пять солдат задача более легкая более двух тысяч человек испечем пирог килограмм макаронов

Пять солдат задача более легкая более двух тысяч человек испечем пирог килограмм макаронов

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

задача более ЛЁГКАЯ

более ДВЕ тысяч человек

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно употреблена форма числительного во втором варианте ответа. Корректно: более ДВУХ тысяч человек.

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Источник

Пять солдат задача более легкая более двух тысяч человек испечем пирог килограмм макаронов

пять солдат задача более легкая более двух тысяч человек испечем пирог килограмм макаронов. Смотреть фото пять солдат задача более легкая более двух тысяч человек испечем пирог килограмм макаронов. Смотреть картинку пять солдат задача более легкая более двух тысяч человек испечем пирог килограмм макаронов. Картинка про пять солдат задача более легкая более двух тысяч человек испечем пирог килограмм макаронов. Фото пять солдат задача более легкая более двух тысяч человек испечем пирог килограмм макаронов

пять солдат задача более легкая более двух тысяч человек испечем пирог килограмм макаронов. Смотреть фото пять солдат задача более легкая более двух тысяч человек испечем пирог килограмм макаронов. Смотреть картинку пять солдат задача более легкая более двух тысяч человек испечем пирог килограмм макаронов. Картинка про пять солдат задача более легкая более двух тысяч человек испечем пирог килограмм макаронов. Фото пять солдат задача более легкая более двух тысяч человек испечем пирог килограмм макаронов

Русский Язык запись закреплена

Итак, что же проверяет задание 6?

1) Формы существительных ( И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных. 2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень) 3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных,собирательных, порядковых) по падежам 4) Склонение местоимений по падежам 5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени). 6) Формы образования причастий 7) Формы образования деепричастий

Формулировка задания 6 в ЕГЭ по русскому 2017:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

задача более ЛЁГКАЯ

более ДВЕ тысяч человек

Правильный ответ: ДВУХ

1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку.
2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.
3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.
3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных,
числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как
там большее количество информации.
4) После того, как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа
необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.

Далее вы можете ознакомиться с теорией к заданию 6.

1. Формы существительных
Именительный падеж множественного числа

Родительный падеж множественного числа

ОВ, ЕВНулевое окончаниеРастительный мирВсё на –ов,ИсключенияАпельсинов Бананов Огурцов бананов томатов помидоров гранатов абрикосов ананасов лимонов мандаринов баклажановяблок груш слив дыньНазвания национальностейОстальные окончанияСлова, оканчивающиеся на –н,-р.казахов калмыков киргизов монголов семитов таджиков тунгусов узбеков хорватов якутов Исключение: турокармян башкир болгар бурят грузин лезгин осетин румын татар туркмен цыган Исключение: бедуиновЕдиницы измеренияНаиболее употребимые в повседневной жизниРедко употребляются в повседневной жизни(термины)байтов гектаров граммов децибелов каратов килограммов километровампер аршин бит ватт вольт радиан рентгенПарные предметыносков гольфов рельсов бронхов джинсов гольфовботинок чулок шаровар шорт туфель сапог тапок тапочек галош бахил бутс валенок манжет серёгВоенная тематикаСолдат Гусар Драгун Гренадер Кадет Улан Партизан

2. Формы прилагательных

Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения
Например: Более интереснее, самый интереснейший – неправильно.
Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – правильно.

1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)

ЧислительныеКак склоняютсяПримеры
5-20, 30Склоняются как существительное степьР.п. чего? Пяти (степи) Д.п Чему? десяти (степи) В.п. что? двадцать (степь) Т.п. чем? Одиннадцатью (степью) П.п. о чем? Тридцати (степи)
40, 90, 100Имеют только две падежные формы: И.п. = В.п Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание аИ. сорок, девяносто, сто Р. Сорока, девяноста, ста Д. Сорока, девяноста, ста В. сорок, девяносто, сто Т. Сорока, девяноста, ста П. Сорока, девяноста, ста
50, 60, 70, 80Меняются обе части, как существительное 3 склонения степьИ. пятьдесят Р. пятидесяти Д. пятидесяти В. пятьдесят Т. пятьюдесятью П. пятидесяти
200, 300, 400Меняются обе части. Первая часть как два, три, четыре. Вторая часть как ноты во мн.ч.И. двести Р. Двухсот (нот) Д. двумстам (нотам) В. двести Т. Двумястами (нотами) П. двухстах (нотах)
500-900Меняются обе части. Первая часть как степь. Вторая часть как ноты во мн.чИ. пятьсот Р. пятисот Д. пятистам В. пятьсот Т. пятьюстами П. пятистах

2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.

3) Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется, как существительное 1-го склонения (тысяча, тысяки, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)
Числительное миллион склоняется, как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)

4) Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное
Пять четвертых – И.п.
Пяти четвертых – Р.п.
Пяти четвертым – Д.п.

5) Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова
И.п. две тысячи семнадцатый
Р.п две тысячи семнадцатого
Д.п. две тысячи семнадцатому
В.п. две тысячи семнадцатый
Т.п две тысячи семнадцатым
П.п. две тысячи семнадцатом

6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:
А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).
Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины
Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).
Семеро козлят, трое тигрят, но трое тигров
В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе
Трое саней, двое ножниц
Г) с парными предметами
Двое сапог, четверо ботинок
Д) с личными местоимениями
Их было трое, нас четверо

7)Числительные оба обе
Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.
Оба человека, оба друга
Числительное обе употребляется с существительными женского рода.
По обеим сторонам, обе девушки

4. Глаголы
1) Образование повелительного наклонения

Неопределенная формаПовелительное наклонение
Лечь Ехать Ездить Положить Класть Бежать Лазать Выйти Выложить Выверить Вывесить Выдвинуть Клянчить Махать Нянчить Погодить Портить Тронуть ЧиститьЛяг(те) Поезжай(те) Езди(те) Положи(те) Клади(те) Беги(те) Лазай(те) Выйди(те) Выложи(те) Вывери(те) Вывеси(те) Выдвини(те) Клянчи(те) Маши(те) Нянчи(те) Погоди(те) Порти(те) Тронь(те) Чисти(те)

3)Одеть – надеть
Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)
Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)

3) Образование формы прошедшего времени

Неопределенная формаПрошедшее время
Сохнуть Просохнуть Замерзнуть Окрепнуть Промокнуть Намокнуть и пр.Сох Просох Замерз Окреп Промок Намок

4) Образование формы будущего времени

Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.

5)Образование формы настоящего времени

Источник

6. Морфологические нормы

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2019 г. – задание №6 — Морфологические нормы

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой
черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и
спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем
все моря и океаны.

Ответ: главную

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г. – задание №6 — Морфологические нормы

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
опытные ТРЕНЕРЫ
по ОБОИМ сторонам
звучит не менее ГРОМКО
ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
нет ТУФЕЛЬ

Решение:

сторона – ж.р, поэтому во множественном числе правильное употребление является не “обои”, а “обеи”

Ответ: обеим

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2017 г. – задание №6 — Морфологические нормы

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

задача более ЛЁГКАЯ

более ДВЕ тысяч человек

Решение:

Существуют три нормативных окончания формы род. падежа мн. числа:

Эта форма очень трудна, потому что что закономерности выбора окончания хотя и существуют, но их очень много — и они непоследовательны.

Так, одна из закономерностей заключается в том, что, если окончание в начальной форме существительного ненулевое, то в род. падеже мн. числа — нулевое и наоборот: тётя и много тёть, дынядынь, яблокояблок, окноокон, но столстолов, печьпечей, матьматерей. Однако эта закономерность очень часто нарушается, сравните: один носок и пара носков; но один чулок и пара чулок; платьеплатьев, мореморей.

Изредка встречаются случаи вариативные, когда норма допускает два варианта окончания:
баклажан и баклажанов, кедов и кед, свеч и свечей, туркменов и туркмен, простЫнь и простынЕй, будней и буден, граммов и грамм.

Ответ: 3. Более двух тысяч человек

Источник

Пять солдат задача более легкая более двух тысяч человек испечем пирог килограмм макаронов

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

сказать БОЛЕЕ ГРОМКО

к ДЕВЯТИСТАМ избирателям

Пояснение (см. также Правило ниже).

Нарушена форма образования родительного падежа множественного числа имени существительного «варежка». Верно: нет варежек, пара варежек.

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Ошибка на употребление формы числительного: вопросами какими? тремя + стами.

Общее по­ня­тие о мор­фо­ло­ги­че­ских нор­мах.

Мор­фо­ло­ги­че­ские нормы — это нормы пра­виль­но­го об­ра­зо­ва­ния грам­ма­ти­че­ских форм слов раз­ных ча­стей речи (форм рода, числа, крат­ких форм и сте­пе­ней срав­не­ния при­ла­га­тель­ных и мно­гие дру­гие).

В за­да­ни­ях, по­до­бран­ных в ЕГЭ, от уча­щих­ся тре­бу­ет­ся найти слово с ошиб­кой и из­ме­нить его так, чтобы оно от­ве­ча­ло ли­те­ра­тур­ной, пись­мен­ной норме.

Нор­ма­тив­ность упо­треб­ле­ния того или иного слова про­ве­ря­ет­ся по дей­ству­ю­щим со­вре­мен­ным сло­ва­рям, а не по «ин­тер­не­ту» или «ви­ки­пе­дии». Слова, до­пус­ка­ю­щие две ли­те­ра­тур­ные нормы, (а такое бы­ва­ет!) в за­да­ни­ях, как пра­ви­ло, не пред­став­ле­ны.

Итак, в за­да­ни­ях из банка ФИПИ, в по­со­би­ях раз­лич­ных ав­то­ров, а также в ма­те­ри­а­лах эк­за­ме­нов про­шлых лет име­ют­ся при­ме­ры на ошиб­ки в об­ра­зо­ва­нии и упо­треб­ле­нии:

ИМЁН СУ­ЩЕ­СТВИ­ТЕЛЬ­НЫХ (род, число, падеж) ОТ­КРЫТЬ РАЗ­ДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИ­ЛА­ГА­ТЕЛЬ­НЫХ (об­ра­зо­ва­ние срав­ни­тель­ной сте­пе­ни) ОТ­КРЫТЬ РАЗ­ДЕЛ в новом окне

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ЧЕТЫРЁХСТАМ грузовикам

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно образована форма дательного падежа числительного. Верно: к четырЁмстАМ.

Ответ: четырёмстам|к четырёмстам.

Общее по­ня­тие о мор­фо­ло­ги­че­ских нор­мах.

Мор­фо­ло­ги­че­ские нормы — это нормы пра­виль­но­го об­ра­зо­ва­ния грам­ма­ти­че­ских форм слов раз­ных ча­стей речи (форм рода, числа, крат­ких форм и сте­пе­ней срав­не­ния при­ла­га­тель­ных и мно­гие дру­гие).

В за­да­ни­ях, по­до­бран­ных в ЕГЭ, от уча­щих­ся тре­бу­ет­ся найти слово с ошиб­кой и из­ме­нить его так, чтобы оно от­ве­ча­ло ли­те­ра­тур­ной, пись­мен­ной норме.

Нор­ма­тив­ность упо­треб­ле­ния того или иного слова про­ве­ря­ет­ся по дей­ству­ю­щим со­вре­мен­ным сло­ва­рям, а не по «ин­тер­не­ту» или «ви­ки­пе­дии». Слова, до­пус­ка­ю­щие две ли­те­ра­тур­ные нормы, (а такое бы­ва­ет!) в за­да­ни­ях, как пра­ви­ло, не пред­став­ле­ны.

Итак, в за­да­ни­ях из банка ФИПИ, в по­со­би­ях раз­лич­ных ав­то­ров, а также в ма­те­ри­а­лах эк­за­ме­нов про­шлых лет име­ют­ся при­ме­ры на ошиб­ки в об­ра­зо­ва­нии и упо­треб­ле­нии:

ИМЁН СУ­ЩЕ­СТВИ­ТЕЛЬ­НЫХ (род, число, падеж) ОТ­КРЫТЬ РАЗ­ДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИ­ЛА­ГА­ТЕЛЬ­НЫХ (об­ра­зо­ва­ние срав­ни­тель­ной сте­пе­ни) ОТ­КРЫТЬ РАЗ­ДЕЛ в новом окне

Извините, но в задании четко указано, что нужно выписать слово, а не словосочетание

То есть, не «кчетыремстам», а «четыремстам».

А на ЕГЭ «Ё» можно записать в бланк?

Можно, на бланке есть образцы написания букв.

почему я не могу написать «четырЕмстам»?

я решила то правильно, но вместо «ё» я написала «е».

неужели у меня и на экзамене подобное могут не засчитать?

Могут, если для проверки бланков Е и Ё —разные буквы. В бланке буква Ё есть. Делайте выводы.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

задача более ЛЁГКАЯ

более ДВЕ тысяч человек

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно употреблена форма числительного во втором варианте ответа. Корректно: более ДВУХ тысяч человек.

Общее по­ня­тие о мор­фо­ло­ги­че­ских нор­мах.

Мор­фо­ло­ги­че­ские нормы — это нормы пра­виль­но­го об­ра­зо­ва­ния грам­ма­ти­че­ских форм слов раз­ных ча­стей речи (форм рода, числа, крат­ких форм и сте­пе­ней срав­не­ния при­ла­га­тель­ных и мно­гие дру­гие).

В за­да­ни­ях, по­до­бран­ных в ЕГЭ, от уча­щих­ся тре­бу­ет­ся найти слово с ошиб­кой и из­ме­нить его так, чтобы оно от­ве­ча­ло ли­те­ра­тур­ной, пись­мен­ной норме.

Нор­ма­тив­ность упо­треб­ле­ния того или иного слова про­ве­ря­ет­ся по дей­ству­ю­щим со­вре­мен­ным сло­ва­рям, а не по «ин­тер­не­ту» или «ви­ки­пе­дии». Слова, до­пус­ка­ю­щие две ли­те­ра­тур­ные нормы, (а такое бы­ва­ет!) в за­да­ни­ях, как пра­ви­ло, не пред­став­ле­ны.

Итак, в за­да­ни­ях из банка ФИПИ, в по­со­би­ях раз­лич­ных ав­то­ров, а также в ма­те­ри­а­лах эк­за­ме­нов про­шлых лет име­ют­ся при­ме­ры на ошиб­ки в об­ра­зо­ва­нии и упо­треб­ле­нии:

ИМЁН СУ­ЩЕ­СТВИ­ТЕЛЬ­НЫХ (род, число, падеж) ОТ­КРЫТЬ РАЗ­ДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИ­ЛА­ГА­ТЕЛЬ­НЫХ (об­ра­зо­ва­ние срав­ни­тель­ной сте­пе­ни) ОТ­КРЫТЬ РАЗ­ДЕЛ в новом окне

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно употреблена форма числительного, верно: ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ людьми (тремя, пять, шестью +сотнями, творит. падеж).

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Источник

Грамматические нормы (подготовка к ЕГЭ по русскому языку с использованием материалов открытого банка заданий ФИПИ)

(подготовка к ЕГЭ по русскому языку

с использованием материалов

открытого банка заданий ФИПИ)

Прилуцкая Любовь Викторовна

учитель русского языка

Данная публикация представляет собой отобранные, систематизированные и дополненные материалы открытого банка заданий ФИПИ.

НОРМАТИВНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения: победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, тмить, дерзить, пылесосить и др. Если необходимо 1 лицо – прибегают к описательному способу выражения: хочу (смогу, надеюсь) убедить, попытаюсь ощутить, должен победить, могу очутиться.

Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения глаголов:

Ты ляг (неправильно ляжь)

Ты поезжай (неправильно едь, езжай)

Ты езди (неправильно ездий, ездь)

Ты положи (неправильно положь)

Ты клади (неправильно ложи)

Ты беги (неправильно бежи)

Вы лягте (неправильно ляжьте)

Вы поезжайте (неправильно едьте, езжайте)

Вы ездите (неправильно ездийте, ездьте)

Вы положите (неправильно положьте)

Вы кладите (неправильно ложьте)

Вы бегите (неправильно бежите)

Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:

Ездить – я езжу, он ездит

Лазить – я лажу, он лазит (не лазиет!) Лазать – я лазаю, он лазает

Жечь (зажечь, поджечь, разжечь) – я жгу, ты жжешь, он жжет, мы жжем, вы жжете, они жгут

Печь (испечь, запечь) – я пеку, ты печешь, он печет, мы печем, вы печете, они пекут

Беречь (сберечь) – я берегу, ты бережешь, он бережет, мы бережем, вы бережете, они берегут

Стеречь – я стерегу, ты стережешь, он стережет, мы стережем, вы стережете, они стерегут

Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ

Одеть (кого?) ребенка, куклу.

Надеть (на кого? на что?) на ребенка пальто.

Не следует использовать в речи следующие конструкции: «Я извиняюсь» (это можно понять так: «я извиняю себя»; именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс «СЯ»). В этом случае правильно было бы сказать: «ИЗВИНИТЕ (ПРОСТИТЕ) МЕНЯ».

Нормативное употребление глаголов ЗАКОНЧИТЬ – ОКОНЧИТЬ:

ЗАПОМНИ: закончить работу, дело; но окончить школу, университет. Не следует употреблять выражение «закончить школу».

Нормативное употребление глаголов ОПЛАТИТЬ – ЗАПЛАТИТЬ:

Глагол оплатить употребляется без предлога.

ЗАПОМНИ: оплатить проезд, обучение, но заплатить за проезд.

Слова ЛОЖИТЬ в русском литературном нормативном языке нет. Глаголы ПОЛОЖИТЬ, СЛОЖИТЬ, ОТЛОЖИТЬ без приставок не употребляются. Правильно следует говорить: «НЕ клади шапку на стол».

Нормативное употребление глаголов «ВЫХОДИТЬ / ВЫЙТИ» и «СХОДИТЬ / СОЙТИ».

С приставкой с (со) + предлог С имеет значение «идти по поверхности сверху вниз» (например, сходить с горы). Поэтому сказать: сойти с автобуса; это значило бы, что вы идете с крыши автобуса по его поверхности.

Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение «выйти из помещения», то есть изнутри наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: выйти из автобуса.

Запомни нормативное употребление следующих глаголов:

ПОСТРИЧЬСЯ (в этом варианте нет приставки ПОД)

ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД)

НАСМЕХАТЬСЯ (= поднять НА СМЕХ)

ПОДЧЕРКНУТЬ, но ПОЧЕРК

Окончания существительных Окончания существительных

во множественном числе во множественном числе родит падежа

Отряд: партизан, солдат, гусар, драгун;

помидоров, томатов, лимонов.

ЗАПОМНИ (НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ): БАСЕН, БАШЕН, БРЫЗГ, МНОГО ДЕЛ, ВАФЕЛЬ, ЖАБР, КОПЁН, КУХОНЬ, МАКАРОН, МАНЖЕТ, НЯНЬ, ПЕТЕЛЬ, СЕРЕГ, СПЛЕТЕН, ТУФЕЛЬ, ЦАПЕЛЬ, ШПРОТ, ЯБЛОНЬ, БАШЕН, БАСЕН.

ЗАПОМНИ (ОКОНЧАНИЕ ОВ): БРОНХОВ, ГРАММОВ, ГЕКТАРОВ, ГЕОРГИНОВ, ДЕБАТОВ, КАРАТОВ, КИЛОГРАММОВ, НЕРВОВ

Список слов с нормативным окончанием и (ы): векторы, ветры, возрасты, выговоры, грифели, джемперы, драйверы, инструкторы, инспекторы, конструкторы, контейнеры, лекари, месяцы, плееры, полисы, почерки, прожекторы, пудели, редакторы, ректоры, свитеры, склады, слесари, слоги, табели, тракторы, тренеры, флигели, шоферы.

Слова с нормативным окончанием а (я): векселя, веера, вороха, кителя, кузова, окорока, тенора, тополя, флюгера, хутора, штабеля, штемпеля,

Следует запомнить следующие формы:

Корпусы (часов) – корпуса (здания) Мужи (государственные) – мужья (в семьях)

Зубы (у человека, животных) – зубья (у пилы) Пропуски (занятий) – пропуска (документы)

Ордены (РЫЦАРСКИЕ) – ОРДЕНА (награды) Образы (художественные) – образа (иконы)

Лагери (политические группировки) – лагеря (туристические)

Дно – донья. Курица – куры. Человек – люди. Ребенок – дети. Полено – поленья. Судно – суда.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ во множественном числе родит падежа

Употребление несклоняемых имён собственных:

издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко.

Хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну; страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь); старый (город) Тбилиси, (город) Сухуми, красивый евро; широкая (река) Миссисипи, (река) Янцзы, (река) Хуанхэ; новое метро, кашне, пальто.

Нормативное образование сравнительной степени имен прилагательных

К основе исходного имени прилагательного прибавляются следующие суффиксы: ЕЙШ, АЙШ

Состоит из двух слов:

Более + начальная форма прилагательного

Примеры: Красивая – БОЛЕЕ красивая Тонкий – БОЛЕЕ тонкий

Состоит из двух слов:

САМЫЙ + начальная форма прилагательного

НАИБОЛЕЕ + начальная форма прилагательного

Примеры: Красивая – САМАЯ красивая

Умный – НАИБОЛЕЕ умный

Следует избегать ошибок при образовании степеней сравнения имён прилагательных.

Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

Ошибочными являются следующие образования:

А) Она более умнее, чем он.

Правильные построения этого предложения: Она более умная, чем он Она умнее, чем он.

Б) Это самая высочайшая в городе башня.

Правильные построения этого предложения: Это самая высокая башня в мире. Это высочайшая башня в мире.

Помни! Бойкий – бойчее и бойче, гибкий – гибче, гладкий – глаже, глубокий – глубже, горький (опыт) – горше, горький (на вкус) – горче, дикий – диче или дичее, ловкий – ловче или ловчее, мелкий – мельче, узкий – уже, хлёсткий – хлестче

В современном языке буква н добавляется, если местоимение стоит после любого из простых, или первообразных, предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через), а также после многих наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых других, употребляющихся с родительным падежом). (Однако с такими предлогами, как внутри, вне, местоимения употребляются в основном без вставки начального н.): без него, для него, к ней, перед ней, внутри её, внутри его, вне её, вне его

Не добавляется н к местоимению также после предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом; ср.: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им; также: благодаря ему.

Не требуют после себя вставки н также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного, например: в отношении его, при помощи её, не в пример им, в противовес ему, по поводу её, за исключением их, со стороны его, по причине её; также: наподобие его, насчёт их.

Не добавляется начальное н в тех случаях, когда местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия, например: старше его, выше её, лучше их.

Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы (с начальным н и без него), например: у всех их – у всех них, для всех их – для всех них, за всеми ими – за всеми ними, над всеми ими – над всеми ними.

В случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова, например: между вами и ими – между вами и ними, между мной и им – между мной и ним. Ср.: Видишь разницу между нами и ими…

Со словами КТО и ЧТО – сказуемое ставится только в ед.ч.! У тех, кто выступает против меня, будут проблемы Все, кто не знает ответов, должен покинуть игру

Притяжательные (чей?): их дом, его решение, её тетрадь

Имя числительное. Склонение числительных

Различай! Количественные числительные (сколько?) Порядковые числительные (который по счету?)

При склонении количественных числительных склоняются все корни сложных слов

И. двести восемьдесят пять

Р. двухсот восьмидесяти пяти, трехсот, четырехсот, пятисот, шестисот (как «нот»)

Д. двумстам восьмидесяти пяти

Т. двумястами восьмьюдесятью пятью

П. о двухстах восьмидесяти пяти

Числительные сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста имеют форму сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста во всех косвенных падежах ( сорока карандашами, в ста метрах, к полутора литрам).

Порядковые числительные: склоняется только последнее слово до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года) в две тысячи пятьсот девяносто седьмом (году) (Вспомни, в каком году ты родился)

Собирательные числительные не употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола: двое учеников, но две ученицы

Языковые нормы (весь банк)

1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

килограмм ЯБЛОК СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье голос более ЗВУЧНЕЕ языки ПЛАМЕНИ

3.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КЛАДИ на стол ПЯТЬСОТЫЙ заказ пара САПОГ БЛИЖАЙШАЯ станция наши ИНЖЕНЕРЫ

4.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Запишите слово правильно .

СТРИЖЁТ клиентов ПЯТЬСОТЫЙ заказ две пары БОТИНОК

БЛИЖАЙШАЯ станция нет ВРЕМЕНИ

5.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

ШЕСТИСТАМИ учебниками ПОЕЗЖАЙ вперёд спелых АБРИКОСОВ

ТОНЬШЕ нитки через ПОЛТОРА месяца

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

много спелых ВИШЕН нет ПОЛТОРАСТА рублей

ПОЕЗЖАЙ вперёд крыжовник слишком КИСЕЛ сухие ПОГРЕБА

7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году заводские ПРЕССЫ

картина БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ СТРИЖЁТ волосы наши ПАСПОРТА

8.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно: береговые катера скоро выздоровеет трое братьев у новых туфлей

9.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

1) пара сапогов 2) гораздо лучше 3) четырьмя способами 4) лягте

10.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пускай читают 2) сильнее всего 3) в двух тысяч четвертом году 4) их встречи

11.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

вкусные ТОРТЫ посмотрел более СТРОЖЕ ПОПРОБУЕМ помочь

не ЕЗДИТЕ быстро ЧЕТВЕРО учеников

поднялся более ВЫШЕ ПОЕЗЖАЙ вперёд ЧЕТВЕРО саней

ПОПРОБУЕМ решить нет ВРЕМЕНИ

13.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

у ИХ сестры пить из БЛЮДЕЦ нет САПОГОВ ещё БОГАЧЕ ТРОЕ друзей

14. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Определяя значение непонятных слов,

1) мной овладели сомнения. 2) обращайтесь к словарю.

3) учитывается контекст. 4) некоторые из них оказались многозначными.

15.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

1) четырьмястами строчками 2) полощущий бельё 3) все директора гимназий 4) более выше

16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) шестьюстами учебниками 2) едь вперёд 3) спелых абрикосов 4) жёстче дерева

17.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

1) мокла под дождём 2) косвенных падежов 3) чудеснейшим образом 4) здоровые дёсны

18.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

1) чудеснейший 2) много вишен 3) две седьмых 4) сади дерево

19.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

1) много облаков 2) хорошо проповедовает 3) поезжай 4) с двумястами бойцами

20.Укажите ошибку в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) консервов 2) в двух тысяч первом году 3) семеро смелых 4) лечащий врач

21.Укажите ошибку в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) более красивый 2) день именин 3) менее семьдесят пяти рублей 4) поезжайте завтра

22.Укажите ошибку в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) семьюдесятью способами 2) сто тонн 3) пробежи сто метров 4) интереснее всех

23.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

1) вкусные торта 2) в аэропорту 3) моложе брата 4) в трехстах метрах

24.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

молодые бухгалтеры ихней работой в течение тридцати пяти минут дамских туфель

25.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

оденьтеся теплее пятеро студентов с пятьюдесятью рублями спелых абрикосов

26.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

машет рукой шестьюстами рублями способные инженеры ихние книги

27. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

в ста семидесяти восьми томах не машите руками шире килограмм макаронов

28.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

килограмм вафель семьюдесятью процентами ехай в Подмосковье более резкое движение

29.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

без вишен более труднее около двух тысяч человек испеки пирог

30.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

около пятиста фотографий поезжайте в город пара носков наиболее уместный

31.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

лягте на коврик в шкафу пара варежков к трёмстам сорока четырём избирателям

32.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

Лягте пятьюстами тридцатью тремя метрами почётные титулы менее слаще

34.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

Разъехайтесь банка сардин почти в ста странах длиннее

35.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

1) на обоих берегах 2) заморозков 3) длиннее 4) ехайте быстрее

36. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) молодые повары 2) тончайший

3) шестьюстами двадцатью тремя каталогами 4) комплект полотенец

37. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в две тысячи седьмом году 2) лягте 3) несколько абзацей 4) наиболее мягкий

38.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Экологи неоднократно отмечали о том, что проблема охраны лесов сегодня особенно важна.

2) Участник дискуссии подтверждал свои выводы убедительными фактами.

3) Все, кто любит поэзию, знают Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.

4) О «Вишнёвом саде» Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.

39. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пять килограммов риса 2) ляжьте 3) дальние деревни 4) свыше семисот пятидесяти тысяч

40. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) тремястами дисками 2) лягте на спину 3) пара носков 4) более честнее

41. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) гора апельсинов 2) попробует торт 3) ихние дела 4) более честно

42. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) опять исчез 2) к ста пятидесяти четырём граммам 3) новых туфель 4) ихние трудности

43. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) бдительные сторожа 2) прилягте на диван 3) более пятисот рублей 4) на ширине плечей

44. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) поезжайте 2) застигнула 3) в получасе езды 4) с ней

45. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) лягте (на пол) 2) их работа 3) горячие супы 4) шестистами учениками

46. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) поезжайте быстрее 2) двумястами семьюдесятью задачами 3) их взгляды 4) рота солдатов

47. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) семи тысячами 2) напои меня водой 3) подбросить углей 4) лягте на пол

48.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) тоньше волоса 2) пара сапогов 3) в две тысячи восьмом году 4) поезжай домой

49. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) старые конюхи 2) выйди на дорогу 3) нет ясель рядом 4) около двухсот автомобилей

в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году рота СОЛДАТ

картина БОЛЕЕ КРАСИВАЯ СТРИГЁТ волосы наши ПАСПОРТА

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять ПИХТ задача более ЛЁГКАЯ более ДВЕ тысяч человек ИСПЕЧЁМ пирог рота СОЛДАТ

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд за СЕМЬЮ замками пачка МАКАРОН

в ДВУХТЫСЯЧНОМ году этот торт более ВКУСНЕЕ

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

этот вариант БОЛЕЕ УДАЧНЫЙ ПОЕЗЖАЙ быстрее

молодые ОФИЦЕРЫ в ДВЕ тысячи пятом году мало ВРЕМЯ

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) полки для кухонь 2) красивее дочери

3) опытные инженера 4) в тысяча девятисотом году

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять ЯБЛОК пара ПОЛОТЕНЕЦ ЛЯЖЬТЕ на спину

в ТЫСЯЧА пятьдесят первом году звонкие КОЛОКОЛА

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара чулок 2) звончее 3) известные лекторы 4) Изрешечённый

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) едь быстрее 2) на ширине плеч

3) молодые инженеры 4) свыше трёх тысяч человек

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) семьюдесятью помощниками 2) ехай прямо 3) капает со свечей 4) наиболее удачн

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) их мнение 2) колышет 3) квалифицированные лекторы 4) в двух тысячи четвёртом году

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) восьмиста страниц 2) прополощи бельё 3) подпишите договоры 4) на их тетрадях

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) их часы 2) в две тысячи девятом году

3) воздержаться от комментариев 4) посадили двадцать яблоней

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *