почему у меня высокая самооценка
Завышенная самооценка
Одним из основных проявлений личностного развития является умение человека оценивать самого себя. Совокупность представлений индивида о себе, анализ и оценка своих качеств, будь то: внешние данные, свойства характера, достоинства и недостатки, наличие или отсутствие каких-либо способностей, умений, талантов, — всё это формирует человеческую самооценку. От того, насколько адекватно человек воспринимает себя, зависит уровень гармонии его жизни, как в отношениях с самим собой, так и во взаимодействии с окружающими людьми.
Самооценка выполняет множество функций, основными из которых являются:
Помимо этого самооценка способствует адаптации человека в социуме, позволяет ему ощущать удовлетворённость от себя, отражает его отношение к самому себе, мотивирует к действию или, наоборот, побуждает вовремя остановить деятельность, если её результат может привести к разочарованию и самокритике. Формирование самооценки влияет на все аспекты жизни человека.
Выделяют три вида самооценки: адекватная, завышенная и заниженная. Само собой разумеется, что для выполнения всех перечисленных выше функций самооценка должна быть адекватной, то есть человек должен реально оценивать себя, видеть достоинства и признавать недостатки, понимать, что ему по силам, к чему нужно стремиться, а чего, увы, не освоить никогда. При таком подходе личность не страдает от неоправданных ожиданий и не ставит перед собой недостижимых целей.
Завышенная самооценка – это искажённое представление человека о себе, характеризующееся безосновательным переоцениваем своих достоинств и абсолютным нежеланием признавать за собой какие-либо недостатки.
Завышенная самооценка не всегда требует вмешательства специалистов. Как один из параметров личности, самооценка пластична, она имеет свойство меняться на протяжении всей жизни человека в зависимости от происходящих в ней событий. Например, она может сильно повыситься из-за каких-то крупных успехов (в учёбе, творчестве и.т.п.), или, наоборот, резко снизиться из-за череды неудач и провалов. В том и другом случае личность приспосабливается к новым условиям, что вызывает такие колебания самооценки. При таких обстоятельствах человеку просто нужно какое-то время на адаптацию, после чего всё приходит в норму.
Но иногда время идет, а самооценка остается завышенной, от чего человек начинает страдать, сам того иногда не замечая.
Признаки завышенной самооценки
Распознать человека с завышенной самооценкой довольно просто. Достаточно просто какое-то время пообщаться с ним. Таким людям свойственно:
Завышенная самооценка у ребенка
Завышенная самооценка у детей выражается достаточно ярко. Такой ребёнок всегда считает себя самым лучшим, все подарки, угощения, игрушки, да и просто всё внимание окружающих должно принадлежать ему. Другие дети ему нужны только для того, чтобы на их фоне выделяться и чтобы взрослые видели, насколько он лучше остальных. Не терпит конкурентов ни в чём. Если видит, что другой ребёнок в чём-то лучше, да ещё и вызывает восхищение у взрослых, устроит истерику, чтобы переключить всё внимание на себя. Ревнует родителей ко всем. Если мама при нём кого-то похвалит – сразу в слёзы: «А как же я?».
Такому ребёнку очень нелегко приходится в жизни. Со временем другие дети перестают с ним общаться (кому же приятно дружить с человеком, который считает себя самым лучшим?). Ему грозит одиночество, а в процессе взросления придётся столкнуться с суровыми жизненными реалиями. Во взрослом мире уже никто не будет терпеть капризы и потакать его самолюбию, что-то будет не получаться, и ему придётся признать, что он не самый-самый. Такое положение вещей может вылиться в неврозы, которые повлекут за собой глубочайшую депрессию. Взрослым людям с завышенной самооценкой тоже тяжело. Переоценивание своих возможностей приводит к конфликтам в семье и на работе. Неудачи, даже самые незначительные, больно ранят психику, вызывая разочарование, стресс и раздражение. Личная жизнь не складывается, потому что такие люди привыкли ставить свои интересы превыше всего, они не способны на компромиссы и уступки. Всё это может привести к психическим и невротическим расстройствам.
Откуда же берётся завышенная самооценка?
Как и большинство проблем, завышенная самооценка чаще всего «родом из детства». Нередко ей подвержен единственный ребёнок в семье, которому ни с кем не приходится делить ласку и внимание родителей. Он один, а значит, самый лучший, самый красивый, самый умный. У таких детей бывают изначально завышены представления о себе. Кроме того, на развитие самооценки влияет неправильное воспитание по типу «кумир семьи» – чрезмерное восхищение всеми, даже самыми незначительными действиями своего чада, отсутствие разумной критики со стороны взрослых, потворство любым желаниям и прихотям ребёнка. Всё это формирует у маленького человека уверенность в собственной исключительности. Как ни странно, причинами завышенной самооценки являются также: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, детские психологические травмы и комплексы. Во взрослом возрасте причиной может стать какое-либо серьёзное душевное потрясение, условия работы (например, единственная девушка в мужском коллективе), нередко люди, обладающие привлекательными внешними данными, подвержены завышенной самооценке.
Что делать?
Когда человек на протяжении длительного времени страдает от своей самооценки, не может сам привести её в норму, и ситуация только усугубляется – это уже признаки расстройства. В таких случаях скорректировать самооценку самостоятельно довольно сложно. Во-первых, люди с завышенной самооценкой практически никогда не признают наличие проблемы. Во-вторых, для этого нужно обладать твёрдым самоконтролем и самодисциплиной, что, к сожалению, им тоже несвойственно. Кроме того, завышенная самооценка может быть симптомом психологических проблем, например, нарциссического расстройства личности, и некоторых видов психопатии. Для того, чтобы минимизировать эту проблему, лучше всего обратиться к психологу или к психотерапевту. И чем раньше, тем лучше. При помощи психодиагностики специалист выявит причины, поспособствовавшие развитию завышенной самооценки и, используя различные методики психотерапии, скорректирует её. При работе с самооценкой у детей психолог обязательно проводит беседы и со взрослым окружением ребёнка (родители, бабушки, дедушки) для того, чтобы помочь выстроить корректные детско-родительские отношения, сформировать правильный тип воспитания в семье.
Если вас или ваших близких беспокоит завышенная самооценка, требуется помощь специалиста, обратитесь к нас в Центр по тел.: (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Почему у человека повышенная, высокая самооценка?
Адекватное оценивание собственной личности – составляющая жизни в социуме. Высокая самооценка – это неверное представление человека о своих силах и возможностях. Черта характера мешает нормальному общению с окружающими. Осознание проблемы, здравая самокритика, уважение посторонних – вот комплекс шагов в борьбе с нарциссизмом.
Значение самооценки в жизни человека
Самооценка определяет уровень успешности во всех сферах. Каждое решение или действие зависит от величины самолюбия. Если оно занижено, человек боится попробовать новое. Трудно раскрыть потенциал.
Страдающий нарциссизмом готов браться за тяжелую задачу. Он твердо верит, что выполнит ее. Если «нарциссу» выполнить задание не удается, он обвиняет коллег/уровень оценивания/несправедливые условия.
Особенности самооценки влияют на такие сферы вашей жизни:
Другие относятся к вам так же, как вы относитесь к себе. Если, по вашему мнению, мужчина женился на вас из жалости, со временем его посетят те же мысли. Девушки с высоким самолюбием думают, что сделали одолжение, выйдя замуж. Парень либо поддастся этому настроению, став «подкаблучником», либо разорвет отношения.
Умение позиционировать себя – секрет успеха на работе. Но не переусердствуйте. Завышенная самооценка оттолкнет коллег.
У людей с адекватным оцениванием собственного тела нет проблем в интимной жизни. Они раскрепощены, не сконцентрированы на себе, а чувствуют партнера.
Уровни завышенной самооценки
В психологии выделяют две классификации самооценки.
Разделение в зависимости от вида:
Выделяют три варианта оценивания себя:
Уровень помогут определить тесты на самооценку. Психологи используют методику Будасси. Представлены четыре столбика с набором качеств. Каждая часть теста отражает одну сферу жизни: общение, поведение, деятельность и эмоции. Исследуемый обводит в кружок качества, которые важны для него. Просмотреть их еще раз и поставить галочку рядом с теми, которые характерны для него.
Психолог подсчитывает количество реальных и идеальных черт характера. На основе этого критерия определяют уровень самооценки:
Синдрому завышенного самолюбия соответствует показатель «неадекватно высокая».
Выше среднего
Люди с оцениванием себя выше среднего уровня адекватно соотносят таланты и способности. Они стремятся выполнить реалистичные задачи.
Присутствует самокритика. Такой человек не конфликтен, предпочитает решать вопросы аргументированно.
Высокий
Человек с высоким самолюбием критичен по отношению к себе. У таких людей особенно развито чувство собственного достоинства. Они уважают себя за заслуги и достижения.
Люди с самолюбием выше среднего более склонны к замечанию собственных недостатков, чем личности с высоким самолюбием.
Неадекватно высокий
Люди с неадекватно завышенным самолюбием идеализируют собственный образ. Он не замечает недостатков характера, переоценивает способности. Ставит неадекватные цели и не обращает внимания на неудачи, встречающиеся пути к их выполнению.
Не характерна самокритика. Замечания окружающих воспринимаются как придирки. Присутствует установка на конфликт.
Завышенное самолюбие – шаг в пропасть иллюзий.
Причины
Самооценка – составляющая характера. Частично она закладывается еще до рождения, передается с генами от матери и отца. Другая часть вырабатывается в течение жизни под влиянием воспитания, окружения.
Причины низкой самооценки схожи: неправильное воспитание, упреки со стороны преподавателей, внешность, которая не соответствует признанным стандартам красоты.
Воспитание
Самооценка видоизменяется в подростковом возрасте, а основы формируются в раннем детстве, благодаря адекватному отношению взрослых к ребенку.
Подростки с завышенным самолюбием вырастают в чересчур заботливых семьях. Если родственники всегда подчеркивают уникальность ребенка, они воспитывают в нем нарциссизм.
Акцентируйте внимание как на достижениях, так и на ошибках. Так ребенок научится реалистично оценивать свой потенциал и будет избегать подобных промахов в дальнейшем.
Необоснованное положительное отношение преподавателей и учителей
Преподаватели склонны находить себе любимчиков. Это необязательно будет самый умный ученик или студент. Внешность, милая улыбка, манера разговора – учителя, который плохо знает студента, подкупают эти качества.
Ученик считает себя избранным. В дальнейшем нарциссизм выражается сильнее и выходит за стены образовательного учреждения.
Отсутствие испытаний собственных возможностей
Имея адекватную самооценку на протяжении жизни, можно стать «нарциссом» в старшем возрасте. Это происходит, когда человек внезапно исполняет собственные мечты.
Он с легкостью поступает и заканчивает ВУЗ, без проблем находит престижную работу. Возникает уверенность в своей уникальности и выдающихся способностях. Это завышает самолюбие. А когда возникает неудача, она воспринимается как личная обида и несправедливость.
Внешность
Люди с модельной внешностью склонны считать себя выше остальных. Особенно ярко это видно среди женщин. Самооценка женщины во многом определяется внешностью.
Таким дамам проще устроиться на работу, найти партнера. Отсутствие испытаний своих способностей еще больше увеличивает самооценку.
Финансовая обеспеченность
Когда человек ни в чем не нуждается, обретает все необходимое без труда благодаря финансам, самооценка зашкаливает. Чем больше денег, тем проще добиться цели, тем сильнее самолюбие.
Наличие редкого природного таланта
Редкий талант увеличивает дистанцию между человеком и окружающими. Такой индивидуум считает себя не таким, как другие. Если сначала это видно только в сфере деятельности самовлюбленного человека, со временем завышенная самооценка определяет все действия и решения.
Портрет человека с завышенной самооценкой
Человека со слишком завышенной самооценкой можно без труда выделить из толпы. Его отличают такие признаки:
Люди с завышенным самолюбием гордые и высокомерные. Они не примут помощь окружающих.
Проявления – всегда выровненная спина, выставленный вперед подбородок. «Нарциссы» могут часами находиться у зеркала, любуясь собой. Они любят фотографироваться и умеют позировать на фото.
Преимущества и недостатки
Завышенное оценивание себя означает, что человек верит в собственные способности. Такие люди не боятся пробовать новое. Но слепая вера приводит к неадекватному восприятию объективного мира. Вот почему нельзя точно сказать, завышенная самооценка, хорошо это или плохо.
Восприятие себя должно быть адекватным. Если сравнивать завышенное и низкое самолюбие, стоит выбрать первый вариант.
Самолюбие не так заслуживает осуждения, как недостаток самоуважения. (Уильям Шекспир)
Пониженная самооценка делает человека некоммуникабельным, замкнутым, трусливым. Завышенная заставляет его идти вперед.
Как сделать свою самооценку адекватной – советы
Завышенная самооценка приносит массу бед человеку. Чем раньше вы выявите этот недостаток характера и начнете его исправлять, тем больше вероятность самостоятельно избавиться от проблемы.
Осознание проблемы
Человек не сможет нормально оценивать собственные силы, если к нему не придет осознание недостатка. Для этого после любого совершенного действия старайтесь смотреть на себя со стороны.
Психологи дают такую рекомендацию: поставьте себя на место собеседника и подумайте, как выглядите в его глазах. Возможно, вы не такой гениальный, каким себя считали.
Уважайте посторонних людей и их мнение
Научить ценить не только собственные, но и чужие достоинства. Это абсолютно нормально. Вы не можете быть лучшими во всем.
Завышенная самооценка мужчины отличается этой особенностью. Они более подвержены духу соперничества, чем женщины. Вовремя остановиться и уступить другому – важный аспект адекватной мужской самооценки.
Выслушивайте здоровую критику
Обида на критику посторонних – неправильная тактика для человека, который решил стабилизировать собственную самооценку. Необходимо прислушиваться к словам окружающих. Найдите в их упреках мотивацию для исправления собственных ошибок.
Будьте самокритичны
Учитесь смотреть на собственные поступки непредвзято. Сухо оценивайте принятые решения, сказанные слова. То же самое с внешностью. Воспринимайте недостатки, но не корите за них.
Помните, что у вас есть достоинства. Минусы – свидетельство того, что вы человек, идеальными быть не можете.
При неудачах анализируйте свои действия
В случае неудачи тщательно разберите, что привело к ней. Оцените весь проделанный путь. Адекватная самооценка деятельности поможет вам работать над собой и достигать новых результатов.
Сравните себя с людьми, добившихся наибольшего успеха
Верный способ понизить самооценку – понять, что есть люди успешнее вас.
Если вы хороший IT-специалист, взгляните на достижения Билла Гейтса. Профессиональный врач может обратить внимание на деятельность Генри Марша, известного нейрохирурга, написавшего несколько бестселлеров.
Смиритесь с тем, что вы не добились наибольшего успеха в собственной области. Вам есть куда совершенствоваться.
Перестаньте соперничать
Желание быть лучше всех, показать себя перед коллегами и боссом – одна из причин завышенной самооценки.
Хватит обращать внимание на чужую деятельность. Сконцентрируйтесь на собственных достижениях и стремлениях.
Не навязывайте свое мнение
Адекватная самооценка личности характеризуется умением общаться с людьми. Прислушивайтесь к мнению окружающих и не навязывайте собственное. Если, по вашему мнению, собеседник не прав, дайте ему совет, но не указывайте, как поступать.
Психотерапия
Если вы живете с завышенной самооценкой и не можете самостоятельно побороть проблему, посещение психолога и тренинг со специалистом поможет обрести победу.
Специалист подберет подход в когнитивно-поведенческой психологической терапии. Он разберется в истории жизни, чтобы отыскать причину слишком завышенного самолюбия.
Как общаться с человеком с завышенной самооценкой
В повседневной беседе с «нарциссом» не нужно предпринимать особых стратегий. Если у вас адекватная оценка себя, поведение собеседника вас не разозлит, а даже позабавит.
Когда вам нужно добиться результатов от беседы, используйте одну из следующих стратегий:
Адекватная самооценка – аспект нормальной жизни в обществе. Если вы замечаете, что резко относитесь к критике в собственный адрес, воспринимаете замечания как обиду, постарайтесь справиться с этим чувством. Прислушивайтесь к советам окружающих, трезво оценивайте собственные действия – так вы поборете завышенную самооценку.
Александр Горбунов
Я главный редактор сайта турбо-суслик.орг. Спасибо за Ваше время! Надеюсь, публикация была Вам полезна.
«Неуверенность в себе — это следствие завышенной самооценки»
Что такое самооценка? Почему у одних людей она здоровая, а у других — нет? Как сформировать адекватную самооценку?
Об этом мы поговорили с Наталией Владимировной Ининой, практикующим психологом, сотрудником факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, преподавателем факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова.
Наталия Владимировна, что такое самооценка, и в чем причины того, что у одних людей самооценка завышена, а у других занижена?
Само слово отражает его значение: самооценка — это способность человека оценивать самого себя. Это крайне важное свойство психики человека. Мы постоянно находимся в процессе соотнесения своих возможностей с теми задачами, которые мы ставим перед собой. Речь идет не только о чем-то значимом, сложном, требующем внимания. Такие элементарные действия, как перепрыгнуть лужу или отрезать кусок хлеба, также требуют от нас способности оценить свое физическое состояние, глазомер и прочее. Иными словами, самооценка сопровождает нас всегда – это способ построения нашего контроля, измерения, эталона поведения.
Основные проблемы самооценки состоят в соотнесении себя, того образа Я, который мы строим в своей голове, и той реальности, которая нас окружает. Самооценку можно назвать камертоном взаимодействия «Я» и реального мира. Самооценка бывает адекватной — то есть мое «Я» не стоит в центре мира, мир не обязан обслуживать мои потребности. Я являюсь частью этого мира и учусь говорить с ним на одном языке. Я — живой соучастник реального бытия, а это значит, что со мной происходят такие же вещи, которые могут происходить и с другими людьми. Я могу ошибаться, как и другие люди, я могу чего-то не знать, и это не делает меня глупым, могу чего-то не мочь, но это не значит, что я не могу научиться. Такое адекватное отношение к себе, такой здоровый взгляд на себя я проецирую и на других людей. Их жизнь, их поступки, их поведение совершаются рядом со мной, а не ради меня. Они, так же как и я, имеют право на всю полноту жизни с ее удачами и падениями, достижениями и промахами.
Неадекватная самооценка всегда будет сопровождать внутреннее неблагополучие человека, его внутриличностный конфликт. В свою очередь, такая самооценка будет поводом и источником внешних проблем, таких как трудности общения, проблемы самореализации и так далее. Неадекватная самооценка бывает «завышенной» или «заниженной». Человек с завышенной самооценкой строит свой идеальный образ, не соотносясь с реальным опытом, реальными обстоятельствами, реальными реакциями людей. Такой человек всегда идеализирует себя, он воспринимает себя как подарок человечеству, он ощущает себя лучше, умнее, талантливее других. Такая оценка себя позволяет ему вести себя самоуверенно, безапелляционно, часто просто нагло и бесцеремонно. Это, в свою очередь, отталкивает других людей, мешает построению открытых, доброжелательных отношений. В результате человек с высокой самооценкой часто становится подозрительным, мнительным, агрессивным, обидчивым и уже сам начинает отталкивать любые ситуации и других людей, которые не совпадают с его представлением о себе.
Человек с низкой самооценкой — это робкий, неуверенный, закомплексованный человек, который не ставит перед собой ярких целей, довольствуясь обыденными задачами. Он склонен к самообвинению, к повышенной тревожности. Такой человек, как правило, крайне застенчив, чрезмерно скромен, боится принимать решения, предпочитает быть в тени. Печально, если человек с низкой самооценкой наделен талантами — неуверенность и комплексы могут оказаться непреодолимым препятствием на пути реализации его талантов. В результате все богатство его натуры может остаться так и не осуществленным.
Самооценка человека формируется в детстве, по сути дела, рождается из отношения родителей к ребенку. Очень важно то, как родители относятся к малышу: хвалят или не хвалят, поддерживают или не очень, восхищаются какими-то его поступками или дают более спокойные комментарии к его действиям. Отношение родителей закладывает кирпичики в базовую самооценку ребенка. Позже спектр расширяется, к формированию самооценки подключаются другие значимые взрослые, детский сад, школа, и уже в относительно взрослом состоянии, примерно ко времени окончания школы, начинается процесс само-оценки, то есть самостоятельного оценивания себя.
Стоит обратить внимание на очень интересный парадокс. Мы привычно употребляем именно понятия «заниженная самооценка» и «завышенная самооценка». Люди приходят к психологу и говорят: «У меня заниженная самооценка, я не уверен в себе, я не могу говорить на людях, теряюсь, стесняюсь. Что с этим делать?». Но если присмотреться внимательнее, то выясняется, что у этих людей в действительности скрыто присутствует завышенная самооценка: им кажется, что если уж они выступают на людях, то они должны говорить очень умные вещи; если что-то делают, то должны сделать это очень хорошо. Люди с заниженной самооценкой часто бывают перфекционистами.
И, наоборот, люди с завышенной самооценкой на подсознательном уровне крайне уязвимы, неуверенны в себе. Можно сказать, что их внешняя презентация не соответствует их внутреннему, глубинному ощущению себя. При более внимательном общении с таким самоуверенным человеком, вдруг оказывается, что он чувствителен, раним, сентиментален, в глубине души чувствует себя иногда потерянным, никому не нужным и одиноким.
Получается интересная вещь: у человека с неадекватной самооценкой одновременно присутствует обе эти крайности. Правда, если на сознательном уровне предъявлена завышенная самооценка, то заниженная будет скрыта не только от посторонних глаз, но и от самого человека. И, наоборот, если человек не уверен в себе, если ему присуща заниженная самооценка, то в глубинах бессознательного он будет считать себя лучше других, только осознать и выразить этого он не сможет. К примеру, людям с тревожно-мнительным характером, неуверенным в себе, свойственна заниженная самооценка, хотя на самом деле они очень часто требовательны к себе и считают, что должны делать все на пять баллов. Противоположная крайность — самоуверенные, самодовольные, наглые люди, которым кажется, что они все делают прекрасно, лучше других. Но если опять же немного копнуть, мы можем увидеть довольно большую зону неуверенности, которую такие люди просто вытесняют. Таким образом, и те, и другие вытесняют противоположную крайность самооценки: неуверенные вытесняют высокую самооценку, а самоуверенные — низкую.
Этот парадоксальный механизм присущ нашей психике. Не уходя в подробности, скажем лишь, что наличие неадекватной самооценки всегда связано с ситуацией невротического расщепления личности. Речь не идет о клинических диагнозах, а всего лишь о типичном состоянии современного человека, который плохо коммуницирует с самим собой. Если вспомнить Эрика Фромма и его блестящую книгу «Быть или иметь?», то современный человек все больше скатывается в «иметь» и все меньше способен «быть». Иными словами, человек все больше превращается в набор наилучших самопрезентаций, все более теряя связь со своим подлинным «Я». И чем больше будет этот разрыв, этот личностный зазор между реальностью человека и его самопрезентацией, тем более неадекватной будет его самооценка.
Такому невротическому состоянию посвящено много замечательных книг. Я уже привела пример Фромма, но можно вспомнить и классическую для психологии книгу «Невротическая личность нашего времени» Карен Хорни. Автор описывает такое невротическое состояние и его причины и связывает эти проблемы с неадекватной самооценкой. Это довольно мучительное состояние, потому что человек зациклен на себе. Если он что-то делает, ему очень важно, как он при этом выглядит, как его оценивают другие, какое место он занимает среди остальных — первый он, второй или пятнадцатый. Или вообще последний. То есть он для себя важнее всего остального, и мир, как, впрочем, и другие люди, начинает быть для него фоном. Именно такое состояние называется невротическим.
Невроз формируется в детстве или бывает также и во взрослом возрасте?
Взрослые тоже подвержены влиянию невротических механизмов, но все же основные причины закладываются в детстве. Представим себе щупленького мальчика с плохим зрением, очкарика, которого дразнят и задирают в школе. Если этот умненький мальчик воспитывается в здоровой семье, то он выберет здоровую стратегию поведения. Сначала он попытается себя отстоять каким-то образом. Это может быть попытка договориться, а может быть и вполне понятная для такого возраста попытка дать сдачи. Если это не удастся, то он начнет искать какие-то иные опоры для себя в коллективе сверстников, но в любом случае это будет открытое, честное по отношению к другим и к себе поведение.
Но представим себе, что дома его ждут обеспокоенные родители, которые каждый день возмущаются поведением его одноклассников, взвинчивают и без того расстроенного ребенка, начинают звонить родителям обидчиков или учителю и жалуются или возмущаются — то есть, ведут себя не конструктивно, а эмоционально и обиженно. В этом случае ребенок начнет приспосабливаться к ситуации другим способом. Напомню, мы говорим об умненьком мальчике, который соображает лучше других в классе. Он может замкнуться в себе и назначить окружающих глупцами, не давать им списывать, вести себя высокомерно, мол, «вы все дураки, и мне наплевать, как вы ко мне относитесь». Это будет началом завышенной самооценки в будущем. А может быть, он уйдет в себя, начнет бояться, заискивать, искать сильного друга, который сможет его защитить — тогда мы имеем модель, которая разовьется в заниженную самооценку.
Таким образом формируется невротическая защита, когда человек придумывает себе в детстве простые, а во взрослом возрасте более сложные защиты от внутренней ранимости, уязвимости, неуверенности или каких-то травм. Формируется своеобразный кокон, броня. И, конечно, неадекватная самооценка — мощная часть этой брони, ее инструмент.
Человек не осознает все эти процессы, происходящие с ним?
Да, эти механизмы работают на бессознательном уровне. Понимаете, когда мы говорим «защита», мы подразумеваем, что человек защищается от того, что ранит его, заставляет чувствовать себя плохо. Строго говоря, так и происходит: нам в детстве бывает плохо, страшно, мы переживаем одиночество, боль. Это не всегда связано с прямой угрозой, прямым негативным отношением к ребенку. Он чаще всего просто присутствует при разных сложных обстоятельствах жизни родителей: это может быть развод, ссоры, потеря близкого человека, болезнь.
Но особенности психики ребенка состоят в том, что он все переживает только через самого себя, поскольку детское сознание эгоцентрично. Дети часто говорят: «Это из-за меня папа ушел», «Это из-за меня мама заболела». Когда в нашем детстве что-то происходит, мы цепляемся за эту идею: «это случилось из-за меня». Дальше мы начинаем от этого как-то защищаться, оправдываться, объяснять себе все это, и возникает пласт защитных механизмов, формируется невротический способ взаимодействия с миром и с собой.
Если говорить о христианском понимании этой темы, то я бы обратила внимание на такое болезненное переживание или страсть, как гордость. Гордость как раз связана с неадекватной самооценкой. Это всегда попадание мимо цели (по-гречески грех и означает промах, попадание мимо цели): либо «перелет», то есть я невероятно замечательный, необыкновенный и прекрасный, либо «недолет», то есть я ужасный и несчастный, но зато мое несчастье ужаснее всех несчастий, и хуже быть не может. Это все попытка быть этаким.
Недавно услышала одну интересную фразу: «И у шовиниста, и у человека, который осуждает свое Отечество, один и тот же диагноз. Один говорит, что моя страна лучше всех, другой — что хуже всех. Но главное тут — что она «самая». То есть личные психологические особенности проецируются даже на отношение к стране…
Это очень красивая аналогия, на которую мы тоже можем опереться. Смотрите, что происходит, когда мы говорим о стране таким образом: мы ее выделяем из всех остальных. То есть наша страна не такая же, как все другие: в чем-то хорошая, в чем-то плохая, в чем-то достойная, в чем-то не очень, а она особенная. И мы это делаем для того, чтобы обособиться от других стран и подчеркнуть свою отдельность, необыкновенность.
То же самое человек делает с самим собой. Если у него неадекватная самооценка, он как бы обосабливается от других людей. Ему важно быть не таким, как все, выделить себя из этого общего поля: либо я самый лучший, либо я самый несчастный — но зато такого несчастного, как я, вы не видели никогда. И попробуйте ему оказать помощь — он ее не примет! Ему важно оставаться в своем замке из слоновой кости.
К чему это приводит? К тому, что человек становится одиноким. Ведь ему очень трудно взаимодействовать с другими людьми, потому что между ним и другими находится этот защитный пласт неверной самооценки и гордости.
Почему человеку важно быть именно исключительным? Как это помогает облегчить жизнь, создать защиту в ситуации травмы?
Очень хороший вопрос. Зачем это вообще нужно? Дело в том, что гордость или неадекватная самооценка формируется как раз в детский период и являет собой, как мы уже сказали, защиту. Тот мальчик-очкарик защищается своим необыкновенным интеллектом. Но от чего он защищается? От того, что он не может дать сдачи, что слабоват, что немножко трусоват. Защищается умом, вместо того чтобы честно сказать себе: «Я трусоват. Мне надо походить на тренировки в какой-нибудь боксерский клуб и наконец дать сдачи этому дураку Васе, который на меня нападает». И таким образом восстановить свой статус-кво. Или сказать себе: «Не могу я дать ему сдачи, и я вообще не хочу тратить на это свое время и силы. Ну Бог с ним, с этим Васей, буду стараться не обращать на это внимания». Но по-настоящему, честно сказать. И тогда он будет реальным, будет предъявлять себя миру таким, каков он есть. А когда он натягивает на себя какие-то защитные одежды, то он презентирует себя, а не является самим собой.
Ведь люди, которые считают себя несчастными, нереализованными, не могут сказать себе: «Вообще-то я ленива, инертна, неохота мне делать все то, что необходимо делать, чтобы как-то состояться. Хочу, но не могу. Ну и ладно, в конце концов, буду домохозяйкой». Нет, обычно говорят совсем другое: «У меня не сложились обстоятельства», «Я слишком рано родила ребенка», «У меня муж слишком требовательный». То есть кто-то другой всегда виноват, но не она.
Это очень удобно, потому что ты не предъявляешь то, что есть на самом деле. Ты как бы пытаешься выглядеть лучше, чем ты есть. И в этом плане неадекватная самооценка и гордость в ее разнообразных проявлениях являются броней от реальности. Человек при этом постоянно живет в режиме самопрезентации, все время играет в какую-то игру, изображает что-то, но не может быть самим собой.
Реальность для него настолько ужасна, что он не может ее выносить?
Да, именно так. Либо реальность ужасна, потому что она агрессивна, либо она ужасна, потому что она равнодушна, жестока ко мне. Картины этой ужасной реальности могут быть какими угодно. Главное от этой реальности как следует отгородиться, отойти, максимально с ней не соприкасаться. Я хочу играть в такую игру, которую сам себе придумал. И, конечно, такая ложная стратегия обрекает человека на одиночество, потому что ему очень трудно сказать себе: я такой же, как другие. Я обычный. Для невротика это просто немыслимая фраза.
У одной женщины, с которой мне довелось работать, была как раз сильно завышенная самооценка, много гордости, из-за этого страдали ее отношения с молодым человеком, поскольку она хотела все время быть для него на первом месте, все остальное не могло быть важнее нее. В определенный момент разговора я предложила ей мысленно использовать девиз: «Я вторая!». Хотя бы вторая… Ведь у ее друга были родители, любимая работа, друзья, он не мог быть сосредоточен только на своей девушке. «Я не могу так думать», — воспротивилась она, — «Это невозможно!». Даже с ролью «второй» она не могла примириться, она хотела быть только «первой»!
Другой вариант — быть «последней». Есть страдальцы, которые все время жалуются, мучаются, их жизнь полна самоуничижения. К такому стилю чаще прибегают женщины, и это самые настоящие манипуляторши. Они постоянно манипулируют болезнью, плохим самочувствием, плохим состоянием. Вокруг них все должны бегать, суетиться, чувствовать вину: «Ну как же, ей надо помочь, она ведь так страдает и мучается!».
Это та же самая картина, просто завуалированная до неузнаваемости. А механизм точно такой же: ну как я скажу всем, что я ленюсь, чего-то не могу, чего-то не хочу? Признать это невозможно. Поэтому я начинаю изображать, играть. Обычно это истероидные типы характера, артистические, демонстративные натуры, им нужно привлекать к себе внимание, изображать какую-то особенную роль. Эти женщины все время болеют неизвестными заболеваниями, которые на завтра вылечиваются, а потом опять возникают. Им ведь надо чем-то манипулировать, и, как правило, это либо физические недуги, либо эмоциональные.
И все это тоже про самооценку, потому что это невозможность оценить себя по-настоящему, увидеть то, что есть, заметить бревно в собственном глазу.
Внутри человека боится ребенок, или это смесь страхов взрослого и реакции ребенка?
Это всегда смесь, взаимодействие разных уровней. Ребенок может не только бояться, он может еще, например, обижаться. Чем больше мы игнорируем свое детство, тем больше детство нас захватывает на подсознательном уровне. И мы можем вырастить себе такого монстра-ребенка, который будет диктатором, требовательным, капризным, постоянно обиженным и обижающим. Но сам человек не будет осознавать, откуда рождается импульс такого деструктивного поведения. Он просто будет нанизывать на это поведение различные детали взрослой жизни, уже взрослые обиды, претензии, реакции.
Для того чтобы помочь разобраться с этим клубком проблем, надо, конечно, одновременно работать и с детским, и со взрослым уровнями, особенно с ценностно-смысловой сферой. Кто у меня на первом месте: я или кто-то, кроме меня, все же существует на этом свете? Гордец или человек с неадекватной самооценкой всегда у себя на первом месте. Он в центре всего.
Если отталкиваться от христианской идеи о том, что гордость — это корень всех грехов и вообще бич человечества со времен грехопадения, получается, что описываемая Вами картина характерна для всех людей. Или все-таки нет?
В большой степени. Ведь человека формирует не только детский опыт, но и школа, и социум в широком смысле, социокультурный контекст. А среда обитания, массовая культура вносит огромный вклад в отчуждение человека от самого себя. Акцент делается именно на самопрезентацию, а вовсе не на бытие человека. Журнал «Эгоист», книжки для женщин «Я у себя одна» и так далее и тому подобное. Социум предлагает бесконечное кручение вокруг собственной персоны.
Конечно, нужно заботиться о себе. Но должен же быть какой-то здравый баланс между любовью к себе и любовью к другому. Об этом сказано еще в Евангелии: «Возлюби ближнего, как самого себя».
Может быть, если у человека внутри гражданская война, то у него попросту нет ресурсов, чтобы перестать зацикливаться на себе и посмотреть по сторонам?
Да, бывают моменты, когда человек в очень плачевном положении, когда на него наваливается очень много проблем. Иногда ко мне приходят люди с очень тяжелой депрессией, причем не с эндогенной, внутренней, а экзогенной, связанной с какими-то жизненными обстоятельствами. То одно падает на них, то другое, то третье. Муж ушел, дом сгорел, дочь уехала — понятно, что в такой ситуации предлагать женщине реалистично посмотреть на себя слишком рано. Сначала нужно помочь ей просто «встать» с колен, посмотреть в будущее с надеждой, а уж потом только говорить о более глубокой и серьезной работе с собой, в которой обязательно будет присутствовать построение более адекватного критического взгляда на себя.
Что же можно сделать, чтобы вернуть себе адекватное представление о себе, адекватную самооценку?
Есть очень красивая фраза из книги митрополита Антония Сурожского «Человек»: «Ставьте себя под вопрос». Что это значит? Владыка говорит о том, чтобы мы пытались критически рассматривать себя, с любовью, но критически. Честно задавать себе вопрос: в чем я не прав? Допустим, складывается какая-то непростая ситуация. Что делает среднестатистический человек? Он обвиняет окружающих. Близких, дальних, среду, погоду — но не себя.
Да, близкие, дальние и погода влияют на меня, но ведь я живой человек и тоже мог где-то промахнуться. И тут мы подходим к очень важной и опорной теме — праве на ошибку.
Почему в детстве мы начинаем так бояться быть собой?
Очень часто это связано с отсутствием права на ошибку. Потому что ребенку не дают этого права, его сразу бичуют за любой промах. А право на ошибку — это бесценное право, потому что если я живу, я неизбежно ошибаюсь. И если я правильно отношусь к своим ошибкам, если я даю себе право быть несовершенным, то падая, я совершенно спокойно поднимаюсь. Я думаю о том, где я промахнулся, в чем я переоценил или недооценил свои возможности, какие внешние и внутренние факторы на меня повлияли. И этот внутренний мониторинг и анализ я провожу, с одной стороны, с принятием себя, а с другой — с готовностью признать, что я сделал не так.
Если говорить о коррекции самооценки, то очень важен опыт принятия.
Другими людьми или самим собой?
Если мы говорим о какой-то психологической патологии, то в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело с детством. И это значит, что в детстве был опыт непринятия. А если он был в детстве, то я должен сначала научиться принимать себя сам.
Мне, конечно, нужна поддержка — это может быть священник или психолог, может быть близкий человек, который меня поддерживает и в меня верит. Но этого недостаточно, потому что если я не принимаю себя сам, не учусь это делать, то у меня будет срабатывать механизм так называемой ненасыщаемой потребности. То есть меня все будут поддерживать, а мне все время будет мало. И это тупик. Это как черная дыра, в которую все проваливается, а наполнения не происходит. У близких людей порой кончается терпение: ну сколько уже можно давать ему поддержку, чтобы он, наконец, успокоился?!
Дело в том, что если человек сам себя не поддерживает, то поддержка других людей будет падать в бездонную пропасть. А если человек начинает поддерживать себя сам, то он как бы замыкает свой детский травматический опыт, и тогда его поддержка самим себя и поддержка его другими людьми будут давать эффект синергии. Начнется процесс выхода из этого психологического состояния.
Верно ли, что поддержка себя предполагает не только похвалу, но какую-то реалистичную оценку своих поступков, своих достоинств и недостатков?
Да, совершенно верно. Когда ко мне обращаются люди, оказавшиеся в конфликтной ситуации, то я частенько даю одно задание. Предлагаю: давайте рассмотрим вашу ситуацию с разных сторон. Напишите, пожалуйста, все, что вы сделали положительного, чтобы разрешить ваш конфликт с другим человеком, но и что вы не сделали и, более того, что вы сделали плохого, ошибочного, усиливающего этот конфликт. И тот же подход примените к оценке поведения другого человека, с которым вы не можете договориться. Это очень простой и наглядный способ перестать обвинять другого и оценить самого себя в данной ситуации.
В результате человек приносит два листочка, в одном из которых он оценивает себя, и там сплошные плюсы и почти нет минусов, а в другом — оценивает того, с кем у него конфликт, и там одни минусы («и то он не сделал, и тут провинился, и там не прав») и всего пара плюсов. И тогда человек сам видит, что тут что-то не так, какой-то диссонанс. Моя задача помочь ему увидеть этот диссонанс, но при этом не осуждая его, не оценивая. Я просто спрашиваю: «А вы не задумывались, почему у вас 15 пунктов «за» себя и 2 «против», а про другого человека вы написали 15 пунктов «против» и всего 2 «за»? Любопытная у вас арифметика. Может все-таки что-то неладно в этом Датском королевстве?». Очень важно помочь человеку увидеть эту реальность спокойно, критично или даже с юмором.
Иногда я предлагаю людям с подобными проблемами попробовать каждый вечер поблагодарить себя за что-то хорошее, что удалось сделать в течение дня. Это оказывается довольно сложным заданием. Дело в том, что благодарность — это не про самооценку, это скорее форма выражения любви, поддержки, принятия. Порой человек с неадекватной самооценкой может быть самоуверенным, гордиться собой, но вот поблагодарить себя за что-то ему трудно. Это другая реальность. Человек постепенно начинает понимать разницу между этой благодарностью, поддержкой, любовью и защитой, которая сидит в нем намертво и мешает встретиться с самим собой.
Процесс реалистичной оценки себя, как Вы его описываете, напоминает в каком-то смысле путь покаяния в христианстве. Есть ли тут точки пересечения?
Замечательный вопрос. Когда начинается настоящая и глубокая психологическая работа, то начинается и движение к настоящему покаянию, потому что человек погружается в глубины своего внутреннего мира. Если он этого не делает, то его покаяние зачастую совершенно формально. Он берет какой-нибудь сборник грехов и начинает перебирать и подчеркивать, что он сделал, а чего не сделал, и идет с этим листочком на исповедь. Но это несерьезно, это не настоящее покаяние, потому что настоящее покаяние — это попытка заглянуть в себя, и то неприглядное, что ты там увидел, вынести на исповедь, на свет.
Такая аналитическая, рефлексивная работа, такое честное вглядывание в себя постепенно помогает сделать покаяние более глубоким и подлинным.
Насколько я понимаю, если человек занимается этой внутренней работой, он становится, с одной стороны, более независимым от мнения окружающих, а с другой стороны, больше любит других людей, относится к ним с большим теплом и пониманием. Так ли это?
Совершенно справедливо, потому что человек выходит из невротической замкнутости, начинает высвобождать какие-то здоровые части своего внутреннего пространства. У него возникает более адекватная самооценка, более глубокие отношения с самим собой. И тогда он может строить отношения с другими людьми на совершенно других основаниях — на основаниях принятия, любви, на понимании того, что я могу ошибаться, и другой может ошибаться. Но ведь я стараюсь, и другой тоже старается. И тогда, конечно, мы значительно ближе к другим, потому что мы начинаем быть такими же, как они. Тогда расстояние между нами сокращается, уходит ненужный невротический страх, уходит фантомная тревога. Человек более сердечно, более душевно открывается навстречу другим людям. В каком-то плане, можно сказать, открывается и Богу тоже, потому что он меняется глубинно. Его отношения с собой и с Богом качественно меняются.
Человек становится более настоящим?
Да. Он становится наконец-то самим собой.
Беседовала Анастасия Храмутичева
Психология | Psychology
7.9K постов 43.5K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
А может ли бог создать такую самооценку, которую не может поднять!?
«Самооценка бывает адекватной — то есть мое «Я» не стоит в центре мира» авторы эфективных методик самореализаций с ней поспорили бы.
Психолог из православного университета) Спасибо. ))))
Печально, если человек с низкой самооценкой наделен талантами — неуверенность и комплексы могут оказаться непреодолимым препятствием на пути реализации его талантов
Хорошо, что этой проблемы у меня нет!
Годнота, про неосознаваемые самооценки хороший материал.
Я тоже к религиям отношусь, очень негативно.
Но научилась извлекать пользу для себя уже с другим мышлением, даже если психолог верующий в кого угодно в бога, в святую корову не важно он имеет на это право как мы все с вами у каждого правда и истина своя в отношении верований, мне важна информация касаемо не бога, а именно материала.
Банально прислушиваюсь к своим ощущениям, заходит или нет. И это самый верный знак, может сейчас не зайдет, а через год зайдет. Мы все развиваемся и мышление тоже. И замечу все изменения вы делаете эти для себя, а не для психолога, мамы, папы или бога. Вам так будет комфортнее жить самим. Изменения или ваши поступки они не плохие и не хорошие, они комфортные для вас лично или нет и все. Можете не делать ничего вообще и так тоже можно, только не опробуете то, что могли бы.
Тут еще в мышлении дело.
Так вот я бы по другому переформулировала: Что делает низкую самооценку, низкой? Я пошла по цепочке. Тут психолог пишет о скрытой завышенной самооценке. Я считаю не совсем так. Тут скорее так: «Низкую самооценку формируют завышенные требования к себе!»
А сюда входят такие установки как: «должен», «обязан», «надо», «правильно», «плохо/хорошо» Установки скрытые, их можно между строк ставить. Т.е. если я сделал не так как Должен (кому только не понятно). Именно принудительные формы, у каждого они могут быть свои.
Пример, когда самооценка вниз:
«Я (Должен) написать сочинение на отлично»!
От сюда следует что: если я напишу не на отлично, я какашка. Самооценка вниз. Т.е. я не могу себе позволить написать не на отлично! Сам себе причем не могу позволить (тут скорее из детства из серии учись только на 5-ки, если ниже 5-ки, значит ты бездарь, или хвалят только за высокие оценки или за высокие достижения, а эту мерку высоты оценивают со своей колокольни и тд). И вы тем самым неосознанно во взрослой жизни продолжаете себе ставить рамки и хвалить себя или ждать похвалы от других только исключительно за отлично. Ниже этой шкалы вы себя не принимаете и не любите. Родители наши к сожалению «стимулируют» очень строго, обычно страхами как и религии собствннно)) Как умели сами в общем.
И другое видение, что я назову самооценкой «баланс»:
«Я хочу написать сочинение на отлично»
От сюда следует что: мне бы хотелось написать сочинение на отлично, но если на отлично не получится тут варианты:
— я расстроюсь (я разрешу себе поныть да да, это нормально, я слабым от этого не становлюсь, а если и становлюсь, то и это я могу себе позволить и принять, т.е. позволить такую роскошь, а то мы же все крутые на людях, сильные)))
— я себя поддержу, скажу-молодец, что хоть ручку держать умею (похихикаю)
— попробую лучше изучить материал, найти свои слабые стороны (слабые стороны, это те ямки, которые окучив и сажая семена знаний, опыта можно собирать плоды, ямки не плохие и не хорошие, скорее полезные они есть у всех и это нормально и здорово, без них не было бы развития вообще).
Поэтому друзья по сути за заниженной самооценкой стоят имено вот такое нелепое не принятие себя нашлепанное из детства, обществом, а чувство неудовлетворенности как раз сигналит нам, что че то мы не туда пошли, от себя, отошли от себя и играем роль чьих то убеждений, которые нам уже не помогают, а вредят. И еще не старайтесь быть лучшими во всем, это из той же оперы все.
Прокрастинация, лень и апатия. Кто смог побороть?
Назрел вопрос. Кто-нибудь смог с этим справится, хотя бы частично?
Сколько себя помню, я знаю, что надо делать, что бы преуспеть или хотя бы не прожить жизнь овоща. И каждый день решаю, что когда-нибудь я начну так делать. Но когда-нибудь никогда не наступит!
Поэтому обращаюсь к самому большому сообществу в рунете за советами. Кто и как с этим борется? Может посоветуете полезную литературу? Поделитесь лайфхаками? Наверняка, кто-то сумел сделать чудо в своей жизни.
Согласны?
Техника Два стула. Самотерапия
Мыслительная жвачка (по-научному – руминация) беспокоит многих людей. Причем это может быть как самостоятельным явлением, так и элементом психического расстройства, например, ОКР.
Думаю, хотя бы раз в жизни с этим сталкивался каждый человек: спорим сами с собой, прокручиваем в голове одно и то же, не можем забыть что-то или кого-то.
А было ли такое, что вы испытывали телесный дискомфорт, но не могли объяснить его? Или было ли такое, что вас преследовала какая-то эмоция (чувство), и вы не понимали ее истоков, но она явно мешала вам жить?
Для таких случаев есть несколько практических упражнений самопомощи из психологии.
Хочу познакомить вас с одним из них. Лучше использовать его для проработки психосоматики, поиска скрытых выгод симптомов, невербальных сигналов психики, но и для избавления от негативных мыслей оно пригодится.
Упражнение «Два стула» поможет понять, почему вы испытываете то, что испытываете, и что нужно сделать или перестать делать, чтобы избавиться от этого.
Все упражнения, избавляющие от руминации, основаны на общем принципе: необходимо перестать бороться с навязчивыми мыслями и научиться извлекать из них пользу.
Как ни странно, чтобы избавиться от навязчивых мыслей, необходимо уделить время разговору с самим собой. Все, что вам потребуется – это уединиться в комнате с двумя стульями. Важно, чтобы никто и ничто не отвлекали вас. Поэтому заранее подготовьтесь, выберите время и место, отключите телефон.
1. Поставьте два стула напротив друг друга. Расстояние – примерно 1,5 метра.
2. Представьте, что на первом стуле сидите вы, а на втором – те мысли, которые преследуют. Однако нужно придать им очерченность. Пусть это будет конкретный человек, ситуация или чувство, эмоция, внутренний критик, другая часть вашего Я и т.д. О целях и возможных предметах мы поговорим чуть ниже в показаниях к применению техники.
3. Теперь вам нужно не просто представить, а проиграть все это. Пересаживайтесь с одного стула на другой, отвечая то за себя, то за другую часть себя или другого человека, проблему. Смена стульев и проговаривание вслух – ключевые моменты. В противном случае вы только усугубите свое состояние. А так вы сможете не только разобраться в проблеме на уровне мыслей, но и прожить ее на уровне эмоций.
Вам нечего стесняться и бояться, поэтому садитесь на первый стул и начинайте выражать все, что накипело. Не выбирайте слова и формулировки – предоставьте себе полную свободу.
Можете кричать, материться, плакать, шептать, да что угодно. Главное – дайте выход всему тому, что долгое время в вас копилось. Потом пересядьте на другой стул и ответьте себе на то, что только что высказали. Старайтесь не просто менять стулья, но и менять свое поведение, жесты, интонации, мимику – вживайтесь в роли. Завершите диалог тогда, когда почувствуете облегчение. Важно закончить на позитивной ноте: слова благодарности, прощение или признание в любви и т.п.
Мы уже говорили, что лучше всего использовать эту технику в борьбе с психосоматикой, но есть и другие показания к применению этой техники:
1. Вы не можете забыть обидный разговор или человека, которого уже нет в вашей жизни (этом мире);
2. Вы постоянно анализируете свои слова и поступки, ищите ошибки и вините себя за что-то;
3. Вы снова и снова проигрываете разговоры и ситуации из прошлого, придумываете другое развитие событий, ругаете себя за то, что сделали/сказали или за то, чего не сделали не сказали;
4. Вы не можете договориться сами с собой;
5. Вы хотите подготовиться к непростому разговору.
Одним словом, эта техника пригодится тогда, когда вам нужно успокоиться, взять под контроль свои мысли, договориться со всеми частями своего Я, обрести целостность и гармонию.
Много бесплатной информации по этой теме вы можете найти в моем Инстаграм https://instagram.com/psych_bogdanova_tp
Эмоции родителей
Скажите, у кого родители не умеют самостоятельно справляться с эмоциями и требуют, чтобы дети (вы) их успокаивали — вы как-то с этим боретесь? Если да, как?
Например, моя пишет мне сообщения а-ля: «Я ОЧЕНЬ волнуюсь за тебя, не пугай меня так!» — ожидая, что её сейчас успокоят, избавят от тревоги, развеют опасения.
С детства привыкла «не пугать родителей» своими проблемами, но так надоело это лицемерие. Теперь, когда родители интересуются моей жизнью, говорю, как есть, а на реакцию мамы отвечаю: мол, да, я тоже волнуюсь, тоже напугана, шоподелоть.
Микроэлементы и психическое состояние
Возможно, вы слышали о том, что можно контролировать психическое состояние при помощи еды и активности. Многие люди считают этот совет банальным и бесполезным. Мол, как это спорт и правильное питание могут помочь мне, если у меня душа болит.
На самом деле в нашем организме все связано. Это психологи изучают психику человека, а химикам и физикам интереснее изучать выработку тех или иных веществ в организме. И эти компоненты взаимосвязаны.
Чем обусловлены негативные психологические изменения?
Нарушением в производстве какого-либо нейромедиатора (гормона). Например, депрессия связана с нарушением выработки серотонина. Но это нарушение само по себе является следствием других нарушений. Для корректной выработки серотонина должен быть нормальным уровень железа, триптофана, витаминов С и группы В, натрия, кальция, калия и глюкозы.
Как рассчитать норму того или иного вещества?
Можно найти рекомендации от ВОЗ по норме витаминов и микроэлементов для человека в зависимости от возраста, обратится к формулам расчетов. Но вместе с этим не стоит забывать об индивидуальных особенностях. От рождения в каждом из нас заложена разная потребность в том или ином веществе и разная способность к его усвоению или выработке. Поэтому важно ориентироваться на свои ощущения.
Итак, психологическое состояние действительно можно стабилизировать при помощи особого рациона и коррекции образа жизни. О последнем поговорим подробнее чуть позже.
А пока разберем, какие важные вещества, где и как можно найти (примеры, на самом деле источников намного больше – каждый человек найдет продукты по своему вкусу):
1. триптофан – мясо, творог, яйца, молоко и другие продукты с животным белком, а также финики, бананы, бобы, орехи, семечки;
2. железо – гречка, чечевица, субпродукты (особенно печень), шпинат, устрицы, мидии, бобовые, черный шоколад, тыквенные семечки, говядина, сыр тофу, индейка, киноа;
3. витамин С – салат, шпинат, редис, зеленый горошек, цитрусовые, сладкий красный перец, помидоры, баклажаны, яблоки, хурма, персики;
5. натрий – содержится практически везде, особенно много в рыбе и мясе, хлебе, яйцах, бобах, молочных продуктах;
7. кальций – творог и другие молочные продукты, семечки, лосось, бобы, миндаль;
8. глюкоза – любые сладости и фрукты, сдоба, картофель, кукуруза, злаки, тыква, морковь.
Как заподозрить, что вам не хватает одного из важных веществ:
1. триптофан – апатия, отеки, проблемы с печенью, слабость, ухудшение состояния кожи, резкое похудение;
2. железо – слабость, хроническая усталость, одышка, головная боль и головокружение, оледенение конечностей, побледнение кожи и синяки под глазами, ломкость волос и ногтей;
3. витамин С – постоянная усталость, ломота в суставах и мышцах, ухудшение состояния кожи и волос, скачки настроения, депрессивные наклонности;
4. витамины группы В – быстрая утомляемость, постоянная усталость, повышенная чувствительность к внешним раздражителям (звукам, свету), головная боль, когнитивные ухудшения, раздражительность, сонливость, беспокойство, депрессивные наклонности;
6. натрий – снижение работоспособности, потеря аппетита и веса, сонливость, судороги;
7. калий – нервное истощение, повышенная утомляемость, постоянная усталость, общая слабость, тошнота, проблемы с кожей и волосами;
8. кальций – усталость, боль в суставах, ломкость волос, зубов, ногтей;
9. глюкоза – головная боль и головокружение, общая слабость, обострение аппетита.
Помните о том, что и переизбыток веществ опасен и имеет свои признаки.
Например, переизбыток триптофана приводит к повышенной психической возбудимости, галлюцинациям, необоснованной тревоге и страхам, беспокойству. А избыток натрия – к повышенной возбудимости и быстрой утомляемости. В общем, все хорошо и нужно в меру.
Конечно, можно восполнить недостающие элементы или снизить уровень какого-либо вещества через уколы или таблетки, но, согласитесь, забота о себе через коррекцию рациона проще, вкуснее, безопаснее и приятнее? А чтобы эффект был еще лучше, дополните правильное питание здоровым образом жизни. Но помните, что и здесь действует правило индивидуального подхода – прислушивайтесь к себе.
В производстве серотонина участвует норадреналин. Да, его называют гормоном ярости и стресса, гормоном хищников, но в умеренном количестве он нам жизненно необходим. Где его добыть? Заниматься спортом. Регулярные посильные нагрузки не только улучшают кровообращение и укрепляют мышцы, но и поддерживают адекватный уровень гормона стресса.
Что еще помогает в коррекции норадреналина?
Просмотр фильмов ужасов или участие в квесте ужасов, другой легкий стресс. Иногда полезно устраивать себе небольшую встряску.
Что еще, кроме спорта, важно для усвоения микроэлементов и выработки серотонина?
Прогулки и солнечные ванны, интеллектуальный труд, дыхательная гимнастика. Ну и конечно, позитивные впечатления. У вас есть кто-то или что-то, что способно поднять настроение в любых условиях? Если нет, то срочно найдите такой источник силы. Источником позитивных эмоций может быть хобби, домашнее животное, близкий друг, любимый человек, книги и т.п.
Приятный бонус от коррекции рациона и образа жизни – позитивные внешние изменения. Вы увидите, что вес держится на уровне вашей нормы, кожа выглядит свежо и молодо, волосы и ногти тоже сияют здоровьем и красотой. Вы же прочитали, чем еще кроме психологических изменений, чревата нехватка того или иного микроэлемента? А еще от обмена веществ зависят ваши интеллектуальные способности и общий иммунитет.
В общем, очень рекомендую задуматься над этим и научиться заботиться о себе в таких вот повседневных мелочах. Но для начала определите точный уровень тех или иных веществ в организме и свою норму. А для этого лучше обратиться к эндокринологу или к вашему лечащему врачу (если есть какие-то заболевания). Очень важно учитывать всю историю болезни человека и корректировать рацион, образ жизни в строго индивидуальном порядке.
Что еще хочу сказать? Бывают случаи, когда без медикаментозного лечения не обойтись. Пожалуйста, обратитесь к эндокринологу и терапевту, сдайте анализы для коррекции микроэлементов. Однако коррекция питания и образа жизни все равно может быть дополнительным средством лечения депрессии или другого расстройства.
Много бесплатной информации по этой теме вы можете найти в моем Инстаграм https://instagram.com/psych_bogdanova_tp
Как ломается самооценка и откуда берутся «неполноценные»
Уверен, многие из вас знакомы с вопросом «как воспитать ребенка с заниженной самооценкой?» примерно на уровне «если постоянно ребенка критиковать и всячески смешивать его с дерьмом, то мы получим ребенка с ЗС» (Заниженной Самооценкой), и это, безусловно, верный ответ, однако это далеко не вся истина. Многие менее очевидные её аспекты от большинства продолжают ускользать. Давайте же попробуем пролить на них свет.
Для начала разберемся, из чего складывается самооценка ребенка, из каких конкретно деталей и моментов его жизни. Здесь, на первый взгляд, всё просто: из того, как его одобряют родители и одобряют ли они его вообще, как они реагируют на его успехи и неудачи. В целом это верно и рождает в нашем сознании интуитивно понятную «накопительную» модель – вот есть некий сосуд, и чего мы в него больше накидаем (позитивных поощрений или негативных отзывов), такой «раствор» мы на выходе и получим, такой и сложится самооценка ребенка. Если больше ругали, чем хвалили – получим «неполноценного». Но здесь вмешивается некая неочевидность функционирования человеческой психики, и особенно – психики детской (из-за того, что работает она несколько иначе, чем психика взрослого).
В чем же эта неочевидность заключается? Почему просто периодически говорить ребенку, какой он молодец пусть и важно, но часто недостаточно? Почему «словесный метод» не обязательно предотвращает формирование заниженной самооценки?
Чтобы это понять, нужно в первую очередь знать о стремлениях ребенка. Тех самых, о которых мы к своему взрослому состоянию надежно и благополучно забываем, из-за чего утрачиваем важный мостик к пониманию не только других детей, но даже и самих себя в детстве, своего внутреннего «Ребенка» (но об этом в другой раз). С самого рождения и до раннего подросткового возраста – 11-12 лет – главное стремление ребенка, являющееся его своеобразной глобальной сверхзадачей – это получение уверенности, что он в этом мире любим и нужен и, собственно, получение ощущения любви, одобрения и принятия от родителей. Это очень важная и базовая опора полноценной личности, без которой её развитие идет с большими трудностями и через пень-колоду. Для изыскания подтверждений того, что он со своей сверхзадачей справляется, ребенок применяет все доступные его возрасту пути и средства, всё его существо чутко настроено на восприятие малейших колебаний и изменений интересующей его материи – родительского отношения. Родительские слова здесь выступают далеко не настолько же выразительным сигналом, как родительское поведение, даже различные невербальные его детали и мелочи (которые взрослые редко за собой в полной мере замечают, в отличие от ребенка – он замечает всё).
При этом важно понимать, что ребенка интересует не только то, как к нему относятся, но и то, какую роль он в семье играет. Например, если ребенок будет лицезреть мучения своих родителей (а особенно если это мать\отец-одиночка), которые, не щадя себя, гробят здоровье для обеспечения его, ребенка, нужд (вкалывая на двух-трех работах, например), то он вполне может решить, что он виноват, что он – обуза, из-за которой страдают самые близкие ему люди.
Схожий эффект может сложиться в неблагополучной семье, в которой дело идет к распаду брака, усугублению разлада между родителями, частыми их конфликтами и прочими сопутствующими «прелестями». Из-за такого свойства детской психики как «генерализация» ребенок вполне может решить, что родители ссорятся из-за него, что он –главная причина конфликтов или, как минимум, лишняя причина усугубления ситуации, мешающая родителям свободно разойтись, создающая лишний повод для постоянных конфликтов. Отчасти это оказывается правдой, но ребенок-то воспринимает это «генерализованно», сразу делает глобальные обобщающие выводы, выводя все стрелки на себя. Например – «я обуза», «из-за меня только проблемы», «всем было бы лучше, если бы меня не было». И это пусть ещё не заниженная самооценка как таковая, но жирный пролог к ней. И к более серьезным проблемам тоже.
Однако, семье даже не обязательно быть в каком-то серьезном кризисе, чтобы детская самооценка могла пострадать. Сильно влияют на неё и такие моменты, которые большинство даже не воспринимает как угрожающие для психики их чада. Классический пример – порядок рождения. При обращении человека с проблемами самооценки можно практически наверняка угадать, что он был не единственным ребенком в семье. Наличие более, чем одного ребенка автоматически создаёт риски для самооценки как минимум одного из детей, а часто и всех сразу.
Сценарий «от младшего к старшему» работает немного иначе и актуализируется у младшего ребенка только в таком возрасте, когда он становится способен сравнивать себя с окружающими. Разумеется, он сразу обнаруживает, что перед успешным выполнением его Сверхзадачи часто возникает препятствие – старший ребенок в семье. Который уже более развит, больше всего умеет, который выше, сильнее, умнее (просто в силу старшинства). На этом этапе младший ребенок уже постепенно теряет своё исключительно право на внимание родителей, потому что он уже перестал быть младенцем. Он начинает изыскивать иные способы удерживать внимание родителей и получать их одобрение. А в этих способах у него слишком часто оказывается уже более умелый старший конкурент.
Оба этих сценария с довольно большой вероятностью могут стать прологом к проблемам с самооценкой. Серьезность этих проблем прямо зависит от того, насколько успешен был ребенок в конкуренции за родительское внимание и одобрение. Осмелюсь заявить – хотя бы один из двух конкурентов с большой вероятностью получает как минимум скрытую ЗС. Разница будет только в том, что старший ребенок чаще получает скрытую неконкурентную ЗС, с обостренным чувством долга, самоотверженностью, трудолюбием, пренебрежением своим здоровьем (при хотя бы относительно успешном конкурировании, при срыве конкуренции все может быть намного печальнее), а младший ребенок имеет больше шансов получить конкурентную, «ущемленную» заниженную самооценку, часто на всю жизнь сохраняя в себе обостренное стремление конкурировать и кому-то что-то доказывать (см. предыдущий пост). Но это лишь усредненное и вероятностное описание наиболее частых типажей.
Впрочем, сценарии такого рода я отношу к наиболее общеизвестным. Про влияние порядка рождения известно очень давно и много где можно столкнуться с описанием этого механизма (по этой же причине не будем подробно в тему углубляться и охватывать семьи с 3+ детьми). Перейдем же к менее очевидным аспектам.
Здесь наиболее интуитивным является сценарий родительских амбиций. Когда ребенка используют как средство самоутверждения, как витрину родительских достижений и «галерею славы» для родительского эго. Вред такого подхода для самооценки наиболее нагляден. Однако намного чаще (особенно в нашей многострадальной стране) встречается сценарий «кризисной компенсации», который уже не так очевиден. Попросту его можно описать как «родители пережили некоторое дерьмо и очень не хотят, чтобы их дети пережили подобное». На первый взгляд, в таком родительском желании нет ничего плохого, и даже напротив – оно очень даже хорошее. Однако, поскольку родителей в этом стремлении подгоняют иррациональные страхи, тревоги и опасения, то такое «благое намерение» часто получает чрезмерную, неадекватную реализацию. Например: откуда у нас берутся «синдромы отличника», тревоги и депрессии по поводу учебы (вплоть до суицидальных импульсов из-за плохой успеваемости или угрозы отчисления)? Правильно – потому что родители с детства нам внушали, что получение образования – самая важная наша задача, от которой зависит всё наше будущее. Из-за этого у нас часто складывается впечатление, что наша успеваемость – главный критерий оценки нашей успешности\полноценности. А почему же наши родители так делали? Потому что они о нас очень беспокоились, они хотели нам благополучия и финансовой самодостаточности в будущем, и ради этого, сами того не замечая, часто делали нас неблагополучными и несчастными в нашем детском, подростковом (а иногда даже и юношеском) настоящем. Создавали точку опасного напряжения и «крена» в здании нашей самооценки. У многих именно на этапе учебной самореализации взрывается загодя заложенная родителями в фундамент нашей самооценки «бомба». Вскрываясь «букетом» психологических проблем.
Впрочем, сценарий с учебой не единственный, относящийся к данному типу сценариев. Есть ряд оных, связанных с вопросами пола. Например, часто ждут ребенка одного пола, а появляется другой. Классическое «хотели мальчика, а получили девочку». И ребенку, поверьте, очень рано станет об этом известно по поведению родителей. Он будет расти с ощущением, что он изначально «неправильный», ущербный, что он уже по факту своего рождения расстраивает родителей и ему в этом мире не вполне рады (даже если на словах его убеждают в обратном). Это может стать прологом для довольно тяжелого внутреннего конфликта, направленного на отторжение собственного тела и пола. И это, не считая собственно ЗС.
Ещё одна «гендерная» вариация сценария – связана с представлениями о «мужественности» и «женственности» у родителей. Бывают ситуации, когда отношение родителей к таким темам может быть обострено собственным травматичным опытом. От мальчика с повышенной настойчивостью могут требовать быть «сильным и мужественным», а от девочки – «красивой и женственной». И, опять же, далеко не всегда ребенок может справиться с такой ролью. Он будет чувствовать, что он нужен и любим только в той мере, в которой он исполняет требуемую роль. Что его-настоящего не принимают и не любят. Отторжение в ребенке родителями одних черт и качеств (реальных) ради других (желаемых) создает и во внутреннем мире ребенка подобный же конфликт, заниженную самооценку, вкупе с неприятием, отторжением себя. Особенно сильно это проявляется, если особенности ребенка резко контрастируют с желаемым для родителей его образом. Например, если мальчик ранимый, субтильный и чувствительный, а не сильный\смелый\«умеющий за себя постоять», если девочка не соответствует требуемым стандартам красоты, если она не грациозна и больше любит «мальчишеские» увлечения и занятия, а не «игру» в женственность, кокетство и тщательный уход за своей внешностью. Сценарий с созданием конфликта между реальным и желаемым в ребенке далеко не ограничивается «гендерными» моделями и может проявляться великим множеством путей, я выбрал этот вариант лишь из-за наглядности иллюстрации.
Ситуацию в таких сценариях не спасает даже то, что у родителей есть какое-то благое оправдание их завышенной требовательности – чаще всего это забота о будущем ребенка, опасение, что он не будет справляться с какими-то жизненными трудностями. Однако, таким путем мы слишком часто получаем лишь создание неблагополучия у ребенка здесь и сейчас ради потенциального предотвращения некоего мнимого его неблагополучия в будущем. Особенно это свойственно «тревожным» родителям. В каком-то смысле, благие родительские оправдания их требований и беспокойств даже играют здесь злую шутку – ведь ребенок косвенно лишается права хоть как-то отстаивать свои границы и интересы, протестовать против тех или иных требований. Ему всегда на это возразят, что «это же ради твоего блага», «я же за тебя беспокоюсь», и прямо или косвенно пристыдят, навяжут чувство вины, что он «не ценит родительской любви и заботы», что он «проявляет жестокость и черствость, раня родительское сердце». По итогу, это лишь создаст привычку у ребенка (даже во взрослом состоянии) держать свои протесты при себе, подавлять в себе стремление отстаивать свои границы и интересы, считать их чем-то неуместным и стыдным. Такой ребенок пронесет в себе через всю жизнь подсознательное чувство вины.
Это подводит нас к другому важному аспекту, который очень часто упускают даже в благополучных на первый взгляд семьях. Самооценка ребенка строится в первую очередь на родительском принятии. Однако принимать нужно не только пол, внешность, способности и достижения ребенка, но и его внутренний мир тоже. Залог здоровой самооценки – в том, чтобы с ребенком велся диалог, в котором он мог бы честно делиться своими мыслями, переживаниями, живыми эмоциями и реакциями на происходящие вокруг него вещи, получать живую же родительскую «обратную связь». Важно проговаривать с ребенком то, что, почему и зачем делают в отношении ребенка родители, почему в семье возникают те или иные кризисы, что нужно сделать, чтобы их преодолеть. Потому что иначе ребенок все равно сделает для себя выводы, но с присущей ему генерализацией и «катастрофизацией». Семьи, в которых выражение своих чувств и переживаний находится под прямым или косвенным запретом уже создают для самооценки ребенка достаточно шаткую опору. Одна из моих клиенток предложила хороший критерий определения, есть ли в семье такой запрет – «Можешь ли ты позволить себе расплакаться перед родителями».
Фактически, можно заключить, что главные причины нарушения самооценки в детстве – это прямое или косвенное непринятие ребенка или каких-то его сторон\особенностей родителями, либо проигрыш в конкуренции за родительское внимание\одобрение. Даже каждый из описанных факторов\сценариев в отдельности может сыграть свою разрушительную роль, что уж говорить о тех случаях, когда в одном ребенке сочетаются сразу несколько из них (это, к сожалению, очень даже возможно). Подростковые и более поздние комплексы неполноценности – это всегда прямое или косвенное продолжение проблематики самооценки из семьи, из детства.
Конечно же, это далеко не все факторы и сценарии, влияющие на самооценку. Но остальные из них либо слишком специфичные (например – фактор травм), либо вторичны и сами по себе не наносят ущерб самооценке, служа лишь подспорьем для других факторов. Разумеется, я мог что-то упустить и буду рад дополнениям в комментариях (я набросал не просто перечень, но обрисовал модель, которую можно применять к различным ситуациям). Также некоторые факторы – наподобие «систематического сравнения ребенка с другими детьми» мне кажутся слишком очевидными, чтобы подробно их разбирать.
Спасибо за внимание, берегите самооценку своих детей и «Ребенка» в себе, до свидания.)
P.S. В обсуждениях к предыдущим постам я заметил, насколько серьезно многие восприняли введенные мной термины и аббревиатуры. Видимо я недостаточно ясно просигнализировал, что введены они лишь в моих постах и лишь для удобства. Вряд ли вы где-то ещё встретите пресловутые КЗС и НЗС, «обреченных» и «ущемленных». Это было лишь моей авторской попыткой упростить восприятие материала, подчеркнуть те моменты, которые я не увидел в материалах на данную тему из других источников. Пожалуйста, учитывайте это.)
Про самооценку в целом и типы её «заниженности»
Раз уж начали мы с самооценки и тема эта была тепло встречена читателями – открываем серию постов про самооценку, механизмы её работы, разные неочевидные её проявления и последствия. Чтобы в итоге прийти к способам работы с ней.
Данный текст станет своеобразным введением к теме самооценки.
Все вроде бы в курсе, что самооценка – это что-то очень важное. Из каждого утюга мы слышим, что все наши беды от заниженной самооценки, что надо только поверить в себя, полюбить себя и тогда-то мы преисполнимся сил, ресурсов, горы свернём и достигнем всего желаемого.
Однако, как это часто бывает, некая общая (пусть вроде бы и общеизвестная) истина не всегда хорошо стыкуется в сознании отдельно взятого человека с действительностью.
Где конкретно в его жизни себя проявляет заниженная самооценка? Как понять, что она занижена и как определить, какие из имеющихся проблем ей порождены?
Самооценка – это базовая психическая категория, основы которой формируются ещё в раннем детстве. «Базовее» её только категория «мир безопасен – мир враждебен», которая тоже имеет судьбоносное влияние на нашу жизнь, но требует отдельного разбора. Самооценка влияет на то, как человек позиционирует себя в мире и среди людей, как воспринимает себя, свои силы и возможности, как реагирует на свои успехи и неудачи, по какой модели строит близкие связи (дружбу и отношения), как распределяет акценты и приоритеты в жизни, каким ценностям следует, а также как он себя ставит в учебных\рабочих коллективах. Короче говоря, самооценка сказывается практически на всех наших взаимодействиях с обществом и всех предустановках такого взаимодействия. Подробнее я всё это постараюсь осветить в следующих постах.
Что же насчет «неконкурентного» типа и почему я назвал его «обреченным»?
«Неконкурентные» тоже могут ревновать, но воспринимают это скорее с обреченностью и педалированием разрыва отношений, в отличие от «конкурентных», отвечающих агрессивной борьбой.
И те, и другие в подростковом возрасте обрастают комплексами, но там, где «конкурентные» в ответ на низкий рост, недостаточно большой половой член (у мальчиков) или маленькую грудь, кривые ноги, лишний вес, непривлекательную внешность (у девочек), развивают какую-то бурную компенсирующую или маскирующую деятельность, «неконкуретные» просто тихо себя ненавидят. Пинают и гнобят своего внутреннего «Ребенка» даже сильнее, чем это могли бы делать иные насмешники и недоброжелатели.
Там, где «конкурентные» отрицают свои недостатки и агрессивно отторгают критику своих возможностей, «неконкурентные» не замечают ничего, кроме своих недостатков, да ещё и сверху кучу мнимых недостатков навыдумывают.
Одни активно компенсируют, другие обреченно сдаются. Надеюсь, закономерность ясна.
Спасибо за внимание, берегите самооценку смолоду, до свидания.)