почему стало на душе игнатьича легче когда освободилась царь рыба
Астафьев, Царь-рыба. Какие особенности авторского повествования вы заметили?
Какими художественными средствами передает писатель свое отношение к миру природы?
Жанр «Царь-рыбы» — «повествование в рассказах». Одним из ведущих художественных средств передачи своего отношения к миру природы является использование ассоциаций между человеком и природой. Автор во всех рассказах цикла видит человека через природу, а природу через человека. Для этого используются самые разнообразные метафоры и сравнения. Вот одно из таких сравнений: «И рыба и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная. Да и мало ее в рыбе. Зачем ей кровь? Она живет в воде. Ей греться ни к чему. Это ему, человеку, в тепло надо, он на земле обитает. Так зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке, в холодной осенней воде».
Отношения человека и природы Астафьев рассматривает Kaк родственные, отношения матери и дитя, и тем самым достигает идеи единства, понимания, что человек — это часть, это дитя природы. Природа в критические моменты помогает человеку осознать его грехи, даже очень давние. Даже когда самый осторожный и порядочный из браконьеров — Игнатьич был стянут в воду гигантской рыбой и превратился в пленника собственной добычи, он вспоминает свои былые преступления и воспринимает случившееся с ним как кару: «Пробил крестный час, пора отчитаться за грехи…»
Проанализируйте раздумья Игнатьича./О чем сожалеет он и почему?
В момент пребывания между жизнью и смертью Игнатьич думает о прожитом, анализирует его, наиболее остро ощущает утраты духовного начала, которые произошли из-за постоянной погони за наживой. Из-за нее «забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». С горечью думает Игнатьич о детстве, которого-то и не было. На уроках думал о ловле рыбы. Всего лишь четыре зимы с мукой отсидел в школе, сожалеет Игнатьич, что после школы и в библиотеку не заглядывал, своими детьми не занимался. Хотели в депутаты выдвинуть — и отвели, потому что тихомолком рыбу ловит, все время в погоне за прибылью. Не уберегли от бандитов прекрасную девушку, потому что сами на ловле были. Обострилась совесть в критический момент, когда оказался он на грани пропасти.
Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?
Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько Можешь!»
Какие особенности авторского повествования вы заметили?
Авторское повествование в этом отрывке часто сливается с раздумьями героя — Игнатьича. Порой трудно отделить слова самого Астафьева от размышлений прозревающего героя, осознающего смысл жизни, ответственность за содеянное. Поражает умение уловить и передать тончайшие оттенки движений природы («Тишина! Такая тишина, что собственную душу, сжавшуюся в комок, слышно»). Порой повествование приобретает сказовый характер. Следует также отметить в повествовании наличие элементов разговорной речи, диалогической структуры во внутренних монологах автора и его героя.
Вопросы и ответы к рассказу В. П. Астафьева «Царь-рыба»
Писатель обращается к важным проблемам человеческого существования — к взаимной связи человека и природы. В изображенной трагической ситуации Астафьев ищет ключ к объяснению нравственных достоинств и нравственных пороков личности, через отношение к природе осуществляется проверка духовной ценности и состоятельности этой личности.
Жанр «Царь-рыбы» — «повествование в рассказах». Одним из ведущих художественных средств передачи своего отношения к миру природы является использование ассоциаций между человеком и природой. Автор во всех рассказах цикла видит человека через природу, а природу через человека. Для этого используются самые разнообразные метафоры и сравнения. Вот одно из таких сравнений: «И рыба и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная. Да и мало ее в рыбе. Зачем ей кровь? Она живет в воде. Ей греться ни к чему. Это ему, человеку, в тепло надо, он на земле обитает. Так зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке, в холодной осенней воде».
Отношения человека и природы Астафьев рассматривает Kaк родственные, отношения матери и дитя, и тем самым достигает идеи единства, понимания, что человек — это часть, это дитя природы. Природа в критические моменты помогает человеку осознать его грехи, даже очень давние. Даже когда самый осторожный и порядочный из браконьеров — Игнатьич был стянут в воду гигантской рыбой и превратился в пленника собственной добычи, он вспоминает свои былые преступления и воспринимает случившееся с ним как кару: «Пробил крестный час, пора отчитаться за грехи…»
В момент пребывания между жизнью и смертью Игнатьич думает о прожитом, анализирует его, наиболее остро ощущает утраты духовного начала, которые произошли из-за постоянной погони за наживой. Из-за нее «забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». С горечью думает Игнатьич о детстве, которого-то и не было. На уроках думал о ловле рыбы. Всего лишь четыре зимы с мукой отсидел в школе, сожалеет Игнатьич, что после школы и в библиотеку не заглядывал, своими детьми не занимался. Хотели в депутаты выдвинуть — и отвели, потому что тихомолком рыбу ловит, все время в погоне за прибылью. Не уберегли от бандитов прекрасную девушку, потому что сами на ловле были. Обострилась совесть в критический момент, когда оказался он на грани пропасти.
Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько Можешь!»
Авторское повествование в этом отрывке часто сливается с раздумьями героя — Игнатьича. Порой трудно отделить слова самого Астафьева от размышлений прозревающего героя, осознающего смысл жизни, ответственность за содеянное. Поражает умение уловить и передать тончайшие оттенки движений природы («Тишина! Такая тишина, что собственную душу, сжавшуюся в комок, слышно»). Порой повествование приобретает сказовый характер. Следует также отметить в повествовании наличие элементов разговорной речи, диалогической структуры во внутренних монологах автора и его героя.
Презентация по литературе «Виктор Астафьев. «Царь-рыба»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Писатель обращается к важным проблемам человеческого существования — к взаимной связи человека и природы. В изображенной трагической ситуации Астафьев ищет ключ к объяснению нравственных достоинств и нравственных пороков личности, через отношение к природе осуществляется проверка духовной ценности и состоятельности этой личности.
Какими художественными средствами передает писатель свое отношение к миру природы?
Автор видит человека через природу, а природу через человека. Для этого используются самые разнообразные метафоры и сравнения. Вот одно из таких сравнений: «И рыба и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная. Да и мало ее в рыбе. Зачем ей кровь? Она живет в воде. Ей греться ни к чему. Это ему, человеку, в тепло надо, он на земле обитает. Так зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке, в холодной осенней воде».
Человек — это часть, это дитя природы. Природа в критические моменты помогает человеку осознать его грехи, даже очень давние. Даже когда самый осторожный и порядочный из браконьеров — Игнатьич был стянут в воду гигантской рыбой и превратился в пленника собственной добычи, он вспоминает свои былые преступления и воспринимает случившееся с ним как кару: «Пробил крестный час, пора отчитаться за грехи…»
Проанализируйте раздумья Игнатьича. О чем сожалеет он и почему?
Герой остро ощущает утрату духовного начала, что произошла из-за постоянной погони за наживой. Из-за нее «забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». С горечью думает Игнатьич о детстве, которого-то и не было. На уроках думал о ловле рыбы. Всего лишь четыре зимы с мукой отсидел в школе, сожалеет Игнатьич, что после школы и в библиотеку не заглядывал, своими детьми не занимался. Хотели в депутаты выдвинуть — и отвели, потому что тихомолком рыбу ловит, все время в погоне за прибылью. Не уберегли от бандитов прекрасную девушку, потому что сами на ловле были. Обострилась совесть в критический момент, когда оказался он на грани пропасти.
Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?
Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько можешь!»
Какие особенности авторского повествования вы заметили?
Авторское повествование сливается с раздумьями героя — Игнатьича. Порой трудно отделить слова самого Астафьева от размышлений прозревающего героя, осознающего смысл жизни, ответственность за содеянное. Поражает умение уловить и передать тончайшие оттенки движений природы («Тишина! Такая тишина, что собственную душу, сжавшуюся в комок, слышно»). Порой повествование приобретает сказовый характер. Следует также отметить в повествовании наличие элементов разговорной речи, диалогической структуры во внутренних монологах автора и его героя.
Писатель обращается к важным проблемам человеческого существования — к взаимной связи человека и природы. В изображенной трагической ситуации Астафьев ищет ключ к объяснению нравственных достоинств и нравственных пороков личности, через отношение к природе осуществляется проверка духовной ценности и состоятельности этой личности.
Номер материала: ДБ-1584441
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Почему стало на душе игнатьича легче когда освободилась царь рыба
Описанная картинка содержит скрытый ответ: цветные шнуры маркируют маршрут Ганина — из Европы в Африку. Ганин, молодой поэт, ощущает себя литературным потомком Пушкина. Пушкин и есть неназванный Вергилий Набокова, чье имя, как и главный образ романа, зашифровано посредством аллюзии.
Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. Так, гоголевская повесть «Ночь перед Рождеством» буквально пронизана юмором (описание капризной красавицы Оксаны, Чуба и т. д.).
сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде. Например, явно сатирично описан в «Мастере и Маргарите» Булгакова «дом Грибоедова», где размещалась ассоциация писателей МАССОЛИТ. О литературе здесь мало что напоминает, а все двери увешаны табличками типа «Рыбно-дачная секция».
сарказм — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вцолне открыто. Например, с сарказмом говорит Лермонтов в стихотворении «Дума» о своем поколении: «Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом. », и заканчивет едким сравнением отношения к нему будущих поколений с «Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом».
ирония — особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания. Например, в «Мертвых душах» Гоголь иронически изображает помещиков и чиновников. Ирония в характеристике Ноздрева заключается в противоречии между ее первой частью, где подобные Ноздреву люди называются хорошими товарищами, и последующими словами о том, что они «при всем том бывают весьма больно поколачиваемы».
басня — Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
мораль —
1.
Правила нравственности, а также сама нравственность.
«Человек высокой морали»
Логический, поучительный вывод из чего-н.
аллегория — (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Как троп аллегорияиспользуется в стихах, притчах, моралите.
«Царь-рыба» (В. Астафьев)
Цитата: «Тишина. Такая тишина, что собственную душу, сжавшуюся в комок, слышно».
Проблематика:
Смысл названия: Царь-рыба — это просто крупный осётр. Но в рассказе Астафьева он символизирует саму природу, которую человек пытается покорить себе и заставить служить своим целям. В финале рыба уходит, едва не погубив рыбака. Она погибнет от всех этих крючьев, которые в неё вонзились. И автор всерьёз опасается, что так может произойти и с природой: человек не покорит её себе, но основательно разрушит.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: рассказ «Царь-рыба» — это часть большого одноимённого повествования в рассказах. Все рассказы объединены временем и местом действия, а вот герои в них разные.
Время и место действия: действие рассказа происходит в Сибири, время — современное автору.
Действующие лица
Игнатьич — рыбак, хваткий и деятельный мужчина.
Царь-рыба — гигантская рыба (по всей видимости, осётр). По мнению обитателей деревни, эта рыба вершит суд над грешниками.
Краткое содержание
Игнатьич — человек непростой: вроде бы и толковый, и деловитый, а с людьми у него отношения не ладятся. Даже с родным братом Игнатьич не может найти общий язык.
Игнатьич очень любит ловить рыбу. Ему в этом деле везёт: на клёв жаловаться не приходится. Иногда Игнатьич браконьерствует, отлавливая слишком много рыбы. Но угрызения совести его не мучают: Игнатьич только опасается, что его поймают.
Однажды снасти Игнатьича принесли сказочный улов — гигантскую царь-рыбу. Рыба была столь велика, что Игнатьич подумал было: не вытащу сам, надо звать на подмогу. Но тут перевесила жадность: делиться ведь придётся. Представив, что в этой рыбе примерно два ведра икры, Игнатьич собрался с духом и попытался оглушить осетра обухом топорика, но сам попал в воду. Запутавшись в своих же снастях, Игнатьич оказался с царь-рыбой на равных: они оба стремились освободиться, но крючки ранили их всё больше.
И тогда Игнатьичу вспомнилась история, рассказанная старым дедом-рыбаком: если у тебя на душе есть какой-нибудь грех, царь-рыба тебя погубит. Игнатьич стал вспоминать обо всех своих прегрешениях, и ему пришло в голову, что когда-то он поглумился над своей невестой Глашей, так любившей его. Игнатьич просит у девушки прощения и молится о своём спасении. И царь-рыба высвобождается из рыболовных снастей, перестаёт затягивать Игнатьича на глубину. Игнатьич чувствует, что он освободился — не только от рыбы, но и от давней душевной тяжести. Начинается новая жизнь.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Как звали девушку, которую обидел когда-то главный герой рассказа «Царь-рыба»?
Ответ. Глаша.
Обозначьте основную проблему рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба».
Ответ. Нравственная проблема. Проблема экологии является в рассказе лишь следствием проблем человечности: думая только о себе, мы забываем об окружающих (в том числе и о братьях наших меньших).
Что в царь-рыбе особенно сильно интересовало Игнатьича?
Ответ. Икра. Игнатьич подозревал, что сам не справится с царь-рыбой. Но звать на помощь не стал: он надеялся, что в рыбе не меньше двух вёдер икры, и не хотел делиться.