н и пирогов педагогические идеи кратко
Педагогическая деятельность и взгляды Н. И. Пирогова
Николай Иванович Пирогов родился в 1810 году в Москве. Окончив медицинский факультет Московского университета, он готовился к защите диссертации доктора медицины в Дерпте, а после защиты отправился на два года в Германию усовершенствовать свои знания. В 26 лет он стал профессором хирургии и работал сначала в Дерпском университете, а потом в Петербургской Медико-хирургической академии. Во время осады Севастополя в 1854 по личной инициативе во главе общины «сестер милосердия» отправился на фронт, где провел тысячи операций. Теоретические работы Пирогова по хирургии и практическая деятельность в этой сфере принесли ему славу отца военной хирургии и великого ученого.
В 1856 вышла статья Николая Ивановича «Вопросы жизни», в которой освещались важные вопросы воспитания. Передовые идеи об общечеловеческом воспитании, изложенные в статье, обратили на себя общественное внимание и принесли имени автора широкую известность. В этом же году Пирогова назначают попечителем Одесского учебного округа. Отношение Александра ІІ к Пирогову было резко отрицательным, по той причине, что царь считал его «красным» (на самом деле он был либералом), но назначение на этот пост создавало видимость заботы правительства об образовании народа. На этой должности Пирогов находился два года, во время которых старался повысить значение педагогических советов в гимназиях, вселял педагогам мысль о гуманном отношении к ученикам, подготовил открытие Одесского университета. Из-за либеральной деятельность Пирогова генерал-губернатор Одессы заподозрил его в подрыве авторитета власти и свободомыслии, поэтому его перевели на аналогичную должность в Киев. Здесь он не переставал улучшать работу школ, поощрял методические изыскания преподавателей, рекомендовал им посещать уроки коллег, реализовал в гимназиях внеклассные литературные беседы и всячески способствовал открытию одной из первых школ воскресного обучения для взрослых.
В 1861 он был уволен с должности попечителя Киевского учебного округа и назначен на должность руководителя студентов, готовящихся к профессуре заграницей. В 1866 правительство лишает его и этой должности и Пирогов отправляется в свое имение на Украине, где великий педагог, хирург, общественный деятель и крупнейший ученый скончался в 1881году.
Содержание Свернуть
Педагогические взгляды Пирогова
В своих работах Пирогов критиковал сословную школу и раннюю утилитарно-профессиональную выучку, которую царское правительство стремилось ввести за счет снижения уровня общего образования. Официальному курсу образования он противопоставил идею общечеловеческого воспитания, предполагающего подготовку к жизни в обществе высоконравственного человека, имеющего широкий умственный кругозор. Он писал, что главным результатом воспитания должно стать «быть человеком», а для этого до определенного возраста все должны руководствоваться плодами единого нравственно-научного просвещения. Пирогов выступал против ранней специализации детей, сужающей их кругозор и тормозящей их нравственное развитие. Он указывал на необходимость широкого общего образования как основы профессионального обучения.
Главной идеей статьи «Вопросы жизни» было защитить общечеловеческое образование, она вызвала ряд откликов со стороны педагогической общественности и положительную оценку либеральной, демократической и революционно-демократической прессы. Однако последние сопоставляли понятие высоконравственного человека с понятием стойкого революционера, борца с царизмом, а в понимании Пирогова идеал человека наделен чертами абстрактного гуманизма.
Николай Иванович подготовил новый проект школьной системы, направленность которого заключалась в противостоянии сословной школе. По его мнению, двухлетняя начальная школа должна была стать основой школьной системы, после ее окончания каждому открывался доступ в среднюю школу. Школьную систему Пирогов строил согласно принципу единой школы. Она должна была состоять из нескольких ступеней, на каждой из которых предполагался сравнительно короткий срок обучения – два года начальной школы, четыре года неполной средней школы (прогимназии) двух типов, трех- и пятилетнее обучение в гимназии двух типов и высшая школа (высшие специальные учебные заведения и университеты). Пирогов основное место в системе средней школы отводил греческому и латинскому языкам, русской литературе и языку, истории и математике. Реальной средней школе он предпочитал классическую. В классической гимназии обучение проходило на два года дольше, учебный план имел общеобразовательный характер, а в реальной преобладали прикладные предметы. Первые два класса обеих гимназий предполагали практически одинаковый курс обучения. Выпускники реальной гимназии могли поступать в высшие специальные учебные заведения, а выпускник классической имели возможность поступить и в университет. Также Пирогов предлагал снизить плату за обучение, чтобы предоставить возможность получить высшее образование неимущим.
Работа школ и гимназий
Во время работы в учебных округах Пирогов призывал учителей отбросить устаревшие догматические способы преподавания и внедрять новые методы. Он обращал внимание на необходимость развивать умственные способности учащихся, будить их мысли, прививать навыки самостоятельности в работе. Самым главным для успешности обучения, по мнению Пирогова, было возбуждение внимания и развитие интереса учащихся к учебному материалу. Он выделял несколько основных дидактических принципов – активность, осмысленность обучения и наглядность.
В работе педагогических советов гимназий с подачи Пирогова появились значительные улучшения – расширилось содержание обсуждаемых вопросов, в систему были введены обмен мнениями и доклады по дидактическим вопросам, поощрялись методические искания учителей. Он требовал, чтобы руководители гимназий и учителя изучали самих учащихся и их успеваемость. Перевод из класса в класс Пирогов предлагал осуществлять согласно результатам годовой успеваемости, а отношение к экзаменам по переводу в следующий класс у него было негативное, т.к. в них он видел значительный элемент формализма и случайности.
Что касается преподавания в высшей школе, то Пирогов рекомендовал профессорам чаще проводить беседы со студентами, семинары, практические занятия, развивать у них навыки самостоятельной работы, привлекать крупных ученых.
Дисциплина учащихся
По мнению Пирогова, хорошая дисциплина – одно из самых важных условий нравственного воспитания и успешного обучения. Присущие школам того времени казарменный режим и произвол он осуждал и требовал при поддержании дисциплины сменить бездушное отношение к ученикам на сердечность и гуманность. Если у ученика случался проступок, педагог должен был учитывать все обстоятельства, при которых он его совершил, оценить его беспристрастно, довести до сознания ребенка его вину и то, что наказание за проступок справедливо.
В опубликованной в 1858 году статье «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?», являвшейся откликом на отчет директора одной из гимназий, Пирогов резко осудил телесное наказание ребенка и доказывал, что это антипедагогично и развращает детей, уничтожает в них стыд, поэтому их розги следует отменить.
В 1859 году в опубликованном циркуляре автор продолжил рассматривать вопрос о наказаниях учеников, но не был в нем до конца последовательным. Так, принципиально отвергая розгу, он все же считал, что на практике без нее обойтись нельзя, поэтому применять ее следует лишь в исключительных случаях и по постановлению педагогического совета. Когда со справедливой критикой такой двойственности выступил Н. А. Добролюбов, Пирогов опубликовал отчет о правилах наказания проступков учеников, в котором сослался на то, что правила выработали директора Киевского округа на совещании, а он не имеет права исправлять коллегиальное решение. При этом Пирогов сообщил, что нововведенные правила за год значительно снизили количество применений телесных наказаний.
Педагогические идеи Пирогова — источник практической деятельности и научного творчества для многих. До сегодня они остаются близки преподавателям актуальностью своих проблем – единство жизни, школы, педагогической науки и практики, воспитание личности и гуманный подход к каждому.
Научно-педагогические идеи Н. И. Пирогова о гуманистическом и общественном воспитании и образовании
Вы будете перенаправлены на Автор24
Гуманистический воспитательный идеал по Н. И. Пирогову
Н. И. Пироговым был внесен существенный вклад в разработку идей обучения и воспитания. Идеи педагога оказываются актуальны и применяются по сей день.
Идеи воспитания Н.И. Пирогова сводятся к ориентации на гуманистический подход. Гуманистическая направленность образовательного процесса рассматривалась Пироговым как его неизменный фундамент. Он полагал, что только личностное развитие учащегося, становление его нравственных свойств и гуманистических начал, достижение полноценного гуманистического развития ребенка может быть приоритетной целью педагогической деятельности.
Гуманизация народного образования Н.И. Пирогова сводится в трудах ученого к следующим основополагающим идеям:
Общественное образование
В своих трудах, Н.И. Пирогов рассматривал вопросы воспитания, обучения и развития, как процессы государственного значения.
Воспитание, по его мнению, является неотделимым компонентом социальной сферы деятельности. именно воспитание определяет направленность социального развития и его тенденции, направляет общество по пути прогресса или регресса.
Общественное воспитание в трудах Пирогова выступало приоритетным направлением его педагогических исследований. Эта идея развивалась ученым в близкой связи с идеей неэффективности сословного образования, существовавшего в стране.
Пирогов верил в силу воспитания, образования и науки. Во всех его трудах, наблюдаются идеи всеобщего образования, развития идей просвещения среди всего населения. Все научно-педагогические труды ученого пронизаны идеей связи и зависимости между воспитанием и развитием социальной среды. Именно воспитание выступает приоритетным средством любых социальных изменений и преобразований, модернизации и развития общества, способствует его переходу на более высокую ступень экономического и духовного развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Идеи общественного образования и воспитания были расписаны Н.И. Пироговым в статье «Вопросы жизни». В ней, он затронул наиболее важные и значимые аспекты воспитательной деятельности. Новый взгляд педагога на общественное воспитание и образование принес ученому широкую известность и популярность. Педагогические идеи общественного воспитания, предложенные Пироговым, получили активное практическое использование в педагогической деятельности и продолжают использоваться и в наши дни.
Идея общественного образования и ее защита пронизывает данную статью Пирогова. Он предлагал внедрение новой системы обучения и воспитания т.е. проведение реформ в образовательной сфере.
Основными идеями общественного образования Н.И. Пирогова являются следующие:
Педагогика хирурга Пирогова
Биограф Н.И. Пирогова Серафим Степанович Старосивильский писал: «Пирогов был анатом и хирург, учился над трупами, но в то же время он был идеалист и принимал к сердцу всё человеческое. Он постоянно расширял и углублял круг своего общего образования, задавал себе философские вопросы о жизни, анализировал действительную жизнь и убедился, что его стремления не удовлетворяются этой жизнью… Он сам признавался, как трудно совершался в нём этот душевный процесс, когда половина жизни была пройдена. Этот усиленный труд над самим собою и объясняет нам тот неожиданный переход, который Пирогов сделал от поприща хирурга к поприщу педагога».
Во время осады Севастополя в 1854 году Николай Иванович по личной инициативе во главе общины «сестёр милосердия» отправился на фронт, где провёл тысячи операций. Участие в Крымской войне с особой силой показало ему пороки, разъедавшие российскую государственную машину. Один из важнейших источников этого он видел в «вопиющих» недостатках системы образования и воспитания.
Результатом его размышлений по этим вопросам явилась статья «Вопросы жизни», опубликованная в 1856 году в «Морском сборнике». Она поразила всех — и светлостью взгляда, и благородным направлением мысли автора, и пламенной, живой диалектикой, и художественным представлением затронутого вопроса. Выдвинутый Пироговым принцип воспитания прежде всего человека в человеке К.Д. Ушинский рассматривал не только как философский принцип, но и как «требование здравой педагогики, основанной на психологии» и считал, что в этой статье «более, чем в какой-либо другой, высказывается, что побудило знаменитого хирурга выйти на педагогическое поприще».
Передовые идеи об общечеловеческом воспитании, изложенные в статье «Вопросы жизни», обратили на себя общественное внимание и принесли имени автора широкую известность. После её выхода Н.И. Пирогова назначают попечителем Одесского учебного округа. На этой должности он находился всего два года, во время которых старался повысить значение педагогических советов в гимназиях, вселял педагогам мысль о гуманном отношении к ученикам, подготовил открытие Одесского университета. Генерал-губернатор Одессы заподозрил Пирогова в подрыве авторитета власти и свободомыслии, поэтому его перевели на аналогичную должность в Киев. Здесь он не переставал улучшать работу школ, поощрял методические изыскания преподавателей, рекомендовал им посещать уроки коллег, реализовал в гимназиях внеклассные литературные беседы и всячески способствовал открытию одной из первых школ воскресного обучения для взрослых.
В 1861 году Николай Иванович был уволен с должности попечителя Киевского учебного округа и назначен на должность руководителя студентов, готовящихся к профессуре заграницей. Ещё через пять лет его лишают и этой должности, и Пирогов отправляется в отставку в своё имение.
Н.И. Пирогов опубликовал более 50 работ на педагогические темы. Он был разносторонним человеком и свои мысли выражал также и в стихах…
К.Д. Ушинский писал: «Нам нужен человек, пример которого увлекал бы нас, жизнь которого служила бы для нас великим образцом: а другой такой жизни, какова жизнь Н.И. Пирогова, мы не знаем в России, да и у других народов таких жизней не много… Н.И. Пирогов не только возбуждает в нас желание деятельности на пользу общественную, но и рождает твёрдую уверенность в том, что эта деятельность не пропадёт даром. Народ, из среды которого выходят такие личности, какова личность Н.И. Пирогова, может с уверенностью глядеть на свою будущность».
Мысли, изложенные в знаковой статье Николая Ивановича Пирогова «Вопросы жизни», и сейчас чрезвычайно актуальны для отечественной системы образования, в которой присутствуют различные типы и виды школ, в том числе элитарных, где зачастую не всегда оправданно «увлекаются» довольно ранним «уклоном» в сторону профильного (и даже профессионального) обучения, а не формированием мировоззрения – внутренней сущности растущего человека. Хотелось бы познакомить с этими полезными мыслями (в сокращении), снабдив для удобства собственными подзаголовками.
«…Как бы ни была велика масса людей, следующих бессознательно данному обществом направлению, как бы мы все ни старались для собственного блага приспособлять свою самостоятельность к этому направлению, всегда останется ещё много таких из нас, которые сохранят довольно сознания, чтобы вникнуть в нравственный свой быт и задать себе вопросы: в чем состоит цель нашей жизни? Каково наше назначение? К чему мы призваны? Чего должны искать мы?
«Сделать нас людьми», т.е. тем, чего не достигнет ни одна наша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов.
Человеку не суждено и не дано столько нравственной силы, чтобы сосредоточивать всё своё внимание и всю волю в одно и то же время на занятиях, требующих напряжения совершенно различных свойств духа.
Погнавшись за двумя зайцами, ни одного не поймаешь.
На чём основано приложение реального воспитания к самому детскому возрасту?
Одно из двух: или в реальной школе, назначенной для различных возрастов (с самого первого детства до юности), воспитание для первых возрастов ничем не отличается от обыкновенного, общепринятого; или же воспитание этой школы с самого его начала и до конца есть совершенно отличное, направленное исключительно к достижению одной известной, практической цели.
В первом случае нет никакой надобности родителям отдавать детей до юношеского возраста в реальные школы, даже и тогда, если бы они во что бы то ни стало, самоуправно и самовольно назначили своего ребёнка еще с пелёнок для той или другой касты общества.
Во втором случае, можно смело утверждать, что реальная школа, имея преимущественной целью практическое образование, не может в то же самое время сосредоточить свою деятельность на приготовлении нравственной стороны ребёнка к той борьбе, которая предстоит ему впоследствии при вступлении в свет.
Да и приготовление это должно начаться в том именно возрасте, когда в реальных школах всё внимание воспитателей обращается преимущественно на достижение главной, ближайшей цели, заботясь, чтобы не пропустить времени и не опоздать с практическим образованием. Курсы и сроки учения определены. Будущая карьера резко обозначена. Сам воспитанник, подстрекаемый примером сверстников, только в том и полагает всю свою работу, как бы скорее выступить на практическое поприще, где воображение ему представляет служебные награды, корысть и другие идеалы окружающего его общества.
Отвечайте мне, положа руку на сердце, можно ли надеяться, чтобы юноша в один и тот же период времени изготовлялся выступить на поприще, не самим им избранное, прельщался внешними и материальными выгодами этого, заранее для него определенного, поприща и вместе с тем серьёзно и ревностно приготовлялся к внутренней борьбе с самим собою и с увлекательным направлением света?
Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще действовать; он, выходя позже, но управляемый внутренним, будет, может быть, не так ловок, не так сговорчив и уклончив, как воспитанники реальных школ; но зато на него можно будет вернее положиться; он не за своё не возьмётся.
Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане.
Значит ли это, что я предлагаю вам закрыть и уничтожить все реальные и специальные школы?
Нет, я восстаю только против двух вопиющих крайностей.
Для чего родители так самоуправно распоряжаются участью своих детей, назначая их, едва выползших из колыбели, туда, где по разным соображениям и расчётам предстоит им более выгодная карьера?
Для чего реально-специальные школы принимаются за воспитание тех возрастов, для которых общее человеческое образование несравненно существеннее всех практических приложений?
Кто дал право отцам, матерям и воспитателям властвовать самоуправно над благими дарами творца, которыми он снабдил детей?
Кто научил, кто открыл, что дети получили врождённые способности и врожденное призвание играть именно ту роль в обществе, которую родители сами им назначают? Уже давно оставлен варварский обычай выдавать дочерей замуж поневоле, а невольный и преждевременный брак сыновей с их будущим поприщем допущен и привилегирован; заказное их венчание с наукой празднуется и прославляется, как венчание дожа с морем!
И разве нет другого средства, другого пути, другого механизма для реально-специального воспитания? Разве нет другой возможности получить специально-практическое образование, в той или другой отрасли человеческих знаний, как распространяя его на счёт общего человеческого образования?
Вникните и рассудите, отцы и воспитатели!
В различных странах по мере временных, иногда случайных надобностей возникало и усваивалось более, то университетское, или общечеловеческое, то прикладное, или специальное, направления воспитания.
Имея в виду этот прямой, широко открытый путь к «образованию людей», для чего бы, казалось, им не пользоваться?
Для чего бы не приспособить его ещё лучше к вопиющим потребностям настоящего?
Для чего не расширить и не открыть его ещё более для нас, столь нуждающихся в истинно человеческом воспитании?
Но общечеловеческое воспитание не состоит ещё в одном университете; к нему принадлежат и приготовительно-университетские школы, направленные к одной и той же благой и общей цели, учреждённые в том же духе и с тем же направлением.
Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми.
Поэтому все до известного периода жизни, в котором ясно обозначаются их склонности и таланты, должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения. Недаром известные сведения исстари называются: humaniora, т. е. необходимые для каждого человека. Эти сведения, с уничтожением язычества, с усовершенствованием наук, с развитием гражданского быта различных наций, изменённые в их виде, остаются навсегда, однако же, теми же светильниками на жизненном пути и древнего, и нового человека.
Итак, направление и путь, которым должно совершаться общечеловеческое образование для всех и каждого, кто хочет заслужить это имя, ясно обозначено.
Оно есть самое естественное и самое непринуждённое.
Оно есть и самое удобное и для правительств, и для подданных.
Для правительств, потому что все воспитанники до известного возраста будут образоваться, руководимые совершенно одним и тем же направлением, в одном духе, с одной и той же целью; следовательно, нравственно-научное воспитание всех будущих граждан будет находиться в одних руках. Все виды, все благие намерения правительств к улучшению просвещения будут исполняться последовательно, с одинаковой энергией и одноведомственными лицами.
Для подданных, потому что все воспитанники до вступления их в число граждан будут дружно пользоваться одинаковыми правами и одинаковыми выгодами воспитания.
Это тождество духа и прав воспитания должно считать выгодным не потому, что будто бы вредно для общества разделение его на известные корпорации, происходящие от разнообразного воспитания.
Нет, напротив, я вижу в поощрении корпорации средство: поднять нравственный быт различных классов и сословий, вселить в них уважение к их занятиям и к кругу действий, определённому для них судьбой. Но чтобы извлечь пользу для общества из господствующего духа корпораций, нужно способствовать к его развитию не прежде полного развития всех умственных способностей в молодом человеке. Иначе должно опасаться, что это же самое средство будет и ложно понято и не кстати приложено.
НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛ
Есть, однако же, немаловажные причины, оправдывающие существование специальных школ во всех странах и у всех народов.
Сюда относится почти жизненная потребность для некоторых наций в специальном образовании граждан по различным отраслям сведений и искусств, самых необходимых для благосостояния и даже для существования страны, и именно когда ей предстоит постоянная необходимость пользоваться как можно скорее и как можно обширнее плодами образования молодых специалистов.
Но, во-первых, нет, ни одной потребности, для какой бы, то, ни было страны более существенной и более необходимой, как потребность в истинных людях. Количество не устоит перед качеством. А если и превозможет, то всё-таки рано или поздно подчинится непроизвольно, со всей его громадностью, духовной власти качества.
Это историческая аксиома.
Во-вторых, общечеловеческое, или университетское, образование нисколько не исключает существования таких специальных школ, которые занимались бы практическим, или прикладным, образованием молодых людей, уже приготовленных общечеловеческим воспитанием.
ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
А специальные школы и целое общество несравненно более выиграют, имея в своём распоряжении нравственно и научно в одном духе и в одном направлении приготовленных учеников.
Учителям этих школ придётся сеять уже на возделанном и разработанном поле. Ученикам придётся легче усваивать принимаемое. Наконец, развитие духа корпораций, понятие о чести и достоинстве тех сословий, к вступлению в которые приготовляют эти школы, будет и своевременно, и сознательно для молодых людей, достаточно приготовленных общечеловеческим воспитанием.
Да и какие предметы составляют самую существенную цель образования в специальных школах?
Разве не такие, которые требуют для их изучения уже полного развития душевных способностей, телесных сил, талантов и особого призвания?
К чему же, скажите, спешить так и торопиться со специальным образованием? К чему начинать его так преждевременно?
К чему променивать так скоро выгоды общечеловеческого образования на прикладной, односторонний специализм?
Я хорошо знаю, что исполинские успехи наук и художеств нашего столетия сделали специализм необходимой потребностью общества; но в то же время никогда не нуждались истинные специалисты так сильно в предварительном общечеловеческом образовании, как именно в наш век.
Односторонний специалист есть или грубый эмпирик, или уличный шарлатан…»