приоритет чудо яйца объяснение сюжета
Приоритет чудо-яйца / Wonder Egg Priority
Жизнь четырнадцатилетней Ай Ото никогда не была проста — врождённая гетерохромия и нелюдимость привели к тому, что девушка стала вечным изгоем среди одноклассников. Однако окончательным ударом для неё стала трагедия, произошедшая с единственной подругой, переведённой ученицей Нагасэ Който. После этого Ай вовсе перестала ходить в школу и заперлась в своей комнате, став хикикомори.
Однажды, гуляя по ночной улице, Ай столкнулась с загадочным существом. Оно дружелюбно обратилось к девочке и поведало про чудо-яйцо — таинственный объект, способный выполнить самые сокровенные желания и изменить будущее, если его разбить. Ото отказывается от подарка и говорит, что у неё нет никаких желаний, но существо лишь смеётся, и в тот же миг девочка просыпается у себя дома с чудо-яйцом в руках. Желая проверить произошедшее накануне, Ай сбегает ночью из дома и, сделав пару шагов, неожиданно для себя попадает в кошмарный параллельный мир, основанный на страданиях. Тут уж выбирать не приходится, поэтому девочка ломает яйцо. Однако то, что оказалось внутри, превзошло все её ожидания.
2. Концовка.
За их взаимодействиями также интересно наблюдать, а во время битв даже есть желание поболеть.
4. Рисовка и музыка.
Прекрасно. Очень красиво. Экшн сцены яркие, динамичные, красиво поставленные, залипательные. Ост приятный и его хочется хоть раз, но переслушать отдельно, чем, впрочем, я и займусь в ближайшее время.
Сериал пытался быть откровением, да вот только ничего не вышло. Честно, мне очень хочется любить эту шнягу, но чёто совсем не получается. ВО-первых, восьмая серия это сто процентный повтор всего ранее идущего сюжета. Я не знаю зачем это сделали, наверное чтобы напомнить людям О ТОМ ЧТО ОНИ ВДРУГ МОГЛИ ЗАБЫТЬ ВЕДЬ АНИМЕ ОЙ ДЛИННОЕ КАКОЕ, и перед развязкой нужно снова показать то, что мы уже усвоили из сюжета. Вердикт: не смотрите 8 серию, сэкономите себе лишние 20 минут. Я сделала ошибку, думая что там может быть раскроют что-то новое, но нет, ничего нового не раскрыли. ВО-вторых, недосказанность. Мне показали интересную историю, или аллегорию на историю, каждый решает сам. Ставится много вопросов, поднимается много тем, но все они ведут в никуда. Нет ответа. Нет развязки. Есть непонятное окончание и непонятные мотивации некоторых героев, непонятные действия и всё это без объяснений. Я люблю СПГС но после просмотра остаётся уж слишком широкое поле для размышления, изобилующее пробелами. Да! Натуральными пробелами! Чтобы СПГСить, нужна цельная картина, где все или хотя бы большинство расставленных точечек соединены здравым смыслом и обоснованием. А что здесь? Вот у нас два дебила которые зачем-то сохранили то что разрушило их жизни, и как оно вообще сохранилось, и почему такие последствия возымело? Кто эти миньоны с головами насекомых? Нипонятно, понемаете? Долго-туго вели огромную мысль в пропасть. Всё. Пустышка. Главное это эмоции после просмотра, а здесь их нет. Один конфьюз: и что это было?
Из несомненных плюсов это героини, хоть и не до конца раскрытые, но довольно интересные. И рисовка. Услада для глаз, не иначе. ОП/ЕД крайне любительские.
Ставлю 6 (нормально), потому что в аниме я прихожу за СОМЫСЛОМ, а его тут. ну нет. Без финальной точки, скажем так. А это важно.
Рецензия на аниме Приоритет чудо-яйца
С каждым прочтённым отзывом, я всё больше и больше удивлялся. Люди, неужели Wonder Egg Priority настолько сложное для восприятия аниме?
