Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как

Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как

Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как. Смотреть фото Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как. Смотреть картинку Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как. Картинка про Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как. Фото Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как

Тест 24. Темперамент

1. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

в) динамические;

2. В темпераменте личность проявляется со стороны ее:

б) динамических свойств;

в) личностно-смысловых аспектов;

г) неизменных свойств.

3. Критерием темперамента является:

а) раннее проявление в детстве;

в) изменчивость в течение длительного периода жизни человека;

г) зависимость от черт характера.

4. Основным блоком личности в рамках диспозиционного подхода является(ются):

а) темперамент;

5. К темпераменту не следует относить только динамические характеристики психики, которые выражаются в «импульсивности» и «впечатлительности», по мнению:

а) С.Л. Рубинштейна;

6. Темперамент не является компонентом личности, по мнению:

а) В.С. Мерлина;

7. Психологическое описание «портретов» различных темпераментов впервые дал:

б) Гален;

8. Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается:

в) с Гиппократа;

9. У Гиппократа был подход к темпераменту:

а) физиологический;

10. Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента:

б) конституциональным;

11. Одним из авторов конституциональной теории темперамента является:

б) Э. Кречмер;

12. Одним из подходов к пониманию факторов, обусловливающих тип темперамента, является подход:

б) конституциональный;

13. Происхождение названий четырех наиболее известных типов темперамента связано с теорией темперамента:

а) гуморальной;

14. Считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости:

а) до конца XVIII в.;

б) до середины XIX в.;

в) до конца XIX в.;

г) до середины XX в.

15. Слово «темперамент» И.П. Павлов заменил:

а) на генотип;

16. Э. Кречмер к темпераменту относил:

а) общительность и замкнутость, «жизненную установку»;

б) любовь к господству и наслаждение властью;

в) соотношение устойчивости эмоций и сопротивления воли;

г) индивидуальные особенности детерминирующих тенденций.

17. Н. Ах к темпераменту относил:

а) общительность и замкнутость, «жизненную установку»;

б) любовь к господству и наслаждение властью;

в) соотношение между собой и устойчивостью эмоций и сопротивлением воли;

г) индивидуальные особенности детерминирующих тенденций.

18. В структуре темперамента Э. Шелдон не выделил как его компонент:

г) мезоморфию.

19. Темперамент как любовь к господству и наслаждению рассматривал:

б) У. Шелдон;

20. Темперамент как аффективные предрасположения анализировал:

в) Э. Мейман;

21. Возникновение темперамента как интегрального психического явления обусловливает (ют):

б) факторы социальной среды;

в) конституциональные факторы;

22. Висцеротонический, соматотонический, церебротонический компоненты в структуре темперамента выделил:

б) У. Шелдон;

23. К темпераменту следует относить только динамические характеристики психики, которые выражаются в импульсивности и «впечатлительности», согласно:

а) С.Л. Рубинштейну;

24. Три таких ведущих компонента темперамента, как общая психическая активность, его моторика и эмоциональность, предложил выделить:

в) В.Д. Небылицын;

25. По Э. Кречмеру, замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость характерны для:

б) астеников;

26. По Э. Кречмеру, агрессивность и властолюбие характеризуют:

в) атлетов;

27. Физиологические основы темперамента изучал:

в) И.П. Павлов;

28. По И.П. Павлову, классификация типов нервной системы должна быть основана на учете параметров:

а) силы;

в) соотношения жидкостей в организме;

г) особенностей строения тела.

29. Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляют такие показатели нервной системы, как:

а) сила;

30. Стабильность настроения, устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы, как:

б) уравновешенность;

31. Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем:

а) сензитивности;

г) пластичности и ригидности.

32. По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:

а) сангвиников;

33. По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:

в) холериков;

34. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью, преобладанием отрицательных эмоций над положительными характеризуется:

г) меланхолик.

35. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:

г) меланхолику.

36. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:

б) сангвиника;

37. Изменчивость свойств темперамента по сравнению с изменчивостью физиологических процессов колеблется в диапазоне:

а) гораздо более широком;

б) гораздо менее широком;

в) незначительно более широком;

г) незначительно менее широком.

38. По И.П.Павлову, основанием для классификации типов нервной системы
являются параметры силы, уравновешенности и … нервных процессов.
а) работоспособности;
б) активности;
в) подвижности;
г) динамичности;
д) импульсивности.

39. Свойства темперамента зависят от …
а) характера;
б) поведения;
в) типа нервной системы;
г) воспитания.

40. Темперамент человека можно описать при помощи характеристик импульсивности и …
а) устойчивости;
б) впечатлительности;
в) ритмичности;
г) подвижности.

41. Холерический темперамент характеризуется …
а) большой впечатлительностью и большой импульсивностью;
б) малой впечатлительностью и большой импульсивностью;
в) большой впечатлительностью и малой импульсивностью;
г) малой впечатлительностью и малой импульсивностью.

42. Сангвинический темперамент характеризуется …
а) большой впечатлительностью и большой импульсивностью;
б) малой впечатлительностью и большой импульсивностью;
в) большой впечатлительностью и малой импульсивностью;
г) малой впечатлительностью и малой импульсивностью.

43. Меланхолический темперамент характеризуется …
а) большой впечатлительностью и большой импульсивностью;
б) малой впечатлительностью и большой импульсивностью;
в) большой впечатлительностью и малой импульсивностью;
г) малой впечатлительностью и малой импульсивностью.

44. Флегматический темперамент характеризуется …
а) большой впечатлительностью и большой импульсивностью;
б) малой впечатлительностью и большой импульсивностью;
в) большой впечатлительностью и малой импульсивностью;
г) малой впечатлительностью и малой импульсивностью.

45. Темперамент человека характеризуется…
а) изменчивостью;
б) постоянством в течение жизни;
в) изменчивостью в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
г) изменчивостью после сильных переживаний.

46. Самыми хорошими работниками являются …
а) холерики;
б) сангвиники;
в) меланхолики;
г) флегматики;
е) люди разных темпераментов, в зависимости от требований и условий работы.

47. Темперамент относятся к …
а) психическим процессам;
б) психическим состояниям;
в) психологическим свойствам;
г) психическим образованиям.

Источник

Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как

Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как. Смотреть фото Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как. Смотреть картинку Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как. Картинка про Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как. Фото Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 137 преподавателей медицинской академии (102 женщины и 35 мужчин), в возрасте от 23 до 59 лет. Было проведено два психофизиологических обследования: в начале и конце учебного года.

Функциональное состояние центральной нервной системы определяли с использованием простой и сложной зрительно-моторной реакции [3]. Оценка осуществлялась по среднему времени ответной реакции на группу зрительных стимулов, среднему квадратичному отклонению времени реакций обследуемого и числу ошибочных действий (для сложной зрительно-моторной реакции). Следует обратить внимание на то, что, во время выполнения сложной зрительно-моторной реакции потенциально высокая концентрация внимания моделирует психоэмоциональное напряжение. На этом основании считается, что время и особенно точность выполнения данной реакции выбора характеризуют стрессоустойчивость к изменяющимся условиям среды [5]. Средством проведения психофизиологического тестирования являлась компьютерная психодиагностическая система (PDS), разработанная в Межотраслевом научно-техническом комплексе «Надежность» (г. Москва).

Для математической обработки результатов использовали статистический программный пакет «Statistica 6.0» и «Excel 2000».

Результаты и их обсуждение

Таблица 1. Результаты классификации по результатам простой зрительно-моторной реакции

Источник

Научная электронная библиотека

Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как. Смотреть фото Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как. Смотреть картинку Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как. Картинка про Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как. Фото Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как

Сетко Н. П., Сетко А. Г., Булычева Е В., Бейлина Е Б., Сетко И. М.,

3.1. Оценка функционального состояния центральной нервной системы

Функциональное состояние центральной нервной системы является важным критерием в оценке состояния здоровья детей и подростков. Исследование показателей состояния нервной системы позволяет оценить качество регуляторных механизмов в организме, являющихся основными в формировании адекватного и своевременного адаптационного ответа организма на изменяющиеся условия окружающей среды. От функционального состояния нервной системы зависит и здоровье, и работоспособность человека.

Оценку деятельности нервных центров спинного мозга проводят на основе исследования сухожильных рефлексов (ахиллова, коленного, локтевого). У человека с функциональными расстройствами центральной нервной системы, в частности, с повышенной возбудимостью, наблюдаются повышенные сухожильные рефлексы (т.е. выраженная ответная реакция). Полное отсутствие рефлекторной реакции свидетельствует о патологических изменениях по ходу рефлекторной дуги.

Координация движений в организме человека осуществляется за счет согласованной деятельности коры больших полушарий головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ведущим органом координации движений является мозжечок, который регулирует и мышечный тонус – при его поражении возникает гипотония.

Для исследования координационной функции нервной системы проводят пробу Ромберга, пальценосовую, пяточно-коленную пробы, определяют нистагм.

Исследование и оценка статической координации (устойчивость стояния) осуществляется по пробе Ромберга. Обследуемому предлагают стоять со сдвинутыми носками и пятками ног и с опущенными руками. При поражении мозжечка отмечают покачивание туловища, которое увеличивается, если:

а) обследуемый протягивает руки вперед;

в) ставит одну ногу впереди другой (в одну линию);

г) стоит на одной ноге;

д) стоит на пальцах.

При грубых нарушениях статики человек не может стоять даже с широко расставленными ногами. При оценке пробы обращают внимание на степень устойчивости (исследуемый стоит неподвижно или покачивается), наличие дрожания (тремора) век и пальцев, на длительность сохранения устойчивости в положении стоя на одной ноге.

К динамическим координационным пробам относят пальценосовую и пяточно-коленную пробы, используемые при исследовании координации движений конечностей. При нарушении динамической координации наблюдается промах и дрожание кисти руки. Такое нарушение может быть выявлено и при проведении коленно-пяточной пробы (исследуемый не может коснуться пяткой одной ноги колена другой).

Нистагм – непроизвольные ритмические, судорожные движения глазных яблок, регистрируемые под влиянием раздражения какого-либо отдела вестибулярного анализатора или зрительной стимуляции. Нистагм исследуется в неврологической клинике для диагностики болезней ЦНС, в частности, для оценки деятельности мозжечка. В норме колебательные движения глазных яблок отсутствуют. При поражении мозжечка отмечают колебательные движения при отведении глаз в сторону и попытке задержать взгляд в данном положении.

Основными инструментальными методами оценки центральной нервной системы является электроэнцефалография (ЭЭГ), реоэнцефалография (РЭГ).

Электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод регистрации электрической активности (биотоков) мозговой ткани c целью объективной оценки функционального состояния головного мозга. Она имеет большое значение для диагностики травмы головного мозга, сосудистых и воспалительных заболеваний мозга, а также для контроля за функциональным состоянием спортсмена, выявления ранних форм неврозов, для лечения и при отборе в спортивные секции (особенно в бокс, карате и другие виды спорта, связанные с нанесением ударов по голове). При анализе данных, полученных как в состоянии покоя, так и при функциональных нагрузках, различных воздействиях извне в виде света, звука и др.), учитывается амплитуда волн, их частота и ритм. У здорового человека преобладают альфа-волны (частота колебаний 8–12 в 1 с), регистрируемые только при закрытых глазах обследуемого. При наличии афферентной световой импульсации открытые глаза, альфа-ритм полностью исчезает и вновь восстанавливается, когда глаза закрываются. Это явление называется реакцией активации основного ритма. В норме она должна регистрироваться. Бета-волны имеют частоту колебаний 15–32 в 1 с, а медленные волны представляют собой тэта-волны (с диапазоном колебаний 4–7 с) и дельта – волны (с еще меньшей частотой колебаний). У 35–40 % людей в правом полушарии амплитуда альфа-волн несколько выше, чем в левом, отмечается и некоторая разница в частоте колебаний – на 0,5–1 колебание в секунду. При травмах головы альфа-ритм отсутствует, но появляются колебания большой частоты и амплитуды и медленные волны. Kроме того, методом ЭЭГ можно диагностировать ранние признаки неврозов.

Реоэнцефалография (РЭГ) – метод исследования церебрального кровотока, основанный на регистрации ритмических изменений электрического сопротивления мозговой ткани вследствие пульсовых колебаний кровенаполнения сосудов. Реоэнцефалограмма состоит из повторяющихся волн и зубцов. При ее оценке учитывают характеристику зубцов, амплитуду реографической (систолической) волн и др. О состоянии сосудистого тонуса можно судить также по крутизне восходящей фазы. Патологическими показателями являются углубление инцизуры и увеличение дикротического зубца со сдвигом их вниз по нисходящей части кривой, что характеризует понижение тонуса стенки сосуда. Метод РЭГ используется при диагностике хронических нарушений мозгового кровообращения, вегетососудистой дистонии, головных болях и других изменениях сосудов головного мозга, а также при диагностике патологических процессов, возникающих в результате травм, сотрясений головного мозга
и заболеваний, вторично влияющих на кровообращение в церебральных сосудах (шейный остеохондроз, аневризмы и др.).

Становится очевидным, что в условиях донозологической диагностики при проведении профилактических осмотров такие методы оценки являются затратными по времени и по задействованию медицинских работников, имеющих соответствующую специализацию в проведении таких исследовании. Кроме того, выше перечисленные методы оценки центральной нервной системы не позволяют констатировать уровень функционирования центральной нервной системы, а направлены на выявление органических поражений нервной системы или изменений, относящихся к клинической диагностике.

Характеристику функционального состояния центральной нервной системы и её возможностей можно определять по показателю умственной работоспособности, оценка которой может проводится широким рядом корректурных проб. Существуют различные подходы оценки диагностической направленности корректурных проб. Многие авторы рассматривают их как методы диагностики различных параметров внимания, другие – как методы определения психомоторного темпа. А некоторые авторы считают корректурные тесты методами выявления состояния работоспособности человека, его утомляемости и других трудовых качеств. К примеру, наиболее известными является методика «Кольца Ландольта», корректурные таблицы Анфимова В.П. (1908)

Так, диагностика работоспособности с помощью методики «Кольца Ландольта» позволяет оценить общую работоспособность, выделить ее составляющие. Продуктивность и скорость, а также точность, выносливость, надежность – составляющие работоспособности – остаются достаточно стабильными вне зависимости от вида деятельности. Методика может использоваться в широком возрастном диапазоне, начиная со школьного возраста.

Перед началом тестирования обследуемому выдается Бланк c кольцами. Задание состоит в том, чтобы c максимальной скоростью просмотреть бланк и зачеркнуть в нем кольца c определенным положением разрыва. Бланк лежит перед обследуемым той стороной, на которой снизу расположена «Пробная строка».

«На бланке имеется набор колец c разрывом в одном из восьми направлений: на 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23 и 24 часа, если ориентироваться на циферблат часов. Вы должны последовательно слева направо просматривать строки бланка, не пропуская ни одной, и зачеркивать кольца c разрывом на 15 (12) часов. Найдите внизу бланка Пробную строку. Зачеркните, пожалуйста, для тренировки все кольца Пробной строки, имеющие разрыв на 15 (12) часов».

Обследуемый заполняет Пробную строку, экспериментатор проверяет правильность работы и продолжает инструкцию: «Через каждые 2 минуты я буду подавать команду «Черта», по которой Вы должны поставить вертикальную черту за последним просмотренным к этому моменту кольцом и, не останавливаясь, продолжать работу дальше. По истечении 10 минут я подам команду «Стоп», после которой Вы подчеркнете последнее просмотренное кольцо. Работать надо как можно быстрее, но вместе c тем безошибочно. Задайте, пожалуйста, возникшие y Вас вопросы. Во время работы никаких вопросов задавать нельзя».

