ребенок боится еды и не ест
Ребенок боится глотать пищу: что делать?
У любого ребенка глотательный рефлекс хорошо развит еще с младенческого возраста. Поэтому, когда у него возникают трудности с приемом пищи, родители начинают паниковать. Ведь если не избавиться от данной болезни вовремя, в будущем она может привести к довольно серьезным нарушениям. Что же следует предпринять в случае, если ребенок боится глотать пищу? Для ответа на этот вопрос следует разобраться с первопричинами появления болезни.
Причины возникновения фагофобии
Страх подавиться (фагофобия) является невероятно разрушительной для организма ребенка. Причина этого неприятного заболевания во многом зависит от возраста малыша. Если речь идет о младенце, подобная боязнь может возникнуть из-за чрезмерного количества молока в материнской груди. Кроха не успевает кушать и захлебывается, у него полностью пропадает желание глотать.
У детей постарше страх подавиться появляется по совсем иным причинам. К примеру, после перенесенной ангины ребенок боится глотать твердую пищу, потому что во время болезни этот процесс вызывал сильные болевые ощущения. Возможно, он случайно проглотил какое-то инородное тело, в результате чего теперь с ужасом относится к твердой еде.
Причиной может являться и то, что малыш не может сосредоточиться на одном процессе или слишком ленив, чтобы пережевывать пищу. Главный же повод для возникновения данной болезни заключается в том, что ребенок боится кушать после того, как подавился.
В легкой форме фагофобия проявляется в отношении каких-то определенных видов пищи. Это может быть рыба с мелкими костями, сухие мучные изделия, орехи, таблетки и пр. При более тяжелых случаях страх вызывает любая еда.
Эта фобия способна привести к истощению и создать серьезную угрозу организму вашего сына или дочери. Поэтому, когда ребенок стал бояться глотать пищу, нужно принимать все возможные меры, чтобы избавить его от страха в кратчайшие сроки.
Как бороться?
Лечение фагофобии возможно без нанесения психологической травмы малышу. Не вредят современные методы избавления от данного заболевания и пищеварительной системе карапуза. Так, существует специальный массаж лица, способный развить у него глотательный рефлекс.
Итак, перед вами возникла сложная ситуация – ваш ребенок боится глотать пищу. Что делать для лечения подобной болезни, подсказывают психологи:
объясните, что глотание еды является нормальным процессом, который не вредит здоровью, а наоборот – считается необходимым;
предложите малышу какую-нибудь сладость, перед которой он не сможет устоять;
проявите упорство и начните кормить сына или дочь только твердой едой;
старайтесь почаще брать ребенка в гости или же предлагайте еду в общественных местах, чтобы он наблюдал, как кушают другие.
Если ребенок подавился и боится кушать, тогда можно использовать постепенную методику глотания, начиная с мелких и заканчивая более крупными объектами. Поговорите с ним серьезно и объясните, что все люди периодически давятся, но при этом живы и здоровы.
Куда обратиться за лечением?
Если страх малыша перед глотанием не проходит, невзирая на все усилия и уговоры родителей, пришло время обратится к профессионалам. Специалисты психологического центра «Инсайт» подберут самый действенный метод лечения фагофобии с учетом индивидуальных особенностей маленького пациента.
Если ребенок подавился и теперь боится глотать, доверьте решение данной проблемы нашим сотрудникам! Чтобы записаться на консультацию к дипломированным психологам компании, позвоните менеджерам или заполните заявку на сайте. Мы проводим как индивидуальные, так и групповые занятия.
Избирательность в еде у детей. Взгляд нейропсихолога. Причины и пути помощи.
Я давно обратила внимание на то, что существует определенная связь между отказом ребенка от определенных видов пищи и особенностями его эмоциональности. Особо впечатляющие случаи, когда рацион ребенка ограничивается всего несколькими продуктами, обычно сочетались с раздражительностью и даже агрессивностью и, практически всегда, с тревожностью ребенка.
Не так давно меня попросили сделать доклад о связи между поведением и питанием, и я взяла тему избирательности в еде, чтобы поближе с ней познакомиться, и попробую представить результаты своих изысканий.
Я обратилась к Интернету, чтобы посмотреть что-нибудь по теме, и сразу наткнулась на массу красочных историй.
Беспокойство, как правило вызывают две вещи: ухудшение в состоянии здоровья ребенка и то, что это существенно ограничивает социализацию ребенка и семьи. Представьте себе, что будет, если ребенок, который ест только пять продуктов, да еще и приготовленных определенным образом, попадет в реанимацию, например, куда не пронесешь домашнюю еду? Я уже молчу про санатории, лагеря, длительные поездки, когда семья питается не дома и т.д.
Итак, избирательность ребенка в еде – отказ от употребления в пищу определенных продуктов, который может принимать формы существенного ограничения рациона ребенка (в некоторых особых случаях до 5 продуктов).
С некоторых недавних пор (в 2013 году), в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям (в нашей стране врачи его используют как дополнительное руководство) появился соответствующий диагноз Расстройство, связанное с избеганием/ограничением приема пищи» (Avoidant/restrictive food intake disorder (ARFID), DSM-V, 2013, 307.59, F50.8).
Основные критерии этого расстройства:
А. Нарушение питания или кормления (например, отсутствие интереса к приёму пищи или к самой еде; избегание определенных продуктов на основании их сенсорных качеств (например, цвета, запаха, консистенции и т.д. – О.С.); беспокойство по поводу опасных для здоровья последствий приема пищи), проявляющееся в постоянном недостатке удовлетворения питательных и/или энергетических нужд, связанном с одним (или более) признаком из следующих:
В. Расстройство не связано с недоступностью пищи или с ограничениями со стороны культурных традиций.
С. Расстройство не наблюдается только лишь в период нервной анорексии или булимии и не связано с переживанием из-за фигуры и веса.
D. Расстройство не является частью другого психического заболевания, усиливаясь в периоды обострений.
Расстройство, когда отказ от пищи связан с какими-то ее сенсорными характеристиками, возникает обычно в течение первого десятилетия жизни ребенка. Расстройство, когда отказ от пищи связан с беспокойством по поводу опасных последствий ее приема, может возникнуть в любой момент жизни человека.
Считается, что на возникновение расстройства могут влиять детско-родительские отношения, например, насильственное кормление, угрозы и конфликты во время или после приема пищи, связанные с отказом ребенка от еды и другие воспитательные ошибки.
Нужно иметь в виду, что избирательность в еде может не выходить за рамки нормы. Например, для детей 2-3 лет вполне естественна привередливость в еде. Избирательность в еде, когда она действительно создает серьезные проблемы для ребенка и семьи, может сочетаться с другими психическими расстройствами или быть симптомом в их структуре, поэтому консультация врача необходима, чтобы он мог отделить «зерна от плевел» и помочь выработать правильную тактику сопровождения пациента.
Одним из самых распространенных психических расстройств, сочетающихся с ARFID является тревожное расстройство. Оно наблюдается примерно у 70% детей с ARFID (Nicely et al., 2014). Довольно часто ARFID сочетается с расстройствами аутистического спектра (13%, Nicely et al., 2014). По разным оценкам около 90% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с питанием разного рода (Kodak, Piazza, 2008), около 70% демонстрируют избирательность в еде (Twachtman-Reilly et al, 2008).
Так откуда у ребенка может появиться избирательность в еде?
Давайте попробуем разобраться, как осуществляется выбор объекта удовлетворения пищевой потребности?
При этом объектом наших устремлений может стать только что-то потенциально приятное и, естественно, безопасное.
А как наш организм узнает – пригодным или не пригодным для еды является объект? По началу, к сожалению, методом проб и ошибок. Не попробовав трудно определить что вкусно, а что отвратительно. Правда, у маленького ребенка есть родители, которые кормят его, не спрашивая, нравится ему что-то или нет, заставляя попробовать что-то новое. Первым питательным объектом у большинства является материнское молоко, которое довольно вкусно, потому что имеет сладкий привкус и не имеет горького. Горький или сильно кислый вкус сигнализируют нашему организму, что объект потенциально опасен, может быть ядовитым и для ребенка вполне естественно не есть горькое или кислое. Горький привкус содержится в некоторых овощах, например, в редисе, капусте, сельдерее, репчатом луке, брокколи, шпинате. Ребенку это может не понравиться и у него нет оснований доверять взрослым, которые подсовывают ему всякую пакость, особенно, если это происходит регулярно.
Если организм встречается с чем-то вкусным, сладким, то в мозг поступает сигнал, который стимулирует выделение таких веществ как эндорфины и энкефалины. Действие этих веществ связано с переживанием удовольствия. Об этом тут же поступает сигнал в другие структуры мозга, активизируя мозговую систему награды и подкрепления (Brain reward system), которая заставляет нас сконцентрировать внимание и запомнить этот приятный объект. Чем чаще мы с ним будем встречаться, тем лучше его запомним и, при новой встрече, наш мозг уже заранее начнет выделять эндорфины и энкефалины в предвкушении удовольствия, а мозговая система награды и подкрепления будет заставлять нас действовать. Психологи, занимающиеся поведением, называют этот процесс «положительное усиление». Какие-то наши действия награждаются, и мы стремимся их совершать снова и снова. Если же приятный объект вдруг надолго исчезнет из нашего поля зрения, и заменить его будет нечем, мы начнем испытывать страдания, а наша мозговая система награды и подкрепления будет требовать от нас действий, направленных на поиск и возвращение в жизнь удовольствия и гармонии. Так мы можем стать зависимы, например, от сладостей.
Я ем мало сладкого, однако, когда я полностью лишаю себя углеводов, сажусь на диету, мой мозг начинает посылать мне всякие соблазнительные сны и мысли. Через неделю мне кажется, что предел моих мечтаний – кусок кремового торта. Я прямо во сне вижу, как поедаю его с урчанием.
Избирательность в еде может являться результатом «положительного усиления».
Сладкая пища может не только вызвать переживание удовольствия, но и снизить беспокоящее чувство тревоги, вызвать релаксацию. Не даром, именно сладкая пища столь привлекательный для ребенка объект и чаще всего используется для награждения ребенка за желательное поведение и служит средством манипуляции («Если сделаешь как я скажу, получишь конфетку»).
В принципе, у очень тревожного человека, любой вид пищи может стать объектом выбора, если в какой-то момент будет установлена связь этого вида пищи с комфортным состоянием индивиддума. Выпил стакан воды и вдруг почувствовал временное облегчение. Высокая степень тревоги обостряет внимание и, к сожалению, одновременно как цемент фиксирует случайные ассоциации, приводя нас к ложным выводам. По этому механизму происходит формирование и закрепление многих снижающих тревогу действий и ритуалов. Существует подход, рассматривающий навязчивые действия как вариант зависимого поведения (Grassi et al., 2015).
В этом случае избирательность в еде будет связана с требованием соблюдения определенных условий. Например, определенным образом приготовленная еда, определенным образом сервированный стол и т.д. Также она может сочетаться с другими видами навязчивых движений и действий.
Ярко выраженная склонность к поведению, основанному на «положительном усилении» связана с уровнем фетального тестостерона (Laricchiuta, Petrosini, 2014). Такое поведение называется «поведением достижения» и коррелирует с импульсивностью, склонностью к рисковому поведению без достаточной оценки возможных последствий. Определенные виды избирательности в еде, в частности, связанные со стремлением к потреблению только сладостей, могут отмечаться у детей с некоторыми формами СДВГ, проявляющимися в повышенной импульсивности, или у лиц, имеющих когнитивные нарушения. О связи ARFID с СДВГ и задержкой умственного развития свидетельствуют некоторые исследования (Nicely et al., 2014).
На мозговом уровне у лиц с ярко выраженным «поведением достижения» можно видеть интенсивную активацию структур, входящих в систему подкрепления, в сочетании со сниженной активностью лобной коры, обеспечивающей произвольную регуляцию поведения. Характерным для поведения достижения является интенсивное выделение дофамина (Laricchiuta, Petrosini, 2014) – вещества, непосредственно обеспечивающего высокий уровень мотивации и переживание страстного желания.
А теперь давайте разберемся, как формируется поведение избегания, откуда возникает нежелание что-то пробовать, отвращение.
На мозговом уровне поведение избегания возникает в ответ на «отвратительные» стимулы, посредством активности, возникающей в лимбической системе мозга и, в частности, в структуре, именуемой «миндалина». Миндалина получает информацию от всех сенсорных систем и выполняет быструю оценку потенциальной опасности того или иного объекта или явления для организма (Damasio, 1994; Fuster, 2001). Миндалина посылает информацию в кору островка, которая связана с переживанием чувства отвращения, и в лобную кору, которая быстро формирует ответ в виде избегающего поведения. Второй системой мозга, принимающей участие в формировании поведения избегания, является система, структуры которой выделяют ацетилхолин – вещество, влияющее на мозговую систему награды и подкрепления и приводящее к затормаживанию всех видов активности, направленных на достижение (Laricchiuta, Petrosini, 2014). Некоторые индивидуумы с рождения предрасположены к поведению избегания в большей степени, чем к поведению достижения. Интересно, что на такую предрасположенность может повлиять повышенный уровень гормонов стресса и сниженный уровень серотонина («гормона радости») у беременной и кормящей матери (Zoratto et al., 2013).
Роль базовой или ситуативной тревоги в формировании избегающего поведения.
Переживание чувства тревоги связано с активностью лимбической системы мозга, в частности, миндалины и гиппокампа, а также структур лобной коры (Park et al., 2016). Активность миндалины, как мы уже знаем, ассоциируется с обработкой значимой информации, в первую очередь, угрожающих стимулов, и активно вовлечена в поведение избегания. При ее поражениях переживание опасности становится менее интенсивным (Adolphs, 2010). Активность гиппокампа играет существенную роль в переводе информации из кратковременной в долговременную память. При его поражениях наблюдается Корсаковский синдром. Также известно, что активность гиппокампа способствует быстрому закреплению условной связи, особенно в сочетании с активностью миндалины (Dolcos, Denkova, Dolcos, 2012), а запоминание эмоционально насыщенной информации осуществляется эффективнее по сравнению с запоминанием нейтральной. Активность лобной коры необходима для формирования сложных форм целенаправленного поведения (об этом столько всего написано, что даже не знаю, на кого ссылаться).
Высокий уровень ситуативной тревоги способствует быстрому формированию гипотезы о связи стимула и нежелательных последствий и закреплению избегающего поведения.
В этом случае избирательность в еде имеет связь с определенным событием, которую не всегда просто установить. Это может быть ожег рта и глотки (слишком горячая еда), сильное чувство кислоты или горечи (попался зловредный овощ), прием пищи после хирургического вмешательства на слизистой гортани (больно глотать), случайное подавление куском еды (страх смерти обеспечен), конфликт в момент приема пищи (просто сочетание еды и негативных эмоций) и др. Важно помнить, что неправильное поведение взрослых во время кормления считается одним из существенных факторов риска в формировании ARFID.
Ребенок с повышенным базовым уровнем тревожности будет демонстрировать избегающее поведение не только в еде. Это может проявляться также в избегании социальных контактов, в наличии разного рода страхов и использовании различных компенсаторных механизмов, связанных с потребностью держать все под контролем. Например, родители отмечают, что детей невозможно привлечь к чему-нибудь внезапно, без предупреждения, даже если это что-то интересное и хорошее. Их обязательно нужно информировать обо всем заранее.
Роль измененной чувствительности в формировании избегающего поведения
Повышенная чувствительность к вкусовым, обонятельным, тактильным, болевым, температурным и даже звуковым и зрительным стимулам обычно сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями (стимулы, приемлемые для нормы, переживаются как сверхсильные) и может привести к быстрому формированию условной связи между конкретным видом пищи и неприятным переживанием.
В том, как это скажется на выборе объектов избегания, большую роль играет возраст ребенка. Примерно до 2,5 лет дети воспринимают объекты целостно, не разделяя их на отдельные свойства. В результате, отношение к определенному свойству легко распространяется на весь объект или объекты этого класса (например, попробовав горький огурец, ребенок может решить, что все зеленые длинные предметы, которыми родители хотят его накормить, горькие). Представления о классах у детей в возрасте до 5-6 лет (а иногда и у более старших) тоже довольно своеобразное. Например, они могут не понимать разницу между овощами и фруктами, но четко делить еду на зеленую, красную, белую и т.д. Любое явное свойство объектов внешнего мира может казаться ребенку главным, а объекты, обладающие этим свойством, будут объединяться.
Роль лимбической системы мозга в формировании избегающего поведения:
При гиперактивности лимбической системы разнообразные виды чувствительности обострены. Чаще всего это обонятельная, вкусовая и звуковая чувствительность. Возможно, это связано с тем, что корковые концы обонятельного, вкусового и слухового анализаторов прилежат к гиппокампу, являющемуся частью лимбической системы) и имеют тесные связи с другими структурами лимбической системы.
В этих случаях чаще всего избирательность в еде достаточно четко связана с определенными свойствами пищи (например, отказ от твердой пищи) и возникает до 2,5 лет. Среди особенностей поведения ребенка при этом выявляются дополнительные черты, такие как непереносимость определенного рода стимулов (громких звуков, прикосновений) и могут наблюдаться другие виды избирательности и консерватизма (например, отказ от шершавой одежды). Если у ребенка отмечается гиперактивность лимбической системы, то в поведении отмечаются выраженные трудности эмоциональной регуляции, раздражительность.
И последний и, пожалуй, самый важный вопрос, который бы хотелось обсудить, что же с этим всем делать?
В большинстве случаев, когда избирательность в еде носит явно болезненный характер и мешает ребенку нормально существовать в обществе, необходимо комплексное сопровождение пациента, включающее наблюдение невролога (а в некоторых случаях и психиатра), диетолога и других врачей, которые смогут исключить соматические заболевания, ведущие к появлению избирательности (например, гастроэнтеролога), работу психолога.
Приведу лишь один пример, почему избирательность в еде требует не только профильных специалистов:
Ко мне по телефону обратилась мама маленького мальчика, который вдруг стал отказываться от еды и, самое страшное, от питья. Мама сообщила, что у мальчика и так большие сложности с едой, так как он аллергик, а тут и вовсе невозможно стало его накормить. Кроме того появились и другие тревожные симптомы. Он стал себя вести как-то неадекватно: требовать, чтобы его посадили в ванну в одежде, стал криком реагировать на любимые игрушки. Конечно, первая мысль была, что ребенку срочно требуется консультация психиатра. Когда мальчик пришел к врачу выяснилось, что все его тело покрыто корками и, похоже, что слизистые тоже. Ему было просто очень больно и есть, и пить, и хотелось как-то избавиться от кожного зуда, но непосредственный контакт с водой доставлял ему мучения, поэтому он хотел сидеть в ванне в одежде. Очевидно, что ни психолог, ни невролог, ни психиатр не мог бы ему помочь. При этом даже мама, которая знала своего малыша вдоль и поперек, первым делом подумала, что у него что-то не в порядке с психикой, а психика-то тут была ни при чем.
Методы поведенческой терапии (лучше всего подходят, если не изменена чувствительность, но есть определенная закрепившаяся в поведении избегающая реакция):
1) Подкрепление в случае, когда ребенок пробует какой-либо новый вид пищи. Например, можно завести специальную доску почета (или «тарелку славы»), куда наклеивать либо изображение того продукта, который ребенок попробовал, либо просто интересную для ребенка наклейку. Этот способ будет усиливать желательное поведение – пробовать что-то новое. Поведенческие психологи назвали бы такой способ «позитивным усилением», когда мы усиливаем поведение через позитивные с точки зрения ребенка последствия. В данном случае позитивным последствием будет эмоциональное поощрение.
2) Игнорирование нежелательного поведения (криков, истерик, ухода из-за стола или расшвыривания пищи) и продолжение своей линии при одновременном соблюдении пункта 1. Этот подход будет назван «негативным ослаблением». Ребенок не получает позитивных с его точки зрения последствий (например, не добивается того, чтобы ему дали только вкусное и перестали предлагать то, что он не хочет) и его нежелательное поведение ослабевает без подкрепления.
Сенсорно-интегративные методы, направленные на расширение рациона и изменение чувствительности.
