можно ли есть рыбу перед причастием в петров пост
Можно ли в Петров пост есть рыбу и когда
Петров пост не отличается суровостью, но имеет свои правила, которые верующему необходимо соблюдать. Поэтому важно знать, как правильно подготовиться к этим дням, долго ли в этом году будет длиться «Петровка» (как его называют издревле в народе), кому дается послабление. Все это необходимо, чтобы достойно встретить праздник Петра и Павла, который следует за окончанием поста и всегда отмечается в один день – 12 июля.
Как появился и почему надо соблюдать?
Изначально он назывался «Пост после Пятидесятницы», и его обычно соблюдали люди, которые по различным причинам не могли достойной провести Великий пост. Потом уже, после установления в Константинополе храмов Петру и Павлу, по нашему исчислению 12 июля, он получил такое название.
В день Пятидесятницы на апостолов сошел Святой Дух, и они стали готовиться идти по миру проведывать Евангелие. Но перед этим они держали пост, это указывает и нам, что мы должны следовать ученикам Господа.
В воздержании, как говорят святые отцы, есть смирение тела, духа, усиливается покаяние, осознание грехов, и в этом есть подготовка к причастию. А начинается она с ограничения в пище. То есть, человек сначала убирает из меню животные продукты, которые разжигают страсти, и смиряет себя. Затем ограничивает просмотры телевизора, сидение в соцсетях, больше молится, посещает храм.
При этом он больше думает о Боге, его заповедях, Царствии небесном. И если хочет его достичь, то период поста как раз самый подходящий, чтобы начать бороться с грехами, одним из которых, кстати, и является чревоугодие. То есть, если человек любит вкусно покушать, да еще все мясное и жирное, и вынужденно себя ограничивает, это уже есть воздержание и борьба с грехами.
В этом плане священники и святые отцы говорят о послаблении воздержания таких членов церкви, как:
Им дается послабление, каждому по состоянию здоровья и индивидуальных условиях. Нужно советоваться с духовником.
Можно ли в Петров пост есть рыбу и когда
В Петров пост рыба разрешена мирянам во все дни, кроме наиболее строгих — среды и пятницы. Поэтому соблюдать его христианину не сложно: рыбку кушать можно, фруктов и овощей в этот период полно, и цены на них дешевые. Поэтому обычно соблюсти пищевое воздержание довольно таки просто.
В связи с этим пост ужесточается изменением привычного поведения — больше трудится, совершать дела милосердия, не участвовать в развлечениях, не злиться, избегать ссор и грубости в отношениях, чаще бывать в храме, усилить молитву. Обязательно нужно пойти к Причастию, перед этим исповедовавшись от души в грехах с твердым намерением исправить их.
Но если взять церковные правила — то существует только такое: не есть и не пить с полуночи до момента принятия Святых даров. А остальное уже — традиции, сложившиеся веками. Поэтому, не будет нарушением съесть в субботу перед Причащением рыбку, но — лучше от нее воздержаться и не кушать, тем более, если есть сомнения. И это будет угодно Богу.
Все зависит от внутреннего душевного состояния человека, как он воспринимает условия поста, с каким рвением хочет вкусить тайных и страшных даров Христовых, чем готов пожертвовать, в чем себя стеснить, ограничить. Если это желание искренне и сильное — человек и сам, без всяких правил, чувствует, что нужно делать. А если так, для проформы, то такой пост Богу не угоден и может быть им даже не принят.
Как соблюдать пост перед исповедью и причастием
Пост в православии – это очень ответственное для каждого верующего время, в которое происходит борьба со страстями, воздержание от всего, что может встать между человеком и Богом. Соблюдая его, христиане употребляют более легкую пищу, ограничивают себя в общении и в различных удовольствиях. Согласно Священному Писанию, пост считается одним из средств спасения души. По утверждению многих духовных отцов, он укрепляет дух и тело. Церковь рекомендует поститься накануне некоторых священных обрядов, о которых будет рассказано далее.
Всегда ли нужен пост перед исповедью и причастием
Пост перед исповедью не является строго обязательным, если она проводится без последующего причастия. Поститься надо лишь в том случае, если исповедальный обряд будет соединяться с данным таинством.
В отличие от исповеди поститься перед причастием нужно всегда. Этот ритуал считается одним из важнейших для христиан. Причастие символизирует собой единение с Богом посредством принятия Христовых Тайн – хлеба (Тела Христова) и вина (Его Крови). Причащаясь, мирянин получает надежду на спасение своей души. Делать это можно достаточно часто, однако лучше всего – не менее одного раза в месяц
Каждое воскресенье в православных храмах проходит литургия – утренняя Божественная служба, во время которой обязательно проводится исповедь с причастием. Приходя в церковь в этот день для исповедания и причащения, нужно обязательно правильно подготовиться.
В прошлом верующим людям, которые держали пост перед причастием, требовалось поститься не менее одной недели. Сегодня православная церковь позволяет мирянам ограничивать себя меньше – на протяжении трех дней.
Что можно есть постящимся
В список пищи, разрешенной к употреблению во время поста перед исповедью с причастием, входят:
Из напитков допускаются соки, компоты, чай, кофе, какао, кисель, морс, обычная и минеральная вода. Молоко животного происхождения рекомендуется заменять растительными аналогами (соевым, кокосовым или миндальным). В пост можно употреблять многие сладости – козинаки, мармелад, халву, леденцы, рахат-лукум, мед.
Во время поста вместо обычной воды рекомендуется пить святую. Употреблять ее нужно в количестве 2 л в сутки. Если предстоят исповедь и причастие, постящийся христианин должен постоянно читать покаянные молитвы, размышлять о содеянных грехах, в которых собирается покаяться.
Запрещенное меню
Постящимся людям потребуется отказаться от определенных продуктов:
Необходимо обязательно убирать из меню пряности, острую пищу, возбуждающую аппетит и желание есть. В дни, на которые приходится строгий пост, под запрет также попадает рыба.
Алкоголь и курение полностью исключаются. Стоит заметить, что эти вредные привычки неприемлемы для верующих не только в период поста, но и в обычные дни.
Другие ограничения
Пост не только требует соблюдать диету. Он также подразумевает духовное воздержание. В такой период необходимо:
Дни перед причастием следует проводить в постоянной молитве. Согласно церковным правилам, обязательно читаются каноны Господу, Царице Небесной и Ангелу-Хранителю. В день проведения обряда после полуночи нельзя ничего есть. С утра, незадолго до таинства, запрещено вкушать пищу и пить святую воду. Перед обрядом ни в коем случае не стоит курить.
Некоторым категориям мирян исповедоваться и причащаться временно нельзя. Запрещается присутствовать в храме женщинам, у которых проходят критические дни. Исключением может стать особая ситуация, когда речь идет о смертельной опасности или тяжелой болезни.
В воскресный день, когда будет проводиться исповедь с причастием, необходимо вставать в 5–6 часов утра. Именно поэтому в субботу лучше лечь спать пораньше. В воскресенье, перед походом в храм, необходимо читать покаянный канон Господу Иисусу Христу, канон к причастию, а также молитвенные тексты из молитвослова.
Кому разрешено ослабление поста
Иногда пост перед исповедью или причастием становится менее строгим. Он может послабляться:
Некоторые из запрещенных продуктов могут кушать кормящие мамы. Однако нужно помнить, что во всех случаях, считающихся исключением, предполагается обязательный пост душевный.
Если взрослому или ребенку предстоит таинство причастия, возможность ослабления или отмены поста должна быть согласована со священником. Батюшка примет правильное решение после изучения всех деталей имеющейся ситуации.
