репей для осла самая вкусная еда
Репей для осла самая вкусная еда
Упражнение 1.
Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Укажите, чем выражены главные члены. Поставьте, где нужно тире.
Грачи это наши первые весенние гости. Лёгким запахом веет полынь. Сорока птица плутоватая. У кукушонка грудка пёстренькая. Полный месяц встал над лугами. Репей для осла самая вкусная еда. Аистята прожорливые птенцы. У осла голос противный, громкий.
Упражнение 2.
Составьте предложения, используя слова, данные в скобках, измените, если нужно, их форму. Поставьте знаки препинания.
Клюква (последний, ягода, сентябрь). Сентябрь (время, боровики, грузди рыжики). Осень (время, подготовка и переход, растения, к, зимний, покой). Последняя гроза (это как бы, прощальный привет, уходящий, лето). Жёлуди (плод, дуб). Первоосенье (дивный, пора, увяданье, природа). Туман, дождь, заморозки, грозы (обычные, явления, природа).
Дубравы (красивые, дубовые, рощи). Дуб (долговечный, дерево). Рябина (одно из наиболее, любимые, деревья).
Упражнение 3.
Прочитайте данные предложения и сделайте вывод о причинах постановки тире между подлежащим и сказуемым. На что нужно при этом обращать внимание?
Упражнение 4.
Запишите данные предложения и сделайте вывод о том, в каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится.
Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества (А. Волынский). Деянья всех людей как тень в безумном сне (В. Брюсов). Песня с бурей вечно сестры (В. Брюсов). Валерий Брюсов, несомненно, символист. Я вольный ветер (К. Бальмонт). Я – изысканность русской медлительной речи (К. Бальмонт). Константин Бальмонт тоже символист. Демьян Бедный не символист.
Упражнение 5.
Подчеркните подлежащее и сказуемое; Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.
1. Плохой товарищ не подмога. 2. Сердце не камень. З. Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. 4. И неподкупный голос мой был эхо русского народа. 5. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 6. Друга любить себя не щадить. 7. Земля как будто глобус. 8. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.
Упражнение 6.
Спишите. Поставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.
1. Дома города точно груды грязного снега. 2. Земля под ними чёрная голая. 3. Деревья садов как бугры. 4. Он скептик и материалист. 5. Жизнь прожить не поле перейти. 6. Жить народу служить. 7. Летний дождик одно только удовольствие. 8. Дважды два четыре.
Упражнение 7.
Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым можно было бы поставить тире.
В историю русской литературы А.С. Пушкин вошел как крупнейший представитель реализма, как создатель литературного языка. Новый этап творческого пути Пушкина отразился в поэме «Руслан и Людмила». Лирическая поэзия Пушкина была зеркалом его личности и в то же время отражала настроение его поколения. Возвращение Грибоедова в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом друзей. Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками. Главной целью Пушкина становится воспроизведение в «Евгении Онегине» широкой картины русской жизни, образов русских людей современной ему действительности.
Упражнение 8.
Из ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. Подчеркните грамматическую основу.
Упражнение 9.
Объясните, используя толковый словарь С.И. Ожегова (или какой-либо другой), что такое интервью, коммюнике, инцидент, вибрировать, варьировать.
Ответы должны представлять собой такие предложения, в которых между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.
Упражнение 10.
Спишите. Объясните наличие или отсутствие тире в следующих предложениях. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
I. 1. Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека (Твардовский). 2. Выработать литературный язык — это дело долгое, но я никак не сказал бы, что это неприятное дело (Кольцов). 3. Среднее расстояние от Земли до Луны — триста восемьдесят четыре тысячи четыреста километров. 4. С молодым посидеть — самому помолодеть. 5. «Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости», — любил повторять историк В. О. Ключевский. 6. Читать — это не только узнавать факты. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное (Федин). 7. Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости (Пушкин).
Упражнение 11.
Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.
1. Природа есть родина всех талантов, начиная от. солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 2. Русский язык один из богатейших языков в мире. 3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 4. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном (Паустовский). 5. Острый язык дарование, длинный язык наказание. 6. Петр Петрович, по крайней мере по моим признакам, человек весьма почтенный (Достоевский). 7. Кремль сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории.
Упражнение 12.
Выделите грамматические основы предложений. Объясните наличие или отсутствие тире в предложениях.
1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).
Тест по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
1. В каком предложении не ставится тире?
1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.
2. В каком предложении не ставится тире?
1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
2) Наш долг__совершенствовать знания.
3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.
3. В каком предложении ставится тире?
1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.
4. В каком предложении ставится тире?
1) Одна беда еще__не беда.
2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
3) Сегодня небо__как море.
4) Превосходная должность__быть на земле человеком.
5. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?
1) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря — белый медведь.
2) Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости.
3) Элен красива внешне, а княжна Марья — внутренне.
4) Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
6. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?
1) Лето припасает — зима поедает.
2) Легкие судороги — признак глубокого чувства — пробежали по его широким губам.
3) Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — везде.
4) Жизнь — подарок, которого мы не просили.
Повторение темы «Виды сказуемых». Новая тема. § 14. Тире между подлежащим и сказуемым.
Русский язык. 8 класс.
Повторение темы «Виды сказуемых»
Задание № 1: не выписывая сказуемых, определите (на слух) их вид (ПГС, СГС, СИС).
Задание № 2: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого:
(1) Приглядитесь к центру Петербурга. (2) Он располагается вокруг Большой Невы. (3) Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. (4) На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. (5) Здание величественно, монументально. (6) Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. (7) При всей своей величественности оно невелико. (8) И это крайне важно! (9) Здание Зимнего дворца тоже невысоко. (10) Оно монументально своей протяженностью. (11) Всё тщательно продумано. (12) Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.
Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду.
Оно монументально своей протяженностью.
Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.
§ 14. Новая тема. Тире между подлежащим и сказуемым
Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке тире ставится в следующих случаях:
1. Если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже.
Москва – столица России.
2. Если подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом.
3. Если один главный член выражен инфинитивом, а другой – именем существительным в именительном падеже.
* Примечание: когда перед сказуемым стоит указательная частица «это» или «вот», тире ставится перед этой частицей:
1. Если сказуемое присоединяется союзом «как» или другими сравнительными союзами (будто, словно, точно, вроде как, все равно что):
2. Если подлежащее выражено личным местоимением:
* Примечание: если логическое ударение падает на подлежащее, то тире между подлежащем и сказуемом может ставиться и в этом случае.
3. Если при сказуемом есть отрицательная частица «не»:
4. Если перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член предложения:
6. Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, или наречие, союз, частица:
Сентябрь только начало осени.
7. Если в настоящем времени есть глагол-связка «есть»:
Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:
(1) Сорока птица плутоватая . (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.
сущ. в им. п. + сущ. в им. п.
Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества.
тире не ставится, так как имеется глагольная связка «есть»
сущ. в им. п. + сущ. в им. п.
тире не ставится, так как сказуемое присоединяется сравнительным союзом «как»
сущ. в им. п. + сущ. в им. п.
сущ. в им. п. + сущ. в им. п.
тире не ставится, так как подлежащее выражено личным местоимением
тире не ставится, так как при сказуемом есть отрицательная частица «не»
тире не ставится, так как при сказуемом есть отрицательная частица «не»
сущ. в им. п. + сущ. в им. п., перед сказуемым есть указательная частица «вот»
тире не ставится, так как сказуемое присоединяется сравнительным союзом «как будто»
Задание № 4: (а) выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире; (б) в выписанных предложениях подчеркните грамматическую основу; (в) определите вид сказуемых и составьте схемы предложений:
сущ. в им. п. + сущ. в им. п. (СИС)
инф. + сущ. в им. п. (СИС)
Задание № 1: не выписывая сказуемых, определите (на слух) их вид (ПГС, СГС, СИС).
Задание № 2: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого:
(1) Приглядитесь к центру Петербурга. (2) Он располагается вокруг Большой Невы. (3) Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. (4) На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. (5) Здание величественно, монументально. (6) Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. (7) При всей своей величественности оно невелико. (8) И это крайне важно! (9) Здание Зимнего дворца тоже невысоко. (10) Оно монументально своей протяженностью. (11) Всё тщательно продумано. (12) Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.
Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:
(1) Сорока птица плутоватая . (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать
Задание № 1: не выписывая сказуемых, определите (на слух) их вид (ПГС, СГС, СИС).
Задание № 2: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого:
(1) Приглядитесь к центру Петербурга. (2) Он располагается вокруг Большой Невы. (3) Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. (4) На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. (5) Здание величественно, монументально. (6) Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. (7) При всей своей величественности оно невелико. (8) И это крайне важно! (9) Здание Зимнего дворца тоже невысоко. (10) Оно монументально своей протяженностью. (11) Всё тщательно продумано. (12) Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.
Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:
(1) Сорока птица плутоватая . (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать
Задание № 1: не выписывая сказуемых, определите (на слух) их вид (ПГС, СГС, СИС).
Задание № 2: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого:
(1) Приглядитесь к центру Петербурга. (2) Он располагается вокруг Большой Невы. (3) Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. (4) На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. (5) Здание величественно, монументально. (6) Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. (7) При всей своей величественности оно невелико. (8) И это крайне важно! (9) Здание Зимнего дворца тоже невысоко. (10) Оно монументально своей протяженностью. (11) Всё тщательно продумано. (12) Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.
Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:
(1) Сорока птица плутоватая . (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать
Задание № 1: не выписывая сказуемых, определите (на слух) их вид (ПГС, СГС, СИС).
Задание № 2: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого:
(1) Приглядитесь к центру Петербурга. (2) Он располагается вокруг Большой Невы. (3) Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. (4) На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. (5) Здание величественно, монументально. (6) Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. (7) При всей своей величественности оно невелико. (8) И это крайне важно! (9) Здание Зимнего дворца тоже невысоко. (10) Оно монументально своей протяженностью. (11) Всё тщательно продумано. (12) Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.
Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:
(1) Сорока птица плутоватая . (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать
читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.
Задание № 4: (а) выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире; (б) в выписанных предложениях подчеркните грамматическую основу; (в) определите вид сказуемых и составьте схемы предложений:
читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.
Задание № 4: (а) выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире; (б) в выписанных предложениях подчеркните грамматическую основу; (в) определите вид сказуемых и составьте схемы предложений:
читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.
Задание № 4: (а) выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире; (б) в выписанных предложениях подчеркните грамматическую основу; (в) определите вид сказуемых и составьте схемы предложений:
читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.
Задание № 4: (а) выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире; (б) в выписанных предложениях подчеркните грамматическую основу; (в) определите вид сказуемых и составьте схемы предложений:
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Главный Попко
Русский язык
Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Укажите, чем выражены главные члены. Поставьте, где нужно тире.
Грачи это наши первые весенние гости. Лёгким запахом веет полынь. Сорока птица плутоватая. У кукушонка грудка пёстренькая. Полный месяц встал над лугами. Репей для осла самая вкусная еда. Аистята прожорливые птенцы. У осла голос противный, громкий.
Составьте предложения, используя слова, данные в скобках, измените, если нужно, их форму. Поставьте знаки препинания.
Клюква (последний, ягода, сентябрь). Сентябрь (время, боровики, грузди рыжики). Осень (время, подготовка и переход, растения, к, зимний, покой). Последняя гроза (это как бы, прощальный привет, уходящий, лето). Жёлуди (плод, дуб). Первоосенье (дивный, пора, увяданье, природа). Туман, дождь, заморозки, грозы (обычные, явления, природа).
Дубравы (красивые, дубовые, рощи). Дуб (долговечный, дерево). Рябина (одно из наиболее, любимые, деревья).
Лучший ответ:
Онтонио Веселко
Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Укажите, чем выражены главные члены. Поставьте, где нужно тире.
Сначала было слово.
Сначала было слово. запись закреплена
— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно. — Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!
К 200-летию со Дня Рождения Ф.М. Достоевского
Из письма Е. M. Мухиной
5. VI 1905 Царское Село
Публикуется по изданию: Иннокентий Анненский, «Избранное», Москва, Из-во «Правда», 1987 год.
Сначала было слово. запись закреплена
Сначала было слово. запись закреплена
Сначала было слово. запись закреплена
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи —
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило.
Оно сокрылось, изменило.
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
Сначала было слово. запись закреплена
Сначала было слово. запись закреплена
5 класс
Дополнительные упражнения, которые помогут вам лучше разобраться в теме «Обстоятельство»
Упражнения по теме «Обстоятельство»
Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Над обстоятельствами поставьте вопросы, на которые они отвечают.
I. 1) Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день. 2) Как щит, в бою окровавленный, восходит полная луна. 3) Видом моря любоваться собралась толпа гостей. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) И звуки полетят, красуясь и играя.
II. 1) Она ходила без цели по набережной, пряча лицо от ветра. (К. Паустовский.) 2) Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка. (Ю. Олеша.) 3) Шорох гравия никогда не прекращался здесь под стеной. (Ю. О л е ш а.) 4) Я с бабушкой пришел в гимназию держать экзамен в приготовительный класс. (Ю. Олеша.)
Добавьте в данные предложения обстоятельства.
Запишите предложения, объясните орфограммы; подчеркните члены предложения, определите, какими частями речи выражены обстоятельства.
1) Неисчислима армия врагов человека в лесу, в поле, в садах и огородах. 2) Отправиться в дальнюю дорогу — значит подвергнуть испытанию свои силы. 3) Из дупла выглянула белка и юркнула обратно.
Выполнить их можно до понедельника
Сначала было слово. запись закреплена
Сначала было слово. запись закреплена
5 класс
Рекомендую для закрепления выполнить данные упражнения
Упражнения по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Укажите, чем выражены главные члены. Поставьте, где нужно тире.
Грачи это наши первые весенние гости. Лёгким запахом веет полынь. Сорока птица плутоватая. У кукушонка грудка пёстренькая. Полный месяц встал над лугами. Репей для осла самая вкусная еда. Аистята прожорливые птенцы. У осла голос противный, громкий.
Составьте предложения, используя слова, данные в скобках, измените, если нужно, их форму. Поставьте знаки препинания.
Клюква (последний, ягода, сентябрь). Сентябрь (время, боровики, грузди рыжики). Осень (время, подготовка и переход, растения, к, зимний, покой). Последняя гроза (это как бы, прощальный привет, уходящий, лето). Жёлуди (плод, дуб). Первоосенье (дивный, пора, увяданье, природа). Туман, дождь, заморозки, грозы (обычные, явления, природа).
Дубравы (красивые, дубовые, рощи). Дуб (долговечный, дерево). Рябина (одно из наиболее, любимые, деревья).
Прочитайте данные предложения и сделайте вывод о причинах постановки тире между подлежащим и сказуемым. На что нужно при этом обращать внимание?
Запишите данные предложения и сделайте вывод о том, в каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится.
Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества (А. Волынский). Деянья всех людей как тень в безумном сне (В. Брюсов). Песня с бурей вечно сестры (В. Брюсов). Валерий Брюсов, несомненно, символист. Я вольный ветер (К. Бальмонт). Я – изысканность русской медлительной речи (К. Бальмонт). Константин Бальмонт тоже символист. Демьян Бедный не символист.
Сначала было слово. запись закреплена
5 класс
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
Бородино́» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против наполеоновского войска.
К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием. Лермонтов много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Афанасия Алексеевича Столыпина (1788—1864), ветерана Отечественной войны, который был младшим братом бабушки поэта. В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении на прототипическом уровне пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что нарративный компонент стихотворения представляется не офицером, а безымянным солдатом-рассказчиком, мудрым (всеведающим) и проницательным участником освободительной войны, что придаёт стихотворному тексту эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение. Этот солдат-артиллерист весьма точно передаёт хоть и стихийные, но эпохальные настроения, характерные для беспристрастного народного начала, по определению являющегося внеличностным. Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру батального нарратива, которая получает органичное звучание. Такое своеобразное нарративное освещение исторической битвы придаёт ей эпохальный, универсальный масштаб, при этом само Бородинское сражение приобретает особую достоверность. Сперва ветеран описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу. Далее автор акцентирует внимание на протяжённости ожесточённого сражения и передаёт психологическое и нравственное состояние русского войска после завершения боя.
Сначала было слово. запись закреплена
5 класс
Тема:Распространенное и нераспространенное предложение.
Дополнение.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Показать полностью.
Предложение – это основная единица синтаксиса. Предложение не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Может ли оно существовать без других слов? Что изменяется, если в предложении появляются другие слова?
Сравним два текста.
«Наступила осень. Цветут цветы. Листья опадают. Птицы улетают. Бушуют ветры».
«Наступила золотая осень. Цветут поздние цветы. Багряные листья медленно падают на землю. Перелетные птицы улетают в теплые края. Бушуют сильные ветры».
Оба текста объединены одной темой: осень. Но в первом тексте все предложения состоят только из подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными. А во втором тексте в предложениях кроме подлежащего и сказуемого есть ещё другие слова, второстепенные члены. Предложения с второстепенными членами называются распространёнными. Благодаря наличию второстепенных членов второй текст получился более красивым, более точным. Мы не только понимаем, о чём говорится, но и ясно видим краски осени.
Таким образом, по наличию второстепенных членов предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными.
Нераспространённые предложения – это предложения, в которых есть только грамматическая основа. Распространённые предложения – это предложения, в которых помимо грамматической основы есть второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. Второстепенные члены предложения зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.
Вы помните, что подлежащее подчёркивается одной чертой, сказуемое – двумя чертами.
Запомните, как подчёркиваются второстепенные члены предложения. Дополнение подчёркивается пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – линией «точка-штрих-точка-штрих».
Как же определить, каким членом предложения является то или иное слово? Мы уже знаем, что подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа «кто?», «что?». Сказуемое отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков он?», «что он такое?». Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного). Определение отвечает на вопрос «какой предмет?». Обстоятельство отвечает на вопросы: «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».
На следующих уроках мы поговорим, какими частями речи могут быть выражены второстепенные члены.
Чтобы определить второстепенные члены, надо сначала задать вопросы от подлежащего и сказуемого.
Рассмотрим это на примере.
Пятнистая шкура леопарда очень красива. В этом предложении подлежащее шкура выражено существительным. Сказуемое красива выражено кратким прилагательным. Задаём вопросы от подлежащего. Шкура (какая?) пятнистая. Это определение, выражено именем прилагательным. Шкура (кого?) леопарда. Это дополнение, выражено именем существительным в родительном падеже. Теперь задаём вопрос от сказуемого. Красива (насколько?) очень. Это обстоятельство, выражено наречием.
Но второстепенные члены могут зависеть не только от главных, но и от других второстепенных членов предложения. Рассмотрим пример.
Дикие утки сели на прозрачную гладь воды. В этом предложении грамматическая основа – утки сели. Подлежащее утки выражено существительным, сказуемое сели – глаголом. Утки (какие?) дикие. Это определение, выражено именем прилагательным. Сели (на что?) на гладь. Это дополнение, выражено именем существительным в винительном падеже. Больше вопросов от главных членов предложения мы задать не можем. Задаём вопрос от дополнения: гладь (какую?) прозрачную. Это определение, выражено именем прилагательным. Гладь (чего?) воды. Это дополнение, выражено именем существительным в родительном падеже.
Таким образом, чтобы разобрать предложение по членам, надо найти грамматическую основу, а затем задать вопросы сначала от главных членов предложения, потом от второстепенных.
Задание :
1.прочитать материал и параграфы учебника, записать в тетрадь по правилам определения
2. Просмотреть видеоуроки
3.выполнить упражнения, которые даны в таблице ДЗ.