расчет дозы и разведение лекарственных средств рецепт алгоритм
Расчет дозы и разведение лекарственных средств рецепт алгоритм
В данной работе представлен актуальный материал по моделированию расчётов доз лекарственных препаратов для детей с использованием электронных таблиц MS EXCEL. Поскольку реакция на лекарственное вещество детей разного возраста зависит от большого количества факторов: возрастные характеристики устойчивости и чувствительности к данному лекарству, индивидуальные особенности конкретного ребенка, поэтому дозы лекарственных средств для детей определяют по различным правилам и в клинических испытаниях. [1]
Для разработки данного проекта была подобрана специальная литература из курса лекарственной терапии для детей и использовано приложение MS Excel.
Цель работы: научиться визуализировать расчёты в приложении Excel при решении задач из курса фармакологии.
Задачи: подобрать материал по теме с расчётными формулами, составить таблицы по разным правилам, построить графики и провести сравнительную характеристику используемых методов расчёта.
Данная работа выполнена на основании методической разработки к уроку информатики в старшей школе естественно-научного профиля преподавателя информатики А.И. Наумовой «Математическое моделирование расчётов из курса лекарственной терапии для детей», представленной на всероссийском конкурсе «IT-урок» Центра новых образовательных технологий (http://planeta.tspu.ru).
Основная часть. Описательная часть
ЖНВЛП. Педиатрический формуляр
Для оптимизации лекарственного обеспечения и повышения рациональности фармакотерапии используются различные ограничительные списки: перечень ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов), педиатрический формуляр.
Перечень ЖНВЛП представляет собой список лекарственных препаратов, ежегодно утверждаемых правительством Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2012 N 1378-р «Об установлении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2013 год»). Цены и наценки на лекарственные препараты из данного списка подлежать государственному регулированию. В 2007 году Формулярным комитетом РАМН был издан Педиатрический формуляр. Основными критериями для принятия решения о включении лекарственного средства в формулярный список являются:
1. Документирование его клинической ценности (то есть эффективности и безопасности) на основе данных доказательной медицины;
2. Приемлемый коэффициент затратно – эффективного соотношения.
В его содержание вошли 370 наименований лекарственных средств из общепринятых АТХ (Анатомо-терапевтическо-химическая классификация) – это международная система классификации лекарственных средств. Латинское название – Anatomical Therapeutic Chemical – групп первого уровня. В педиатрическом формуляре 274 (74,1 %) наименования лекарственных средств относятся к списку ЖНВЛП. В Перечне ЖНВЛП только для 10 лекарственных препаратов указаны лекарственные формы «для детей» и только пять из них включены в Педиатрический формуляр. При анализе инструкций по применению выявлено, что 60 лекарственных препаратов Педиатрического формуляра (16,2 %) не рекомендованы к применению у детей (как правило, по причине отсутствия данных). Для 55 лекарственных препаратов (14,9 %) не уточнены возрастные ограничения по их применению. В инструкциях по применению для 93 лекарственных препаратов (25,1 %) информация о возможности или ограничениях применения у детей не указана. Эти результаты критического анализа Педиатрического формуляра показывают на необходимость его пересмотра и дополнения, в частности, указания лекарственных форм и возрастных ограничений применения лекарственных препаратов.
Анализируя выше изложенные данные, следует отметить, что необходимо опираться на информацию о педиатрических дозах, которая приводится производителем в инструкции по медицинскому применению препарата. При отсутствии такой информации надо придерживаться методов перерасчета, принимающих во внимание массу тела, возраст и площадь поверхности тела. Но всегда нужно помнить, что педиатрическая доза никогда не должна превышать взрослую дозу! И, наконец, только проведение клинических исследований лекарственных препаратов педиатрами сможет внести полную ясность в проблему дозирования лекарств детям [1].
Оптимальное дозирование лекарственных средств у детей
Оптимальное дозирование лекарственных препаратов в детском возрасте определяют множество факторов: период детства (возраст), масса и поверхность тела, характер и тяжесть заболевания, способ применения, всасывание и выведение, вкусовые качества лекарства, цель медикаментозной терапии (ударные дозы, поддерживающие дозы, профилактика), наличие побочных явлений. Особое значение при дозировании лекарств имеет структура организма детей, который в значительной мере отличается от организма взрослых. Внеклеточная жидкость у новорожденных представляет 45 %, а у взрослых – 15 % массы тела. Внутриклеточная жидкость и твердые составные части (белки, жиры и микроэлементы) в первые дни новорожденности представляют лишь 29 %, а у взрослых – 54 % общей массы тела.
В зависимости от химических, физических и физиологических свойств, разные лекарственные средства распределяются в экстра – и интрацеллюлярных пространствах. Поэтому эффективного лечения не следует ожидать лишь на основании определения абсолютного содержания в крови, так как результат зависит от концентрации действующего вещества в очаге болезни. Так, например, некоторые антибиотики достигают очень различных концентраций в крови, тканях, полостях тела, и именно это определяет эффективность их терапевтического воздействия. Они, и в особенности пенициллиновые соединения и тетрациклиновые препараты, распределяются главным образом в экстравазальных пространствах, вот почему грудным детям назначают в 2 раза большие дозы, чем взрослым. Что касается конкретного дозирования лекарств в детском возрасте, то существуют несколько возможностей: дозирование, связанное с дозой для взрослых; дозирование в зависимости от возраста ребенка; определение дозы эмпирическим путем; дозирование в зависимости от массы и определение дозы в зависимости от поверхности тела.
Определение дозы лекарственного средства для детей как той или иной части дозы взрослого, необходимой в данном возрасте ребенку, уже практически не используют (табл. 1). Данный способ дозирования неточен, основан только на возрасте ребенка и не учитывает его индивидуальных особенностей. Для некоторых препаратов доза определяется эмпирическим путем. Это касается главным образом лекарственных средств, для которых, имея в виду особенности организма детей, невозможно использовать определенные расчетные формулы.
ЛЕКАРСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ: ДОЗИРОВКИ И ТЕРМИНЫ
Родители часто задаются вопросом: «Как рассчитать детскую дозу?» Казалось бы, он лишний: ведь дозировки определяет врач, а в инструкциях к препарату изложены все подробности. Но когда дело касается здоровья, лучше всё проверить несколько раз. И будет плохо, если мама или папа, бабушка или дедушка дадут ребенку лишнюю таблетку «для усиления эффекта». Чтобы не навредить, нужно знать основные принципы действия препаратов, принципы дозирования и некоторые термины.
Действие различных препаратов на организм напрямую зависит от концентрации действующего вещества в нужном органе или ткани. Однако между введенной дозой и поступившей непосредственно в клетку — значительная разница. Реакция на лекарственное вещество у детей зависит от такого большого количества факторов, что априори непредсказуема.
Детские дозы для разного возраста определяют в клинических испытаниях — именно поэтому необходимо строго придерживаться дозировок, прописанных педиатром.
Что нужно знать родителям? Прежде всего — что существуют две основные дозы, причем это актуально для любого лекарственного средства, в том числе и безрецептурного. Максимальная разовая — сколько можно выпить за один прием. Максимальная суточная — общее количество лекарства за сутки. Ниже минимальной дозы лекарство не окажет лечебного действия, а использование дозы, превышающей максимальную терапевтическую, может спровоцировать слишком сильное токсическое воздействие на организм. «Страна Детства» рекомендует всегда внимательно прочитывать инструкцию к препарату — ею снабжена каждая коробочка, купленная в аптеке.
МНОГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ДОСТАТОЧНО РАЗДЕЛИТЬ ТАБЛЕТКУ ПОПОЛАМ — И НУЖНАЯ ДОЗИРОВКА БУДЕТ СОБЛЮДЕНА. ОДНАКО РАЗЛАМЫВАТЬ ЕЁ МОЖНО, ТОЛЬКО ЕСЛИ ИМЕЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ БОРОЗДКА. В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ТРЕБУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИКАМЕНТЫ С КРАТНЫМИ ДОЗАМИ — ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ТАБЛЕТКИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТО В ПОЛОВИНКЕ БУДЕТ РОВНО 50% СОДЕРЖИМОГО. ТАКЖЕ НИКОГДА НЕ ЗАМЕНЯЙТЕ «ДЕТСКИЕ» ДОЗЫ ПОЛОВИНКОЙ ИЛИ ЧЕТВЕРТИНКОЙ «ВЗРОСЛОЙ». ЭТО ЧРЕВАТО ПЕРЕДОЗИРОВКОЙ, ОСОБЕННО У МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ.
Доза чаще всего обозначается в граммах или долях грамма. Для детей дозу обычно прописывают двумя способами — по ворасту (например, до 2 месяцев, до года и т.д.), и по весу — количество препарата на 1 кг массы тела в мг/кг, мкг/кг.
Т.е. в первом случае следует помнить, что у детей с избыточной или недостаточной массой тела может отмечаться нехватка или превышение дозировки, отмеченной в инструкции препарата. В этих случаях следует остановить прием и обратиться к педиатру для корректировки.
Формы детских лекарств часто имеют вид свечей или сиропов (или в виде гранул или порошка для приготовления суспензии). Для жидких лекарственных форм часто обозначают дозировку на чайную ложку. У многих есть стандартное представление о вместимости чайной ложки — 5 мл, но не все чайные ложки одинаковы. К тому же и обычную ложку не все заполняют точно до краев.
Так, ученые из Корнельского университета выяснили, что при использовании ложек среднего размера пациенты получают лекарства на 8,4% меньше, а отмеряя средство большими ложками — на 11,6% больше. Отсюда — ещё один совет: используйтестоловые приборы только в том случае, если к лекарству не прилагается специальная мерная емкость — колпачок или ложечка.
Что касается лекарственных растений и трав, здесь особенно непросто определиться с детской дозой, т.к. на упаковке, как правило, указаны соотношения для взрослых.
Для удобства расчета дозировок для малышей мы приводим таблицу — но помните, что она подходит именно для фитотерапии.
66. Расчет и техника разведения антибиотиков ( 1: 1; 1 : 2)
— флакон с сухим лекарственным средством;
— ампула с растворителем;
— игла для набора лекарственного средства;
— стерильные марлевые или ватные шарики;
Для разведения антибиотиков применяют следующие растворы:
Вода для инъекций в ампулах;
Раствор хлорида натрия 0,9% (изотонический, физиологический) в ампулах;
Раствор новокаина о,25%; 0,5% в ампулах.
Расчет дозы и техника разведения антибиотиков (1:1) – стандартный метод.
1 грамм сухого вещества соответствует1000.000 единиц действия (ЕД)
0,1грамм сухого вещества соответствует 100.000 единиц действия
на 100.000 ЕД пенициллина берут 1 мл растворителя;
на 200.000 ЕД пенициллина берут 2 мл растворителя;
на 300.000 ЕД пенициллина берут 3 мл растворителя;
на 400.000 ЕД пенициллина берут 4 мл растворителя;
на 500.000 ЕД пенициллина берут 5 мл растворителя;
на 600.000 ЕД пенициллина берут 6 мл растворителя;
на 700.000 ЕД пенициллина берут 7 мл растворителя;
на 800.000 ЕД пенициллина берут 8 мл растворителя;
на 900.000 ЕД пенициллина берут 9 мл растворителя;
на 1.000.000 ЕД пенициллина берут 10 мл растворителя;
Расчет дозы и техника разведения антибиотиков (1:2) – не стандартный метод.
на 100.000 ЕД пенициллина берут 0,5 мл растворителя;
на 200.000 ЕД пенициллина берут 1 мл растворителя;
на 300.000 ЕД пенициллина берут 1,5 мл растворителя;
на 400.000 ЕД пенициллина берут 2 мл растворителя;
на 500.000 ЕД пенициллина берут 2,5 мл растворителя;
на 600.000 ЕД пенициллина берут 3 мл растворителя
на 700.000 ЕД пенициллина берут 3,5 мл растворителя;
на 800.000 ЕД пенициллина берут 4 мл растворителя;
на 900.000 ЕД пенициллина берут 4,5 мл растворителя;
на 1.000.000 ЕД пенициллина берут 5 мл растворителя;
Расчет дозы и техника разведения антибиотиков.
— флакон с сухим лекарственным средством;
— ампула с растворителем;
— игла для набора лекарственного средства;
— стерильные марлевые или ватные шарики;
Для разведения антибиотиков применяют следующие растворы:
1. Вода для инъекций в ампулах;
2. Раствор хлорида натрия 0,9% (изотонический, физиологический) в ампулах;
3. Раствор новокаина о,25%; 0,5% в ампулах.
Примечание: Если растворитель в упаковке не предусмотрен, то при разведении антибиотика на 0,1г (100 000ед) порошка берут 0,5мл растворителя.
Таким образом для разведения:
0,2г нужен 1мл растворителя;
0,5г нужно 2,5 – 3 мл растворителя;
1г нужно 5 мл растворителя.
Подготовка к манипуляции
1.Подготовить все необходимое оснащение.
Обеспечение четкости и эффективности проведения процедуры.
2.Вымыть руки, надеть маску, надеть стерильные перчатки.
Обеспечение инфекционной безопасности.
1. Приготовить шприц. Взять ампулу с растворителем и внимательно прочитать название лекарственного средства, дозу и срок годности.
Обеспечение четкости при разведении сухого лекарственного средства.
2. Слегка встряхнуть ампулы, чтобы весь раствор оказался в её широкой части.
Необходимое условие при наборе лекарственного средства из ампулы.
3. Двукратно обработать шейку ампулы 70% этиловым спиртом, надпилить и отломить её конец и сбросить в лоток для использованного материала.
Обеспечение правил асептики, инфекционной безопасности.
4. Взять ампулу в левую руку так, чтобы корпус её был зафиксирован между II и III пальцами, правой рукой осторожно ввести в неё иглу (закреплённую на конусе шприца) и набрать необходимое количество раствора.
Необходимое условие при наборе лекарственных средств из ампулы.
5.Вывести иглу из ампулы, надеть колпачок и положить шприц в пакет.
Обеспечение сохранения стерильности
6.Прочитать надпись на флаконе: наименование, дозу, срок годности.
Обеспечение четкости при разведении сухого лекарственного средства.
7.Вскрыть алюминиевую крышку в центре флакона пинцетом.
Обеспечение инфекционной безопасности
8.Обработать резиновую пробку шариком, смоченным 70% этиловым спиртом.
Необходимое условие выполнения процедуры.
10.Снять флакон вместе с иглой с подыгольного конуса и, добиться полного растворения сухого вещества.
11.Надеть иглу с флаконом на подыгольный конус, поднять флакон вверх и набрать в шприц необходимое количество лекарственного средства.
Обеспечение поступления лекарственного средства в шприц.
1.Снять флакон вместе с иглой с подыгольного конуса и поместить в лоток для использованного материала. Надеть и закрепить на подыгольном конусе иглу для инъекции.
2. Шприц с набранным лекарственным средством поместить в пакет или стерильный лоток и накрыть стерильной салфеткой. Взять несколько стерильных шариков, смоченных спиртом для обработки инъекционного поля. Выполнить инъекцию.
Соблюдение инфекционной безопасности.
3. Снять перчатки, маску и погрузить в емкость-контейнер с дезинфицирующим средством.
Расчет дозы и разведение антибиотиков
лечебная и профилактическая.
лечение и профилактика заболеваний различных органов и систем организма инфекционного характера
имеющиеся сведения об аллергической реакции на введение антибиотиков.
2.Стерильные иглы для набора лекарственного средства.
3.Стерильную емкость с 70% этиловым спиртом
6.Ампулы или флаконы с растворителем для антибиотиков:
— 0,9% раствор натрия хлорида
— 0,25% раствор новокаина
— 0,5% раствор новокаина
7.Флаконы с сухим антибиотиком.
8.Лоток для использованного материала.
9. Емкость с дезинфицирующим раствором.
10. Стерильные перчатки
1.Прочитать надпись на флаконе с сухим антибиотиком (наименование, доза, срок годности), определить пригодность по внешнему виду, проверить герметичность флакона. Проверить ампулу с растворителем для антибиотика.
2. Провести гигиеническую обработку рук с дополнительной обработкой антисептиком, надеть перчатки.
3.Вскрыть пакет со стерильным шприцом, собрать шприц.
4. Обработать флакон с антибиотиком в соответствии с правилами вскрытия флакона.
6.Набрать в шприц из ампулы нужное количество раствора, применяя ПРАВИЛО РАЗВЕДЕНИЯ АНТИБИОТИКОВ: 1 мл растворителя на 100 тыс. ЕД ( или 0,1г) сухого антибиотика.
8.Ввести растворитель из шприца во флакон, снять (отсоединить) флакон вместе с иглой от шприца и осторожно встряхнуть флакон до полного растворения антибиотика.
9.Надеть иглу с флаконом на конус шприца, поднять флакон вверх дном и набрать нужную дозу лекарственного средства, сверить с назначением врача.
10.Снять иглу с флаконом с конуса шприца.
11.Надеть на конус другую стерильную иглу для внутримышечной инъекции, закрепить ее по часовой стрелке, выпустить воздух из шприца так, чтобы выделилось только 1-2 капли лекарственного средства, надеть защитный колпачок на иглу.
12.Положить в стерильный лоток шприц и тампоны, смоченные 70% спиртом, накрыть стерильной салфеткой.
аллергические реакции на введение антибиотика (сыпь, крапивница, отек тканей, вплоть до анафилактического шока).
Расчет дозы антибиотика
Пример: Пациенту в листе назначений врач назначил пенициллин натриевую соль в суточной дозе 2 млн ЕД; способ введения антибиотика – внутримышечно;
кратность введения – 4 раза в сутки.
1. Расчет суточной дозы
См. лист назначений – 2 млн.ЕД
2. Расчет разовой дозы
2 млн.ЕД делится на 4 введения, значит, пациенту за 1 раз необходимо ввести 500 тыс.ЕД
3. Расчет количества растворителя для разовой дозы
Пенициллин натриевая соль выпускается во флаконах по 1г(или 1 млн.ЕД) и по 0,5 г (или 500 тыс.ЕД), следовательно, применяя правило разведения антибиотиков: 1мл растворителя на 100 тыс.ЕД сухого антибиотика, медсестра разводит:
— флакон с 1 г (1млн.ЕД) пенициллин натриевой солью 10 мл растворителя;
— флакон с 0,5 г (500 тыс.ЕД) пенициллин натриевой солью 5 мл растворителя.
4. Способ введения антибиотика
Внутримышечно. Выбирается шприц на 5мл, 10 мл с иглами длиной 60-80 мм.
5. Определение количества растворенного антибиотика для разовой дозы (в мл и в ЕД)
6. Завершение процедуры
Запись в листе назначений – о выполнении процедуры и реакции пациента на препарат.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Расчет дозы и разведение антибиотиков
лечебная и профилактическая.
лечение и профилактика заболеваний различных органов и систем организма инфекционного характера
имеющиеся сведения об аллергической реакции на введение антибиотиков.
2.Стерильные иглы для набора лекарственного средства.
3.Стерильную емкость с 70% этиловым спиртом
6.Ампулы или флаконы с растворителем для антибиотиков:
— 0,9% раствор натрия хлорида
— 0,25% раствор новокаина
— 0,5% раствор новокаина
7.Флаконы с сухим антибиотиком.
8.Лоток для использованного материала.
9. Емкость с дезинфицирующим раствором.
10. Стерильные перчатки
1.Прочитать надпись на флаконе с сухим антибиотиком (наименование, доза, срок годности), определить пригодность по внешнему виду, проверить герметичность флакона. Проверить ампулу с растворителем для антибиотика.
2. Провести гигиеническую обработку рук с дополнительной обработкой антисептиком, надеть перчатки.
3.Вскрыть пакет со стерильным шприцом, собрать шприц.
4. Обработать флакон с антибиотиком в соответствии с правилами вскрытия флакона.
6.Набрать в шприц из ампулы нужное количество раствора, применяя ПРАВИЛО РАЗВЕДЕНИЯ АНТИБИОТИКОВ: 1 мл растворителя на 100 тыс. ЕД ( или 0,1г) сухого антибиотика.
8.Ввести растворитель из шприца во флакон, снять (отсоединить) флакон вместе с иглой от шприца и осторожно встряхнуть флакон до полного растворения антибиотика.
9.Надеть иглу с флаконом на конус шприца, поднять флакон вверх дном и набрать нужную дозу лекарственного средства, сверить с назначением врача.
10.Снять иглу с флаконом с конуса шприца.
11.Надеть на конус другую стерильную иглу для внутримышечной инъекции, закрепить ее по часовой стрелке, выпустить воздух из шприца так, чтобы выделилось только 1-2 капли лекарственного средства, надеть защитный колпачок на иглу.
12.Положить в стерильный лоток шприц и тампоны, смоченные 70% спиртом, накрыть стерильной салфеткой.
аллергические реакции на введение антибиотика (сыпь, крапивница, отек тканей, вплоть до анафилактического шока).
Расчет дозы антибиотика
Пример: Пациенту в листе назначений врач назначил пенициллин натриевую соль в суточной дозе 2 млн ЕД; способ введения антибиотика – внутримышечно;
кратность введения – 4 раза в сутки.
1. Расчет суточной дозы
См. лист назначений – 2 млн.ЕД
2. Расчет разовой дозы
2 млн.ЕД делится на 4 введения, значит, пациенту за 1 раз необходимо ввести 500 тыс.ЕД
3. Расчет количества растворителя для разовой дозы
Пенициллин натриевая соль выпускается во флаконах по 1г(или 1 млн.ЕД) и по 0,5 г (или 500 тыс.ЕД), следовательно, применяя правило разведения антибиотиков: 1мл растворителя на 100 тыс.ЕД сухого антибиотика, медсестра разводит:
— флакон с 1 г (1млн.ЕД) пенициллин натриевой солью 10 мл растворителя;
— флакон с 0,5 г (500 тыс.ЕД) пенициллин натриевой солью 5 мл растворителя.
4. Способ введения антибиотика
Внутримышечно. Выбирается шприц на 5мл, 10 мл с иглами длиной 60-80 мм.
5. Определение количества растворенного антибиотика для разовой дозы (в мл и в ЕД)
6. Завершение процедуры
Запись в листе назначений – о выполнении процедуры и реакции пациента на препарат.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.