приготовить 3 литра 3 раствора хлорной извести
Приготовление рабочих растворов хлорной извести.
Рабочие растворы хлорной извести готовятся из 10% осветленного раствора хлорной извести. Это 0,5%, 1%, 2%, 3%, 5% растворы хлорной извести. Например: необходимо приготовить 0,5% раствор хлорной извести – 1 литр. В 100 мл 0,5% раствора находится 0,5 г сухого вещества, а в 1000 мл – 5,0 г сухого вещества. Для приготовления 0,5% раствора хлорной извести – 1 литр, необходимо 5 г сухой хлорной извести, но так как хлорная известь плохо растворима в воде, берут 10% осветленный раствор хлорной извести. Сколько необходимо взять 10% осветленного раствора хлорной извести и сколько воды?
В 100 мл – 10,0 г с.в.
10% осветленного раствора хлорной извести, 1000 мл – 50 мл 10% хлорной извести = 950 мл воды.
Ответ: Для приготовления 0,5% раствора хлорной извести – 1 л необходимо 50 мл 10% раствора хлорной извести и 950 мл воды.
II. Например: Приготовить 1% раствор хлорной извести – 1 л.
100 мл – 1,0 г с.в. 10,0 х 10 мл = 100 мл 10% осветленного раствора хлорной извести.
1000 мл – 100 мл 10% раствора хлорной извести = 900 мл воды.
Приготовление рабочих растворов хлорамина.
Раствор хлорамина готовят непосредственно перед использованием (так как хлорамин быстро растворяется в воде).
Например: приготовить 1% раствор хлорамина – 1 литр.
1 литр – 1% 1000 мл – 10,0 г хлорамина = 990 мл воды
Для приготовления 1% раствора хлорамина, 1 литр, необходимо 10,0 г хлорамина и 990 мл воды.
Использование дезинфицирующего и чистящего препарата «Профик».
0,25% раствор – 1 л – 2,5 мл Профик + 997,5 мл воды.
0,5% раствор – на 1 л – 25 мл Профик + 995 мл воды
Использование дезинфицирующего препарата «Славин». Группа гуанидов, не содержит хлор и формальдегид. Срок хранения 14 суток.
0,5% раствор – 1 л – 5 мл Славин + 995 мл воды. Экспозиция 602 мин.
7. Ди-хлор таблетки:
0,015% раствор – 1 таб. на 10 л. воды
8. Анолит:
Эсан – хлорсодержащий препарат 1:4, 1:10
Дизолти – 1:10, 1:5
V. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Меры предосторожности при работе с дезинфицирующими средствами
1. Приготовление и хранение дезинфицирующих растворов проводят в отдельных, темных и хорошо проветриваемых помещениях, недоступных для пациентов и детей.
2. Персонал, готовящий хлорсодержащие растворы, надевает спецодежду: халат, шапочку, очки, респиратор, перчатки, резиновый фартук, сапоги.
3. Порошок хлорной извести хранится в полиэтиленовых мешках, плотно завязанных, так как хлор теряет свои бактерицидные свойства под действием солнечных лучей.
4. Дезинфицирующие растворы хранятся в промаркированные емкости с плотно закрывающимися крышками, с указанием названия раствора, его концентрации, даты приготовления и подписи медсестры.
5. При приготовлении дезраствора порошок добавляется в воду, а не наоборот, во избежание сильного испарения и ожога.
6. При попадании хлорсодержащего дезраствора на кожу или слизистые оболочки, следует немедленно обильно промыть их холодной водой (проточной).
ПРОФЕССИОГРАММА № 2
ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА ИСПОЛЬЗОВАННОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО 197 ПРИКАЗУ от 30.03.2007 г.
«Об утверждении Методических указаний по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения»
I. ОБОСНОВАНИЕ.
Использованный мединструментарий, перевязочный материал подвергается обработке по 197 приказу с целью предупреждения возникновения внутрибольничной инфекции – вирусного гепатита, СПИДа и др.
II. ОСНАЩЕНИЕ.
— 5 промаркированных емкостей: «холодная вода», «смывание воды», «дезраствор», «моющий раствор», «дистиллированная вода»;
— 10% раствор хлорной извести, 5% раствор хлорной извести, 3% раствор хлорамина (30,0 хлорамина + 970 мл воды), 2% раствор гидрокарбоната натрия (20,0 соды + 980 мл воды), моющий раствор – 1 л – 1% перекиси водорода + 5,0 моющего средства (или 20 мл 33% пергидроля + 980 мл воды + 5,0 моющего средства), дистиллированная вода;
— водный термометр, электрическая плита, ватные шарики, марлевые салфетки, щетки, мандрены, пипетки, ершики.
Бензидиновая проба:(5-6кристаллов бензидина + 3% перекиси водорода + 50% раствор уксусной кислоты – в равных частях);
Амидопириновая проба: (5% спиртовой раствор амидопирина + 3% раствор перекиси водорода + 30% раствор уксусной кислоты в равных частях).
Азопирамовая проба: (1,0-1,5% раствор солянокислого анилина в 95% этиловом спирте. Перед употреблением смешивают в равных количествах азопирам и 3% перекись водорода).
Фенолфталеиновая проба: 1% раствор фенофталеина.
III. ПОДГОТОВКА: Медсестра одета по форме, перчатки.
IV. АЛГОРИТМ.
I этап – смыв:
— Мединструментарий промывают холодной водой над емкостью для смывных вод до удаления видимых частиц: крови, гноя, слизи;
— Смывные воды заливают 10% раствором хлорной извести 1:1 на 1 час, после чего сливают в канализацию;
— Ватные шарики и марлевые салфетки заливают 5% раствором хлорной извести на 1 час, после чего выбрасывают.
II этап – дезинфекция:
— Металлические и стеклянные инструменты дезинфицируют в 3% растворе хлорамина в течение 1 часа, резиновые и пластмассовые изделия дезинфицируют методом кипячения в 2% растворе гидрокарбоната натрия в течение 15 минут.
— После дезинфекции инструменты промывают под проточной водой до удаления дезинфицирующего раствора.
III этап – разрушение и освобождение от белка:
— Помещают инструменты в моющий раствор до полного погружения, подогревают до 50 о С и выдерживают в нем мединструментарий в течение 15 минут. После чего дают раствору остыть, одевают две пары перчаток и в этом растворе моют.
— Моют мединструментарий при помощи щеточек, ершиков, мандренов (от 6 до 10 раз каждый).
— После этого мединструментарий промывают под проточной водой до удаления моющего раствора (в течение 10 минут).
IV этап – проведение контрольных проб:
Пробы на скрытую кровь:
— Бензидиновая проба – через цилиндр шприца, иглу и т.д. при помощи пипетки капаем раствор. Если цвет изменился на зеленый – проба считается положительной (на мединструментарий осталась кровь);
— Амидопириновая проба: если цвет изменился на синий – проба положительная);
— Азопирамовая проба – при положительной пробе появляется розовая окраска. При положительной пробе на скрытую кровь проводится обработка мединструментария вновь начиная с 1 этапа;
— Фенолфталеиновая проба – если цвет изменился на розовый – проба считается положительной (то есть наличие моющего средства) – значит следует еще раз промыть под холодной водой.
Для резиновых изделий данный этап не проводится.
V этап – удаление солей
— Весь медицинский инструментарий промывают в дистиллированной воде для удаления солей.
— Металлические инструменты и стеклянные инструменты в разобранном виде выкладывают на сетки и сушат в сухожаровом шкафу при температуре 80-85 о С до исчезновения влаги.
— Резиновые и пластмассовые изделия выкладывают на салфетку в разобранном виде и сушат при комнатной температуре.
VI этап – стерилизация
ПРОФЕССИОГРАММА № 3
ЗАКЛАДКА МАТЕРИАЛА В БИКС И ЕГО ПОДГОТОВКА
К СТЕРИЛИЗАЦИИ
I. ОБОСНОВАНИЕ.
При закладке материала в бикс необходимо соблюдать определенные правила загрузки, что является условием качественной стерилизации всего материала.
II. ОСНАЩЕНИЕ.
— контрольныепробы;
— мединструментарий, перевязочный материал, халаты, простыни, маски, перчатки, бирки.
III. АЛГОРИТМ.
1. Для укладки материала в бикс необходимо на дно бикса постелить большую салфетку.
2. Весь материал укладывают рыхло, резиновые и пластмассовые изделия каждое в отдельности заворачивают в салфетку.
Существует 3 вида укладки материала в бикс:
— целевой – в бикс укладывают все необходимое для проведения одной манипуляции (набор для кровопускания, для проведения парацентеза и др.);
— универсальный– в бикс укладывают несколько видов изделий медицинского назначения (системы, зонды, наконечники);
— видовой – один вид изделий (перевязочный материал или хирургическое белье).
3. В центре бикса закладывают контрольную пробу, сверху материал накрывают краями салфетки.
4. Крышку бикса плотно закрывают на замок, пояс открывают и фиксируют в таком положении.
5. На ручку крышки бикса прикрепляют бирку, где указывают наименование отделения и вид укладки бикса, подпись медсестры. Бикс отправляют в автоклавное отделение для стерилизации.
Алгоритм приготовления раствора хлорной извести
Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Наденьте второй халат, клеенчатый фартук, резиновые перчатки, респиратор или восьмислойную маску.
2. Возьмите 1 килограмм сухой хлорной извести
3. Высыпьте ее осторожно в эмалированную емкость, измельчите ее деревянной лопаткой.
4. Перемешайте все и осторожно вливайте холодную воду до отметки 10 литров.
5. Закройте крышкой и поставьте на 24 часа (в течение этого времени несколько раз перемешайте) для выделения активного хлора, получится маточный раствор.
6. Перелейте через 24 часа полученный раствор через 4 слоя бинта (марли) в бутыль из темного стекла с маркировкой «10% раствор хлорной извести».
7. Закройте пробкой.
8. Поставьте на этикетке дату приготовления раствора, его концентрацию, свою должность и фамилию.
9. Снимите защитную одежду.
10. Вымойте руки с мылом.
Оценка достигнутых результатов. Приготовлен 10% раствор хлорной извести (осветленный).
1. Хлорсодержащие растворы готовят в специальном помещении с хорошей вентиляцией.
2. 10% раствор можно хранить 5-7 суток в темном месте.
3. Раствор необходимо хранить в недоступном для пациента месте.
Приготовление рабочих растворов хлорной извести:
Формула приготовления хлорной извести:
Рабочий раствор хлорамина (готовится перед применением)
Дезинфицировала нательное и постельное белье пациента методом погружения в Хлорамин 3%.
Осуществляла дезинфекцию и предстерилизационную очистку корнцангов и ножниц.
Размещала пациента из положения лежа на боку в положение «Симса».
Кормила и поила тяжелобольных пациентов.
Меняла нательное белье лежачим больным, используя правила перемещения пациента.
Размещала пациента на спине, затем размещала пациента в высокое положение «Фаулера».
Осуществляла дезинфекцию и утилизацию одноразовых использованных шприцев в соответствии с инструкцией.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЮ, УНИЧТОЖЕНИЮ И УТИЛИЗАЦИИ ШПРИЦЕВ ИНЪЕКЦИОННЫХ ОДНОКРАТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МУ 3.1.2313-08
4.4.1.2. После проведения инъекции (манипуляции) медицинский работник, не накрывая иглу колпачком, производит раздельное обеззараживание использованных иглы и шприца химическим методом дезинфекции, для чего набирает в шприц при помощи поршня дезинфицирующий раствор из «Емкости для обеззараживания шприцев». Затем медицинский работник отсоединяет иглу от шприца одним из способов, в зависимости от наличия в лечебно-профилактическом учреждении специальных приспособлений:
4.4.1.3. После отсоединения иглы корпус шприца с поршнем помещают в емкость с дезинфицирующим раствором, промаркированную «для обеззараживания шприцев», и выдерживают необходимое время экспозиции согласно инструкции по применению используемого дезинфицирующего средства. Затем из корпуса шприца выпускают дезинфицирующий раствор при помощи поршня, после чего обеззараженные поршни и корпуса шприцев укладывают в пакет, закрепленный на стойке-тележке, или контейнер однократного применения с цветовой маркировкой, соответствующей классу медицинских отходов Б или В. Емкость (пакет, контейнер) после заполнения на 3/4 объема упаковывают, помещают в мини-контейнер с цветовой маркировкой, соответствующей классу медицинских отходов, и хранят в помещении для временного хранения медицинских отходов до окончания времени рабочей смены с целью последующего транспортирования к месту уничтожения или утилизации.
При заполнении иглами иглосъемника на 3/4 объема и соблюдении необходимого времени экспозиции дезинфекции раствор аккуратно сливают, емкость закрывают крышкой, помещают в мини-контейнер с цветовой маркировкой, соответствующей классу медицинских отходов, и хранят в помещении для временного хранения медицинских отходов до окончания времени рабочей смены с целью последующего транспортирования к месту обезвреживания или утилизации.
4.4.1.4. При отсутствии в лечебно-профилактическом учреждении приспособлений для снятия, отсечения или деструкции игл (иглосъемников, иглоотсекателей, деструкторов игл) отделение иглы от шприца следует осуществлять только после обеззараживания шприца с иглой. Обеззараживание проводят путем забора дезинфицирующего раствора через иглу внутрь шприца и погружения шприца с иглой в «Емкости для обеззараживания шприцев» с дезинфицирующим раствором на требуемое время экспозиционной выдержки.
Производила текущую уборку палат.
Заполняла документацию на посту.
Прослушала лекцию старшей мед.сестры о правилах обработки кожи и слизистых при контакте с биологическими жидкостями и химическими веществами.
Оценка и подпись непосредственного руководителя
Подпись общего руководителя ________________________
Подпись непосредственного руководителя ________________________
Подпись методического руководителя ________________________
Маточный раствор хлорной извести представляет собой отличное дезинфицирующее средство. С его помощью борются с вредными насекомыми, возбудителями инфекций, а также грызунами. Приготовить раствор в домашних условиях не так уж и сложно. Во время работы главное – это придерживаться необходимых пропорций и соблюдать технику безопасности.
Состав и свойства
Хлорная известь — это белое вещество порошкообразной консистенции. Она продается в мешках или пакетах весом от одного килограмма до тридцати. В ее составе присутствует активный хлор, который при соединении с водой растворяется, образуя известь. Это вещество довольно стойкое и не теряет свои свойства на протяжении всего года.
Вам будет интересно: Что такое солнечное время
Кроме того, для дезинфекции также используется хлорамин, который изготавливается из толуола и бензола. В этом серо-желтом порошке содержится 26,6% хлора.
Предварительная подготовка
Процедура приготовления
Вам будет интересно: Future Simple. Примеры предложений (утверждения, отрицания, вопросы)
Обычно действуют следующим образом. Перед тем как приготовить маточный раствор, подготавливается специальная эмалированная емкость, в которой будет разводиться порошок. Для работы понадобится деревянная лопатка чтобы с ее помощью размешивать раствор. На один килограмм сухого порошка берется десять литров чистой воды, которую наливают в емкость. Далее аккуратно высыпается порошок и размешивается палочкой или лопаткой. После того как порошок полностью растворится, раствор отправляют настаиваться в течение суток. Как правило, он размешивается еще не менее двух-трех раз сразу после приготовления.
После истечения необходимого срока готовый раствор переливают в заранее приготовленную стеклянную банку для дальнейшего хранения. На емкости обязательно наклеивается лист с датой приготовления раствора, подписью ответственного медицинского работника, изготовившего хлорную известь, а также процентное соотношение компонентов. Следует учитывать, что приготовленный состав хранится не более десяти дней.
Раствор хлорамина готовится всего в один этап. Для одного литра жидкости понадобится не более пятидесяти граммов порошка. Его перемешивают деревянной ложкой до полного растворения. Далее емкость накрывают крышкой и подписывают. Используют состав сразу после приготовления.
Растворы хлорной извести в 5, 3, и 1% следует готовить непосредственно перед использованием. Для этого просто добавляется некоторая часть воды в маточный раствор. Даже при отсутствии таблицы очень легко посчитать соотношение компонентов. Например, для приготовления трех литров однопроцентного состава понадобится всего триста миллилитров раствора и 2700 г воды.
Предназначение составов
Хлорную известь можно применять в сухом виде для обработки пятен мочи, каловых масс, а также мокроты и рвоты. Пятна просто посыпают сверху сухим порошком в соотношение примерно сто граммов на полкилограмма выделений и оставляют в таком виде на пятьдесят минут.
Маточный раствор хлорной извести в 0,5, 1 и 2% используют для дезинфекции предметов и помещений, а более концентрированный раствор потребуется для того, чтобы обработать туалет и мусорный бак.
Соотношение компонентов
Для чего используется
Уборка помещения
Генеральную уборку проводят, как правило, не чаще одного раза в месяц. Медицинский работник надевает защитный халат, маску, очки, перчатки и фартук. Вначале открывают окна для того, чтобы максимально оградить человека от паров хлора. Далее отодвигают мебель для удобства, накрывают постели и начинают процедуру. Во время работы пользуются салфетками из ткани многоразового и одноразового использования. Обработке подвергаются окна, подоконники, стены и полы.
Недостатки раствора
Несмотря на явную пользу, этот состав имеет ряд недостатков. Например, он крайне негативно сказывается на металле или ткани. При регулярном использовании способен разрушить или повредить любой материал. У него недостаточно хорошая растворимость в воде, из-за чего иногда раствор готовят в два или даже в три этапа. Многие специалисты жалуются на сложности, возникающие во время хранения извести. Кроме того, недостаточно большой срок хранения также сказывается на качестве работы.
Преимущество хлорамина
На фоне маточного раствора хлорной извести кремовый порошок хлорамина имеет некоторые преимущества. Он гораздо лучше хранится, а его действие на любые поверхности менее агрессивно. Кроме того, он отлично растворяется в воде, чего не скажешь об известковой жидкости.
Хлорная известь: приготовление дезинфицирующих растворов, применение
Сухая хлорная известь («белильная») – это средство для дезинфекции, доказавшее свою результативность за десятилетия использования и не имеющее более эффективных аналогов. Состоит из гидроксида кальция (гашеной извести), гипохлоритов, хлоридов, хлоратов и карбонатов кальция, содержит 20-25% активного вещества. Выпускается в форме белой или слабоокрашенной порошкообразной массы.
Популярность этого материала во многом объясняется тем, что только хлор способен уничтожить некоторые вирусы, бактерии: возбудителей ВИЧ-инфекции, гепатита, туберкулеза и прочих опасных болезней.
Хлорная известь для дезинфекции применяется как в сухом, так и в разведенном водой виде. Следует учитывать, что хлор проявляет активность исключительно во влажной среде, поэтому «хлорку» (порошок) необходимо применять на предварительно увлажненных поверхностях. Для максимального эффекта приготавливают смесь, названную «маточной», а также ее разновидности.
Маточный раствор хлорной извести: приготовление
При смешивании компонентов дезсостава важно соблюдать правила безопасности: надеть защитные перчатки, очки, халат, шапочку, респиратор, фартук из прорезиненной ткани, резиновые сапоги. Рецепт следующий:
Из такого дезсредства готовятся рабочие растворы хлорной извести различных концентраций. Они обладают бактерицидными, фунгицидными, вирулицидными, спороцидными свойствами. Отличаются еще меньшим сроком годности – от 1 до 3-4 суток, после чего теряют свое действие, поэтому рекомендуется смешивать ингредиенты непосредственно перед эксплуатацией.
Рабочие составы
Дезрастворы с содержанием действующего компонента 0,25%, 0,5%, 1%, 2%, 3%, 5% применяются для обеззараживания определенных предметов. Для их приготовления десятипроцентный раствор «хлорки» разводится водой в соответствии с желаемой насыщенностью: например, чтобы получить 0,5 л 0,5%-ного продукта, нужно разбавить первый 9,5 литрами жидкости.
Такие субстанции готовят для достижения следующих целей:
Для усиления обеззараживающего эффекта возможно использование специального активатора – например, гидроксида аммония. Количество активатора зависит от веса, содержания активного хлора в дезсоставе данной концентрации.
Хлорная известь: применение
«Хлорка» используется для обработки жесткой мебели, санитарно-технического оборудования, предметов обстановки, столовой посуды, транспорта, уборочного инвентаря, поверхностей в помещениях, медицинских отходов, ограниченных участков дороги, мусора, игрушек, почвы, воздушных фильтров.
Осветленные дезрастворы применяются для обеззараживания вышеперечисленных объектов при наличии заболеваний, возбудители которых являются более устойчивыми (сибирской язвы, туберкулеза).
Для «грубой» дезинфекции выделений инфекционных больных, остатков еды, мусора, биологических жидкостей, участков, зараженных возбудителями сибирской язвы, используют неосветленные составы или порошкообразное вещество.
Меры предосторожности
«Хлорка» относится к третьему классу опасности при вводе в желудок, второму – при ингаляционном воздействии. Она оказывает выраженное местно-раздражающее и слабое сенсибилизирующее действие на кожные покровы и слизистые оболочки глаз.
При приготовлении раствора хлорной извести необходимо использовать резиновые перчатки, средства защиты органов дыхания: универсальные респираторы РПГ-67 либо РУ-60М, герметичные очки. Порошок добавлять в воду, а не наоборот, во избежание сильного испарения и получения ожогов. Все работы проводить в темном, хорошо вентилируемом месте или вытяжном шкафу.
Дезинфицирующих процедуры выполнять при отсутствии пациентов или больных. После их проведения необходимо проветривание в течение 1-2 часов. Слив продукта в систему канализации производить только в разбавленном виде.
Выводы
Хлорная известь – сильнейший дезинфектант, не имеющий более результативных аналогов. Приготовить рабочие составы на ее основе можно самостоятельно, но необходимо соблюдать правила предосторожности во избежание неприятных последствий.
Сборник задач по математике на тему: «Применение математических методов решения прикладных задач в медицине» (2 курс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство здравоохранения Амурской области
Филиал государственного автономного учреждения Амурской области профессиональной образовательной организации
«Амурский медицинский колледж»
в городе Райчихинске
СБОРНИК СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
по дисциплине: «Математика» ( III семестр)
Для специальностей: 31.02.01 «Лечебное дело»
31.02.02 «Акушерское дело»
34.02.01 «Сестринское дело»
Преподаватель Ершова О.Н.
г. Райчихинск 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. 3
Ситуационные задачи. 6
Эталоны ответов. 12
Сборник ситуационных задач с эталонами ответов по дисциплине: «Математика» составлен в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальностям: 31.02.01 «Лечебное дело», 31.02.02 «Акушерское дело», 34.02.01 «Сестринское дело».
Сборник охватывает раздел по дисциплине: « Применение математических методов решения прикладных задач в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала». Содержание сборника задач соответствует рабочим программам по математике по специальностям «Акушерское дело», Лечебное дело», «Сестринское дело».
Решение задач занимает в математическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по математике. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития математического мышления студентов, глубины усвоения ими учебного материала. Учитывая профессиональную направленность курса математики, все задачи имеют прикладной характер к медицине, которые решаются математическими методами. В сборнике предложены задачи по дисциплинам фармакологии, педиатрии, сестринский уход в терапии. Это способствует воспитанию у студентов уверенности в профессиональной значимости изучаемого предмета. Решая ситуационные задачи, студенты убеждаются в справедливости теоретических основ математики, а также видят практическое применение математических методов в медицине.
Сборник состоит из задач, направленных на развитие у студентов самостоятельности, ассоциативного и логического мышления, развитие интеллектуальной деятельности, выработке у студентов умений и навыков анализировать усвоенный теоретический материал, а также способствует формированию умений и навыков практического применения полученных теоретических знаний по предмету при решении прикладных задач в области медицины.
Для решения ситуационных задач, входящих в сборник студент должен
Определение процентной концентрации растворов ;
Понятие пропорции, основное свойство пропорции;
Меры объема – дозы лекарственных форм;
Формулы расчета максимального и минимального артериального давления детей, прибавки массы и роста, суточной калорийности пищевого рациона детей, формулу нормы количества мочи, выделяемой за сутки;
Решать задачи на проценты ;
Рассчитывать процентную концентрацию растворов ;
Получать нужную концентрацию растворов ;
Рассчитывать цену деления шприца (обычного и инсулинового);
Определять шоковый индекс, кровопотерю ;
Уметь рассчитывать максимальное и минимальное артериальное давление у детей, прибавку роста и массы детей;
Рассчитывать суточную калорийность пищевого рациона детей;
Определять количество мочи, выделяемой за сутки у детей по формуле;
Уметь составлять и решать пропорции;
Рассчитывать количество лекарственного вещества в 1 мл. раствора;
Рассчитывать разовую, суточную и курсовую дозу лекарственных веществ, выписанных в рецепте.
Сборник ситуационных задач предназначен для студентов медицинских колледжей. Рекомендуется применять на теоретических и практических занятиях по дисциплине «Математика». Задачи могут использоваться в различных формах учебных занятий: чтении лекций, проведении семинаров, вычислительных практикумов, самостоятельных и контрольных работ, домашнего задания, консультаций и т.д. Материал может также использоваться для составления студентами в своей самостоятельной работе аналогичных задач, что способствует формированию у студентов навыков перевода прикладных задач на язык математики и умения создавать математические модели для ситуационных задач.
Задача № 1. Из партии в 1000 ампул с новокаином, 20 ампул оказались бракованными. Определить процент неиспорченных ампул.
Задача № 2. Вместимость мочевого пузыря человека 600 мл. Он заполнен на 58%. Сколько это составляет миллилитров?
Задача № 3. В отделении за сутки в среднем расходуется 0,5 кг хлорной извести. Во время генеральной уборки помещений израсходовано 150% среднесуточного количества хлорной извести. Сколько хлорной извести израсходовал персонал отделения во время генеральной уборки помещения?
Задача № 4. Вес хлорной извести в растворе составляет 10%. Сколько потребуется воды для разведения раствора, если известно, что хлорной извести взяли 0,5 кг?
Задача № 5. За сутки в отделении израсходовано 765 г хлорной извести вместо среднесуточной нормы расхода 500 г. На сколько процентов больше израсходовано хлорной извести?
Задача № 6. Найти %-ую концентрацию раствора соли (, если 50 г соли развели в 200 г. воды.
Задача № 7. В 1 литре водного раствора содержится 30 г сухого вещества. Какова %-я концентрация данного раствора?
Задача № 8. В 1 литре водного раствора содержится 80 г сухого вещества. Какова процентная концентрация данного раствора?
Задача № 9. Сколько нужно взять сухого вещества, чтобы приготовить 2 литра 3% раствора данного вещества?
Задача № 10. Сколько нужно взять хлорамина (сухое вещество) в г и воды в мл для приготовления 3-х литров 5% раствора?
Задача № 11. Рассчитать какое количество антисептика потребуется для приготовления 500 мл 0,2% раствора фурацилина.
Задача № 12. Приготовить 3 л. 1% раствора хлорамина.
Задача № 13. Приготовить 7 л. 2% раствора хлорамина.
Задача № 14. Приготовить 2 л. 10% раствора хлорной извести.
Задача № 15. Сколько нужно взять сухого вещества, чтобы приготовить 3 литра 12% раствора данного вещества?
Задача № 16. Сколько нужно взять хлорамина (сухое вещество) в г и воды в мл для приготовления 5 литров 2% раствора?
Задача № 17. По назначению врача больной должен принимать микстуру от кашля по 1 десертной ложке 4 раза в день в течение 8 дней. Сколько необходимо лекарственного вещества в мл на весь курс лечения?
Задача № 18. По назначению врача пациенту прописан лекарственный препарат в таблетках по 500 мг 2 раза в день в течение 14 дней. В аптеке пациент купил данный лекарственный препарат в таблетках по 250 мг. Сколько таблеток в день по 250 мг должен принимать пациент не нарушая указания врача? Сколько таблеток по 250 мг необходимо пациенту на весь курс лечения?
Задача № 19. Дозировка одной таблетки лекарственного вещества составляет 0,1 г. Какую часть таблетки нужно дать больному, если ему прописана разовая доза 25 мг.
Задача № 20. Во флаконе оксациллина находится 0,25 г сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 1 мл раствора было 0,1 г сухого вещества?
Задача № 21 . Больной должен принимать лекарство по 2,5 мг в таблетках 3 раза в день в течение 5 дней. Сколько необходимо выписать данного лекарства больному (расчет вести в граммах)?
Задача № 22. Больной должен принимать лекарство по 1 ст. л. 4 раза в день в течение 5 дней. Сколько необходимо больному лекарственного препарата в мл на весь курс лечения?
Задача № 23. Во флаконе ампициллина находится 0,5 г сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл раствора было 0,1 г сухого вещества.
Задача № 24 . Приготовить 1 литр 1% раствора хлорной извести для обработки инвентаря из 1 литра маточного 10% раствора.
Задача № 25. Больному необходимо ввести 400 тысяч единиц пенициллина. Флакон по 1 миллиону единиц. Развести 1:1. Сколько мл раствора необходимо взять?
Задача № 26. Больной должен принимать лекарство по 1 мг в порошках 4 раза в день в течение 7 дней. Сколько необходимо выписать данного лекарства больному (расчет вести в граммах)?
Задача № 27. Дозировка одной таблетки лекарственного вещества составляет 0,1 г. Какую часть таблетки нужно дать больному, если ему прописана разовая доза 50 мг.
Задача № 28. Приготовить 5 литров 1% раствора хлорной извести для обработки инвентаря из 1 литра маточного 10% раствора.
Задача № 29. Сколько нужно взять сухого вещества, чтобы приготовить 1 литр 9% раствора данного вещества?
Задача № 30. Во флаконе пенициллина находится 1 млн. ЕД сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл раствора было 100 000 ЕД сухого вещества?
Задача № 31. Больному необходимо ввести 600 тысяч единиц пенициллина. Флакон по 1 миллиону единиц. Развести 1:1. Сколько мл раствора необходимо взять?
Задача № 38. Цена деления инсулинового шприца – 4 ЕД. Скольким делениям шприца соответствует 28 ЕД. инсулина? 36 ЕД. инсулина?
Задача № 39. Больному необходимо ввести 24 единицы инсулина. Цена деления шприца 0,1 мл. Сколько мл инсулина необходимо взять?
Задача № 40. Больному необходимо ввести 36 единиц инсулина. Цена деления шприца 0,1 мл. Сколько мл инсулина необходимо взять?
Задача № 41. Больному необходимо ввести 48 единиц инсулина. Цена деления шприца 0,1 мл. Сколько мл инсулина необходимо взять?
Задача № 42. В норме физиологическая потеря крови в родах составляет 0,5% от массы тела. Определить кровопотерю в мл. при родах, если масса женщины 69 кг?
Задача № 43. Определить кровопотерю в мл. при родах, если масса женщины 72 кг?
Задача № 44. Определить кровопотерю в родах, если она составила 10% объема циркулирующей крови (ОЦК) в мл., при этом ОЦК составляет 5000 мл.
Задача № 45. Определить кровопотерю в родах в мл., если она составила 15% ОЦК, при этом ОЦК составляет 5000 мл.
Задача № 46. Определить шоковый индекс, если ЧСС (пульс) – 140, а систолическое давление 80 мм.рт.ст.
Задача № 47. Определить шоковый индекс, если ЧСС (пульс) – 100, а систолическое давление 130 мм.рт.ст.
Задача № 48. Определить шоковый индекс, если ЧСС – 120, систолическое давление – 80 мм.рт.ст.
Задача № 49. Ребенок родился ростом 51 см. Какой рост должен быть у него в 5 месяцев (5 лет)?
Задача № 50. Ребенок родился ростом 54 см. Какой рост должен быть у него в 7 месяцев (7 лет)?
Задача № 51. Определить количество мочи, выделяемой за сутки ребенком 3 лет, 8 лет.
Задача № 52. Ребенок родился весом 3900 г. Какой вес должен быть у него в 6 месяцев, 6 лет, 12 лет?
Задача № 53. Какое артериальное давление должно быть у ребенка в 7 лет?
Задача № 54. Какое артериальное давление должно быть у ребенка в 11 лет?
Задача № 55. Рассчитать суточную калорийность пищевого рациона для ребенка 3 лет, 5 лет, 12 лет.
РЕШЕНИЕ: Составим пропорцию:
Ответ: процент неиспорченных ампул равен 98%.
РЕШЕНИЕ: Составим пропорцию:
Ответ: заполнение мочевого пузыря составляет 348 мл.
0,5 кг : 100% = 0,005 кг в 1%.
Ответ: израсходовано 0,75 кг хлорной извести.
0,5 кг : 10 = 0,05 кг в 1%.
Ответ: потребуется 5 л. воды.
Ответ: на 53% больше израсходовано хлорной извести за сутки.
РЕШЕНИЕ: m 1 = 50 г (масса соли), m 2 = 200 г (масса воды)
Масса (раствора) m = 200 г + 50 г = 250 г.
РЕШЕНИЕ: ω% = (1 л = 1000 мл = 1000 г)
Задача № 9 РЕШЕНИЕ: Т.к. процент – это количество вещества в 100 мл.
Следовательно, в 100 мл содержится 3 г сухого вещества, 1 л = 1000 мл,
значит 2 л = 2000 мл.
х= = 60 г Ответ: Для приготовления 2-х литров 3% раствора необходимо взять 60 г сухого вещества.
3 л = 3000 мл, плотность воды = 1
100 г воды = 100 мл воды.
х= = 150 г 3000г – 150г = 2850 мл
Ответ: Для приготовления 3-х литров 5% раствора необходимо взять 150г сухого вещества и 2850 мл воды.
Ответ: чтобы приготовить 500 мл 0,2% раствора фурацилина необходимо взять 1 г фурацилина.
РЕШЕНИЕ: Т.к. процент – это количество вещества в 100 мл.
Следовательно, в 100 мл содержится 1 г сухого вещества, 1 л = 1000 мл,
значит 3 л = 3000 мл.
Ответ: Для приготовления 1 литра 3% раствора необходимо взять 30 г сухого вещества.
РЕШЕНИЕ: Т.к. процент – это количество вещества в 100 мл.
Следовательно, в 100 мл содержится 2 г сухого вещества, 1 л = 1000 мл,
значит 7 л = 7000 мл.
Ответ: Для приготовления 7 литров 2% раствора необходимо взять 140 г сухого вещества.
РЕШЕНИЕ: Т.к. процент – это количество вещества в 100 мл.
Следовательно, в 100 мл содержится 10 г сухого вещества, 1 л = 1000 мл,
значит 2 л = 2000 мл.
Ответ: Для приготовления 2 литров 10% раствора необходимо взять 200 г сухого вещества.
РЕШЕНИЕ: 12 г – 100 мл
Ответ: Для приготовления 3-х литров 12% раствора необходимо взять 360 г сухого вещества на 3 литра воды.
5 л = 5000 мл, плотность воды = 1
100 г воды = 100 мл воды.
х= = 100 г 5000г – 100г = 4900 мл
Ответ: Для приготовления 5 литров 2% раствора необходимо взять 100 г сухого вещества и 4900 мл воды.
РЕШЕНИЕ: 1 дес. л. = 10 мл – разовая доза. Следовательно, дневная доза: 4 х 10 мл = 40 мл.
Ответ: больному необходимо 320 мл лекарства на весь курс лечения.
500 мг = 1000 мг – дневная доза. 1000 мг/250мг=4 таб. в день.
Ответ: больному необходимо принимать по 4 таб в день по 250 мг, на весь курс лечения необходимо 56 таб.
Ответ: больному необходимо дать ¼ часть таблетки.
РЕШЕНИЕ: при разведении антибиотика на 0,1 г сухого порошка берут 0,5 мл растворителя, следовательно, если,
0,1 г сухого вещества – 0,5 мл растворителя
получаем: х= = 1,25 мл
Ответ: чтобы в 0,5 мл раствора было 0,1 г сухого вещества необходимо взять 1,25 мл растворителя.
3 х 0,0025г = 0,0075 г – дневная доза,
следовательно, на 5 дней ему необходимо: 5 х 0,0075г = 0,0375 г.
Ответ: больному необходимо 0,0375 г. лекарства на весь курс лечения.
Задача № 22 РЕШЕНИЕ:
5 х 60 мл = 300 мл лекарства необходимо на 5 дней.
Ответ: больному необходимо 300 мл лекарства на весь курс лечения.
РЕШЕНИЕ: при разведении антибиотика на 0,1 г сухого порошка берут 0,5 мл растворителя, следовательно, если,
0,1 г сухого вещества – 0,5 мл растворителя
Ответ: чтобы в 0,5 мл раствора было 0,1 г сухого вещества необходимо взять 2,5 мл растворителя.
РЕШЕНИЕ: Подсчитаем сколько нужно взять мл 10% раствора для приготовления 1% раствора:
х= = 100 мл 1000мл – 100мл = 900 мл
Ответ: Для приготовления 1 литра 1% раствора хлорной извести необходимо взять 100 мл 10% раствора и добавить 900 мл воды.
РЕШЕНИЕ: При разведении 1:1 в 1 мл раствора содержится 100 тысяч единиц действия. 1 флакон пенициллина по 1 миллиону единиц разводим 10 мл раствора. Если больному необходимо ввести 400 тысяч единиц, то нужно взять 4 мл полученного раствора.
4 х 0,001г = 0,004 г – дневная доза,
следовательно, на 7 дней ему необходимо: 7 х 0,004г = 0,028 г.
Ответ: больному необходимо 0,028 г. лекарства на весь курс лечения.
Ответ: больному необходимо дать ½ часть таблетки.
РЕШЕНИЕ: Подсчитаем сколько нужно взять мл 10% раствора для приготовления 1% раствора:
х= = 500 мл 5000мл – 500мл = 4500 мл
Ответ: Для приготовления 5 литров 1% раствора хлорной извести необходимо взять 500 мл 10% раствора и добавить 4500 мл воды.
Задача № 29 РЕШЕНИЕ: Т.к. процент – это количество вещества в 100 мл.
Следовательно, в 100 мл содержится 9 г сухого вещества, 1 л = 1000 мл,
Ответ: Для приготовления 1 литра 9% раствора необходимо взять 90 г сухого вещества.
100 000 ЕД сухого вещества – 0,5 мл растворителя
Ответ: чтобы в 0,5 мл раствора было 100 000 ЕД сухого вещества необходимо взять 5 мл растворителя.
РЕШЕНИЕ: При разведении 1:1 в 1 мл раствора содержится 100 тысяч единиц действия. 1 флакон пенициллина по 1 миллиону единиц разводим 10 мл раствора. Если больному необходимо ввести 600 тысяч единиц, то нужно взять 6 мл полученного раствора.
Для определения цены деления шприца необходимо цифру «5» разделить на количество делений «5».
Ответ: цена деления шприца равна 1 мл.
Для определения цены деления шприца необходимо цифру «1» разделить на количество делений «10».
Ответ: цена деления шприца равна 0,1 мл.
Для определения цены деления инсулинового шприца необходимо число «20» разделить на количество делений «5».
Ответ: цена деления шприца равна 4ЕД.
Для определения цены деления шприца необходимо цифру «5» разделить на количество делений «10».
Ответ: цена деления шприца равна 0,5 мл.
Для определения цены деления шприца необходимо цифру «10» разделить на количество делений «5».
Ответ: цена деления шприца равна 2 мл.
Задача № 37 РЕШЕНИЕ: Для определения цены деления шприца необходимо цифру «2» разделить на количество делений «10».
Ответ: цена деления шприца равна 0,2 мл.
РЕШЕНИЕ: Чтобы узнать скольким делениям шприца соответствует 28 ЕД. инсулина, необходимо 28:4=7 (делениям). Аналогично: 36:4=9 (делениям).
РЕШЕНИЕ: В 1 мл инсулина содержится 40 единиц инсулина. В 0,1 мл инсулина содержится 4 единицы инсулина. Чтобы ввести больному 36 единиц инсулина необходимо взять 0,9 мл инсулина: 36:4х0,1=0,9 мл.
Ответ: Чтобы ввести больному 36 единиц инсулина необходимо взять 0,9 мл инсулина.
РЕШЕНИЕ: В 1 мл инсулина содержится 40 единиц инсулина. В 0,1 мл инсулина содержится 4 единицы инсулина. Чтобы ввести больному 24 единицы инсулина необходимо взять 0,6 мл инсулина: 24:4х0,1=0,6 мл.
Ответ: Чтобы ввести больному 24 единицы инсулина необходимо взять 0,6 мл инсулина.
РЕШЕНИЕ: В 1 мл инсулина содержится 40 единиц инсулина. В 0,1 мл инсулина содержится 4 единицы инсулина. Чтобы ввести больному 48 единиц инсулина необходимо взять 1,2 мл инсулина: 48:4х0,1=1,2 мл.
Ответ: Чтобы ввести больному 48 единиц инсулина необходимо взять 1,2 мл инсулина.
Т.к. в норме физиологическая потеря при родах составляет 0,5% от массы тела, то о пределить кровопотерю в мл. можно по формуле:
m – масса тела в кг.
Ответ: Кровопотеря составила 345 мл.
Т.к. в норме физиологическая потеря при родах составляет 0,5% от массы тела, то о пределить кровопотерю в мл. можно по формуле:
m – масса тела в кг.
Ответ: Кровопотеря составила 360 мл.
РЕШЕНИЕ: для определения кровопотери в родах необходимо найти, сколько составляет 10% от 5000.
Ответ: Кровопотеря составила 500 мл.
РЕШЕНИЕ: для определения кровопотери в родах необходимо найти, сколько составляет 15% от 5000.
Ответ: Кровопотеря составила 750 мл.
РЕШЕНИЕ: Шоковый индекс (ШИ) определяется как отношение частоты сердечных сокращений за 1 мин к величине систолического давления. Нормальная величина шокового индекса определяется:
60- норма ЧСС; 120 – нормальная величина систолического АД в мм рт.ст. Значит для определения шокового индекса необходимо значение ЧСС разделить на величину систолического давления:
Ответ: шоковый индекс равен 1,75.
РЕШЕНИЕ: для определения шокового индекса необходимо значение ЧСС разделить на величину систолического давления:
Ответ: шоковый индекс равен 0,77.
РЕШЕНИЕ: для определения шокового индекса необходимо значение ЧСС разделить на величину систолического давления:
Ответ: шоковый индекс равен 1,5.
РЕШЕНИЕ: В норме п рирост за каждый месяц первого года жизни ребенка составляет: в I четверть (1-3 мес.) по 3 см за каждый месяц, во II четверть (3-6 мес.) по 2,5 см за каждый месяц, в III четверть (6-9 мес.) по 1,5 см за каждый месяц, в IV четверть (9-12 мес.) по 1 см за каждый месяц.
Рост ребенка после года жизни можно вычислить по формуле:
X = 75 + 6∙ n , где 75 – средний рост ребенка в 1 год,
6 – среднегодовая прибавка, n – возраст ребенка.
Значит, рост ребенка в 5 месяцев: 51 см + 3∙3 + 2∙2,5 = 65 см.
рост ребенка в 5 лет: 75 + 6∙5 = 105 см.
Ответ: в 5 месяцев рост ребенка 65см., в 5 лет – 105 см.
РЕШЕНИЕ: Пользуясь данными, приведенными в задаче № 49, вычислим рост ребенка в 7 месяцев: 54 см + 3∙3 + 3∙2,5 + 1∙1,5 = 72 см.
рост ребенка в 7 лет: 75 + 6∙7 = 117 см.
Ответ: в 7 месяцев рост ребенка 72 см., в 7 лет – 117 см.
РЕШЕНИЕ: Для определения количества мочи, выделяемой за сутки ребенком, можно воспользоваться формулой:
600 + 100 ∙ ( n – 1), 600 – количество мочи в мл, выделяемой ребенком 1 года за сутки, 100 – ежегодная прибавка, n – возраст ребенка.
РЕШЕНИЕ: Увеличение массы тела ребенка за каждый месяц первого года жизни в граммах составляет: