Схождение парашютистов в воздухе что делать
Действия десантника-парашютиста в особых случаях
6.5. ДЕЙСТВИЯ ДЕСАНТНИКА-ПАРАШЮТИСТА
В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ
При совершении прыжка с парашютом у десантника иногда могут возникнуть особые случаи, затрудняющие нормальное снижение и приземление. Поэтому десантник должен быть в постоянной готовности к действиям в этих случаях, уметь предотвращать их и не терять самообладания при их возникновении.
К наиболее характерным особым случаям относятся:
— зацепление стабилизирующей системы парашюта за части самолета (вертолета), за тело парашютиста, за выступающие предметы вооружения и
— полный или частичный отказ в работе основного парашюта;
— схождение десантников-парашютистов в воздухе;
— раскачивание при снижении;
— приземление на препятствия;
— протаскивание после приземления.
Во избежание зацепления стабилизирующей системы за тело десантника, за предметы вооружения и снаряжения во время отделения он не должен допускать следующих ошибок:
— неправильное положение тела при отделении от самолета (вертолета);
— отсутствие группировки в момент отделения от самолета (вертолета);
— провисание перьев стабилизатора парашюта (не заправлены под клапан);
— преждевременное выдергивание кольца звена ручного раскрытия;
— неэнергичное возвращение руки в исходное положение после выдерги-
вания кольца звена ручного раскрытия;
— преждевременный захват руками свободных концов подвесной системы;
Если произошло зацепление стабилизирующей системы за тело, парашют или выступающие предметы вооружения и снаряжения, причем место зацепления находится в поле зрения десантника и легко доступно, необходимо взять звено (стропу) руками и скинуть его с точки зацепления. Если попытка не дала положительного результата, следует немедленно применить запасной парашют.
В случае захвата стабилизирующей системы ногами (попадание ее под руку) необходимо широко развести ноги (поднять руку) с тем, чтобы освободить стабилизирующую систему от зацепления. Если эта попытка не дала положительных результатов, следует немедленно применить запасной парашют.
К частичному отказу относится: обрыв отдельных строп, перехлест купола стропами, порыв купола, складывание куполов при схождении. В любом из этих случаев вертикальная скорость снижения парашютиста увеличивается, и не обеспечивается безопасность его приземления.
Полный отказ – когда ранец основного парашюта не раскрылся совсем, или купол вышел из ранца, но запутался и не раскрылся, а также когда по каким-либо причинам стабилизация не прекращается, и купол основного парашюта в работу не вступает.
В случае полного или частичного отказа основного парашюта десантник должен незамедлительно применить запасной парашют. Правила введения запасного парашюта в действие изложены ниже.
При проведении групповых прыжков с парашютом из-за непостоянного движения воздушных потоков могут возникнуть случаи схождения десантников-парашютистов во время снижения. Схождение представляет собой встречу в воздухе парашютистов, находящихся примерно на одной высоте (горизонтальное схождение) или друг над другом на одной вертикали (вертикальное схождение). В обоих случаях может возникнуть опасность попадания одного парашютиста в купол и стропы другого.
Десантники должны избегать схождения в воздухе. Это достигается соблюдением установленного интервала движения по самолету (вертолету) и отделения, размещением десантников в самолете по весу, своевременным раскрытием основного парашюта, осмотрительностью в воздухе и умелым управлением куполом парашюта.
При создавшейся угрозе схождения двух парашютистов во время снижения им необходимо принять все меры, чтобы не допустить близкого нахождения друг с другом. Для этой цели применяется скольжение.
Десантник, первым заметивший вероятность схождения, обязан оценить обстановку и определить наиболее выгодное направление скольжения, предупредить об этом другого десантника голосом и указать ему направление скольжения. В каждом отдельном случае схождения положение парашютистов по отношению к оси встречного движения может быть различным. В любом положении надо применять скольжение так, чтобы отходить в правую сторону от оси встречного движения (рис. 6.21). Если предотвратить схождение не удалось, и один из парашютистов зацепился за стропы или основной купол другого, то необходимо быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и принять все меры, обеспечивающие снижение и благополучное приземление обоих десантников хотя бы на одном куполе.
Если один из десантников при схождении проскочит между стропами парашюта другого, и его купол сложится, то парашютист, оказавшийся верхним, обязан схватить руками погасший купол и удерживать его до приземления (рис. 6.22). __________________________________________
В том случае, когда десантники после схож-дения и зацепления окажутся на одном уровне, а купола их парашютов будут продолжать работать, необходимо обхватить друг друга руками и так держаться до момента приземления, при этом во время снижения следует внимательно вести наблю-дение за положением куполов и приближением земли (рис. 6.23).
При схождении мо-жет оказаться, что один десантник проскочит че-рез несколько строп ку-пола другого, и купол его парашюта начнет затягивать в образовавшуюся петлю. В этом случае па-рашютист, в чьи стропы попал другой, должен немедленно об-резать зацепленные стропы, (но не более пяти строп) (рис. 6.24). Если у де-сантников при схождении оба основ-ных купола начнут гаснуть, одному их них, находящемуся выше, необходимо немедленно раскрыть запасной пара-шют, (рис. 6.25) и обоим снижаться на одном запасном парашюте. Запасной парашют второго десантника следует применять только в том случае, если не вступил в работу запасной парашют верхнего десантника.
Возможны случаи, когда один из па-рашютистов при снижении окажется над куполом другого. При таком положении парашют верхнего десантника, попав в зо-ну аэродинамического затенения, может сложиться и погаснуть. Чтобы предотвра-тить это явление, верхний десантник дол-жен немедленно подать команду голосом нижнему о том, чтобы он глубоким сколь-жением ускорил свое снижение и отошел в сторону, при этом верхний парашютист должен применить скольжение в противо-положном направлении (рис. 6.26). Если же этого сделать не удалось, верхний парашю-тист должен вынести прямые ноги вперед и соскользнуть (сбежать, перебирая ногами) с наполненного купола нижнего десантни-ка и применить скольжение.
______________________________
При снижении на парашюте может произойти раскачивание десантника. Раскачивание на высоте особой опасности не представляет. Но если раскачивание возникнет при подходе к земле, оно может затруднить нормальное приземление парашютиста. Раскачивание устраняется методом под-тягивания на стропах. Для этого необходимо сделать следующее: в крайней верхней точке раскачивания надо резко подтянуть часть строп со стороны направления движения и держать их в таком положении до подхода к противоположной верхней точке. Здесь стропы надо отпустить и подтянуть противоположные стропы. К примеру, если раскачивание происходит вперед – назад, то при движении вперед надо натягивать передние стропы. Дойдя до верхней передней точки раскачивания, передние стропы отпустить и при начале движения назад натянуть задние стропы (рис. 6.27). Так необходимо проделать несколько раз до устранения раскачивания, при этом следует внимательно следить за землей с тем, чтобы своевременно изготовиться к приземлению.
При совершении учебно-тренировочных прыжков с парашютом десантники могут случайно оказаться над лесом, зданиями, линиями электропередач и другими местными предметами. В боевых условиях десантирование на населенные пункты, лес и пересеченную местность может быть преднамеренным. Поэтому каждый десантник должен знать основные правила действий при спуске и приземлении на препятствия.
Во всех случаях предполагаемого попадания на препятствие парашютист должен методом скольжения уйти от него. Если этого сделать не удалось, следует хорошо сгруппироваться, свести ноги вместе и встретить препятствие ступнями ног. При снижении на лес парашютист должен на высоте 100 – 150 м развернуться по ветру и встретить препятствие ступнями ног, предохраняя руками лицо от ударов о стволы и ветви деревьев (рис. 6.28.).
При зависании на высоком дереве десантник самостоятельно принимает меры к безопасному спуску на землю; в этом случае необходимо раскрыть запасной парашют и по его стропам и куполу спуститься на землю (рис. 8.29).
При попадании на середину крыши здания надо быстро освободиться от подвесной системы и удержаться на здании. В случае приземления на край крыши нужно, не допуская гашения купола, быстро спрыгнуть вниз.
При снижении на телеграфные и телефонные провода, линии электропередач десантник должен, используя скольжение, уйти от них, а если это сделать не удается, то необходимо ступнями ног оттолкнуться от проводов, при этом тщательно предохранять лицо и голову от возможных ударов о столб или провода. Если парашютиста сносит вдоль линии, надо развернуться боком по ветру, с тем, чтобы проскочить между проводами, не допуская попадания их между ногами.
При неожиданном увеличении скорости ветра у земли выше допуска-емых норм, в момент приземления десантнику необходимо хорошо сгруппи-роваться, встретить землю полными ступнями ног, выполнить кувырок или перекат по ходу движения, предохраняя голову от ударов, быстро погасить купол парашюта. После приземления и гашения купола, не допуская его повторного наполнения, быстро освободиться от подвесной системы. Если купол погасить не удалось, и десантника протаскивает по земле, а также в случае возникновения опасности или при шквальном ветре надо немедленно воспользоваться устройством для отсоединения свободных концов подвесной системы или обрезать их ножом.
6.6. ПРИМЕНЕНИЕ ЗАПАСНОГО ПАРАШЮТА
Во всех случаях, когда возникает угроза нормальному спуску на основном парашюте, применяется запасной парашют. Запасной парашют вводится в действие при частичном или полном отказе основного парашюта. К частичному отказу относится: обрыв отдельных строп, перехлест купола стропами, порыв купола, складывание куполов при схождении. Порыв или перехлест купола легко обнаруживаются каждым десантником при осмотре своего купола после его раскрытия.
Для приведения в действие запасного парашюта при частичном отказе основного парашюта необходимо:
— свести ноги вместе и подогнуть их под себя;
— зрительно найти кольцо звена ручного раскрытия запасного парашюта и
взять его правой рукой, левой рукой придерживая клапаны ранца;
— выдернуть кольцо звена ручного раскрытия, выбросить его, левой рукой
— взять купол обеими руками и энергично отбросить его от себя в сторону и
вверх, затем для ускорения раскрытия купола руками вытащить стропы из
бя, пока купол не наполнится воздухом (рис. 6.30).
Если при частичном отказе купола основного парашюта десантника вращает вокруг вертикальной оси снижения, то необходимо устранить вращательное движение и только после этого вводить в действие запасной парашют. Если же вращательное движение устранить не удается, то десантник раскрывает запасной парашют, отбрасывая его купол в сторону вращения.
Полный отказ – когда ранец основного парашюта не раскрылся совсем, или купол вышел из ранца, но запутался и не раскрылся. Признаками полного отказа в работе основного парашюта являются: беспорядочное падение вместо стабилизированного снижения; отсутствие «провала» парашютиста после выдергивания им кольца звена ручного раскрытия основного пара
шюта; отсутствие динамического удара, характерного для момента наполнения купола основного парашюта.
При полном отказе основного парашюта надо немедленно:
— свести ноги вместе и подогнуть их под
— найти зрительно кольцо звена ручного
раскрытия запасного парашюта, взять
— выдернуть кольцо правой рукой,
выбросить его, одновременно левой
рукой сбить купол с ранца вправо
Внимание! После раскрытия запасного парашюта делать попытки к раскрытию основного парашюта категорически за-прещается.
В отдельных случаях в учебных целях разрешается вводить в действие запасной парашют при нормальном снижении на раскрытом куполе основного парашюта. В этом случае запасной парашют вводится в действие как при частичном отказе основного парашюта (звено ручного раскрытия парашюта не выбрасывается). Другие случаи применения запасного парашюта приведены в разделе «Действия десантника-парашютиста в особых случаях».
Особые случаи в воздухе
Попадание стабилизирующего парашюта в ноги или под руку
При нарушении правил отделения от самолета стабилизирующий купол с соединительным звеном может попасть в ноги парашютиста. При таком положении, если не принять меры, может произойти полный отказ парашюта в работе. В этом случае необходимо широко развести ноги и освободить руками стабилизирующий купол от зацепления. Если такая попытка не дала положительных результатов, следует немедленно ввести в действие запасной парашют.
Зависание парашютиста за самолетом
В случае зависания парашютиста экипаж самолета должен принять все меры для поднятия зависшего парашютиста на борт.
Если по причинам зависший парашютист не сможет обрезать вытяжную веревку, на которой висит, сделать это должен выпускающий, предупредив зрительно об этом зависшего парашютиста.
Когда будут исчерпаны все меры по оказанию помощи зависшему парашютисту, летчик обязан доложить руководителю полетов обстановку и, по его разрешению, произвести посадку на мягкий грунт, глубокий снег.
Если зависание парашютиста привело к потере управляемости самолета или к его разрушению, летчик обязан подать команду экипажу на вынужденный прыжок и покинуть самолет сам.
Закрутка строп
При невыдерживании в процессе раскрытия парашюта устойчивого положения тела и при неправильной укладке строп в соты может произойти закручивание строп. В этом случае надо свести вместе свободные концы подвесной системы и вращательным движением тела и ногами помогать раскручиванию строп. Если стропы не раскручиваются и парашют не наполнился, открыть запасной парашют.
Схождение парашютистов в воздухе
При проведении групповых прыжков с парашютом, вследствие нарушения парашютистами дистанции при отделении от самолета или непостоянного движения воздушных потоков, могут быть отдельные случаи схождения парашютистов, находящихся примерно на одной высоте или друг над другом на одной вертикали. В обоих случаях может возникнуть опасность попадания одного парашютиста в купол и стропы другого.
Парашютисты должны избегать схождения в воздухе. Это обеспечивается соблюдением установленных интервалов между парашютистами при отделении от самолета, размещением в самолете по весу, осмотрительностью парашютистов в воздухе и умелым управлением куполом парашюта.
При создавшейся угрозе встречи двух парашютистов во время снижения им необходимо принять все меры, чтобы не допустить близкого схождения друг с другом.
Парашютист первым заметивший вероятность схождения с другим парашютистом, должен оценить обстановку, и определив наиболее выгодное направление скольжения, подать ему четкую команду «Уходи влево (вправо)», и уходить в противоположную от приближающегося парашютиста сторону, используя скольжение (или развернуть купол при помощи строп управления). В каждом отдельном случае схождения положение парашютистов по отношению к оси встречного движения может быть различным. В любом положении надо применять скольжение так, чтобы уходить в правую сторону от оси встречного движения (Рис. 1).
Рис. 1 Действия парашютистов по предотвращению схождения в воздухе.
Если предотвратить схождение не удалось и один из парашютистов летит в стропы к другому парашютисту, ему необходимо как можно больше развести руки и ноги в стороны, кисти рук сжать в кулаки. При касании строп сильно оттолкнуться от них. Если один из парашютистов зацепился за стропы другого, то необходимо быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и принять все меры, обеспечивающие снижение и благополучное приземление обоих парашютистов хотя бы на одном куполе.
Если один парашютист проскочит через несколько строп купола другого парашютиста и купол его парашюта начнет затягивать в образовавшуюся петлю, в этом случае парашютист, в чьи стропы попал другой, должен немедленно обрезать зацепленные стропы (Рис. 4).
Когда один из парашютистов при схождении проскочит между стропами парашюта другого и его купол сложится, то парашютист, оказавшийся верхним, обязан схватить руками погасший купол и удерживать его до приземления (Рис. 2).
Рис. 2 Действия парашютиста в случае попадания в стропы его парашюта другого парашютиста (когда купол парашюта начал гаснуть).
Рис. 3 Применение запасного парашюта в случае складывания основных куполов.
В том случае, когда парашютисты после схождения или зацепления окажутся на одном уровне, а купола их парашютов будут продолжать работать, необходимо обхватить друг друга руками и так держаться до момента приземления, при этом во время снижения следует внимательно вести наблюдение за положением куполов и приближением земли (Рис. 4).
Рис. 4 Действия парашютистов при схождении
Возможны случаи, когда один из парашютистов при снижении может оказаться под куполом другого. При таком положении парашют верхнего парашютиста, попав в зону аэродинамического затенения, сложится и погаснет. Чтобы предотвратить это явление, верхний парашютист должен немедленно предупредить голосом нижнего, о том, чтобы он глубоким скольжением ускорил свое снижение и отошел в сторону. При этом верхний парашютист должен применить скольжение в противоположном направлении.
Если угроза того, что ноги верхнего парашютиста коснутся купола нижнего парашютиста, не миновала, верхний парашютист должен вынести прямые ноги вперед (Рис. 5) и скатиться с купола, не допуская проваливания в него.
Рис. 5 Действия парашютистов, в случае, когда купол одного парашюта оказывается над куполом другого
Если верхний парашютист провалился в купол нижнего и купол нижнего начал гаснуть, то он должен схватить его и оба приземляются на куполе верхнего.
Если у парашютистов при схождении оба основных парашюта начнут гаснуть, одному из них, находящемуся выше, необходимо немедленно раскрыть запасной парашют и обоим снижаться на одном запасном парашюте. Запасной парашют другого парашютиста следует применять в случае крайней необходимости (Рис. 3).
Перехлестывание купола стропами
Перехлестывание купола стропами происходит в основном из-за неправильной укладки купола и строп в соты или из-за раскрытия ранца в неблагоприятном положении. Перехлестывание стропами управляемого купола, как правило, сопровождается вращением.
При не глубоком перехлесте основного купола попытаться стянуть с купола перехлестнувшие стропы, подтягивая поочередно стропы ближайшие к месту перехлеста так, чтобы перехлестнувшие купол стропы соскальзывали с кромки купола. Если попытка устранить перехлест не удалась, обрезать перехлестнувшую стропу нечем, а скорость снижения велика (относительно других парашютистов), раскрыть запасной парашют.
При глубоком перехлесте основного купола стропами — раскрыть запасной парашют.
Если перехлест сопровождается вращением, натяжением соответствующей стропы управления устранить вращение, после чего раскрыть запасной парашют. Если остановить вращение невозможно, при раскрытии запасного парашюта отбрасывать его в сторону вращения.
Попадание в восходящие и нисходящие потоки
Попадание в нисходящий поток определяется по ускоренному снижению парашютиста по отношению к рядом снижающимся парашютистам. При попадании в нисходящий поток необходимо разворотом управляемого купола или путем натяжения боковых лямок произвести подскальзывание в сторону до выхода из нисходящего потока, а при необходимости (если выйти из потока не удалось) раскрыть запасной парашют.
Схождение в воздухе и действия парашютиста в данной ситуации.
ОСОБЫЕ СЛУЧАИ И ДЕЙСТВИЯ ПАРАШЮТИСТА В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ ПРИ ПРЫЖКАХ С ПАРАШЮТОМ Д-1-5У. (запасной парашют з-5)
ОСОБЫЕ СЛУЧАИ
Особыми случаями в парашютном спорте называются нештатные ситуации при выполнении прыжка, угрожающие жизни и здоровью парашютиста.
При прыжках на “круглой ” парашютной технике основными т.е. наиболее вероятными особыми случаями являются:
1.Зацепление парашютиста за летательный аппарат (самолёт, вертолёт) элементами парашютной системы.
2. Отказ купола – т.е. несрабатывание парашюта при открытии. Отказы купола подразделяются на полный и частичный.
Полный отказподразумевает полное отсутствие купола при попытке введения его в работу в следствии невыхода его из ранца или чехла (а при прыжках с парашютами типа Д-5.. Д-6., Д-10 из ранца или камеры). Так же полным отказом в равной степени считается ситуация в которой парашютист сам отрезал основной купол от подвесной системы в случае зацепления за воздушное судно (в более редких, для прыжков на круглой технике, случаях возможна также отцепка или обрезка основного купола при схождениях с другими парашютистами).
Частичный отказ подразумевает ситуацию когда купол входит из ранца в поток но не обеспечивает нужной скорости снижения парашютиста безопасной для его приземления, в виду повреждения. Чаще всего это происходит в случаях перехлеста купола, обрыва строп либо порыва ткани купола более чем в один квадратный метр.
3. Схождение в воздухе – т.е столкновение в воздухе нескольких парашютистов с последующим отказом работы(гашением) одного или всех куполов участников данной ситуации.
4. Попадание в восходящий или нисходящий поток – т.е ситуация в которой парашютист находясь под нормально работающим куполом не может снизится ( в случае попадания в восходящий поток) и его относит в сторону от подготовленной площадки приземления. Либо наоборот (в случае попадания в нисходящий поток) снижается с большей скоростью чем это необходимо для безопасного приземления.
5. Приземление на препятствия— т.е. приземление парашютиста на неподготовленную площадку с различными естественными (лес, камни, водоемы) или иными препятствиями (здания, столбы, техника, ЛЭП, жд и авто дороги, ВВП т.п), приземление на которые может закончиться травмами или гибелью парашютиста.
ДЕЙСТВИЯ ПАРАШЮТИСТА В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ (парашют д-1-5У способ раскрытия — полное принудительное)
Зацепление за самолет.
Отказ купола.
Отказы купола подразделяются на полный и частичный.
Полный отказ подразумевает полное отсутствие купола над парашютистом после применения им вытяжного кольца в следствии невыхода парашюта. Как полный отказ можно так же рассматривать
ситуацию в которой парашютист сам обрезал основной парашют ввиду зацепления за воздушное судно.
Частичный отказ подразумевает ситуацию в которой купол основного парашюта выйдя из ранца оказывается повреждён и не в состоянии выполнять свои функции в полном обьёме необходимом для безопасного приземления.
Разделение отказов купола на полный и частичный необходимо ввиду того, что при полном и частичном отказе основного парашюта действия парашютиста значительно отличаются а запасной парашют приводится в действие поразному.
Полный отказ купола и приведение в действие запасного парашюта. (Парашют Д-1-5У способ раскрытия принудительный, запасной парашют З-5 ручное раскрытие)
После отделения от воздушного судна парашютист, в обязательном порядке, начинает отсчёт: 501, 502, 503. подразумевая что сразу после произнесения 503 произойдёт динамический рывок говорящий об открытий основного парашюта.В случае если после проведения отсчёта до 503 динамического рывка не происходит это говорит от том, что купол парашюта не вышел из ранца т.е произошёл полный отказ.
В этой ситуаций парашютист, не раздумывая, находит глазами кольцо запасного парашюта берётся за него, выворачивает из кармана ранца, и выставив противоположную руку в сторону, резко выдёргивает кольцо вперед от себя на всю длинну руки. Ноги при этом желательно отвести назад слегка согнув в коленях, также желательно закинуть назад голову чтобы избежать возможного пореза лица стропами запасного парашюта при выходе его из ранца.
ВНИМАНИЕ! Выставление руки в сторону обязательно, так как это устраняет вероятность падения парашютиста в строго горизонтальном положении, что может привести к попаданию купола запасного парашюта в «затенение» препятствующее его раскрытию.
Частичный отказ купола и приведение в действие запасного парашюта(парашют Д-1-5У способ раскрытия принудительный, запасной парашют З-5 ручное раскрытие)
Частичный отказ купола при прыжках с парашютом Д-1-5У на полное принудительное раскрытие подразумевает три возможных варианта: Перехлёст (перехлест купола одной или несколькими стропами приводящий к его деформации). Обрыв строп (обрыв одной или нескольких строп). Порыв купола (порыв ткани основного купола размером от одного квадратного метра и более)
Перехлёст.
Произведя отсчёт: 501, 502, 503 и почувствовав динамический рывок парашютист поднимает голову вверх и осматривает купол, купол должен быть правильной круглой формы без порывов, перехлёстов и обрывов строп. В случае если при осмотре купола парашютист вместо правильной хорошо наполненной воздухом полусферы основного купола обнаруживает что он деформирован — то есть вместо правильной круглой, купол имеет имеет смятую полусферу разделённую на две или несколько частей перехлестнувшимися через него стропами, это говорит о перехлёсте купола основного парашюта.
Перехлёсты купола подразделяются на лёгкий и глубокий.
Лёгким перехлёстом считается неглубокий перехлест одной или несколькими стропами недалеко от края купола.Такой перехлест может быть устранен парашютистом путём сдергивания, для чего необходимо найти нужную стропу(или стропы) в месте её крепления к свободному концу и взявшись двумя руками с силой дернуть вниз, если потребуется то несколько раз. В случае если это не приводит к устранению перехлёста небоходимо ввести в действие запасной парашют.
Глубокий перехлёст подразумевает перехлёст купола одной или несколькими стропами ближе к центру купола с глубоким (иногда более метра) разделением купола на несколько частей. Глубокий перехлест не может быть устранён парашютистом поэтому при обнаружении глубокого перехлеста парашютист незамедлительно приводит в действие запасной парашют.
Обрыв строп.
В случае если при осмотре купола парашютист обнаруживает обрыв одной или нескольких строп то он обязан действовать согласно нижеописанным ситуациям.
При обрыве от одной до трёх строп никакие действия не предпринимаются, снижение производится в штатном режиме.
При обрыве трех и более смежных строп вводится в действие запасной парашют. (смежные стропы это стропы закрепленные на одном свободном конце)
При обрыве от одной до пяти строп на разных свободных концах никакие действия не предпринимаются снижение проводится в штатном режиме.(к примеру на одном свободном конце обрыв одной стропы, на втором двух, и одной стропы на третьем или четвёртом)
При обрыве пяти или более строп в общей сложности приводится в действие запасной парашют.
Порыв купола.
Порыв купола то есть разрыв ткани купола до размеров делающих парашют неспособным осуществить безопасное приземление парашютиста. Парашют Д-1-5У не теряет своей устойчивости и управляемости при порыве до одного квадратного метра. В случае обнаружения порыва купола парашютист визуально определяет его размер. Если порыв купола не превышает одного квадратного метра то приземление производится в штатном режиме согласно инструкции.
При порыве купола свыше одного квадратного метра (или нескольких порывов близких к квадратному метру) парашютист приводит в действие запасной парашют по схеме предусмотренной вводом запасного парашюта при частичном отказе.
Определение размера порыва основного купола осуществляется следующим способом — весь купол парашюта Д-1-5У прошит хорошо видимыми усилительными лентами шириной 2см., которые делят площадь купола на множество секторов(квадратов) вслучае если порыв находится в одном секторе(квадрате), и не затрагивает усилительных лент с переходом в следующий сектор, размер порыва считается менее одного квадратного метра и приземление производится в штатном режиме. Если же порыв повредив ткань одного из секторов пересекает усилительную ленту и переходит на следующий сектор то размер этого порыва считается превышающим один квадратный метр и парашютист обязан привести в действие запасной парашют по схеме ввода запасного парашюта при частичном отказе.
ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ЗАПАСНОГО ПАРАШЮТА ПРИ ЧАСТИЧНОМ ОТКАЗЕ (основной парашют Д-1-5У, запасной З-5)
Ввод в действие запасного парашюта при частичном отказе осуществляется следующим образом: Парашютист находит глазами кольцо и берёт его той рукой с какой стороны оно находится, в это же время ладонью другой руки парашютист прижимает к себе ранец запасного парашюта, после чего вывернув кольцо из кармана ранца парашютист резко выдергивает его вперёд от себя на всю длину руки с последующим отводом руки вниз к ноге. После этого кольцо выбрасывается. В результате расчековки ранца запасного парашюта клапана ранца, под воздействием ранцевых резинок, выскакивают из-под ладони парашютиста и под рукой у него оказывается сам купол запасного парашюта. Продолжая прижимать к себе запасной парашют парашютист заводит под него руку, которой он выдергивал кольцо и, взяв, таким образом, запасной парашют двумя руками, бросает его вперёд и вверх под углом сорок пять градусов.
ВНИМАНИЕ! Прежде чем бросить запасной парашют парашютист обязан определить наличие или отсутствие вращения. Как правило, при частичном отказе основного купола происходит постоянное вращение парашютиста вдоль своей оси, в связи с чем запасной парашют должен быть брошен парашютистом исключительно в сторону вращения, чтобы исключить вероятность скручивания строп основного парашюта со стропами запасного. Бросать запасной парашют в сторону противоположную вращению категорически запрещено.
При броске запасного парашюта ноги парашютиста должны быть согнуты в коленях и крепко сжаты чтобы исключить вероятность зацепления строп за ноги потому что купол запасного парашюта, при применении его в случае частичного отказа, как правило, наполняется относительно медленно и часть строп выйдя из ранцевых резинок сначала провисает вниз и может опутать ноги парашютиста.
Для ускорения наполнения купола запасного парашюта парашютист может помочь ему наполнится, самостоятельно освобождая стропы из ранцевых резинок и как-бы встряхивая их. В результате создающегося при этом натяжения строп купол запасного парашюта наполняется быстрее.
При применении запасного парашюта в случае частичного отказа возможна ситуация при которой запасной парашют, после выбрасывания его парашютистом, не наполняется а просто лежит в воздухе, при этом никакие подергивания и потряхивания строп ничего не меняют. В такой ситуации парашютисту необходимо, сжав ноги согнуть их в коленях, стопы завести как можно сильнее под себя, и подняв колени на уровень пояса, за стропы подтянуть запасной парашют к себе. После чего на коленях свернуть его рулоном и снова бросить вперёд и вверх под углом 45 градусов, в сторону вращения. Если после этого парашют так же не наполняется действие следует повторить.
Если же после двух-трех вбрасываний, либо при достижений высоты 150 метров, запасной парашют так и не наполнился, парашютист подтягивает его к себе, сворачивает, и зажав его между ног осуществляет приземление на основном парашюте.
Ненаполнение запасного парашюта после нескольких вбрасываний говорит о малой скорости снижения парашютиста, что означает что купол основного парашюта даже в повреждённом состоянии выполняет свои функции, в полном объеме обеспечивая безопасную скорость снижения для приземления.
В этом случае парашютист, удерживая запасной парашют между ног, осуществляет приземление под куполом основного парашюта согласно инструкции по приземлению в штатной ситуации. При этом запасной парашют должен контролироваться и крепко удерживаться парашютистом до самого касания земли, чтобы исключить возможное выскальзывание и раскрытие запасного парашюта в неожиданный момент, или выскальзывание его назад между ног с последующим раскрытием за спиной, что может привести к изменению положения тела парашютиста почти до горизонтального, что в свою очередь неизбежно приведёт к травмированию. Однако если всё же случилась ситуация при которой запасной парашют освободившись проскользнул между ног парашютиста и раскрылся за его спиной, и парашютист оказался в горизонтальном положении, то парашютисту необходимо завести ладони между животом и стропами запасного парашюта и отжав стропы как можно дальше от себя, аккуратно, стараясь не зацепиться, перекинуть через них одну ногу, в результате чего запасной парашют окажется впереди а парашютист примет вертикальное положение. После чего снижение осуществляется под двумя куполами. На высоте купола запасного и основного парашютов имеют тенденцию к расхождению друг от друга что вводит тело парашютиста в наклонное положение близкое к горизонтальному, для исправления данной ситуации необходимо взявшись за свободные концы запасного парашюта подтянуть их к себе. У земли создается обратная ситуация при которой основной и запасной парашюты сходятся прижимаясь друг к другу, исправляется это путём отжатия от себя свободных концов запасного парашюта.
ВНИМАНИЕ! Пользоваться стропами управления и пытаться разворачивать купол основного парашюта в случае снижения под двумя куполами запрещено, так как это может привести к скручиванию между собой строп основного и запасного парашютов с последующим их гашением или уменьшением площади что приведет к критическому увеличению скорости приземления.
Схождение в воздухе.(парашют Д-1-5У)
Схождением в воздухе называется ситуация в которой двое или более парашютистов сталкиваются с друг другом после открытия парашютов.
Нахождение в опасной близости друг к другу могущее привести к подобному столкновению называется предпосылкой к данному особому случаю и обязано быть устранено парашютистом без промедления.
Предпосылки к схождению в воздухе и способы их устранения.
В случае если парашютист во время осмотра по сторонам обнаруживает в опасной близости от себя другого парашютиста он обязан незамедлительно принять меры для ухода в сторону с курса вероятного столкновения.
Уход в сторону в данной ситуации осуществляется методом скольжения.
Метод скольжения.(уход в сторону с помощью натяжения свободных концов)
Для ухода в сторону методом скольжения парашютист берётся двумя руками за те свободные концы в какую сторону он хочет уйти, и с силой тянет их вниз насколько возможно, удерживая в таком положении пока не уйдет на безопасное расстояние с курса вероятного столкновения. Одновременно с натяжением свободных концов парашютист обязан голосом привлечь внимание того парашютиста с которым возникла угроза столкновения и отдать ему команду уходить в противоположную сторону.К примеру если второй парашютист двигается на первого прямо навстречу лицом к нему то первый берется руками за правые свободные концы, тянет их вниз, и отдает команду второму парашютисту уходить влево(тянуть левые свободные концы).Если второй парашютист надвигается на первого спиной к нему то первый парашютист натягивая правые свободные концы своей подвесной системы, отдаёт второму парашютисту команду также тянуть правые свободные концы(уходить вправо) поскольку в данном случае отсутствует эффект зеркала.
В результате длительного натяжения выбранных парашютистами свободных концов край купола парашюта как бы заламывается вниз в сторону натяжения и парашют скользит вниз в этом направлении.То есть если парашютисту необходимо уйти вправо он натягивает правые свободные концы, если влево то левые, если вперёд то передние, если назад задние. Так же возможен уход в сторону по диагонали(наискосок), для этого двумя руками натягивается один свободный конец расположенный с той стороны в которую необходимо уйти.
Схождение в воздухе и действия парашютиста в данной ситуации.
В случае если при возникновении угрозы столкновения в воздухе попытки уйти в сторону методом скольжения не привели к желаемому результату и расстояние между сближающимися парашютистами сократилось до нескольких метров сделав столкновение неизбежным парашютист обязан:
1.Столкновение на одном уровне (по горизонту).
2.Столкновение на разных уровнях.(угроза попадания в стропы парашюта другого парашютиста с последующим гашением одного или обоих основных парашютов)
В случае если наступает угроза схождения в воздухе, в положении когда один из парашютистов приближается к другому на уровне строп его парашюта, и избежать схождения не удаётся, парашютист летящий в стропы парашюта своего товарища должен как можно шире расставить в стороны руки и ноги (положение звёздочка)как бы увеличивая площадь своего тела и уменьшая тем самым вероятность проскальзывания между строп приближающегося парашютиста и в момент контакта со стропами аккуратно оттолкнуться от них и сразу после отталкивания начать уход в сторону методом скольжения, путем натяжения задних свободных концов.Уход в сторону не прекращается до того момента пока расстояние между парашютистами не станет полностью безопасным исключающим возможность повторения ситуации.
В случае если оттолкнутся и уйти в сторону не удалось и парашютист запутался в стропах парашюта другого парашютиста находящегося ниже и купол нижнего парашютиста начинает гаснуть(терять свою форму и наполняемость) верхний парашютист(попавший в стропы товарища) обязан взять несколько строп нижнего парашютиста и удерживать его до приземления осуществляя снижение вдвоем на своем парашюте. При этом для надежности лучше всего обмотать несколько раз стропы парашюта нижнего парашютиста вокруг ранца своего запасного парашюта. При приземлении нижнему парашютисту необходимо учитывать вероятность того что верхний парашютист может приземлится прямо на него, поэтому сразу по касании земли желательно отбежать или откатится в сторону от точки приземления.
Если же верхний парашютист зафиксировав на себе стропы парашюта нижнего парашютиста обнаруживает, что и его(верхнего парашютиста) купол начинает гаснуть то верхний парашютист отдает команду нижнему парашютисту ввести в действие запасной парашют. Далее спуск обоих парашютистов происходит на запасном парашюте нижнего. В этой ситуации оба парашютиста должны быть готовы к жёсткому приземлению, сразу по касании земли желательно применение переката, для уменьшения силы удара.
3. Попадание на купол другого парашютиста.
В случае если при осмотре по сторонам парашютист, осматривая пространство под собой, обнаруживает, что снижается на купол другого парашютиста опускающегося под ним, он обязан начать уход методом скольжения в сторону ближайшего края купола нижнего парашютиста до полного ухода на безопасное расстояние, одновременно отдавая команду нижнему парашютисту уходить в противоположном направлении.
Если же скорость ухода скольжением оказывается недостаточной и верхний парашютист касается ногами купола нижнего ближе к центру то он, не прекращая тянуть свободные концы в выбранную для ухода сторону, сразу с момента касания купола сбегает с него к ближайшему краю, то есть в ту же сторону в которую осуществлялся уход скольжением.
Если касание ногами происходит у края купола то парашютист выставляет ноги вперед и соскальзывает с него после чего уходит методом скольжения на безопасное расстояние.
Если же это не удается и верхний парашютист проваливается в купол и путается в стропах нижнего парашютиста то дальнейшие действия производятся, также как при схождении на разных уровнях с запутыванием в стропах, исходя из варианта развития ситуации.