После ответов на вопросы экспериментатор просит перевернуть Бланк, подписать его, затем подает команду «Начали» и включает секундомер.

Бланки c результатами теста обрабатываются – экспериментатор помечает на Бланке невычеркнутые (пропущенные) и неправильно вычеркнутые кольца. Затем подсчитывает и заносит в Бланк фиксации результатов следующие показатели:

1. Q – общее количество колец, просмотренных за каждые 2 минуты работы.

2. N – число пропущенных и неправильно вычеркнутых колец за каждые 2 минуты.

3. M – число колец, которые следовало вычеркнуть за каждые 2 минуты.

4. A = (M – N)/M – показатель точности работы за каждые 2 минуты.

5. P = А?Q – показатель продуктивности работы за каждые 2 минуты.

6. S = (0,5436?Qt – 2,807?Nt)/600 – показатель скорости переработки информации,

общее количество просмотренных колец за 10 минут;

Источник

Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как

Изучение двигательных способностей в связи с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы имеет значение для прогнозирования успешности в трудовой деятельности человека. Оно широко применяется в физиологии труда, входит в комплекс показателей психомоторной организации человека, используемый для проведения профотбора [4].

Влияние значительной нагрузки во время учебного процесса и психоэмоциональных факторов, связанных с подготовкой к экзамену и его сдачей, могут негативно сказаться на функциональном состоянии нервной системы, обостритьпроцессы адаптации к стрессовой ситуации, тем самым привести к снижению уровня выполнения работы во время сдачи экзамена и негативно сказаться на его результате.

С нервно-психическим состоянием тесно связано и состояние моторики, в связи с чем, интенсивное функционирование двигательного анализатора создает предпосылки для активной деятельности ЦНС.Максимальные скоростные показатели человека в физиологии принято понимать, как способность совершать различного рода действия в минимальный промежуток времени. Согласно данным литературы максимальный темп движений, изменяясь при утомлении, торможении, возбуждении нервной системы, может служить индикатором функционального состояния человека [3].

Функциональная подвижность нервной системы характеризуется также возможностью экстренного переключения действий и быстрой сменой возбудительного и тормозного процессов.

Качественное выполнение учебной нагрузки учащимися во многом зависит от индивидуальных особенностей. В этой связи становится актуальным изучение психофизиологических реакций для успешной реализации студентами учебной деятельности. Применяемые в исследованиях методы должны быть доступны, информативны и достоверны [1]. Одной из таких методик является теппинг-тест.

Целью исследования явилась сравнительная оценка психофизиологических показателей студентов лечебного и педиатрического факультетов на основании результатов теппинг-теста.

Методика исследования: теппинг-тест для определения коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям по методике Е.П. Ильина [2].

Полученные в результате обработки данных варианты динамики максимального темпа движения рук по Е.П. Ильину условно разделены на пять типов:

Тест проводился непосредственно перед сдачей экзамена у 403 студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. Из них 195 девушек и 208 юношей; 287 человек – студенты лечебного факультета,116 – студенты педиатрического факультета, среди них 72 девушки и 44 юноши.Средний возраст студентов 21±1,8 лет.

Несмотря на то, что довольно высокий процент обучающихся имеет средне-слабую нервную систему, достаточно высок показатель лиц с сильной и средне-сильной устойчивой нервной системой.

Средне-сильная устойчивость нервной системы была выявлена у 63 человек (15,6%). Среди них 26 студентов лечебного и 37 студентов педиатрического факультета (41,26% и 58,74% соответственно).

Слабая, неустойчивая нервная система обнаружилась у 3,2% от общего числа исследуемых студентов, среди них 53,8% обучаются на педиатрическом факультете (3 юноши и 4 девушки) и 46,2% на лечебном (2 юноши и 4 девушки).

Таким образом, большинство студентов лечебного и педиатрического факультетов обладают сильным и средне-сильным типами нервной системы, причем у студентов педиатров этот показатель выше. Интересно отметить, что среди студентов педиатрического факультета с указанными типами нервной системы преобладают девушки, а среди студентов лечебного факультета юноши.

Источник

Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как

Сафонов В.К., Суворов Г.Б., Чесноков В.Б.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Выделено пять типологически-полярных пар особенностей нервной системы.

Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как. Смотреть фото Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как. Смотреть картинку Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как. Картинка про Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы как. Фото Стабильность настроения устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы какДля каждой пары полярных значений свойства нервной системы составлен ранжированный (по степени типичности проявлений) перечень личностных и поведенческих особенностей. То, что свойственно одному полюсу выраженности свойства нервной системы ( т.е. типологически предопределено и заложено в задатках человека), то несвойственно другому полюсу выраженности свойства ( т.е. типологически противоестественно).

На основе сочетания особенностей первого и второго перечней характеристик проявлений свойств нервной системы разрабатываются индивидуальные приемы (“показания и противопоказания”) психологического обеспечения и сопровождения деятельности человека. Подчеркнем, что под индивидуализацией, прежде всего, понимается подбор воздействий и ситуаций соответствующих формированию необходимых качеств первой группы и исключение (либо минимизация) влияния воздействий и ситуаций, требующих проявления качеств второй группы.

В ниже представленных списках, качества (проявления) расположены по убыванию их выраженности у лиц с полярными особенностями свойства нервной системы. Список качеств дополнен рекомендациями по индивидуализации учебной и спортивной деятельности, а также адаптации к экстремальным ситуациям.

Проявления силы процесса возбуждения.

1) способность длительно удерживать предельную мобилизацию и высокую концентрацию внимания;
2) эффективность преодоления чувства усталости (терпеливость);
3) способность сохранять и повышать работоспособность в конце интенсивной работы или в условиях непредвидимого увеличения внешней стимуляции;
4) надежность работы в условиях кислородного голодания;
5) адекватность контроля за своим утомлением;
6) помехоустойчивость;
7) умение расслабиться или заснуть в самых некомфортных условиях;
8. надежность работы в условиях неопределенности;
9) способность к волевой мобилизации;
10) эмоциональная стабильность;
11) склонность к инициативным, атакующим действиям;
12) решительность и смелость;
13) самоотверженность и способность неукоснительно соблюдать этические и моральные нормы поведения в условиях, провоцирующих обратное;
14) ответственность, педантичность и пунктуальность;
15) способность сочетать терпимость и требовательность к окружающим;
16) независтливость;
17) умение решать трудные задачи в процессе обсуждения с другими;
18) большой объем произвольной памяти;
19) преобладание формально-логического мышления над образно-эмоциональным.

Рекомендации и приемы психологического сопровождения

В процессе адаптации к любым внешним воздействиям (ситуациям) для человека с сильным процессом возбуждения необходим мобилизирующий, концентрирующий интенсивный контакт.

При обучении, сложность решаемых задач должна расти относительно большими скачками, но и времени на усвоение материала необходимо отводить больше. Материал желательно давать большими блоками, тезисно с опорой на ключевые моменты, в сухой формально-логической форме и с небольшим количеством примеров.

В учебно-тренировочном процессе желательно в большей степени применять специальную «жесткую» работу и относительно в меньшей степени общеразвивающие тренировки. При этом интервалы между специальными нагрузками должны быть небольшими.

Перед соревнованиями необходима интенсивная подводка. Непосредственно перед стартом нужна мобилизирующая разминка.

Перед экстремальной ситуации необходимо сконцентрировать внимание на ключевых, наиболее существенных моментах предстоящего. В отдельных случаях, необходимо повысить значимость предстоящей ситуации и важность достижения успеха в ней, жестко ориентируя на максимальных результат.

В процессе экстремального воздействия по возможности сохранить мобилизирующий эмоциональный контакт, обращая внимание на совершаемые ошибки. В критические моменты стимулировать однозначными приказами: ”Вперед! Держи! Бей! Бежать!” и т.п..

После окончания воздействия, едва касаясь положительных моментов выполненной работы ( особенно после успешного завершения), основной акцент делать на допущенных ошибках, нереализованных возможностях. Оценку работы целесообразно окрасить отрицательными эмоциями и выражениями типа: «Неужели ты не мог сделать такой простой вещи?!» Критическая оценка и эмоции должны быть чисто деловыми. Сделанные замечания ни в коем случае не должны нести в себе личностно отрицательной оценки, в противном случае есть риск вызвать сильную справедливую обиду, поскольку речь идет о человеке с сильным процессом возбуждения. Его ошибки это результат низкого фонового уровня возбуждения и невысокой чувствительности, а не нежелания выполнить поставленную задачу.

Если нельзя избежать ситуации, требования которой резко превышают интеллектуальные и физические возможности, необходимо снизить личностную значимость ситуации.

Проявления слабости процесса возбуждения.

1) способность эффективно работать в условиях чередования кратковременной предельной мобилизации с длительным отдыхом (расслаблением);
2) быстрая врабатываемость и быстрота;
3) поддержание и повышение работоспособности в условиях непредвиденного снижения интенсивности внешней стимуляции;
4) надежность работы по отработанным до автоматизма двигательным или логическим алгоритмам;
5) умение сохранять бдительность в однообразных, монотонных, усыпляющих условиях;
6) быстрое решение большого количества простых задач;
7) надежность выполнения знакомой работы в полной изоляции;
8. острая чувствительность и четкое различение слабых раздражителей;
9) тонкая координация движений и хорошее чувство равновесия;
10) большой объем непроизвольного внимания и непроизвольной памяти;
11) экономичность, раскованность движений и позы;
12) склонность к детализации и анализу ситуаций;
13) предусмотрительность;
14) способность предвосхищать негативные изменения и опасность;
15) эффективность защиты и контратаки;
16) преобладание образно-эмоционального мышления над формально-логическим;
17) склонность к самостоятельному решению сложных задач;
18) свободное выражение своих чувств;
19) артистизм и раскованность в компании и перед аудиторией.

Рекомендации и приемы психологического сопровождения

В процессе адаптации человеку со слабым процессом возбуждения необходим спокойный, доброжелательный, не интенсивный, снижающего возбуждения, контакт.

В процессе обучения сложность информационного потока должна расти небольшими дозами, соответственно времени на усвоение каждой порции материала отводится меньше. Материал желательно подавать в образной, эмоциональной манере, во всех деталях, подробно и с большим количеством наглядных примеров. Желательно в процесс выполнения задания не вмешиваться, достаточен контроль по результатам его выполнения.

В учебно-тренировочном процессе специальную жесткую работу необходимо выполнять в относительно меньшем объеме, чем тренировки общеразвивающего характера. Может (и желательно) отдельные жесткие тренировки выполнять со спортсменами с сильной нервной системой, но с большими интервалами отдыха между такими тренировками. Перед соревнованием необходим период плавного снижения объема специальной работы и увеличения отдыха.

Мягкое, спокойное, доброжелательное общение еще более актуально в экстремальных ситуациях, в тех случаях, когда необходимо показать наилучший результат. Непосредственно перед экстремальной ситуацией необходимо отвлечь его внимание от предстоящей деятельности, снизить в его глазах значимость ситуации и важность возможной неудачи. Ориентировать не на результат, а на технические особенности, процессуальные характеристики выполняемого задания.

В период развития экстремальной ситуации самое лучшее не общаться с ним без его инициативы, а в критические моменты, не показывая своего волнения, постараться снизить его возбуждение, отметив положительные моменты в его работе.

После окончания воздействия, независимо от конечного результата, эмоционально похвалить, повысив в его глазах значение удачно выполненных моментов работы, затем спокойным тоном, детально разобрать его ошибки и наглядно показатель пути их исправления.

Если интеллектуальные и физические возможности превосходят требования ситуации, возможен мобилизирующий вариант общения. Чем больше это превосходство и проще ситуация, тем более актуальна мобилизация. Напротив, чем больше требования ситуации превосходят возможности, тем актуальнее снижение возбуждения.

Проявления подвижности процесса возбуждения.

1) эффективность работы и усвоение нагрузки (материала) в условиях сочетания коротких интервалов работы и отдыха;
2) кратковременность следовых процессов (быстрота забывания);
3) быстрота переключения внимания и действий на разные или противоположные раздражители;
4) быстрота действий;
5) готовность к внезапным и непредвиденным изменениям;
6) эффективность защиты и контратаки;
7) способность к организационной работе.

Рекомендации и приемы психологического сопровождения

В процессе обучения целесообразно чередовать кратковременные дозы информации и краткосрочные этапы усвоения. Материал должен быть разнообразным, показывающим предмет изучения с разных или, даже, противоположных сторон. В процессе выполнения практических работ необходима плотная обратная связь: частые подсказки, замечания, демонстрация различных вариантов правильных действий.

В тренировочном процессе быстрее прогрессирует при усвоении сочетания коротких интервалов работы и отдыха, частого переключения с одних действий на другие. В единоборствах более подходит отработка защитных и контратакующих действий.

В процессе прохождения ситуации по-возможности необходим плотный, концентрирующий внимание на процессуальных элементах деятельности, контакт.

Разбор правильных и ошибочных действий должен производиться сразу после окончания экстремального воздействия. При разборе желательно быстрое чередование оценок правильных и ошибочных действий с демонстрацией всех возможных вариантов правильных действий и исправления ошибочных.

Проявления инертности процесса возбуждения.

1) эффективность работы по усвоению нагрузки (материала) в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха;
2) длительность следовых процессов (медленное забывание);
3) длительная концентрация внимания;
4) способность сохранять работоспособность при непредвиденном снижении внешней стимуляции;
5) выносливость и способность увеличивать работоспособность на завершающих этапах работы;
6) эффективность работы в монотонных и однообразных условиях;
7) быстрота выполнения доведенных до автоматизма двигательных и логических действий;
8. эффективность атакующих действий;
9) помехоустойчивость и собранность.

Рекомендации и приемы психологического сопровождения

В процессе обучения целесообразно растягивать во времени информацию и периоды необходимые для ее усвоения. При этом желательно, чтобы в материале особо выделялись ключевые, основные моменты и связь между ними, с плавными переходами от простого к сложному, от одной темы к другой. Практические работы лучше выполняет самостоятельно, частые подсказки и замечания сбивают с собственного настроя выполнения задания.

В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха, плавного перехода от отработки одного упражнения к другому. В единоборствах более подходит отработка атакующих действий и «коронных» приемов.

Перед экстремальной ситуацией необходим длительных период врабатывания с плавных повышением интенсивности и проигрыванием наиболее вероятных ситуаций. До, и в процессе экстремального воздействия общение с ним должно носить редкий, развернутый характер. Общаться желательно, в основном, по его инициативе.

После экстремального воздействия необходим некоторый период, дающий возможность самому «переварить» пережитое. Затем целесообразно попросить его сделать анализ своей работы и только после этого дать советы по наиболее существенным моментам.

Проявления подвижности процесса торможения.

1) быстрота одиночных «взрывных» действий;
2) эффективное усвоение информации и нагрузки в условиях быстрого сочетания краткосрочных периодов нагрузки и отдыха;
3) быстрая врабатываемость;
4) быстрое переключение внимания на разные или противоположные раздражители;
5) склонность принимать решения без предварительной подготовки;
6) эффективность защитных и контратакующих действий;
7) проницательность, предвосхищение опасности, «подвоха» и других негативных изменений;
8. общительность и организационные способности;
9) радикализм, критическое отношение к устаревшему и условностям;
10) склонность к общению с людьми не связанными условностями и консервативными взглядами (особенно в сфере морали);
11) склонность к раскованности в поведении и свободному выражению своих чувств;
12) повышенная потребность в ситуациях в которых можно расслабиться, «подурачиться» и обратить на себя внимание в большой компании.

Рекомендации и приемы психологического сопровождения

Легче усваивает материал в раскованной, непритязательной и игровой обстановке. При этом желательно не сдерживать долго его внимание на чем-то одном: информация должна быть разнообразна и требовать быстрого переключения внимания с одних на другие или противоположные стороны предмета изучения. В процессе выполнения практических работ необходимо удерживать и фиксировать его внимание на неудачных действиях и быстро демонстрировать их правильные варианты.

В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях требующих разнообразия, быстрого включения в ситуацию быстрого чередования нагрузки и расслабления. В единоборствах более подходит отработка защитных и контратакующих действий.

Перед экстремальной ситуацией целесообразно отвлекающее снижающее его возбуждение общение. Непосредственно перед ее возникновением необходим краткосрочный, концентрирующий его внимание, период (разминка).

В процессе прохождения экстремальной ситуации необходим по возможности плотный, концентрирующий его внимание контакт (особенно в критические моменты).

Разбор правильных и ошибочных действий должен производиться непосредственно сразу после окончания экстремального воздействия. Не зависимо от исхода (успеха или неудачи) необходимо сделать акцент на ошибочных действиях добиваясь их быстрого и правильного исправления. Если его деятельность в экстремальной ситуации привела к отрицательному результату, то необходимо дать ему понять, что он подвел не только себя, но и Вас и коллектив.

Проявления инертности процесса торможения.

1) эффективность деятельности и усвоения информации в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха;
2) тщательность и надежность в подготовке;
3) быстрота и эффективность выполнения доведенных до автоматизма двигательных и логических действий;
4) эффективность работы в монотонных однообразных условиях;
5) пунктуальность и неукоснительное соблюдение правил приличия;
6) терпимость, выдержанность по отношению к окружающим;
7) высокий самоконтроль эмоций и поведения;
8. склонность к поддержанию традиций, правил поведения и приемов деятельности;
9) склонность к воспитательной и исправительной работе;
10) помехоустойчивость и собранность;
11) дисциплинированность, ответственность, исполнительность и серьезность;
12) самоотверженность и соблюдение моральных норм в условиях, провоцирующих обратное;
13) независтливость;
14) эффективное решение сложных задач в условиях изоляции.

Рекомендации и приемы психологического сопровождения

В процессе обучения необходимо использовать сочетание больших блоков хорошо упорядоченной однотипной информации с большими периодами для ее усвоения. Желательно, чтобы в материале особо выделялись ключевые моменты и связь между ними, с плавными переходами от простого к сложному, от одной темы к другой. Практические работы лучше выполняет самостоятельно: подсказки и замечания сбивают с собственного настроя.

В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях: сочетания длительных интервалов работы и отдыха, длительной отработки одного и того же приема с плавным переходом к другому. В единоборствах более подходит отработка атакующих действий и «коронных» приемов.

Перед экстремальной ситуацией необходим длительный период врабатывания с плавным повышением интенсивности и проигрыванием наиболее вероятных ситуаций.

До возникновения и в процессе экстремального воздействия стараться общаться реже, по существу и по его инициативе.

После окончания воздействия необходимо дать ему некоторое время для самоанализа поведения и деятельности. Затем целесообразно попросить рассказать о выполненной работе и только после этого приступить к исправлению ошибок и к отработке правильных действий. Анализ ошибок и просчетов должен проводиться спокойным, эмоционально-нейтральным тоном. Сделанные замечания ни в коем случае не должны нести в себе резкую отрицательную, особенно публичную, оценку. Ошибки, как правило, результат природной «неповоротливости» и «неуклюжести». Такой человек всегда их остро переживает сам, без посторонней стимуляции.

Проявления преобладания внутреннего возбуждения.

1) способность поддерживать работоспособность в условиях непредвидимого снижения внешней стимуляции;
2) способность эффективно работать в монотонных, однообразных условиях;
3) повышенная потребность в двигательной активности;
4) эффективность атакующих действий;
5) высокое самообладание, эмоциональная стабильность;
6) склонность к лидерству и организаторские способности;
7) социальная смелость, решительность и непокорность;
8. азартность, непроизвольная страстность;
9) непроизвольное стремление сделать больше, чем требуется.

Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с крайним преобладанием внутреннего возбуждения

В процессе обучения и воспитания желательно создавать условия, в которых он мог бы в полной мере проявить организаторские способности, и свою склонность к лидерству. Нежелательно создавать «соревновательные» ситуации в тех случаях, когда в состав группы входят более сильные лица, имеющие выраженную склонность к лидерству и доминированию. Информация предназначенная для усвоения не должна быть излишне детализирована и подаваться, в основном, в концентрированном виде, с акцентом на ключевых моментах.

В учебно-тренировочном процессе необходимо следить, чтобы он не превышал заданную нагрузку и не «заводился». В единоборствах желательно формировать атакующий стиль с многократной отработкой «коронных» приемов.

Перед стрессовой ситуацией предпочтительнее плотное, но отвлекающее, снижающее его возбуждение общение и аналогичная обстановка. По возможности в процессе экстремального воздействия и после него, концентрировать его внимание на ошибочных действиях, но в эмоционально нейтральной форме.

Проявления преобладания внутреннего торможения.

Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с крайним преобладанием внутреннего торможения

В процессе обучения и воспитания необходимо использовать его исполнительность и иметь ввиду его повышенную склонность к подчинению лидеру, либо поиску лидера (ведущего). Вести занятия (особенно практические) желательно эмоционально-нейтральным, но уверенным, не терпящим возражений тоном. Информация для усвоения должна быть достаточно полна, разнообразна и детализирована, но подаваться в наглядной, не допускающей многозначного толкования форме.

В учебно-тренировочном процессе склонен к непроизвольному снижению заданной нагрузки. Поэтому иногда в тактичной форме необходимо дать ему возможность осознать эту его склонность. В единоборствах желательно формировать защитный и контратакующий стиль с отработкой разнообразных технических приемов.

Перед стрессовой ситуацией предпочтительнее не частое отвлекающее, но повышающее его общий уровень возбуждения общение и аналогичная обстановка (например игровая). По возможности, в процессе экстремального воздействия и особенно сразу после него желательно в эмоционально положительной форме обращать его внимание на закрепление удачных действий. Затем необходимо, в эмоционально нейтральной форме детально разобрать его ошибки и наглядно показать жесткий алгоритм их исправления.

Проявления преобладания внешнего возбуждения

1) склонность к атакующим действиям;
2) тяга к впечатлениям и острым ощущениям;
3) оптимизм, ориентированность на успех;
4) решительность, смелость, склонность к риску;
5) общительность;
6) открытость к внешним и социальным воздействиям;
7) склонность к открытому выражению своих чувств;
8. рациональность, практичность и приземленность;
9) бескомпромиссность, честность в оценки поступков окружающих.

Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с преобладанием внешнего возбуждения

В процессе обучения и воспитания желательно создать условия для постоянного общения. Сложные задачи лучше решает коллективно, заражая окружающих оптимизмом и верой в успех. Информацию целесообразно подавать в наглядной форме с множеством примеров, не допускающих разночтения. На практических занятиях нуждается в более частой обратной связи. В процессе воспитания необходимо учесть, что ему лучше подходит позиция разумного эгоиста, при этом иногда необходимо смягчать его бескомпромиссные, жестокие и ранящие оценки.

В учебно-тренировочном процессе также быстрее прогрессирует работая в группе, постоянно общаясь с тренером и товарищами. В единоборствах предпочтительна отработка атакующих действий.

Перед стрессовой ситуацией и во время экстремальных воздействий необходимо плотное отвлекающее, снижающее его возбуждение, общение. После прекращения экстремальной ситуации акцент целесообразно ставить на разборе его ошибок, затем полезно публичная оценка его удачных действий.

Проявления преобладания внешнего торможения

1) способность поддерживать собственную активность без внешней сти- муляции;
2) эффективность работы в однообразных монотонных условиях;
3) предусмотрительность, способность предчувствовать опасность и негативные изменения;
4) эффективность защитных и контратакующих действий;
5) ориентированность на избегание неудач
6) склонность к самостоятельному решению сложных задач и жизненных проблем;
7) критичность в сочетании с замкнутостью, сдержанностью выражения своих чувств и оценок окружающих
8. возвышенность, мягкость, женственность, склонность к тонкому восприятию произведений классических искусства
9) деликатность, гибкость и компромиссность в оценках поступков окружающих.

Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с преобладанием внешнего торможения

В процессе обучения желательно создавать условия для самостоятельного усвоения материала. Плотное общение и влияние коллектива могут сбивать с собственного настроя. Информация должна быть более детальной, связанной, но допускающей различные варианты интерпретации и решения. Практические занятия также лучше выполняется изолированно, но с достаточно длительной подготовительной фазой. Общаться желательно только по его инициативе.

В процессе воспитания необходимо учесть его склонность к уходу в возвышенное от жестких требований окружающей реальности. Повышенные (возвышенные) требования к себе могут сочетаться с всепрощенчеством и даже с беспринципностью в оценках окружающих.

В учебно-тренировочном процессе быстрее прогрессирует, выполняя индивидуальные задания. В единоборствах предпочтительна отработка защитных действий.

К стрессовой ситуации эффективнее готовиться самостоятельно, изолировано от окружающих. В процессе экстремального воздействия общаться с ним желательно только по его инициативе и эмоционально-нейтральным тоном. После его прекращения, сначала желательно акцентировать внимание на удачных действиях, затем эмоционально-нейтральным тоном лишь обозначить ошибки. Разбор ошибок необходимо производить индивидуально и по его инициативе. При этом желательно демонстрировать не один, а несколько вариантов удачных действий.

источник: В.К. Сафонов, Г.Б. Суворов, В.Б. Чесноков
Диагностика нейродинамических особенностей // Учебное пособие. СПб, Изд-во СПбГУ, 1997

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *