при скрещивании курицы с оперенными ногами белым оперением и петуха
Задание 28. Генетика. ЕГЭ 2022 по биологии
Задачи для практики
Задача 1
Одним из наиболее распространённых аутосомно-рецессивных заболеваний является муковисцидоз. Известное наследственное нарушение цветового зрения (дальтонизм) — признак, сцепленный с Х-хромосомой. В браке здоровых родителей родился ребёнок дальтоник с муковисцидозом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями.
Решение
Задача 2
Скрестили бурую курицу без хохла с хохлатым чёрным петухом. В результате получили цыплят с двумя фенотипами: 50 % чёрных хохлатых и 50 % чёрных без хохла. При скрещивании такой же бурой курицы без хохла с другим чёрным хохлатым петухом 50 % потомства составили чёрные хохлатые и 50 % — бурые хохлатые. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как Вы думаете, для чего могли проводиться такие два скрещивания с гомозиготами по рецессивному признаку? Как называется такое скрещивание?
Решение
Схема решения задачи включает:
Задача 3
Проведено скрещивание короткошёрстной самки морской свинки белой окраски с длинношёрстным чёрным самцом. В результате получили поколение с двумя фенотипами: длинношёрстные белые и длинношёрстные чёрные. При скрещивании белой короткошёрстной самки с чёрным короткошёрстным самцом всегда получали только чёрных короткошёрстных. Определите генотипы родительских форм двух рассмотренных скрещиваний. Определите генотипы их потомства. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в данном случае?
Решение
Схема решения задачи включает:
(Допускается иная генетическая символика.)
Задача 4
Женщина, имеющая вторую группу крови и нормальную свёртываемость крови, выходит замуж за мужчину, имеющего первую группу крови и страдающего гемофилией (h). Женщина гетерозиготна по гену, определяющему группу крови, и гомозиготна по гену, определяющему свёртываемость крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье дочери с первой группой крови, больной гемофилией.
Решение
Схема решения задачи включает:
(Допускается иная генетическая символика)
Задача 5
У человека аутосомный признак сумеречное зрение (куриная слепота) (А) полностью доминирует над признаком нормальное зрение (а). У матери куриная слепота (гетерозигота), а у отца норма. В этой семье родился ребенок с куриной слепотой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, возможные генотипы и фенотипы других детей, вероятность рождения в этой семье детей с нормальным зрением.
Решение
Схема решения задачи включает:
(Допускается иная генетическая символика.)
Задача 6
При скрещивании серой и чёрной крыс получено 15 потомков, из них 8 были чёрными. Известно, что серая окраска доминирует над чёрной. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Как называют рассматриваемое скрещивание мышей?
Решение
Схема решения задачи включает:
(Допускается иная генетическая символика.)
Задача 7
В результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой жёлтоплодных карликовых растений получено единообразное красноплодное потомство нормального роста. Какой результат даст дальнейшее скрещивание гибридов первого поколения? Гены обоих признаков наследуются сцеплено, кроссинговер не происходит.
Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. В каких соотношениях произошло расщепление по генотипу и фенотипу при втором скрещивании? Объясните формирование фенотипических групп.
Решение
Схема решения задачи включает:
Задача 8
У кур сцепленный с полом рецессивный ген k вызывает гибель цыплят. От скрещивания петуха I с группой кур получили 210 цыплят: половина кур и половина петухов. Те же куры были скрещены с петухом II: из 210 цыплят 70 были курочки. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и пол полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Определите и поясните расщепление в первом и во втором скрещиваниях.
Решение
Схема решения задачи включает:
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи)
Задача 9
При скрещивании двух чистых линий дрозофил — самки с прямыми крыльями (А) без пятна (В) с самцом, имеющим аркообразные крылья с пятном у основания, — получили потомство только с прямыми крыльями без пятна. При анализирующем скрещивании потомков (из F1) появилось 126 мух четырёх фенотипических групп в количестве 45 AaBb — прямые крылья без пятна 48 aabb — аркообразные крылья с пятном 17 aaBb — аркообразные крылья без пятна 16 Aabb — прямые крылья с пятном. Составьте схему анализирующего скрещивания. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомков F2. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
Решение
Схема решения задачи включает:
Задача 10
При скрещивании высокорослого растения томата с округлыми плодами с карликовым растением, имеющим грушевидные плоды, всё потомство было единообразно и имело высокий рост и округлые плоды. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами в потомстве наблюдалось появление двух фенотипических групп растений: 50 % высокорослые с округлыми плодами и 50 % карликовые с грушевидными плодами. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и гибридов в каждом случае. Объясните формирование двух фенотипических групп во втором скрещивании. Как определяются в данном случае доминантные и рецессивные признаки?
Решение
Схема решения задачи включает:
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 11
При скрещивании оранжевого попугая с кривым клювом с серым попугаем, имеющим прямой клюв (гены сцеплены), всё потомство (F1) оказалось с оранжевым оперением и кривыми клювами. Для проведения анализирующего скрещивания брали самок из F1. В результате в F2 получили птенцов четырёх фенотипических групп. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, фенотипы и генотипы потомства F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырёх фенотипических групп в F2.
Решение
Схема решения задачи включает:
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 12
У человека один из видов задержки умственного развития обусловлен рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой геном, нормальная пигментация кожи доминирует над альбинизмом (аутосомный признак). В семье здоровых родителей родился сын-альбинос с задержкой умственного развития. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и сына-альбиноса с задержкой умственного развития, вероятность рождения дочери с такими же признаками. Объясните, какие законы имеют место в данном случае.
Решение
Схема решения задачи включает:
Задача 13
У кур тёмная окраска кожи доминирует над белой окраской, полосатое оперение над чёрным. Ген, обусловливающий окраску оперения, локализован в Х-хромосоме. Скрещивали чёрную курицу с тёмной кожей с полосатым петухом со светлой кожей. Все цыплята оказались полосатыми, из них 50 % имели тёмную кожу и 50 % — светлую. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните результаты скрещивания.
Решение
Схема решения задачи включает:
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 14
У птиц самки гетерогаметны по полу. У канареек бывает оперение зелёной и коричневой окраски, также птицы между собой различаются наличием или отсутствием хохолка на голове. Скрестили хохлатую зелёную самку с самцом без хохолка и коричневым оперением. Птенцы оказались хохлатыми, половина из них зелёными (самцы), половина — коричневыми (самки). При скрещивании самки, не имеющей хохолка, с коричневым оперением с хохлатым зелёным самцом получили потомство с хохолками и зелёным оперением. Определите генотипы родителей и потомков, пол птенцов. Составьте схемы решения задачи. Как наследуются признаки окраски оперения и наличия или отсутствия хохолка?
Решение
Схема решения задачи включает:
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 15
От скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (В) и чистой линии с прямой длинной шерстью получили гибридных особей. Затем гибридную самку скрестили с самцом дигомозиготным по рецессивным парам признаков. В результате этого скрещивания получили по 8% потомков с признаками родителей и по 42% потомков с перекомбинированными признаками. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы всех особей. Объясните результаты скрещиваний.
Решение
Схема решения задачи включает:
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 16
У человека один из видов близорукости наследуется по аутосомно-рецессивному типу, а отсутствие потовых желёз — как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Женщина с близорукостью и нормальным развитием потовых желёз, у отца которой потовые железы отсутствуют, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением и с нормально развитыми потовыми железами, мать которого страдала близорукостью. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Составьте схему решения задачи. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Решение
Схема решения задачи включает:
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 17
У птиц гетерогаметными являются самки. У кур чёрная окраска оперения определяется геном (А), а бурая окраска — геном (а). Также встречается летальный ген (b), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили бурую нормальную курицу с чёрным жизнеспособным петухом. Затем провели другое скрещивание: курица была чёрная нормальная, а петух бурый жизнеспособный. В обоих случаях всё потомство было одинаковым по фенотипу: все потомки имели чёрное оперение, и в каждом случае погибало 25% эмбрионов. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните полученные результаты скрещиваний, укажите законы наследования признаков.
Решение
Схема решения задачи включает:
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 18
При скрещивании двух серых (В) короткоухих овец получено потомство: два ягнёнка серых короткоухих, один — серый длинноухий, один — серый безухий (а). Определите генотипы родителей и потомства, объясните характер наследования признаков и появление ягнят с длинными ушами. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Решение
Схема решения задачи включает:
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 19
У человека различные проявления аллергии наследуются как аутосомно-рецессивный признак (b). Серповидноклеточная анемия наследуется не сцепленно с полом ( А — нормальный гемоглобин, а — серповидноклеточная анемия); гомозиготы обычно погибают до полового созревания, гетерозиготы выживают и устойчивы к малярии. Один из супругов страдает аллергией и не имел в роду предков с серповидноклеточной анемией, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения ребёнка, устойчивого к малярии и не страдающего аллергией. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? По какому принципу наследуется серповидноклеточная анемия?
Решение
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)
Задача 20
Самец морской свинки имеет длинную белую шерсть, а самка — короткую жёлтую. Жёлтый цвет шерсти неполно доминирует над белым. При их скрещивании в потомстве появились морские свинки с короткой кремовой шерстью и с длинной кремовой шерстью. При скрещивании другой пары морских свинок — самка с длинной жёлтой шерстью, а самец с короткой белой шерстью — получили потомство с длинной кремовой шерстью. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков, вероятность рождения при первом скрещивании потомков с длинной жёлтой шерстью. Объясните характер наследования признаков. Какие законы проявляются в данном случае?
Решение
Схема решения задачи включает: