можно ли поминать тортом усопших
Как правильно отмечать день рождения умершего
Как отмечать день рождения умершего
Пока человек был жив, его день рождения как правило отмечался. В большинстве случаев сценарий примерно такой: в доме наводится порядок, приходят близкие люди, накрывается стол. Имениннику дарят подарки, говорят теплые слова.
Когда человек переходит в иной мир, он лишается тела. Но у духа сохраняются те же привычки, интересы, привязанности и предпочтения, что и у живого. Поэтому день рождения умершего человека строится по тем же принципам — сделать имениннику приятное, одарить, покормить.
Человек всю жизнь привыкал к своему дому, к любимым местам, людям, с которыми общался. После смерти он будет скучать и по инерции приходить туда, где ему было хорошо. Он даже может пытаться напомнить о себе, чтобы вызвать в близких чувства и эмоции. А те, кому он был дорог при жизни, своими чувствами и эмоциями призывают покойного. Так происходит взаимный обмен, притяжение. Именно через чувства с покойным устанавливается связь. В этом главный смысл поминания в день рождения умершего.
Если человек был верующим, то заказывают службу в храме, служат заупокойную мессу, панихиду или сорокоуст, вкушают просфору за упокой, ставят свечу. Обычно посещение храма идет в первую очередь, по дороге на кладбище. Если у кладбища имеется своя часовня, можно провести службы в ней.
Посещение кладбища в день рождения умершего
Общую информацию о посещении кладбища можно узнать из моей статьи «Правила посещения на кладбище — как вести себя на кладбище». Сейчас же речь пойдет о дне рождения умершего.
Как в день рождения умершего кормить его
При жизни мы все наслаждаемся самым доступным удовольствием — едой. Ушедший в иной мир не может позволить себе эту роскошь, поэтому близкие могут порадовать его. Чтобы дать покойному ощущение сытости, с собой приносят хлеб, или кусочек того блюда, которое он любил при жизни. Сладости, конфеты. Детям часто несут кусочек тортика, в который можно воткнуть свечу. Сам торт остается дома, для поминающих. Детки при жизни любят сами задувать свечки на именинном торте. Дух ребенка может таким образом подать вам знак и немного развлечься.
Из продуктов, которые любят ушедшие в иной мир, можно принести кофе. Если день рождения умершего приходится на церковный праздник, например на Пасху, несут кусочек пасхи или яйцо. Очень хорошо принести освященную еду, дать причаститься. Освящение еды помогает уменьшить прегрешения человека, дает более чистую энергию.
Курившему при жизни можно прикурить сигарету или табак и оставить тлеть. Запах дыма порадует покойного. Алкоголь для взрослых ушедших ставят в стакан и накрывают куском хлеба. Можно принести водку, коньяк или вино. Алкоголь бодрит и веселит покойного, как и при жизни. Кроме того, виноградное вино можно разбавить водой и окропить могилу. Вино это сок растения, которое имеет приятный запах и свойство очищать. Такое орошение почистит погост от плохой энергии.
Что нельзя нести на могилу в день рождения умершего
На могилу в день рождения умершего нельзя нести соль. Покойные не любят соль и боятся ее. Соль разъедает все, включая кости. Это качество соли используется магами в чистках для защиты от мертвых. Поэтому не солите мясо, котлеты и другую еду, которую принесете на могилу.
Не любят умершие и кровь. Она напоминает им о разложении, о потерянной плоти. Кроме того, она вызывает в них агрессию. Это свойство тоже применяется в черной магии, чтобы управлять темными духами. Поэтому если вы готовите на поминки, и особенно несете в день рождения умершег о на могилу мясо — важно хорошо прожарить его.
Как отмечать день рождения умершего дома
Как отмечать день рождения умершего с сомнительным прошлым
Обычно близкие приходят на могилу, убирают ее, ставят зажженную свечу, оставляют нехитрую еду — хлеб или бутерброд, и уходят. Поминать добрым словом и делать приятное человеку, который при жизни причинял родным боль и страдания, мало у кого найдутся силы. Даже старая мать, если это был ее непутевый сын, скорее будет скорбеть о своей одинокой старости, и о его загубленной жизни.
Дома такого человека поминают только самым ограниченным кругом, и без затей. Приглашать в дом его не нужно.
Что будет если не отмечать день рождения умершего
Пока о человеке помнят — он наполняется силами, продолжает жить в потустороннем мире. Поэтому если вы заботитесь о посмертии близкого — отмечать его день рождения нужно всегда.
Если умерший чувствует что о нем забывают, он может озлобиться, обидеться, разозлиться. Попытается привлечь ваше внимание, создавая помехи и неприятности. Или еще хуже — перестать вам помогать. Перешедшие в иной мир могут знать то, что от нас скрыто, и стараются защищать нас. Но когда о них забывают, они теряют силы. Им самим становится сложно существовать.
Тонкие миры живут по тем же принципам и законам что и земные. Для существования в них нужна пища(энергия). И пищей могут служить те сущности и духи, которые там обитают. Поэтому если о духе забывают, он становится перед выбором: идти в новое воплощение, тихо угаснуть от «голода» или начать пожирать свое окружение. Такие духи становятся падальщиками.
Порядочные при жизни люди предпочтут не портить вам жизни не пожирать других, более слабых, и будут тихо угасать. Те же, кто здесь был склонен к обману и насилию, быстрее адаптируются к стрессу и начнут воровать энергию с тех мертвых, которые не могу постоять за себя.
Что мы теряем не отмечая день рождения умершего
Итог
Поминки: нужна ли покойнику еда?
Примитивное язычество верит, что поминальные продукты необъяснимым образом передаются в мир иной, и умерший родственник может их кушать. Более развитые религии (например, индуизм) рассматривают поминание как жертву, которая служит своеобразной платой богам за благую участь покойника. В христианстве тоже есть традиция поминок, но она имеет мало общего с тем, о чем мы говорили выше.
Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой?
Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись. Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И, находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи. А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми делами, сделанными ради них.
О том, как действует молитва на другого человека, говорить очень трудно, поскольку все в мире находится во власти Бога, и все тайны бытия ведает только Он. Но опыт Церкви говорит о том, что молитва очень действенна, и умерший, за которого помолились в храме и ради которого дали милостыню, получает через это помощь. Церковь знает множество случаев, когда молитвы полностью освобождали грешника от адских мук.
Накрытый поминальный стол – это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете, и не попытка задобрить Бога, ведь Он в еде тоже не нуждается. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы ее творим. Милостыня должна нас самих делать добрее, и если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан для галочки, или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.
Еще среди далеких от Церкви людей (да и среди верующих, увы, тоже) есть традиция на следующий день после похорон приносить на могилу тарелки с едой. Или же при каждом посещении могилы оставлять на надгробиях куски хлеба, крошки печенья, рюмочки с водкой. Считается, что душа еще не покинула пределы Земли и гуляет по тем местам, которые ей были дороги. Вот родственники и приглашают ее разделить с ними трапезу, полагая, что покойник необъяснимым образом тоже может к ней присоединиться. На самом деле эта практика языческая и с христианством не связана. Спасибо за такое угощение скажут разве что кладбищенские коты и собаки, а покойнику эти печеньки – только печаль. Не рюмки с водкой ему теперь нужны, а наша молитва – искренняя, чистая, живая. А лучшим местом молитвы является храм Божий.
Если вы подаете еду в храм, здесь тоже важно помнить несколько моментов. Во-первых, в храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Вы можете принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для вас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны вам за это. И, наоборот, если у человека нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается! Ни за какие деньги! Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня ( еда – в том числе) – это один из элементов такого труда.
Ну, а если все-таки вы захотите пожертвовать, то важно помнить – жертвовать нужно лучшее! Чтобы у человека, которому вы даете милостыню, была от вашего приношения настоящая радость. Чтоб он захотел помолиться о покойнике, и делал это с благодарностью, а не воспринял вашу жертву как подачку. Это весьма распространенное заблуждение – мы порою хотим тремя конфетами купить себе рай. Но такой подход – прямое лукавство. Бог ждет от нас покаяния, перемены в лучшую сторону, избавления от скупости, жадности, черствости душевной. И если мы сможем через милостыню изменить себя подобным образом, если сумеем поправить собственное духовное здоровье, тогда сможем поделиться им и с нашими умершими близкими.
Поминальная трапеза
Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем. преломлять для них хлеб ( Иер. 16: 7 ). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.
Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.
В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.
Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.
Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).
Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.
Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.
Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.
Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?
За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.
Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.
Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.
«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.
Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».
На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».
Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.
Следующие молитвы читают в любые дни поминок.
«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».
«Богородице Дево, радуйся. »
В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».
«Вечная память» (трижды).
Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.
Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.
После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш. », «Достойно есть. »
Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.
Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18: 20 )
Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21: 22 ).
Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.
Что раздают на поминках
У православных христиан есть традиция для поминовения умершего человека раздавать вещи и сладкое угощение. В разных местностях бытуют различающиеся обычаи, существуют различия в том, что и как раздается на разные поминальные даты. Эти поверья объясняют, сколько конфет должно находиться в каждом кулечке, подготовленном для поминального подаяния, что именно дают пришедшим на похороны, на 9-й, 40-й дни, на полгода и год. Советуют, когда отдавать вещи усопшего. Впрочем, богословы уверены, что стараться слишком строго соблюдать все эти обряды не только нет нужды, но даже вредно. Ведь в поминании главное – почтение к почившему, молитвы об упокоении его души и добрая память о его земных делах.
Значение традиции одаривания на поминках
В Библии нет четких указаний о том, когда раздают вещи умершего человека, и объяснений, когда и что именно давать на поминках. Обычай дарить что-либо людям, пришедшим помянуть усопшего, восходит к древним дохристианским обрядам Киевской Руси. С приходом христианства эти традиции стали поддерживать православные священники. Поминание почившего – богоугодное дело. Предметы, полученные таким путем, должны постоянно использоваться и напоминать об умершем. Ими нужно пользоваться бережно, чтобы подольше сохранилась светлая память об этом человеке. Чем чаще вспоминают его добрыми словами, тем лучше его душе в загробном мире. Говорят, что покойник, о котором забыли, которого не поминают, не находит себе покоя. Забывших его родных начинает беспокоить бессонница и кошмарные сны.
Предметы, полученные в дар на поминках, не несут в себе негативной энергетики. В них сохраняется позитивный посыл подарившего, теплота его слов, сказанных при дарении.
Что раздают на поминках в разные сроки
В большинстве случаев это зависит от принятых в той или иной местности традиций. Поэтому список вещей и угощений, которые раздают в разные поминальные дни в разных уголках страны, может заметно отличаться. В некоторых районах из посуды дарят только ложки, считая, что другие предметы могут сохранять грустную энергетику похорон. В других местах дарят кружки, тарелки, блюдечки и др. и не видят в них никакой опасности, только светлую память об усопшем. В зависимости от приверженности этим обрядам таких подарков можно сделать несколько. К примеру, в день похорон раздать носовые платочки, на 9-й день – чашки, а на 40 дней – ложки. Или можно ограничиться каким-нибудь одним даром, сделанным на похоронах. Например, платком или полотенцем, подаренным на поминках в день погребения. Все эти предметы обязательно должны быть новыми, не принадлежавшими покойному. Обычно их закупают при подготовке к похоронам.
Что раздают на поминках в день похорон
Пришедшие на похороны люди обычно получают в дар носовые платочки, маленькие полотенца. Иногда по традициям определенной местности к ним могут быть добавлены маленькие кусочки мыла. В зависимости от местных обычаев платочки или полотенца могут быть розданы до начала похоронных мероприятий или после окончания поминального обеда. Непременно тем, кто присутствовал на трапезе, раздают угощение из конфет, пирожков, печенья, пряников, вареных яиц и др. Такие же кулечки со сладким подаянием можно раздавать встречным людям по дороге с кладбища. Вручая этот дар, просят молиться об усопшем, поминая его имя в молитвах.
Согласно поверью, пока не пройдут первые три дня после смерти, вещи покойного не раздают. Традиционно до 40 дней стараются ничего не трогать в комнате или доме умершего. Но на самом деле церковь вовсе не запрещает раздавать вещи покойного в это время. Наоборот, считается, что чем больше людей молятся о покойном и поминают его, тем лучше его душе. Родственникам, приехавшим на похороны издалека, непременно нужно отдать те вещи, которые они захотят забрать на память об усопшем, и попросить их помолиться об упокоении его души.
Что дают на 9 дней в память об умершем
В этот день заказывают панихиду и другие поминальные службы в церкви. По дороге в храм можно раздавать поминальное подаяние. Подготовленное заранее угощение отдают встречным людям, соседям, незнакомцам, малоимущим и др. При этом просят помолиться о душе новопреставленного, назвав при этом его имя. Ничего из того, что поставлено на поминальный стол в этот день, не должно быть выброшено. Даже крошки, рассыпавшиеся по столу, надо собрать и отдать птицам. Поверье гласит, что, склевав их, они быстрее доставят Господу молитву. Остатки трапезы раздают неимущим или отдают гостям, собравшимся на поминки. Богословы уверяют, что в пище с поминального стола нет никакой дурной энергетики, она не принесет вреда тому, кто ее съест.
Что дают на поминки 40 дней
В это время чаще всего перебирают вещи покойного. Родные и близкие берут себе те предметы, которые будут им напоминать об усопшем. Оставшиеся пригодные к носке и употреблению опрятные чистые вещи можно отнести в храм с тем, чтобы там помогли передать их нуждающимся. При возможности можно отдать их малоимущим самостоятельно. Священники советуют как можно больше вещей отдать для дальнейшего использования, а не выкинуть на помойку.
Что раздают на поминках на 1 год и полгода
Поминание на полгода является относительно новой, не везде утвердившейся народной традицией и не считается обязательным по церковным канонам. В этот день необязательно устраивать поминальную трапезу. Иногда за такой стол собирают только самых близких людей покойного или обходятся только тем, что раздают родным, друзьям, соседям и знакомым усопшего сладкое угощение на помин его души. В такие дни, заказывая заупокойные службы, подают милостыню в храмах на ремонт церкви, на храмовые праздники, на живые цветы и др. нужды. Для этого оставляют деньги в специальных ящичках, расставленных в храмах.
1 год считается более значимой датой. Этот день важно начать с молитвы об упокоении усопшего. После этого обычно отправляются в храм, чтобы заказать панихиду, поминание на проскомидии, сорокоуст, литию. Освящают кутью для поминального стола. Поминание на годовщину тоже повод оставить в храме денежное подаяние. Кроме того, на поминальном столике оставляют продукты, которые потом раздаются нуждающимся или идут на приготовление храмовых обедов. Это могут быть любые долго хранящиеся продукты. К примеру, мука для выпечки просфор, крупы, варенья, макароны, конфеты, хлеб, фрукты и др. Можно принести кагор и лампадное масло. В годовщину смерти считается богоугодным пожертвовать деньги или какие-либо вещи в дома престарелых и детские дома. Сладкое угощение из конфет, печенья, пирожков, пряников и др. выпечки, как и в другие поминальные дни, раздают на поминках на год всем собравшимся на поминальный обед и встречным людям по пути в храм или на кладбище.
По сколько конфет раздают на поминках
В некоторых районах бытует поверье, что конфет в поминальном кулечке, как и цветов, приносимых на кладбище, должно быть непременно четное число. В других местах, даже при не относящемся к поминкам угощении, дают четное число конфеток. На самом деле неважно, сколько штук их подается. Раздают поминальные конфеты вовсе не для укрепления суеверных обрядов и не для обид за неправильное их исполнение. Этот помин нужен, чтобы люди, съедая сладости, помянули почившего и пожелали ему сладкой райской жизни в вечности. Угощение из конфет, печенья, пирожков и др. обычно раздают на поминках, приносят на работу, чтобы попросить коллег помянуть усопшего.
Ложки и кружки
Эти предметы можно раздать в день похорон, пришедшим на 9 дней или на сороковины. По традиции по окончании поминальной трапезы пришедшие помянуть покойного просто забирают с собой те ложки, которыми ели. Если поминки организованы в кафе или ресторане, обычно предупреждают, чтобы никто не забирал с собой инвентарь заведения. Для раздачи такого помина специально подготавливают приборы, которые можно отдать перед уходом гостей. При этом чрезвычайно важны добрые пожелания. Отданные с дурными мыслями вещи и угощения не принесут пользы духу почившего.
Существует мнение, что округлая форма ложек и чашек особенно хорошо сохраняет добрую энергетику, теплоту слов, сказанных за столом. Как и любую другую посуду, полученные в память об умершем ложки или чашки стоит вымыть. Проводить какие-либо специфические ритуалы, присущие языческим верованиям (с солью, огнем и др.), не только не нужно, но даже вредно. В православии суеверие и связанные с ним обряды считаются грехом.
Обязательно ли на 40 дней раздавать 40 предметов
Конечно же, никаких требований к исполнению этого суеверного обряда нет. Библия ничего не говорит об этом поверье. Богословы сходятся на том, что важно не количество розданных предметов или свертков с угощением. Намного важнее поминание умершего, молитвы о его душе и светлые воспоминания о его земной жизни.
Когда раздают вещи умершего человека
Вокруг вещей умершего человека скопилось множество суеверий. Например, считается, что вещи нельзя трогать и раздавать до наступления 40-го дня с момента его смерти. Что нельзя оставлять в своем доме вещи покойника, пользоваться ими или носить их. Нельзя входить в его комнату и делать там уборку. На самом деле богословы не настаивают на том, чтобы все вещи непременно были отданы. Не указывают они и точного времени, когда это должно быть сделано. Некоторые священники говорят о том, что те предметы, которым предназначено стать милостыней, можно и нужно отдавать ранее наступления 40-го дня. Ведь в это время душе усопшего требуется особенное молитвенное поминовение. В эти сроки решается, где именно окажется душа почившего: в раю или аду. Благодарные молитвы людей, получивших эти вещи, станут помощью духу умершего.
Решать, как поступить с теми или иными вещами, оставшимися после покойного, могут только наследники. При этом важно не впадать в суеверия. Не стоит спешить раздать все, что есть, сразу же после похорон. Не нужно стремиться непременно раздать 40 вещей на сороковины. Важно, чтобы результатом этого подаяния стала искренняя молитва об упокоении почившего. 40 дней после смерти – это время, особенно тягостное для родственников умершего. В это время обычно не принимают важных жизненных решений. Но, если вдруг появится человек, которому нужен какой-то конкретный предмет или несколько вещей, принадлежавших ранее покойному, и нет никаких причин сохранять это в семье, непременно нужно отдать. При этом нет никакой нужды специально дожидаться 40-го дня. Чтобы вещи и дальше служили людям, можно обратиться за помощью к специальным пунктам сбора вещей для нуждающихся. Конечно, все предметы, предназначенные для пожертвования, должны быть чистыми и в исправном состоянии. Поэтому нет никакого греха, чтобы постирать вещи усопшего прежде, чем передавать их нуждающимся. Сломанные и ветхие вещи, которые более невозможно использовать, конечно, придется просто выбросить.
Памятные вещи покойного непременно должны оставаться в семье или отдаваться тем людям, которые хотели бы взять их на память о нем. Их можно и нужно носить, ими можно и важно пользоваться. Суеверие о том, что негативная энергетика похорон или какие-то грехи умершего могут переходит на вещи и приносить в дом беду, никак не относятся к православной вере. Часто пользуясь этими предметами, люди будут чаще вспоминать усопшего и возносить молитвы о его упокоении. Важно только, чтобы эти предметы не забывались, не убирались подальше в чуланчики и кладовки, ведь это путь к забвению умершего человека. От уборки в комнате почившего тоже не стоит отказываться. Покрывшийся толстым слоем пыли интерьер говорит лишь о неуважении к его духу. Даже в тех местах, где все остается «как при жизни», в кельях почивших святых старцев или в музеях известных людей непременно делают ремонты и уборки.
Что делать с поминальным подношением
Принимая дар, непременно желают Царствия Небесного почившему. Лучше всего использовать полученные вещи в быту, вспоминая каждый раз усопшего. Именно для этого они и предназначены. Не стоит бояться негативной энергетики похорон, она не накапливается в этих предметах. Но все же, если нет желания пользоваться такими вещами и держать их у себя дома, их можно отдать. К примеру, можно принести в храм и положить на специальный столик для подаяния, подарить кому-либо или отдать нуждающимся. Церковь не видит в этом греха.
Практически любое из поминальных подаяний несет в себе важнейшую задачу – напоминание об усопшем и просьбу молиться о его упокоении. Поэтому несущественно, какую именно оно принимает форму (сладкого угощения, ложки с поминок или личной вещи упокоившегося). Почившему уже не важны мирские блага и материальные предметы, единственное, чего просит его душа, – это поминание и искренняя молитва. Конечно же, не стоит строго соблюдать «суровые требования» суеверий. Это не принесет пользы ни живым, ни умершим и к тому же не одобряется церковью. Впрочем, иногда ради спокойствия, ощущения «правильности» стоит уступить старшим родственникам и позволить им соблюсти привычные для них устоявшиеся «правила».