почему душевные муки раскольникова усиливаются при виде этого героя
Аркадий Иванович Свидригайлов.
· В чем сложность и противоречивость этого образа?
· Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? Зачем дано прошлое героя, как он меняется?
· Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?
· Какие взгляды героя раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?
· О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им).
· Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?
· Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?
· Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире – преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары – это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.
· Смерть Свидригайлова – это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова – это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.
· Итог урока. «Двойники» Раскольникова выведены в романе неслучайно: автор показывает герою и читателям, что может произойти с человеком, если он переживёт спокойно своё преступление. Муки совести Раскольникова – это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь.
· Свидригайлов Аркадий Иванович — один из центральных героев. «. Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». Раскольников замечает, что его лицо похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно неприятное.
· Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым одного поля ягоды, что между ними есть «точка общая»?Раскольников и Свидригайлов умны и наблюдательны, совпадает их отношение к Петербургу, они одинаково презирают Лужина, оба ценят в женщине самопожертвование, оба они преступники. Но, как говорит автор, «даже злодейство не могло у них быть одинаково»: Раскольников сохранил в себе человечность и испытывает жесточайшие муки совести, в то время как Свидригайлов бесчеловечен, откровенно циничен, лишен нравственных устоев, морально опустошен. Раскольников испытывает глубокое отвращение к Свидригайлову — «грубому злодею», «развратнику и подлецу», но все же его тянет к нему: для Раскольникова Свидригайлов интересен как человек, совершивший столько злодеяний и сумевший заглушить в себе голос совести.
О душевных муках Раскольникова («Преступление и наказание»)
Для более глубокого понимания главного героя, его характера и мотивов Достоевский поместил в «Преступление и наказание» символические сны Раскольникова. Их роль в романе на самом деле куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Эти сновидения детально отображают скрытый ранее внутренний мир Родиона, который достаточно сильно отличается от своего «хозяина».
Символический смысл снов Раскольникова
Всего в романе сны встречаются 5 раз, однако основными стоит выделить 3. В начале, середине и в конце; каждый раз они отображают реальное состояние главного героя: первый сон Раскольникова протестует против преступления, второй начинает процесс восстановления личности, а третий уже окончательно приводит героя к искуплению. Каждый играет значимую роль и для читателя и для самого́ Родиона Раскольникова. Но лучше всего, более подробно остановиться на каждом:
Последний повествует о конце света. Он снится Родиону уже на каторге и сигнализирует об активной работе процесса восстановления героя. Это виде́ние показывает, что Раскольников на прямом пути к долгожданному очищению и искуплению. (Эпилог романа).
Сновидение о забитой кляче
Первый сон Родион видит ещё до совершения убийства; в нем герой наблюдает жесточайшее поведение человека, который без капли жалости забивает до смерти ни в чём не виновное животное. Героя пугает подобное виде́ние, но всё-таки не останавливает от совершения преступления. Это сновидение — крик человеческой природы против убийства. Часть Раскольникова не хочет убивать, она любит людей и совершенно не видит ценности в теории; единственным способом сказать об этом разуму героя является жестокое виде́ние.
Однако остановить героя так и не удаётся, он, несмотря на все усилия своей «светлой» стороны, идёт на убийство во благо своей выдуманной теории о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Но стремления подсознания героя вернуть «хозяина» в реальность на этом, конечно, не заканчиваются: они продолжают преследовать Раскольникова в виде новых страшных снов, постоянных мук, страданий, что выливается в долгожданное искупление Родиона. В первое сновидение Раскольникова Достоевский вкладывает свои мысли о противоестественности убийства.
Художественный приём
Сочинение Достоевского изобилует его фирменными деталями, ассоциативными метафорами и художественными приёмами. Мастерство автора выливается в ту самую полифонию романа, однако сейчас важнее сфокусироваться именно на художественных приёмах в виде снов главного героя.
Сонные виде́ния в русской литературе XIX века появлялись достаточно часто, этим пользовались и Пушкин, и Гончаров, и Жуковский, и, собственно, сам Достоевский. Всё потому, что сновидения — отличный способ глубже копнуть в характер героя, понять его образ и более детально с ним познакомиться. Так происходит в романе Достоевского, где сны отражают внутреннее состояние главного героя, которое герой умело скрывает своим циничным разумом.
Чтобы понять смысл и суть сновидений Раскольникова, совсем необязательно детально изучать их содержание, достаточно кратко по ним пробежаться, и всё станет понятно. Ведь сны в литературе, как и жизни — что-то абстрактное, в снах не так уж и важны действующие лица, куда большее значение имеют чувства и эмоции, вызываемые этими самыми виде́ниями.
Сны Раскольникова вызывают в нём постоянные бури чувств, которые по итогу выливаются в одну общую цель — вернуть Родиона в реальность, где нет его выдуманной теории. Темы, затрагиваемые автором в сновидениях героя, ведут к одному — искуплению, которое просто необходимо Раскольникову, так как он уже достаточно намучился с внутренней борьбой в глуби его мозга.
О душевных муках Раскольникова («Преступление и наказание»)
Рассказывают, что В. Г.Белинский сказал тогда еще молодому писателю Достоевскому: «Цените ваш дар и будете великим художником». Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом грело «государственного преступника» Достоевского. И быть может, именно на каторге у писателя зародилось желание написать о душевных муках преступника, о болезненной ломке его теорий. В переживаниях Раскольникова чувствуется что-то личное, авторское, хотя в главном писатель и его герой противоположны.
В темной каморке, когда нечего было
есть, в переполненной отчаянием душе Раскольникова зародилась его страшная теория. Она росла и крепла, заполнила все его думы и подчинила волю.
Родион Романович решился на убийство. Не затем, чтобы завладеть деньгами и продолжать учебу, не затем, чтобы помочь матери, не затем, чтобы промотать деньги. Чтобы проверить себя, свою идею, понять, «человек» он или «тварь дрожащая». Высокомерная его теория говорила, что люди подлы и низки и их не переделать — «и труда не стоит тратить». Но можно встать над людским «муравейником» и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные — властители. Последние
внешне ничем не отличаются от простых людишек, но на самом деле имеют право добиваться власти любым путем, переступая через закон и кровь. Раскольников решает стать таким властелином.
Одновременно он чувствует и противоречивость своей теории: ведь все эти «наполеоны и Магометы» служили прежде всего своим личным интересам, а общими лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до сознания того, что невозможно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Ведь где найти критерий добра, если освободиться от критериев моральных? Остается решать только с точки зрения своего блага.
История показывает, что тот, кто идет к власти путем насилия, даже во имя высоких целей,- всегда рискует пожертвовать этими целями ради самой власти. Сегодня много спорят о сущности Октябрьской революции. А ведь и большевики надеялись на диктатуру, желая с ее помощью преобразовать мир, Но не может группа людей заставить всех остальных делать что-то, если те не дали им такого права. Можно лишь убеждать. Сейчас в нашей стране много партий и групп, которые пытаются силой (в том числе и военной) навязать остальным свою волю. Не пора ли прислушаться к размышлениям великого писателя?
Итак, Раскольников убивает старуху-процентщицу. Он выдержал «испытание» и, казалось бы, может идти к власти дальше. Но уже не может, не выдерживает. Почему? Не только потому, что сдали нервы. И не потому, что, как считает сам герой, оказался «вошью». Мы видим, что Родион Раскольников — личность незаурядная. И прав, конечно, проницательный Порфирий Петрович, что действительность и натура любой расчет могут подсечь. Но и это не все.
Хотя ум Раскольникова не может противиться железной логике его теории, но душа восстает. По собственной теории, он должен жить для себя, а отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Зачем все это? Не понимает Родион Романович, что чувство любви и сострадания — стержень человеческого общества. Не будь его, давно бы оно распалось, а люди «перегрызлись». Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнет пробовать таким образом, какой он, обыкновенный или нет, человек…
Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти он уничтожит множество других людей, в том числе и талантливых. Пример Сталина слишком хорошо доказывает это.
Забыл Раскольников и о том, что тот, кто преступил закон человеческий, обречен носить в душе страшную тяжесть одиночества. Так и происходит с ним. Даже мать и сестра для него становятся чужими. Более откровенен он лишь с циником Свидригайловым, который знает цену своим поступкам и не обставляет их «высокими» теориями. Впрочем, и он не выдержал до конца своей роли.
Если бы не сострадание и любовь Сони, Раскольников мог бы сойти с ума. Именно эта женщина, ее жалость, умение понять и простить спасли его, а на каторге — обновили душу.
Хотя Раскольников убежден в правоте своей антигуманной идеи, но в душе его крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и все человечество.
Трудно читается роман, не сразу «разгрызешь» этот «орешек». Но чем глубже вчитываешься в него, тем больше понимаешь правоту слов М. Горького о том, что «гениальность Достоевского неоспорима, а по силе изобретательности его талант равен, быть может, только Шекспиру».
Многогранная картина личности
В романе «Преступление и наказание» сны Раскольникова позволяют читателю проникнуть в самые дальние уголки души персонажа, при помощи их Достоевский совершает краткий экскурс в подсознание Родиона, чтобы читатель смог считать образ главного героя как можно детальнее. Автор прекрасно понимал, какое значение будут иметь виде́ния в его произведении, поэтому уделил их проработке особое внимание:
Общая картина личности Раскольникова прекрасно дополняется при помощи сновидений. Если бы в романе не было этих снов, Родион представал бы перед читателем таким же, как Свидригайлов — Достоевский позаботился, чтобы подобного не произошло и детально проработал все аспекты, которые так или иначе касаются характера Раскольникова. Таким образом, сны имеют огромное значение для понимания главного героя и играют очень большую роль во всём романе.
Сочинение 3
Внутренний мир главного героя Достоевский раскрывает с помощью его мыслей, переживаний и снов. Сны Раскольникова появляются в различных эпизодах повествования и имеют определённое значение для понимания эмоционального состояния героя.
Ещё один сон герой видит перед совершением рокового преступления. Он видит прекрасную, умиротворяющую картину: голубая вода, зелёный оазис и золотистый песок. Африканский пейзаж чудовищно контрастирует с реальной жизненной ситуацией героя. А видение Египта может быть отсылкой к наполеоновскому походу, который закончился плачевно, как и безумная затея Раскольникова.
Следующие два сна отражают состояние героя после совершения им рокового преступления. Сначала Раскольников видит Илью Петровича, который избивает его домовладелицу. Образ полицейского символизирует страх молодого человека перед разоблачением и наказанием. Второй сон – настоящий кошмар. Во сне он убивает старуху ещё раз, но на этот раз процентщица зловеще смеётся и издевается над своим убийцей, а тот бежит с места преступления. Сон отражает внутренние муки Раскольникова, который на самом деле не был способен на убийство человека и страдал от своего поступка.
Последний сон герой видит уже на каторге. Ему кажется, что весь мир должен погибнуть от эпидемии какой-то болезни. Заражённые непонятным вирусом люди начинают уничтожать друг друга, считая, что они лучше других и имеют право убивать остальных. Этот кошмар помог Раскольникову полостью очиститься и избавиться от нравственных мук и сомнений по поводу своей теории. Он окончательно выздоровел морально и физически и мог наконец начать новую жизнь. Жизнь, в которой нет античеловечных теорий, но есть свет, надежда на лучшее и вера в Бога.
Родион Раскольников. Цитаты из романа
Теория, которую он выдумал, оказалась для него непосильнйо ношей. Душевные муки вынуждают его признаться в содеянном и Раскольников отбывает наказание на каторге, но любовь к нему чистой простой девушки оставляет надежду, что он будет спасен. Цитаты Раскольникова изображают его как человека думающего, рефлексирующего; раскрывают противоречия его внутреннего мира.
● Тварь я дрожащая или ПРАВО имею?
● Два года собираюсь купить себе замок. Счастливы те, кому запирать нечего
● Встречаются такие низкие характеры, которые любят, точно ненавидят!
● Знаете как низкие потолки и тесная комната на душу и ум давят?
● Не стоит тратить силы на то, чтобы переделать людей они не поменяются. У них кто на сильный поступок решился тот и прав.
● Город Петербург влияет мрачно и странно на душу человека.
● Бывают встретишь человека совершенно незнакомого и с первого взгляда сразу начинаешь им интересоваться, ни сказав еще ни слова.
● Очень хочется иногда уйти и остаться совсем одному на всю жизнь, чтобы стать счастливым.
● Почему я не хочу быть умнее, если понимаю, насколько все вокруг глупы? Если ждать, пока все поумнеют, пройдет слишком много времени….а потом я понял, что это и вовсе невозможно.
● Весь замысел может испортить одна мелочь или глупость.
● Дети созданы по образу Христа, их надо любить и лелеять они будущее человечество.
● Некоторые привыкли жить на всем готовом, ходить на чьих-то помочах, есть пищу жеванную…
● Почему и за что меня любят, если я этого вовсе не достоин? Если бы меня никто не любил и я никого!
● Иногда человек доходит до такой черты, что если не перешагнет — будет несчастлив, а перешагнет еще несчастнее станет.
● За час до смерти приходят в голову мысли, что человек настолько подлый, что готов жить на маленькой площадке у вершины скалы, где места хватает только, чтобы стоять или сидеть, над пропастью, над темными водами, в страхе, но лишь бы жить, жить, жить!
Разбираться в человеке нужно постепенно и осторожно, чтобы не ошибиться, а то потом трудно или вовсе невозможно что-то исправить.
● Осмелюсь ли я преступить, нагнуться и поднять, или я тварь, которая дрожит?
● Все находится во власти человека, а он каждый раз мимо носа все проносит.
● Чего люди больше всего боятся? Нового шага или нового собственного слова?
● Каково твое мнение? Не загладится ли грех за одно маленькое преступление сотнями или даже тысячами хороших дел?
Итог эксперимента
Гордость не давала жить Раскольникову там, в Сибири, на каторге: он стыдился себя за то, что оказался слишком слабым, чтобы реализовать свой план до конца. Он не смог помочь другим, сделал свою семью несчастной, не спас ни одной души и загубил свою. Родиона не мучает совесть за то, что он лишил жизни человека – этот факт он пережил достаточно спокойно.
Героя не радует то, что было целью преступления: добытые драгоценности и возможность спасти тысячи жизней. Все цели, желания уходят на задний план; совесть, гордость – не дают герою жить дальше. Только любовь даёт шанс Раскольникову обрести покой и примириться с людьми.
Статья будет полезна при подготовке к сочинению “Почему Раскольников страдает после преступления?”
Почему душевные муки раскольникова усиливаются при виде этого героя
Ашники. Школа №27 запись закреплена
Вопросы 3 ряду.
Аркадий Иванович Свидригайлов.
1.В чем сложность и противоречивость этого образа?
2.Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (О них сообщается в одном письме.)
3.В чем особенность появления Свидригайлова? (О Лужине в письме хорошо, затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо — потом появляются вопросы об этом герое.)
4.Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом?
5.Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя?
6.Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?
7.Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?
8.О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.)
9.Зачем дано прошлое героя, как меняется он?
10.Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?
11.Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?
13.Почему так описана сцена самоубийства (ч. 6, гл. 7)?
14.Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман») и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и грязно»; «брюзгливая скорбь»)?
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.
В центре урока — духовные искания Родиона Раскольникова и способы их выявления. Теория Раскольникова — это индивидуалистический бунт героя. Необходимо исследовать истоки его теории, внешние и внутренние причины ее возникновения и этапы формирования, выявить мотив «горя от ума» в идеях Раскольникова.
Первый урок можно начать со слов В. Шкловского: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления». Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а стремление понять, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.
Раскольников совершает преступление. Может быть, он преступник по своей сути? Попытаемся доказать, что это не так. Для этого нужно изучить поступки Раскольникова до преступления (он помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Почему?
Для ответа на этот вопрос исследуем причины, побудившие Раскольникова к убийству.
1. Внешние — идеи, витающие в воздухе:
— взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира, проповедующие идеи насильственного свержения власти;
— идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);
— тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;
— судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).
2. Внутренние — идеи, порожденные самим героем:
— состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);
— характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый).
Следует обратить внимание учащихся на:
— говорящую фамилию героя;
— часто повторяющееся по отношению к нему слово «болезненный»;
— нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание), и имеющая противоречия между целью и средствами (защитить одних, убивая других);
— нечеткость, противоречивость теории, отчего герой мечется между собой и теорией.
На втором уроке может быть организована исследовательская работа с текстом. Десятиклассникам предлагается пронаблюдать за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.
Развитие идеи | Состояние Раскольникова |
Первая встреча с Аленой Ивановной | Отвращение |
Случайно подслушанный в трактире разговор студента и офицера | Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия |
Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук | «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения» |
Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, ее облик | Отвращение к старухе и «предприятию». «Неужели такой ужас мог прийти мне в голову?» |
Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре | Ужас. «Да разве то будет?» |
Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе | Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика. Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»; «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи |
Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной | Час пробил |
Вопросы для итоговой беседы
1. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи?
2. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?
3. Через что переступает Раскольников, совершая преступление?
4. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?
5. Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления?
6. Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова?
7. Почему все происходит как будто случайно? (Случайно подслушал разговор, случайно узнал, что Лизаветы не будет дома.)
Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 г. П. Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы А. Доде «Борьба за существование». В центре пьесы — впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.
Урок 134. «Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они. »[116]
«Двойники» Раскольникова.
«Двойниками» Раскольникова называют героев романа, которые по жизненным позициям близки теории Раскольникова и которые тоже считают возможным распоряжаться жизнями других людей. Это Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов. На уроке необходимо выяснить, что их сближает с Раскольниковым, а в чем они отличны, какова их роль в романе. «В чем я виноват перед ними. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают», — говорит Раскольников, пытаясь убедить себя в правильности своей теории.
Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли» он «дрожащая» или «право» имеет, предполагала следующее практическое воплощение:
— взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь;
— на эти деньги сделать много хороших дел.
В романе герой смог воплотить только первый шаг.
Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.
Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов? Можем ли мы считать их «двойниками» Раскольникова?
1. Старуха-процентщица Алена Ивановна.
— Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится?
— Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает?
— Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?
— Можем ли мы назвать Алену Ивановну «двойником» Раскольникова?
Вывод. Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.
2. Петр Петрович Лужин.
— В связи с чем появляется он в романе? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем из письма?
— Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?
— Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?
— Какой смысл в том, что в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?
— Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
— Почему Лужин боится полиции?
— Как его теория, выраженная в словах «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует. », связана с теорией Раскольникова?
— Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории — та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.
3. Аркадий Иванович Свидригайлов.
— В чем сложность и противоречивость этого образа?
— Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (О них сообщается в одном письме.) В чем особенность появления Свидригайлова? (О Лужине в письме говорится хорошо — затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо — потом появляются вопросы об этом герое.)
— Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? Зачем дано прошлое героя, как он меняется?
— Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?
— Какие взгляды героя раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?
— О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.)
— Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?
— Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?
Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире — преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.
Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова — это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.
Итог урока. «Двойники» Раскольникова выведены в романе не случайно: автор показывает, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление. Муки совести Раскольникова — это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь.
Урок 135. «Вечная Сонечка»[117]
Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 3482 ; Мы поможем в написании вашей работы!