают различные травмы, влияние химических веществ, радиации на организм матери. Подобную форму олигофрении могут вызвать осложнения заболеваний, как грипп, краснуха, гепатит, различного рода инфекции. Если со стороны ген все в порядке, предотвратить развитие дебильности можно только нейтрализацией негативных факторов. К сожалению, симптомы дебильности при развитии данного отклонения могут проявляться всю жизнь.
Чаще всего к развитию кретинизма и дебильности приводят тяжелые инфекционные заболевания матери во время родов. Сам ребенок может переболеть сложной болезнью и обрести слабоумие только в первые месяцы жизни. Специалисты выделяют, что легкие степени дебильности проявляются и у людей низшего социального класса (бедные, при отсутствии медицинского обслуживания).
Как классифицируют описываемый вид умственной отсталости
Характеристика дебильности включает в себя формы проявления расстройства:
— Дисфорическая — проявление апатии к обществу, отсутствие социальной адаптации, проблемы с жизнью в окружении;
— Стеническая — проявление доброты, социальная активность, отсутствие агрессии;
— Астеническая — частое физическое истощение, отсутствие сил, слабость тела;
— Атоническая — человек теряет мотивацию, не способен совершать поступки самостоятельно без вмешательства окружающих.
От диагностированной формы дебильности зависит, насколько человек будет приобщен в общество в дальнейшем. При той или иной форме проявления рационально работать с психологами, невропатологами для снижения проявлений умственного расстройства.
Средний уровень развития у людей с дебильностью останавливается на уровне IQ 50-69. Оптимально диагностировать заболевание в 6-8 лет или ранее. Расстройство не является смертельным. По поведенческим факторам, взрослые ведут себя, словно дети 10-12 лет. Как и при других формах проявления олигофрении, полное выздоровление практически невозможно. Для снижения симптоматики и для постепенного развития мышечной системы и интеллектуальных способностей требуется проводить обучение. Психологи и невропатологи назначают специальные медикаменты, содержащие большое количество микроэлементов для развития деятельности головного мозга.
Психологи помогают таким людям обрести профессию, соответствующую их степени развития и социальной адаптации. Люди без агрессии с подобной олигофренией могут работать физически, на производстве, в сфере сельского хозяйства, в торговле. В случае проявлений агрессии требуется частично ограничить социальную активность больного и оградить его от возбудителей.
Умственная отсталость легкой степени: причины, симптомы, лечение и прогноз
Умственная отсталость (олигофрения, малоумие) – это специфическое состояние, обусловленное особым уровнем деятельности центральной нервной системы, а не психическим заболеванием. Оно носит хронический, непрогрессирующий характер и возникает в связи с органической патологией головного мозга.
Пораженная ЦНС ограничивает интеллектуальное развитие ребенка. Как правило, такое отклонение возникает еще во время внутриутробного развития, и окончательно формируется до трех лет от роду.
Вследствие разного рода повреждений головного мозга, спровоцировавших распад психических функций, олигофренией может заболеть человек и в зрелом возрасте. Это называется деменцией. Ее следует отличать от приобретенного слабоумия, под которым подразумевают снижение интеллекта в связи с возрастными изменениями головного мозга.
Умственную отсталость относят к тяжелым патологиям. Однако, в зависимости от формы ее развития, специалист может максимально адаптировать больного к окружающему социуму, провести коррекцию некоторых недостатков.
Классификация УО
Существует несколько степеней такой патологии, определяющихся коэффициентом интеллекта:
Дебилизм подразделяется, в свою очередь, еще на три формы (в зависимости от IQ):
Умственная отсталость, характеризующаяся снижением интеллекта, нарушениями речевого и моторного развития, эмоционально-волевой сферы –весьма распространенное заболевание. В мире насчитывается от 1 до 3 % людей, страдающих таким заболеванием. «Успокоить» может тот факт, что из них 75% имеют легкую форму.
Довольно часто данная патология сочетается с другими довольно серьезными психическими и соматическими заболеваниями: болезнью Дауна, ДЦП, эпилепсией, аутистическими расстройствами, слепотой, глухотой и т.д.
Прогрессировать УО не может, но при легкой степени вовремя принятые меры воспитания и методики обучения позволяют даже повысить интеллект.
Причины появления
Как уже говорилось выше, в недоразвитости мозга виноваты его повреждения и структурные дефекты. Существуют такие основные группы, обуславливающие наличие УО:
Признаки УО легкой степени
Недоразвитие психики со снижением интеллекта, врожденное или приобретенное, можно заметить у совсем маленьких детей, трех лет от роду. Однако диагноз ставится не ранее достижения малышом семи лет.
Признаки умственной отсталости у новорожденных обнаружить почти невозможно, особенно ее легкую форму. Но далее это будет проявляться в задержке развития, трудности адаптации в садике. Ребенку тяжело общаться со сверстниками, находить с ними общий язык, соблюдать режим дня, овладевать новыми навыками, усваивать знания. Он не может усидеть на одном месте, быстро утомляется, не проявляет стремления к познанию мира, невнимателен.
У ребенка может быть похожая, но проходящая проблема – задержка психического развития. Разница состоит в том, что малыш с УО не всегда способен усвоить новый навык, а с ЗПР после нескольких повторений все-таки ему обучается.
Поэтому так важно обнаружить симптомы УО на раннем этапе, чтобы незамедлительно начинать коррекционные мероприятия. Вот они:
Несколько слов стоит сказать об эмоциях: дитя испытывает горе и радость, неприязнь и симпатию, печалится и веселится, но выражено это все очень слабо, не разносторонне.
Внешне такое чадо ничем не отличается от сверстников. Но его невозможность должным образом сконцентрироваться приводит к сложностям обучения.
Дети с легкой степенью УО боятся смены обстановки, сильно зависят от родителей и воспитателей. Трудности с распознаванием эмоций создают проблемы с общением, поэтому малыши замыкаются в себе. Но возможно и так, что они разными способами, часто весьма несуразными, привлекают внимание к своей персоне.
Такие индивиды прекрасно понимают, что они отличаются от здоровых, поэтому принимают меры к утаиванию своей проблемы. Многим удается получить навыки ухода за собой, хотя происходит это медленнее, чем у сверстников. Особенно тяжело дается им школьный период, так как письмо, чтение и математика им дается с большим трудом.
Особенности детского слабоумия
Дошкольный возраст только формирует личность, которую характеризуют много факторов: особенности развития, темперамент, индивидуальность личности.
Только после того, как ребенок идет в школу, родители могут определить нарушение развития. Такие детки практически не усваивают программу. Привлечь внимание олигофренов и зафиксировать его на чем то, не представляется возможным. Возникают трудности с запоминанием, пересказом –страдающие УО дети неспособны продолжительное время удерживать в памяти полученную информацию.
«Особый» ученик обычно не понимает сути задания, не улавливает связей вещей и явлений. Запугать его в такой ситуации очень легко: стоит лишь крикнуть, и последующая за стрессом психологическая травма неминуема.
В зависимости от окружения из такого чада может вырастить два совершенно разных типа личности:
Практикующий врач-психотерапевт поделился историей мальчика, который был обречен на умственное заболевание, находясь еще во внутриутробном развитии. Неблагополучная мать вынашивала ребенка с нарушениями всех допустимых правил: курила, употребляла алкогольные напитки, принимала психотропные средства. После рождения ребенка он был лишен должного внимания.
Через некоторое время патронажная медсестра заметила некоторую психическую недоразвитость малыша: он не мог самостоятельно держать головку, не произносил никаких звуков. Благодаря оперативной и слаженной работе медицинских работников мальчика удалось спасти. И на данный момент он практически адаптировался к современным условиям жизни.
Предрасположенность к психическим заболеваниям, недопустимое поведение беременной женщины – повод предупредить ее о возможном слабоумии будущего ребенка.
Однако и любящая и заботливая мама, которая ведет здоровый образ жизни, и не имела абсолютно никаких предпосылок для возникновения психических патологий, также может столкнуться с проблемой слабоумия у своего чада.
Заметив первые тревожные звоночки, являющиеся несомненным поводом для проведения консультации, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту. Это даст возможность успеть глубоко адаптировать своего малыша в обществе до момента его социализации.
Диагностика
Нарушения умственного развития на ранней стадии обнаружить сложно. Однако такая диагностика крайне необходима для ранней коррекции и компенсации обнаруженного дефекта.
Диагноз «умственная отсталость» ставится на основании специальных методов, позволяющих оценить интеллектуальный уровень индивида. Иногда специалисты применяют нейропсихологическую диагностику, которая позволяет определить уровень развития высших психических функций, а также оценить потенциал ребенка.
Грамотно поставленный диагноз дает возможность своевременно разработать корректирующие методы по устранению патологии и его лечению. При этом врач должен убедиться, что у маленького пациента отсутствуют признаки прогрессирование недоразвития, и признаки более серьезных заболеваний психики (шизофрения, шизоаффективное расстройство и т.п.).
Важно также определить, что состояние больного не является педагогической запущенностью. Такое нередко происходит с детьми, которые потеряли родителей и были определены для воспитания в детский дом. Там они могут подвергаться жесткому обращению, травле, насилию и т. д. Но если ребенок меняет обстановку на лучшую – его усыновляют, он живет и воспитывается в нормальной семье, то его состояние нормализуется.
Профилактика и лечение
С целью предупредить развитие умственной отсталости еще в утробе у матери беременным женщинам, которые обладают неблагоприятным анамнезом (физиологические показатели, предрасположенность) рекомендовано более тщательное обследование. Под особое наблюдение врачи ставят женщин, которые в период беременности болели вирусными заболеваниями.
К поражению головного мозга могут привести родовые травмы, полученные новорожденными, а также перенесенные ими в раннем возрасте инфекционные заболевания.
Дитя с легкой умственной отсталостью, имеет возможность развиваться и обучаться в пределе своих биологических возможностей. Данная патология неизлечима, но своевременная и грамотная ее коррекция даст возможность стать для такого человека полноценным членом общества, хоть и с ограниченными способностями. Особую роль в данном случае играет окружение и восприятие. Несомненно, что такие люди требуют к себе повышенного внимания.
Для олигофренов необходим тесный контакт с близкими людьми, педагогами, врачами, психологами. Специализированные учреждения для детей с проблемами развития психики врач подбирает с учетом возможностей и способностей ребенка. Дополнительно психотерапевт может назначить медикаментозную поддержку с использованием фармакологических препаратов. Хороший результат показывают лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение умственно отсталых.
Всегда важно помнить, что любое психическое заболевание – это еще не приговор. Главное – вовремя обратиться к специалисту, который поможет сделать пребывание в обществе максимально комфортным и плодотворным для больного.
В случае легкой олигофрении специалисты ставят относительно благоприятный прогноз. Это касается случаев, не отягощенных сопутствующими психопатологическими и соматоневрологическими расстройствами. Люди с такими отклонениями вполне способны освоить определенные виды профессий, могут приспособиться к самостоятельному проживанию и даже создают семьи.
Коррекция
Вылечить полностью умственную отсталость даже в легкой форме невозможно, так как органические поражения мозга необратимы. Но она легко поддается коррекции, которой занимаются детские психиатры и педагоги специализированных школ. Разработаны специальные программы, основанные на конкретно-наглядных методиках, помогающие детям получить несложные навыки и способность проявлять компенсаторные возможности.
Обучение проходит в медленном темпе, привычном больному. Как результат, пациент может свободно адаптироваться в окружающем пространстве и должным образом реагировать на его изменение.
Программа нейрокоррекционной помощи учитывает нейропсихологические особенности ребенка, его сильные стороны. Она позволяет развить:
В некоторых случаях для достижения поставленных целей может возникнуть необходимость в логопеде, дефектологе, неврологе.
Жизнь с умственной отсталостью
Люди с легкой степенью олигофрении медленно запоминают полученную информацию, быстро ее забывают. Для них не свойственно обобщение, они не владеют абстрактными понятиями. Нарушение понимания логической связи между событием и явлением приводит к тому, что индивид не в состоянии делать какие-либо выводы о происходящем.
Кристальная честность – отличительная черта такого человека. При этом важно понимать, что делает он это не из высоких моральных соображений, а лишь потому, что не в состоянии фантазировать. Сопутствующими признаками можно считать: однообразность речи, ее явные нарушения, безэмоциональность, низкий уровень словарного запаса, примитивизм при постройке предложений.
Больные чувствуют себя максимально спокойно в привычной обстановке, обладают повышенной внушаемостью. Доверчивого олигофрена легко превратить в исполнительного «зомби», который будет полностью уверен в том, что все действия он совершает по собственному желанию.
Взрослых людей, которые имеют легкую форму умственной отсталости, сложно определить в современном обществе. Начальную стадию развития заболевания наиболее точно можно диагностировать в детском возрасте.
На сегодняшний день люди с особенностями развития психики имеют все шансы успешно интегрироваться в общество. Для этого создаются инклюзивные школы, классы, детские сады, профессиональные технические училища. Педагоги в таких учебных заведениях обладают специальными знаниями и навыками, которые определяют специфику работы с умственно отсталыми людьми.
Человек с таким отклонением крайне нуждается в поддержке родственников и окружающих. Данное обстоятельство оказывает кардинальное влияние на психологический комфорт, качество жизни, самореализацию больного. Умственно отсталые люди требуют от общественности максимального терпения и толерантности.
Удачная социализация олигофренов с легкой формой слабоумия делает из них верных супругов, послушных, неконфликтных личностей, которыми легко управлять.
Но следует понимать, что такие качества, как внушаемость и управляемость может сделать из человека с легкой степенью УО как адекватного члена общества, так и жестокого, мстительного, злобного индивида. Все зависит от того, в каком окружении он находится.
Наблюдение таких лиц у психотерапевта существенно повышают их шансы на адаптацию в окружающем мире.
Несмотря на то, что умственную отсталость относят к неизлечимым дефектам, люди, которые страдают этой патологией, могут быть максимально приспособлены к условиям жизни. И основополагающую роль в этом играет ранняя диагностика заболевания, его грамотная коррекция и толерантная окружающая среда.
Лечение дебильности
Дебильность относится к самой слабой форме умственной отсталости. При сохранности моторики отличается потерей способности к обобщению и абстрактному мышлению. Своевременно начатое лечение дебильности позволяет сохранить многие функции больного, позволяющие ему вести практически нормальный образ жизни, посещать учебные заведения, трудоустроиться.
Что представляет собой дебильность
Дебильностью называется самая легкая степень олигофрении, вызванная поражением головного мозга и задержкой психоэмоционального развития. Следующими этапами поражения становится олигофрения и идиотия. У больных отсутствует возможность к абстрактно-образному мышлению, не в состоянии строить сложные умственные заключения, легковнушаемы, безинициативны. Больные нуждаются с социальном воспитании и адаптации.
Среди причин, взывающих патологию:
Больным требуется постоянный контроль психиатра, психолога и дефектолога. Может назначаться поддерживающая терапия. Эта патология является самой частой причиной снижения интеллекта, диагностируемого у детей. Она отмечается у порядка 75% пациентов, страдающих этим диагнозом. Больные легкой формой часто работают самостоятельно, успешно обслуживают сами себя, нуждаются в минимальной сторонней помощи.
Симптомы дебильности
Ребенок, у которого присутствует дебильность, уже в первые месяцы жизни начинает отличаться от ровесников. В перечень симптомов, показывающих присутствие патологии, входит:
Полный перечень симптоматики редко присутствует одновременно у одного человека. Индивидуален и уровень выраженности каждого из симптомов.
Лечение дебильности
Данная патология требуется обязательного постоянного лечения, посещения профилактических осмотров, выполнение рекомендаций лечащего врача. Программы лечения разрабатываются для каждого пациента индивидуально в зависимости от возраста, пола, степени и сопутствующих диагнозов.
Дебильность у детей
Дебильность у детей становится заметна в самом раннем возрасте. Малыш начинает позже ровесников держать головку, переворачиваться, его движения заторможены или хаотичны. Полное излечение невозможно, но терапия, начатая на ранних этапах развития малыша, позволяет скорректировать развитие, подобрать программы адаптации. Маленьким детям рекомендовано проведение массажей, занятия с дефектологом и логопедом. Среди медикаментозных препаратов отдается предпочтение назначению ноотропных препаратов, которые улучшают работу головного мозга. Таких, как Глицин. Во время вспышек агрессивности могут назначаться успокоительные народные сборы или легкие антидепрессанты.
Дебильность у подростков
В подростковом возрасте дебильность требуется тщательного контроля медиков. В переходном возрасте симптомы патологии способны усиливаться. Половое созревание, изменение гормонального статуса часто повышает риск возникновения агрессии.
В этом возрасте у детей снижаются способности к абстрактному мышлению еще на большей стадии, чем в детские годы. Часто начинают забываться знания, полученные в школе. Новые навыки осваиваются все медленнее и сложнее. Моторика остается сохранной. Повышается уровень либидо, подростки без контроля родителей способны стать сексуально распущенными. Им сложно контролировать физиологические сексуальные позывы.
Дебильность у взрослых
В случае проведения лечения дебильности с раннего возраста эта патология у взрослых может быть нивелирована. Во взрослом возрасте коэффициент IQ варьируется при легкой стадии от 50 до 70. Большая часть пациентов имеют навыки чтения и письма. Способны писать простые слова под диктовку, в некоторых случаях выполнять несложные математические действия.
Большая часть взрослых, которым установлен диагноз, испытывают проблемы в самостоятельной жизни в виду отсутствия абстрактного мышления. Им бывает сложно самостоятельно распоряжаться финансами. Они способны выполнять несложную механическую деятельность, устраиваясь на работу, даже получать заработную плату. Но распоряжаться средствами, совершать покупки следует адекватному человеку, который проживает совместно с больным. Во взрослом возрасте пациенты с любой стадией дебильности испытывают проблемы в обслуживании себя.
Дебильность у женщин
У многих женщин такой вариант легкой степени умственной отсталости может внешне практически не проявляться. Женщины с низким показателем IQ успешно справляются с выполнением домашних обязанностей. Они могут выполнять обязанности нянечек и сиделок при контроле другого специалиста. Существенным минусом диагноза становится повышенная сексуальная потребность.
Дебильность у мужчин
Во взрослом возрасте мужчины, страдающие такой легкой степенью умственной отсталости, как дебильность, отличаются сохранной моторикой, но за счет отсутствия способности к абстрактному мышлению у них могут возникать проблемы с самообслуживанием. Риском становится присущая этому диагнозу повышенная сексуальная возбудимость. При неудовлетворении этого типа физиологической потребности пациенты становятся агрессивными и раздражительными. Требуется постоянная корректирующая терапия снимающая атаки агрессии и снижающая либидо.
Степени дебильности
В медицинской практике выделяется несколько степеней дебильности. Они устанавливаются после проведения тщательных исследований с установкой параметров коэффициента IQ.
Легкая степень дебильности
Устанавливается больным, чей коэффициент составляет 65-70. Такие пациенты способны овладевать простыми рабочими специальностями, обслуживать себя, причесываться, чистить зубы, ходить в туалет. У таких пациентов сохраняется способность вливаться в коллектив, поддерживать личные отношения. Такие больные часто создают семьи. Часто проявляется талант к творческим специальностям. Известным примером присутствия уникальных способностей становится пациент французской психиатрической клиники, не способный к абстрактному мышлению, но прекрасно считающий в уме. Вне зависимости от присутствия или отсутствия узконаправленных талантов, больные отличаются высоким уровнем внушаемости, не готовы принимать решения и отвечать за свои действия.
При отсутствии должного уровня контроля за состоянием ребенка, его успехами в учебе и социальном развитии легкая степень дебильности часто диагностируется уже при поступлении ребенка в школу. Такие дети не способны справляться с заданиями школьной программы первого-второго класса. Диагностика проводится школьным психологом. После обследования и предположения диагноза, ребенок направляется на прохождение медико-социальной экспертизы.
Средняя стадия (умеренная дебильность)
Ставится при IQ 60-64. Такие люди испытывают проблемы с исполнением бытовых обязанностей без посторонней помощи. Могут выполнять только заученные действия, например, расклеивать объявления, но способны быстро оставить занятия из-за отсутствия концентрации внимания. Отличаются косноязычностью. Возможности к творчеству практически отсутствуют. Нуждаются в постоянном контроле органами социальной защиты или родителями.
Тяжелая стадия
В такой ситуации уровень IQ составляет от 50 до 59 баллов. Отмечается у небольшого числа лиц, страдающих умственной отсталостью. Больные требуются в постоянной помощи. Отличаются эмоциональной торпидностью. При которой больной сохраняет одну и ту же эмоцию длительное время. В случае отсутствия контроля могут отправиться бродяжничать, склонны к наркомании и алкоголизму. В такой ситуации продолжительность жизни очень короткая. Внешне патология хорошо заметна даже без вербального общения, нарушена моторика, память и внимание.
Дебильность идиотия
Часто для обывателя, впервые столкнувшегося с умственной отсталостью, наименования поставленных диагнозов способны напомнить только ругательства. На самом деле слова «дебильность», «имбецильность», «идиотия» являются названиями стадий такого типа патологии, как олигофрения.
Пациенты, страдающие дебильностью, в большинстве ситуаций сохраняют способность к самообслуживанию. Они обучаемы. Проходят программ средней общеобразовательной школы, адаптированную для больных с умственным отставанием. Как правило, обучение проводится в специализированных школах VIII типа. По итогам обучения в зависимости от степени дебильности или получают нерабочую группу инвалидности, или направляются на дальнейшее обучение для получения навыков простых рабочих специальностей.
При умеренной стадии коэффициент IQ составляет 20-50 баллов. При имбецильности высшие функции головного мозга остаются на самых ранних уровнях развития. Часто таких больных называют вечными детьми. Как и при дебильности, они могут быть склоны к повышенной агрессии, возбудимости, страдают от повышенного уровня либидо. У таких пациентов часто изменена форма черепа, с проявлениями гидро- и микрофефалии. Часто изменен прикус, взгляд застывший, немигающий, мимика практически отсутствует.
Идиотия, с показателем IQ менее 20. При этой форме пациент остается вечным младенцем. Его психологический возраст не превышает трех лет. Исполняет только основные физиологические потребности, обслуживать сам себя не в состоянии. За счет низких физиологических показателей продолжительность редко превышает 20 лет.
Дебильность у взрослых
Вне зависимости от стадии заболевания пациенты постоянно нуждаются в контроле со стороны родственников и врачей. Для улучшения качества жизни больные проходят социальную реабилитацию.
Они нуждаются в постоянно поддерживающей терапии. Своевременное обращение в клинику помогает сохранить и даже развить потенциальные возможности пациента, страдающего этой патологией умственного развития. Для сохранения полученных в детском и подростковом возрасте навыков и знаний взрослым людям, страдающим дебильностью, требуется постоянно проходить социальную реабилитацию, повторять выученные знания. Врачи корректируют физическое и эмоциональное состояние, устраняя возможные приступы агрессии и раздражительности. Заболевание хорошо поддается коррекции.
Круглосуточные бесплатные консультации
Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!