пролежал на печи так про обед помолчи
Конспект урока тема: « Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне». (3 класс)
Муниципальная средняя общеобразовательная школа №31
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля
тема: « Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне».
Учитель начальных классов
Зиязова Татьяна Александровна
Тема: Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне.
формирование представления учащихся о проверочных и проверяемых словах;
закрепление умения различать парные звонкие и глухие согласные;
развитие речи, памяти, внимания и творческих способностей;
формирование интереса и позитивного отношения к предмету «Русский язык» через использование компьютерных технологий.
воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.
1. Организационный момент.
— Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи.
— Мы отправляемся с вами в очередное путешествие. Итак, в путь…
— А чтобы оно у нас началось, нужно очень красиво и без ошибок списать с доски.
Сказка сказочка сказочник
— Как называются эти слова? (однокоренные)
— Подчеркните известные орфограммы.
3. Новая тема урока.
Наблюдение над смыслом слова, его произношением и написанием.
— Ребята, а вы поняли? Объясните, почему произошла эта путаница?
— Какой вывод можно сделать?
— Звонкие парные согласные на конце слова оглушаются. Произношение и правописание парных согласных не совпадает. Значит, такие согласные надо проверять.
— Итак, с какой орфограммой мы начинаем работать?
— Попробуйте сформулировать тему урока.
Сообщение темы урока.
— Какие цели поставим на сегодняшний урок?
(Научиться писать без ошибок слова с парными согласными,
Разобраться в том, какие слова называются проверочными,
Научиться подбирать проверочные слова,
Научиться преодолевать трудности…..)
Актуализация знаний учащихся.
— Я предлагаю вам заполнить табличку, чтобы вспомнить наши парные согласные.
— Давайте сверимся с доской.
— Что вы знаете о парных согласных?
— В каком случае согласный находится в слабой позиции?
— В каком случае согласный находится в сильной позиции?
(Если за ним следует гласный.)
— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными?
( Чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными, их надо проверять.)
— Хорошо, давайте запишем слова, о которых говорили дети в тетради, впереди не забудьте написать проверочные слова из стихотворения.
Мы отправились на пруд,
На тропе валялся прут.
Вот пруды, а это – прутик,
И не путайте их, люди!
Как же нам проверить их?
— Какие же слова называются проверочными?
— В какой части слова находится наша парная согласная? Выделите корень
— Как образовались проверочные слова?
Алгоритм проверки парных согласных
Найти парную согласную в слабой позиции
Измени форму слова Подбери однокоренное слово
Поставь Поставь (используй уменьшительно-
слово слово-помощник ласкательные суффиксы:
Вспомните и запишите похожие пары, которые могут вызвать путаницу. Устно составьте с ними предложения.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
5. Закрепление изученного материала.
— Давайте вспомним, услышали ли вы в моём стихотворении слова с парным согласным звуком?
— Вспомните, пожалуйста, их и назовите.
— Что вы заметили? Где находится парная согласная в этих словах?
— Как же нам проверить парную согласную, если она находится в середине слова?
— Почему одинаковый способ проверки? Где находится эта орфограмма, в какой части слова?
— Запишите эти слова, не забудьте впереди писать проверочное слово.
Отработка способов проверки парных согласных в конце и в середине слова.
Упражнение 189, стр. 84.
— Прочитайте пары слов. Какие это слова? (Однокоренные)
— Назовите в словах буквы тех согласных, которые надо проверять.
— Спишите, выполните задание.
Перед выполнением задания поставьте себе по шкале самооценку.
Передайте тетрадь своему соседу. Проверьте, нет ли у него ошибок.
Ведь только помогая друг другу, мы сможем преодолеть все препятствия.
Взаимопроверка, подведение микроитога.
Электронная физминутка для глаз (дети следят за движением Колобка)
Итогом нашего урока будет творческая работа.
2 уровень – (индивидуально) Придумайте и запишите продолжение рассказа.
У бабушки в деревне большой …. Там на … зеленеет … и растет вкусная …. На … бабушка приготовила вкусный ….
Проверка: чтение учащимися получившихся текстов, проверка слов с парными согласными.
Работа со словарными словами, вставленных в тексты: мороз, обед.
— Деление слова на слоги, выделение орфограммы;
— Выяснение лексического значения слов.
— Подбор пословиц, поговорок, загадок, стихотворений.
(обед – приём пищи, обычно в середине дня.
Пища, приготовленная для этой еды.
Перерыв в работе в середине дня.
Происхождение слова. В древности обед означало время до и после еды. Поэтому оно построено от корня – ед- (еда) и при ставки об-.
Хорош обед после побед. Дорога ложка к обеду. Пролежал на печи, так про обед помолчи. Всякому нужен и обед и ужин.)
— Составление и запись предложений с новым словом.
Наше путешествие завершилось.
— Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
— Достигли ли мы цели урока?
— Чему научились на уроке?
( Проверять и писать парный согласный в слабой позиции.)
— Что надо делать, если сомневаешься в написании парной согласной?
( Их надо проверять. Нужно использовать алгоритм проверки парных согласных.)
— Что самое главное в алгоритме?
( После парной согласной в слабой позиции при проверке должна появится гласная буква)
— Вернитесь к минутке чистописания. Назовите мне проверочные слова.
— Какое слово необходимо было проверять?
— А какое задание вам показалось самым интересным?
— Какое задание вы выполнили с лёгкостью?
— А какое показалось самым трудным?
— Вы были трудолюбивы, все старались и я довольна вашими ответами.
2 уровень – подобрать и записать (с проверочными словами) 10 слов с парной согласной в корне слова.
3 уровень – подобрать 5 слов с парной согласной и составить с ними предложения, связанные между собой по смыслу.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-528491
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов
Время чтения: 1 минута
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Незнайка в Солнечном городе(отрывок)
Про алфавит
Берёза
Береза – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.
· Береза изгибалась до земли, спутницы наламывали ветки.
· Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова. (Пословица)
· Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.(Г. Ходырев)
Береза
Это дерево легко узнать. Кора на его стволе белая и гладкая. У березки гибкие ветки с красивыми листочками и сережками.
Ветер, ветерок
Ветер – движение потока воздуха в горизонтальном направлении.
· Не ветер бушует над бором.(Н. Некрасов)
· Ветер листья с веток
· Разогнал по свету. (И.Токмакова)
· За ветром в поле не угонишься.(Пословица)
Ветер плачет, ветер стонет,
Ветер воет, словно пес.
Прямо к нам он тучи гонит-
Вот, одну уже пронес.
Осень
Дует сильный ветер. Небо в тучах. Целый день идет частый дождик. Кругом лужи. Птицы улетают в теплые края. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора.
Город
Город – крупный населённый пункт, торговый, промышленный и культурный центр.
· Я вернулся в свой город, любимый до слёз…(О.Мендельштам)
· Город строят не языком, а рублеем да топором. (Пословица)
· С востока и севера город прикрыт холмами.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Всё же мне вас жаль немножко,
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьётся локон золотой. (А.С.Пушкин)
Главный город
Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.
Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.
Декабрь
Декабрь – двенадцатый месяц календарного года.
· Снег выпал в начале декабря
· Декабрь последний месяц года.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Декабрь
Раньше декабрь был десятым месяцем в году. Новый год праздновали 1 марта. Календарь изменили, но декабрь оставил себе на память частичку от слова «десять».
Дорога
Дорога – полоса земли, служащая для езды и ходьбы.
· Мы въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой. (М. Лермонтов)
· По дорогам шли и ехали люди. (Короленко)
· Всякая дорога вдвоем веселей. (Пословица)
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Завод
Завод – промышленное предприятие с механизированными процессами производства.
· Вставай! Иди! Гудок зовет,
И мы приходим на завод. (В. Маяковский)
· Когда на завод приходит заказ на новые детали, инженеры чертят чертежи, а модельщики делают по этим чертежам модели.(Н. Носов)
· Теперь был виден весь завод, раскинувшийся на много километров.(А. Толстой)
Мой завод — мой дом родной,
Как трудолюбивый рой.
Если мысли глубже, шире —
Наш завод важнейший в Мире.
Земляника
Земляника – травянистое растение с белыми цветками, дающее душистые кисло-сладкие ягоды розовато-красного цвета.
· Они пересекли луг, где когда-то в молодом ельнике цвели фиалки и алела земляника.
· Ради земляники земле поклонишься не раз.(Пословица)
Земляника под сосной.
Хорошо цвела весной
Земляника
Земляника созревает в июне или в начале июля. Ягоды у нее вкусные, душистые. Земляника любит солнце. Самые сладкие и сочные ягоды земляники можно найти на поляне или вырубке.
Капуста
Капуста – разновидность овоща, для которого характерно наличие большого количества сочных листьев, свернутых в кочан.
· Именно древние славяне придумали квасить капусту, чтобы сохранять ценный овощ до будущего урожая.
· Не верь козлу в капусте. А волку в овчарне.(Пословица)
Очень много хруста
Капуста
Холода наступали. У речки белела капуста. Капуста не боится заморозков. От холодов капуста соком наливается.
Картина
Картина – произведение живописи в красках.
· Дорога опять пошла в гору, а когда подъем кончился, перед глазами путешественников открылась картина, которой никому из них раньше не приходилось видеть. (Н.Носов)
· В лучах рассвета их глазам открылась страшная картина. (Ж. Верн)
· На том же гвозде висела и картина, в нижнем углу которой был изображен маленький красный петух. (А. Лингрен)
«КАР», – ворона прокричала.
Это слова лишь начало.
А конец слова без труда
Она найдёт на дне пруда.
Там на дне лежит ведь ТИНА,
А на стене висит …. (КАРТИНА).
Если видишь, на картине
Или ель и белый иней,
Или снежная равнина,
Называется пейзаж. (Кушнер А.)
Коньки
Коньки – узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.
· Мальчишек радостный народ
Коньками звонко режет лёд. (А. Пушкин)
· Мчусь как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки… (С.Чёрный)
· И он пошел надевать коньки.(Л. Толстой)
· Теперешние мальчики долго бы смеялись, увидев эти коньки. (К. Паустовский)
На катке
Блестят коньки, блестит каток,
Пушистый снег искрится,
Надень коньки свои, дружок,
Случай на катке
Стоял морозный солнечный денёк. У речки мальчики играли в снежки. Девочки лепили снеговика.
Витя выбежал на лёд на коньках. Тонкий лёд затрещал. Витя провалился в воду и закричал. На крик прибежал дядя Фёдор. Он бросил мальчику верёвку. Витя ухватился за неё и вылез из воды.
Лопата
Лопата – ручное изделие с рукояткой и широким плоским отточенным концом для копания.
· Папа взял лопату и вскопал огород.
· У нашей лопаты сломалась рукоятка.
· Чтобы землю вскопать,
Лопату в руки надо взять.
Лягушка
Лягушка – бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания.
· Нигде ни звука, полная тишина, весь мир точно уснул, редко-редко заквакает где-нибудь лягушка.(М. Твен)
· Во дворце зажглись окна, на другой стороне пруда заквакала лягушка.(Р. Сабатини)
· Неожиданно на берег выпрыгнула большая лягушка.(Л. Макмуртри)
Орел на лягушку обижен и зол.
Лягушкой хотел пообедать орел.
Лягушка взяла от него удрала.
Лягушка обед отняла у орла.
Зеленеют все опушки,
Малина
Малина – полукустарниковое растение со сладкими, обычно красными, ягодами, а также сами ягоды его.
· Спустя лето по малину не ходят. (Пословица)
· В долинах уже созрела черная смородина и лесная малина. (Д. Кервуд)
· Потом явились на сцену липовый чай, малина и мята. (Д. Мамин-Сибиряк)
Хлещет ливень по кустам,
Всю малину исхлестал,
За малиной
Наступил июль. Стоит сильная жара. Ребята идут в лес. Вот кусты малины. На кустах крупные душистые ягоды. Ольга любит малину. Вот и полная корзина ягод. Брат Никита несет корзину. Жара спала. Надвинулась темная туча. Ребята быстро бегут к дому.
Мебель
Мебель – предметы комнатной обстановки: столы, стулья, шкафы, диваны, кресла и т.п.
· Покончив с этой работой, я принялся мастерить себе мебель.(Д. Дефо)
· Сделанную из нее мебель невозможно было отличить от деревянной. (Н.Носов)
Много мебели в квартире
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
Старшие друзья
Рядом со школой открылся детский сад. Ребята готовили для малышей подарки. Девочки шили кукол. Мальчики делали игрушечную мебель. Нашлись и книжки с картинками. В садике был утренник. Малыши были рады гостям и подаркам
Месяц
Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли.
· Месяц праздничный январь
· Открывает календарь. (И.Гурина)
· Целый месяц я собирал для них маленький радиоприемник. (В. Каверин)
· Взошел месяц, и его свет отразился на поверхности океана. (А. Беляев)
· Потом прошла неделя, другая, месяц. (И. Бунин)
Месяц зимний и холодный.
Бродит волк в лесу голодный,
Спят в берлоге теплой мишки,
Месяц зимний и холодный.
Бродит волк в лесу голодный,
Спят в берлоге теплой мишки,
Скачут белые зайчишки
Месяц март
Метро
Метро – 1) подземная, наземная, надземная городская электрическая железная дорога; 2) станция метрополитена
· Мама ездит на работу на метро.
· Скажите, пожалуйста, как нам пройти к метро?
· Она крикнула шоферу, чтобы он свернул к метро. (А. Толстой)
Мои тетрадки спрятаны,
Иду в кино с ребятами,
Егор метро метром измерял,
В метро метр он потерял.
А вы метр в метро не встречали?
Мы искать его устали.
Метро
Метро – сокращение от слова «метрополитен», что по-французски значит «столичный». Первые метро строились только в столицах.
Мороз
Мороз – погода с низкой температурой воздуха.
· Хорошо здесь: и шелест и хруст;
С каждым утром сильнее мороз… (А.Ахматова)
· Погода была скверная, мороз усиливался. (Ж. Верн)
· Мороз не велик, да стоять не велит.(Пословица)
Пускай тебя щипнет мороз –
Смотри, не испугайся.
Мороз и солнце; день чудесный!
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись! (А.С. Пушкин)
Славный мороз
Солнце село. На голубом небе показалась луна, полная, большая, яркая. Хрипло залаял цепной пёс. Он три раза обернулся вокруг себя самого и улёгся в своей конуре. Был славный мороз. Здорово кусался ветер.
К утру все оконные стёкла покрылись чудесным узором из ледяных листьев. Погода стояла настоящая зимняя.
Народ
Народ – население, жители той или иной страны, государства.
· Было видно, что на его широкой палубе толпится народ.(М. Твен)
· Я рассказывал ему о том, какие войны вел этот героический народ. (Ж.Верн)
· Если народ един, он не победим.(Пословица)
Как страна прекрасна наша,
Нет сраны на свете краше.
И в народе нашем знают –
Лучше нет родного края!
Саамы
В тундре живёт народ — саамы. Они очень бережно относятся к своей родной земле и считают её живым существом. Деревья и трава — её волосы. Зелёный дёрн, тундровый мох — её кожа. Поэтому нельзя делать больно земле.
Обед
Обед – 1) прием пищи, обычно в середине дня; 2) пища, приготовленная для этой еды. 3) время такой еды, обычно в середине дня.
· Брал в столовой дядя Степа
Для себя двойной обед… (С. Михалков).
· Кушай яблочко, мой свет,
Благодарствуй за обед. (А. Пушкин)
· Пролежал на печи, так про обед помолчи.(Пословица)
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался.
Входят семь богатырей
Семь румяных усачей.
Вот и обед
Днём я с собакой Тимкой отправился в рощу. Хорошо было в роще. Всюду белым ковром лежал снег. Вот на старую ель прыгнула белка. На сучке висел сухой гриб. Зверёк его заметил. Вот и обед.
Обезьяна
Обезьяна – четверорукое млекопитающее, наиболее близкое к человеку по строению тела.
· На дне бассейна, на белых каменных плитах, сидела большая обезьяна. (А. Беляев)
· Одна обезьяна нашла где-то маленькое зеркальце и носилась с ним по всей клетке, не выпуская ни на минуту из рук.( Н. Носов)
· Но обезьяна бесцеремонно оттолкнула своего двойника и замотала головой. (А.К. Дойль)
Мартышкины качели
Кто весь век качается,
Облако
Облако – скопление сгустившихся в атмосфере водяных паров, держащееся высоко в воздухе на фоне неба.
· Белые, круглые облака высоко и тихо неслись над нами. (А.Тургенев)
· Лебедь рвется в облака. (Крылов)
· Когда это облако медленно рассеялось.(Д Лондон)
Облака плывут по небу,
Облака блестят слегка.
Кто-то, видно, белым лаком
Зимой
Свистит метель. Зима летит на всех парусах. Тонут в белых волнах кусты и пни. Низкие облака ползут над лесом.
Одежда
Одежда – совокупность предметов, которыми покрывают тело.
· Верхнюю одежду мы сдаём в гардероб.
· В этом шкафу у нас висит одежда.
· Хорошая одежда ума не прибавит.(Пословица)
Как наденут на меня
Сразу стану толстым я
И гулять я не могу,
Все боятся, что смогу
А мне хочется опять
С горки покататься,
Видно лета надо ждать,
Чтоб с зимой расстаться.
Октябрь, ноябрь
Октябрь – второй месяц осени, десятый месяц года.
· Октябрь уж наступил… (А. Пушкин)
· Так прошли октябрь, ноябрь и декабрь. (Ш. Бронте)
· Сентябрь миновал, на дворе уже стоял октябрь.(Г. Уэллс)
· Наступил ноябрь, а я все еще не получил назначения.(М. Рид)
Октябрь окунулся в тень,
Луч солнца туча застилает.
Унылый дождь встречает день,
Вновь осень крылья расправляет.
Октябрь
Наступил октябрь. Роща сбросила золотые листья. Облака затянули небо. Редко светит солнце. Льют частые холодные дожди. Ночью морозно. Лужи покрыты льдом.
Осина
Осина – лиственное дерево, родственное тополю с листьями на длинных черенках, очень легко приходящими в движение.
· Одна ягода – горькая рябина, одно дерево – горькая осина.(Пословица)
· Дрожит, как лист на осине.(Пословица)
· Один прожектор висит на осине, а другой — на сосне.(О.В. Узорова)
Стынет на солнышке,
Лес и степь(отрывок)
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами. (Тургенев)
Отец
Отец – мужчина-родитель по отношению к своим детям.
· Отец у мальчика был офицер Красной Армии. (Катаев)
· Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам. Лермонтов, Бородино.
· Отец наказывает, отец и хвалит.(Пословица)
***
Правду сказала мать:
«Бойцов не редеет строй,
Должен и сын героем стать,
Лыжная прогулка
Отец и мать Серёжи Чарушина купили ему лыжи. Мороз утих. Серёжа с папой будут гулять два часа по лесной тропе. Снег летит из-под лыж. Трещит наст.
Платок
Платок – кусок ткани, обычно квадратный, повязываемый на голову или надеваемый на верхнюю часть туловища.
· Анюта быстро накинула себе на плечи шерстяной платок.» Чехов.
· «Седая голова повязана желтым платком.» А.Тургенев.
· «Носил он русскую рубашку, платок шелковый кушаком.» Пушкин.
У Лары платок и у Лады платок,
Узор на платках – красота.
Как будто на небе в пасмурный день
Радуга вдруг расцвела!
Пуховой платок, свет улыбки знакомой,
Глаза, что умеют простить и понять,
Что вечно в тревоге:
— Ну, где мы и что мы?
Такою нам с детства запомнилась мать.
Посуда
Посуда – предметы из которых едят, пьют и в которых готовят пищу.
· В буфете стоит много посуды.
· Во всяком случае, моя посуда, просохнув на солнце, станет достаточно крепкой.(Д. Дефо)
· Посуда любит чистоту. (Пословица)
«Уж не буду, уж не буду
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
История возникновения посуды
С незапамятных времён человечество пользовалось теми или иными видами посуды. Вначале посуда изготавливалась преимущественно из глины — самого доступного в обработке жаропрочного и устойчивого к жидкости материала. В дальнейшем начала появляться чугунная посуда, позже медная посуда.
Рисунок, рисовать
Рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем.
Рисовать – карандашом, пером, углем или акварелью изображать, воспроизводить предметы.
· Во время выставки будет проходить конкурс рисунков для всех желающих.
· Тогда он начал рисовать на доске, прикрывая свой рисунок левой рукой.(М. Твен)
· Принц принес рисунок, на котором он был изображен в своей роли.(А. Дюма)
Свой рисунок – лучший самый,
Приготовил я для мамы.
Пусть любуется она,
На рисунке том – Весна:
Синий взгляд из-под ресниц,
В отдаленье – стайка птиц.
В клейких листьях – липка.
Незнайка в Солнечном городе(отрывок)
Вместо этого надо высмеивать их в газетах и журналах, рисовать на них карикатуры, сочинять разные стишки и рассказики об их проделках — тогда они сразу исправятся и поумнеют. Это предложение всем очень понравилось. В газетах моментально появилось множество разных шаржей и карикатур. (Н. Носов)
Родина, Россия
Россия – страна, расположенная в Европе и Азии.
Родина – 1) отечество, родная сторона; 2) место рождения, возникновения чего-нибудь.
· Отчего так в России берёзы шумят?(отрывок из песни)
· Моя Родина – Россия.
· Надо любить свою Родину.
· Родина – мать, умей за неё постоять.(Пословица)
Я понял вдруг, что счастье тут:
Россия, дети и природа,
И кропотливый сельский труд! (Н. Рубцов)
У моей России светлые реснички,
У моей России длинные косички.
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Родина
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок. Это деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша огромная великая Родина. Каждый человек любит свой дом, свою улицу, свой двор. И из этой любви складывается большая любовь к Родине
Сапоги
Сапоги – высокая обувь, охватывающая голени.
· Солдаты обычно ходят в сапогах.
· Два сапога – пара. (Пословица)
· На нем был костюм ярко-желтого цвета и огромные сапоги.(Л. Кэролл)
· С этими словами он вытащил из другого рукава шапку и сапоги и положил их на ковре рядышком. (Н.Носов)
Говорит мне мой сапог:
«Пойдем скорее за порог!
На дворе ты очень нужен-
Глубину измерить в луже!»
-Уж, зАчем тебе сАпог?
У тебя же нету ног!
-Не пойму я – вы о чем?
Где сАпог? Ведь это дом!
Сахар
Сахар – белое кристаллическое сладкое вещество, добываемое из свекловицы или из особого вида тростника.
· И Павел, как всегда, медленно и тщательно размешивал ложкой сахар в стакане. М. Горький
· Потом она ткнулась мягким носом в мой карман, надеясь найти там сахар.(А. Линдгрен)
· Подумайте, последние сани, и на них весь мой сахар! (Д. Лондон)
Сахар беленький, искристый
Кто ж его не знает?
Как снег, свежевыпавший, чистый,
В чае горячем тает.
Сахар
Много лет назад сахар считался дорогим лекарством. Сахар был редкостью. Его получали из сахарного тростника в Индии. Из обычной свеклы впервые получил сахар немецкий ученый двести лет назад.
Сентябрь
Сентябрь – девятый месяц календарного года, первый осенний месяц.
· Ночи в сентябре холодные. (Чехов)
· Холоден сентябрь, да сыт. (Пословица)
· В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина. (Пословица)
В сентябре играет ветерок
С листьями опавшими красиво,
Провожает в школу на урок,
Волосы нам путает игриво.
В листопаде осень закружит,
Разукрасив листья в желтый цвет.
Золотая осень к нам спешит,
И не спросит, ждем ее иль нет.
Осень
Конец сентября. Красив лес осенью! Голубое небо. Зелёная травинка. Жёлтый листок. Зелёные ели. Красные ягоды рябины. Берёзки и осинки в цветном наряде.
Скоро, быстро
Скоро – в короткий промежуток времени.
· На велосипедах мы быстро доехали до станции.
· Коля быстро справился с трудной задачей.
· Скоро настанет лето.
· Скоро начнётся интересный фильм.
· Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Солнце яркое зашло,
Скрылось быстро очень,
День c собою увело,
Чтоб начаться ночи.
К нам скоро постучится лето,
Оно не за горою где-то.
Снегирь
Снегирь – небольшая лесная певчая птица с красной грудью (у самцов).
· В обнажившихся ветках сирени у окна моего дома чирикают снегири. Они такие толстенькие, веселые, в красных жилетах. (К. Коровин)
· Летом вокруг домики цвели маргаритки, а зимой по сугробам прыгали красные снегири.( И. Грекова)
· И кто же теперь не заметит красногрудого красавца снегиря! (В. Г. Дмитриева)
С первым снегом, с первым снегом
Снегири к нам прилетели
Бахромою алой сели.
О снегире
Вместе со снегом в нашей местности появились зимние гости – снегири. Летом они живут на севере. Их можно увидеть на лесной опушке, в парке, на бульваре, на берёзе около дома.
Снегиря узнают по чёрной шапочке на головке и по яркой грудке. Часами может сидеть снегирь на рябине или клёне.
Тарелка
Тарелка – столовая посуда круглой формы с плоским дном и приподнятыми краями.
· На большом столе буйно кипел самовар, стояли тарелки с хлебом, колбасой, сыром. М. Горький
· Я три тарелки съел! (И. крылов)
· Малыш пошарил в буфете, но молока не нашел: там стояла лишь тарелка с тремя кусочками колбасы.(А. Линдгрен)
Товарищ
Товарищ – человек, действующий, работающий вместе с кем-нибудь, помогающий ему, делающий с ним общее дело, связанный с ним общим занятием, общими условиями жизни, и потому близкий ему.
· Он снова простирает руки товарищам минувших лет. (Пушкин)
· Великим подспорьем всего его существования, неизменным товарищем и другом была ему его тетка. ( А.Тургенев)
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга! (Пушкин)
· «С таким товарищем не скучен скучный путь.» (Жуковский)
· Умный товарищ – половина дороги. (Пословица)
О товарищах весёлых,
О полях посеребрённых
Загрустила, словно голубь,
Радость лет уединённых.
Дружба
Топор
Топор – инструмент для рубки и тесания в виде насаженной на деревянную рукоять железной лопасти с острым лезвием с одной стороны и обухом с другой.
· Со двора доносился стук плотницких топоров (у Ширяева строился новый сарай). Чехов
· Без топора не плотник, без иглы не портной.(Пословица)
· Мужика не шуба греет, а топор.(Пословица)
— Вижу сам, что ты бедна,
Бедность тут во всём видна,
Но, коль есть в углу топор,
Ни к чему нам разговор.
Кашу, мать, из топора,
Сварим в часик-полтора!
Урожай
Урожай – количество уродившихся злаков, плодов, трав и т. п.
· Нынче солома по грудь человеку, Бог нам послал урожай! (Н. Некрасов)
· Маленький урожай лучше большого посева.(Пословица)
· В поле рожь, в поле рожь. Урожай у нас хорош!
Праздник урожая
Осень скверы украшает
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
Осенний урожай
Осень – самое богатое время года. В сентябре начинается уборка урожая. На полях собирают пшеницу, картофель и кабачки. В саду поспели яблоки и ягоды боярышника.
Яблоко, яблоня
Яблоко – Плод яблони, обычно шаровидной формы.
Яблоня – дерево с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами.
· Яблоки на яблонях висели густо. (Сергеев-Ценский)
· Яблоко от яблони недалеко падает. (Пословица)
Варенье из яблок кипело в тазу.
червяк отвернулся, роняя слезу:
как гибнет бессмысленно и бестолково
питанье для целой семьи червяковой!
Яблоня
Около дома росла маленькая яблоня. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать её.
Коля принёс колья. Мальчик подвязал яблоню. Ночью выпал снег. Пушистый мех укутал деревце.
Ягода
Ягода – небольшой сочный плод кустарниковых или травянистых растений.
· Собирай по ягодке – наберешь кузовок. (Пословица)
· При ясном солнышке и ягода краснеет. (Пословица)
Очень жарко! Я взяла
Да и зонтик сорвала –
И под зонтиком зеленым
В лес по ягоды пошла.
Я года
Где растут лесные ягоды? Душистая земляника на лесной опушке. Черника зреет у корней ели. Сладкая малина растет на вырубках. А клюква на болотах.
Январь
Январь – первый месяц года.
· Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе. (А. Пушкин)
· Так прошел январь, февраль, пришла и прошла масленица.(И. Бунин)
Январь
Посмотри на календарь:
В теплой шубе он идет,
Новый год с собой ведет.
Зимние игры
Наступил январь. Выпал снег. Все вокруг стало белым. Дети вышли во двор. Мальчики построили снежную крепость. Они играют в снежки. Таня и Света лепят снежную бабу. Петя и Леня принесли санки. Они катаются с ледяной горки.
Дата добавления: 2019-09-02 ; просмотров: 130 ; Мы поможем в написании вашей работы!