размножение и развитие рыб земноводных и пресмыкающихся
Окружающий мир 3 класс учебник Плешаков 1 часть стр 102
👉 Ответы к странице 102. Окружающий мир 3 класс учебник 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Кто как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены?
Яйцо – Птенец – Взрослая птица.
Икринка – Головастик – Взрослая лягушка.
Икринка – Малёк – Взрослая рыба.
Яйцо – Личинка – Куколка — Бабочка.
Проверь себя
Как размножаются и развиваются насекомые?
Насекомые размножаются с помощью яичек, из которых появляются личинки насекомых. Они проходят различные стадии развития и превращаются во взрослое насекомое.
Сравните развитие рыб и земноводных, земноводных и пресмыкающихся.
Рыбы и земноводные в воде откладывают икринки. Их детёныши развиваются в воде. Мальки рыб похожи на взрослых рыб, а головастики практически не похожи на взрослых земноводных.
Земноводные откладываю икринки в воде, а пресмыкающиеся откладывают яйца вблизи берега. Детёныши земноводных не похожи на взрослых земноводных, а детёныши пресмыкающихся наоборот, очень похожи на взрослых пресмыкающихся.
Что нового мы узнали о размножении и развитии птиц?
Птицы высиживают яйца в гнёздах, которые они сами строят. Они на протяжении долгого времени кормят своих птенцов. Ведь их потомство рождается беспомощным и не умеет летать.
Чем отличается размножение зверей от размножения других животных?
Только млекопитающие выкармливают своё потомство материнским молоком.
Как заботятся о своём потомстве птицы и звери?
Птицы проявляют заботу о своих детёнышах, кормят их, оберегают до тех пор, пока они не подрастут, у них появится пух и перья. Затем, взрослые птицы учат их летать.
Звери вскармливают своих детёнышей молоком, учат выживать их в природе.
Задания для домашней работы (на выбор)
Запиши в словарик: личинка, куколка, малёк, головастик. Устно объясни значение этих слов.
Личинка – стадия развития насекомого. Личинка появляется из яичек.
Куколка – это неподвижная стадия развития насекомого. Куколка образуется из личинки.
Малёк – Появляется из икринки. Это новорожденная рыба.
Головастик – Появляется из икринки. Это новорождённое земноводное.
Изготовь модель, показывающую развитие тех животных, которые тебя особенно заинтересовали.
Модель развития кузнечика
Яичко – личинка – превращение во взрослого кузнечика.
Если представиться возможность, понаблюдайте, как заботятся о своём потомстве собака, кошка, другие домашние животные. Сделайте фотографии или рисунки. Приготовься рассказать на уроке о своих наблюдениях.
Рассказ «Забота собаки о своём потомстве»
У собаки на свет появляется обычно несколько щенков. Щенки рождаются маленькими и слепыми, хотят есть. Мать – собака сразу начинает их кормить молоком.
Щенки растут быстро, вскоре они начинают видеть и ползать. Мама смотрит за тем, чтобы её щенкам никто не причинил вред и продолжает вскармливать их.
Когда щенки начинают, есть сами, всё равно остаются рядом со своей мамой.
С помощью книги «Зелёные страницы» подготовь сообщение на одну из тем: а) как развивается божья коровка; б) как выводят потомство зяблики; в) как бобры заботятся о своих детёнышах.
Сообщение на тему «Как бобры заботятся о своих детёнышах»
Бобры – образцовые родители, они живут в хатках, на прудах. Их жильё является безопасным, т.к. вход в него расположен ниже уровня пруда.
Бобры живут семьями, но главной в их месье является мать бобриха. По весне она рожает несколько бобрят. Первую неделю их жизни, мать-бобриха кормит их молоком, постепенно добавляя растительную пищу.
Потомство быстро становится самостоятельным, но не покидают хатку. В одной хатке могут проживать 3 поколения бобров.
В книге «Великан на поляне» прочитай один из рассказов: «Изучили», «История с головастиком». Сему может научить тебя прочитанный рассказ?
Думаю, что нужно беречь природу и всех животных. Например, нельзя вытаскивать на берег икринки, нельзя убивать головастиков. Эти животные беззащитные!
Класс пресмыкающиеся
На настоящий момент класс насчитывает около 10 тысяч видов.
У рыб и земноводных оплодотворение было наружным, малоэффективным, с небольшой вероятностью встречи половых клеток. При внутреннем оплодотворении, которое появляется у рептилий, семенная жидкость самца со сперматозоидами вводится непосредственно в половые пути самки, что значительно увеличивает вероятность встречи мужских и женских гамет.
Кожа пресмыкающихся сухая, практически лишена желез (которых так много у земноводных). Верхние слои эпителия ороговевают, на поверхности кожи формируются роговые чешуйки. Эта защита необходима от пересыхания, помогает эффективнее удерживать воду в организме.
У пресмыкающихся происходит усложнение строения дыхательной системы: появляются ячеистые легкие, обеспечивающие более эффективный газообмен. Кожное дыхание (доминировавшее у амфибий) у пресмыкающихся сведено к минимуму или отсутствует вовсе.
Тем не менее, над перегородкой кровь смешанная, так что пресмыкающиеся, как и земноводные, относятся к пойкилотермным (холоднокровным) животным.
У пресмыкающихся впервые возникают зачатки новой коры головного мозга, совершенствуется воспринимающая и интегрирующая функции головного мозга. Становится возможным более сложное поведение.
Отряды пресмыкающихся
Тело ящерицы покрыто сухой кожей, практически лишенной желез, с роговыми чешуями и щитками. Такое строение покровов тела предотвращает высыхание организма, защищает от потери воды. Испарение через кожу сохраняется, но в минимальном объеме.
Тело подразделяется на голову, туловище, хвост и две пары конечностей. Конечности расположены по бокам туловища, поэтому поднять голову высоко над землей пресмыкающиеся не могут. Конечности пятипалого типа, перепонки между пальцами отсутствуют.
В случае нападения хищника автотомия может спасти жизнь ящерицы, так как отброшенный хвост приковывает к себе внимание и хищник перестает преследовать ящерицу.
К ребрам крепятся впервые возникшие у пресмыкающихся межреберные мышцы, участвующие в дыхании.
Скелеты поясов конечностей служат опорой для самих конечностей. Передний (плечевой) пояс состоит из парных ключиц, лопаток, вороньих костей (коракоидов) и надгрудинника (надключицы), а также хрящей. Задний (тазовый) пояс конечностей образован тремя костями: седалищной, лобковой и подвздошной, также включает в себя хрящевые прослойки между ними.
Скелеты передних и задних свободных конечностей аналогичны по строению конечностям амфибий. Однако стоит заметить, что голень и предплечье не состоят из одной единой кости: они подразделяются на лучевую и локтевую (составляют предплечье), малоберцовую и большеберцовую (составляют голень).
Строение пищеварительной системы рептилий более дифференцировано по сравнению с таковым у земноводных.
Ротовая полость переходит в короткую глотку, которая продолжается в пищевод. Пищевод расширяется и переходит в желудок, от которого начинается тонкий, а затем толстый отдел кишечника. В тонкую кишку открываются протоки печени, поджелудочной железы и желчного пузыря.
Граница между тонкой и толстой кишкой особенно хорошо выражена: на ее месте располагается зачаток слепой кишки. Оканчивается пищеварительная система клоакой.
Кожа не участвует в дыхании, эту функцию берут на себя возникшие у рептилий ячеистые легкие. По сравнению с легочными мешками амфибий, ячеистые легкие имеют бо́льшую дыхательную поверхность.
Поскольку рептилии холоднокровные животные, то интенсивность их обмена веществ напрямую зависит от температуры окружающей среды. Частота дыхательных движений также коррелирует с метаболизмом, поэтому чем выше температура окружающей среды, тем чаще дышит животное.
Сравнивая головной мозг земноводных и пресмыкающихся, становятся заметны несколько существенных отличий.
Мозжечок развит лучше, чем у земноводных. У рептилий появляются зачатки новой коры переднего мозга, он значительно увеличивается в объеме и перестает быть исключительно обонятельным центром, вбирая в себя новые функции.
Для рептилий характерно более сложное (чем для амфибий) поведение, помимо заложенных генетически безусловных рефлексов, они способны вырабатывать адаптивные, условные рефлексы.
Веки и мигательная перепонка служат для увлажнения поверхности глаза и предохраняют от высыхания.
Орган слуха также совершенствуется: появляется круглое окно во внутреннем ухе, улучшается передача звуковых колебаний, благодаря чему слух рептилий становится острее. Среднее ухо по-прежнему представлено стремечком и барабанной перепонкой.
Мужская половая система представлена семенниками и отходящими от них семяпроводами, впадающими в мочеточники. Мочеточники открываются в клоаку. У самцов имеются особые совокупительные органы, предназначенные для введения семенной жидкости в половые пути самки. Оплодотворение у рептилий внутреннее.
У самок половая система состоит из яичников, от которых отходят яйцеводы, впадающие в клоаку. Сперматозоиды оплодотворяют яйцеклетки в верхней части яйцевода.
Змеи также принадлежат к отряду чешуйчатые. Это безногие животные, адаптировавшиеся к перемещениям в густом лесном покрове, кронах деревьев. У змей взгляд немигающий: отсутствуют подвижные веки. Однако их отсутствие не означает, что поверхность глаз не нуждается в увлажнении: у них имеется мигательная перепонка, смачивающая поверхность глаза.
Змеи подразделяются на ядовитых и неядовитых. Ядовитыми являются гадюка обыкновенная, песчаная эфа, черная мамба, кобра, грюза, гремучие и морские змеи. К неядовитым относятся полозы, ужи, удавы.
Черепахи
Имеют уплощенное тело, покрытое панцирем из двух щитков: брюшного и спинного. Примечательно, что на задних конечностях имеются межпальцевые перепонки для плавания. Морские черепахи продвинулись еще дальше: у них задние конечности видоизменены в ласты, которые служат приспособлением к водному образу жизни.
Крокодилы
Однако, крокодилы все равно остаются холоднокровными животными: кровь смешивается в спинной аорте, образованной в результате слияния левой и правой дуги аорты.
Клювоголовые
Значение пресмыкающихся
Как и все живые организмы, пресмыкающиеся являются звеном в цепи питания (консументами). Регулируют численность насекомых, питаясь ими. Среди рептилий встречаются как хищники, так и растительноядные формы.
Рептилии имеют пищевое значение. В Африке и Азии употребляют в пищу около сотни различных блюд из мяса змей; яйца, жир и мясо морской черепахи также употребляются в пищу. Из кожи крокодилов изготавливают различные изделия.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Размножение, развитие и происхождение земноводных
Урок 9. Позвоночные животные [биология 7 класс]
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Размножение, развитие и происхождение земноводных»
Земноводные – раздельнополые животные. Внешние различия между самцами и самками (половой диморфизм) практически не выражены.
Оплодотворение наружное, происходит в воде, как и у большинства рыб.
Для многих амфибий характерно брачное поведение, часто сопровождающееся голосовыми сигналами. Самцы некоторых лягушек могут издавать громкие звуки для привлечения самок.
Мужская половая система представлена парными округлыми семенниками, расположенными рядом с почками. От них отходят семявыносящие канальцы, которые объединяются в мочеточники, одновременно служащие самцам семяпроводами. По ним сперматозоиды попадают в клоаку, из которой выделяются наружу.
Женская половая система представлена парными яичниками. Весной их размер сильно увеличивается, через тонкую стенку просвечиваются крупные яйца. Созревшие икринки попадают в брюшную полость тела, затем проходят через яйцевод и через клоаку выводятся наружу.
После окончания зимней спячки земноводные приступают к размножению. В тёплые весенние вечера, в конце апреля и в мае лягушки в больших количествах собираются в мелких водоёмах, которые хорошо прогреваются за день. После периода размножения большинство видов земноводных покидают водоёмы.
Самки откладывают икру в воду, а самцы поливают её жидкостью со сперматозоидами. Форма кладки икринок различна у разных видов земноводных.
Икринки покрыты оболочкой, которая защищает их от механических повреждений. Через некоторое время оболочка, отложенных в воду икринок, набухает. Благодаря этому между ними циркулирует вода с растворённым в ней кислородом, необходимым для дыхания развивающегося в яйце зародыша.
У жаб и лягушек через неделю, а у тритонов через две-три из яиц выходят личинки. Они имеют большую голову, поэтому их называют головастиками. Головастики по своему строению значительно ближе к рыбам, чем к взрослым амфибиям. Они имеют рыбообразную форму тела, хвост, который окружен плавательной перепонкой. Дышат они жабрами, у них есть боковая линия, двухкамерное сердце, один круг кровообращения. Питаются головастики водными растениями и одноклеточными водорослями.
В ходе развития у них появляются сначала задние, а потом и передние ноги, сердце становится трёхкамерным, развиваются лёгкие и малый круг кровообращения, изменяются и другие системы органов. Личиночные органы отмирают. У бесхвостых при этом утрачивается хвост. Через пятьдесят–шестьдесят суток с тёплой воде и восемьдесят суток в холодной воде превращение, или метаморфоз, завершается формированием лягушонка – маленькой копии взрослой особи. Лягушонок переходит с питания растительной пищи на животную.
Итак, родство земноводных с рыбами хорошо проявляется в процессах размножения и развития. Развитие земноводных происходит с метаморфозом, в результате которого личинка с типичным водным образом жизни превращается во взрослое животное, способное жить и в водной и в наземной среде.
Большинство земноводных откладывают икру в водоёмы, но известны и исключения. Например, амфиума, гигантская саламандра и некоторые другие амфибии откладывают икринки на суше. Но даже в этих случаях им необходима повышенная влажность воздуха.
Самка веслоногой лягушки носит икринки на своём теле, прикрепляя к животу. Самцы жаб-повитух обматывают шнурообразную кладку вокруг задних ног.
Предками земноводных, вероятно, были кистепёрые рыбы.
Учёные предполагают, что одной из наиболее развитых кистепёрых рыб был тиктаалик. Он имел ряд переходных признаков, которые сближают его с земноводными: укороченный череп, относительно подвижная голова, наличие локтевого и плечевого суставов.
Он дышал через отверстия, расположенные на конце плоской вытянутой головы.
Первые амфибии появились в пресных водоёмах около 350 миллионов лет назад. Это ихтиостегиды. Они были настоящими переходными формами между кистепёрыми рыбами и земноводными, так как сочетали признаки рыб и земноводных. У них были рыбий хвост, вытянутая голова. Кожа была покрыта мелкой рыбьей чешуей. С земноводными их сближало наличие парных пятипалых конечностей. Ихтиостегиды жили не только в воде, но и на суше. Можно предположить, что они размножались и кормились в водоёмах, периодически выползая на поверхность.
В ходе дальнейшей эволюции возникали различные группы земноводных.
Лабиринтодонты имели небольшие размеры и рыбообразное тело. Более поздние виды достигали размеров до одного метра, тело их было уплощено и заканчивалось коротким толстым хвостом.
Позднее возникла группа амфибий — лепоспондилы. Они имели небольшие размеры и были хорошо приспособлены к жизни в воде. Самый крупный представитель достигал одного метра в длину. Лепоспондилы имели удлинённое тело и недоразвитые конечности.
Всех древних вымерших земноводных называют стегоцефалами, или панцирно-головыми, за сплошной панцирь из кожных костей, покрывавший черепную коробку сверху и с боков. Они были тесно связаны с водоёмами. Период, в который жили стегоцефалы, видимо, характеризовался сезонными засухами. Благодаря лёгочному дыханию и мускулистым плавникам они могли переползать из одного пересыхающего водоёма в другой. Некоторые из таких животных задерживались на суше и питались древними беспозвоночными. Нападать на них никто не мог, так как на земле в те времена еще не было хищных наземных позвоночных.
Примерно так предки современных земноводных могли переходить от водного образа жизни к наземному. Из поколения в поколение у них совершенствовались приспособления к обитанию на суше: парные плавники превращались в пятипалые конечности, усложнялось строение лёгких, двухкамерное сердце превратилось в трёхкамерное, образовался второй (малый) круг кровообращения.
В ходе дальнейшей эволюции стегоцефалы дали начало более приспособленным для наземного существования группам животных: современным земноводным – хвостатым и бесхвостым, и примитивным пресмыкающимся.
Итак, в жизненном цикле земноводных чётко выделяются четыре стадии развития: яйцо, личинка (головастик), период метаморфоза, взрослая особь.
Первые земноводные появились около 350 миллионов лет назад от древних кистепёрых рыб.
Анимационное видео «Размножение рыб, земноводных и пресмыкающихся»
Тема урока: «Размножение и развитие животных»
Цель урока : познакомить обучающихся с особенностями размножения и развития животных.
Личностные: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне; осознание ответственности ученика за общее благополучие группы.
Познавательные: умение формулировать тему урока; умение искать и выделять необходимую информацию (работа в группе с текстом и иллюстрациями учебника; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; умение рассуждать, доказывать; умение самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; составление плана выполнения задания в группах; прогнозирование (выдвижение гипотез о размножении животных); контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно); оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания).
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Предметные: знание об особенностях размножения и развития животных;
расширение знаний детей о животных.
Класс Земноводные или Амфибии (Amphibia)
теория по биологии 🌿 зоология
Земноводные — один из классов в составе типа Хордовые, первые позвоночные животные, приспособленные к жизни на суше. Устроены наиболее примитивно по сравнению с другими наземными позвоночными. В класс входит всего более 7 700 видов. Для размножения амфибиям всё ещё необходима вода, поэтому они занимают промежуточное положение между истинными сухопутными и водными позвоночными животными.
Появление амфибий дало начало заселению суши. Предполагается, что первые амфибии произошли от кистепёрых рыб или их предков.
Тело и покровы
Строение тела характерно для наземных позвоночных: четыре пятипалые конечности, тело с подвижной головой, хвост. У лягушек и жаб хвоста нет, а шейный отдел позвоночника короткий, поэтому голова не очень подвижна.
Покровы тела представлены мягкой голой кожей, которая очень хорошо проницаема для газов и воды. Такая кожа быстро высыхает на суше, зато через неё может происходить транспорт газов.
Опорно-двигательная система
Скелет земноводных сильно отличается от скелета рыб, происходит ряд преобразований, связанных с наземным образом жизни. Появляются пояса конечностей (лопатки и таз), дифференцируются отделы позвоночника.
Конечности образованы удлинёнными костями, действуют по принципу рычагов. Особенно хорошо это заметно на мощных задних конечностях лягушек, которые приспособлены для прыжков. У бесхвостых земноводных кости предплечья и голени срослись в одну.
Мускулатура утрачивает сегментированное строение. Мышцы разнообразны и разбросаны по телу, что позволяет совершать довольно сложные движения.
Дыхательная система
Земноводные с влажной кожей большую часть кислорода (до 80%) получают с помощью кожного дыхания.
Лёгкие и дыхательные пути лучше развиты у видов, ведущих наземный образ жизни. Так, у тритонов, которые большую часть жизни проводят в воде, лёгкие представлены мешками с гладкими стенками. У жаб, которые проводят на суше почти всю жизнь, кожа сухая, а стенка лёгочного мешка сильно бугристая, что увеличивает площадь поверхности газообмена в несколько раз.
Дно ротовой полости земноводных подвижное, с его помощью воздух нагнетается в лёгкие. Такой механизм слабо эффективен, он не обеспечивает полного обновления воздуха.
Кровеносная система
С возникновением лёгких появился и лёгочный круг кровообращения. Таким образом, земноводные – первые животные с двумя кругами кровообращения, большим и малым. Кожа обильно кровоснабжается, так как в ней тоже происходит поглощение кислорода.
Сердце трёхкамерное. Богатая кислородом
Так как амфибии – хладнокровные животные, активность метаболических процессов у них зависит от температуры
Метаболизм — обмен веществ и энергии.
Пищеварительная система
Пищеварительная система стандартная, состоит из рта, глотки, пищевода, желудка и кишечника. Кишечник заканчивается клоакой, куда также выходят протоки выделительной и половой систем. Есть две пищеварительные железы: печень и поджелудочная.
Язык может быть очень длинным и эластичным, он «выстреливает» из ротовой полости, служит для захвата пищи.
Нервная система
Мозг земноводных по объёму сопоставим с мозгом рыб. Отличается он развитием отделов. Мозжечок, в связи с малой подвижностью и однообразием движений, развит слабо. Передний мозг – достаточно хорошо, что свидетельствует об усложнении поведения амфибий. Также увеличивается общее количество нервных клеток.
Глаза земноводных приспособлены к тому, чтобы видеть и в воздухе, и под водой. Появляется выпуклая
Глаза лягушки расположены по бокам от тела, что обеспечивает очень большой угол зрения. Земноводные способны двигать глазами асинхронно.
Ещё одно важное приспособление к жизни на суше – появление
Обоняние осуществляется с помощью чувствительных клеток в обонятельных ямках. С наружной средой они соединены ноздрями, а с ротоголоточной полостью хоанами, внутренними носовыми отверстиями. Химический состав воздуха анализируется постоянно во время дыхания.
Выделительная система
Представлена туловищными почками, которые выводят избыток воды и продуктов обмена. Выделяется мочевина, моча по мочеточникам попадает в клоаку, может накапливаться в мочевом пузыре.
Половая система и размножение
У самца есть парные
Оплодотворение — слияние половых клеток.
Развитие с метаморфозом. У головастиков, личинок земноводных, строение органов такое же, как у рыб. Имеются жабры, поверхностная
Многообразие и роль в природе
В классе земноводных выделяют три отряда: бесхвостые, хвостатые и безногие.
К отряду бесхвостых относят лягушек, жаб, квакш. Всего в нём начитывается более 6 000 видов. У них короткое туловище, мощные задние конечности. Размеры от 1 до 30 см. У взрослых особей отсутствует хвост. В тропиках есть много древовидных видов. У некоторых лягушек имеются ядовитые железы, с помощью которых они охотятся и защищаются от врагов. Бесхвостые обладают развитым голосом, благодаря которому самцы привлекают самок.
В отряд хвостатых земноводных входит около 700 видов, во внешнем и внутреннем строении они сохранили наибольшее сходство с рыбами. Обитают в основном в северном полушарии. Туловище удлинённое, обычно до 30 см, конечности развиты слабо. Оплодотворение у большинства видов внутреннее, встречаются живородящие животные. Многие виды заботятся о потомстве. Тритоны способны переносить отрицательную температуру в течении долгого времени. Обыкновенные тритоны также хорошо регенерируют, они могут восстанавливать не только отрезанные конечности, но и глаза.
Безногие лишены конечностей, тело удлинённое червеобразное. Всего в отряде около 200 видов. Характерный представитель – червяга, обитает в тропиках и большую часть жизни проводит под землёй.
Амфибий можно встретить во всех частях света за исключением Антарктиды. Больше всего видов обитает в тропических странах, где тепло, влажно и изобилие пищи.
Мясо некоторых земноводных употребляют в пищу. Лягушки и жабы питаются насекомыми-вредителями и слизнями, чем приносят пользу сельскому хозяйству. Сами земноводные служат пищей для многих птиц и млекопитающих.
Задание EB10412 Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.
ВИД ЖИВОТНОГО | СТРОЕНИЕ СЕРДЦА | |||||
Б) обыкновенный тритон 1) трёхкамерное без перегородки в желудочке 2) трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке Четырехкамерное сердце у птиц и млекопитающих. Трехкамерное без перегородки — у земноводных. Трехкамерное с перегородкой — у рептилий. PS: киты — млекопитающие, тритоны — земноводные. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Задание EB10408 Для каждого животного выберите температуру тела.
|