ребенок играется с едой
Поведение ребенка за столом: как отучить играть с едой
Плохое поведение во время еды: как приучить ребенка 2-3 лет к аккуратности
Трейси Хогг медицинская сестра из США более, чем 25 летним стажем работы; специализировалась на работе с особенными детьми, впоследствии консультировала родителей по вопросам воспитания и развития
Мелинда Блау журналист, автор 15 книг и более 100 журнальных статей; работает с Трейси Хогг над всей серией её книг по воспитанию
О питании ребенка 2-3 лет написано гораздо меньше, чем о введении прикорма, и родители часто не готовы к особенностям детей этого возраста. Одним кажется, что ребенок почти ничего не ест, других приводят в замешательство странные пищевые привычки, и почти все возмущены плохим поведением малыша за столом — особенно на людях. Что беспокоит родителей — и что с этим можно сделать?
Вот что чаще всего не нравится родителям в поведении их детей во время еды:
Многие из поведенческих странностей во время еды являются продолжением подобных проблем, возникающих в течение дня, просто родители начинают их замечать только за обедом, особенно придя в ресторан, где это могут увидеть другие люди.
Чтобы выяснить, не является ли проблема лишь частью чего-то большего, я задаю вопрос: «Он начал так себя вести недавно или это продолжается уже в течение какого-то времени? Если последнее, то в каких ситуациях происходит подобное? Чем обычно оно вызывается?».
Чаще всего здесь нет ничего нового. Это результат бессистемного воспитания ребенка. Он ведет себя импульсивно, а родителей его выходки или смущают, или сердят. И они либо не обращают внимания, либо дают ребенку то, чего он требует.
Предположим, ваш малыш рисует соусом от спагетти на столе. Что делаете вы? Думаете: «Не беда. Я все вытру», — и ничего не говорите ребенку. Игнорируете то, что он делает. А что происходит через несколько недель, когда вы приезжаете к бабушке и малыш начинает разрисовывать фамильную скатерть свекрови?
Я бы сказала, что здесь нет вины ребенка. Вы должны были ему объяснить, что соус для спагетти предназначен не для рисования пальцами. Когда он сделал так в первый раз, вам следовало сказать: «Это — еда. В нее не играют. Закончишь кушать — отнеси свою тарелку в кухонную мойку».
Предположим, что ваша дочь слишком активна, она любит класть ноги на стол и отбивать ими ритм любимой детской песенки. А теперь вообразите, что она так же станет вести себя в ресторане. Вам захочется спрятаться под стол.
Будьте последовательны и настойчивы. Чего бы непозволительного ни вытворял ваш ребенок, прямо скажите ему, что так поступать нельзя: «Мы не должны (назовите, что он делает) за столом». Если он не перестает, попросите его выйти. Вы можете позвать его обратно через пять минут. Благодаря такой последовательности и непрерывности дети понимают не только, чего следует ожидать, но и чего ожидают от них.
То же самое происходит и с бросанием пищи. Одно дело, когда четырнадцатимесячный малыш пробует делать движения и пытается кидать предметы, этому лучше не придавать значения. Но когда двух- или трехлетний ребенок выводит вас из себя, вы должны сказать ему, что он ведет себя плохо, и заставить его убрать за собой.
Допустим, вы поставили перед своим двухлетним малышом тарелку с курицей, а он громко закричал: «Нет!» — и стал кидать кусочки на пол. Отставьте тарелку, сказав, что еду нельзя кидать. Поднимите ребенка со стула. Через пять минут попробуйте покормить его снова. Дважды дайте ему шанс, сказав, что потом он ничего не получит.
Может быть, это звучит слишком сурово, но поверьте мне, дети в данном возрасте уже знают, как манипулировать родителями. Мне приходилось видеть мам, которые, как бейсбольные игроки, пытались поймать на лету брошенную еду, ни слова не говоря своим детям о том, что так поступать плохо. Вместо этого они спрашивали: «Может быть, ты хочешь кусочек сыра?».
Вы должны делать правильные шаги каждый раз при кормлении, пока малыш не перестанет поступать неправильно. Проблема в том, что у родителей опускаются руки. Отступившись, родители только делают уборку и приводят все в порядок.
Кто-нибудь скажет: «Малышу всего два года — он по-другому не умеет». Но кто должен научить его быть вежливым — и когда? Или добрая фея прилетит и даст ему урок хороших манер? Учителем должен стать родитель, причем чем раньше, тем лучше.
Иногда проблему неправильного поведения можно решить, если внимательнее присматриваться к сигналам, поступающим от малыша. Если, например, мне говорят, что ребенок выходит из себя, я спрашиваю: «А может, он уже сыт?». Родители часто пытаются заставить ребенка съесть еще один кусочек, даже если малыш хнычет, отворачивает голову и лягается. И он в конце концов выходит из себя. Дело в том, что папе и маме надо было сразу же увести его из-за стола.
Пытаясь втолкнуть в малыша больше, чем помещается в его желудок, родители в перспективе лишают его возможности контролировать потребности организма и понимать, когда он сыт. Многие взрослые люди, имеющие избыточный вес, вспоминают свое детство, когда им давали много угощений и сладостей и хвалили за то, что у них такая чистая тарелка. Их родители, видимо, говорили: «Какая хорошая девочка, что все съела». И у детей еда начинала ассоциироваться с поощрением. Если у вас лично есть проблемы с едой, или вы постоянно сидите на диете, или у вас пищевая фобия, то займитесь этим и получите необходимую помощь, чтобы проблема не перешла к вашему ребенку.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Игры с едой: почему они раздражают взрослых и зачем они нужны детям
Ребёнок увлечённо размазывает по столу кашу, попадая и на стены рядом. Он бросает в суп кубики конструктора, а потом вытаскивает картошку, морковку, лук и раскладывает на столе в три кучки – всё по отдельности. Проводит линию в пюре, смотрит, как туда стекает масло, и восклицает:
– Смотри, река!
Мама не в восторге. Ей предстоит отмывать стол, пол, стену, ребёнка и кота, которого река-то как раз очень заинтересовала. Особенно, берег из котлеты.
Малыш не останавливается. Он бросает макароны в стакан с водой и высыпает все содержимое сахарницы в чашку с маминым чаем. Берет свежеиспеченный кекс и возмущённо говорит:
– Фу, изюм! Не буду есть изюм!
На этом этапе нервы нормальной российской женщины обычно не выдерживают. Мама ругается, мама кричит:
– Не играй с едой! Ешь, что дают! Сколько можно перебирать!
Потом она остынет и задумается. Откуда это в ней? Она никогда по-настоящему не голодала. Память подкинет воспоминания о 90-х годах, когда на столе почти всё время была только картошка. Но ведь была! И бабушка постоянно присылала банки с вареньями и соленьями. Где же голод, где то, что заставляет её сейчас трястись от необходимости выбросить столько еды, которую ребёнок превратил во что-то непотребное?
Обычно через время, анализируя, все понимают, откуда появились эти сильные эмоции. Настолько сильные, что сдержать их не удалось. Предки-то точно знают, что такое голод. Возможно даже бабушки и дедушки этого ребёнка вспомнят времена, когда не было даже картошки и закаток.
Тяжёлые годы ушли не так давно, память о них ещё не выветрилась. Но зачем передавать этот багаж современным детям, которые не растут в таком дефиците? Это, конечно, серьёзная психологическая работа. Однако знание о том, почему ребёнок просто обязан поиграть со своей едой, может помочь и взрослому спокойно воспринимать этот процесс.
“Работа” ребёнка – это игра
В Древней Руси был очень точно определён статус ребёнка и соответствующие возрасту занятия. До семи лет – время игр. Мальчишки и девчонки носили примерно одинаковую одежду и проводили время вместе под присмотром старших детей. Их главной задачей было познавать мир через игру. Они могли, конечно, помогать по хозяйству, но даже это происходило в игровой форме.
В семь уже происходило разделение – мальчики проходили обучение под руководством мужчин, девочки же оставались под крылом матери, но получали новые обязанности, связанные с ведением хозяйства, приготовлением пищи, рукоделием и пестованием малышей. Игры заканчивались.
Сейчас идея того, что до семи лет ребёнок будет только играть, вызывает чаще негативную реакцию. Многие убеждены, что начинать учиться нужно очень рано, пока мозг всё впитывает как губка. Но нет нужды оспаривать необходимость раннего развития детей. Это решает семья. Важно то, чтобы у малышей оставалось время на познание мира через игровую деятельность.
Именно игры способствуют развитию воображения, фантазии, они влияют и на творческий потенциал. Дети учатся проживать разные чувства. Играя вместе, они определяют своё место в коллективе, осваивают общение. Это своего рода репетиция будущей жизни.
Пока мама ругается, что ребёнок играет с едой, она упускает из виду тот факт, что он просто занимается своей ведущей деятельностью.
Тактильные ощущения, связанные с едой
Морковь – твёрдая. Манка – рассыпчатая. Булочка – мягкая. Гречка – отмывать надо сразу.
Трогая всё, что находится в его тарелке, малыш не “балуется”. Он занят. Его мозг напряжённо работает. Есть фраза, которая очень точно описывает этот процесс: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”. Именно развитием головного мозга он и занимается, перебирая еду.
Процесс прикорма не заканчивается переводом на общий стол примерно к году. Он продолжается всё то время, что дети знакомятся с видом, вкусом, свойствами и текстурой еды. У некоторых это продолжается вплоть до подросткового возраста. Ребёнок имеет полное право знать, какова на ощупь его пища. А мамам лучше в это время чай попить – малыш занят, редкий шанс.
Знакомство с продуктами
Этот пункт следует из предыдущего. Природные защитные механизмы детей таковы, что им трудно воспринимать незнакомую пищу. Многие родители вспоминают примерно такие диалоги с ребёнком:
– Попробуй чизкейк! – предлагают они ему что-то общеизвестно вкусное.
– Нет, я его никогда не ел.
Он ещё не пробовал, но уже отказался. Потом, скорее всего, согласится откусить маленький кусочек. И, только познакомившись с новым блюдом, съест порцию. Качество на самом деле замечательное. Не съел что-то незнакомое – есть шанс, что таким образом избежал отравления.
Формирование вкусов и пищевых привычек
Основы здорового пищевого поведения закладываются в раннем возрасте. Вот здесь родителям хорошо бы проанализировать самих себя и подумать, как на них отразились те фразы, которые звучали в каждой семье:
– Пока не доешь, из-за стола не встанешь!
– Что ты там возишься? Ешь быстро!
– Ложечку за маму, за папу, за кошку… Как это – наелся? А за бабушку?
Не они ли наложили отпечаток на то, что сейчас взрослому человеку трудно встать из-за стола, не доев всё до крошки? Что трудно выкинуть детские объедки и их со вздохом доедают мамы или папы? Что любимое блюдо хочется есть, пока организм не отключится?
Сколько у каждого осталось в голове установок, связанных с едой! А их могло бы быть значительно меньше, если бы в детстве имелась возможность познакомиться со своими собственными предпочтениями. Впрочем, начинать никогда не поздно. Может, пока ребёнок копает реку в пюре, сделать для неё лодку из корочки хлеба?
Что делать, если ваш ребенок играет с едой?
В возрасте с года до двух (и чуть старше) продолжаются игры с едой, так сильно раздражающие многих родителей. Ребенок начинает играть с едой, когда он только знакомится с твердой пищей, и продолжает это делать в течение второго года жизни.
На самом деле ребенок катастрофически нуждается в том, чтобы исследовать еду. Почти в каждом семейном альбоме есть фотография, на которой ребенок сидит в детском стуле, с лицом, измазанным едой. Это умилительное зрелище, и это история про то, что ребенку необходимо исследовать пищу всем телом, ему нужно чувствовать ее текстуру, температуру, ощущать запах, мы говорили об этом в прошлый раз. И вот в этом возрасте дети устраивают голодные забастовки, когда они неделями отказываются от любой еды, кроме груди, или смеси, или кефира. Частыми причинами этих голодных забастовок на данном этапе жизни является то, что родители транслируют недовольство или запрет на игру с едой.
Дело в том, что для ребенка, да и для взрослого тоже, одна из функций еды – удовольствие. Все диетические системы, которые говорят вам, что еда – это только способ восполнить энергетический дефицит, ошибочны. Еда – это еще и одно из мощнейших удовольствий в жизни, и останется таким всегда.
Однако мы регулярно с вами видим, что люди, которые являются последователями тех или иных диетических программ, то есть включаются в систему, где из еды изъят компонент удовольствия, становятся очень подавленными и раздражительными, и с ними очень трудно общаться человеку, питающемуся нормально.
Мы часто говорим – ты такой злой, потому что голодный? На самом деле это не совсем правда, человек может быть не голоден, но удовольствия от еды он не получает, и это вызывает негативные эмоции.
А теперь поставьте на это место ребенка – в этом возрасте главное удовольствие от еды заключается в возможности игры с ней. Он обязательно будет рисовать пюре, как красками, на столе, стучать ложкой по столу, предпринимать самые разные действия с твердыми кусочками еды. Он будет крошить хлеб, таким образом познавая сущность вещей.
И это действительно для нас с вами, взрослых, чрезвычайно неудобно, потому что до года кормление ребенка могло быть довольно быстрой процедурой, если маме повезло. Ребенок заглотил несколько ложечек каши, запил грудным молоком или смесью и, сытый и довольный, отправляется спать или играть. И вы можете убрать стол и жить спокойной жизнью дальше.
В год-полтора эта история заканчивается, начинается другая, ребенок по 40 минут сидит за столом, крошит хлеб, возит брокколи на машинке, делает что-то еще, а вы думаете: когда же это закончится, когда же он, наконец, поест? И естественным порывом родителей в этой ситуации является попытка блокировать игру с едой и сказать: хватит, мой дорогой, еда для еды, а не для игры. Ребенок на это реагирует голодной забастовкой − «ах, вы у меня отбираете удовольствие от еды, а зачем мне тогда есть, у меня нет в этом необходимости, я прекрасно на грудном молоке могу существовать».
Чтобы этого не произошло, нужно разрешать играть с едой. Да, иногда это невыносимо, особенно если детей несколько, особенно если у вас близнецы, например. Это требует много уборки, отнимает массу маминого времени и энергии. В этом случае можно загнать это в отведенные границы, выделив как минимум один прием пищи для свободной игры. Во все остальные приемы пищи вы можете сказать ребенку: это еда, чтобы есть, а играть мы будем после еды.
Сразу предупрежу: ситуации конфликта, если ребенок не понимает, когда ему можно играть с едой, а когда нельзя, не возникает. Дети второго года жизни невероятно сообразительные существа, они прекрасно понимают, что, допустим, за завтраком мы только едим кашу, и потом идем гулять, а за ужином можно дать себе волю и нарисовать художественное панно яблочным пюре, и с удовольствием этим пользуются.
Ребенок обычно принимает те правила, которые мы устанавливаем, если мы достаточно тверды в них. Но при этом вы оставляете шлюз, чтобы этот напор энергии, эта потребность исследовать еду и ее физические свойства всем телом была реализована. Таким образом вы избегаете конфликтных ситуаций внутри самого ребенка, которые могут привести к голодным забастовкам.
Фрагмент вебинара Светланы Бронниковой «Интуитивное питание из года в год»
Источник
Можно ли разрешать ребенку игры с едой?
Нормально ли, когда малыш разбрасывает пищу, ест руками и пытается играть с едой, или все-таки стол не место для забав и экспериментов?
Наталья Лев
«Не играй с едой!», «Не суй пальцы в варенье!», «Ешь нормально!» – эти и другие фразы можно услышать в любом доме, на любой кухне, где есть маленькие дети. Наверняка вы и сами не раз грешили, одергивая свое чадо, которое, вместо того чтобы быстро справиться с обедом, уже двадцать минут размазывает картофельное пюре по тарелке. Почему же мам так беспокоит этот факт, что малыш играет с едой? Стоит ли так зацикливаться на этом моменте? Оказывается, эта тема волнует не только родителей, но и ученых. Великие умы ежегодно исследуют детскую психологию и тем не менее до сих пор не пришли к единому мнению по этому поводу.
Игры с едой: маленький экспериментатор
Одни педагоги и психологи, а вместе с ними и консультанты по прикорму, убеждены, что обеденный стол – это не место для забав. По их мнению, любые игры с едой отвлекают ребенка от главной цели – научиться есть «взрослую» еду самостоятельно. Специалисты советуют прекращать трапезу в тот момент, когда кроха начинает играть с едой. Строго? На первый взгляд, да, но смысл в этом, конечно же, есть. Все-таки процесс принятия пищи – это своеобразный ритуал. Очень важно, чтобы за столом собиралась вся семья, и ребенок мог наблюдать, как едят взрослые, и подражать им. В возрасте до полутора лет малыши обладают уникальной способностью «считывать» нужную им информацию, глядя на поведение взрослых. Если он видит, что родственники едят с удовольствием, не отвлекаясь, а за столом царит теплая и расслабленная атмосфера – скорее всего, у крохи сформируется правильное пищевое поведение. Психологи рекомендуют маме и папе быть терпимее, пока кроха осваивает нормы поведения за столом, не вмешиваться в этот процесс с придирками и замечаниями. Несколько советов.
Если малыш до 1,5 лет предпочитает брать еду руками – пусть делает это. Это вовсе не игра с едой, а абсолютно нормальная особенность, характерная для раннего возраста. Младенцы и годовалые дети активно изучают мир не только визуальным, но и тактильным методом. Им важно потрогать еду, ощутить ее консистенцию, температуру, понять цвет и вкус. Кроме того, в этом возрасте у детей формируется «пинцетный захват» пальчиками, и они пытаются все схватить и пощупать. Мама может помочь ребенку, нарезав кушанье мелкими кубиками, чтобы его было удобнее брать ручками.
Малыш также может брать еду руками и класть ее в ложку, или, наоборот, – брать еду ложкой, а потом доставать из нее кусочки и тянуть их в рот. Это тоже нормально. Так кроха экспериментирует! Скоро это закончится, а пока радуйтесь, что у ребенка развивается мелкая моторика.
Дети очень любят пить из трубочки, но очень часто, по мнению мам, начинают баловаться, пуская в напиток пузыри. На самом деле такая забава – неплохая дыхательная гимнастика. И возможность узнать кое-что новое и интересное: объясните ребенку, что пузырьки – это воздух, который он сам запускает в воду своим дыханием.
Принятие через игру
Существует и противоположная точка зрения, согласно которой игры с едой могут быть полезны. Пару лет назад группа зарубежных ученых провела эксперимент с участием нескольких десятков детишек, которые ранее недолюбливали фрукты и овощи. Малышам раздали целый набор полезной еды – огурцы, помидоры, брокколи, зеленый горошек, яблоки, голубику – и предложили делать с ними все, что хочется. Дети с азартом принялись мять и разламывать овощи, раскидывать их по столу, катать и подбрасывать. В завершение такого «праздника непослушания» испытуемым предложили попробовать любой из продуктов, но исключительно по доброй воле, а не в обязательном порядке. Что вы думаете – дети съели добрую половину еды, с которой до этого играли! Этот эксперимент в очередной раз подтвердил факт, что малыши гораздо эффективнее познают окружающий мир через игру и тактильное восприятие. Отсюда вывод: если ваш ребенок совершенно не признает какие-то виды продуктов, попробуйте дать ему их в качестве игрушек. Есть большая вероятность, что кроха сначала поиграет-поиграет «невкусным» сельдереем, а потом, глядишь, да и съест его. Особо увлеченным родителям можно порекомендовать такие игры для вкусного досуга:
Предложите ребенку сортировать овощи или фрукты по цвету и размеру. Такие занятия неплохо развивают логику;
Сравните форму и фактуру овощей и фруктов. Например: апельсин круглый, а слива овальная; помидор гладкий, огурчик колючий, персик бархатный, а кокос шершавый;
Поиграйте в игру «Угадай-ка». Мама завязывает ребенку глаза и дает попробовать порезанные на кусочки овощи и фрукты. Задача ребенка – угадать, какой продукт дала мама. При этом полезно проговаривать, какой ощущается вкус: сладкий, кислый, горьковатый и т.д.
Играть с едой: меньше критики, больше свободы
Многие родители уделяют слишком много внимания аккуратности ребенка во время трапезы и очень часто сокрушаются, что у крохи все «валится из рук» и вообще он «ест, как поросенок». На самом же деле это большая ошибка – требовать от малыша соблюдать правила этикета за столом. Во-первых, это чревато развитием невроза у мамы, потому что годовалый малыш вряд ли так быстро научится не крошить и не проливать воду. А во-вторых, такое поведение взрослых способно отбить у ребенка желание учиться есть самостоятельно. И потом не удивляйтесь, что чадо не притрагивается к ложке и воротит нос от некогда любимой каши! Психологи в один голос твердят, что еда ни в коем случае не должна ассоциироваться со стрессом. Поэтому задача родителей – сделать так, чтобы процесс принятия пищи проходил как минимум спокойно и без нервов, а как максимум – на позитивной волне. Если малыш во время трапезы в очередной раз с ног до головы измазался пюре или перевернул себе на грудь тарелку супа, не нужно делать скорбное лицо и тем более ругаться. Наоборот, радуйтесь, что кроха проявляет пищевой интерес и пытается есть без вашей помощи. Помните, что ваш малыш растет, и очень скоро все проблемы, связанные с аккуратностью за столом, станут не актуальны. Еще ни один ребенок не пошел в школу, не научившись есть «по-человечески», так зачем же сейчас тратить нервы себе и малышу? Тем более сегодня на помощь приходят достижения цивилизации: пластиковые нагрудники с карманами-ловушками для еды и небьющаяся детская посуда из безопасного пластика. Кстати, вы можете купить тарелки на присосках – идеальный вариант для активных малышей. Еще один лайфхак для мам: подстелите под стульчиком для кормления клеенку, и вам не придется каждый раз после еды мыть пол на кухне.
Как видите, вариантов облегчить себе жизнь, имея маленького ребенка, очень много!
А это – под запретом
Знакома ли вам такая картина: малыш сидит за столом перед планшетом или телевизором и, вместо того чтобы есть, увлеченно смотрит мультик, а мама тем временем сует ему в рот ложку за ложкой? К сожалению, этим сегодня грешат многие родители. Кто-то пытается таким образом накормить малоежку, кому-то не нравится, что ребенок играет с едой, поэтому отвлекают его мультиками. А кто-то просто экономит время, ведь самостоятельно кроха будет есть не меньше получаса.
Родители забывают, что планшет – это самый главный враг пищевого поведения. Сначала мы «подсаживаем» ребенка на гаджет, формируя связь «еда – мультик», а потом сокрушаемся, что без планшета ребенок отказывается есть.
Поэтому ни при каких обстоятельствах не включайте малышу мультик для того, чтобы его накормить.
Лучше на собственном примере покажите ребенку, что еда – это удовольствие, и тогда никаких проблем с пищевым поведением у него не будет.
Мнение эксперта
Людмила Работягова, педагог-психолог раннего развития
Мало того что творческий подход очень полезен для детей, есть большая вероятность того, что ребенок все-таки съест блюдо, которое он «приготовил».
Что делать, если ребенок играется с едой?
В конце первого года жизни ребенок начинает кушать «взрослую» еду: супы, каши и т.д. В ближайшие месяцы жизнь родителей ждет новое испытание — игры с едой.
Размазывание каши по тарелке и столу, одежде и родителям, кормление кукол, швыряние кусков по всему помещению. Как правильно реагировать? Противники категорического запрета имеют весомые аргументы.
Аргументы против запрета
После того, как ребенок начинает ходить, у него начинается этап активного познания физического мира вокруг. Растирание каши в руках или разбрызгивание сока дает важную тактильную, органолептическую информацию. Это необходимый этап для того, чтобы потом научиться кушать аккуратно: чтобы уберечь жидкость от разлития, следует понять, как именно она разливается и что после этого будет.
Строгие запреты и наказания могут привести к пищевым нарушениям у ребенка в дальнейшем. Поскольку пища является одним из базовых удовольствий в жизни, допускать подобных ошибок нельзя.
Аргументы против вседозволенности
Конечно, еду нужно беречь — это не только удовольствие, но и необходимый ресурс. Также, если аккуратности не учить специально, вряд ли эта привычка сформируется. Сплошное потакание желаниям еще не приводило к добру, поэтому следует воспитывать культуру поведения за столом с самого начала жизни.
Золотая середина
Наиболее уравновешенное воспитание: нужен баланс между запретами и разрешениями. Когда ребенок бросает куски на пол, объясняйте, что еда стоит дорого, что папа и мама много работают, чтобы ее купить, поэтому выбрасывать еду нельзя.
Несколько взмахов детской ручки — и вся кухня в каше? Объясняйте, что потом это беспорядок трудно убирать. Во время уборки позовите ребенка и покажите ему, как оттирать пятна.
Конечно, важен не результат, потому что в полтора года убирать рано, а сам процесс, чтобы ребенок понял последствия поступка. То же самое со стиркой. Запомнить запреты и правила ребенку значительно легче, если он поймет их смысл.
Следите, когда ребенок изучает новый материал, а когда просто балуется. Изучать — это разминать комочек в руках, переливать жидкость из чашки в чашку. А веселые разбрызгивания — это уже игра, которую нужно прекращать.
Кормление — это не очень быстрый процесс, но когда ребенок действительно голоден, то не склонен отвлекаться. Поэтому когда началось изучение всего вокруг или тяга к игрушкам — это сигнал сытости. Сидеть длительное время за столом в таком случае не стоит.
Главное — не волнуйтесь! Родители, которые уже прошли этот этап развития ребенка, отмечают, что со временем желание играть с едой исчезает само по себе.