муки под надзором повитухи
История развития повивального дела в России
Повивальное дело в России: от повитухи к роддому. Этапы большого пути.
Традиционно детей в семьях было много, и роды, повторявшиеся почти каждый год, воспринимались всеми, как самое что ни на есть естественное событие. Наши предки благодарили Бога за благосклонность в случае благополучного появления на свет ребенка, но и со смирением принимали его потерю.
Кто такая повитуха
В конце XVI века при Иване Грозном был создан первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, так называемый Аптекарский приказ. Традиции и Домострой, существовавшие на Руси, сохраняли представление о том, что врачам-мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды обычно принимали повитухи.
Повивальные бабки славились своим умением, основанном на опыте целых поколений. К помощи повитух прибегали вплоть до середины XX века.
При Петре I в Россию приехало много западных врачей, чье мнение не рекомендовалось подвергать критике. Так начался формироваться медицинский научно-обоснованный «мужской» подход к процессу родоразрешения, вытесняя естественно-интуитивное «женское» ведение беременности и родов. Хотя до начала XIX века «врачам не только не разрешалось изучать акушерство на человеческом теле, но если врач исследовал роженицу без повивальной бабки, то его отдавали под суд» (В. П. Лебедева, 1934).
В 1754 году Павел Захарович Кондоиди, лейб-медик при императрице Елизавете Петровне, подал в собрание Правительствующего Сената «Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества». Все «бабки российские и иностранные» должны были, согласно этому «Представлению», пройти в Медицинской Канцелярии квалификационную аттестацию. Те из них, «кои по аттестатам явятся достойны», приводились к присяге — отчего и звались такие бабки присяжными. Список присяжных бабок, имеющих разрешение на самостоятельную практику, предполагалось подавать в полицию «для народного известия».
Принимая присягу на Библии, каждая повивальная бабка обещала, среди прочего, что:
«днем и ночью, немедленно ходить к роженицам богатым и убогим, какого б чина и достоинства ни были»; «ежели родины продолжительныя будут, к муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду с терпеливостью ожидать настоящаго времени, при том же бранливых слов, клятв, пьянств, непристойных шутокъ, неучтивых речей и прочаго совершенно удерживаться»; «к выкидыванию младенца дачею проносных и изгонительных лекарств или каким либо другим образом ни с кем и никогда соглашаться не буду, и к тому себя употреблять ни за что не дам» и др.
Первые родовспомогательные учреждения
29 апреля 1754 года Правительствующий Сенат утвердил Представление Медицинской Канцелярии, со всеми его приложениями, издав Указ «О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества».
Первым профессором и преподавателем «бабичьего дела» в Москве и вообще в России стал Иоганн Фридрих Эразмус, вызванный Кондоиди из города Пернова (нынешний Пярну). В 1757 году в Москве и Петербурге основываются первые школы для подготовки квалифицированных повитух. Обучение вели акушерки (иностранные, в основном немки), а не врачи. Мужчинам-врачам пока еще было запрещено прикасаться к беременной женщине.
С началом развития капитализма вчерашние крестьяне, попадавшие в город, обитали в несравнимо более скверных условиях, чем в деревне. С укрупнением городов начинают понемногу меняться нравственные устои, происходит размывание статуса семьи. Именно в городах растет число внебрачных беременностей. Государство было вынуждено организовывать родильные приюты для самых бедных городских жительниц.
Родовспомогательные заведения изначально предназначались исключительно для женщин из беднейших слоев населения, а также для незамужних рожениц в качестве тайного убежища. Рожать в больнице было как бы зазорно, поэтому многие из тех, кто желал воспользоваться медицинской помощью, приглашали повивальных бабок на дом.
В 1764 году по указу Екатерины II в Москве при Университете был открыт Воспитательный дом и при нем Родовспомогательное отделение для незамужних рожениц, в составе которого было организовано первое в Москве специализированное учреждение — «Родильный госпиталь» — для бедных родильниц.
В 1771 году по предписанию Екатерины II в Санкт-Петербурге был открыт воспитательный дом, и при нем был учрежден первый повивальный госпиталь — для незамужних и неимущих родильниц (ныне — Родильный дом № 6 им. проф. В. Ф. Снегирева).
В царской России было принято жертвовать изрядные суммы на благотворительность. Родильные приюты создавались подобно ночлежкам и богадельням из человеколюбивых побуждений, а не из-за медицинской необходимости.
Становление акушерства
Научное становление акушерства и улучшение преподавания «бабичьего дела» в Петербурге произошло благодаря Н.М.Максимовичу-Амбодику которого справедливо называют «отцом русского акушерства». В 1782 году он первым из русских врачей получил звание профессора повивального искусства. Н.М.Максимович-Амбодик ввел занятия на фантоме и у кровати рожениц, использовал акушерский инструментарий. Он написал первое русское руководство по акушерству «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле», по которому обучались многие поколения русских акушеров.
Н.М.Максимович-Амбодик, широко образованный врач, талантливый ученый и педагог, горячо любивший свое дело, первый ввел преподавание акушерства на русском языке, боролся против иностранного засилья в русских медицинских учреждениях. Он был горячим патриотом, проявляющим заботу о росте населения России: эпиграфом к своему «Искусству повивания» он поставил выведенные жирным шрифтом слова: «Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа, полезным содержанием новорожденных детей, чем населением необработанной земли немецкими чужеземными пришельцами».
С другой стороны, именно с этого времени к беременной женщине и на роды стали допускаться мужчины-врачи — всего 200 лет тому назад дали им «дотронуться» до беременной. Эти 200 лет характеризуются непрерывной борьбой врачей за усиление своего влияния на рожающую женщину. Сначала они передавали повивальным бабкам лишь азы научных знаний, позже активно начался процесс вытеснения повитухи с ее законного поприща, где она исправно трудилась тысячелетиями.
При царствовании Екатерины II, в 1789 году, был дан «Устав повивальным бабкам», по которому к «бабьичему занятию» допускаемы были только испытанные в знаниях и принесшие особую присягу. Требовались от них также доброе поведение, скромность, неболтливость и трезвость, «дабы во всякое время в состоянии были дело свое исполнять». Важно отметить, что присяжные бабки «недостаточным родильницам» должны были «услуживать безденежно». В столицах присяжная повивальная бабка числилась в штате каждой полицейской части наряду с пожарными, фонарщиками и т. д.
В 1797 году в Петербурге по инициативе императрицы Марии Федоровны был открыт третий родильный госпиталь на 20 коек. Это было первое в России родовспомогательное и вместе с тем образовательное учреждение — Повивальный институт (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН им. Отта). «Родильня» принимала беременных женщин в любое время суток. Родовспоможение и пребывание в стационаре осуществлялось обычно безвозмездно, и предназначалось в основном для замужних бедных рожениц. Повивальное искусство в институте читал Н.М.Максимович-Амбодик.
После смерти Марии Федоровны Николай I указом от 6 декабря 1828 года объявил Повивальный институт государственным учреждением и согласно желанию усопшей матери назначил его покровительницей великую княгиню Елену Павловну. Учреждение получило название «Императорский Институт повивального искусства с родильным госпиталем». При нем в 1845 году начала работу первая в России школа сельских повивальных бабок.
В 1806 году при Московском университете был открыт новый повивальный институт и родильный госпиталь на три койки для бедных рожениц (ныне Московское медучилище № 1 «Павловское»). В 1820 году число коек увеличилось до шести.
После отмены крепостного права в 1861 году повивальная бабка работала как в системе вновь образованной земской медицины, так и в государственной системе здравоохранения. За свою работу повивальным бабкам назначалось жалование и повышенная пенсия, а также «за долговременное рачительное исполнение обязанностей» они отмечались знаками отличия и правительственными наградами.
Подготовка повивальных кадров, их обязанности
В царской России было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: «повивальная бабка» (высшее медицинское образование), «сельская повивальная бабка» (среднее медицинское образование) и «повитуха» (заочное образование).
Повивальные бабки готовились Повивальными институтами, которых к концу XIX века в России было не менее двух десятков. Диплом на звание повивальная бабка выдавался по окончании обучения (как правило, шестилетнего) и принятия «Присяги повивальных бабок о должности их».
На повивальную бабку возлагалось «подавание пособий» и уход при нормальном течении беременности, родов и послеродового состояния, а равно и уход за новорожденным. Врач-акушер призывался только при неправильном течении всех этих состояний.
Повивальные бабки ежемесячно предоставляли во врачебные управы отчеты о проделанной работе, сельские повивальные бабки — раз в квартал.
Желающая получить звание повивальной бабки должна быть не моложе двадцати и не старше сорока пяти лет.
Сельская повивальная бабка получала трехлетнее медицинское образование в специализированных повивальных школах в крупных уездных городах. По России повивальных школ насчитывалось не менее пятидесяти.
Кроме того, имелись так называемые центральные, местные и земские школы, в которых преподавались: закон Божий, русский язык, арифметика и курс теоретического и практического родовспомогательного искусства.
Сельская повивальная бабка работала на селе без права работы в городе. Она и принимала роды, и готовила повитух из соседних деревень.
Повитуха получала свидетельство о заочном образовании на основании свидетельства от повивальной бабки, у которой она училась, за подписью городового или уездного врача.
Придавалось большое значение не только опыту, но и морально-нравственным качествам. Бабка должна была быть безупречного поведения, быть честной и уважаемой в обществе. Она получала благословение у священника, регулярно исповедовалась и причащалась.
Как уже отмечалось, согласно «Уставу повивальным бабкам», «всякая повивальная бабка должна быть благонравна, доброго поведения, скромна и, трезва, должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, невзирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно».
С развитием общества росло и число подготовленных повивальных бабок, а не просто случайных помощниц — родственниц и соседок. В 1757 году по регистрации в Москве работало 4 повивальных бабки. В 1817 их было в Москве уже 40, а в 1840 году — уже 161 повивальная бабка. А в учебном году одна только Военно-медицинская академия в Петербурге готовила около 500 повивальных бабок. В 1902 было уже 9000 повивальных бабок, из которых 6000 жили и работали в городах, а 3000 — в сельских местностях.
Первые родильные дома
В XVIII веке начинают открываться родильные дома. Родовспомогательные заведения, родильные дома и приюты устраивались для помещения на время родов и послеродового периода беременных из «недостаточных классов населения» или для предоставления возможности за плату провести роды в обстановке, соответствующей научным требованиям антисептики и асептики. Но вскоре после их организации врачи встретились с тяжелым, часто смертельным осложнением — «родильной горячкой», т. е. послеродовым сепсисом. Массовые эпидемии этой «горячки» были бичом родильных домов и в первой половине девятнадцатого века. Летальность от послеродового сепсиса колебалась в отдельные периоды XVIII — первой половины XIX веков от 10 до
В XIX веке два крупных научных открытия — введение эфира и хлороформа в целях обезболивания, а также изучение путей распространения инфекции во время и после родов и первых средств борьбы с ней — сильнейшим образом отразились на судьбе родовспоможения. Развитие акушерства пошло по пути все большего внедрения в практику лекарственных и хирургических принципов и научных методов. Среди прочих можно назвать операцию кесарева сечения, разрушительного действия которой на развитие физиологии и психики ребенка еще не было известно. Опасность сепсиса снизилась, вследствие чего эта операция нашла широкое распространение в акушерской практике.
И все-таки большинство населения России скептически относилось к практике родильных домов. До начала XX века в роддомах рожали лишь женщины, у которых не было возможности родить дома — по бедности или потому что ребенок был незаконнорожденный. Так, в 1897 году на праздновании Императорского клинического повивального института великой княгини Елены Павловны его директор лейб-акушер Дмитрий Оскарович Отт с печалью отмечал: «98 процентов рожениц в России по-прежнему остаются без всякой акушерской помощи!», или, другими словами, предпочитали рожать дома.
В 1913 году на всей территории огромной страны насчитывалось девять детских консультаций и всего лишь 6824 койки в родильных домах. В крупных городах охват стационарным родовспоможением составлял всего 0,6% [БМЭ, том 28, 1962]. Большинство женщин продолжало традиционно рожать дома с помощью родственниц и соседок, или приглашали к себе повивальную бабку, повитуху, а в сложных случаях — врача-акушера.
Родовспоможение после 1917 года
После революции 1917 года происходит разрушение сложившейся системы родовспоможения.
Государственная система подготовки повивальных бабок, сложившаяся при царизме, по инерции продолжает работать до 1920 года. Большевикам поначалу было просто не до них. В 1920 году грянула реорганизация здравоохранения. Повивальные институты и школы были перепрофилированы, там перестали готовить специалистов по нормальной физиологии. Был взят курс на всемерный охват рожающих женщин врачебными услугами.
На IV всероссийском съезде здравотделов в декабре 1922 года был поднят вопрос о введении уголовной ответственности за незаконное врачевание. С этого времени начался отход от практики домашних родов, и был взят курс вначале на колхозные родильные дома, а затем на полное стационарное медицинское родовспоможение. Повивальные бабки, продолжавшие практику ведения нормальных родов, подвергались судебному преследованию и последующей ссылке.
Вместо родильных приютов для неимущих и безмужних рожениц в стране развернулось грандиозное строительство родильных домов для всех женщин без исключения. Так к 1960 году по Советскому Союзу родильных коек насчитывалось уже более 200000. По сравнению с царской Россией произошло увеличение количества коек при одновременном падении рождаемости.
К постели рожающей женщины вместо повивальной бабки встал врач — специалист по патологии. Началось внедрение «стандартизации» медицинских услуг. В годах было введено массовое обезболивание родов. Разрабатываются и из года в год совершенствуются методики медикаментозного ведения родов — с научной точки зрения «на благо женщины и плода».
Ничем не сдерживаемое научное «мужское» акушерство развернуло в родильных домах полномасштабную агрессию в отношении женской самостоятельности и интуитивного проживания процесса родов, и все это при поддержке государственных структур различного уровня и средств массовой информации.
Параллельно происходило разрушения института семьи — полное раскрепощение женщины, активное привлечение ее к производственному труду, общественной деятельности, коммунистическому строительству. Деторождение объявлялось социальной функцией женщины.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Муки под надзором повитухи
КАК МЫЛИ, ПАРИЛИ, КУПАЛИ МАЛЫША
На большей территории расселения русских самыми распространенными приемами очищения тела новорожденного было паренье веником в бане или печи и купание. Первое омовение совершалось повитухой и должно было символически отделить младенца от мира, из которого он пришел, смыть с него остатки нечеловеческого, природного, приобщить его к сфере культуры и довести до состояния настоящего человека. Поэтому омовению часто сопутствовали манипуляции с телом новорожденного: повитуха распаривала его, чтобы «лепить» «настоящего» ребенка. Она исправляла «неверную» форму головы, «смиряла»/»стягивала», т.е. распрямляла и соединяла вместе ручки и ножки. Первому купанию также приписывалась возможность придать младенцу недостающие качества, наделить его счастьем и богатством, сформировать половую природу, обеспечить защиту от потусторонних сил. Для этого в приготовленную для купания воду бросали монетки, чаще серебряные, которые должны были обеспечить чистоту кожи и дать богатство, клали хлеб, яйцо, стеклянные вещи, лили святую воду. С целью оздоровления в воду добавляли травы: васильки, мяту, руту, душицу, любисток, сенную труху и т.п. Существовало убеждение, что теплая вода сделает ребенка добрым, а если обмыть его в первый раз молоком, он будет обладать нежной белой кожей. Считалось, что первое паренье веником, заменявшее купание в северно-русских и среднерусских областях, укрепит мышцы, сделает младенца сильным, крепким, наделит его спокойным сном.
(c) Холодная Вера Георгиевна
БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ НА РУСИ
Много лет назад, как и сегодня, будущие мамы начинали готовиться к родам задолго до намечающегося дня появления малыша на свет. Конечно, не было тогда курсов, школ будущих матерей, женских консультаций, бесчисленных пособий и журналов, но были красивые ритуалы, обычаи и традиции, связанные с беременностью и родами.
В северных регионах (по другим источникам- и у православных староверов) бытовал обычай подпоясываться беременной жене поясом мужа, а ночью укрываться его зипуном- так «мужская сила» оберегала мать и ребёнка в утробе.
Перед родами роженице расплетали косу. Снимали крышки с посуды, отворяли окна, открывали засовы, по углам бани ставили раскрытые сундуки- всё это действия должны были помочь материнской утробе открыться и выпустить младенца.
Copyright © 2013. Копирование материалов разрешается только при указании работающей ссылки на сайт http://vk.com/narodpedagogika
Кто такая повитуха
В жизни каждого человека повитуха была в числе самых близких людей, и эта связь не прекращалась до самой смерти. Собственно, миссия повитухи заключалась не столько в принятии родов, сколько в дальнейшем уходе за роженицей и новорожденным. После родов бабка «правила и ладила» роженицу и новорожденного. Считалось, что сорок дней от рождения ребенок находится в переходном состоянии (уйти или остаться в этой жизни), и именно повитуха помогает ему в этот период, защищая от всего, что могло бы навредить. Названия «повитуха», «повивальная бабка», «парилка», «пуповая баба» говорят сами за себя. Она повивает, то есть пеленает ребенка, парит и моет после родов в бане ребенка и роженицу, «правя» его тело, перевязывает пуповину. Все эти действия имели для наших предков ритуальный смысл, им приписывалась очень значительная роль в дальнейшей жизни матери и ребенка. Часто одного присутствия повитухи было достаточно для того, чтобы роды прошли хорошо.
В некоторых деревнях существовал обычай рожать первого ребенка в доме матери, которая под благовидным предлогом удаляла из избы остальных членов семьи. Иногда теснота крестьянских помещений заставляла роженицу из большой семьи спешить к повитухе и рожать у нее. Однако чаще всего роды проходили у себя дома. Если не было отдельной комнаты, то в горнице занавеской отгораживали угол. Во многих семьях специально не очень жарко топили баню, считая, что это расслабит и «размягчит» тело роженицы. Интересно, что звали повитуху всегда тайно, даже прибегая к особенным, «шифрованным» выражениям, опасаясь прямо излагать свою просьбу. Говорили: «У нас такая-то заболела» или «На печь залезла» (что то же самое). Визит повитухи к беременной тоже скрывался. Она проходила всегда задними дворами, через огороды. Обычно повитуха входила в дом со словами: «Помогай Бог трудиться! «. Переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской водицы и зажигала перед иконами свечу. Считалось, что верными средствами для ускорения родов является расстегивание ворота рубахи, снимание колец, серег, развязывание узлов, расплетание кос роженицы. Отпирали все замки в доме, открывали заслоны печей, ворот: ведь если все открыто и развязано, то и роды «развяжутся» скорее. На протяжении всех родов повитуха ободряла роженицу, приговаривая, что все идет хорошо, поглаживала ей поя.
Пуповину новорожденному перевязывали ниткой, свитой с волосами матери, чтобы связь между ними, по народному поверью, оставалась на всю жизнь. Особенным было и отношении к детскому месту. Если советск
Пуповину новорожденному перевязывали ниткой, свитой с волосами матери, чтобы связь между ними, по народному поверью, оставалась на всю жизнь. Особенным было и отношении к детскому месту. Если советские родильные дома еще в недалеком прошлом выполняли план по сдачи плаценты для производства различных лекарств и косметики, а сейчас она является предметом торговли, то в русских деревнях существовал настоящий ритуал захоронения детского места. Его тщательно промывали и, завернутое в тряпочку, зарывали в землю, произнося при этом особые молитвы. Считалось, что у человека сохраняется связь с плацентой, и, «похороненная», она продолжает «поддерживать» человека в жизни, передавая ему силу Земли-матушки.
Затем бабка моет ребенка, и это первое омовение, как и последующие ежедневные вплоть до крещения, должно смыть с него возможные болезни, и, так сказать, печать того света, иного мира, из которого, как считалось, он пришел, уберечь от сглаза. Обычно ребенка и мать вели в баню. Там парилка садилась на полок, клала новорожденного себе на вытянутые ноги и поливала водой, которую она заранее приготовила, положив туда соли «от всякой болезни и нечисти», яйцо, «чтоб ребенок был белым и чистым, как яйцо», серебряную монету, «чтоб был богат». При этом она могла приговаривать:
Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, мыла ради доброго здоровьица,
смывала причище, урочище, призорище (виды сглаза), отцову думу, маткину.
Водушка текуча, Анюшка (имя ребенка) ростуча, водушка в землю, Анюшка кверху.
Затем воду, которой мыли ребенка, выливали снаружи избы на тот ее угол, в котором в доме висят иконы. Считалось, что чем выше выплеснут воду, тем выше вырастет ребенок. В бане же повитуха правит и роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, поправляет золотник (матку), который смещается во время родов.
Так повитуха заботилась о ребенке нескольких дней, а то и несколько недель, живя при этом в доме роженицы и помогая ей управляться с ребенком. По прошествии этого периода (часто он длился до крещения ребенка, которое устраивали через 2-4 недели после рождения) повитуху одаривали и провожали. При этом прощание тоже было ритуально обставлено: мать новорожденного и бабка умывали друг дружке руки, целовались, повитуха получала дары и уходила. Это называлось размывать руки.
Считалось, что после смерти повитуха не понесет тех испытаний, что предназначены обычным грешным людям, потому что за нее молятся дети, а Бог снисходит к их молитвам.
Повитухой могла стать только замужняя или овдовевшая женщина в возрасте, которая сама имела детей. Г.Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина», изданной в 1903 году, пишет: "
«Баба-повитуха и её функции в народной медицине жителей Полесья конца ХIХ – начала ХХ века (по экспедиционным материалам)
Ирина Колодюк.
От редакции сайта «РОДОБОЖИЕ» на котором была опубликована эта статья:
Предлагаем вам ценный этнографический материал 100-летней давности. Пусть вас не смущают христианские молитвы и заговоры. В остальном родная традиция на рубеже конца ХIХ – начала ХХ века была в народе полностью сохранена. В конце этой статьи мы расскажем об обрядах, славлениях и заговорах, применявшихся в Ведической Руси. Приятного чтения.
Другая ситуация сложилась с бабами-повитухами. В современное время их услугами давно не пользуются, однако память о них существует, так как почти каждая пожилая сельская женщина слышала о них или обращалась к ним за помощью. Об этом, в частности, свидетельствуют полевые исследования, собранные автором публикации летом 2003 года во время экспедиции в Житомирскую область (Брусиловский и Коростышевский районы, где также проживают переселенцы из Народичского и Овручского райнов).
Сведения о бабе-повитухе, которые можно встретить в научной литературе, преимущественно освещают статус народной лекарки в контексте родильной обрядовости.[2] Основательным исследованием повитух во всех сферах их деятельности одной из первых в Украине начала заниматься известный этнограф Елена Александровна Боряк, выпустившая несколько публикаций, а так же монографию на эту тему[3].
Отметим, что повитухи делились на несколько категорий: 1) дипломированные; 2) обученные, но без соответствующего образования; 3) сельские.
Две первые группы работали преимущественно в городах, последняя – специализировалась в сёлах. Причём, несмотря на множественные меры, предпринимаемые государством к распространению по сёлам квалифицированной врачебной помощи, баба-повитуха долгое время оставалась неизменной составляющей сельской медицины.[4] О сельской бабе-повитухе и пойдёт речь.
Женщину, принимавшую на селе роды, называли по-разному (в зависимости от местности). Наиболее распространённым было: «баба», «баба-повитуха», «баба-бранка», а так же ещё более десяти вариантов названий.[5]
Во время полевых исследований, кроме вышеперечисленных названий были выявлены ещё и такие: «баба, которая пуп вяжет»,[6] «баба-нужная»,[7] «баба по родам»,[8] «повыть».[9] Иногда, по роду деятельности, ей давали прозвище на селе: «У нас баба была такая, Орина, как говорили, Бабичиха, это она всё принимала, ко всем ходила, да бабила».[10] Иногда просто называли по имени: «Как их звать, так и называли»[11].
В повитухи шли, как правило: «Старенькие бабы, которые видели это, знали. Они уже и принимали». (записано автором от Заяц М. А.). Преимущественно им было «за пятьдесят, шестьдесят, они уже своих детей вырастили, внуков имели, тогда уже они к людям шли» (записано автором от Линкевич А. Ф.).
Однако, одним из главных требований к женщине, которая шла “бабить” было: вести степенный образ жизни, быть «чистым человеком, детей не водить [не рожать] и чтоб ничего при себе не иметь», «чтобы не было на рубашке” [отсутствовали регулы], “чтоб чистая была»(записано автором от Утюк А. А.). Такое требование было связано с народным убеждениям о том, что все дети, которых приняла «нечистая» баба – будут золотушными (больными золотухой)[12].
Вместе с тем, случаи, когда женщина ходила по деревне и “бабила”, а потом рожала сама, были: «Моя мать так рождена. Она родилась тогда, когда у её брата было трое детей, то она с ними и выросла, там уже не розбирёшь чьи они» (записано автором от Сычевской Анны).
Как правило отношение к такой “бабе” и к ребёнку было насмешливое. Ребёнка называли “забабич”, “бабинец” (записано автором от Заяц М. А.). Однако бывало, когда к таким случаям относились с пониманием: «Ей было 58 лет, а она дочь родила. А кто над ней смеялся? Никто над ней не смеялся. Родила баба, да и всё»[13].
При выборе бабы-повитухи учитывался её нрав, так как согласно народному мировоззрению, черты её характера в определённой степени переходили на ребёнка: «Баб выбирали добрых, чтобы не были они сплетницы, чтобы не были погаными. Такая баба-повитуха по всему селу ходила, она была везде. Первая баба на селе «[14].
В отличие от дипломированных акушерок, бабы-повитухи учились своему мастерству на протяжении всей жизни: рожали детей, наблюдали за тем, как работали повитухи (их предшественницы), перенимали знания и умения от матери или свекрови. Нередко это занятие передавалось из поколения в поколение. Несмотря на все усилия официальной медицины заменить повитух в сёлах дипломированными акушерками, последние долгое время не были способны конкурировать с сельской бабой-повитухой.[15]
Существовало множество верований, связанных с днём и часом, когда родился ребёнок. Некоторые предсказывали судьбу по дням недели: в понедельник рождаются вещуны-прорицатели, в четверг – богачи, рождённые дети в пятницу – несчастливые, в воскресенье – страстные. Ребёнок рожденный на Наума будет мудрым, на Благовещение – глупым, просто на большой праздник – несчастным, калекой или малодушным.[17]
Было также распространено убеждение, что существует счастливое и несчастливое время рождения, от которого зависела судьба ребёнка. В беседе с автором публикации одна из чернобыльских переселенок рассказала, что баба-повитуха, которая принимала у неё роды, чётко определила таким образом судьбу и характер её дочери (записано автором от Ходаковской Г. А.).
Важными для бабы-повитухи становились её первые роды, когда её впервые приглашали в качестве акушерки. Нередко бабы сначала набивались сами: «Зачем хлопотать с приглашением бабы, вот я сама, разве я не видела, как это делается»?[18] После того, как она благополучно «побабила» её начинали звать и другие. Однако следует учесть, что существовала определённая этика: не следовало менять одну бабу на другую, иначе обиженная повитуха могла наслать на ребёнка кликушество или другую беду[19].
Таким образом, когда подходило время родов посылали за бабой-повитухой. Как правило, приглашать её шёл отец ребёнка или ближайший родич. Иногда бабу звали вечером, чтобы никто не видел: согласно убеждениям полещуков, чем меньше людей знали о родах, тем легче они проходили [20].
Отказываться идти к роженице принимать роды считалось страшным грехом, хотя для начала баба и отказывалась, так как считалось, что тогда роды будут лёгкими [21].
Начинала баба с молитвы, поклонов, а затем переходила к принятию родов. На первом этапе её функции заключались в наблюдении за роженицей, обследовании её родовых путей. Повитуха поглаживала, растирала живот с целью вызвать сокращение мышц матки и облегчить выход ребёнка на свет. Нередко баба рекомендовала роженице более удобную позу или положение для облегчения болей[23].
При тяжёлых родах повитуха прибегала к фитотерапии: приготавливала настои из цветов ржи, корней аира, листьев крапивы, пырея и др. Парила роженицу на гречневой соломе на печи, давала дуть роженице в бутылку, поила «братками» (фиалкой трёхцветной). Макала “повисмо” (пряжу из конопли и льна) в тёплую воду и обкладывала им роженицу.[24]
Тяжёлые роды считались «карой Божьей» за грехи. В таких случаях практиковалось просить прощения: прежде всего, покаяние приносила баба, супруги просили прощения друг у друга, родственников, редко – у соседей [25].
Однако, следует заметить, что среди баб-повитух попадались шарлатанки, методы лечения которых приводили к смерти матери или ребёнка. К примеру, они били роженицу животом о двери, жали на живот, заставляли вытягивать воду из колодца, скакать со скамейки или печки и др. Удивительно, что даже при фатальных случаях бабу не обвиняли, но снова приглашали принимать роды.[26]
Огромное значение при тяжёлых родах имели религиозные практики. Часто перед началом своей деятельности сами повитухи брали благословение у священника, заказывали молебен или акафист деве Марии – покровительнице беременных женщин[27]. Роженице так же советовали молиться, давали пить воду, которой омывали икону, завешивали “рушником” (полотенцем), использовавшимся на Пасху, или висевшим над образами[28].
Нередко посылали родственников к священнику с просьбой открыть царские врата в церкви: верили, что через церковь простилается кратчайший путь с Небес, которым должно снизойти дитя [29]. Подтверждение этому верованию находим в заговорах «к роженице», которые знала каждая опытная баба-повитуха:
Или, перекрестив и подувши на воду, она трижды повторяла:
Затем давала випить роженице три глотка этой воды, мочила грудь, живот и лицо, а остальное выливала на пороге (записано автором от Чикун Н.Н.).
Чаще всего в заговорах обращались к святым и Богородице, которым в украинских заговорах в целом, принадлежало ведущее место. Известная исследовательница М. Гримич связывает это с тем, что вся украинская тайная обрядность была связана с женским полом: исполнительницами лечебных обрядов почти всегда были женщины; подавляющее большинство «болезней» имеет женский пол. Поэтому и считалось необходимым молиться перед обрядом покровительнице женской стати[30].
Однако, из-за бедности, пуповину со стороны матери перевязывали посконной нитью (боялись большого количества детей). Однако, к такому методу прибегали крайне редко, так как такие действия» не годились, грех».
В последний период родов происходило отделение плаценты – “места”. При задержке её выхода повитухи использовали различные рациональные (прикладывали различные компрессы) и иррациональные методы (вызывание «места» в форме просьбы).[32]
После выхода плаценты, повитуха, обмыв роженицу, приступала к следующему этапу – купанию ребёнка. Купание, особенно первое, по народному мировоззрению, имело большое значение для дальнейшей судьбы человека. Опытные бабы-повитухи хорошо знали травы и добавляли в купель те из них, которые благоприятно влияли на здоровье новорождённого младенца: череду, мяту, “Петровы плети”, ромашку, чистотел, любисток, цветки пиона и калины.
Если ребёнок рождался слабым, баба-повитуха тоже умела подбирать необходимые комбинации трав: «Как дитя родится пустое, худое, то его купают в братках» (фиалке трёхцветной). В пионах купали при эпилепсии, в секирах полевых – при безсоннице. Клали полищуки в купель и пепел, кораллы, серебряные монеты, имевшие обеззараживающие свойства: «Деньги разные, чтобы богато было».
Советовали купать маленьких детей в пелёнках, потом меняя их на сухие. Предостерегали бабы-повитухи от резких движений, направленных на ребёнка, в частности, для формирования ровных ног рекомендовали брать детей не за коленки, а за “лыточки” (бёдра). Если же случались вывихи, особенно родовые, полесские бабушки делали так: «Как спинка вывихнется у ребёнка, как родится, то меряют в купели. Колено до локтя трижды». Не последнюю роль играла тут народная магия: «Детей малых купают в “пивонци” [пионе], чтобы хорошие были, в любистках, чтобы любили хлопци”. 33
Когда делали купель, смотрели на пол ребёнка: «Парню – дуб, девушке – береза» (записано автором от Ходакивской Г.). «Как девушка, то с пионов цветок» (записано автором от Гордин Н.). Девочку купали в любистках, «чтобы ребята любили», а мальчику клали «бархатцы, чтобы был хороший». 34
Придя к колодцу, повитуха шептала:
Принеся эту воду в дом, баба омывала руки себе и роженице, которая приговаривала:
«Ты мне, бабушка, очищаешь душу, а я тебе – руки».[36]
Другой пример обряда очищения на Черниговщине. Баба-повитуха в горшок с водой клала иву и овёс, а затем поливала этой водой руки роженицы. Причём роженица должна была стоять правой ногой на топоре, если мальчик, или на гребне, если девочка. Вытирая руки роженицы, баба-повитуха приговаривала:
После родов, некоторое время баба ухаживала за роженицей и хозяйничала в её доме: убирала, готовила есть у неё дома или приносила с собой. «Целую неделю ходила к роженице и варила есть, или у той роженицы, или приносила из дома. А тогда уже бабу благодарили: набирали ей на платье, хлеб несли» (записано от Музыки А.). Благодарили бабу тем, что имели: «Бабе давали подарки: платок, на платье набирали, что у кого было, так – не требовали» (записано автором от Романенко Н.). А потом «как уже роженица придёт в себя, она и сама несёт пироги, три пирожка, и несёт бабе уже гостинцы, платок или кофту или материю и идёт к ней, несёт» (записано автором от Рудницкой М.).
После родов бабу-повитуху не забывали, а чествовали и в дальнейшем. В частности, обязательно звали на крестины, где непременным ритуальным блюдом была бабья каша, которую чаще всего готовила сама баба-повитуха. Существовал обряд разбивания «бабьей» каши. Такое право предоставлялось тому, кто больше всего ложил денег в кашу. Как правило, такая честь выпадала куму. Вершок каши давали матери ребёнка, а остальное баба делила между всеми гостями. Причём, к этому добавлялись такие словесные формулы-пожелания, которые указывали на связь этого действия с магией плодовитости: «Роди, Боже, рожь и пшеницу, а куму и куме детей копну».[38]
Обязательно приглашали повитуху и на «похрестины», которые проводили на второй день после крещения. Кумовья одаривали бабу калачом, а все присутствующие бросали ей на тарелку деньги. Не забывали бабу и в последующие годы. По обычаю, дети, которых «бабила» повитуха, навещали её на все главные религиозные праздники, особенно на Пасху: «На Пасху идут, а баба уже им покрашенное яйцо даст. Они бабе — что уже есть: пирожки или пасочку» (записано автором от Сычевский Анны). Если баба доживала, то звали её и на свадьбу, оказывая ей все почести: «Садят на стул, там возле образов, в красном углу. Это уже она модная баба, раз уже женит своего внука» (записано автором от Рудницкой Н. Н.).
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод, что баба-повитуха занимала одно из ведущих мест в родильной обрядности жителей Украинского Полесья, являясь в сфере акушерской практики на селе одним из главных лиц. Она широко использовала как рациональные, так и иррациональные знания народной медицины. В частности, знала лекарственные травы, умела сделать из них настойки, компрессы, которые способствовали быстрым, безболезненным родам и рождению здорового ребёнка. В случае сложных родов применяла различные магические элементы, в том числе и заговоры, которые занимали одно из ведущих мест.
ОТ РЕДАКЦИИ САЙТА «РОДОБОЖИЕ»:
Не трудно догадаться, что в Ведической Руси роль повитухи выполняла либо Жрица Рода, либо старшая Баба в роду. Слово «Баба» в Древлесловенской Речи означало «Врата Междумирья» чрез которые в наш мир входили Души новорождённых детей. До сих пор в Санскрите и других языках мира слово “Баба” означает “Светой”, “Свещенный”.
Рожали наши пра-пра-бабушки в воду, чтобы дитя плавно переходило из мира Слави в наш мир Яви: ребёнок выплывал из околоплодных вод матери – в родовую банную купель. Ведаману Ведагору Трехлебову Староверы Сибири показывали родовую банную купель в которой, по их утверждениям, родилось больше 10 поколений их рода.
Напомним, что всё, что связано с исполнением долга перед родом [39] и продлением рода [40] – в Ведической Руси являлось свещеннодействием. Начиналось это свещеннодействие с выхода Душ будущих родителей с помощью Тантра-Йоги в мир Слави и приглашения Предков рода мужа в мир Яви в качестве своих детей. Когда это приглашение успешно состоялось – родители готовились к зачатию.
Зачатие Предка рода мужа являлось итогом другого свещеннодействия – Родового обряда вложения семени. С этой целью свою опочивальню супруги превращали в Родовой Алтарь.
Вынашивание младенца происходило под охраной Родовых Богов. С этой целью беременная мать никогда не расставалась с обереговой куклой, сделанной, намолвленной Обереговой Силой Рода и подаренной ей мужем.
В зависимости от того, в переиод влияния какого из Чертогов Сварожьего Круга (Зодиака) происходили роды, благослолвение бралось и у Бога или Богини – Покровителей и Управителей данного Чертога.
С заговорами до, во время и после родов, как рожаница, так и Жрица Рода или баба-повитуха обращались не только к перечисленным Богам и Богиням, но и к Богам-Управителям 5-ти стий материальной Природы: Матери Сырой Земле, Матушке Водице, Батюшкам Огнебогу, Стрибогу (Управителю Воздуха) и Акаше (Пространству). Поэтому роды происходили на освещённой Земле с освещённой Водой, в присутствии освещённого Огня и Воздуха в освещённом Пространстве семейной бани.
Всё это обезпечивало лёгкие безболезненные роды. Они в обязательном порядке происходили в присутсвии отца ребёнка, который принимал роды. Жрица Рода или баба-повитуха выполняли лишь вспомогательные функции. Новорождённого младенца первым брал в руки отец – кто посеял, тот и жнёт. Он вынимал чадо из банной купели, дожидался, славя Родных Богов, его первого вздоха и прикладывал к материнской груди.
Пуповину ребёнку никогда не отрезали. После выхода плаценты её помещали в освещённую воду со льдом и носили вместе с ребёнком до тех пор, пока пуповина не прекращала пульсировать, отдавая младенцу нужные его организму вещества. После прекращения пульсаций пуповину перевязывали над пупком освещённой косичкой, сплетённой из льняной нити и волос отца с матерью. При этом возносилось славление Родным Богам и произносился заговор на самостоятельную здоровую жизнь.
Когда пуповина в перевязанном месте отсыхала, то её вместе с плацентой прикапывали под корни молодого саженца, астрологически являвшегося Свещенным Древом новорождённого чада. Таким образом добавлялось ещё одно Древо в Свещенной Родовой Роще. Иногда плаценту сжигали в огне Родового Алтаря, если в Свещенной Роще уже росло Древо, астрологически являвшееся Свещенным Древом для новорождённого младенца.
После отсыхания пуповины отец ребёнка в присутствии Жреца Рода показывал чадо Яриле-Солнцу и Родным Богам, призывая Их благословения на долгую, здоровую и счастливую жизнь его дитя в мире Яви.
В Южно-российской и Украинской традициях – через 1 год (у казаков через девять лет, Стпепан Разин проходил этот обряд в девть лет), а в Урало-Сибирской традиции – через 12 лет ребёнок проходил обряд наречения душевного и духовного имён (помимо того светского, что дали родители). В этом обряде принимали участие кумовья отца с матерью – духовные родители ребёнка, которые к мирским знаниям его ума, добавляли духовные знания своих умов. Поэтому у нас до сих пор сохранилась пословица: “Ум хорошо, а два – лучше”.
По Ведической Традиции кумовья оказывали чаду своё покровительство всю свою жизнь в мире Яви, а в случае преждевременной смерти родителей ребёнка, принимали на себя обязанности его воспитания и духовного водительства в жизни.
С приходом на Славянские земли христианской религии, Ведическая Традиция была упрощена, частично переделана и перенесена на базу христианского мировоззрения. В таком виде она и просуществовала до конца ХIХ – начала ХХ века. Как сами видите, уважаемые читатели, не так уж много было упрощено и переделано. При здравомысленном подходе – Родную Традицию можно и нужно восстановить.
Благо дарим уважаемым читателям за внимание.
[4] Боряк Е. Состояние народного акушерства в XIX в. – с. 49.
[5] Боряк Е. Сельская повивальная бабка в статусе родопомощницы. – с. 443.
[6] Записано автором 14.07.2003 г. от Чикун Натальи Никифоровны 1928 г. р. родом из с. Старые кони Заричнецкого района Ровенской области.
[7] Записано автором 12.07.2003 г. от Кагон Марии Кирилловны 1930 г. р., жительницы с. Соломиевка Дубровецкого района, Ровенской области.
[8] Записано автором 14.07.2003 г. от Утюк Александры, жительницы с. Прикладники Заричнецкого района Ривненской области.
[9] Записано автором 14.08.2003 г. в с. Морозовка Брусиловского района, Житомирской области. от Кобылинский Нины Иосифовны, 1928 г. р. переселена из с. Базар Народичского района.
[10] Записано автором 11.08.2003 г. в с. Новые Озеряны, Брусиловского района, Житомирской области от Заяц Марии Андреевны, 1938 г. р. переселённой из с. Журавлинка в 1992 году.
[11] Записано автором 20.08.2003 г. в с. Потиивка Радомышльского района, Житомирской области от Линкевич Антонины Феликсовны, 1923 г. р. переселённой из с. Рудня-Осошня Народичского района.
[13] Записано автором 2003 г. в с. Быков Брусиловского раони Житомирская области от Ходакивской Анны Андреевны, 1927 г. р., переселённой из с. Заводное Народичского района.
[14] Записано автором 20.07.2003 г. от Музыки Ганны Денисовны, 1924 р. н. жительницы с. Коростышив.
[15] Подробнее см. Боряк Е. Состояние народного акушерства в XIX в.
[16] Записано автором в 2003 г. от Кривчук Марии Антоновны 1937 г. р., переселена из с. Большие Клещи Народицкого района в 1990 году. Житомирская область, Коростышевский район., с. Лысовка.
[39] Исполнением долга перед родом – рождение 9-ти детей. Прим. ред.
[40] Продление рода – рождение мальчиков – продолжателей рода. Прим. ред.
Ирина Колодюк.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов