почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху

Размножение и развитие птиц

Рассмотрите рисунки 277, 278 и определите, каковы особенности в строении органов размножения у птиц. Какое строение имеет яйцо птицы?

Особенности органов размножения птиц. Как и другие позвоночные животные, самки птиц имеют яичники, а самцы — семенники (рис. 277). В связи с приспособлением к полету у большинства видов птиц функционирует только левый яичник. Правый яичник обычно недоразвит. Это облегчает вес птицы при полете. Яйца в яичнике созревают не одновременно, так как они крупные и могли бы сильно увеличить массу птицы. По мере развития они поступают в яйцевод, где происходит их слияние со сперматозоидами, вводимыми в клоаку самки. Проходя по яйцеводу, стенки которого богаты железами, яйцо покрывается толстым слоем белка и другими оболочками. почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Смотреть фото почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Смотреть картинку почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Картинка про почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Фото почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверхуРис. 277. Органы размножения птиц Строение яйца. Большую часть яйца занимает собственно яйцо — желток, покрытый желтковой оболочкой. На обращенной кверху стороне желтка находится светлое пятнышко — зародышевый диск. Он развивается до откладывания яйца и состоит из цитоплазмы и ядра. В желтке находится запас питательных веществ и воды, необходимых для развития зародыша (рис. 278). почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Смотреть фото почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Смотреть картинку почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Картинка про почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Фото почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверхуРис. 278. Строение яйца птицы

Желток всегда находится в середине яйца как бы в подвешенном состоянии. В таком положении его удерживают канатики — сгустки белка, отходящие от подскорлуповой оболочки. Зародышевый диск всегда обращен кверху в связи с тем, что нижняя часть желтка более тяжелая.

Толстый слой белка, окружающий желток, отграничен от скорлупы двуслойной подскорлуповой оболочкой. В тупом конце яйца она расслаивается и образует воздушную камеру. Белок служит основным источником воды для развивающегося зародыша.

Известковая скорлупа пронизана многочисленными порами, через которые происходит газообмен между зародышем и внешней средой. Снаружи скорлупапокрыта тончайшей надскорлуповой оболочкой.

После образования скорлупы у многих птиц железы стенок яйцевода выделяют красящие вещества и яйца приобретают различную защитную окраску (рис. 279). почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Смотреть фото почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Смотреть картинку почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Картинка про почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Фото почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверхуРис. 279. Разнообразие птичьих яиц: 1 – грушевидные яйца; 2 – овальные яйца

Некоторые птицы, например кайры, откладывают конусовидные яйца. При порыве сильного ветра такие яйца не скатываются с выступов скал, а поворачиваются на месте.

Развитие зародыша в яйце. Самки большинства видов птиц откладывают яйца в заранее построенные гнезда. Строят гнезда, как правило, оба родителя. Гнездо птичьих яиц: способствует компактному расположению яиц, сохраняет тепло и влажность воздуха под насиживающей птицей. Построенное в укромных местах на земле или высоко на ветках деревьев, оно часто бывает недоступным для хищников.

У большинства птиц развитие зародышей в откладываемых яйцах приостанавливается и возобновляется только после того, как самка (часто и самец) приступает к их насиживанию. Развитие зародышей происходит при высокой температуре (около 39° С) и определенной влажности. Такие условия создаются птицей-наседкой. Зародыш в яйце развивается быстро.

На ранних стадиях развития зародыши птиц имеют большое сходство с зародышами пресмыкающихся (рис. 280) и других позвоночных. На вторые третьи сутки закладываются зачатки кровеносной и нервной систем, органы зрения, часть кишечника, в области шеи появляются жаберные щели. Передние конечности зародыша вначале похожи на задние, заметен длинный хвост. На первые сутки после начала насиживания у зародышей формируются хорда, нервная трубка и полость тела. К началу шестых суток развития обычно появляются птичьи черты строения (рис. 280). почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Смотреть фото почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Смотреть картинку почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Картинка про почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Фото почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверхуРис. 280. Развитие зародыша птицы и пресмыкающегося

К концу развития птенца скорлупа яйца становится менее прочной, так как часть ее расходуется на образование скелета зародыша. Сформировавшийся птенец просовывает клюв в воздушную камеру и вдыхает воздух. На конце клюва птенца имеется роговой зуб. Им он пробивает скорлупу и выходит наружу.

Типы развития птенцов. По степени развитости птенцов в момент их выхода из яиц всех птиц делят на две группы — выводковых и птенцовых (рис. 281, 282). Рис. 281. Птенцы выводковой птицы почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Смотреть фото почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Смотреть картинку почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Картинка про почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Фото почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверхуРис. 282. Потомство птенцовой птицы
У выводковых птиц (тетеревов, рябчиков, перепелов, фазанов, уток) птенцы появляются на свет зрячие, покрытые густым пухом. Обсохнув, они могут бегать и самостоятельно находить корм. Наседка водит их выводком (отсюда и название), согревает теплом своего тела, подает сигналы опасности, защищает от врагов, созывает к найденной пище.

У птенцовых птиц (голубей, скворцов, синиц, воробьев, ворон) птенцы вылупляются из яиц беспомощными, слепыми, голыми или с редким пухом. Родители согревают их в гнезде своим теплом, приносят им корм, защищают от врагов. У мелких птенцовых птиц птенцы покидают гнездо через 10–12 суток после появления на свет. Родители продолжают кормить их и обучают нахождению пищи в течение 1–2 недель после их вылета из гнезда.

➊ В связи с чем у большинства видов птиц функционирует только один яичник? ➋ Почему зародышевый диск в яйце птицы всегда обращен кверху? ➌ Какие условия, необходимые для развития зародышей, создает птица при насиживании яиц? ➍ Чем зародыши птиц сходны с зародышами пресмыкающихся? ➎ Чем различаются птенцы выводковых и птенцовых птиц? ➏ Как птицы заботятся о своем потомстве?

Источник

Презентация и разработка «Размножение и развитие птиц» (8класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ МОЙ урок Размножение и развитие птиц.docx

Тема «Размножение и развитие птиц» 8 класс

Цель урока : формирование знаний обучающихся об особенностях размножения и развития птиц.

— Познакомить учащихся с особенностями размножения и развития птиц на примере строения яйца кур.

— Формировать положительную мотивацию к изучению темы урока через использование компьютерных технологий и лабораторную работу.

— Корректировать мыслительную деятельность через сравнение, сопоставление, запоминание, воспроизведение.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, лабораторное оборудование, сырые и вареные яйца, памятки, карточки.

Организационный момент. Приветствие гостей. Настрой.

Добрый день. Поприветствуем добрыми улыбками наших гостей.

Желаю вам успехов, узнать много нового, быть внимательными, больше запомнить и использовать это в своей жизни.

Слайд 1. Заставка. Фото. Беседа по фото.

1. Исключите лишнее:

А. Синица, индюк, кура, утка

Б. Гнездо, будка, скворечник, синичник

В. Кура, петух, икра, яйцо

3. Основная часть урока.

Что мы будем изучать на уроке? Какую задачу поставим, исходя из темы?

Задачи по плану урока (на доске).

Беседа: Что такое размножение и развитие? Ответы:

Размножение – увеличение числа особей, воспроизводство себе подобных.

Развитие – изменения в течении жизни.

2.Строение яйца куры.

3.Насиживание и развитие зародыша.

4. Типы развития птиц.

Вопросы: Где и из чего птицы строят гнезда? Какое значение имеет гнездо при выведении птенцов?

Слайд 4. Типы гнезд. Итог 1 пункта. Вывод: Птицы размножаются яйцами

Слайд 5. Пункт 2. Работа по слайду. Разнообразие формы, размера, цвета яиц. Демонстрация яиц куры и перепелки. Видео.

Какую форму имеет яйцо куры? Демонстрация: круг (шарик), овал (вареное яйцо).

Учитель: Круглое яйцо может укатиться, а овальное вращается вдоль острого конца. Благодаря наличию острого конца яйцо легче движется по яйцеводу. Такая форма придает яйцу прочность, что играет немаловажную роль при насиживании яиц птицами.

Физминутка. Зрительная гимнастика (использование лазерной указки).

Лабораторная работа «Строение яйца».

Цель: выявить особенности строения яйца, благодаря которым создаются условия для нормального развития зародыша птиц. Работа в группах.

Обучающимся выдаются яйца. При выполнении лабораторной работы при рассмотрении скорлупы д емонстрация яйца, выдержанного в уксусе сутки. Вопрос: Какую роль играет скорлупа?

Задание: Вклеить рисунок яйца и подписать его составные части. Вопросы: Где используется скорлупа, яйцо?

Почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху?

В помощь вклеить в тетрадь памятку – таблица составных частей яйца куры.

Сравните свои выводы в группе и от каждой группы сделайте вывод.

Опыт 1. Овоскоп. Туалетная фтулка, фонарик, яйцо. Демонстрация пор, если много светлых пятен – нехватка кальция.

Опыт 2. Совет: Когда нужно определить, вареные или сырые яйца лежат в холодильнике, нужно их раскрутить. Сырое яйцо не может хорошо раскрутиться, т.к. его будет тормозить жидкое содержимое. Вареное яйцо, напротив, станет вращаться долго и равномерно. (Демонстрация опыта кем-то из детей)

Слайд 7. Итог: Задание: Вставьте пропущенные буквы.

Желток находится в середине белка благодаря ________________________.

Под скорлупой находятся два слоя __________________ ___________.

В тупом конце яйца образуется ___________________ _____________.

Слайд 8 . Пункт 3. Насиживание или высиживание. Словарь.

Беседа: Ребята, а вы знаете, как определить свежесть яйца? Какие яйца нужны для высиживания? Яйца должны быть свежими и оплодотворенными. Как проверить свежесть?

Опыт 3. Нужно опустить яйцо в стакан с холодной водой. Если яйцо тонет, то оно очень свежее, если оно окажется немного под наклоном, то ему примерно неделя; если яйцо плавает вертикально, то оно явно несвежее. (Демонстрация опыта кем-то из детей)

Слайд 9. Периоды высижывания у птиц.

Сколько времени лежат яйца у нас в школьном инкубаторе? 21 день

Слайд 10. Ребята, а хотелось бы вам заглянуть внутрь яйца и увидеть, как там день за днем, медленно, развивается цыпленок? Видеофрагмент. (учитель комментирует изменения, происходящие с зародышем)

Беседа по вопросам после просмотра:

— Как воздух поступает внутрь яйца?

А теперь давайте выясним, все ли птенцы рождаются одинаковыми?

Слайд 12- 13. О пределите тип развития птенцов.

1. Беседа: Что нового вы сегодня узнали? Что удивило? Что понравилось или не понравилось?

Какую учебную задачу через наши исследования мы сегодня решили?

Ответ: Выяснили особенности размножения и развития птиц на примере строения яйца куры.

1гр. Вова, Денис, Полина 2гр., Сава, Геля, Никита

Источник

Методические рекомендации для учителей к лабораторной работе по теме «Изучение строения куриного яйца»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методические рекомендации для учителей к лабораторной работе по теме

«Изучение строения куриного яйца»

Автор: учитель биологии ГБОУ школа №294

Центрального района Санкт-Петербурга

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, развитие интеллектуальных умений;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

овладение основ самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах на примере строения куриного яйца;

приобретение опыта использования методов биологической науки (наблюдение, описание, обобщение);

знакомство с основами биологического языка с использованием терминов латинско-греческого происхождения на примере терминов: с ка́льпель (от лат. scalpellum — ножичек), халаза (от греч. χάλαζα — узелок, бугорок).

Место работы в учебном процессе:

Изучение строения куриного яйца целесообразно проводить в ходе лабораторной работы при изучении темы «Размножение и развитие птиц», когда уже изучены внешнее и внутреннее строение птиц. Урок по типу является комбинированный и включает в себя выполнение лабораторной работы и изучение нового материала.

Заранее, до урока должны быть приготовлены на раздаточных лотках необходимые инструменты, лабораторное оборудование и изучаемый объект — куриное яйцо. В зависимости от организации процесса обучения — индивидуальной, парной или групповой форм работы количество укомплектованных лотков будет различно. Также до начала урока организуется пространство в зависимости от выбранной ранее формы организации учебной деятельности. Если работа выполняется в парах или индивидуально, то расстановка парт не производится. Если работа запланирована в малых группах целесообразно заранее раставить парты попарно, чтобы каждый учащийся группы имел свое рабочее место за общим столом. Необходимо также на каждого учащегося распечатать Инструктивные карточки.

Правила техники безопасности:

1.Вначале работы внимательно прочти до конца инструктивную карточку.

При индивидуальном выполнении лабораторной работы не отвлекайся и не мешай одноклассникам. Если возникнут вопросы задай их учителю.

При работе в паре или группе вначале обсудите, каким образом вы организуете свое взаимодействие — определите очередность выполнения заданий. Записи необходимо вести каждому.

2. Для работы используйте лабораторный фартук.

3. Осторожно обращайтесь со скальпелем, чтобы не порезаться. Не размахивайте им и пинцетом, передавайте друг-другу скальпель ручкой вперед. Если скальпель и пинцет больше не нужны — отложите их в безопасное место.

4. Осторожно обращайтесь со стеклянной посудой (чашкой Петри, блюдцем), ручной лупой. Не оставляйте их на краю стола.

5.Работайте аккуратно, не спеша, последовательно выполняя задания. Выполнив работу, приведите свое рабочее место в порядок — отнесите все лабораторное оборудование и использованные материалы на демонстрационный столик, вытрите парту салфеткой.

Организация детей в процессе работы:

Вначале урока после сообщения темы, учитель предлагает учащимя распределиться по группам (в случае организации групповой работы) и раздает инструктивные карты.

Учащимся предлагается вспомнить правила техники безопасности при работе в кабинете биологии, внимательно прочитать перечень оборудования, необходимого для выполнения лабораторной работы и сформулировать соответствующии правила для данной работы.

Далее учащимся предлагается выполнить работу, следуя указаниям в Инструктивной карте.

На выполнение работы отводится 15 минут. По окончании работы, учащимся предлагается обсудить полученные выводы. По завершении обсуждения, учащимся предлагается

Варианты проведения работы:

Выполнения лабораторной работы может быть организовано индивидуально, в паре или группе. Выбор оптимальной формы проведения работы зависит от наличия необходимого лабораторного оборудования, условий кабинета (возможности организовать пространство для выполнения работы в группе) и др.

Инструктивная карточка к выполнению лабораторной работы по теме

«Изучение строения куриного яйца»

Изучить особенности строения куриного яйца, определить отличительные черты яйца птиц и яйца пресмыкающихся.

Наименование оборудования, инструментов

Необходимое количество при индивидуальном выполнении работы

Необходимое количество при выполнении работы в паре

Необходимое количество при выполнении работы в малой группе (3-4 чел.)

Чашка Петри или плоское однотонное (белого цвета) блюдце (лоток)

2 шт. на каждого учащегося

2 шт. на каждую пару учащихся

2 шт. на каждую группу учащихся

1 шт. на каждого учащегося

1 шт. на каждую пару учащихся

1-2 шт. на каждую группу учащихся

1 шт. на каждого учащегося

1 шт. на каждую пару учащихся

1-2 шт. на каждую группу учащихся

1 шт. на каждого учащегося

1 шт. на каждую пару учащихся

1-2 шт. на каждую группу учащихся

Сырое куриное яйцо

1 шт. на каждого учащегося

1 шт. на каждую пару учащихся

1 шт. на каждую группу учащихся

Яйца перепела, страуса, утки или других птиц (или их муляжи, фотографии, рисунки)

1 шт. на каждого учащегося

1 шт. на каждую пару учащихся

1 шт. на каждую группу учащихся

Салфетка или ветошь

1 шт. на каждого учащегося

1 шт. на каждую пару учащихся

1 шт. на каждую группу учащихся

1. Рассмотрите внешний вид куриного яйца и опишите его, вставляя пропущенные слова:

Сравните внешний вид яйца курицы и яйца другой птицы (перепела, страуса, утки) по цвету, размеру, форме и запишите вывод:

яйца различных птиц имеют похожую (овальную или шаровидную) форму, но различаются по цвету и размеру.

* 1 Предположите, какая связь существует между размером птицы и ее яйца?

Чем крупнее птица, тем более крупные яйца она откладывает

⃰ Предположите, в чем значение такой формы яйца?

Овальная (шароввидная) форма яйца наиболее удобна для откладывания птицей (прохождением его через яйцеводы птицы) и дальнейшем нахождении в гнезде.

2. Скальпелем осторожно разбейте скорлупу яйца на две части над лотком и вылейте в него содержимое яйца. Не повредите желток! Скорлупу положите на другой лоток.

Рассмотрите 3 оболочки: известковую скорлупу надскорлуповую и подскорлуповую оболочку. Для выделения подскорлуповой оболочки надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните его вниз.

*Как вы думаете, почему вымытые яйца быстрее портятся? Во время мытья смывается надскорлуповая оболочка, которая препятствует проникновению микробов внутрь яйца.

На половинке скорлупы с тупым концом с внутренней стороны найдите полость, отгороженную внутренней подскорлуповой оболочкой — воздушную камеру. Зачем она нужна? Для ответа на вопрос используй материал учебника.

Она нужна для газообмена зародыша

3. Внимательно рассмотрите белок и желток яйца.

Найдите в прозрачном белке уплотненные канатики (халазы). Напишите от какой части яйца они отходят от желтка. Рассмотрите желток яйца. Какова его форма? Круглая. Найдите на желтке беловатое округлое пятнышко. Что это такое? Где оно расположено? это зародышевый диск, он всегда расположен в верхней части желтка.

4. Зарисуйте строение яйца и обозначьте его части. Рисунок выполните карандашом, надписи — ручкой.

Источник

Технологическая карта урока » Размножение, развитие и происхождение птиц№ (7 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

автор – учитель биологии первой квалификационной категории Легостаева Валентина Анатольевна,

учитель биологии и химии МБОУ «Легостаевская оош»

Тема урока – Размножение, развитие и происхождение птиц.

Планируемые образовательные результаты

— описывать особенности размножения птиц;

— различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах части яйца и указывать их функции;

— сравнивать типы развития птенцов;

— объяснять причины их различий;

— приводить доказательства происхождения современных птиц от древних рептилий.

Обучающийся получит возможность научиться

— умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, составлять конспект урока в тетради;

— преобразовывать информацию из одной формы в другую;

— проводить сравнение биологических объектов и выделять их существенные признаки.

эстетическое восприятие природы. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

— умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

— развивать познавательный интерес к изучению биологии;

— продолжить формирование представления о родстве всех позвоночных животных на основании знаний о происхождении птиц.

Словарь урока : части яйца: желток, белок, канатики, подскорлуповые оболочки, скорлупа, надскорлуповая оболочка, гнездо, насиживание, археоптерикс, протоавис.

Ресурсы урока: Е.Т. Тихонова, Н.И. Романова «Биология 7 класс», лабораторное оборудование, раздаточный материал.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

2. Мотивация ( создание проблемной ситуации)

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

-Громким криком встречает скворчиха
Материнское счастье свое:
Из скворечницы выбрался тихо
Ненаглядный питомец ее.

Вот он пискнул, храбрец желторотый,
Словно с вышки нырнул в пустоту,
И, наверно, от чувства полета
У него пересохло во рту.

Эпиграфом к теме станет изречение Уильяма Гарвея “Все – из яйца!”.

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Включаются в работу.

Вступают в диалог с учителем

Общий итог этапа мотивацииформулирование учащимися предполагаемой темы урока:

Запишите число и тему сегодняшнего урока втетрадь.

3. Актуализация знаний (не более 1-2 мин.)

Постановка проблемы: Почему птицы летают?

Какие приспособления имеют птицы к полёту в строении внутренних органов?

4. Целеполаганиеформулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Цель: раскрыть особенности размножения, индивидуального развития и происхождения птиц.

1.Строения половой системы птиц.

2. Строение яйца птиц.

3. Формирование яйца в организме птиц.

4. Развитие зародыша в яйце.

5. Типы развития птенцов.

6. Происхождение птиц.

обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности

действий для решения поставленных задач)

6. «Открытие нового знания»

(изучение новой темы)

Организовывает работу по поиску и обработке информации :

Задание для I группы

Изучите текст «Органы размножения» по учебнику биология 7 класс (Н.И.Романова) стр. 205.

Подготовьте ответ к поставленным вопросам:

Какое строение имеет половая система самки птицы.

Какое строение имеет половая система самца птицы.

Найдите сходства в строении органов размножения птиц и пресмыкающихся.

Какие особенности органов размножения птиц связаны с приспособлением к полету?

Задание для II группы

Подготовьте ответ к поставленным вопросам:

Какое строение имеет яйцо птицы?

Почему зародышевый диск всегда обращен кверху?

Найдите сходства в строении яиц птиц и пресмыкающихся.

Какие особенности строения яиц связаны с размножением птиц на суше?

Задание для III группы

Изучите текст «Развитие зародыша в яйце» по учебнику биология (Н.И. Романова) стр.206.

Внимательно рассмотрите рисунок 105.

Подготовьте ответ к поставленным вопросам:

Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце птицы?

Чем зародыш птицы напоминает зародыш рыб и пресмыкающихся?

Найдите сходства в строении яиц птиц и пресмыкающихся.

Какие особенности развития зародыша связаны с приспособлением к жизни на суше?

Задание для 1V группы

Изучите текст « Типы развития птенцов» учебник (Н.И.Романова) стр. 206.

Подготовьте ответ к поставленным вопросам:

Каких птиц называют птенцовыми или гнездовыми? Приведите примеры.

Каких птиц называют выводковыми? Приведите примеры.

Найдите черты приспособленности птиц к лучшей выживаемости.

Задание для V группы

Изучите текст « Происхождение птиц» учебник (Н.И.Романова) стр. 206 – 207.

Подготовьте ответ к поставленным вопросам:

В чём заключается сходство птиц и пресмыкающихся.

Расскажите об археоптериксе.

Расскажите о протоависе.

— учащиеся отвечают на вопросы.

1. Рассмотрите форму куриного яйца. Разбейте скорлупу и осторожно вылейте содержимое яйца в чашку.

2. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры (канатики). Напишите, от какой части яйца они отходят.

4. Заполните таблицу.

5. Рассмотрите яичную скорлупу через ручную лупу. Не обнаруживаются ли в ней поры? Как они распределены (равномерно или сгруппированы в какой-: части скорлупы?) Обоснуйте функцию пор.

6. Рассмотрите подскорлуповую оболочку. Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру. Объясните назначение этой камеры.

7. Подпишите недостающие части яйца

почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Смотреть фото почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Смотреть картинку почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Картинка про почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху. Фото почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху

8. Кусочки скорлупы поместите в пробирку с соляной кислотой. Закройте пробкой с газоотводной трубкой, которую опустите в стакан с известковой водой. Что наблюдаете? Какой газ выделяется в ходе химической реакции?

Подумайте, каков химический состав вещества образующего скорлупу?

9. Сделайте вывод, ответив на вопрос: какие особенности строения связаны с размножением птиц в наземной среде?

Предположите разные способы определения свежести яиц (определите, где

свежее яйцо, где вареное, не разбивая их.)

Дайте ответ на вопрос, почему яйца перед закладкой на хранение нельзя мыть?

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

2. Биологический тест.

1. Какие условия необходимы для развития зародыша птицы?

а) свет;
б) температура;
в) кислород;
г) питательные вещества.

2. Почему птицы откладывают не все яйца сразу, как млекопитающие, а постепенно?

а) наличие одного яичника;
б) облегчение массы тела в полете;
в) малое число яиц;
г) забота о потомстве.

3. В таблицу внесите номера правильных ответов:

После вылупления из яиц птенцы:

голые или слабо опушенные;

через небольшой промежуток времени могут двигаться;

долго остаются беспомощными;

родители выкармливают птенцов.

4. Сделайте подписи к рисунку (Строение яйца).

5. Какие птицы относятся к птенцовым?

а) голуби;
б) дятлы;
в) орлы;
г) куры;
д) утки.

6. Какие птицы относятся к выводковым?

а) тетерев;
б) скворец;
в) глухарь;
г) утки.

7. Откуда берет питательные вещества для развития зародыш птицы?

а) из яичного белка;
б) из воздушной камеры яйца;
в) из желтка яйца;
г) из внешней среды;
д) из организма матери.

8. Кого считают возможным предком птиц?

а) археоптерикс;
б) гоацины;
в) протоавис;
г) рептилии.

8. Рефлексия и оценивание

Основные задачи учителя:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *