правило плав плов плыв правило
Инструменты пользователя
Инструменты сайта
Боковая панель
Русский язык – орфография:
Контакты
Содержание
Корни с чередованием о — а
Корни с непроверяемыми гласными
Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.
В корнях кос- — кас-, лож- — лаг- пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а-, например: кас-а́-ться ( но кос-ну́ться), кас-а́-тельная ( но прикос-нове́ние); излаг-а́-ть ( но излож-и́ть), слаг-а́-ть ( но слож-и́ть).
В корнях клон- — клан-, твор- — твар-, гор- — гар- без ударения пишется буква о, например: на клоня́ть, с клоне́ние, по клони́ться; творе́ц, творе́ние, со твори́ть; за горе́лый, за гора́ть, горе́ть, горе́ние.
зар — зор
В корне зар- — зор- ( заря́ — зо́ри — зо́рька) без ударения пишется а, например: заря́, зарни́ца, зарево́й, о заря́ть, о заре́ние.
плав — плов
Корень плав- — плов- пишется с буквой о только в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: с плавлять, плавник, по плавок, плавунец ( жук ), плавучий. (Запомните слово плывун — слои подпочвы, насыщенные водой.)
раст — рос
В корне раст- — рос- ( расти́ — росло́) без ударения перед ст и щ пишется а (вы́ растить, во́з раст, на раста́ние, взращённый, сраще́ние);
перед с без последующего т пишется о (вы́ рос, вы́ росший, во́до росль, не́до росль).
равн — ровн
Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с « равный» ( «одинаковый»): равномерный, равнозначный, с равнить, всё равно, а также в словах : равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина;
корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с « ровный» (« гладкий», «прямой»), например: ровнять ( дорожки ), под ровнять ( клумбы ) и т. п., уровень, ровня.
мак — мок — моч
Корень мак- пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью» : макать ( хлеб в молоко ), об макнуть ( перо в чернильницу );
корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным» : сапоги про мокают, вы мокнуть ( под дождём ), бумага про мокает, про мокательная бумага, про мокашка.
Перед ч (моч-) — всегда пишется буква о, например: мочить, на мочи, про мочу, вы моченный ( ср. под ударением: мочит, с моченный; о глаголах на -иватъ типа с мачивать, вы мачивать см.Корни с проверяемыми гласными).
скак — скоч
В корне скак- — скоч- без ударения перед ч обычно пишется о, перед к — буква а, например: в скочи́ть ( но скака́ть), на скочи́ть ( но на скаку́), за скочи́ть, вы́ скочка.
Когда пишется «плав», а когда «плов»? Правило русского языка позволяет проверить чередующиеся гласные в корне слова.
Важно запомнить, что написание чередующихся безударных гласных в указанных корнях не подчиняется общему правилу.
Контекст предложения и словосочетания с такими словами не влияют на написание гласной. Разберемся подробнее.
Правило написания буквы «а» в корне «плав»
Во всех случаях корень «плав» пишется правильно с буквой «а». Проверочное слово: плавать.
Примеры слов с корнем «плав»: поплавок, наплаву, плавник, жук плавунец, плавун.
«Дельфин при выполнении сложного упражнения осторожно прятал свой плавник».
Правописание корня «плов»
Примеры слов с корнем «плов»: пловец, пловчиха, пловцы. Только в них пишется в корне гласная «о».
«На соревнованиях пловец из Канады показал рекордное время на короткой дистанции».
Исключение из правил
В словах с корнем «плав» / «плов» / «плыв» пишем букву «ы» только в тех случаях, когда слово образовано от глагола «плыть».
Например: плыву, плывун.
Можно составить предложения:
«Когда я плыву на спине, то ощущаю как меня покачивают волны».
«Профессиональные пловцы уплыли далеко, ты же плавай у берега».
Тест «Чередующиеся безударные гласные в корне ПЛАВ-ПЛОВ (ПЛЫВ)» по русскому языку за 5 класс
Вопросов в тесте: 28
Среднее время прохождения:
Осталось вопросов: 0
Вставьте пропущенную букву.
Первичное тестирование для определения вашего уровня знаний — бесплатно.
Платформа определит, какие навыки у вас сформированы слабо, и предложит «прокачать» их до 100%.
Не забудьте, что для формирования стойкого навыка нужно выполнить 5 коротких повторений по несколько минут в течение ближайших 4 дней. Платформа пришлет своевременное напоминание. Содержание каждого из последующих вопросов будет подстраиваться под ваши индивидуальные особенности с учетом уже выполненных заданий.
Наш тест «Чередующиеся безударные гласные в корне ПЛАВ-ПЛОВ (ПЛЫВ)» поможет научиться без ошибок писать слова с ПЛАВ-ПЛОВ, где бы они вам ни встретились. Он предназначен для учеников 5 класса средней школы, но будет полезен и старшеклассникам, которые хотят проверить свои знания перед итоговым экзаменом или контрольной работой.
Не секрет, что написание корней ПЛАВ-ПЛОВ, да и вообще чередующиеся гласные в корне слова представляют трудность для многих учеников. Мы поможем вам запомнить правило и научим писать слова без ошибок. На базе образовательной платформы Skills4u мы создали уникальный тренажер, который помогает определить проблемы в знаниях и способствует их устранению.Это отличная замена репетитору, так как задания подбираются индивидуально с учетом уровня подготовки каждого конкретного ученика.
Хотите знать, как это работает? Для начала предлагаем пройти тест на чередование ПЛАВ-ПЛОВ. Все желающие могут сделать это совершенно бесплатно. Вам предстоит ответить на 28 вопросов и выбрать правильный ответ из 2 вариантов, предложенных на экране. Если ответ верный, вы увидите слово полностью, без пропуска, и запомните, как пишется чередующаяся гласная ПЛАВ-ПЛОВ в этом слове. Если же вы ошибетесь, загорится красный свет, и появится правильный вариант ответа. После нескольких занятий вы привыкнете выбирать только верные ответы – именно так и формируется устойчивый учебный навык по русскому языку.
Мы рекомендуем вернуться к выполнению заданий на правописание ПЛАВ-ПЛОВ в этот же день через несколько часов, а затем регулярно тренироваться в течение последующих 4-5 дней. Для этого вам нужно будет зарегистрироваться на сайте и оплатить подписку на месяц, полугодие или учебный год. Вы сможете заниматься в удобное для вас время, при этом примеры слов на ПЛАВ-ПЛОВ будут постоянно меняться, чтобы сформировался устойчивый навык выбирать только правильные ответы.
Вы можете оплатить подписку только по этой теме или получить доступ ко всем возможностям образовательной платформы Skills4u – решение за вами. Многочисленные положительные отзывы наших учеников подтверждают эффективность занятий на тренажерах.
Чередование корней лаг/лож, раст-ращ/рос, клан/клон, плав/плов, равн/ровн, зар/зор, гар/гор
Материал будет полезен ученикам, родителям, учителям
Просмотр содержимого документа
«Чередование корней лаг/лож, раст-ращ/рос, клан/клон, плав/плов, равн/ровн, зар/зор, гар/гор»
КАС-КОС Касание, касательная, касаться, коснуться, неукоснительно, прикасаться, прикосновение, неприкосновенность, соприкасаться.
ЛАГ-ЛОЖ Безотлагательный, вложение, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, неотложный, облагаться, подложить, предложение, предположение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, разложение, слагаемое, сложение, сослагательное (наклонение), усложнять.
РАСТ-РАЩ-РОС Взрастить, взрослеть, возрастной, врасти, вырастить, выращенный, дорасти, зарасти, заросли, нарастание, наращивание, недоросль, обрастать, отраслевой, отрасль, отросток, перерастать, повзрослеть, подрастать, разрастись, растение, расти, растительный, рослый, Ростислав, Ростов, ростовщик, ростовщичество, срастись.
РАВН-РОВН Выравнивание, выровненный, заровнять (поверхность), несравненный, подравняться (в строю), подровнять (листы), поравняться, приравнивать, равнение., равнина, равнинный, равноденствие, равнозначный, равноправие, разровнять (грядку), ровесник, ровный, сравнение, уравнение, уравновешенный.
МАК-МОК Вымокнуть, вымоченный, макнуть, намоченный, непромокаемый, обмакнуть (перо в чернила), отмокать, подмочить, промокательная, промокший, смочить.
СКАК-СКОЧ Вскакивать, вскочить, выскочить, доскакать, заскочить, наскакаться, наскакивать, обскакать, отскочить, перескакнуть, перескочить, подскочить, привскакивать, привскочить, скачет, скачки, скачок, соскакивать, соскочить, ускакать.
ПЛАВ-ПЛОВ, ПЛЫВ Выплывать, заплыв, плавание, на плаву, плавун, плавунец, плавучесть, плавучий, пловец, пловчиха, плывущий, плыть, поплавать, поплавок, проплавать, проплыть, сплавать, сплавной.
ЗАР-ЗОР Зарница, заря, зоревать, зоренька, озарение, озариться, озарять, озаряться.
ГАР-ГОР Возгораемость, возгорание, возгореться, выгарки, выгореть, гарь, горелка, горючий, догорать, догореть, загар, загорание, загорелый, нагар, нагорать, нагоревший, обгореть, огарок, перегорать, погорелец, погореть, подгореть, подгорелый, пригорать, разгар, разгореться, самовозгораемость, сгорать, угар, угорать, угорелый.
КЛАН-КЛОН Кланяться, клонить, наклон, наклонить, неуклонный, откланиваться, отклонение, поклон, поклонение, поклониться, преклонение, раскланиваться, склон, склонение, склонность, склоняемый.
ТВАР-ТВОР Благотворительность, благотворительный, вытворять, натворить, одухотворенность, потворство, претворение, притворщица, растворимый, рукотворный, сотворить, тварь, творение, творчество, удовлетворение, утварь.
Предл.. гаемые варианты; неприк.. сновенный запас; зам.. чить бельё; возл.. жить ответственность; домашняя утв.. рь; ср.. внять счёт; небольшой ск.. чок; вьющееся р.. стение; прол.. гать путь; нераств.. римые вещества; м.. кнуть в соль; заг.. реться от искры; возл.. гать надежды; разр.. внять грядки; великолепная р.. внина; претв.. рять в жизнь; болото пор.. сло мхом; хорошо заг.. реть; палатка вым.. кла; разл.. жить вещи; р.. вноценные работники; накл.. няться над чертежом; заг.. релый юноша; вым.. кать всё содержимое.
Упражнение 2. Ответьте на вопросы. Ответы подкрепите правилами.
А. В каких словах надо вставить А? З_рница; благотв_рительный; обг_релый; к_сательная; оз_рить.
Б. В каких словах надо вставить О? Прик_сновение; прекл_няться (перед авторитетом); утв_рь (домашняя); разг_раться; отв_рить (темницу).
В. В каких словах надо вставить А? Р_стительность; распол_жение; неприк_саемый; выск_чка; сл_гаемые; пром_кательная бумага; попл_вки удочек; р_внинный ландшафт; обм_кнуть перо в чернильницу; ср_внительный оборот.
Г. В каких словах надо вставить О? Водор_сли; подр_стковый; изл_гались; ск_калка; выр_щенный; знаменитый пл_вец; непром_каемый плащ; квадратное ур_внение; пропл_вавшие корабли; место пор_внее.
Упражнение 3. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной О – А в корне.
К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.
Упражнение 4. Перепишите пословицы и поговорки, объясните правописание корней.
1. Кто добро тв_рит, того Бог благословит. 2. Кому сг_реть, тот не утонет. 3. Некуда прикл_нить буйной головушки. 4. Доведется ж и коту с печи соск_чить. 5. Не выр_сла та яблонька, чтоб ее черви не точили. 6. Деньги – что каменья: тяжело на душу л_жатся. 7. Р_стовщики на том свете каленые пятаки голыми руками считают. 8. Дождь вым_чит, солнышко высушит, буйны ветры голову расчешут. 9. Овца руно р_стит, а скупой деньги копит – не про себя. 10. Подр_стешь – свое наживешь. 11. Исподволь и сырые дрова заг_раются. 12. З_ря деньгу родит. 13. Хозяйка лежит – и все лежит; хозяйка с постели – и все вск_чили. 14. Каково дерево, такова и отр_сль. 15. Не откормить коня сухопарого, не отр_стить дерева суховерхого. 16. Девичья краса до возр_сту, молодичья до веку. 17. Дрова г_рят с треском – к морозу. 18. Бог по силе крест нал_гает. 19. Чем лаптю кланяться, так уж покл_нюсь сапогу. 20. Выр_с лес, так выр_сло и топорище.
Упражнение № 5. Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.
Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.
Упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.●Найдите средства выразительности языка, использованные автором. Какова их роль в предложениях?
1. У берега распол_жилось селение а над обрывом об_ятая холодным солнеч_ным пламенем стояла знаменитая крепость. 2. По другую сторону севернее прост_ралась всх_лмлё_ная р_внина. 3. Т_ж_лые хлопья снега падали в серые волны гуси_ным пухом выст_лая дальние берега. 4. В черном небе ярко г_рели звезды р_внодушно вз_рая на грешную землю. 5. День уг_сал едва успев разг_реться. 6. А позади туч_ кл_нилось к западу большое красное солнце. Оно ра_ст_лало над морем косые полотнища последних лучей и там где лучи к_сались воды гребни вспых_вали недобрым б_грянцем. 7. Солнце кл_нилось к западу к_саясь лесных вершин. 8. На востоке уже разг_ралась вдоль г_ризонта узенькая полоска з_ри. 9. Быстрый ручей выкат_вался из ущелья раст_каясь по р_внине семью неглубокими струями. 10. Костер буш_вал. Жаркие языки взв_вались с веселым и ярос_ным ревом раздвигая ночной мрак.
Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.●Составьте схемы 3-, 5-, 8-, 9-го предложений.●Докажите, что слово г_реть многозначное.
1. Олени низко опустили головы почти к_саясь снега черными носами. 2. Дрова потрескивая медленно разг_рались. 3. Мороз проб_рал и мы вскоре вернулись в п_латку. 4. В неподвижном воздухе свеча могла г_реть как в комнате. 5. Волны к_тились ровные и слои обл_ков подн_мались все выше. 6. Большинство свободных оф_церов собрались здесь распол_жившись в удобных кожаных креслах. 7. Я уселся на ч_модане у ф_нарного столба и вдыхая ночную свежесть оглядывался кругом. 8. Когда мы добрались до холма обс_рватории с зап_дной стороны уже погасли последние отбл_ски. 9. Дорога пов_рачивала налево и у края зеленых садов соед_нялась с другой. (И.Ефремов)
Набрел я на п_ляну в т_йге. От л_сного п_жара она выг_рела, но на черной з_мле уже р_сли бл_стящие листики брусники. На краю были зар_сли м_лины. Соб_рал я м_лину, а вп_реди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Я р_шил узнать, что это за зверь. Сел на п_нёк и стал т_хонько посвист_вать. Зверь сначала ост_новился и зам_р, а потом стал ко мне подкрадыва(ть, т)ся. Он думал, что я его не увижу, а в_рхушки м_линовых кустов ш_веля(т, ть)ся и его выд_ют. Я сразу узнал, что это медвежонок. Тогда я щепкой стал поскрип_вать о п_нёк, чтобы привлеч_ его внимание. Кусты раздвинулись, и я увидел черный нос и два глаза. Тут я услышал, как в малиннике сучья тр_щат. «Шутки плохи, – подумал я. – Медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним захотел».
Правило плав плов плыв правило
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание:
Слово с чередующейся гласной пловчиха подчиняется правилу правописания корней с чередованием плав/плов/плыв. Слова-исключения относятся в любом случае к этому корню.
При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.
ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
Общее понятие о корне как части слова
Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).
В задании 8 встречаются:
Для успешного выполнения задания необходимо:
— уметь определять тип корня;
— применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.
В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.
8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении ПГ
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Например: в корне слова пот. плело будет писаться буква е, так как в однокоренном слове тЁплый под ударением слышится и пишется ё (для проверки корней е и ё равнозначны); в корне слова прит. рм..зить будут писаться две буквы о, так как в однокоренных словах тОрмоз и затормОженный под ударением слышится и пишется о
Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении НГ
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием
Краткое обозначение в пояснении ЧГ
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.
Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.