почему душевные муки раскольникова усиливаются при виде свидригайлова
Значение эпизода «Встреча Раскольникова и Свидригайлова» для понимания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
В анализируемом нами эпизоде встречи Раскольникова и Аркадия Ивановича Свидригайлова затрагиваются многие ключевые вопросы романа.
Этот эпизод закрывает третью и открывает четвертую часть романа. Свидригайлов появляется в тот момент, когда Раскольникову снится его преступление. Видя в полусне Свидригайлова, Родион принимает его за продолжение своего кошмара. Все это неслучайно. Испытывая муки совести во сне, Раскольников притягивает к себе Аркадия Ивановича, который испытывает такие же страдания, но не только во сне, но и наяву. Недаром он рассказывает Раскольникову о привидениях Марфы Ивановны и слуги Фильки, которые ему периодически являются.
Свидригайлов приходит к Раскольникову по поводу его сестры Дуни. Душу Аркадия Ивановича пробудила любовь к Дуне. После того как он неожиданно пожалел ее, в нем заговорила совесть. Он решает спасти Дуню от брака с мерзавцем Лужиным. Именно поэтому Свидригайлов приходит к Раскольникову и предлагает передать Дуняше десять тысяч рублей взамен ее отказа Лужину.
Но неожиданно разговор между героями переходит на личность Аркадия Ивановича. В этом эпизоде он раскрывается не только как человек глубоко порочный и циничный, но и как человек, страдающий и раскаивающийся. Об этом говорят его слова о вечности, которую он заслуживает: «… представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится… А почем знать, может быть это и есть справедливое, и знаете, я бы так непременно нарочно сделал. »
В разговоре с Раскольниковым Свидригайлов упоминает о некотором «вояже», который он собирается предпринять и который по прочтении романа оборачивается его самоубийством из-за больной совести. Намек на это есть в анализируемом нами эпизоде: «…в самом деле, я вам говорил про вояж… Ну, это вопрос обширный… А если б знали вы, однако ж, об чем спрашиваете! – прибавил он и вдруг громко и коротко рассмеялся.»
Аркадий Иванович не видит другой возможности разрешить муки своей совести, кроме как застрелиться. В отличие от него Раскольников, который духовно стоит выше, способен увидеть путь к спасению. Благодаря Соне герой приходит к Богу.
И Свидригайлов, и Раскольников по сути своей люди неплохие, но они как-то морально раздавлены тем страшным временем, главная черта которого – аморальность, то есть невозможность различать добро и зло. Можно сказать, что каждый в мире Достоевского преступник и каждый жертва. В связи с этим фигуру Свидригайлова можно считать не только отталкивающей, но и трагической. Вспомним, что в свое время Свидригайлов прошел «жизненную школу» в петербургских притонах. Потом неожиданно пришедшее богатство, жизнь хоть и сытая, но в полной зависимости от своей нелюбимой жены.
Достоевский открыто не обвиняет своего героя, поэтому окутывает его жизнь тайной. Мы не можем точно сказать, какие злодеяния действительно совершил Свидригайлов, в чем он повинен, что порождено больным воображением или клеветой.
Таким образом, эпизод знакомства Свидригайлова и Раскольникова играет важную роль в трактовке образов этих героев, помогает раскрыть их внутреннюю сущность, понять их «болезненность» и противоречивость. Именно данный отрывок романа показывает сходство и различие теорий Свидригайлова и Раскольникова, а также намечает их дальнейшую судьбу.
Аркадий Иванович Свидригайлов.
· В чем сложность и противоречивость этого образа?
· Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? Зачем дано прошлое героя, как он меняется?
· Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?
· Какие взгляды героя раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?
· О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им).
· Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?
· Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?
· Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире – преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары – это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.
· Смерть Свидригайлова – это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова – это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.
· Итог урока. «Двойники» Раскольникова выведены в романе неслучайно: автор показывает герою и читателям, что может произойти с человеком, если он переживёт спокойно своё преступление. Муки совести Раскольникова – это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь.
· Свидригайлов Аркадий Иванович — один из центральных героев. «. Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». Раскольников замечает, что его лицо похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно неприятное.
· Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым одного поля ягоды, что между ними есть «точка общая»?Раскольников и Свидригайлов умны и наблюдательны, совпадает их отношение к Петербургу, они одинаково презирают Лужина, оба ценят в женщине самопожертвование, оба они преступники. Но, как говорит автор, «даже злодейство не могло у них быть одинаково»: Раскольников сохранил в себе человечность и испытывает жесточайшие муки совести, в то время как Свидригайлов бесчеловечен, откровенно циничен, лишен нравственных устоев, морально опустошен. Раскольников испытывает глубокое отвращение к Свидригайлову — «грубому злодею», «развратнику и подлецу», но все же его тянет к нему: для Раскольникова Свидригайлов интересен как человек, совершивший столько злодеяний и сумевший заглушить в себе голос совести.
Раскольников и Свидригайлов (анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»)
Разделы: Литература
Цель: Через анализ эпизода показать средства психологизма в романе “Преступление и наказание” и выявить роль образа Свидригайлова.
II. Вводное слово учителя.
В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” исследователи насчитывают около 90 персонажей. На предыдущих уроках мы сосредоточились в основном на одном из них – Родионе Романовиче Раскольникове. А какова же роль других героев, окружающих бывшего студента? Почему, например, Раскольникова за несколько минут до его признания в убийстве “старухи-чиновницы и сестры её Лизаветы” так поразило известие о самоубийстве Аркадия Ивановича Свидригайлова, на первый взгляд, совершенно постороннего для него человека? Нахождение ответа на этот вопрос и является задачей нашего урока.
В каком фрагменте романа можно найти ответ на него?
Психологи утверждают, что в развитии отношений людей велика роль первого впечатления, первой встречи. Поэтому вполне возможно, что ответ дан Достоевским в эпизоде “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”. Проанализируем этот эпизод, используя план анализа эпизода (план анализа эпизода заранее записан на доске и/или распечатан и разложен на партах).
План анализа эпизода
Идея художественного произведения.
1. Место рассматриваемого эпизода в художественном произведении.
2. Вид эпизода, его композиция и сюжет.
3. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущими и последующими эпизодами.
5. Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.
Роль эпизода в произведении.
Аналитическая работа по тексту эпизода “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”.
1. 1. Что такое эпизод?
Эпизод (от греч. epeisodion – вставка) – небольшой отрывок, фрагмент, относительно завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.
1. 2. Эпизод – только часть произведения, но в этой части сохраняются свойства целого. Темы, идеи, мотивы взаимодействуют в эпизоде, развившись и продолжая развиваться за его пределами. Для более-менее адекватного понимания фрагмента необходимо иметь представление о всём произведении в целом. Поэтому работу с текстом эпизода начнём с того, что вспомним, какова идея романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Показать разрушающее воздействие на человека идеи о существовании двух разрядов людей: тварей дрожащих и право имеющих, – о праве последних на собственное усмотрение решать вопросы жизни и смерти других людей во имя общественного прогресса.
2. Характеристика эпизода.
Роман Достоевского “Преступление и наказание” пронизан христианскими идеями. В нём преломляется евангельское понятие греха-преступления и выведена “потребность Христа”. Действие часто строится на воспоминаниях, которые возникают отдельными, очень яркими вспышками, и выливаются в монологи-исповеди. Герой или его идея появляются и живут в романе задолго до их вступления в действие, что позволяет автору развернуть образ и развести лейтмотив по всему роману. Переживания героев, мотивы их поступков порой очень неясны, поэтому сами они не знают, что сделают в следующий момент. В своих признаниях они страстно стремятся объяснить и понять самих себя. Достоевскому очень важно разобраться во внутреннем мире своих героев, в причинах их поступков, в том, способны ли они к возрождению. Посмотрим, как это стремление реализуется в эпизоде “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”.
2.2. Аналитическая беседа.
Каково расположение эпизода в романе?
Одно из звеньев цепи, ведущей Раскольникова к пониманию ошибочности его теории. – После эпизодов убийства, приезда родных, знакомства с Порфирием Петровичем.
Определите границы эпизода “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”.
Конец VI главы третьей части – 1 глава четвёртой части.
Почему Достоевский разбивает эпизод, размещая его начало не просто в предыдущей главе – в предыдущей части?
Определите вид эпизода.
Выделите микротемы в диалоге.
— оправдания Свидригайлова по поводу преследований Дуни и смерти Марфы Петровны;
— судьба Авдотьи Романовны
Анализ частей диалога.
Проанализируем каждую из частей диалога.
1. Оправдания Свидригайлова по поводу преследования Дуни и смерти Марфы Петровны
В первой части Свидригайлов сообщает о цели своего визита и тут же начинает оправдываться. Зачитайте наиболее интересные, по вашему мнению, аргументы Свидригайлова, с помощью которых он доказывает свою невиновность.
Свидригайлов оправдывает себя: “…Что ж тут, во всём этом, в самом деле, такого особо преступного с моей стороны, то есть без предрассудков-то, а здраво судя?”
Лукавит: “Тут весь вопрос: изверг ли я сам, или жертва?” (по форме напоминает вопрос, мучающий Раскольникова, но наоборот: “тварь я дрожащая или право имею?” Жертва – имею право на сочувствие, изверг – не имею права на сочувствие).
Какие рассуждения напоминают аргументы Свидригайлова?
Какую реакцию вызывают эти аргументы, так напоминающие его собственные, у Раскольникова?
Итак, обратим внимание: мысли, напоминающие его же собственные, вызывают у Раскольникова отвращение. А какой приём использует Достоевский для выражения чувства своего героя? (авторскую ремарку: “С отвращением перебил Раскольников”; объём реплик: очень краткие, отрывистые реплики Раскольникова говорят о его нежелании вести беседу с гостем).
Как часто используется этот приём писателем? (типичный для данного эпизода).
Одинаково ли часто реплики Раскольникова и Свидригайлова сопровождаются ремарками?
Реплики какого участника диалога чаще сопровождают ремарки? (Раскольникова)
Какой из участников диалога говорит больше?
Почему же Достоевский так внимательно прослеживает психологическое состояние именно Раскольникова? (Это главный герой, создатель теории…)
Итак, мы выяснили, что у Раскольникова его же собственные мысли из уст другого человека вызывают отвращение. Мы знаем, что визит Свидригайлова важен Достоевскому для изображения психологического состояния своего главного героя. Но мы пока не нашли ответ на вопрос, почему же Раскольникова так поразило известие о самоубийстве Свидригайлова. Поищем ответ в следующей части эпизода.
2. Прошлое Свидригайлова
Есть ли во второй части диалога смысловые переклички с предшествующими и последующими эпизодами? Прослеживаются ли параллели между героями?
Деньги. Объяснение происхождения денег, которые Свидригайлов предлагает Дуне, а затем жертвует Соне и детям. Они были подарены Марфой Петровной, а значит, чисты, на них нет крови. Деньги, которые жертвует Раскольников, тоже “его настоящие”, полученные им от матери или за часы его отца.
По сути дела герои в глубине души, вопреки своим рассуждениям, понимают, что делать добрые дела можно только чистыми средствами.
Итак, вторая часть диалога усиливает ощущение сходства собеседников, но ответа на наш вопрос тоже пока нет.
3. Привидения
Если в предыдущих частях показывается, что Раскольников и Свидригайлов имеют одинаковые взгляды на общественные отношения, то в третьей части Достоевский переводит разговор в область философии. В чём смысл рассуждений о существовании привидений?
Мотив болезни, связанный с образом Раскольникова, возникает и в речи Свидригайлова: “Это-то я без вас понимаю, что не здоров, хотя, право, не знаю чем; по-моему, я наверно, здоровее вас впятеро”.
Как вы думаете, о каком нездоровье идёт речь?
Болезнь души: “…Здоровый человек есть наиболее земной человек…”; “нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира”
Установите смысловые параллели с другими эпизодами.
Страшные сны Раскольникова, граничащие с явью – предсмертный сон самого Свидригайлова, видение погубленной девочки-утопленницы.
Роль этой, философской, части диалога заключается в том, что именно в ней развитие мысли о сходстве Раскольникова и Свидригайлова достигает кульминации. Свидригайлов говорит: “Между нами есть какая-то общая точка”. Только после того, как выявлено и доказано сходство героев, они переходят к разговору о вечности.
4. Образ вечности
Прочитайте и прокомментируйте эту часть диалога.
Раскольников: “Я не верю в будущую жизнь”
Свидригайлов: “…Одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность”.
С чем связана странная, болезненная реакция Раскольникова на слова Свидригайлова?
Болезненная реакция Раскольникова связана с тем, что он образ вечности представляет так же.
5. Судьба Авдотьи Романовны
Установите смысловые переклички 5-ой части с другими эпизодами романа.
Цель внешне благородной попытки расстроить свадьбу Дуни с Лужиным, заявленной как одна из причин визита, выясняется только в шестой части романа. Свидригайлов надеется устроить свою жизнь, не останавливаясь при этом перед подлостью и низостью. Он шантажирует Дуню (сцена у Ресслих).
Вояж за границу – самоубийство (уезжаю в Америку).
Почему же Раскольникова поразило известие о самоубийстве Свидригайлова?
Определите содержательную функцию эпизода.
Содержательная функция эпизода заключается в том, что в нём даётся представление о душевном состоянии Раскольникова, раскрывается мировоззрение героя и выражается косвенная авторская оценка теории о сверхчеловеке.
Определение роли эпизода.
Мы определили, что душевное состояние героя Достоевский раскрывает при помощи авторских ремарок, объёма реплик. Но исчерпываются ли этим средства и приёмы раскрытия внутреннего мира персонажа?
Обратим внимание на фразу Свидригайлова, которая завершается эпизод. В масштабе всего романа она приобретает символическое значение: “Я ведь от вас очень недалеко стою”.
Определение роли образа Свидригайлова в романе “Преступление и наказание”.
Каково отношение Свидригайлова к Раскольникову в системе образов романа?
Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.
Каково эмоциональное отношение Раскольникова к своему двойнику?
О чём свидетельствует негативное отношение Раскольникова к человеку, который разделяет его убеждения, по сути дела является его отражением?
О внутренней борьбе в душе главного героя, борьбе добра и зла, Бога и Демона.
Итак, при помощи образа Свидригайлова Достоевский показывает, что происходит в душе Раскольникова. А это значит, что образ двойника становится ещё одним приёмом проникновения во внутренний мир главного героя, раскрытия противоречий в нём.
Роль двойника в произведении.
Каково предназначение двойника – по сути дублёра главного героя – в произведении?
Михаил Михайлович Бахтин, филолог, изучавший творчество Достоевского, утверждал: люди, входящие в жизнь Раскольникова – “символы определённого жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают. Достаточно человеку появиться в его кругозоре, чтобы он тотчас же стал для него воплощённым разрешением его собственного вопроса, разрешением, не согласным с тем, к которому пришёл он сам”.
Символом решения какого идеологического вопроса становится Свидригайлов?
Вопрос о вариантах “исхода” – о самоубийстве.
IV. Подведение итогов.
Что открыл нам в романе “Преступление и наказание” анализ эпизода “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”?
Анализ эпизода позволяет устанавливать многочисленные смысловые связи романа и более глубоко проникать в идею произведения. Роль двойника Свидригайлова в романе, как показывает анализ эпизода, заключается в том, чтобы показать борьбу добра и зла в душе Раскольникова, углубить психологическую характеристику героя-идеолога, показать бесперспективность пути человека, живущего по принципу “всё позволено”.
V. Домашнее задание.
Подготовьте ответ на вопрос: “Есть ли у Раскольникова ещё двойники?” Докажите свою точку зрения.
Почему душевные муки раскольникова усиливаются при виде свидригайлова
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)
Уроки литературы в 10 классе[1]
УРОК 134
«Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они. » [2]
«Двойники» Раскольникова
«Двойниками» Раскольникова называют героев романа, которые по жизненным позициям близки теории Раскольникова и которые тоже считают возможным распоряжаться жизнями других людей.
Это Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов.
На уроке необходимо выяснить, что их сближает с Раскольниковым, а в чем они отличны, какова их роль в романе. «В чем я виноват перед ними. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают», — говорит Раскольников, пытаясь убедить себя в правильности своей теории.
Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли» он «дрожащая» или «право» имеет, предполагала следующее практическое воплощение:
В романе герой смог воплотить только первый шаг.
Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом. Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов? Можем ли мы считать их «двойниками» Раскольникова?
1. Старуха-процентщица Алена Ивановна.
— Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится?
— Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает?
— Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?
— Можем ли мы назвать Алену Ивановну «двойником» Раскольникова?
Вывод.
Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.
2. Петр Петрович Лужин.
— В связи с чем появляется он в романе? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем из письма?
— Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?
— Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?
— Какой смысл в том, что в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?
— Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
— Почему Лужин боится полиции?
— Как его теория, выраженная в словах «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует. », связана с теорией Раскольникова?
— Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
Вывод.
Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории — та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.
3. Аркадий Иванович Свидригайлов.
Вывод.
Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире — преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.
Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова — это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.
Итог урока.
«Двойники» Раскольникова выведены в романе не случайно: автор показывает, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление. Муки совести Раскольникова — это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь.
1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)
2. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 436. (вернуться)
Сочинение на тему «Раскольников и Свидригайлов» для 10 класса.
Перед вами отличное сочинение-рассуждение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на тему «Раскольников и Свидригайлов». Сочинение идеально подходит для подготовки учеников 10 класса к урокам по русской литературе.
Сочинение на тему «Раскольников и Свидригайлов»
В романе Достоевского «Преступление и наказание» главный герой создает чудовищную теорию о праве сильной личности на преступление во имя всеобщего блага. Благоговейно веря в нее и желая проверить себя, Родион «переступает через кровь», и начинается его наказание: мнительный путь к нравственному прозрению. Поначалу, не желая расстаться со своими ложными убеждениями. Раскольников ощущает, что жизнь для него превратилась в пытку. Его мучают сомнения и разногласия с собственной совестью и представлениями о добре и зле. И вот на его пути появляется человек, который, по слухам, совершил целый ряд тяжелых преступлений, погубил свою жену, замучил слугу, надругался над девочкой, которая, не выдержав позора, утопилась. Это Аркадий Иванович Свидригайлов, который ненавистен Раскольникову, так как своими преследованиями оскорбил сестру Дуню. Для Родиона Свидригайлов становится символом насилия, притеснения слабых.
Впервые встретившись с Аркадием Ивановичем, Раскольников, несмотря на свое отвращение и негодование, проявляет некоторое любопытство к этому человеку. Героя мучает вопрос: почему же так спокоен этот глубоко безнравственный человек. Как он может жить, нося в сердце такие воспоминаний? Неужели сам Родион слабее духом этого «пустейшего и ничтожнейшего злодея в мире?«. Так оценивает Раскольников своего врага, но ошибается во всем.
Аркадий Иванович вовсе не пустой и ничтожный человек. Напротив, это натура, в которой таятся огромные внутренние возможности и силы. Он необыкновенно умен и проницателен. Мощные страсти живут в его душе. В нем есть и сладострастный зверь, и жаждущий любви человек. Он способен на благородство по отношению к Дунечке, находящейся в его власти. Свидригайлов надеется, что любовь Авдотьи Романовны могла бы возродить его душу. Да ведь и факт совершения Свидригайловым преступлений нигде автором не подтверждается: в основном это сплетни подлеца Лужина. Свидригайлов активно добр: он помогает Сонечке и сиротам Мармеладовым.
Свидригайлов — это действительно человек, которому многое дано от природы. Он способен понимать красоту. В его словах о Сикстинской мадонне звучат мысли самого Достоевского. «Потенциально это человек большой совести и большой внутренней силы», — пишет о нем Кирпотин. Но в нем нет чего-то главного. Что же это? Сопоставляя Раскольникова и Аркадия Ивановича, мы сможем ответить на этот вопрос.
При первой же встрече с Родионом Свидригайлов замечает, «что между ними есть какая-то общая точка«. Подслушав признание Раскольникова, Аркадий Иванович узнает о преступлении героя и его мотивах, и снова убеждается в сходстве с ним. Но Свидригайлов неверно понимает Родиона и его идею. Он упрощает мысль героя, подменяя ее своим пониманием тех же проблем: «так себе теорийка… Это же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если конечная цель хороша«.
В последнем разговоре героев наконец выявляется вся бездна, разделяющая этих людей. Свидригайлов, ранее считавший, что Раскольников преступник и циник по своим убеждениям, вдруг понимает, что это не так. Он замечает у Родиона «шиллеровские» представления о добре и зле, которые остаются значимыми для Раскольникова и после совершения убийства. Свидригайлову смешны понятия Раскольникова о чести и порядочности:
Если вы убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лупить, чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку.
Его раздражает, что Раскольников не только совсем не отбрасывает требования чести, но и еще ощущает себя «гражданином и человеком«. Свидригайлов по натуре своей — циник, скептик, человек, потерявший грань между добром и злом, не верящий ни во что.
Главный герой совсем не таков. Он с болезненным чувством выслушивает тирады о «моральных» принципах Аркадия Ивановича. Совесть Свидригайлова лишь иногда, во снах, напоминает о себе. Но этого мало для духовного возрождения. Свидригайлов уже отчаялся и не может отделаться от чувства бесконечной тоски и скуки, еще больше опустошающего душу.
Аркадий Иванович не видит выхода и своим глубоким умом понимает, что уже не найдет его. И потому твердо принимает решение покончить с собой.