прости меня ради христа
В память всех святых
Мы точно знаем, как мы окончим неделю. Знаем, что будет в пятницу вечером, и куда мы отправимся на выходные. Знаем, чем приблизительно окончится месяц и год. О смерти и итоге жизни думается плохо. А вот о жизни после смерти мы вообще отказываемся думать. Наш услужливый и живой ум тут изнемогает и словно засыпает при размышлениях о вечной жизни. Думать о своем месте в Раю грешно, вот и выбирают люди нары по росту в Аду.
В нашей традиции думать и мечтать о Рае — дурной тон, который свойственен самосвятам и людям, впавшим в прелесть. Духовные наставления всячески остерегают человека от дерзких попыток найти себе место рядом со Христом. Очень характерно выразил эту тенденцию преподобный Силуан Афонский:
— Держи свой ум во Аде и не отчаивайся.
Как можно в Аде не отчаиваться? Как можно поместить туда ум или душу, в эту холодную бездну, лишенную Бога, наполненную льдом отчаяния и огнем злобы, и не отчаяться? Откуда в этой черной пропасти может родиться надежда, и как там может проблеснуть луч любви Бога? Понятно, что святой говорил о надежде и доверии Богу, и то, что он выстроил фразу в принятых тогда понятиях и терминах. Но эти слова вне традиций и культуры Афона выглядят ненормально, как рыба на берегу.
Существуют две причины, отталкивающих человека от Рая: внешняя и внутренняя.
Внешняя состоит в свидетельствах о святых, содержащихся в житии и графическом изображении.
Икона – это набор художественных приемов, выработанных Церковью, для отображения преображенной действительности. Но почему тогда святые изображаются стариками, с лысинами, в шлепанцах, а ангелы – в римских сапогах? Можно подумать, что в Раю дают римскую одежду. Почему святые на большинстве икон сердитые, напряженные, скованны набором дежурных театральных поз? Как писал преподобный Силуан Афонский: «Современные иконописцы святых пишут немцами».
С эстетической точки зрения иконописание — это прекрасный пласт рафинированной культуры. Но как-то из драматургичной иконы Рима и Византии, где лики чрезвычайно выразительны и участвуют в диалоге со зрителем, поздние иконы превратились в разновидность декоративно-прикладного искусства, где лики, фигуры, сюжеты стали подобны узору на обоях.
Штамп и бездумное копирование высушило икону и чрезвычайно гипертрофировало образ святых. Они выросли до небес. Они попали в нереальное пространство обратной перспективы, в котором часть предметов искажена этим приемом, а часть подана в нормальной проекции. Что за графическая каша перспектив на плоскости, внутри царства плоскостей? И кажется, сделано все, чтобы воздвигнуть стену между зрителем и образом. Иконописный подвиг, изображаемый на досках, достиг границы монофизитства, когда кажется, что это житие не человека, но бесплотного духа. «Куда нам до них», — скажет молящийся христианин и, лишенный надежды на спасение, опустит свой ум в Ад.
Вполне понятно, что клише агиографических штампов преследовало лучшие цели. Литературный штамп выравнивал неумелость писателей житий, рафинировал образ до безукоризненного, служил к поучению. Но неожиданно вышло так, что эти штампы стали доминировать. Они стали настолько сухими и безжизненными, что в них различаются только подставляемые имена. А общее впечатление складывается из того, что люди попавшие в святцы, это и не люди, а ангелы во плоти или какие-то небожители, посланные в командировку на Землю. Их образы настолько далеки от обыденной реальности, что не вызывают никаких эмоций о возможности повторить путь их святости.
Возможно предположить, что мир, предлагаемый такими клише, либо бесконечно далек от нашей жизни, либо он иллюзорный, созданный, однако, из самых лучших побуждений, для назидания потомства. И только изредка прорываются прижизненные свидетельства личной жизни, оставленные самими святыми, как, например, книга святителя Григория Богослова «De vita Suo». Там совсем не так гладко, как живописуют агиографы. Причем, это подлинные слова Божьего угодника. Сегодня стало очевидным, что в творчестве современных мастеров иконографии форма приобрела главенствующую роль и диктует содержание.
Слава Богу, двадцатый век привнес свежую струю в этот застой. Жития новомучеников полны текстами реальных узнаваемых жизненных ситуаций. Материалы допросов в ЧК, последние слова перед смертью, описания жестокого быта репрессированных христиан взламывают многовековую преграду и вселяют в нас надежду о возможности подвига и для нас. Дневники святого праведного Иоанна Кронштадского дают образ человека, с трудами двигающегося к Раю. А записки преподобного Силуана Афонского раскрывают внутреннюю драматургию души, любящей Бога.
Прижизненные фотографии преподобномученицы Елизаветы Федоровны, особенно та, где она снята в белом апостольнике и в профиль, не превзойдены ни одним иконописцем. Никому не удалось передать кистью эту воздушную тонкость образа, сфотографированную (. ) святость. Фотокарточки русских новомучеников – небывалый в истории вклад в раскрытие образа святости. Если бы у нас были подобные изображения мучеников и великомучеников Рима, Византии и Турции, как обогатилась бы наша культура и наша душа. Эти русские фотографии – уникальный вклад во всю христианскую Церковь. Они — свидетельство небывалой силы, открывающей нам реальную святость. Свидетельство о ВОЗМОЖНОЙ и доступной святости.
Когда смотришь на человека, то видишь определенный психологический тип, и примерно представляешь его реакцию в жизни. То же самое с фотографиями новомучеников. В сочетании с их житием они дают ключ к тому, как рождается святость, и как она достигает полноты. И оказывается, что святость не только достижима, но она прекрасна, животворна, желанна и, главное, она рядом.
Когда просматриваешь фотографии новомучеников, взятые из тюремных дел, то невольно вздыхаешь: «Какой прекрасный народ. Как их много. Как бы хорошо быть среди них». Семья святых — она вся такая.
Мы все этого рода изначально. И Бог все делает для того, чтобы мы вернули себе благодать, данную Адаму при рождении. А мы часто делаем все для того, чтобы вырваться из Его отцовских рук и напакостить себе и людям. Размышления о нашей небесной родне должно ранить душу красотой их облика. Их поступки должны очаровать их благородством, великодушием и силой. А место, где они пребывают сейчас, должно показаться прекрасным.
Но что важно – стартовая площадка в Рай находится в пространстве нашей обычной жизни, которая совсем не похожа на пейзажи и города, изображаемые на иконах. Россия — страна вполне приличная для спасения. Неправильно думать, что святость могла быть только в прекрасной Византии, в великом Риме и на Святой Руси. Двадцатый век показал, что она может быть даже в СССР, и даже в ГУЛАГе.
Святость многогранна. Русская святость имеет ту особенность, что она, в большинстве случаев, совершилась внутри социума. Наши святые очень редко спасались в одиночку. Преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадский, Симеон Верхотурский спаслись среди людей. У нас редок был тип одиночной святости отшельников Египетских пустынь. У нас редок тип святости апостольской. Большая часть наших святых сперва искала аскезы, а потом шла обратно в мир. Это повторное вхождение в мир имело целью его преображение. Оно свидетельствует о том, что русские святые понимали страну и народ, как единую семью, устремленную к небу.
Русский тип святости – это деятельная любовь. Для них имело смысл не только спастись самому, но спасти Божий народ, паству размером с Русь. Это очень важная и упорно забываемая особенность русской святости, которая предполагает и нашу собственную внутреннюю миссию. Понимание этой особенности — прививка от духовного аутизма и нездоровой рефлексии. Мы, живя среди верующих и неверующих, должны, по сегодняшнему евангельскому слову, исповедовать Христа перед нашими ближними. Это как работа с евангельскими «талантами». Поэтому жизнь в этой стране, с этим народом, внутри отдельной семьи совсем не помеха к спасению, как это часто пишут. Святость и бесы гражданства не имеют.
Ключ к святости дает сегодняшнее Евангелие. Он в исповедовании Бога пред людьми. Интересно, а как мы можем это сделать реально? Перекрестить пирожок в кафе, поклониться, проходя мимо храма, попросить благословения у монаха на улице, одеть черную рубаху, или отказать от колбасы и вина на корпоративе? Нет, путь к Богу приятнее и красивее. Описания этих путей собраны в житиях святых. В них сотни тысяч примеров прекрасной и чистой жизни. В них тысячи разных, казалось бы, безнадежных ситуаций, которые они обратили во славу Божию. Среди историй сонма святых всегда можно найти и выбрать путь, близкий именно мне.
В нашей жизни бывают моменты, когда мы святы, а бывает, когда нет. Простил Христа ради, подал Христа ради, полюбил Христа ради – в эти мгновения благодать преображает нас, и мы святы, и светлы. Украл, нахамил, разозлился, опился вином, дал кредит под драконовские проценты, положил работнику нищенскую зарплату, живешь на две семьи – святость ушла. Кто-то свят секунду, кто-то час, кто-то всю жизнь. Есть люди наполовину святые, и есть напрочь отвергнувшие Рай. Но чаще у нас в голове идут волнами приливы духовной адекватности. То милый и ласковый, то грубый и злой.
Нужно стараться растянуть секунды просветления в часы, годы и жизнь. Одним усилием воли этого нельзя сделать. При помощи благодати, даваемой в таинствах, и благодати, берущейся от добрых дел, святость укореняется и растет, как дерево. Дерево надо поливать водой, а душу надо удобрять милосердием. Сами добрые дела нужно искать, а не ждать, пока будут посланы или случайно найдены. Так неспешно жизнь становится светлой и счастливой. Человек начинает ходить перед Богом, видит и слышит Его глас сердцем, и такому чистому праведнику Христос открывает двери Рая.
Святые появляются не тогда, когда соберется комиссия по канонизации. Святость, как мы видим на примере святых, не данность, а процесс. Она развивается как растение, из зерна в древо. Люди рождаются под рукой Божией примерно одинаковыми. Становятся же святыми в течение всей своей жизни, как, например, Иоанн Крестьянкин, как тысячи праведников, живущих сегодня рядом с нами. Если присмотреться, то их можно увидеть, поговорить, и чему-то научиться от них. Умение видеть святость приносит уникальную возможность учится ей не только на литературных примерах, но вживую. Не только общение, но даже память о святых благодатна и подобна лекарству, которое, как антибиотик, убивает бациллы греха.
Таким образом, мы видим, что наша страна, наша семья и наше естество — вполне достаточный набор для спасения и вхождения в Рай. А святые – свидетели того, что к Господу идет много разных путей, и Господь имеет много разных небесных обителей по мере каждого из нас. Мы рождены к святости. А также очевидно, что иногда бываем святы, но сомневаемся и боимся себе признаться в том, что святость – наш удел. В этой трусости и лени причина плохой и унылой жизни здесь и Там. Нужно осознать необходимость движения по этому пути как цель жизни. Нам незачем всю жизнь тратить время понапрасну и готовиться в ад. В планы Бога не входит такая подготовка. Он ждет нас в другом месте и с другим опытом.
Сотни тысяч свидетелей милости Божией, прошедших земное поприще и переселившихся в Рай, вдохновляют нас на пути к святости, говоря нам:
— Приди! С нами хорошо. С нами Бог. Посмотри, как мы это сделали. Ты это можешь. Старайся, и получится так, как это получилось у нас.
Сам Бог говорит: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
«Какой это великий небесный день Божий. »
Успели ли настроиться на Великий пост?
. В молитвах и трудах повседневных быстро пролетело время. Успели ли мы настроиться на Великий пост, всех простить и у всех попросить прощения?!
На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. Государи просили прощения у своих подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
С закатом солнца, но до того, как погаснет вечерняя заря, ходили православные от дома к дому с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощения. Особенно у тех, кому чаще других наносили в году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня Христа ради!» отвечали: «Бог простит! Меня прости Христа ради!»
В своей знаменитой книге «Лето Господне» великий русский писатель Иван Шмелев пишет:
Древняя традиция
Чин прощения берет свои истоки из монастырской жизни египетских монахов. Они на время Великого поста усиливали подвиг молитвы и готовились к светлому празднику Пасхи, расходясь по дебрям и пустыням для уединенных подвигов, а затем обыкновенно возвращались в монастырь.
Монахи понимали, что могут и не вернуться: кто-то мог быть растерзан дикими зверями, кто-то погибнуть в безжизненной пустыне. И потому прежде, чем расстаться, они просили друг у друга прощение за все вольные или невольные обиды как перед смертью. И, конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что эта их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения, чтобы быть примиренным со всеми и благодаря этому прощенным Самим Богом.
Простившие и прощенные
Увы, в современном обществе ожесточение нередко преобладает над сочувствием, люди настроены друг ко другу враждебно, в то время как Церковь призывает относиться к человеческим слабостям снисходительно, без осуждения.
Сколько оскорбительных, обидных слов мы слышим вокруг, а ведь за каждое слово придется держать ответ. Но мы часто «видим сучок в глазу брата своего, а бревна в своем не замечаем», напоминает Церковь евангельский пример, призывая «от всего сердца, а не формально попросить друг у друга прощения и самому простить».
. И ныне в Прощеное воскресенье в православных храмах после вечернего богослужения совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
Приготовление к Великому посту
Масленица интересна и богата как яркое проявление народной праздничной культуры. Но, к сожалению, в широко распространенных у нас представлениях об этом празднике, в современных попытках воспроизводить по всей России какие-то его элементы отражена только развлекательная часть масленичной недели.
В Прощеное воскресенье Церковь дает наставления верующим относительно правильного поведения во время Великого поста и призывает прихожан покаяться друг перед другом, помириться и простить всё накопившееся, чтобы вступить в пост с чистой душой.
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. »
В Евангелии от Матфея Христос положил своими словами начало этой традиции. В Прощеное воскресенье полагается посещать могилы родных и друзей, дабы еще раз попросить прошение и у них. Прощать и просить о прощении. Это два самых великих качества, принадлежащих человеку. Оба требуют напряжения веры и воли. Оба требуют подвига любви, света разума, зоркой мудрости.
Потеряв первозданную свободу, человек отдал себя в рабство. Рабство греху, который стал мерой расстояния от Бога, увеличивающееся в наши дни, когда попирается само понятие нормы.
Спасение от этого рабства принес Христос-Богочеловек. Этим исполнилось обещание Божие о пришествии в мир Того, Кто будет победителем над злом, грехом и смертью. Он примирил человека с Богом. И, закончив Свой подвиг, оставил человеку новое обещание, заключил с ним Новый Завет о Втором Своем Пришествии в мир «судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца». Вот для чего пост. Для того, чтобы постоянно готовиться к достойному восхождению в это Царствие.
С этого момента верующие должны строго соблюдать чистоту телесную и душевную и впредь уже никого не осуждать.
Святые и подвижники благочестия о прощении ближних
Преподобный Ефрем Сирин | Святитель Иоанн Златоуст |
Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой. Бог не примет тебя.
Преподобный Ефрем Сирин
Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.
Святитель Иоанн Златоуст
Преподобный Исидор Пелусиот | Святитель Игнатий (Брянчанинов) | Святитель Феофан Затворник |
Преподобный Исидор Пелусиот
Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Святитель Феофан Затворник
«Простите Христа ради!»: Прощёное воскресенье. Церковный календарь на 14 марта
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.
14 марта (1 марта по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Неделя сыропустная (последний воскресный день перед Великим постом, в который на трапезе ещё допускаются молочные блюда, яйца и рыба). Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье (по древней церковной традиции все христиане в этот день испрашивают прощения друг у друга, это делается для того, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой). В Русской Православной Церкви сегодня, помимо заговенья на Великий пост, совершается память 24 известных по именам святых.
Стоит напомнить, что во всех православных храмах в этот день совершается древний церковный Чин прощения, когда даже Предстоятели Православных Поместных Церквей, включая и нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, коленопреклонённо просят прощения у своей многочисленнной паствы. И мы также делаем глубокий земной поклон, испрашивая прощения, молитв и благословения на Великий пост. Это побуждает избавиться от одних из самых главных грехов, отдаляющих нас от Бога: гордыни и порождаемого ею злопамятства. От неспособности прощать, а, соответственно, и самому испрашивать прощения у тех, кого вольно или невольно мы могли обидеть.
Преподобный Мартирий Зеленецкий. Русский святой XVI – начала XVII столетий, уроженец Великий Лук. Рано осиротев, будущий старец стал учеником и духовным чадом старца Боголепа в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре, где и сам, когда подрос, принял монашеский постриг. Ещё в юные годы отец Мартирий сподобился особой милости от Пресвятой Богородицы, явившейся ему на огненном столпе. В поисках иноческого уединения будущий старец уходил в пустынное место за 60 вёрст от своей обители, после чего по благословению старца Боголепа отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии, а затем – в Тихвинскую обитель. Но и здесь отец Мартирий не задержался, направившись в пустынь, именовавшуюся Зелёной. Вот как описывает этот период монашеских подвигов старца его Житие:
Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз – плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег. Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в неё стали приходить многие, не только чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю – «Зеленой Мартириевой пустыни».
В 1570 году от Рождества Христова уже немолодой отец Мартирий был рукоположен в священнический сан, а уже в 1582 году он упоминается как игумен основанной им обители, официально утверждённой царём Феодором Иоанновичем ещё 13 лет спустя. К этому времени преподобный уже был широко известен своими чудесами и исцелениями, а также особым даром духовных наставлений. Достигнув глубокой старости, он предсказал свою блаженную кончину, приготовив себе гроб и собственноручно ископав могилу. Старец Мартирий отошёл ко Господу в 1603 году от Рождества Христова со словами: «Мир всем православным».
Преподобный Мартирий Зеленецкий. Фото: www.pravoslavie.ru
Преподобномученица Евдокия. Святая страдалица II столетия, принявшая мученический венец в 152 году от Рождества Христова, в период царствования в Римской империи императора-язычника Антонина. Десятилетиями ранее будущая святая старица сама была богатой язычницей, нажившей свои богатства греховным способом – торговлей собственным телом.
Преподобномученица Евдокия. Фото: www.pravoslavie.ru
Мученики Нестор и Тривимий Памфилийские (III), мученица Антонина Никейская (III–IV), мученики Маркелл и Антоний. Раннехристианские святые страдальцы, принявшие мученические венцы в этот день в разные века языческих антицерковных гонений.
Преподобная Домнина Сирийская. Святая V столетия, ученица преподобного Марона, чья память совершалась 27 февраля по новому стилю. Святая Домнина устроила бедную хижину в саду своей матери, где непрестанно молилась и питалась только размоченной чечевицей. Ежедневно утром и вечером преподобная посещала богослужения в храме, скрывая от всех своё лицо покрывалом. Её голос, согласно Житию, был «звучным и выразительным, и слова её всегда сопровождались слезами». Святая старица преставилась ко Господу около 450–460 годов от Рождества Христова.
Преподобная Домнина Сирийская. Фото: www.pravoslavie.ru
Преподобномученица Ольга (Жильцова) (1937), священномученики Василий Никитский, Петр Любимов, Иоанн Стрельцов, Вениамин Фаминцев, Михаил Букринский, пресвитеры, преподобномученик Антоний (Корж), иеродиакон, преподобномученицы Анна (Макандина), Дария (Зайцева), Евдокия (Архипова), Александра (Дьячкова), Матрона (Макандина), мученик Василий Архипов, мученица Надежда Аббакумова (1938), священномученики Александр Ильенков (1942) и Василий Константинов-Гришин (1943), пресвитеры. Православные священнослужители, монашествующие и миряне, пострадавшие в годы советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Поздравляем православных христиан с Прощёным воскресением, завершением масленицы и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Но самое главное – сегодня мы испрашиваем прощения у всех наших зрителей и читателей, произнося самые главные слова Прощёного воскресенья: «Простите меня Христа ради!»