Схимонахиня кто это такая
Схима: вид, образ или «схема» ангела
«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым
Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык.
Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.
Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника. Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.
Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений. Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку. Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнутым воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние.
Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.
Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей. Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав (особый параман), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, чётки, сандалии, пояс, хитон.
Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени – великой схимы. По мысли святых отцов, великий схимнический образ — это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».
Интересно посмотреть, как о трех ступенях монашества писал преподобный Нил Мироточивый:
«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела.
Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом.
Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность».
Но почему же схиму называют ангельским образом, малым или великим? Дело в том, что древнегреческое слово τό σχῆμα (shēma) означает вид, образ, фигуру и т.д. От него произошло и всем известное слово «схема». В данном случае же имеется в виду, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом. Принесение ими обетов и следование им можно метафизически толковать так, что они призваны стать своего рода бесплотными ангельскими «схемами» или образами.
И еще одна интересная словесная и смысловая перекличка. Слово τό σχῆμα является однокоренным с глагольной формой σχεῖν, образованной от глагола ἔχω – иметь, сдерживать. Получается, что схема – это некий остов, сдерживающее или все держащее на себе начало. И о том, что схима является великим удерживающим средством от греха, писал тот же Нил Мироточивый:
«Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: “Рабе лукавый и ленивый! – где одежда брачная?” Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы.
Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступника».
Схима монашеская — что это и для чего
Схима монашеская: что это?
Верующие Православной Церкви делятся на церковнослужителей (духовенство) и мирян. Отдельную категорию составляют монахи, которые отличаются и от тех и от других. Монашество — не священнический сан, монахи не всегда являются священниками. Принявшие монашество еще именуются иноками, то есть ведущие иной образ жизни. Некоторых монахов называют схимниками. В связи с этим нередко возникают вопросы: что такое схима?Схимники — это кто? Чем они отличаются от монастырской братии? И вообще, схима монашеская — что это?
Схимник — это кто?
Каждый христианин самостоятельно выбирает свой путь к духовному спасению. Это может быть и супружеская жизнь в христианском браке, и целомудренная безбрачная жизнь (монашество).
Как отдельный вид христианской жизни монашество оформилось в 4 веке в Египте. К этому времени относится появление первых монашеских общин. Их участники вели образ жизни, который отличался от поведения остальных верующих. Отличия этих отшельников относились как к внутренним изменениям (постоянная молитва, смирение), так и к внешним атрибутам (например, особое одеяние монаха). В греческом языке «схима» означает «образ». Первоначально такое понятие относилось только к одежде. Со временем схимой стали называть само монашество. Поэтому схимник — это монах, давших обеты (обещания) послушания, нестяжания и целомудрия.
«Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог» (митрополит Волоколамский Иларион Алфеев).
Степени монашества
В Православной Церкви монашество делится на рясофор и схиму.
Рясофорный монах (с греческого — «носящий рясу») — это послушник. При посвящении в рясофор читаются определенные молитвы, крестообразно стригуться волосы. Однако посвящаемый в рясофор не дает монашеские обеты, ему не всегда даже меняют имя. С момента пострига рясофорный монах готовится принять схиму.
В Русском Православии выделяется низшая и высшая степень схимы: малая (мантийная) и великая. Но если речь идет о схиме, не уточняя какой, то в настоящее время подразумевается великая схима.
Малая схима
Во время пострижения в малую схиму новопостриженный приносит обеты (обещания) соблюдать послушание, нестяжание и целомудрие. Святые Отцы считают, что во время пострига монаху дается особая благодать, это своего рода второе крещение. При постриге человеку дается новое имя.
Внешне монахи малой схимы отличаются своим облачением, которое имеет символическое значение. Облачение малой схимы: хитон, параман, ряса, мантия, клобук, сандалии.
Ряса является повседневной верхней длинной одеждой, имеющей длинные широкие рукава. Ее черный цвет символизирует внутренний покой, бесстрастие и отрешение от мирской суеты.
Хитон представляет собой одежду из грубой ткани. Его носят под рясой. Это символ вольной нищеты и нестяжания.
Параманом называется квадратный плат с изображением креста и с написанными словами:
“Аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу” (Послание к галатам апостола Павла, 6:17).
Параман носится на теле под одеждой. По его углам пришиты четыре шнура. Эти шнуры на спине образуется четырёхугольник, а спереди — крест. Духовный смысл парамана — непрестанное напоминание монаху о желании следовать за Христом:
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Марка, 8:34).
Мантия, сандалии, четки
Для торжественных случаев монах надевает мантию — длинный плащ без рукавов. Просторная мантия — это как бы ангельские крылья, которые напоминают о готовности монаха на совершение Божьего дела.
«Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество — это ангелы. Они должны летать» (архиепископ Антоний Голынский-Михайловский, 1889-1976).
Клобук — это монашеский головной убор, имеющий форму расширенного кверху цилиндра. Его называют духовным «шлемом спасения» и «покрывалом послушания».
При постриге монах надевает сандалии, чтобы он, по словам святителя Симеона Фессалоникийского (14-15 век),
«неуклонно поспешал по пути евангельскому, как бы бежал горe, где он сподобится назначенной нам жизни небесной».
Также монахи всегда имеют при себе четки для непрестанного творения молитвы. Это их духовный меч. Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994) называл четки «оружием против диавола».
«Есть такие моторы, для запуска которых используется веревка с ручкой на конце; так что, когда хочешь завести мотор, берешь веревку и несколько раз с силой дергаешь ее, пока не разойдется застывшее масло. Так же и четки — это веревка, за которую мы дергаем один, два, пять, десять раз; расходится масло и запускается духовный мотор непрестанной молитвы, так что потом сердце само работает в молитве» (преподобный Паисий Святогорец).
Великая схима
Великая схима в Православии — высшая степень монашества. Даются те же обеты как для малой схимы, но их исполнение является более строгим. Это предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения со Творцом. Монахам великой схимы еще раз меняется имя. Их называют великосхимниками. В монастырях они как правило живут отдельно от остальной братии. Они несут только послушания служения на Литургии и духовничества. Если епископ принимает великую схиму, то он удаляются от управления епархией. Великосхимники носят хитон, аналав, рясу, мантию, куколь, четки, сандалии.
Аналав — небольшой четырехугольный плат с изображением страстей Господних. Символически аналав свидетельствует о полной смерти для мира и всего мирского.
Отличительной деталью одежды великосхимники является головной убор — куколь. Это черный остроконечный капюшон с изображениями крестов, серафимов и текстом Трисвятого. Его две длинные полосы материи закрывают спину и грудь. Куколь является напоминанием о необходимости иметь младенческое незлобие во свидетельство слов Господа: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, 18:3). Также куколь символизирует благодать Божию, покрывающую ум монашествующего и помогающая ему бороться со страстями.
Известные схимонахи
Антоний Печерский
Основоположником русского монашества является основатель Киево-Печерского монастыря преподобный Антоний Печерский (10-11 век). В Русской Православной Церкви он почитается как «начальник всех русских монахов». С юных лет у преподобного появилось влечение к высшей духовной жизни. Монашеский постриг он принял на Афоне (Греция). Вернувшись на Русь, он поселился на берегу реки Днепр под Киевом, где вел отшельнический (одинокий) образ жизни. К нему стали собираться ученики, образовалась монашеская община. По его благословению был построен каменный Успенский Собор.
Мощи преподобного Антония находятся в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. На иконах преподобный Антоний Печерский изображается в облачении великосхимника. По греческой традиции монашеский постриг бывает только двух степеней: рясофор и следующий за ним монашеский постриг, при котором дается сразу обеты великой схимы.
Амвросий Оптинский
В 19 веке широкую известность имел схимонах Авмросий Оптинский (1812-1891), в миру Александр Михайлович Гренков. Родом он был из Тамбовской губернии. Учась в духовной семинарии, во время тяжёлой болезни дал обет уйти в монастырь. Однако по окончании семинарии сначала стал работать учителем в семье помещика, а затем преподавал в духовном училище.
Во время повторения болезни, преподобный посетил Троице-Сергиеву Лавру (Московская область), где от старца получил указание идти в Оптину пустынь (Калужская область). Там он в 1841 году был пострижен в рясофор, а в 1842 году принял малую схиму с именем Амвросий. В 1848 году его здоровье сильно ослабло. Было принято решение о постриге в великую схиму без изменения имени. Прославился преподобный Амвросий как прозорливый старец, который помог многим людям. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.
Серафим Вырицкий
Одним из известных схимонахов 20 века является преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949), в миру Василий Николаевич Муравьев. В мирской жизни он был крупным мехоторговцем, имел семью. Затем по совместному согласию они с женой ушли в монастырь: Василий — в Александро-Невскую Лавру (Санкт-Петербург) с именем Варнава, Ольга — в Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург) с именем Христина.
В 1926 году преподобный принял схиму с именем Серафима. Долгое время он был духовником Александро-Невской Лавры. По состоянию здоровья ему пришлось переехать в поселок Вырицу (Ленинградская область), отчего он и известен как Вырицкий. К нему за советом и молитвенной помощью приезжали многие верующие. В 2000 году Русская Православная Церковь прославила его в лике святых.
Схима
Что такое схима?
Монашеский постриг в Православии
Монашеский постриг в Православной Церкви делится на:
В отличие от рясофорного монаха, который не даёт монашеских обетов, и иногда даже не меняет имя, постригаемый в схиму даёт обеты послушания, нестяжания и девства, а также меняет имя.
Монах, принявший малую схиму, поверх рясы, которую разрешается носить рясофорному монаху, носит мантию, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста), клобук (головной убор в виде высокой цилиндрической шапки с покрывалом), четки и сандалии.
Принятие малой схимы — это принятие строго аскетического образа жизни.
Великая схима — высшая ступень православного монашества. Принятие великой схимы означает полное отчуждение от мира и посвящение жизни Богу. Монахи ещё раз дают обеты, но уже в более строгой форме и снова принимают новое имя, получая при этом новых небесных покровителей.
Принявший великую схиму носит аналаву (особый вид парамана), куколь (остроконечную шапочку), пояс, хитон и сандалии. В руках у схимника — четки для непрестанной молитвы.
В монастырях схимники обычно живут отдельно от других монахов, их послушание — служение Литургии и духовничество.
Три ступени схимы
Схиму ещё называют «ангельским образом», так как постригающиеся в схиму умирают для мира и, следуя принятым обетам, приобретают образ ангела.
Преподобный Нил Мироточивый оставил очень образное описание трёх ступеней монашества: «Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела. Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом. Принятие же великого образа, схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность. Возвращение из рясофорного пострига в мир так же недопустимо, как если бы кто вписался в войско, потом дезертировал и не присоединился к войскам, пошедшим на войну; он становится отступником царя. Когда царь увидит сего отступника, сего преслушника царского веления, вычеркнет его из списка. Подобное сему постигнет того, кто, вознамерившись быть монахом и вписавшись в воины Царя Небесного, потом раскается в сем намерении, выпишется, сделается рабом мира, поработившись и делам мира — смраду греховному…»
Согласно историческим данным, первым схимником был Пахомий Великий. Предшественники представителей великой схимы — отшельники, уходившие в пустыни.
Четвертый Вселенский Собор постановил, что отшельники, живущие в пустынях, могут жить в затворах при монастырях. Эти отшельники стали великосхимниками.
Известными схимонахами были:
Многие схимники обладали даром прозорливости, а после смерти некоторые из них были причислены к лику Святых. Верующие часто прибегают к помощи схимников, прося у них совета и благословения. Множество людей с этой целью посещают Оптину Пустынь и Спасо-Бородинский монастырь.
Читайте также:
Что такое схима: схимонахи в православии
Люди, которые ощущают особую связь с Богом, порой выбирают нелегкий жизненный путь — монашество. Однако стать монахом совсем непросто. Нужно пройти ряд испытаний, чтобы получить высшую степень монашеского пострига.
Рясофор, малая и великая схимы — три этапа монашества, которые выделяет Православная Церковь. Высшей степенью монашества в православии является облачение в великую схиму. Если про нее говорят без уточнения, то подразумевается как раз великая. Многие далекие от монашеской жизни люди хотели бы узнать, кто такие схимонахи.
Что такое схима
Схи́ма (от древне-греческого слова «σχῆμα» — образ, внешний вид) — это зарок соблюдать суровые монашеские правила поведения. Одежда монаха имеет аналогичное название.
Происхождение слова и значение понятия
Для того, чтобы понять значение слова, нужно обратиться к его истокам. Древнее греческое слово shēma переводится как образ, фигура, вид. Производной от этого слова является «схема».
Умирая для простой земной жизни ради соединения с Богом, постригающиеся в схиму приобретают ангельский вид, то есть после принесения обетов они становятся бесплотными ангельскими образами, «схемами». То есть, схема удерживает человека от грехопадения, как некий остов.
Историческая справка
В III-V вв. н. э. на египетских и сирийских территориях появились первые монахи. Целью их являлось обретение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане, отрекаясь от мирской суеты, понимали заповеди Христа и учение апостолов буквально. Поэтому, уходя в Египетские пустыни, они зачастую жили отшельниками.
При отсутствии возможности поселиться вдали от людей, монахи давали обет вселения в затвор, закрываясь в одиноких пещерах как в гробу и тем самым полностью отказывались для мира, оставаясь наедине с Богом. Они и стали называться схимонахами.
Некоторые из них стали основывать монастыри или присоединяться к уже существующим. Таким образом затворничество перестало быть основным обетом.
Первые схимонахи и схимонахини
В практике восточного монашества начала IX века окончательно установилось трехступенное деление монашествующих.
Они разделялись на:
Уставом патриарха Алексия монахов разных степеней различали друг от друга по одежде.
Иноки — древнее русское название монахов, которое происходит от слова «иной». Чернецом (черницей) иногда называли монахов (монахинь) из-за черного цвета одежды.
Преподобный Пахомий Великий — один из первых схимонахов. Он упорядочил чин пострижения. На четвертом Вселенском Соборе произошло закрепление системы монашества, благодаря которой пустынники, жившие в монастырях, стали называться схимонахами, или затворниками. К лику святых были причислены многие из этих затворников.
Дальнейшая судьба схимонашества
В XVIII-XIX вв. государственная политика была такова, что пострижение в схиму прекратилось. Но в 1887 г. игумения Евфрасия (Лихарева) из Успенского женского монастыря осмелилась просить Владимирскую Духовную Консисторию о пострижении трех монахинь, отличавшихся высокой духовной жизнью, в великую схиму.
Прошение приняли с неподдельным удивлением. В июне того же года после разъяснительной переписки Архиепископом Феогностом (Лебедевым) пострижение было разрешено.
Благодаря сохранившимся в монастыре документам, об этих монахинях-схимницах Евфрасии, Анастасии и Анатолии имеются довольно подробные сведения.
Современное положение
Термин «малосхимники» не употребляют в современном православии. Постриженника в малую схиму называют просто — монах. Великосхимник — это идеальный образ монаха, путь обретения совершенства.
Первоначально схимонахи почти не общались ни с кем и без устали читали молитвы. Но в XIX–XX вв. в мужских и женских монастырях многие старцы и старицы (схимонахи) в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости. По этой причине правящий архиерей благословил схимонахов на утешение приходящего народа.
К схимонахам в Оптину Пустынь, Почаевскую лавру, Псково-Печерский монастырь, Лавру Преподобного Сергия и другие монастыри стали приезжать люди.
Многие схимонахи были причислены к лику святых после своей смерти. Самыми знаменитыми обителями являются Оптина Пустынь и Спасо-Бородинский монастырь.
В ХХ веке в России великий ангельский образ приняли многие монахини. Одна из принявших постриг в 1969 году в Вильнюсе — матушка Варвара, настоятельница Пюхтицкого монастыря. Обычно при постриге дают новое имя, но матушке Варваре оставили ее монашеское имя в честь святой великомученицы Варвары.
Виды схим
Существует два вида монашеских схим — малая и великая.
Малая
Мантия, надеваемая поверх рясы, является отличительной особенностью малосхимника. Облачение его составляют ряса, параман, клобук, мантия, сандалии и четки.
Великая
Великая схима в Православии подразумевает под собой совершеннейшее отрешение от мира для духовного соединения с Богом.
Облачение состоит из рясы, аналава, куколя, мантии, четок, пояса и хитона. Схимонахи в русских монастырях освобождаются от всех монашеских послушаний, кроме литургии и духовничества.
Кто такой монах-схимник
Монаха, принявшего «великий ангельский образ», называют схимником.
Внешний вид
Все одежды монаха предназначены для духовной борьбы (брани) с миром, плотью и дьяволом.
Они являются всеоружием Божьим:
Правила поведения
У схимонахов остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. То есть, кроме молитвенного служения, они ничем не занимаются.
Рясофор, наоборот, проходит испытание на выдержку, выполняя в обители разноплановые работы наравне с трудниками (проживающими в монастыре работниками).
Обеты
Монах дает при постриге три обета.
Принятие схимы
Существует три чина пострижения.
Для чего нужно
Святой Православной Церковью выделяемы три состояния монашеского подвига: послушничество, монашество, схимничество.
Эти состояния определяются как приготовление к подвигу, сам подвиг и высшее исполнение подвига:
Постриг в рясофор
Схима с ее двумя ступенями следует сразу после рясофора (по-гречески «носящий рясу») или послушника. При пострижении в рясофор никакие обеты послушником не даются. Над послушником читают специальные молитвы, а волосы крестообразно постригают. При этом постригаемый порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом (иноком).
Послушник получает право носить рясу, которая символизирует:
Слово «ряса» с греческого переводится как «ветхая, потертая».
Облачение инока состоит из:
На этой ступени инок готовится к принятию малосхимничества.
Постриг в малую схиму
Малая схима (мантия) — это, собственно, и есть монашество.
Продолжительный постриг делится на две части — оглашение и пострижение:
Пострижение власов является основным действием при этом постриге и этим самым напоминает собой обряд Крещения. Надевая не один, а два креста (большой деревянный на грудь и второй (параман) на спину), постригаемого нарекают новым христианским именем. В руки дается третий крест. Этот постриг называют вторым крещением.
Монашество — это призвание, а не выбор человека. И если настоятель монастыря не увидит в человеке этого призвания, то постриг может не состояться. Так как ответственность за постриг ложится именно на настоятеля, то он должен определить правильность выбора пути и намерений послушника.
Преподобный Антоний Печерский — один из самых первых монахов на Руси, основавший Киево-Печерский монастырь.
Постриг в великую схиму
Постриг в великий ангельский образ величествен и долог. При пострижении монах дает крайне суровые клятвы: отречение от земной жизни выражено еще сильнее, чем при постриге в малосхимники, ведь монах полностью отрекается от мира. Этот постриг является образом смерти для мирской жизни и начала жизни горней.
Постригаемого облачают в аналав и куколь, вновь нарекая новым именем. При этом за постригаемого теперь молится перед Богом еще один святой: он получает святого покровителя.
Куколь снимается только на восьмой день после пострижения, об этом произносится специальная молитва настоятелем. Это делают для того, чтобы вернуться к телесному труду и рукоделию. Снова надевается он без повторного благословения настоятеля.
Видео
Постриг в великую схиму можно увидеть в этом видеоролике.
Первый иноческий постриг со времени возрождения Спасского женского монастыря г. Кобрина — в следующем видео.