Психотерапевтические методы:
1) Индивидуальная психотерапия. Необходима, когда избирательность идет в контексте тревожного поведения или в тех случаях, когда ребенок пережил травматический опыт, связанный с едой. В работе при этом могут использоваться:
— Специальные пособия, помогающие ребенку научиться справляться со стрессовыми ситуациями, связанными с едой, создать позитивный настрой (позитивные ритуалы, помогающие попробовать новую еду) с помощью специальных сказок, песен.
— Привлечение любимых героев, которые сами пробуют новую еду.
— Повышение мотивации и ослабление негативной эмоциональной окраски приема пищи через игры с едой, совместное приготовление еды, специальное забавное оформление процесса еды, поддержание усилий ребенка (тарелка славы).
— Использование любимой еды в качестве награды за то, что съел что-то новое.
— Очень важно, чтобы сам процесс приема пищи был как можно более позитивным, поэтому никаких скандалов, конфликтов, ссор в этот период быть не должно, если родители хотят помочь ребенку справиться с избирательностью в еде.
2) Семейная психотерапия. Необходима, когда пищевое поведение служит способом манипуляции родителями и ведет, в основном, к тому, что ребенок ест только вкусненькое. Сладость иногда используется родителями как способ успокоить раздраженного ребенка и служит позитивному усилению нежелательного поведения. В частности, психолог может использовать анализ поведения родителей с целью выявить типичные ситуации, когда нежелательное поведение подкрепляется взрослыми и предложить способы изменения воспитательных приемов.
Немного подробнее о методах сенсорной терапии избирательности в еде можно посмотреть в статье Шарона Сермака: http://specialtranslations.ru/picky-eating-in-children-with-autism-spect.
Ссылки на источники:
Adolphs R. What does the amygdala contribute to social cognition? // Ann N Y Acad Sci. 2010 March4 1191(1):42-61. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2871162/
Damasio A. Descartes’ error: Emotion, reason, and the human brain. First Edition: Picador, 1994. 312 p.
Dolcos F., Denkova E., Dolcos S.. Neural correlates of emotional memories : A review of evidence from brain imaging studies. Psychologia. 2012. 55(1): 80-111.
Ребенок боится еды и не ест
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Разберём основные причины, по которым ребёнок отказывается от еды. Что делать и чего не делать родителям?
Статья:
Малыши до года едят инстинктивно — это своего рода рефлекс. Если ребёнок хорошо себя чувствует, он съедает столько, сколько нужно его организму. Но потом эти «инстинкты» ослабевают, формируется пищевое поведение — как раз в момент перехода на взрослый стол. И тут могут начаться проблемы.
Пищевое поведение малыша в возрасте после года опирается уже не только на потребности организма, а ещё на его эмоциональное состояние и пусть небольшой, но жизненный опыт. Разберём основные причины, по которым ребёнок отказывается от еды. Что делать и чего не делать родителям?
Виды отказа от еды у детей принимают разные формы. Например, ребёнок может не есть только определённую группу продуктов и блюд (мясо, злаки, суп, каши и т.д.), а всё остальное уплетать с большим удовольствием. Другие малыши постоянно кусочничают, отказываясь от полноценного приема пищи с первым, вторым и компотом. А бывает и так, что дети после полутора лет, когда они уже вполне могут есть твёрдую пищу, на обед просят только пюре или смеси.
Чтобы бороться с проблемой, нужно понять её причину. Обозначим семь основных причин отказа от еды.
Плохое самочувствие и особенности организма
Потеря аппетита в период болезни — совершенно нормальное явление. Общее недомогание делает ребёнка вялым — ему сейчас не до еды.
Не забываем и об аллергии на некоторые продукты. К примеру, бобовые и капуста нередко вызывают метеоризм и вздутие живота, а при непереносимости лактозы бывает расстройство желудка. Неудивительно, что малыш, несколько раз попробовав эти продукты, потом отказывается от них. Он не хочет после вкусного обеда вновь почувствовать себя плохо.
Что делать?
Если ребёнок отказывается от еды по причине плохого самочувствия, то маме вообще ничего не нужно делать. Когда малыш поправится, к нему снова вернётся аппетит. Сейчас не лучшее время, чтобы заставлять ребёнка есть. Только не забываем об обильном питье.
А вот при наличии аллергии на определённый тип продуктов их придётся убрать из рациона. Коровье молоко, кончено, полезно. Но оно переходит в разряд «под запретом», если у малыша непереносимость лактозы. Тут стоит поискать растительные «аналоги» коровьему молоку.
То же самое и с проблемами с желудком, которые появляются у ребёнка после употребления тех или иных продуктов. Если причина отказа от еды именно в этом, не помешает посетить гастроэнтеролога. Специалист подскажет, какие продукты ребёнку можно, а какие — нельзя.
Страх или отвращение
Дети впечатлительны. И даже самые «прилежные» родители не смогут предугадать, какой именно момент в жизни ребёнка вызовет у него сильный страх или отвращение, а то и серьёзную психологическую травму. Взрослым ситуация может показаться незначительной, а вот маленький ребёнок запоминает её надолго. Это применительно и к пищевому поведению. Простой пример: малыш ел рыбу и случайно подавился косточкой, а потом наотрез оказывается от любых рыбных блюд. Он боится, что и сейчас подавится.
А вот причин появления отвращения к той или иной группе продуктов может быть масса. Что если малыш увидел, откуда берутся куриные яйца или мясо для маминых котлет? Для него всё это может оказаться не самыми приятным откровением.
Что делать?
Если причина отказа от еды именно в страхе, нужно выяснить, чего боится малыш. Подавиться? Обжечься? Или, может, это страх перед неизведанным, — например, когда ребёнок пробует новый продукт? Поговорите с ним начистоту, попытайтесь объяснить, что одна единственная косточка в рыбе — это исключение, а не правило.
А если страх уже больше напоминает психологическую травму или тревожное расстройство, имеет смысл проконсультироваться с психологом, чтобы проработать возникшую проблему.
С брезгливостью то же самое. Помогите ребёнку обойти эту преграду, побольше рассказав ему о том, как «добывают» те или иные продукты и готовят разные блюда, насколько они полезны. Можно попробовать вместе приготовить кулинарный шедевр, чтобы потом съесть его за обедом. Беседы не помогают, и малыш всё ещё испытывает брезгливость? Можно предложить ему альтернативное блюдо. Ребёнок совсем не ест яйца? Значит пусть у него на обед будут чаще крупы, в которых тоже много белка.
Страх и брезгливость — не те случаи, когда нужно настойчиво предлагать ребёнку съесть то, к чему он испытывает отвращение. Психологическую травму можно только усугубить. Двигаемся медленно и поэтапно. Скорее всего, совсем скоро это пройдёт, и он с удовольствием будет уплетать те продукты, которых раньше боялся.
Протест
Одна из самых распространённых причин отказа детей от еды — именно протест. И протестовать малыш может против чего угодно — ему не хватает родительского внимания, он обиделся на маму и папу, часто слышит в свой адрес упрёки, его периодически лишают сладостей за плохое поведение. Таким нехитрым способом ребёнок наказывает маму и папу — они же так волнуются, когда он плохо ест. К сожалению, у детей свои способы шантажа и борьбы с «несправедливостью».
«Протестные голодовки» чаще устраивают дети уже в более или менее сознательном возрасте — после трёх лет.
Что делать?
Скорее всего, когда улягутся страсти после наказания или ссоры с малышом, к нему снова вернётся аппетит. Но для профилактики таких отказов от еды родителям стоит пересмотреть свою систему поощрений и наказаний. Желательно убрать все эти «дам тебе конфетку, если сделаешь уроки» или «сегодня без десерта за плохое поведение». Важно научиться договариваться с малышом, не вмешивая сюда еду. В противном случае это может превратить здоровый рацион в удобный инструмент шантажа для ребёнка.
Невкусно
Трудно смириться с тем фактом, что у родителей и детей бывают разные вкусовые пристрастия. Но так бывает. Возможно, малыш отказывается от еды именно по этой причине — ему просто невкусно. И мама, так старательно готовившая блюдо, тут не виновата.
Что делать?
Наши вкусовые привычки имеют свойство меняться со временем. Родителям стоит вспомнить, что и сами они в детстве не любили, например, манную кашу. И никакой глобальной катастрофы это ни вызвало.
Возможно, и ребёнок рано или поздно полюбит «ненавистные» котлеты. А пока он «воротит нос от этих блюд», не стоит заставлять его есть то, что ему не нравится. Поищите альтернативы. И не забудьте узнать, что именно ребёнку не нравится во вкусе того или иного блюда. Возможно, он не ест суп только потому, что там лук. Значит просто убираем этот «невкусный» ингредиент, и блюдо заиграет для ребёнка совсем другими красками.
И попробуйте привлечь малыша к готовке нелюбимых блюд. Возможно, он с удовольствием съест то, что приготовил сам.
Многочисленные перекусы в рационе
Бывает, что ребёнок отказывается от «нормальной» еды только по причине плохо выстроенного рациона питания. Возможно, в его меню слишком много перекусов. Естественно, ребёнок лучше съест печенье, которого мама никогда не жалеет, чем тарелку супа на обед.
Что делать?
Пищевые привычки формируются с самого детства. И взяться за построение правильного рациона для ребёнка желательно как можно раньше.
И всё же «исправлять» пищевое поведение никогда не поздно. Попробуйте перевести малыша на чёткий распорядок приёмов пищи, где будут полноценные завтрак, обед и ужин. По расписанию — как в детском саду. Уберите из зоны досягаемости перекусы, чтобы ребёнок не перебивал себе аппетит и успел проголодаться к следующему приёму пищи. А если малыш уже ходит в детский сад, то даже на выходных не стоит забывать о главных принципах правильного режима питания.
Это не значит, что теперь всё вкусненькое будет для ребёнка под запретом. Но он должен понимать разницу между лёгким перекусом и полноценным обедом. Нужно сформировать у ребёнка правильную культуру питания.
Стресс
Дети могут отказываться от еды по причине сильного стресса. Возможно, дома напряжённая эмоциональная обстановка с бесконечными родительскими ссорами. Или у малыша тяжело проходит адаптация в детском саду. Потеря аппетита — основной из симптомов затяжного детского стресса.
Что делать?
Причин стрессовых состояний у ребёнка может быть очень много. Надо выяснить, что именно его беспокоит. И конечно, попытаться решить эти проблемы. Малыш может потерять аппетит буквально на пару дней, поскольку переживает из-за ссоры с другом в детском саду. Это вполне нормально и «лечится» душевной беседой с мамой и счастливым воссоединением с товарищем. Но если отказ от еды затягивается, возможно, проблема зарыта намного глубже, и эмоциональное состояние ребёнка сейчас требует пристального внимания.
Принимайте живое участие в жизни малыша, помогая ему преодолеть проблемы.
Привычка
Пищевые привычки у ребёнка формируются очень быстро. Бывает, дети, привыкнув только к маминой еде, отказывается есть что-то другое. Это не так страшно, если вы идёте в гости, где можно просто не оставаться на ужин. Но вот отказ от «чужой» еды в детском саду или школе — совсем другое дело. Всё-таки на протяжении дня ребёнку нужно подпитывать свои силы.
Ещё одна негативная сторона плохо сформированных пищевых привычек — полный отказ от новой еды. Простой пример: малыш привык к макаронам и категорически против есть гречку. Ребёнок может внезапно отказаться даже от того продукта, с которым до этого уже был знаком.
Что делать?
Для формирования правильных пищевых привычек у ребёнка сделайте его рацион как можно более разнообразным. Пусть в меню малыша присутствуют продукт из самых разных категорий — начиная овощами и заканчивая мясом.
А если знакомство с новыми блюдами постоянно вызывает у ребёнка сильный стресс, не давите на него. Пусть это будет не повинностью, что вызовет ещё более сильное отторжение, а весёлой игрой. Начните всего с небольшой ложечки — это поможет побороть уже сложившиеся пищевые привычки. И не забываем про системность. Если знакомите малыша с новой пищей, не стоит ездить в гости со своими бутербродами.
Если ребёнок год за годом ест одно и то же, отказываясь от новых (или просто «чужих» блюд), есть смысл обратиться к психологу.