Не хочу показаться грубым, я лишь хочу поделиться с вами моим видением этого шикарного тайтла. Он смог захватить всё моё внимание сразу с первой же серии и увеличивал мою вовлеченность вплоть до последней серии. Это завуалированная история о том, как девочка проваливается в мир наркотической зависимости после смерти своей лучшей подруги. Авторы довольно жирно намекают нам, что большую часть того, что мы видим на экране, не нужно воспринимать буквально. Абсолютно вся фантастическая составляющая тайтла является лишь аллюзией на гораздо более реальные события.
Перед просмотром Wonder Egg Priority, я думал, что это повседневка про отношения подростков, аля Хоримия. Благодаря общему детализированному и правдоподобному стилю аниме, оно располагало, что к его истории нужно относится серьезно. Однако, когда я увидел внезапное добавление фантастического окружения (вход к Акке и Ура-Акке, который был изображен в виде странного туннеля в земле), то контраст с ранее показанными кадрами был настолько сильным, что я сразу понял: авторы намекают нам, что всё не так просто и в чем-то есть загвоздка.
После этого, я очень заинтересовался происходящим и начал пристально наблюдать за каждым показанным кадром, стараясь искать во всем двойной смысл. В итоге пазл ОЧЕНЬ хорошо сложился и каждая деталька сюжета идеально подходила друг к другу. Ничего не было лишним и всё сходилось. Увиденный мною скрытый сюжет оказался просто поразительным.
Если попробовать оторваться от буквального прочтения происходящего, то можно легко увидеть следующею картину: Главная героиня Ай скитается по улицам города, горюя из-за смерти Който, после чего натыкается на человека, который предлагает ей некое «чудо-яйцо», которое поможет ей избавиться от душевной боли. Легко сложив 2+2, мы понимаем, что речь идет о некоем запрещенном веществе, который поможет Ай забыть о недавней трагедии.
ДАЛЬШЕ БУДУТ ОГРОМНЫЕ СПОЙЛЕРЫ, ВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНЫ
Главная героиня разбивает «чудо-яйцо» в школьном туалете / принимает препарат прямо в школьном туалете. Показанные «друзья из чудо-яиц», которых мы можем наблюдать на протяжении всего тайтла, являются лишь аллюзией на основное направление мыслей и чувств, которые испытывали главные герои во время нахождения под воздействием запрещённых веществ. Ярким примером этого служит, например, подруга Рики из 7-ой серии, которая олицетворяла собой суицидальное направление мыслей у героини. Но это я забегаю немного вперёд. Я прямо-таки восхищаюсь проделанной работой создателей.
Абсолютно все дальнейшие события, связанные с «чудо-яйцами», могут казаться очень бессмысленными, если пытаться воспринимать их буквально. А вот если мы попытаемся переосмыслить их, прочитать между строк и взглянуть сквозь завуалированный сюжет, то мы сможем увидеть настоящею историю, которую рассказывают нам создатели тайтла. И должен вам сказать, эта история просто поразительна. Wonder Egg Priority внезапно ворвался в мой топ любимых аниме.
Все персонажи сделаны крайне качественно. Моя личная любимица это Рика. Вся её история и сцена попытки самоубийства весьма приятно удивила меня и запомнилась очень надолго.
Про визуал и говорить не буду, всё просто на космическом уровне.
Теперь мне осталось объяснить лишь два последних завуалированных предмета, показанные в тайтле. Сейчас я говорю про девочку-искуcственный интеллект Фрил и про украшения, подаренные девочкам, которые могут превращаться в животных-питомцев. На английском их зовут «Pomanders». По определенным причинам, начну с Фрил.
Теперь должно стать очевидно, что главные героини этой истории являются лишь подопытными кроликами для Акки и Ура-Акки, которые используют их для различных тестов своих препаратов. Одной из намекающих сцен на это был момент, когда Рика почти погибла, а Акка и Ура-Акка лишь наблюдали за этим и рассуждали.
Так же я обязан описать насколько мне понравился момент, когда нам дали понять, что Който была лишь фейковой подругой для Ай (это момент когда Ай говорила с Нэйру в одной из последних серий). На самом деле Който любила учителя, который подкатывал к маме Ай. Който хотела сблизиться с Ай, чтобы побольше разузнать про её маму и самой познакомиться с ней поближе. Който не особо переживала за Ай, в первую очередь она хотела отбить учителя у мамы Ай, но ничего не получилось и после этого она спрыгнула с крыши.
Теперь поговорим про украшения-питомцев «Pomanders», а так же о предшествующих им событиях.
Итак, спустя какое-то время после начала использования «чудо-яиц», Ай и другим героиням стало труднее справляться с защитой своих «друзей», потому что их враги стали сильнее. В моем же видении, настоящая проблема Ай заключалась вовсе в другом:
После обращения с этой проблемой к Акке и Ура-Акке, девушкам предложили некие «девайсы», предназначенные для помощи в защите «друзей» / для дополнительных приятных ощущений, которые помогут вновь начать полностью забывать о своих проблемах. Предлагаю обратить внимание на характеристики этих «девайсов» повнимательнее:
Девушкам выдали ровно по одному «девайсу». Акка сказал им, что каждая получит только один экземпляр и не больше, так что он просил не потерять их. А ещё, эти «девайсы» можно включать и выключать.
Исходя из этого, мы можем уверенно предположить, что это не может быть какой-то расходуемый препарат. Это должен быть прибор, которым можно пользоваться на протяжении длительного времени. Кроме того, как мы видели в тайтле, эти «девайсы» никак не зависят от «чудо-яиц» и их можно использовать, будучи абсолютно трезвым. Например, Ай активировала своего питомца, пока делала домашку.
Я сначала ломал голову, на что же была эта аллюзия, но меня быстро осенило. Прежде чем я скажу это, предупреждаю, не удивляйтесь, я и сам не ожидал увидеть подобного в этом аниме. Сейчас я предлагаю забыть о любых стереотипах из анимешной субкультуры и попробовать взглянуть на моё видение тайтла без предрассудков об извращенцах, которые видят в сюжете то, что сами хотят видеть. Лично мне подобный уровень восприятия тайтлов уж точно кажется отвратительным.
Лично я уже твёрдо уверен, что этими «девайсами» является ничто иное, как интимные игрушки, а если быть конкретней, то скорей всего виброяйца.
Спасибо, Wonder Egg Priority. Ты просто невероятен.
мое почтение рецензенту
Сколько бы не прошло времени, меня всё продолжают удивлять люди, которые считают, что описанный мной сюжет нужно искать где-то глубоко в недрах этого аниме. С моей точки зрения, абсолютно всё лежит на самой-самой поверхности. Такой жирный намёк на скрытый сюжет от создателей скорей уж гораздо проще именно заметить, чем НЕ заметить.
Я старался воспринимать этот тайл с разных точек зрения, и знаете, если пытаться воспринимать происходящее на экране именно буквально, как ты описал, то у меня сразу же возникает горааааздо больше претензий к сюжету и адекватности поведения героев. Очень многие детали сюжета внезапно появляются из ниоткуда и потом точно так же легко навсегда забываются, как например тема с параллельными мирами или с искусственным интеллектом.
Взять, как пример, одну лишь предысторию Акки и Ура-Акки. Мне сразу вспомнился момент, когда закадровый голос, принадлежащий одному из Акк, сказал нам: «Новоиспечённая невеста Акки была с виду чудесной женщиной, но на самом деле она была тёмной лошадкой.» Следующим кадром нам показали зловещую улыбку этой невесты.
Так вот, если воспринимать тайтл буквально, то к чему была эта сцена? Эта информация где-то как-то сыграла роль в сюжете? Да нет, после этого нам показали, что женщина никогда не делала ничего неоднозначного и была отличной женой вплоть до своей смерти.
А вот если читать сюжет по моей трактовке, то данная нам информация используется авторами для того, чтобы дать нам понять, что жена была скрытой наркоманкой.
Или например, давай сравним восприятие сцен, когда главные героини наконец «воскресили» своих мертвых подруг, которые затем моментально исчезли. Я предлагаю обратить внимание на отношение девушек к своим подругам. К моменту «воскрешения» каждая героиня уже как раз только-только смирилась с их смертью и наконец была готова отпустить, наконец сумев преодолеть ужасное ощущение потери. Верно я говорю? Так вот, а в чем, собственно, тогда был весь смысл «воскрешения», к которому стремилась каждая из героинь? Они ведь усердно работали, чтобы «вернуть» их. Тогда почему авторы внезапно сменили суть всего сюжета и внезапно заставили подруг испарится?
В моей же трактовке, каждая из девушек никогда и не ждала, что их подруги вернутся. С самого-самого начала сюжета, они никогда не «спасали» своих подруг, они лишь пытались избавиться от мучительной боли утраты, принимая наркотики. А к концу сюжета они наконец сумели преодолеть эту утрату, ровно так, как и случилось на самом деле.
Ну так вот, какой же сюжет здесь выглядит более логичным и адекватным с точки зрения даже самого написания сюжета? Как по мне, буквальное прочтение происходящего имеет до смешного много дыр в сюжете и его можно назвать совсем уж неадекватным. А вот моя трактовка закрывает абсолютно все эти дыры, потому что она идеально ложится под показанные сцены.
Ты ещё писал про то, что если бы сюжет был действительно про наркотики, то тогда и бытовые сцены без фантастических элементов должны были бы иметь более серое и тяжелое повествование, ввиду влияние наркотиков на повседневную жизнь девушек. Так вот, нихрена подобного, потому что деградация от наркотиков не начинается у людей вот так вот сходу, для этого нужно пройти через некоторые этапы, которые ведут к ней. На это требуется время, поэтому наркотики и ужасны. Повседневная жизнь девочек вполне может не претерпевать никаких изменений целыми месяцами или годами. Психологические и физические проблемы начинаются лишь спустя какое-то время, этим всякие вещества и страшны. Первые последствия от использования наркотиков мы должны увидеть как раз в продолжении, очень жду.
Ещё ты сказал про наркотический бред и то, что во время него невозможно претерпевать каких-либо личностных изменений. Ну это ведь тоже глупое заявление, разве не очевидно? Нам ведь неизвестно какой конкретно вид наркотиков использовали девушки, но судя по показанным кадрам, они не употребляли чего-то, что заставляло бы их валяться овощем на земле. Если судить по увиденному, то героини всё-так же оставались в сознании и вполне спокойно гуляли по тем же местам, в которых приняли препарат. Это значит, что они сохраняли способность мыслить, обдумывать свои проблемы и приходить к каким-либо выводам. Во время своих «битв» они от раза к разу занимаются совершенно разными вещами, далеко не только «отвлекаются от проблем». Люди ж сложные существа, в один день они погрустят и поплачут, в другой поразмышляю о чём-то своём, в третий придут к каким-то решениям, на четвертый наконец решатся воплотить эти решения в жизнь и так далее. Именно так и работают люди, и лишь самые тяжелые вещества способны полностью отрубить человеческую тягу к самокопанию и размышлениям над своими проблемами.
Разве я сейчас описал не самое элементарное понимание работы человеческого сознания? До этого ведь можно легко додуматься при минимальном здравомыслии.
Добавлю только то, что аниме скорей уж является анти-пропагандой незаконных веществ, ведь в тайтле от них все только страдают. У главных героинь начинаются проблемы со здоровьем и т.п. А у Акки и Ура-Акки и вовсе вся жизнь из-за них сломана.
Обзор аниме-сериала «Приоритет чудо-яйца». Ничего не понятно, но очень интересно
Чего у японцев не отнять, так это умения за ширмой странности скрыть глубокую и трогательную историю. Да и ещё сделать вид, что всё нормально, что так оно и должно быть, а на экране творятся вполне обыденные вещи, поэтому нам не стоит сидеть в недоумении.
Искушённого зрителя сейчас сложно зацепить чем-то обычным, но и необычности порой отталкивают похлеще повседневности. Отталкивает или притягивает своей необычностью «Приоритет чудо-яйца»? Давайте разберёмся.
Сюжет
Школьница Ай, страдающая от издевательств со стороны сверстников из-за гетерохромии, не имея друзей, гуляет себе по городу, находит говорящего жука, а тот ей и говорит: «Бери яйцо!». Зачем? Так надо! Яйцо теперь у Ай — осталось только придумать, что с ним делать.
Совершенно обычная история! Но чтобы не спойлерить механику сериала, на этом разговор о сюжете закончим, и перейдём к достоинствам и недостаткам «Приоритета».
Чем хорош сериал
Перед нами оказывается серьёзная история, которая скрывается за странной обёрткой. По мере просмотра сезона ты понимаешь, что смотришь не какой-то бред про школьниц и для школьниц, а закрученную мистику, смешанную с психологией, приправленной вкраплениями триллера, с налётом некоторой «кислотности». На психологии здесь и строится основной сюжет. А точнее, на психологии юного возраста.
Персонажи аниме проходят через череду событий, позволяющих столкнуться с переживаниями в 14 лет: борьба с внутренними комплексами, с давлением окружающего мира, с несправедливостью, безжалостностью, непониманием и неприятием обществом, и к чему это всё может привести. По сути, весь тайтл — поезд, на котором вы проезжаете вместе с героями по их внутреннему миру и по внутреннему миру сайд-персонажей, наблюдаете как они различными способами справляются с травмами, пытаясь понять их, что с ними, почему они в такой ситуации.
И самое главное — наблюдаете на их попытки справиться с главной травмой, которая является лейтмотивом всего сериала, но про которую я не буду рассказывать — увидите сами.
Атмосфера тайтла достаточно гнетущая, и с каждой серией всё больше и больше давит на тебя, взрываясь бурей эмоцией в голове и сердце в предпоследней серии, в которой просто не возможно отрываться от экрана. А нелинейное повествование внутри каждой серии позволяет сильнее проникнуться атмосферой и прочувствовать сразу несколько историй.
Отдельно хочется отметить и рисовку с музыкой. Для меня признак потрясающей рисовки — это когда ты смотришь на происходящее (особенно на экшн-сцены), и сразу же воспроизводишь это в голове, как бы это выглядело в виде экранизации. И этот сериал с такой задачей справился — ты будто все серии смотришь фильм, рисовка не проседает даже к концу. Фотореалистичные бэкграунды буквально переносят тебя внутрь сериала.
А какая тут музыка! Она играет здесь далеко не второстепенную роль, накаляя обстановку и пронзая твои уши и воздух вокруг тебя мощными басами в файт-сценах, или же заставляет покрыться мурашками во время хоровых мотивов. В общем, с аудио-визуальной точки зрение с аниме всё больше, чем просто круто!
Чем плох сериал
К сожалению, несмотря на все приятные и драматичные моменты, во время просмотра я сталкивался с ситуациями, выбивающими меня из полного погружения в мир, не позволяющими проникаться историями и персонажами до конца.
При всех метафорах, глубине, аллегориях и прочих приёмах, старающихся нагнать загадочности, аниме кажется не так замудрённым, каким оно хочет показать себя. Все идеи, весь смысл и мораль лежат на поверхности, а иногда и подаются прямо в лоб.
Да, возможно я вырос из целевой аудитории этого аниме, или просто не переживал того, что переживали герои сериала, но у меня не получилось полностью проникнуться их драмой и проблемами. Некоторые моменты просто обозначены и скрыты за красивым экшеном, а сериал топчется на месте, не стараясь детальнее углубиться в них, показывая, как бы с этим всем можно было справиться.
Смотреть или нет
В итоге перед нами невероятно красивый и динамичный сериал, вовлекающий в психологию героев. Для кого-то он будет недостаточно цепляющим за живое и не позволяющим полностью проникнуться драмой, но кто-то сможет узнать в персонажах себя или своих друзей, и возможно даже поймёт, что всё не так плохо и из любой ситуации можно найти выход.
Отличное оформление и атмосфера аниме не дадут заскучать даже искушённому зрителю. Для меня же этот сериал был бы идеальным, будь героями чуть более взрослые люди с более взрослой жизнью.
Ну а если абстрагироваться от этого, то сериал, конечно же, заслуживает просмотра. Последняя серия выйдет летом в виде спешла, а там, может, и продолжение подоспеет.
Девушки, подающие надежды: как закончился «Приоритет чудо-яйца» — главный аниме-алмаз зимнего сезона
Обзор сериалов >>
На Wakanim вышел специальный эпизод аниме-сериала «Приоритет чудо-яйца», который должен был прояснить неожиданный (и скомканный) финал первого сезона. Изобретательный мультфильм про четырех школьниц, которые борются с психологическими трудностями и давлением общества, путешествуя в психоделические кошмары, придумали сценарист Синдзи Надзима и режиссером-дебютант Син Вакабаяси, ранее не работавший на больших проектах самостоятельно (не считая эпизода «Атаки титанов» и других шоу). Алексей Филиппов рассказывает, почему «Приоритет чудо-яйца» стоит посмотреть как поклонникам Сатоси Кона (а значит, Нолана , Аронофски и Масааки Юасы), так и тем, кто обеспокоен вопросами бытового или психологического насилия. Даже несмотря на то, что второго сезона, вероятно, не будет, а финал и специальный эпизод сильно запутывают мифологию сериала.
СКОРЛУПА: синопсис
Вдруг как в сказке — Алиса? Дюймовочка? — заботливо похороненный майский жук начинает виться перед носом. Зазвав Аю в страну чудес — подземный парк развлечений, — он молвит: «Хочешь изменить будущее, разбей яйцо и сделай выбор». Первое яйцо — бесплатно, остальные — за деньги: достаточно заснуть — и попадешь в удивительный мир, который похож на наш, только не скрывает повседневную враждебность.
В СТРАНЕ ЧУДЕС: первый уровень. Что происходит и как выглядит
В «зазеркалье» (или «заскорлупье») начинается игра на выживание — популярная мировая забава, особенно любимая в Японии: в диапазоне от «Королевской битвы» (2000) до «Голодных игр» (2012) и «Страшной воли богов» (2014) с недавним «Небесным вторжением» (2021).
Между рейдами в мир жутковатых фантазий Ая знакомится с другими девушками, которые промышляют тем же. Вскоре они образуют боевитый квартет, куда также входят: не по годам строгая Нэйру, ставшая главой крупной корпорации и желающая вернуть сестру; эксцентричная и эгоистичная Рика Кавай, бывшая поп-звезда, сожалеющая о смерти поклонницы, которую она эксплуатировала как кошелек; спокойная Момоэ — племянница учителя Аи, которую все принимают за парня, — чья цель встретиться с девушкой, признавшейся ей в любви.
***
Визуальная манера «Приоритета чудо-яйца» подчеркивает эффект зазеркалья, раздвоения мира. За дизайн отвечал Саки Такахаси, работавший режиссером анимации на «Укрась прощальное утро цветами обещания» (2018) и сериале «Любимый во Франксе» (2018), а начинавший вовсе с промежуточной анимации «Со склонов Кокурико» (2011) Горо Миядзаки.
Против психоделического — точнее, психоаналитического — повествования, «Приоритет» выполнен почти в фотореалистичной манере, какой славится Макото Синкай («Пять сантиметров в секунду», «Твое имя»). Экран смартфона и голова жука, сосиска на тарелке и даже санузел позволяют ощутить мир обытовленным и одомашненным. И эта красота обыденности, которую предметы обретают в анимации, все равно контрастирует с пиром фантазии, начинающимся во время поединков с призраками жизненных невзгод.
ИГРА РАЗУМА: второй уровень. Ради чего это все
Работа Синдзи Надзимы не то чтобы скрывает свои намерения: сериал провоцирует разговор о подростковом суициде, культуре насилия, поисках идентичности и одиночестве, который по-прежнему актуален в Японии, где принято со всеми проблемами разбираться в одиночку. Хотя полигон, казалось бы, только в аниме изрытый суждениями большими и малыми, с 90-х и ранее: «Красавицу-воина Сейлор Мун» (1992-1997) заражается меланхолией «Евангелион» (1995-1996), улицы «Агента Паранойи» (2004) ведут в готические грезы «Девочки-волшебницы Мадоки» (2011).
Существенное отличие в том, что «Приоритет чудо-яйца» не позволяет зрителю игнорировать социальные триггеры, фокусируясь на жанровом элементе или пускаясь в конспирологические теории. «Сейлор Мун» мало кто рассматривает как социальную критику (а зря). «Евангелион» же задумывался Хидэаки Анно как прививка юному зрителю, чтобы тот был готов встретить проблемы реального мира лицом к лицу, но поклонники шоу превратили ревизионистскую меху с амбициями притчи в очередной хит массовой культуры, где дизайну и шарадам принято уделять больше внимания, чем психотерапевтическому месседжу. Хотя страдания Синдзи и его друзей от ошибок и жестокости взрослых — едва ли не спусковой крючок Армагеддона.
Сериал Синдзи Надзимы и Сина Вакабаяси сделан с очевидным пиететом к «Еве» и ее изначальному лозунгу «Не убегай». И все же «Приоритет» — на уровне визуального и идейного ДНК — наследует скорее Сатоси Кону , режиссеру ночных кошмаров «Истинная грусть» (1997) и «Паприка» (2006), в особенности — его «Агенту Паранойи». Каждая работа Кона — исследование человеческого отражение в медиа: будь то телевидение, кинематограф или уподобленный глубокому сну интернет. Проще говоря, его герои и героини сталкиваются не столько со своими страхами, сколько с переживанием из-за несоответствия: планам на жизнь, стандартам красоты, банальным дедлайнам.
*Тут начинаются спойлеры*
Сценарист Надзима и режиссер Вакабаяси залезают в близкую область сознания, исследуя паноптикум гендерных стереотипов и нормализованного насилия, на которое закрывают глаза (отсюда имя красных масок) в школе, транспорте и семьях. Психологические срывы японских школьников частично связаны с высокой нагрузкой и конкуренцией, но хватает и человеческих факторов. Аю дразнят из-за разных глаз, а ее симпатия к учителю полна (ненапрасных) подозрений; Момоэ испытывает сложности с сексуальной и гендерной идентичностью, так как ее принимают за парня, а однополую любовь при этом она считает неестественной; Рика выросла без отца, унаследовав от него лишь сексистскую присказку «красивая женщина может ходить без денег, за нее всегда заплатят» и виня во всем мать. Обитательницы яиц сталкиваются с убийственным культом красоты и молодости или травмирующим опытом большого спорта, который заявляет права на контроль юного тела; накладывают на себя руки из-за ревности (к знакомым и поп-идолам), по требованию главы секты или из-за домогательств взрослых мужчин: в метро, на улице, даже дома — если это начальник отца.
Психонавтская фантасмагория не дублирует рассуждения сериала и не пытается оттенить кажущуюся прямолинейность, а уточняет гротескный мир предписаний, где детям не верят, а женщин считают импульсивными охотницами за легкой жизнью. Хватает и остроумных рифм: например, отряд по борьбы с буллингом (booling) регулярно зависает в боулинге (bowling). «Приоритет чудо-яйца» развивает популярную максиму Стивена Кинга , что главные враги детей — это взрослые. И если кто-то опасается, что феминистское аниме винит во всем исключительно мужчин, то напрасно: среди «боссов» хватает и жестоких женщин, а еще один мотив шоу — внутренняя мизогиния. Мальчики, к слову, тоже получают яйца для борьбы с давлением и страхами — но на другой площадке, в соответствии с угнетающими (их) гендерными требованиями.
Разумеется, формула «спасения» на бумаге остается комично простой: поверить в себя, найти друзей и дать отпор тем, кто пытается загнать тебя в угол. Однако повторяющиеся схватки девушек и монстров из сна демонстрируют, что паттерны поведения и мировоззренческие ошибки гораздо проще зафиксировать со стороны, чем изжить самостоятельно. Ая, Нэйру, Рика и Момоэ — представительницы четырех разных психотипов — притираются друг к другу не спеша, поначалу с недоверием и даже неприязнью, но постепенно сплачиваются. В какой-то момент им выдают питомцев, которые охотно питаются Теми, кто закрывает глаза. «Покемоны» обитают в помандерах и напоминают смесь эмпатичного домашнего животного, непритязательного в быту тамагочи и фактурной игрушки из гасяпона — капсулы с игрушкой из автомата.
Так из забав, терапии и поддержки рождается внутренняя сила.
ЖЕЛТОК: финал? (совсем спойлеры, жесть)
Сказать, что в «Приоритете чудо-яйца» все ясно — все же будет некоторым преувеличением. Ближе к финалу раскрывается история архитекторов местной «матрицы» — манекенов Акки и Обратного Акки, — которые всю дорогу выступали продавцами яиц, проводниками в другой мир и незримыми советниками, проясняющими правила игры.
Если коротко, братья Акка — некогда талантливые ученые, занимавшиеся разработкой искусственного интеллекта. Объединяя в себе амбиции и благие намерения Бога и Адама, они создали кибернетическую девочку Фрилл, которая практически ничем не отличается от «настоящей». Когда ее поведение неожиданно вышло из-под контроля, братья заточили Фрилл в специальную камеру и стали изучать вопрос подростковых суицидов, в которых увидели не только влияние общества, но и проделки кибер-девочки. Проще говоря, Фрилл мешает их психотерапевтическому лунапарку, созданному для профилактики самоубийств, возвращать детям уверенность в себе.
Как следует из отдельных реплик (одну режиссеру даже пришлось пояснять ), Акки подвержены стереотипному представлению о женщинах. Неудивительно, что они запрограммировали Фрилл как взрывной коктейль «подростковой» эксцентрики и «взрослой» рациональности, воплотив тем самым вековые заблуждения об особой «женской» природе. Отсюда же установка, что она должна пустить в ход «чары Лолиты», рожденные (у Набокова) исключительно больной фантазией Гумберта Гумберта.
Братья ошибаются и второй раз, увидев в действиях Фрилл исключительно злонамеренность и, вероятно, ревность к «настоящей семье». Тут можно провести параллель с сомнительным фрейдистским постулатом о « зависти к пенису », который сегодня принято трактовать как метафору того, что девочкам/дочерям часто уделяют меньше внимания, чем мальчикам/сыновья в воспитательном процессе. Фрилл и три ее подручные, похожие на школьниц с головами стрекоз (или других насекомых), увлечены идеей Танатоса как единственной вещи, которая им недоступна. За годы заточения кибер-девочка не скончалась, так что бессмертие служит ей вечным напоминанием: она не человек.
В этой логике Ая и другие героини, закрывшие личные гештальты, должны занять сторону Эроса, как-то ставшего полноценным синонимом жизни, и продолжить изнуряющие поединки с Фрилл и другими созданиями из кошмаров. Уже не только в «яичных» снах, но и — сюрприз — в параллельных измерениях, где могут жить их более (или менее) удачливые копии.
И все же не хочется сбрасывать «Приоритет чудо-яйца» как пустую скорлупу. Ведь шоу не только занимается вопросом профилактики насилия и психологического давления на подростков и девушек в особенности, но и демонстрирует побочные эффекты социального программирования. Если вспоминать этапное махо-сёдзё «Мадока», с которой «Приоритет» неоднократно сравнивали, то шоу Надзимы и Вакабаяси куда акцентированнее проговаривает, как добрые учителя не гнушаются манипулировать детьми — умышленно или в соответствии с социальными нормами. В ревизионистском и культовом сериале Гэна Уробути об этом говорилось лишь экивоками, когда преподавательница посреди занятия с надрывом рассуждала о гендерных стереотипах, но продолжала их передавать ученицам. Вдобавок финал «Мадоки», насаждающий отважной героине статус мученицы а-ля Жанна д’Арк, тоже, мягко сказать, не выглядит образцом продуманной мифологии. Так что даже для лучших историй о «девочках-волшебницах» это все еще родовое проклятие.
Будем надеяться, что героини очнутся от страшного сна. Время и святых, и монстров, кажется, прошло.