мусорная еда за смешные деньги в россии как на дрожжах растут магазины для нищих
Малоимущим россиянам все активнее предлагают питаться «наборами юного химика»
Многолетнее падение доходов населения заставило российский ритейл приспосабливаться к новым экономическим реалиям. Чтобы не потерять покупателя, сетевым компаниям пришлось запускать собственные проекты жестких дискаунтеров, работающих по принципу продуктово-промышленных складов, позиционируя их как «магазины эконом-класса», более известные в народе как «магазины для нищих».
За минувший год это направление продемонстрировало активный рост. Все потому, отмечают аналитики рынка, что базовая для подобных торговых точек аудитория в 20% россиян, которым с огромным трудом удается удовлетворять исключительно базовые свои потребности, увеличивается день ото дня.
Стабильным в нынешних экономических условиях, по их расчетам, остается лишь верхний ценовой сегмент, охватывающий лишь 10% покупателей. Средний же ценовой сегмент стремительно сокращается, составляя на данный момент всего 15% от былого числа потребителей. «Отпавшие» переходят в бюджетную категорию, уже выросшую до 55% всех покупателей.
Ничего удивительного, считают экономисты, в этом нет. При нынешнем росте цен на продукты в среднем на 10% россиянам, полагают они, едва ли удастся в обозримой перспективе приблизиться к докризисным показателям реальных доходов.
И это, признаться, сильно пугает.
Все прекрасно понимают, какие химические ингредиенты в массе своей входят в состав абсолютного большинства товаров в этих дискаунтерах «эконом-класса». Всем отлично известно, как сильно у нас расходятся официально-статистический и реально-фактический уровни инфляции. Все хорошо представляют эффективность предлагаемых правительством мер поддержки населения.
А это значит, что никаких других вариантов, кроме дальнейшего роста числа дискаунтеров с весьма спорным с точки зрения технологического производства и безопасности для здоровья покупателей, у российского ритейла нет.
— «Магазины для бедных», а, скорее, «магазины для экстра-бедных», действительно, очень быстрорастущая и перспективная бизнес-ниша, — поделился своими наблюдениями с «СП» председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
— А все потому, что наценки на продукты в нашем сетевом ритейле зачастую доходят до 300% по отношению к их закупочной цене, а уж 100%, двойная накрутка, вообще стандарт по умолчанию.
Естественно, для людей, чьи доходы постоянно падают, это накладно, и они пойдут туда, где смогут купить что-то дешевле. Хотя наше объединение еще в 2017 году выходило на российское правительство с инициативой законодательно ограничить величину торговых наценок в ритейле рамкой в 30%. Однако Минпромторг в лице своего замминистра господина Евтухова нам заявил — если это сделать, то цены в магазинах сразу вырастут.
Ну вот наценки не ограничили, и мы все прекрасно видим, как «не выросла» цена. Интересуется-то наш крупный ритейл, в большинстве своем не российский, а транснациональный, офшорный, на самом деле отнюдь не покупателями, которые все больше не способны отдавать им свои копейки, а дальнейшим продвижением в органы власти своих представителей для защиты своих интересов
«СП»: — Но ведь состав большинства товаров в дискаунтерах вводит покупателей в ступор. Они идут туда в надежде купить подешевле колбасу с маслом, а фактически приобретают «набор юного химика». Из натуральных ингредиентов там разве что вода, да и та совсем не факт, что питьевая. Получается, россиян все активнее будут кормить химическими элементами?
— Понимаете, любые сети очень жестко прессуют поставщиков по условиям. С последних, как говорится, дерут по три шкуры, устанавливая для них огромные штрафы за малейший пустяк, заставляя платить даже за выкладку товаров на своих полках. При этом сетевики говорят — мы покупаем товар исключительно по этой цене, а не хотите нам продавать по такой — ну и не надо, свято место пусто не бывает, желающие быстро найдутся вам на замену.
А ведь производитель же должен получить какую-то свою маржу, чтобы жить и желательно еще развиваться. Вот и приходится ему собирать свои продукты буквально из элементов таблицы Менделеева, чтобы его не вытеснил с рынка, куда крайне трудно попасть, другой, более сговорчивый и покладистый «химик». Результат, как говорится, немного предсказуем, учитывая, что конкурентов с альтернативными сетями продаж у нынешнего российского ритейла нет.
«СП»: — То есть дискаунтеры «для бедных» — это не какая-то забота о нищающих гражданах сердобольных предпринимателей, а еще одна циничная форма заработка в плохой экономической среде?
— Все эти модели настраиваются очень точечно. Сетевики же не лыком шиты, они день и ночь с калькуляторами наперевес дотошно высчитывают до десятого знака после запятой, где и как им можно заработать вплоть до каждого микрорайона, если не до каждой улицы.
— В этих дискаунтерах товары зачастую не так уж и дешевы при заметно более худшем их качестве по сравнению со многими сетями среднего ценового сегмента, — дополнил коллегу президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.
— Но с точки зрения маркетинга они сознательно позиционируются как «магазины для малоимущих», так что их целевая аудитория уже не ходит по другим торговым точкам, привыкая все время пользоваться только этой.
Это психологически удобнее прежде всего для малоимущих и пенсионеров, хотя если бы они походили по другим сетям, то, уверен, обязательно нашли бы аналогичные по стоимости, но гораздо более лучшие по качеству товары. Нищие-то, как ни крути, будут всегда, потому что ни одной стране мира еще не удавалось полностью избавиться от этого государственного порока.
В условиях, когда население даже официально нищает несколько лет подряд, а инфляция растет, сети дискаунтеров «для нищих» неизбежно будут расширяться, подытожил президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев, при этом уточнив, что хоть в качественных, хоть не в качественных продуктах высока доля издержек, связанных с административной и налоговой нагрузкой государства.
— А она не только не снижается, но и во многих случаях растет, — подчеркнул он. — Понятно, что так или иначе этот фактор включается в цену товара. Любая новая регуляторика, новая законодательная норма со стороны хоть исполнительной, хоть законодательной власти влияет на стоимость, даже если она вводится под эгидой защиты прав потребителей.
И любой бизнес эти издержки пытается оптимизировать. И если речь о высоком ценовом сегменте, это одна история. А если мы говорим о дискаунтерах, ориентированных на бедное население, то допускаю, что дешевый товар на их полках может быть не просто низкокачественным, а вообще «серым», «теневым» для государства.
После этого допущения эксперта даже представить страшно, чем в скором времени будут вынуждены питаться не владеющие газовыми и нефтяными вышками россияне, коль скоро наша власть все дальше и дальше отодвигает сроки так необходимой стране победы над бедностью.
Альтернативная газета
Новости, объявления, реклама Ногинска, Старой Купавны, Электроуглей, Нового Бисерово, посёлка имени Воровского, посёлка Зелёный, посёлка Обухово, села Кудиново, Буньково, Мамонтово, Ямкино, Ногинского района, Богородского округа
Мусорная еда за смешные деньги: в России как на дрожжах растут магазины для нищих
от Главный Редактор
Спутать жесткий дискаунтер с любым другим форматом продуктовых магазинов невозможно тому, кто хоть раз в них побывал. Обычно это похоже на продовольственный склад
Самым быстрорастущим сегментом продовольственной торговли в России за последние годы стал формат «жестких дискаунтеров» – супердешевых магазинов, где экономят на комфорте покупателя (подробнее см. «КОНКРЕТНО»). В 2019 году их число в стране выросло на 45%, а в этом – еще на четверть (несмотря на пандемию).
Спутать жесткий дискаунтер с любым другим форматом продуктовых магазинов невозможно тому, кто хоть раз в них побывал. Обычно это похоже на продовольственный склад, где прямо в коробках, вповалку, неразложенная по полкам, лежит самая дешевая еда (и некоторые хозтовары). Дополняет обстановку тусклый свет, отсутствие персонала. О таких достижениях цивилизации как электронные весы или рулоны с целлофановыми пакетами – мечтать не приходится. Корзинок нет, зато есть большие тележки. Предполагается, что брать надо всего и побольше. Чистота … эмм… соответствующая. Зато посетителей всегда полно. Печальные люди медленно и растерянно ходят между рядами, роются в коробках, выискивая подходящий товар. Цены – смешные, ниже чем можно себе представить. В общем, что ни на есть – продуктовая барахолка.
Самые знаменитые сети жестких дискаунтеров в России – «Светофор», «Доброцен», «ХлебСоль». Увидев в них конкурентов, в новый формат собрались и большие игроки рынка ритейла. В частности, в конце этого года планируется открытие первых «супердешевых» «Пятерочек».
ДЕШЕВЫЕ МАГАЗИНЫ ПРОЦВЕТАЮТ МНОГО ЛЕТ
Президент Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР) Андрей Карпов подчеркивает, что подобный формат присутствует во многих странах мира, даже развитых. Нечто подобное знакомо и России. Например, «Дикси» и те же «Пятерочки» тоже изначально создавались как магазины низких цен, хотя со временем их «причесали».
– Другое дело, что в Европе дешевые магазины делают упор на собственные торговые марки. И это, как правило, достаточно качественный товар.
Андрей Карпов согласен, что сейчас потребитель экономит, поэтому востребованными становятся магазины с более низкими ценами. А как их можно предложить? Первое: снизить ассортимент, увеличив оборачиваемость. Второе: снизить издержки за счет качества торговых площадей и количества персонала. Поэтому идет некий возврат назад, популярные торговые сети стали рассматривать вариант воссоздания, казалось бы, ушедших форматов народных магазинов.
СРЕДНИЙ КЛАСС ТОЖЕ ЭКОНОМИТ НА ПИТАНИИ
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин называет взрывной рост супердешевых магазинов лакмусовой бумажкой – население беднеет. И торговцы прогнозируют, что бедных будет все больше.
– Раньше «жесткие дискаунтеры» пользовались спросом у людей с низкими доходами. За последнее время число таких людей увеличилось на несколько миллионов, – подчеркивает Янин. – А сейчас в дешевые магазины уходят не только самые бедные, но и вполне себе средний класс. Потому что средняя российская семья отдает 30% своих доходов банкам за всяческие кредиты, а на оставшиеся деньги пытается как-то выжить.
Глава КонфОП предвещает, что люди будут больше покупать дешевых и не всегда полезных продуктов. А значит это косвенно отразится на здоровье этой части россиян. Да, в дискаунтере тоже можно найти здоровое питание, но сделать это сложнее, так как больший объем выкладки там занимает «мусорная еда» – продукты мясной переработки (пельмени, сосиски и т. д.), которые для бедных они становятся альтернативой мясной продукции.
Эксперт отмечает, что ритейл будет работать с меньшим числом поставщиков и загонять их в прокрустово ложе» низких цен. Под таким давлением производители начнут перестраиваться на продукцию из более дешевого сырья, чтобы вписаться в линейку хлеба за 20 рублей, молока за 40 рублей, и т. д.
20 МИЛЛИОНОВ НИЩИХ
– Надеюсь, до уровня ряда стран Африки мы не дойдем. Но в стране более 20 миллионов бедных. Их доходы ниже прожиточного минимума. Эти люди живут меньше, чем на 4 евро в день. Это полная нищета! – сокрушается Янин. – А половина населения получает зарплату ниже 26 тыс. руб. Их условно тоже можно отнести к бедным. И все они в какой-то момент могут пойти на скупку просроченных продуктов. Но массовой эта история не будет. Исправить ситуацию могли целевые пособия на покупку продовольствия. Но эта идея так и не поддерживается властями.
КОНКРЕТНО
7 признаков жесткого дискаунтера
1. Самая нижняя цена среди конкурентов.
2. Небольшая торговая площадь.
3. Минимальный ассортимент – порядка 600 позиций на всю точку. В каждой категории по 1-2 предложения. Разнообразие строго ограничено до самых популярных вариантов. Условной красной икры в таких магазинах не найти.
4. Представлена собственная торговая марка (СТМ).
5. Небольшое количество брендов.
6. Полное самообслуживание или минимум персонала.
7. Минимум полочного оборудование. Товар продается с полок и паллет. Упаковка от производителя позволяет сразу выставлять продукцию без дополнительной обработки, без вынимания товаров и мерчандайзинга (выгодная выкладка с рекламой).
Жесткие дискаунтеры. Почему в России становится все больше магазинов для бедных
Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group, когда-то запускавший «Пятерочку» как сеть дискаунтеров, решил выйти на новый уровень и открыть еще более «дешевые» магазины. Формат получил название «жесткого дискаунтера». Сегодня, 29 октября, в Москве и Подмосковье были открыты две такие торговые точки под новым брендом «Чижик». Особенность таких магазинов — еще более низкие цены. Znak.com поговорил с участниками рынка и аналитиками о том, почему крупные торговые сети уходят в такой формат и насколько перспективно это направление в России.
«Чижик» в погоне за «Светофором»
«„Чижик“ — это сеть для рациональных покупателей, приверженцев прагматичного подхода к покупкам» — так представил новый продуктовый бренд главный исполнительный директор X5 Retail Group (управляет такими сетями, как «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») Игорь Шехтерман. «Ценовая политика нового формата предполагает более низкую стоимость средней продовольственной корзины на рынке», — добавили в пресс-службе компании.
Жесткие дискаунтеры — это магазины с небольшим ассортиментом, как правило, включающим лишь основные продукты. Торговые павильоны ориентированы на покупателей с доходом ниже среднего. Например, на пенсионеров, рассказал Znak.com один из ритейлеров. В таких магазинах ставка делается на очень низкие цены. Торговая сеть «Светофор», работающая в формате жесткого дискаунтера, за короткое время вошла в топ-10 крупнейших российских сетей, и число ее клиентов растет.
«Крупные федеральные сети давно развивают этот формат в различных формах. Есть и успешно развивающиеся сети жестких дискаунтеров. Развитие магазинов с более узким, по сравнению с супермаркетом, ассортиментом, сокращенным количеством персонала и более простым дизайном, а также другими изменениями, направленными на сокращение издержек и торговой наценки, — объективный тренд, связанный с изменением модели потребления», — отметили в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). В ассоциации приводят данные InfoLine: общее количество дискаунтеров (точек) в топ-200 сетей FMCG (продавцов товаров повседневного спроса) на 30 сентября 2020 года превысило 41,4 тыс., их общая торговая площадь — более 15,8 млн квадратных метров. В структуре площадей за девять месяцев 2020 года доля площади дискаунтеров достигла 56,8%.
«Ориентация крупных торговых сетей на запуск жестких дискаунтеров — отражение изменений в потребительском поведении и реакция на процессы в национальной экономике. В условиях экономического кризиса и падающих доходов для покупателя определяющим параметром в покупке становится цена, а дискаунтеры нацелены именно на это — предоставить покупателю наиболее выгодную цену за счет снижения расходов торговой сети», — отмечают в АКОРТ.
Пандемия ударила по карману
«Основные цели, которые преследуют ритейлеры при развитии данного сегмента, это удовлетворение потребностей как можно большего количества потребителей, снижение расходов, а также повышение конкурентных преимуществ. Пандемия коронавируса сократила потребительские доходы населения, поэтому сети жестких дискаунтеров будут пользоваться высокой популярностью. Не исключено, что к подобным мерам могут прибегнуть и другие представители продуктового ритейла», — комментирует аналитик ИК «Финам» Наталия Аседова.
В России за шесть лет цены на продукты выросли до 200% по отдельным товарам. Исследование
«В условиях кризиса, вызванного сначала санкциями, а затем пандемией коронавируса, мы видим длительное падение доходов населения. При этом дорожают бензин, коммуналка, растут другие цены. Снижение нефтяных котировок и падение добычи нефти приведет к дальнейшему снижению доходов бюджета. Все это ведет к реальному обнищанию граждан, а значит, формат жестких дискаунтеров будет востребован», — отметил один из ритейлеров. По его словам, такие крупные компании, как «Магнит» и X5 «начинают играть» в этот формат, не желая отдавать кусок пирога конкурентам.
Дела у X5 Retail Group идут неплохо, несмотря на пандемию, подтверждают аналитики. Наталия Аседова из «Финама» говорит, что чистая прибыль компании за третий квартал увеличилась более чем в пять раз и составила 11,949 млрд рублей (данные по МСФО), а выручка возросла на 15,3% год к году и достигла 486,6 млрд рублей.
Принадлежащая X5 Retail Group «Пятерочка», выходя когда-то на рынок, на фоне региональных торговых сетей действительно выглядела дискаунтером. Но сейчас ее нельзя отнести к этому формату.
Сейчас она работает, как «магазин у дома». Особенно это касается новых магазинов с кофейнями. Собственник сети супермаркетов «Елисей» Александр Оглоблин полагает, что у X5 Retail Group нет задачи прямо сейчас срочно подыскивать помещения под «Чижики» в регионах.
«Первые два магазина — пилотный проект, на котором, скорее всего, будет отработан формат магазинов, необходимая площадь, их количество и ценовая категория», — отмечает ритейлер. Он отметил, что «Светофор» предпочитает открывать свои торговые точки в спальных районах, где низкая арендная ставка за квадратный метр помещения. В центре города на недвижимости не сэкономишь.
Куда же еще экономить?
Основная статья, на которой экономят ритейлеры — эта закупочная цена товара. В пресс-службе X5 Retail Group заявляют, что ассортимент «Чижиков» включает порядка 800 наименований, «наиболее востребованных у покупателей». «Акцент в новом формате будет сделан на собственных торговых марках (СТМ). В целевой модели их доля составит 60%. Ввод СТМ будет происходить постепенно. Первые партии private label появятся на полках „Чижика“ в феврале 2021 года, до конца следующего года их доля вырастет до 30%». «Мы выбираем самые популярные товары и вместе с покупателями разрабатываем высококачественные продукты под собственными торговыми марками», — заверил Игорь Шехтерман.
О высоком качестве товаров у дискаунтеров говорят и АКОРТ.
Однако есть и другое мнение.
«Чудес не бывает. Более низкие цены достигаются либо за счет крупнейшего опта, либо за счет снижения качества продукции. К моему партнеру недавно обратилась одна из компаний, работающая как раз в формате „жесткого дискаунтера“. Она заказала партию тушенки по определенной цене. Когда производитель увидел эту цифру, он сказал, что в тушенке по такой цене не может быть мяса. На это ему ответили: „Пусть там не будет мяса, лишь бы она пахла мясом и была дешевой“», — рассказал на условиях анонимности один из участников рынка.
По его словам, на эти условия поставщик согласился. «Не надо обманываться, будут и те, кто готов производить такую продукцию, и те, кто готов ее покупать», — считает собеседник Znak.сom.
«Это не магазин для бедных»: почему дискаунтеры снова в моде
С июля «Магнит» тестирует сеть дискаунтеров «Моя цена». О намерении развивать дискаунтеры заявляют и наши конкуренты. Многие восприняли такие планы как ставку на то, что население страны будет беднеть, но это не так. Дискаунтер это не магазин для бедных. И на самом деле до сих пор в России практически не было дискаунтеров.
Что не так с дискаунтерами в России
На российском рынке есть несколько сетей, которые мы привыкли называть дискаунтерами. Например, «Светофор» — самый известный из них, на мой взгляд. Но это, скорее, транзакционный бизнес: ретейлер покупает партии товаров, а затем продает их потребителю дешево. Когда партия кончается, он находит что-то другое. Получается, сахар есть всегда, но он не от одного поставщика. Если вы посмотрите на европейские дискаунтеры, на Aldi (немецкая сеть магазинов-дискаунтеров), где я проработал 11 лет, или на Lidl (немецкая сеть супермаркетов-дискаунтеров), вы увидите совсем другую концепцию. Она подразумевает очень качественный товар по привлекательной цене с невысокой наценкой и с очень эффективной моделью поставок. По сути товар предлагается в таком качестве, которое обычно недоступно покупателю за такие деньги.
Я думаю, мы ошибаемся, считая, что дискаунтеры в Европе это магазины для бедных. Это бизнес, который работает с широкими слоями населения, то есть с людьми и с низкими доходами, и с высокими. В этих магазинах людей интересуют не все возможные услуги вокруг товаров, а качество и цена продуктов. Дело в менталитете. Сети дискаунтеров очень развиты в Германии, Нидерландах, Бельгии, а сейчас завоевывают рынок и в Южной Европе, хотя раньше там ценилась сервисная составляющая в магазинах.
Готов ли к дискаунтерам российский потребитель
Конечно, скептики могут возразить: российский покупатель еще не готов к таким концепциям, для него на первом месте цена. Но с учетом почти 20 лет, что я живу в России, я могу утверждать: прежде всего российский потребитель — это и есть европейский потребитель. Россияне очень внимательно отслеживают, где сделан товар. Для них важна локальность, они связывают качество с расстоянием до производства, особенно когда речь идет о свежей, скоропортящейся продукции. И это замечательно: люди знают, что продукт сделан там, где они живут, что он не ехал до магазина несколько дней, а значит, в принципе хорошего качества. Российские потребители понимают, что маленькие сроки годности означают меньшее количество добавок и консервантов, что такой товар более натуральный. И, что особо стало заметно в последние пару лет, россияне в целом все более осознанно относятся к тому, что они едят.
Когда я только приехал в Россию, меня сильно удивило, что в продовольственных магазинах люди не просто покупают, они приходят на шоппинг. В чем разница? Когда я прихожу со списком продуктов в магазин, я пробегу и куплю все за 20 минут. Когда мои русские коллеги и друзья идут в магазин с тем же списком, они тратят 40 минут. Почему? Потому что они выбирают, какая паста, какая у нее цена, как она выглядит. Русский коллега будет изучать состав. Он более сосредоточен на качестве, чем я. Потому что я доверяю бренду магазина, я считаю, что магазин, в который я пришел, не продаст мне ерунды. Такого доверия у российских потребителей нет. Есть очень большое недоверие: «Что они тут мне пытаются продать?»
Российские потребители подозрительны и любопытны. Они хотят знать, что покупают, поэтому изучают товары, занимаются шоппингом. Российский покупатель по-прежнему следит за качеством, но он начал понимать, что бренд сам по себе не всегда гарантирует высокое качество. Есть еще и небрендированные товары такого же качества и, возможно, не такие дорогие. И в этом смысле превращение российского потребителя в европейского уже происходит.
Почему в России нет дискаунтеров
Такой подход потребителей — одна из причин, почему до сих пор в России нет дискаунтеров европейского типа. Вторая причина — специфика поставщиков. Рынок в России в последние 20 лет — это рынок поставщика. В России крупные компании, такие как Mondelez, Unilever или Nestle, покупали и создавали производственные площадки и заводы, чтобы там выпускать свою брендированную продукцию. У них нет дополнительных мощностей, чтобы производить товар специально для ретейлера. Зачастую торговой сети очень сложно найти поставщика для собственной торговой марки. А в Европе есть компании, которые работают только на производство для ретейла. У них нет своих брендов, они не тратятся на маркетинг, просто производят товар только для сетей. Например, в дискаунтерах типа Aldi контракт заключается с одним поставщиком, и он несколько лет поставляет товар одного качества и одного бренда.
Если применять подход Aldi или Lidl в России, нужно найти поставщиков, которые хотят производить только для вас. Российскому рынку, думаю, нужно еще пару лет, чтобы прийти к этой идее.
Другой вариант, открывающий простор для возможностей, — собственные производства ретейлера. Поэтому сейчас мы изучаем, можем ли мы открыть в России дискаунтер европейского типа с учетом собственного производства и нашей базы поставщиков. Хорошие предпосылки для этого уже есть.