Степень риска налогоплательщика низкая что это значит
Ноябрь 1, 2019
Степень риска налогоплательщика — один из новых показателей благонадежности, которые есть в карточках компаний Казахстана на Kompra. Чтобы понять, что он означает, прочитайте в статье больше о получении степени риска и Налоговом светофоре.
Некоторые критерии, по которым компании получают степень риска, важны только в вопросах невыполнения налоговых обязательств перед государством. Другие являются более общими и часто рассматриваются риск-менеджерами при анализе данных контрагента. Кредитные менеджеры в банках также учитывают эти показатели.
Периодичность обновления отчета: каждые полгода.
Критерии, повышающие степень риска налогоплательщика, отслеживаемые по налоговым отчислениям:
Критерии, понижающие степень риска налогоплательщика
Как это найти на Kompra?
Низкая степень риска выделяется зеленым:
Средняя степень риска значит, что:
Высокая степень риска компании:
Подробные данные, что происходит при категорировании (информация с сайта zakon.kz):
Налоговое администрирование с учетом категорирования | ||||
Сферы налогового администрирования | Действия в зависимости от степени риска НП | |||
высокая | средняя | низкая | ||
Прекращение деятельности и государственные услуги | прекращение деятельности отдельной категории ИП в упрощенном порядке | — | + | + |
подача в электронном виде заявления о рег. учете по НДС | — | + | + | |
Представление налоговой отчетности | продление представления налоговой отчетности | — | + | + |
срок представления налоговой отчетности по всем налогам подлевается на период не более 30 дней | — | — | + | |
приостановление (продление, возобновление) представления налоговой отчетности | — | + | + | |
Способы обеспечения исполнения налогового обязательства (взыскание) | напраление уведомления о погашении налоговой задолженности | + | + | — |
приостановление расходных операций по банковским счетам, по кассе | + | + | — | |
ограничение в распоряжении имуществом | + | + | — | |
взыскание с банковских счетов | + | + | — | |
взыскание со счетов дебиторов | + | + | — | |
взыскание за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества | + | + | — |
Важно помнить, что степень риска — всего лишь рекомендательный показатель, основанный на сравнительных данных. Каждая компания сама определяет уровень риска своих поставщиков, партнеров и клиентов в зависимости от индивидуальных запросов. Но частично степень риска может указать, на что нужно обратить внимание при сборе сведений о контрагентах.
Читайте о предыдущем обновлении на Kompra — отчетной версии Схемы связей.
Ваши предложения и комментарии по улучшению обновлений очень важны для нас.
Почему компании попадают в высокую степень риска
Система категорирования предпринимателей функционирует на территории Казахстана с 2019 года. Работает эта система в автоматическом режиме, а предназначена она для стимулирования плательщиков налогов к соблюдению налоговой дисциплины. Степень риска налогоплательщика определяется автоматически. Система управления рисками (СУР) усиливает контроль над компаниями с высокими налоговыми рисками, сокращает затраты времени на выполнение проверок.
Воспользуйтесь Экпресс-проверкой ведения учета в Первом Бите, проверьте информационную базу на ошибки, выявите возможные причины и получите рекомендации по устранению таковых.
Система управления рисками создана для улучшения налогового администрирования. Специальное категорирование налогоплательщиков введено с 1 января 2019 года. Классификация проводится для присвоения предпринимателю высокой, низкой или средней степени риска. Степень риска налогоплательщика определяется по специальным критериям.
Разработана система управления рисками с целью:
Степень риска определяется с учетом совокупности всех критериев. При использовании СУР оптимально распределяются ресурсы налоговой службы, а внимание сосредоточивается на проблемных сферах. Налогоплательщики с низкой степенью риска могут избежать налоговых проверок, получить доверие со стороны контрагентов.
Какие критерии определяют степень риска предпринимательства
На итоговую степень риска предпринимательства влияют разные критерии оценки. При оценке применяются следующие критерии, которые повышают степень риска:
Чтобы не подвергать себя налоговым проверкам, лучше обезопасить свои операции с контрагентами. С этим прекрасно справится сервис 1С-Контрагент. Он создан специально для того, чтобы минимизировать налоговые риски. Автоматическое заполнение реквизитов контрагента экономит время и исключает возникновение ошибок.
Специальный раздел «Досье контрагента» позволяет:
Если у вас есть действующий договор 1С:ИТС ПРОФ, подключите полезные сервисы бесплатно.
Снизить степень риска помогут такие критерии:
Дополнительно установлены критерии конфиденциального характера, понижающие степень риска. Расчет всех критериев СУР выполняется дважды в год.
Разбор примера с высокой степенью риска
В качестве примера компании с высокой степенью риска можно назвать швейную фабрику (ТОО). В первом полугодии 2021 года компания получила среднюю степень риска. После автоматического мониторинга налоговой декларации швейная фабрика получила высокую категорию риска.
Организация отнесена к высокой степени риска по таким критериям:
Автоматизированная СУР отнесла швейную фабрику к предприятиям с высокой степенью риска. Предприниматель не получил ограничений на то, чтобы участвовать в государственных закупках.
После встречи предпринимателя с сотрудниками КГД и МФ РК были предложены конкретные меры для изменения степени риска. Предпринимателю предложили отразить точное количество работников, сдать дополнительную налоговую отчетность за 2021 год. Предприниматель согласился с доводами сотрудников органов государственных доходов, но не предпринял дальнейших действий.
Как узнать, какую степень риска присвоили компании?
В некоторых случаях налоговые проверки предпринимателей дают максимум полной информации. Если налогоплательщик точно не знает о присвоенной степени риска, то ему необходимо посетить официальный сайт kgd.gov.kz. На этом сайте отображается информация о том, какая степень риска присвоена конкретной компании или компании-контрагенту.
Чтобы узнать степень риска, необходимо перейти в подраздел «Электронные сервисы» и посетить «Помощь бизнесу». Затем нужно найти подраздел «Степень риска налогоплательщика по результатам категорирования».
Полная информация о степени риска конкретного предприятия стала доступной с 01.07.2019 г. Все желающие через Интернет смогут проверить организацию, компанию или индивидуального предпринимателя.
В кабинете налогоплательщика отображаются данные о степени риска компании. Есть точная информация по количеству баллов, которые присвоены компании по каждому критерию. Эти данные доступны предпринимателю только по своей компании.
Эксперты Линии консультации Первого Бита всегда помогут вести учет в соответствии с законодательством Казахстана. Заключайте договор 1С:ИТС в Первом Бите и получайте консультации и методическую поддержку бесплатно.
На что влияет отнесение компании к той или иной категории?
Отнесение компании к одной из категорий риска повлияет на то, какой подход будет выбран к администрированию в отношении налогоплательщика. Банковский счет налогоплательщика будет заблокирован в следующие сроки:
После определения категории риска для компании приостанавливаются расходные операции по кассе. Сроки начала процедуры определяются категорией риска и составляют от 1 до 10 дней.
Если налогоплательщик получил высокую степень риска, то компании может назначаться дополнительная налоговая проверка. Проверяемым компаниям грозит выездная проверка.
Степень риска налогоплательщика влияет на продление сроков предоставления налоговой отчетности. Все организации с высокой степенью риска не имеют возможности продлить срок налоговой отчетности. Исключением станут только ИП на специальных режимах. Добросовестные налогоплательщики получают отсрочку до 30 календарных дней.
При присвоении высокой степени риска предприниматель теряет многочисленные льготы. Компании грозит более суровое налоговое администрирование. Пересмотр статуса по СУР производится 2 раза в год. За короткое время налогоплательщик сможет сменить категорию, избавиться от высокой степени риска.
При каких показателях СУР назначается налоговая проверка
Налоговая проверка применяется к тем компаниям, которые набрали от 51% вероятности целевого события. Для таких организаций налоговая проверка назначается на ближайшее полугодие. Например, если высокая категория риска присвоена по категорированию, проведенному на 01.01.2021 года, то следующая проверка пройдет до начала второго полугодия 2021 года.
Компания не относится к высокой категории риска при показателях вероятности целевого события ниже 51%. В этом случае не назначаются налоговые проверки.
Сервисы, помогающие в ведении учета, вы можете приобрести здесь.
Налоговые риски
В ходе ведения хозяйственной деятельности, у каждого субъекта может возникнуть риск потерять деньги. Причиной могут стать действия контролирующих и надзорных органов по причине неясности, неоднозначности и некорректности в части налогообложения.
Классификация налоговых рисков
Налоговый риск – это вероятность наступления неблагоприятного события, итогом которого станут финансовые потери. То есть, некая компания или гражданин приняли решение, касающееся их обязанности по уплате налогов. Результатом этого решения является вероятность потерь финансовых ресурсов и репутации. Они также могут привести к уголовной ответственности.
Чтобы верно определить направление, из которого исходит угроза, необходимо знать его характеристики:
Налоговые угрозы возникают под влиянием конкретных факторов. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся:
То есть, то, что имеет непосредственное отношение к окружающему миру. Внутренние влияющие факторы это:
Чтобы точно понимать природу возникновения налоговых угроз, необходимо знать, откуда они возникают, их предпосылки и первопричины. Нужно разобраться в их классификации. Их можно разделить на несколько групп:
Угроза потерять денежные средства по причине несовершенной системы налогового учета может возникнуть как внутри предприятия (из-за некомпетентности бухгалтера), так и с внешней стороны. Например, из-за невнимательности налогового инспектора. Кроме того, при планировании некоторые риски можно предсказать и минимизировать.
При ведении одной и той же хозяйственной деятельности некоторые угрозы могут носить систематический характер. При верной оптимизации налогового режима эти вероятности можно свести к минимуму.
В теории применяется еще одна классификация налоговых рисков. Это:
Каждую группу можно дополнительно разделить на подвиды. Например, налоговые угрозы, могут нести следующие субъекты:
Если субъектом является страна, то внешним определяющим фактором будут международные соглашения и договоренности, а внутренним – деятельность органов законодательной и исполнительной власти.
В зависимости от периода возникновения риски бывают существующие и будущие. Если рассматривать с точки зрения будущих потерь, то риски бывают допустимые и критические. Допустимые потери могут быть спрогнозированы и заложены в бюджет налогоплательщика.
Вероятность возникновения денежных потерь у субъекта всегда приводит к возникновению споров с контролирующими и надзорными органами. На этой стадии могут возникнуть риски:
Правильная классификация налоговых рисков позволяет налогоплательщику эффективно ими управлять и минимизировать. Такие действия позволяют значительно снизить уровень вероятных потерь.
Оценка налоговых рисков
Налоговики постоянно контролируют и проверяют деятельность хозяйствующих субъектов. Это происходит путем осуществления выездных проверок. Является стимулом для того чтобы налогоплательщик самостоятельно смог оценить свои налоговые риски и понять, относится он к высокорисковым субъектам или нет. Для этого ФНС разработало и утвердило 12 признаков. К ним относятся:
Применяя эти признаки на практике, налогоплательщик может сам вовремя оценить и предугадать вероятность возникновения рисков по налогам. При обнаружении высокой вероятности потери денежных средств, рекомендуется исключить все сомнительные хозяйственные операции из оборота.
Деятельность на грани высоких рисков приведет к тому, что предприятию будет назначена налоговая проверка. Она может закончиться доначислением налогов, штрафными санкциями и привлечением к иной ответственности, вплоть до уголовной.
Почему рисками нужно управлять
Успешное ведение собственного дела невозможно без вероятностей потерять свои деньги. Это может произойти по причине налоговых проверок. Поэтому руководители крупных предприятий вводят в штат целое подразделение, которое занимается именно управлением рисками, в том числе налоговыми.
Задачи создания такого отдела:
«Страшной» причиной потери денежных средств для российских бизнесменов являются возможность возникновения проблем с налоговыми ведомствами. Если бизнес ведется честно, платятся все налоги, к проверке из ФНС готовятся особо тщательно. Есть вероятность того, что будут доначислены налоги, наложены штрафы и пени. По этой причине происходит постепенно внедрение в российский бизнес полноценной системы внутреннего контроля риск-менеджмента.
Зарубежные компании прогнозируют еще один риск – риск переплаты по налогам. В этом направлении также разрабатываются меры по минимизации. Российские бизнесмены такую угрозу не принимают во внимание.
К сожалению, постоянный контроль над налоговыми угрозами ведется только в 10 % крупных российских компаний. Остальные фирмы либо не обращают на это внимание, либо обращаются к специалистам на аутсорсинге только тогда, когда получают уведомление от ФНС о выездной проверке.
Можно ли снизить угрозы налоговых потерь
Сокращение вероятностей потери денежных средств, а также уменьшение возможностей их потери именно от налогов необходимо для поднятия прибыльности хозяйствующего субъекта. Поэтому необходимо предпринимать соответствующие меры. В частности:
Налогоплательщик может самостоятельно выбрать тот или иной метод управления налоговыми угрозами. Но для этого он должен провести реальную оценку последствий его применения. Что может быть хорошо для одного предприятия, может негативно отразиться на другом хозяйствующем субъекте.
Налоговые риски и их оценка
Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения у предприятия неблагоприятных правовых последствий в виде финансовых потерь из-за действий госорганов вследствие неоднозначности и некорректности процессов обложения обязательными бюджетными платежами и налогового законодательства.
Налоговые риски могут возникнуть у компании не только из-за ведения хозяйствующим субъектом неэффективной внутренней политики, но и в связи с использованием двойственности некоторых положений, связанных с оплатой налога или применением достаточно рискованных схем, направленных на минимизацию выплат предприятия в бюджет.
Классификация налоговых рисков
Налоговые риски разделяются на:
Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:
Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:
На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:
Критерии оценки налоговых рисков
Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).
Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:
Управление налоговыми рисками
Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:
В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.
Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.
При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.