почему ребенок разбрасывает еду
Как отучить ребёнка играть с едой
Можно воспринимать игры с едой как нечто забавное. И даже видеть пользу для развития: мнёт кашу руками — значит, получает сенсорный опыт. Кладёт огурец в стакан с молоком — исследует мир. Но время идёт, ребёнок растёт и начинает воспринимать игры с едой как норму.
Это вряд ли поменяется само собой, и в будущем потребуется гораздо больше усилий для изменений. Поэтому лучше пресекать нежелательное поведение за едой в самом начале. А эксперименты и занятия для обогащения сенсорного опыта перенести на другое время.
Изменения начинаются с родителей
Если ребёнок балуется, а мы слишком эмоционально реагируем, ситуация только осложняется. Малыш либо подсаживается на эти эмоции, либо перестаёт обращать внимание. В любом случае отношения портятся, а крик родителя и детские истерики становятся обязательной частью процесса.
Перед очередным приёмом пищи постарайтесь привести себя в ресурсное состояние: выпить ароматного чаю, глубоко подышать или прочитать пару страниц любимой книги. Это поможет оставаться спокойным при установлении рамок.
Для детей до трёх лет очень важен порядок в поведении взрослых — когда в одних и тех же ситуациях они ведут себя одинаково.
Если вчера нельзя было играть с едой — значит, нельзя сегодня, завтра и вообще никогда. Когда же происходит наоборот, то малыш оказывается в расшатанном состоянии — ему сложно понять, почему всё постоянно меняется.
Поговорите папой, бабушками или нянями. Объясните, что именно сейчас закладывается правильное поведение и нормы, и будет сложно изменить привычки. Попросите не позволять ребёнку играть с едой.
Придерживаетесь единой линии поведения во время баловства. Только так малыш примет правило и почувствует облегчение: правило действует — нет такого, что мама говорит одно, а бабушка другое.
Обратите внимание на посуду и место — всё должно стимулировать к еде, а не к игре:
Нужны чёткие правила
Прежде всего убедитесь, что ребёнок действительно голоден. Понаблюдайте за ним, отбросив собственные стереотипы. Дети могут быть разные — некоторые едят меньше, но часто. А другим достаточно завтрака, обеда и ужина.
Проголодавшийся малыш будет охотнее есть, а сытый скорей всего захочет поиграть с едой.
Ребёнок следует за своими потребностями, но при этом действует в тех рамках, которые мы ему ставим. Когда он начинает баловаться с едой, важно сразу пресечь и предложить выбор: либо продолжает есть, либо он не голоден и может выходить из-за стола.
— Если хочешь есть, то ешь. Если наелся, можешь пойти поиграть или помочь мне убрать посуду.
— Хорошо, я вижу, что ты наелся. Можешь выходить из-за стола и идти играть.
И здесь придётся проявить терпение и настойчивость, ведь ребёнок может возмутиться и устроить истерику. Это его попытка проверить границы и убедиться в твёрдости правил: «Действительно ли мама не разрешает баловаться с едой? А если я покричу, потребую, поплачу?»
В следующий раз, когда придёт и скажет, что хочет есть, предложите полезную еду (а не печенье, перекус или сладкие напитки). Если откажется, напомните:
— Значит, ты не голоден.
Когда вы убедитесь, что голодный ребёнок с аппетитом ест полезную еду и будете последовательны, то всё получится. Дети, у которых нет медицинских случаев, никогда не будут действовать себе во вред. Привычка играть с едой — последствия уверенности, что рано или поздно дадут ту еду, на которой они настаивают.
Поведение ребенка за столом: как отучить играть с едой
Плохое поведение во время еды: как приучить ребенка 2-3 лет к аккуратности
Трейси Хогг медицинская сестра из США более, чем 25 летним стажем работы; специализировалась на работе с особенными детьми, впоследствии консультировала родителей по вопросам воспитания и развития
Мелинда Блау журналист, автор 15 книг и более 100 журнальных статей; работает с Трейси Хогг над всей серией её книг по воспитанию
О питании ребенка 2-3 лет написано гораздо меньше, чем о введении прикорма, и родители часто не готовы к особенностям детей этого возраста. Одним кажется, что ребенок почти ничего не ест, других приводят в замешательство странные пищевые привычки, и почти все возмущены плохим поведением малыша за столом — особенно на людях. Что беспокоит родителей — и что с этим можно сделать?
Вот что чаще всего не нравится родителям в поведении их детей во время еды:
Многие из поведенческих странностей во время еды являются продолжением подобных проблем, возникающих в течение дня, просто родители начинают их замечать только за обедом, особенно придя в ресторан, где это могут увидеть другие люди.
Чтобы выяснить, не является ли проблема лишь частью чего-то большего, я задаю вопрос: «Он начал так себя вести недавно или это продолжается уже в течение какого-то времени? Если последнее, то в каких ситуациях происходит подобное? Чем обычно оно вызывается?».
Чаще всего здесь нет ничего нового. Это результат бессистемного воспитания ребенка. Он ведет себя импульсивно, а родителей его выходки или смущают, или сердят. И они либо не обращают внимания, либо дают ребенку то, чего он требует.
Предположим, ваш малыш рисует соусом от спагетти на столе. Что делаете вы? Думаете: «Не беда. Я все вытру», — и ничего не говорите ребенку. Игнорируете то, что он делает. А что происходит через несколько недель, когда вы приезжаете к бабушке и малыш начинает разрисовывать фамильную скатерть свекрови?
Я бы сказала, что здесь нет вины ребенка. Вы должны были ему объяснить, что соус для спагетти предназначен не для рисования пальцами. Когда он сделал так в первый раз, вам следовало сказать: «Это — еда. В нее не играют. Закончишь кушать — отнеси свою тарелку в кухонную мойку».
Предположим, что ваша дочь слишком активна, она любит класть ноги на стол и отбивать ими ритм любимой детской песенки. А теперь вообразите, что она так же станет вести себя в ресторане. Вам захочется спрятаться под стол.
Будьте последовательны и настойчивы. Чего бы непозволительного ни вытворял ваш ребенок, прямо скажите ему, что так поступать нельзя: «Мы не должны (назовите, что он делает) за столом». Если он не перестает, попросите его выйти. Вы можете позвать его обратно через пять минут. Благодаря такой последовательности и непрерывности дети понимают не только, чего следует ожидать, но и чего ожидают от них.
То же самое происходит и с бросанием пищи. Одно дело, когда четырнадцатимесячный малыш пробует делать движения и пытается кидать предметы, этому лучше не придавать значения. Но когда двух- или трехлетний ребенок выводит вас из себя, вы должны сказать ему, что он ведет себя плохо, и заставить его убрать за собой.
Допустим, вы поставили перед своим двухлетним малышом тарелку с курицей, а он громко закричал: «Нет!» — и стал кидать кусочки на пол. Отставьте тарелку, сказав, что еду нельзя кидать. Поднимите ребенка со стула. Через пять минут попробуйте покормить его снова. Дважды дайте ему шанс, сказав, что потом он ничего не получит.
Может быть, это звучит слишком сурово, но поверьте мне, дети в данном возрасте уже знают, как манипулировать родителями. Мне приходилось видеть мам, которые, как бейсбольные игроки, пытались поймать на лету брошенную еду, ни слова не говоря своим детям о том, что так поступать плохо. Вместо этого они спрашивали: «Может быть, ты хочешь кусочек сыра?».
Вы должны делать правильные шаги каждый раз при кормлении, пока малыш не перестанет поступать неправильно. Проблема в том, что у родителей опускаются руки. Отступившись, родители только делают уборку и приводят все в порядок.
Кто-нибудь скажет: «Малышу всего два года — он по-другому не умеет». Но кто должен научить его быть вежливым — и когда? Или добрая фея прилетит и даст ему урок хороших манер? Учителем должен стать родитель, причем чем раньше, тем лучше.
Иногда проблему неправильного поведения можно решить, если внимательнее присматриваться к сигналам, поступающим от малыша. Если, например, мне говорят, что ребенок выходит из себя, я спрашиваю: «А может, он уже сыт?». Родители часто пытаются заставить ребенка съесть еще один кусочек, даже если малыш хнычет, отворачивает голову и лягается. И он в конце концов выходит из себя. Дело в том, что папе и маме надо было сразу же увести его из-за стола.
Пытаясь втолкнуть в малыша больше, чем помещается в его желудок, родители в перспективе лишают его возможности контролировать потребности организма и понимать, когда он сыт. Многие взрослые люди, имеющие избыточный вес, вспоминают свое детство, когда им давали много угощений и сладостей и хвалили за то, что у них такая чистая тарелка. Их родители, видимо, говорили: «Какая хорошая девочка, что все съела». И у детей еда начинала ассоциироваться с поощрением. Если у вас лично есть проблемы с едой, или вы постоянно сидите на диете, или у вас пищевая фобия, то займитесь этим и получите необходимую помощь, чтобы проблема не перешла к вашему ребенку.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Кормление ребенка от 1 до 2 лет: как не превратить в игру
Плохое поведение ребенка за столом: что делать?
Трейси Хогг медицинская сестра из США более, чем 25 летним стажем работы; специализировалась на работе с особенными детьми, впоследствии консультировала родителей по вопросам воспитания и развития
Мелинда Блау журналист, автор 15 книг и более 100 журнальных статей; работает с Трейси Хогг над всей серией её книг по воспитанию
Во многих семьях, где имеются дети в возрасте одного или двух лет, кормление становится мучительным занятием, если не настоящей бедой — всюду оказывается беспорядок и грязь. Те родители, которые не умеют справляться с детьми во время кормления, приходят ко мне с вопросами, касающимися возрастающей самостоятельности малышей, а ближе к двум годам — упрямства.
Вот что обычно вызывает беспокойство.
«Мне приходится ловить ребенка по кухне, чтобы его накормить».
«Мой малыш не хочет сидеть на высоком стуле для кормления, он пытается с него слезть».
«Он даже не пытается есть сам».
«Мой ребенок постоянно кидает пищу на пол или кладет себе на голову».
Новые навыки поведения за столом ребенок приобретает в тот же период, когда делает большие шаги в развитии. Многие дети в это время уже умеют ходить. Те, которые еще не ходят, — ползают и лазят. Все они бесконечно любопытны. Еда не входит в первую строчку рейтинга интересных им занятий. Кому хочется сидеть на стуле пусть даже десять минут, когда вокруг целый мир, который можно познавать? И кому охота есть пищу, если кидать и размазывать ее куда забавнее?
Как взять дело кормления ребенка в свои руки
Даже для годовалого малыша вы можете начинать устанавливать основные принципы. Некоторые начинают протестовать: «Он слишком мал, чтобы учить его правилам». Полная ерунда, дорогие мои. Именно сейчас надо начинать, до наступления этого кошмарного двухлетнего возраста, когда все может превратиться в сплошную борьбу.
Во всех высказываниях родителей, описывающих свою озабоченность поведением ребенка, в результате оказывается, что ребенок командует. Мамы и папы начинают со слов «Мой малыш отказывается. », «Мой сын не хочет. ». Вы должны принять управление на себя.
В некотором роде ерзанье во время еды, отказ сидеть на высоком стуле для кормления, желание встать — все это является неотъемлемой частью поведения ребенка, и многих из таких проблем невозможно избежать. Я заметила, что те мамы, которые поддерживают контакт с малышами и беседуют с ними, имеют меньше проблем в данной области. Это помогает увлечь ребенка и удержать его интерес к еде. Попробуйте спросить «Где картофель?» или сообщить «Горошек — зеленый». Улыбайтесь, разговаривайте с малышом, хвалите его за то, что он правильно делает. Если он перестанет кушать или в какой-то момент вам покажется, что он хочет встать, возьмите инициативу в свои руки: сразу же снимите ребенка со стула и скажите: «Очень хорошо, обед закончен. Пора мыть руки».
Никогда не следует уговаривать детей поесть. Они сделают это, когда проголодаются или когда перед ними поставят тарелку с их любимым блюдом. Но они не будут кушать, если мы попытаемся их накормить уловками или обманом.
Детский стул для кормления: что не так?
Если ребенок вертится и ерзает или если родителям кажется, что ему неудобно сидеть на стуле для кормления, я задаю им много вопросов. Сажаете ли вы малыша на высокий стул для кормления, заставляя ждать, пока вы приготовите ужин? Если да, то сколько времени ему приходится ждать? Даже пять минут покажутся вечностью активному малышу. Сначала приготовьте еду и сделайте все необходимое до того, как посадите его на кухне. Оставляете ли вы его сидеть на стуле для кормления после того, как он поел? Если вы будете делать так, ребенок может начать воспринимать этот предмет мебели как место заключения.
Я знаю одного малыша, который постоянно выказывает нежелание садиться на стул для кормления, и каждый раз мама приходит в отчаяние и сердится. В таком случае я задаю вопрос: «В каком возрасте вы впервые поместили малыша на стул для кормления? Умел ли он сидеть сам без поддержки к тому времени?» Если вы водрузите малыша на стул, когда он еще не умеет сидеть сам, хотя бы на двадцать минут, он будет испытывать неудобство и усталость. Неудивительно, что по отношению к этому стулу у него сформируются негативные ассоциации.
Очень важно уметь распознавать нежелание и страхи ребенка. Если он стучит ногами, изгибает спину, извивается, чтобы вы не смогли посадить его, немедленно оставьте попытки. Скажите: «Я вижу, что ты еще не готов покушать». Сделайте очередной подход через 15 минут.
Иногда родители создают проблему сами тем, что не делают паузы между, например, игрой и кормлением. Не подобает резко отрывать малыша от развлечений и сразу же водружать на стул. Разговаривайте с малышом («Пора обедать. Ты проголодался?» или «Давай уберем кубики, а потом вымоем ручки»). А прежде чем поднять его на высокий стул для кормления, скажите: «Ну вот, все в порядке, а теперь я хочу посадить тебя на стульчик».
Он еще не ест сам?
Если ваш ребенок неохотно кушает сам, то проверьте свою причастность к этой проблеме: Каково ваше отношение к тому, что ребенок ест сам? Суетитесь ли вы во время кормлений? Нервничаете ли вы из-за того, что малыш все пачкает и бросает? Мне всегда грустно видеть ситуацию, когда двухлетние малыши уже умеют пользоваться вилкой, но их слишком суетливые родители не доверяют им этот столовый прибор. Если вы ведете себя нетерпеливо, все время вытираете ребенку что-нибудь, прибираетесь на столе, когда малыш еще не закончил кушать, он быстро поймет, что в кормлении нет никакого удовольствия. Почему он должен стремиться есть сам?
Важна также и готовность. Когда родители обеспокоены, что ребенок не ест сам, я спрашиваю: «Что вы имеете в виду под словами „ест сам“?» Большинство годовалых детей умеют кушать самостоятельно — руками, но не ложкой. Если ваш малыш еще не начал есть руками, положите ему на столик той еды, которая пригодна для этого, и он сообразит, что надо делать.
Пользование вилкой и ложкой является более трудным делом. Задумайтесь, что включает этот процесс: сначала нужно приноровиться держать в руке прибор, затем — научиться подсовывать его под пищу и поднимать вместе с нею, не переворачивая, и, наконец, подносить ее ко рту. Некоторые дети даже не делают попыток начать эти маневры до четырнадцатимесячного возраста.
Поначалу давайте малышу ложку, чтобы он ею играл. Пока он не научится пользоваться ею, он не будет выпускать ее из рук. Возможно, что он станет брать ее в рот. Увидев это, положите что-нибудь на ложку, например густой овсянки, которая прилипнет к ней. Конечно, бoльшая часть каши окажется в волосах малыша (и в ваших!), но вы должны дать ему время поэкспериментировать, пока он не научится попадать ею в рот. Примерно между четырнадцатью и восемнадцатью месяцами малыш уже сможет класть в рот еду ложкой.
Макароны на голове
Все дети в определенный момент в период от года до трех лет вдруг решают, что спагетти на голове вместо шапки — это хорошо. Если такая глупость повторяется неоднократно и родители начинают беспокоиться, я всегда задаю им вопрос: «Смеялись ли вы, когда он сделал это в первый раз?».
Проблема в том, что ваша реакция доставила ему больше удовольствия, чем то, что он положил спагетти на голову. Он подумал: «Вау! Как здорово! Маме понравилось, что я сделал!». И он стал повторять это снова, но во второй, третий и четвертый раз вам уже не понравилось такое поведение. Вы начали сердиться, а ребенок — недоумевать: «Два дня назад, когда я это сделал, было смешно — что же случилось, раз мама больше не радуется?».
Дети примерно от года до трех любят кидать вещи. Для них не существует разницы между киданием мяча и хот-дога. Если ребенку меньше года, вам не следует реагировать на такое поведение. Он это делает не для того, чтобы привлечь ваше внимание, — однако дайте ему понять, что бросание пищи недопустимо. Как сказала одна мама своему семимесячному малышу, когда он принялся швырять кусочки сыра на пол: «Ты, видимо, хочешь кушать на полу?».
Если вам повезло, и вы еще не стали очевидцем шоу с макаронами на голове, то соберитесь с духом. Скоро увидите. А когда увидите — не смейтесь. Скажите только: «Нет, еду не кладут на голову. Ее кушают». И уберите макароны. Если вы уже имели счастье увидеть подобное, скажите ребенку то же самое, но будьте готовы, что, пока он изменит свое поведение, такой случай повторится еще не раз.
Если вы ничего не станете делать со своей стороны, то могу уверить вас, что на следующем этапе — с двух до трех лет — вы столкнетесь с еще более скверным поведением за столом.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Эксперты призвали родителей разрешить детям есть руками и размазывать еду по тарелке
Например, психолог Стефани Киннар говорит, что «дети, которым разрешают трогать еду руками, с большей вероятностью ее съедят. Это происходит во многом потому, что так дети знакомятся с едой в веселой и непринужденной обстановке. А это значит, что ребенок охотнее набивает живот овощами и фруктами! Однако не стоит переживать, если еда отправляется в рот не с первого раза — иногда ребенку необходимо неоднократно с ней встретиться, прежде чем он попробует что-то съесть».
Это кажется логичным, ведь обычно все, что дети берут в руки, они пробуют на вкус, так почему бы не разрешить им делать то же самое с завтраком, обедом и ужином? Таким образом дети познают и исследуют мир вокруг себя. Как мы сперва опускаем палец ноги в бассейн, чтобы проверить температуру воды, так и детям важно сперва потрогать еду, чтобы убедиться, что она безопасна.
«Когда ребенок трогает еду руками, его мозг получает сигнал о том, что еда мокрая, сухая, липкая или кашицеобразная, — объясняет специалист по питанию Джуди Делавер. — Через прикосновения мы узнаем, является ли что-то безопасным. Когда мы разрешаем нашим детям исследовать еду при помощи ладоней, рук, лица и даже ног, они узнают, чего можно от этой еды ожидать и подходит ли она им. Грязные игры с едой являются очень важной частью развития ребенка. Беспорядок от таких игр — кратковременная проблема, а вот полезные вложения в пищевые привычки вашего ребенка — долгосрочные».
Киннар рассказывает об исследовании, которое показало, что дети, которым разрешали есть так, как будто на кухне взорвалась миска с завтраком, лучше усваивали физику предметов, а их мозг развивался в самых разных направлениях. Также снятие запрета с игр за столом способно позитивно сказаться на будущем поведении ребенка.
«Изучение еды в высоком стуле не только создает отличную образовательную среду для детей, но и неплохой шанс того, что в будущем родители не обнаружат произведение искусств из еды у себя на ковре. Выходит, что игры с едой в высоком стуле выгодны и детям, и родителям», — убеждает Киннар.
Делавер добавляет, что процесс самостоятельного употребления пищи положительно сказывается на развитии самых разных навыков, включая социоэмоциональные, коммуникативные, когнитивные, моторные и, конечно же, навык самообслуживания.
К сожалению, никто из экспертов не высказался на тему того, как влияет самостоятельное употребление еды детьми на психическое здоровье родителей (а зря).
А у вас дети капризничают за едой?
Что готовит мама пяти детей на завтрак, обед и ужин
Вероника Бондаренко мама 5 детей, блогер, консультант по ГВ, тренер по грудничковому плаванию
В многодетной семье просто нет возможности кормить каждого ребенка по отдельности. Да это и неполезно детям, считает мама пяти детей и рассказывает о привычках питания в своей большой семье и о том, как приучает малышей к самостоятельности.
Почему малыш отказывается есть или ест, но очень мало? Все от этого волнуются: как же так, вдруг что-то не то с ним. Иногда это связано с кризисом возраста — меняется характер, меняются предпочтения в еде. Иногда ребенку правда не нравится вкус блюда или то, как еда выглядит на тарелке, или определенная консистенция, или просто настроения нет.
А бывает и серьезнее — какие-то психологические моменты, давление родителей, идея, что все нужно обязательно доедать до конца, или «съешь котлету, бабушка же так старалась, она так тебя любит».
Наберитесь терпения и попытайтесь понять, в чем же проблема на самом деле. Самое главное — спокойствие! И, конечно, опять личный пример — это лучший способ накормить малыша.
Мои принципы кормления детей
То, что едят родители дома, то едят и дети. Есть у вас на столе каждый день овощи, фрукты, каша, супы, простые блюда из полезных продуктов — ребенку будет гораздо проще привыкнуть и к режиму питания, и к здоровой пище.
Как научить ребенка есть твердую пищу
Меня один раз спросили — а как вы научили Василису есть кусочками? Знаете, у меня бзик в этом вопросе. Я старалась детей научить не давиться кусочками как можно быстрее! Потому что помню одну историю знакомой мамы: в пять лет ее дочка все еще ела только пюре. Из-за того, что в 8–9 месяцев мама ей дала еду кусочками, и та подавилась, и у нее началась рвота, у мамы появился страх на долгие годы…
Поэтому я решила для себя, что кусочков еды до года бояться не буду точно. Садилась напротив ребенка, давала огурец и контролировала все происходящее. Было такое, что ребенок давился и начинал кашлять. Но меня это не пугало, несколько раз доставала кусок овоща изо рта. Кстати, если малыш подавился чем-то, не бойтесь поранить его своим пальцем, чтобы вытащить этот кусок из горла, главное, действуйте очень быстро и уверенно.
Прикорм начинается с пюре, так что если готовите сами, то в какой-то момент начинайте измельчать не так гомогенно, как делали раньше. Раздавите часть еды вилкой, а остальное дайте в привычном виде, из блендера.
Не бойтесь давать пробовать то, что вы едите сами. У нас лизнуть и куснуть соленый огурец — это святое. Ну и главное, верьте в своего малыша, он умеет гораздо больше, чем вы думаете.
Я помню, как ждала шести месяцев Миши, чтобы побыстрее начать вводить прикорм, для меня это было настоящее событие — мой ребенок подрос, он развивается, он уже может пробовать «взрослую» еду! А с остальными детьми я оттягивала этот момент, как могла, потому что уже поняла, как удобно кормить грудью.
А когда подросла Василиса, я уже работала, и мы ввели прикорм на десять дней раньше положенного времени. Так, в семь месяцев Василиса уже ела молочные каши (утром и вечером), овощные пюре на обед, перепелиные яйца, фруктовые пюре и печенье на полдник, а творог — уже ближе к году.
В течение первой недели прикорма мы обычно даем баночное питание, так как порции небольшие, а потом начинаем готовить сами, затем с пюре переходим на обычные супчики. Грудь остается по требованию, еще дети пьют воду и несладкие компоты.
Кстати, я не даю детям поильники — просто не понимаю зачем, если потом все равно учить пить из кружки, так что сразу кружка, ложка или трубочка. А когда ночные кормления заканчиваются — я ничем их не заменяю, ни кефиром, ни водой.
Как научить ребенка есть самостоятельно
Однажды я подумала и попросила всех взрослых не кормить и не докармливать Мишу и Марусю. Сказала, давайте так: хотят — едят, а не хотят — не едят. А если совсем мало поели — ну, значит, не очень-то и голодные.
Поверьте, у нас у всех была просто натуральная ломка. Все хотели докормить бедных детей, которые очень мало съели, и даже покормить с ложечки!
Но я поняла, что нужно что-то менять — вот так резко, в один день. Потому что это удобно всем, когда дети едят сами, и их это делает более ответственными. Когда я это решила, Мише было уже почти пять лет, а Марии четвертый год пошел — и настойчивое докармливание в этом возрасте лично мне казалось просто перебором. Мне — я не ориентировалась на правила или возрастные показатели, просто сформировалось такое мнение.
Были дни, когда Маруся съедала сама ровно три ложки супа и уходила спать. Никто детей не ругал и не заставлял есть. Когда кто-то по привычке просил: покорми меня, пожалуйста, — то ему все очень доброжелательно и мягко отвечали: нет, давай-ка сам. Спасибо нашей помощнице, которая поддержала меня в этом и не боялась, что дети останутся голодными.
К Варе именно в тот момент вопросов не было — потому что ей не исполнилось еще двух лет, к тому же с едой она отлично справлялась самостоятельно, и очень даже неплохо.
Ну это как раз вполне естественно, когда у тебя такой пример в виде брата и сестры, то хочешь не хочешь, а начнешь повторять все за ними и учиться самостоятельности. И в течение двух недель стало нормально все, с голоду никто не умер, едят сами, справляются.
Что готовит мама пяти детей на завтрак, обед и ужин
Рассказываю подробно о нашем рационе. Миша, Маша, Варя и Василиса едят одинаковую пищу и самая большая порция всегда у Варвары. Утром у нас всегда каша! Овсяная на молоке и с маслицем, добавляем сахар и соль. Или гречка с молоком, или, может, раз в две недели хлопья с молоком.
Днем, на обед, у нас только суп, всегда, без вариантов. Я считаю, что это правильно не только в плане качества питания, но и для режима. Все супы готовлю в мультиварке — удобно, быстро, там все настаивается и вкус получается отличный. А мясо всегда варю отдельно.
Самый любимый у нас — всем известный куриный супчик, к нему еще варю яйца, чтобы добавить в суп. Миша, кстати, убежден, что он яйца не ест, поэтому ему я мелко режу их. Еще детям нравится суп с фрикадельками, рыбный суп с рисом, овощной суп или суп с любой крупой.
А вот борщ я, кстати, почему-то не варю, но и без него выбор супов у нас огромный. К супу — хлеб, потом компот или чай.
На полдник у нас тоже много вариантов блюд: Варя, например, с удовольствием ест творог, а Миша и Маруся творог едят только в сырниках, думая, что его там нет. Еще полдник — это фрукты любые, орешки, печенье, йогурты, булочки.
И ужин — это, опять же, сырники, или сосиски с гречкой либо макаронами, или каша, или котлетки с пюре картофельным, или омлет, или плов, или гречка с овощами и мясом. Фарш я делаю сама, а не покупаю готовый, котлеты готовлю, соответственно, тоже сама.
Между всеми приемами пищи фрукты у нас всегда в открытом доступе — за исключением моментов, когда минут через десять планируется обед или ужин.
Так что еда довольно простая. Маша любит молоко, особенно перед сном, Варя любит все, Миша любит водичку — кстати, воду все дети пьют много и с удовольствием.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.