Старообрядческое кладбище что это значит
Похороны староверов: обычаи
Староверы – это люди, не сумевшие принять новую форму православия. Как и все крещенные христиане, они верят в единого Бога, в сына его Иисуса Христа, в принесенную им жертву во спасение человечества. Но их верования разительно отличаются от современных церковных канонов. Крестное знамение у них совершается двумя перстами, кресты восьмиконечные и без распятия, существует своя школа иконописи. Но, прежде всего, старообрядчество – это особый уклад жизни и своеобразная организация погребения тела.
Старообрядцы стараются сохранить традиции и обычаи, переданные им предшествующими поколениями. Но оставаясь частью современного мира, они не могут не меняться. Так, современные последователи «истиной веры» больше не выращивают лен и не ткут себе погребальное облачение, не вытесывают гробы из стволов деревьев, но часть обрядов все еще практикуется в неизменном виде.
Подготовка к смерти и первые ритуалы
По всем канонам подготовку к моменту кончины староверы начинают заблаговременно. Разумеется, если речь идет об ожидаемой смерти в преклонном возрасте. Так, умереть без исповеди считается дурным знаком, однако пригласить на нее православного священника еще большее прегрешение. Высказаться можно перед наставником или старшим в общине. Готовясь к смерти старовер должен раскаяться в содеянных проступках, простить всех близких, на кого когда-то держал обиду и высказать напутствие, последнюю волю. Если умерший не успел исповедаться, его судьба вверяется в руки Господа без отпевания. В этом случае покойный удостаивается только молитвы на отход души.
Когда дух покидает тело, родственники умершего начинают выполнять череду классических обрядов:
Омовение всегда начинают справой стороны. Воду, мочало и расчески закапывают в нехоженом месте за пределами населенного пункта.
Положение во гроб
Современные сторонники старообрядчества уже не придерживаются строгих канонов подготовки гроба. Не вытесывают гроб из цельного ствола древесины, не прибегают к старинным методам сколачивания гроба без гвоздей. В качестве наполнения также перестали пользоваться древесной стружкой и соломой. Да и выпавшие волосы уже никто не хранит всю жизнь, чтобы после смерти набить ими подушку. Но отдельные правила остались незыблемыми:
Чтобы тело и крышка гроба держались крепче их перевязывают бичевой. Веревку обвязывают таким образом, чтобы на внешней стороне получился восьмиконечный крест – символ прежней веры.
Похоронные обряды
Традиционно похороны устраиваются на третий день после смерти. Однако, учитывая, что староверы не прибегают к бальзамированию, в жаркий период времени сроки могут сдвигаться. Изначально все время до погребения предписывалось не останавливаясь читать псалмы. Для этого в дом усопшего приглашали 3-4 человека, сменявших друг друга. Считалось, что чем больше времени было потрачено на отпевание, тем чище предстанет душа перед Всевышним.
Сегодня отпевание проводится трижды: вечером перед похоронами, утром в день погребения и на погосте перед опусканием гроба. Нужно отметить, что право очиститься имеют только праведные души. Если человек вел аморальный образ жизни (пил, прелюбодействовал, не состоя в законном браке, совершал иные преступления против людей и веры), после его смерти читали только отходную молитву, оставляя решение исключительно за Богом.
Прощаются с покойным на улице перед порогом его дома. Здесь же накрывают столы, чтобы усопший мог отобедать в кругу друзей перед предстоящим путешествием. Когда тело готово к выносу, гроб накрывают крышкой без креста (символ веры нельзя закапывать в землю). Учитывая современный темп жизни и расстояния до кладбищ, пешие шествия до погоста уже не практикуют. В землю гроб помещается таким образом, чтобы голова была ориентирована на запад, а ноги на восток.
Как хоронят староверы
Основные отличия
Даже спустя 300 лет после церковной реформы Никона и царя Алексея Михайловича в России остались люди, исповедующие христианство по старому образцу. В быту их так и именуют – старообрядцы (или староверы). Свято почитая Господа, они крестятся двуперстием, ибо «щепотью вы соль и табак берёте – в раны Христа кладёте». А Святую Троицу у них обозначают сомкнутые воедино большой палец, безымянный и мизинец. И восьмиконечный крест у них не имеет распятия – только надписи во славу Господа.
Похороны у старообрядцев
Также как в быту староверы отличаются от прихожан православной Церкви, так и обряд похорон у них имеет свои особенности. Ниже перечислены похоронные обычаи староверов из разных волостей дореволюционной России. Во многом эти традиции архаичны и не исполняются в наши дни в полной мере. Даже в больших поселениях сейчас предпочитают не выращивать лён на подворье для похоронной одёжи, а покупать уже готовую ткань. Это же касается изготовления гроба (его теперь покупают вместо собственноручного вытёсывания колоды из цельного дерева) и транспортировки к кладбищу (используют автомобиль, а не несут вручную). В общих же чертах старообрядцы стараются придерживаться заветов своих отцов.
Накануне смерти
Исповедь считается одним из важных этапов на пути к Господу. Для неё приглашают наставника или очищают душу перед старшим членом общины. Приглашать православного священника считается верным пропуском в Ад.
Во время покаяния из-под головы убирали подушку, а к губам прикладывали святую воду. Для облегчения души умирающему задавались вопросы:
По окончанию исповеди налагалась епитимья согласно озвученных грехов. Считалось, что без покаяния нельзя представать перед Богов. По нераскаявшимся при жизни усопшим читали только молитву на отход души, без отпевания.
Плач по покойному
Во многих общинах староверов принято громко оплакивать ушедших из жизни. Причитать начинают прямо с момента констатации смерти. Часто для этих целей приглашали плакальщиц. Опытные жалобщицы могли своими причитаниями настолько растрогать присутствующих, что даже у мужчин порой катились слёзы. Считалось, что душа, услышав подобные стенания будет удовлетворена и не станет возвращаться в дом.
В других поселениях плач порицался. Его называли вытьём и другими оскорбительными словами.
Занавешивание зеркал
В обязательном порядке по всему дому занавешивались все зеркальные поверхности. Это касается зеркал, начищенных металлических створок, самоваров, а в последнее время и телевизоров, мониторов.
Омовение
Для обмывания звали уже не знающих греха пожилых староверцев одного пола с почившим. Если община немногочисленна, допускалось приглашать женщин в летах для преставившихся мужчин.
Очищение телесных покровов проводили в первые часы по кончине. В силу трудоёмкости, этим занималось 2-3 человека. Начинали с головы и заканчивали ногами. Правую сторону прежде левой. Часто для этих целей использовали «Иорданскую» воду, набранную 18-19 января.
После омовения воду не выливали в общие места. Вместе с губками, гребешком и прочими использованными принадлежностями её относили за село и прикапывали – «дабы нечистый не воспользовался».
Облачение
Девушке заплеталась одна коса, плетением вверх, а замужней – две и плетением вниз. На голову повязывали косынку или чепчик, а сверху ещё платок.
Саван
Готовился из длинного белого полотна. В одних губерниях он представлял собой 12 метров ткани, в которую одетого почившего крепко пеленали вместе с головой. В других отрез материи складывали пополам по длине и сшивали в верхней части. Таким образом, похоронное покрывало приобретало вид лодки, в которой усопшего отправляли странствовать по загробному миру.
Ещё до середины прошлого века сохранился обычай вытёсывать посмертное ложе из поваленного ствола дерева. Такую домовину заготавливали заранее и она хранилась на чердаке жилого дома, ожидая хозяина. Считалось даже, что она приносит благополучие и достаток в дом.
По другим традициям гроб изготавливался только после смерти. Его сбивали из досок, без использования железных гвоздей. Их заменяли деревянные чопики или крепления боковин по типу ласточкиного хвоста. Тканью дерево не оббивали ни изнутри, ни снаружи. Крест на крышку гроба также не крепили – «ибо негоже Божий символ в могилу опускать».
При изготовлении домовины любым из способов щепу не жгли и не выбрасывали. Она служила наполнителем для подстилки и подушки.
Положение во гроб
Ранее одетое в саван тело до самих похорон укладывали на лавке, ногами к иконам. И более его не трогали. В гроб помещали практически перед самым выносом на кладбище. Сейчас этот обычай не соблюдается. Если тело остаётся в доме, то его сразу располагают в домовине.
На дно гроба укладывали оструганную щепу, берёзовые листья, хвойный лапник. В изголовье клали подушку, набитую листьями или собранными в течение всей жизни волосами умершего. Поверх клали тело, облачённое в саван. Руки располагали на груди – правую поверх левой. Пальцы правой складывали двуперстием, а на левую надевали лестовку – своего рода чётки, выполненные из дерева и напоминающие небольшую лесенку. На грудь иногда возлагали крест или икону святого. Для женщин использовали Богородицу, для мужчин – Николая Угодника. Перед самым погребением иконы и крест вынимали из гроба.
После положения тела во гроб, последний, для крепости, могли связывать лыком или бечевой. Это же допускалось и в отношении самого тела, обёрнутого в саван. Перевязывание совершали таким образом, чтобы складывалось 3 креста: в районе грудины, живота и коленей. Данное перекрещивание напоминало восьмиугольный крест, которым осеняют себя староверы.
День захоронения
Старообрядцы хоронят на третий день. Но летом, во избежание быстрого разложения, могут и на следующий после смерти.
Отпевание
По старинным традициям было принято все три дня и три ночи без устали читать Псалтырь. Для этого созывались 3-4 человека из общины и они, сменяя друг друга произносили молитвы. В наше время ограничиваются тремя панихидами:
Службы читаются долго. Считается, чем дольше длится отпевание – тем чище душа предстаёт перед Господом. Отпевания удостаиваются только праведно прожившие жизнь на земле. Жившие в гражданском браке, пьяницы, отступники и непокаявшиеся, могут рассчитывать только на отходную молитву.
Прощание с умершим
Прощание с умершим устраивали у порога дома. Для этого гроб выносили во двор, ногами вперёд, и устанавливали на стол или табуреты. Собравшиеся подходили к усопшему с молитвами и поклонами. Хозяева могли тут же накрыть обеденный стол. Таким образом, почивший как бы в последний раз трапезничал в кругу знакомых. В таком случае после кладбища поминки уже не справляли.
Могила
У одних народностей было принято закапывать тела как можно глубже. Другие ограничивались расстоянием «по грудь», чтобы во время всеобщего Воскресения упокоенный мог вылезти из ямы. Часто рыли своими силами, не доверяя это дело служителям некрополя.
Располагалась могила таким образом, чтобы голова покойного была ориентирована на запад, а ноги – на восток.
Похоронная процессия
Домовину с телом несли до кладбища на руках или на волоках. Лошадей для этого дела не использовали – «ибо конь нечистое животное». В качестве носильщиков были 6 человек из общины, ни в коем случае не родственников. Иногда можно встретить требование, чтобы женщин несли женщины, а мужчин – мужчины. Но эта практика давно изжила себя. Сейчас до самых ворот кладбища гроб подвозят на катафалке.
Останавливалась процессия трижды: в середине села, на краю села и перед кладбищем. Ход вели нетореной дорогой, «чтобы покойный обратно не возвратился». Домашних животных после выноса гроба прикармливали зерном и овсом – «чтобы не пошли за хозяином». За скорбящими кидался сосновый или еловый лапник – «чтобы упокоенный ноги исколол, если решит возвратиться».
Похороны
На самих похоронах проводится последняя служба – Лития. Из гроба достаются символы веры, крышка заколачивается. Захоронение происходит обычным способом. В могильную яму также опускают волокуши (при использовании) и полотенца, если те сильно загрязнились при опускании домовины.
Поминовение
Поминальными считаются 3-й, 9-й, 40-й дни и «година» (годовщина). Редко встречаются общины, где отмечают полусороковины (20-й день) и полугодовщину. Также поминовение осуществляют в родительские субботы, Радуницу, Дмитровскую субботу и накануне Троицы.
На столе не должно быть выпивки (допускается только квас), чая и мяса. Некоторые общины отказываются и от картофеля. Обязательной считается кутья – отваренная пшеница в меду. Также подаются щи, рыбный, гороховый или луковый суп, каша (гречневая или рисовая), компот, кисель, мёд. Поминальный обед скромный, проводится в молчании. Основная часть его – чтение молитв.
Проводы души
По поверьям, душа упокоенного до сорокового дня обитала на полотенце, что расположено в красном углу избы (где иконы). Потому любой сквозняк считался движением усопшего. На 40-й день родственники выносили полотенце за село и трижды встряхивали его в направлении кладбища, освобождая душу. При этом произносились напутственные слова и бились поклоны.
Траур
Общины староверов по своему укладу осуждают праздность и излишние увеселения. Потому траура в общем понимании у них нет. Важно отмечать годовщины смерти своих родственников. По родителям поминовение следует проводить на протяжении 25 лет.
Отношение к самоубийцам и отступникам
Налагающие на себя руки, отступники, пьяницы и ведущие греховную жизнь в миру не достойны погребения по существующему обряду. Чаще всего их хоронили вне кладбища, без надлежащего прочтения молитв. Их даже провожать не разрешалось – «чтобы упокоенный сполна получил за свои грехи»
Умерших без покаяния, в дороге или общественном месте в царской России хоронили в убогих домах, отдельно от остальных верующих.
Отношение к кремации
Надгробие
Восьмиугольный крест с навершием из плотных пород дерева – самый распространённый вид надгробия. Его устанавливают в ногах, чтобы восходящее с востока солнце осеняло могилу крёстным знамением. Табличка с именем и датами крепилась в самом низу, под последней перекладиной. Фотографию не ставили. Посреди креста, в месте пересечения главных перекладин, допускалась вставка иконы.
В иных областях можно встретить колодки – надгробия в виде шалашиков или небольших срубов – «чтобы покойный мог укрыться от гнева Господа». Ещё один вариант надгробия – столб с навершием, под которым располагался небольшой деревянный короб на подобие скворечника с изображением креста. Его второе название – голубец.
Погребение старообрядцев православными священниками
Хотя сами староверы отрицают подобное захоронение, православные священники соглашаются присутствовать на их похоронах. При этом совершается обряд как для прочих иноверцев. В храм гроб не заносят, литию и панихиду не читают, а с песнопением «Святый Боже» облачённый в священные одежды священник провожает умершего к последней обители.
Возможно, вам будет интересно:
Похороны у старообрядцев
По данным статистики, в России проживает около 2 миллионов староверов. Старообрядческие общины не признают православные традиции и хоронят своих усопших, согласно древним обрядам.
Раскол церкви произошел после реформы патриарха Никона в 1650-х годах. Суть этой реформы заключалась в том, чтобы внести некоторые изменения в духовные книги и порядок богослужения. Сейчас многие православные обряды во многом похожи на греческие. Однако определенный процент общества оказался против реформы. Их и стали называть староверами. Несмотря на то, что прошло уже более 300 лет, староверы по-прежнему отказываются принимать какие-либо изменения.
Так, они крестятся двумя перстами, а не тремя, считая, что «щепотью люди берут соль и табак и кладут их в раны Христовы». Некоторые ошибочно думают, что старообрядцы не признают Святую Троицу. На самом деле, это не так. Просто символ Троицы для них — сомкнутые большой палец, безымянный и мизинец. Также на их восьмиконечном кресте нет распятия, он украшен надписями, прославляющими Господа.
Подготовка к смерти
Многие вещи старообрядцы делают заранее, еще при жизни. Подготовка к смерти является очень важным делом, поскольку считается, что тело умершего должно быть похоронено по всем канонам. Иначе его душа не сможет предстать перед Господом и будет мучиться.
Одежда для похорон
Погребальное одеяние состоит из рубахи, штанов и носков — для мужчин, сарафана и чулок — для женщин, а также тапочек из кожи, соломы или мягкой ткани. Женская нательная рубашка должна быть «до пят», а мужская — до колен.
В прежние времена для пошива нательной похоронной одежды полагалось самостоятельно вырастить лен и изготовить из него полотно. Сейчас старообрядцы покупают готовую ткань.
Штаны на мужчин надевают, не заправляя рубаху. Женский сарафан должен быть темных тонов: синим, черным или коричневым. Как для женщин, так и для мужчин, на одежде запрещена любая вышивка. Кроме того, ее полагается шить определенным образом: без узлов, швом «иголка вперед». Женщинам положено покрывать голову косынкой или чепчиком, а сверху — повязывать платок.
Погребальный саван
В разных общинах представления о том, как должен выглядеть саван, различаются. В некоторых берут беленое полотно длиной 12 м и пеленают умершего вместе с головой. В других ткань складывают вдвое и сшивают сверху — получается что-то вроде лодки. Раньше саван тоже изготавливался из собственноручно выращенного льна, но сейчас уже так не делают.
Исповедь
Когда приходит время, умирающий обязательно должен исповедаться. Без исповеди душа, по мнению старообрядцев, не может попасть в рай. Кроме того, тех, кто не исповедался, не отпевают. В роли исповедника выступает либо наставник, либо старший член общины.
Старообрядцы во многих регионах до сих пор считают, что для исповеди нельзя приглашать служителей православной церкви — это прямая дорога в ад для умирающего.
Исповедь происходит следующим образом. Из-под головы человека вынимают подушку, касаются губ святой водой и задают три вопроса:
Когда умирающий исповедуется, наставник налагает на него епитимью, в зависимости от того, насколько тяжелы грехи.
Посмертные обряды и подготовка к погребению
После того, как человек умирает, в доме первым делом закрывают все отражающие поверхности. Не только зеркала, но также все стеклянные предметы, самовары и прочую утварь. В наше время старообрядцы пользуются техникой, поэтому закрывают экраны телевизоров и компьютеров.
В некоторых общинах принято оплакивать усопших, начиная с самого момента смерти. Иногда для этих целей до сих пор приглашают плакальщиц. Они причитают, кричат и громко плачут. Опытные плакальщицы способны растрогать даже самых суровых мужчин. Считается, что душа, которая в этот момент находится рядом, наблюдает за тем, как сильно страдают живые. Громкий плач ее удовлетворит, и она сможет покинуть родной дом.
Но в отдельных общинах оплакивание строго запрещено и порицается. Его называют вытьем. Причем даже родственникам нельзя бурно выражать свои эмоции.
Омовение тела
Также уже в первые часы проводят омовение тела. Для этих целей приглашают пожилых членов общины, которые «давно не знают греха». Они должны быть одного пола с покойным. Правда, если община очень маленькая, к умершим мужчинам допускается приглашать пожилых женщин (но мужчин к женщинам не допускают). Омовение — сложный и долгий процесс, для этого требуется не менее трех человек. Начинают с головы, сначала омывают правую сторону, затем — левую.
Женщинам заплетают волосы. Незамужним — в одну косу, замужним — в две косы.
Вода может использоваться обычная, но чаще берут крещенскую, набранную 18-19 января. После омовения ее выливают за околицей, и там же закапывают губки, расчески и другие принадлежности, чтобы Лукавый не мог их использовать.
Подготовка гроба
В наше время старообрядцы не чураются приобретать готовые гробы для своих умерших в ритуальных магазинах. Это делается либо после смерти, либо незадолго до нее.
В прежние времена традиции различались. В некоторых общинах гроб готовили задолго до смерти, вытесывая его из цельного ствола дерева. Потом хранили на чердаке и считали, что гроб привлекает в дом удачу.
В других общинах гроб сколачивали после смерти из досок, причем изготавливали его по особой технике, не используя гвозди. Обивать гроб тканью снаружи или изнутри было не принято, как и класть на крышку крест. Считалось, что нельзя опускать символ страданий Христовых в могилу.
Иногда, вместо гробов, строили домовины. Стружкой, оставшейся после строительства, набивали матрас и подушку.
Помещение тела в гроб
Сейчас тело помещают в гроб сразу же после облачения, через несколько часов после смерти. Там оно находится до похорон.
В прежние времена старообрядцы укладывали своих умерших, обернутых в саван, на скамью — ногами к образам. А в гроб перекладывали только перед выносом на погост.
Староверы стараются не использовать или переделывать на свой лад обивку готовых современных гробов. Дно устилают еловыми и березовыми ветвями и стружкой, оставшейся после изготовления гроба. Кроме того, в общинах не принято использовать стандартные ритуальные принадлежности. В изголовье кладут подушку, набитую березовыми листьями.
В отдельных регионах принято всю жизнь собирать волосы с расчески, и ими впоследствии набивают подушку.
Руки покойного складывают на груди крест-накрест, правая поверх левой. Пальцы правой руки складывают двуперстием. В левую руку вкладывают своеобразные четки, называемые лестовкой, они похожи на деревянную лесенку в миниатюре. Иногда на грудь кладут крест, либо икону (Божьей Матери — для женщин, Николая Угодника — для мужчин). Но хоронить с ними вместе запрещено, перед тем, как закрыть крышку гроба, икону и крест забирают.
Старые самодельные гробы, чтобы они точно выдержали весь процесс похорон, раньше связывали бечевкой. Тело умершего тоже перевязывали крест-накрест, чтобы получилось три креста: на груди, животе и коленях. Такой способ перевязки символизирует восьмиугольный крест старообрядцев.
Отпевание и похороны
Хоронить умерших принято на третий день, так же, как и в православии. Но, поскольку тело до погребения лежит дома, летом похороны могут состояться в тот же день, так как процесс разложения идет быстрее.
Староверы признают только один способ погребения — гробом. Кремация категорически запрещена и считается величайшим злом.
Отпевание
Старообрядцы проводят отпевание в три этапа: в день накануне погребения, в день похорон и на кладбище. Службы длятся очень долго. Староверы считают: чем дольше, тем лучше, ибо отпевание очищает душу от грехов.
Раньше в течение трех суток до похорон было принято читать Неусыпаемую Псалтирь. Несколько человек посменно приходили в дом покойного и читали молитву, не прерываясь.
Прощание и похоронная процессия
Чтобы все члены общины могли проститься с умершим, гроб после отпевания выносят на порог дома ногами вперед. Его ставят на стол или табуреты. Все присутствующие подходят по очереди к гробу, кланяясь покойному и читая молитвы за упокой его души.
В некоторых случаях родственники тут же накрывают и стол. Получается что-то вроде последней трапезы. Тогда поминки после похорон уже не устраивают.
Далее вся община направляется на кладбище. Сейчас используют обычные катафалки. Но раньше гроб несли носильщики. Лошадей никогда не использовали, потому что они считались нечистыми. Носильщиков было шестеро. Они не должны были приходиться родственниками покойному. Обычно это были мужчины. Однако в некоторых общинах существовало правило, чтобы женщин несли только женщины.
Похоронная процессия должна остановиться три раза: в центре селения, у околицы и у кладбища. Вслед кидают еловые ветви, чтобы покойный не мог вернуться назад.
Раньше также было принято нести гроб «неторной дорогой», то есть, незнакомой покойному, чтобы он не нашел путь обратно.
Погребение
На кладбище служат последнюю службу — Литию. Если в гробу лежат крест или икона, их достают, после чего крышку заколачивают.
Раньше члены общины сами рыли могилу. Ее глубина зависела от религиозных убеждений. В некоторых регионах старались закапывать как можно глубже, в других, наоборот — неглубоко, чтобы покойный мог легко выбраться из могилы, когда придет Страшный Суд. Причем яму ориентировали по сторонам света, чтобы умерший лежал в ней головой на запад.
Сейчас могилы копают сотрудники кладбищ. А само погребение ничем не отличается от традиционного, принятого у православных христиан.
Надгробия
На кладбищах староверов можно увидеть разные виды надгробий. Чаще всего это деревянный восьмиконечный крест, на котором табличка с именем и датами крепится под нижней перекладиной, а фотография отсутствует. Но иногда в центр креста вставляют икону. Крест устанавливается в ногах. Это делается для того, чтобы солнце на восходе осеняло усопшего крестным знамением.
Еще один распространенный вид надгробия — голубец. Это столб с деревянным ящиком, вроде скворечника, на котором вырезан крест.
Также староверы иногда ставят небольшие домики или шалаши. Считается, что под крышей покойный сможет укрыться от гнева Господня, когда придет час.
Поминальные традиции староверов
Староверы поминают умерших, как и православные, на 3-й, 9-й, 40-й дни и годину. В некоторых общинах поминки проводятся также на 20-й день и полгода. Обязательны поминовения во все Родительские субботы.
Большую часть времени участники поминальной трапезы молятся за умершего. Трапезничают в молчании. Стол у староверов скромный. Категорически запрещены алкоголь, чай и мясо. В некоторых общинах на стол нельзя подавать картофель. Главным блюдом является кутья. У старообрядцев это пшенная каша на меду. Также подают рыбный, гороховый и луковый суп, щи, рисовую или гречневую кашу, мед, кисель и компот.
Как такового траура в общинах нет, поскольку они вообще отвергают всяческие увеселения и безделье. Важно отмечать все годовщины. Причем родителей принято поминать в течение 25 лет.
Кого запрещено хоронить по обряду староверов
Староверы очень серьезно относятся к соблюдению Заповедей и стараются жить праведной жизнью. Ибо похорон по всем традициям и отпевания удостаиваются только те, кто не нарушал Закон Божий, исповедовался при жизни и перед смертью. Причем даже если человек прожил праведную жизнь, но отказался от предсмертной исповеди, отпевать его не будут, только прочтут отходную молитву. Также отпевания не удостаиваются те, кто жил в гражданском браке, употреблял алкоголь и наркотики и просто слишком много грешил и не покаялся.
Однако некоторых людей старообрядцы не только не отпевают, но даже не хоронят по своим обычаям и запрещают родственникам любые проводы умерших.
В «дореформенные времена» даже тех, кто умер в дороге без покаяния, хоронили отдельно от других верующих. Сейчас правила уже не такие строгие. Однако людей, наложивших на себя руки или отступивших от истинной веры (той, которую истинной считают старообрядцы), хоронят за кладбищенской оградой и не молятся за них. Считается, что так они будут наказаны за свои грехи.
Староверы и православная церковь
Надо сказать, что сейчас большинство общин уже достаточно цивилизованы. Они по-прежнему живут обособленно, ведут натуральное хозяйство, соблюдают свои традиции, но не отрезаны от цивилизации полностью.
И такого серьезного конфликта с православной церковью у староверов давно нет. Православных священников не допускают к предсмертной исповеди. Но они могут участвовать в похоронах, если по какой-то причине это необходимо.
Правда, в православии старообрядцы считаются иноверцами. Поэтому и хоронят их, как иноверцев. Гроб запрещено вносить в православный храм. Панихиду и литию по умершим не служат. Однако священник может проводить умершего на кладбище с песнопением «Святый Боже».