В заключение необходимо напомнить о том, что пост нужен верующему человеку не только для телесных ограничений. Сами по себе они мало что означают, если отсутствует важнейшая духовная составляющая. Отказавшись от употребления определенных видов пищи, необходимо одновременно всячески избавляться от внутренней грязи, от греховных мыслей и намерений. Только комплексное воздержание души и тела позволит христианину правильно подготовиться к великим церковным таинствам, заповеданным самим Спасителем, – исповеди и причастию.
Традиции и правила Петрова поста
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Петров пост — один из двух летних постов. Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. Мы расскажем о правилах и народных традициях Петрова поста.
Как поститься в Петров пост
Начало Петрова поста — всегда в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты. И длиться он может от 8 до 42 дней. Заканчивается Петров пост всегда 12 июля. Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским. В этом году Петров пост начинается 28 июня.
Петров пост — не такой строгий, как Великий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо постящимся есть нельзя.
Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником, а если у вас есть какие-либо хронические заболевания — с вашим лечащим врачом. Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам. Если вам по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста (а в монастырском Уставе предусмотрены более строгие правила, например, сухоядение (пища без растительного масла) в отдельные дни Петрова поста), вы сможете ограничивать себя в иных, не гастрономических вещах. Например, в пост не смотреть телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.
Петров пост — что можно есть?
Петров пост — нестрогий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо постящимся есть нельзя.
Пост и беременность
О том, как стоит поститься во время Петрова поста беременным и кормящим женщинам, рассказывает настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь ФОМИН:
Есть разные духовные практики поста, я расскажу о той, что сложилась на приходе нашего храма во имя Александра Невского при МГИМО. Беременные и кормящие женщины освобождаются от гастрономических постов, но не освобождаются от постов духовных. Что я имею в виду — например, пост на просмотр телевизора, на бесцельное чтение интернет-сайтов и тому подобное. И, конечно, в Петров и любой другой пост любой христианин должен усердно молиться.
Если вы хотите более подробно узнать, как следует поститься беременной и кормящей женщине, как готовиться к Таинству Причастия, посоветуйтесь с вашим приходским священником или духовником.
Как правильно поститься?
Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:
На сайте «Фомы» можно подробно прочесть, каковы общие правила. Однако каждому человеку нужно определить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.
Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь — тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.
Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.
Конечно, особая тема — детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что Великим постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.
Самое главное, что «нельзя есть в пост», — это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.
Как исповедоваться и причащаться в пост?
Рассуждает настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь ФОМИН:
Каждый из нас должен сам решить для себя вопрос, как часто исповедоваться и причащаться в пост. Чтобы это было по потребностям и по силам. Потому что Таинство Причащения, когда мы принимаем Христа в свою душу как дражайшего гостя, требует не просто желания, но и усилий. Это молитва, покаяние, исправление себя. Именно поэтому исповедь в дни поста должна быть такой же серьезной и искренней, как в великие христианские праздники.
Если у вас есть сомнения в вопросе, как часто вам следует причащаться, спросите совета у священника, который вас знает и которому вы доверяете.
Летний пост
Летом у православных христиан два поста — Петров и Успенский.
Петров пост называется так в честь святых апостолов Петра и Павла. Он установлен в память о том, как апостолы постились перед евангельской проповедью всему миру. Этот пост еще называют Апостольским. Начало Петрова поста — всегда в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты. И длиться он может от 8 до 42 дней Петров пост всегда 12 июля. Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Успенский пост — самый короткий из церковных многодневных постов. Православные христиане постятся с 14 до 27 августа и готовятся к двум праздникам — Преображения Господня и Успения Божией Матери.
Петров пост — традиции
Православный люд на Руси постился по церковному Уставу, поэтому много традиций Петрова поста было связано с кулинарией. В среду и пятницу готовили летние постные блюда — окрошки, постные щи, грибную икру, ботвиньи из молодой зелени и множество других блюд. А в праздничные дни Петрова поста хозяйки часто пекли особые пироги — рыбники. Рыбу запекали в тесте прямо целиком, пирог был открытым.
Петров пост — избранные рецепты
Грибная икра
Эту икру готовят из сушеных или соленых грибов, а также из их смеси.
За три минуты до окончания тушения добавьте толченый чеснок, уксус, перец, соль.
Готовую икру выложите на тарелку горкой и посыпьте зеленым луком.
Постный гороховый суп
Для лапши: полстакана муки нужно хорошо смешать с тремя ложками растительного масла, добавить ложку холодной воды, посолить, оставить тесто на час для набухания. Тонко раскатанное и подсушенное тесто нарежьте полосками, подсушите в духовке.
Сварите набухший горох, не сливая воду, до полуготовности, добавьте поджаренный репчатый лук, картофель, нарезанный кубиками, лапшу, перец, соль и варите, пока картофель и лапша не будут готовы.
Постные голубцы
Голубцы можно готовить как из свежей, так и из квашеной капусты. Если вы хотите приготовить голубцы из квашеной капусты, то возьмите целый кочан, отделите листья, вырежьте у каждого толстую среднюю жилу, в каждый лист положите обжаренную крупу, сверните рулетом.
Если у вас свежая капуста, то кочан надо сначала отварить целиком, а затем аккуратно снимать с него листья, также удаляя с середины толстые жилы.
Уложите сформированные голубцы рядами в кастрюлю. Сверху положите листья капусты.
Залейте голубцы овощным бульоном, добавьте немного томатного соуса и, поместив в разогретую духовку, тушите около часа.
Рыбник
500 г рыбного филе, луковица, 2-3 картофелины, 2-3 столовые ложки масла, соль, перец по вкусу.
Сделайте постное тесто, раскатайте его на две лепешки.
Лепешка, которая будет использована для нижнего слоя пирога, должна быть несколько тоньше верхней.
Все полейте маслом и накройте второй лепешкой. Края лепешек соедините и подогните книзу.
Поставьте готовый рыбник в теплое место на двадцать минут, перед тем, как поставить рыбник в духовку, проколите верх в нескольких местах.
Выпекайте в духовке, разогретой до температуры 200-220°С.
В любой пост больше времени надо уделять духовной состовляющей, молитве и любви к окружающим.Ограничение в бище дисциплинирует и смиряет. Простите. Это личное мнение.
Уважаемая редакция любимого журнала?! Ну зачем опять смущать и вводить людей в заблуждение безапелляционными словами:- «Петров пост — нестрогий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу»? Ведь нет в нашей Церкви отдельных правил, различных для мирян и для монашествующих. Есть единый Устав,цитата из которого прописана в Богослужебных Указаниях, той книге, по которой правится Служба, и которая имеется в алтаре и(или) на клиросе каждого храма. А РАЗУМНЫЕ ОТСТУПЛЕНИЯ от Устава(по согласованию с духовником, если это возможно) —- это уже дело веры, состояния здоровья, обстоятельств жизни, да и совести каждого, о чём так хорошо и правильно у вас написано. Храни Господь всех нас! С Богом! о.В.
«Подоба́ет ве́дати, яко в пост святы́х апо́стол, и Христо́ва Рождества́, во вто́рник, и четверто́к, ры́бы не яди́м, но еле́й и вино́ то́чию. В понеде́льник, в сре́ду и пято́к ни еле́я вкуша́ем, ни вина́, но пости́мся до 9-го часа́, и яди́м в ты́я дни сухояде́ние. В суббо́ты же и Неде́ли яди́м ры́бы. А́ще случи́тся святы́й во вто́рник, или́ в четверто́к име́яй славосло́вие, яди́м ры́бу; а́ще в понеде́льник, подо́бне. А́ще среда́ и пято́к, разреша́ем на еле́й и вино́ то́чию; яди́м же еди́ною днем. А́ще ли святы́й име́яй бде́ние, в сре́ду, или́ пято́к, разреша́ем на еле́й и вино́ и ры́бу. А́ще ли случи́тся па́мять свята́го, его́же есть храм, в сре́ду, или́ пято́к, твори́м подо́бне» (Типикон, глава 33-я, «зри»).
Почему даже в уважаемых православных изданиях последнее время пропагандируется идея о разницы поста монашеского и мирского? Веь нет этого различия и устав постный для всех один а далее только благословение духовников, ну или та мера которую человек сам готов понести. Но говорить о разном уставе в корне не верно, и не правильно настраивает начинающих. А говорить что рыбу можно всегда кроме среды и пятницы это прямая дезинформация, так как не говорится об условиях в которых это можно. Посмотрите на http://days.pravoslavie.ru/ лучьше ориентироваться на данный календарь.
Уважаемая редакция! Очевидно, в предложении » Беременные и кормящие женщины освобождаются от гастрономических постов, но освобождаются от постов духовных» при наборе было пропущена частица «не». Верните тексту авторский смысл, пожалуйста))
Пост перед Причастием
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Держать пост перед Причастием принято в течение трёх дней. Если человек приступает к Чаше очень редко, то стоит увеличить это время до недели. Если же соблюдает все однодневные (среда, пятница, Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня) и многодневные (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) посты, то Церковь не накладывает никаких дополнительных обязательств, или будет достаточно лишь одного чуть более строгого дня перед Причастием.
Обязательным является полное воздержание от пищи непосредственно перед самим Таинством. С 12 часов ночи, если богослужение утром, или за 6 часов до начала Литургии, если она совершается вечером или ночью, верующие не едят и не пьют.
В остальном же продолжительность и мера поста должны определяться исходя из жизненных обстоятельств и с учетом, что как излишнее усердие, так и излишние послабления не принесут пользы.
Что едят в пост перед причастием?
Можно ли есть рыбу в пост перед причастием?
Решать такие вопросы нужно индивидуально, учитывая особенности бытовой и духовной жизни и советуясь со знакомым священником.
Можно ли морепродукты в пост перед причастием?
Стоит также помнить, что питаться во время любого поста нужно скромно, а дорогие морские деликатесы вряд ли можно считать воздержанием. В любом случае, выбирая, как поститься (с морепродуктами, рыбой или иными послаблениями), надо сохранять разумность и рассудительность.
Можно ли кофе в пост перед причастием?
Непосредственно утром перед Причастием выпить чашечку кофе, конечно, нельзя, так как к Таинству нужно подходить натощак. А вот в дни подготовки чёрный кофе допустим, так как это постный продукт.
Другое дело, если человек любит кофе до такой степени, что и сам уже замечает в этом проблему. Кофеману как раз в дни поста перед Причастием можно попробовать снизить количество употребления любимого напитка. Ведь смысл поста в первую очередь в том, чтобы научиться совладать со своими желаниями и побороть свои страсти. Пост перед Причастием подходящий повод, чтобы попробовать справиться с пристрастием к кофе.
Пост перед причастием в сплошную седмицу
И всегда во время поста перед Причастием нужно помнить, что сами мясо и молоко не несут в себе греха, а греховными их потребление может сделать наше отношение. Как правильно поститься, каждому христианину может и должна подсказать его собственная совесть.
Беседы с батюшкой. Петров пост
Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Петров пост – продолжается. И мы, православные христиане, вкушаем благодатную тишину посреди суеты летних дней, и, по силе своих духовных подвигов, приобщаемся к духовному Небесному миру.
Ниже прилагаемый выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, посвящен сему летнему говению.
Гость телепередачи – наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Феофилакт (Безукладников).
Беседы с батюшкой. Петров пост
Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро
Расскажите, пожалуйста, о посте: как он появился в нашей церковной жизни (мы знаем, что он появился несколько позже, чем другие посты), как был установлен Петров пост?
– Дело в том, что начало Петрова поста напрямую связано с теми праздниками, которые были нами сейчас перечислены. Святой Дух, сойдя на апостолов, среди прочих тайн, обетований, истин открыл им о том, что христианину необходим пост, необходимо воздержание. Надо сказать (святые отцы потом эту тему очень подробно раскрывают), что без воздержания в пище у нас вообще ничего не получится. То есть воздержание в пище – это та первая ступенька, может быть и небольшая, с которой мы вообще должны начать всякое благочестие, всякий подвиг в нашей жизни. Все святые отцы говорят, что надо начинать с воздержания в пище. Если этого не будет, то не будет воздержания языка, воздержания от гнева, ярости, от страстей. Поэтому святые апостолы постились после сошествия на них Святого Духа, прежде чем выйти на проповедь о воскресшем Христе. Мы тоже должны поститься, подражая святым апостолам. Мы молились, стоя на коленях в храме, чтобы Господь обновил в нас дары Святого Духа в день Святой Пятидесятницы.
Во-вторых, когда мы постимся, то как бы продолжаем дело, которое совершали апостолы. Мы ведь всегда твердо заявляем, что сегодняшние архиереи – это преемники святых апостолов, они тоже проповедуют. Но и священники проповедуют о Христе, они тоже изъясняют евангельские истины, тоже крестят, как это делали святые апостолы, и миряне также в этом должны участвовать. То есть Петров пост должен быть миссионерским поприщем для каждого христианина: и священнослужителя, и мирянина. Все в этот пост должны подражать святым апостолам. А в чем подражать? Мы должны вести такую добродетельную жизнь, чтобы люди, глядя на нас, сказали бы: «Мы верим тому, что они говорят. Нам нравится, как живут христиане, мы тоже хотим стать христианами», – и шли в храм принять веру Христову и креститься. Это, может быть, первое предназначение Петрова поста – быть подражателями святых апостолов.
Вы правы в той части, что этот пост не сразу называли Петровым постом (или даже постом святых апостолов). В самых первых апостольских посланиях этот пост обозначается как пост после Пятидесятницы, когда постились те, кто по каким-то причинам не смог поститься во время Великого поста. Но далее мы видим, что буквально с IV века этот пост определился Церковью очень твердо и окончательно, о нем говорят святители Афанасий Великий и Амвросий Медиоланский. Этому способствовало то, что император Константин Великий в обоих столицах Римской империи (Риме и Константинополе) построил два больших прекрасных собора, посвященных апостолам Петру и Павлу. И в Константинополе этот собор был освящен 12 июля по новому стилю, когда празднование святых первоверховных апостолов стало особенно распространяться в Римской империи и пост перед этим утвердился как необходимая и обязательная норма.
– Многие люди говорят, что раз постились в Великий пост, то в Петров пост необязательно поститься.
– Мы постились в Великий пост, но что было дальше? А дальше была Пасха, и была Пасхальная седмица, когда нам церковный устав позволял праздновать радостно, светло, снимались все ограничения в пище. Так было пятьдесят дней, даже после Пятидесятницы целую неделю у нас тоже не было ограничений в пище. И здесь возникает опасность. Если мы восемь недель подряд жили без поста, то очень важно, чтобы те дары, те таланты, которые мы получили от Господа (их можно сравнить с драгоценными зернами, упавшими в нашу душу), не были заглушены сорняками, вредной травой, и в этом нам помогает пост.
Нам уже достаточно праздновать, получив дары Святого Духа, надо уже попоститься и делать добрые дела. А мы помним, что в совершении добрых дел нам должны помогать пост и молитва, как два крыла, которые возносят нас от земли на небо. Вспомните слова Самого Господа, Он говорил: «Как могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними Жених? А вот когда отнимется от них Жених, тогда будут поститься». И после Вознесения Господа Иисуса Христа, после Сошествия Святого Духа нам тоже подобает поститься, исполняя эти слова Господа Иисуса Христа, поэтому Петров пост необходим и очень важен.
– Как мы знаем, длительность этого поста зависит от Пасхи.
– Да, он начинается строго через неделю после праздника Святой Троицы, то есть через восемь недель после Пасхи, и поскольку Пасха – переходящий праздник, его продолжительность бывает от шести недель до одной недели и одного дня.
– В этом году этот пост не очень длинный, чуть больше двух недель.
– Да, поэтому уж точно не стоит унывать.
– Этот пост не такой строгий, как Великий. Какие есть послабления в этом посту?
– Надо сказать, что любой пост – это, прежде всего, Божественное установление, и поэтому никакой пост никто в Церкви отменить не может. Вы правильно сказали, что могут быть послабления. Этот пост не самый строгий, в нем разрешается употребление рыбы в субботу, воскресенье и даже в другие дни, когда на них приходятся праздники. Обычно выбирается какая-то средняя мера этого поста, когда воздерживаются от употребления рыбы в среду и пятницу. Но в монастырях или отдельные, более строгие христиане могут поститься построже, ближе к церковному уставу, а кто-то выбирает более мягкую форму поста – это надо решать с духовником, порой просить совета врача. Но мы должны поститься по совести и в меру своих сил.
Когда говорят о посте и люди сразу начинают задавать вопрос о том, какие могут быть послабления, то хочется напомнить, что очень часто сами эти прихожане, наоборот, страдают от излишнего веса и активно борются с калориями, смотрят по телевизору все программы о том, как сбросить лишний вес, действительно хотят быть стройными, подтянутыми, читают статьи на эту тему, обращаются к врачам, чтобы им подобрали диету, при которой было бы как можно меньше калорий. И хочется задать вопрос: чем же тут может помешать пост? Конечно, пост не для того, чтобы мы только вес сбросили, но он как раз помогает нам иметь воздержание. Поэтому нам надо просто соединить в себе эти разные намерения, когда, с одной стороны, мы ищем послаблений в посте, а с другой –думаем, как бы похудеть.
– Мой знакомый – вегетарианец, он говорит: «Зачем мне пост? Я и так постоянно пощусь». Вегетарианство и пост как-то соотносятся?
– Не совсем. В каких-то точках есть соприкосновения, но не полностью. Дело в том, что вегетарианцы просто по каким-то мотивам (а мотивы бывают разные) не употребляют пищу животного происхождения и порой даже рыбу. Церковь на этом не настаивает, она, наоборот, создает правильный, нужный ритм, когда какую пищу употреблять. Я помню, нам в духовных школах говорили, что тот ритм, который задает церковный устав, наверное, самый идеальный и лучший, его вряд ли подберут для нас медики, доктора и профессора, лучше следовать этому ритму, и все будет благополучно. Поэтому мы больше следуем словам Бога, Который после всемирного потопа благословил вкушать и пищу животного происхождения. Но если у нас есть строгие подвижники, которые ограничивают себя, то они делают это ради добродетели воздержания и совершенствования.
Мы хотим через ограничения себя в том или ином роде или качестве пищи обуздать свой язык, гнев, ярость, раздражительность, справиться с собой, то есть мы видим, что из-за нарушения поста Адам и Ева потеряли рай. Поэтому нарушения поста – вещь опасная, и нам надо стараться пост соблюдать. Когда нарушается эта добродетель, то образуются тяжелые последствия, а когда пост заканчивается, люди могут вкушать и другую пищу. Вегетарианцы, в отличие от верующих, подходят к этому чисто гастрономически; может быть, с медицинской точки зрения или биологически. А у нас подход именно духовный, мы заботимся о состоянии души, то есть мы знаем, что от качества пищи очень зависит состояние нашей души. И это может почувствовать каждый. Если мы, например, выпьем стакан воды и съедим кусочек черного хлеба, то у нас будет одно настроение, а если человек съест шашлык и выпьет спиртного, тогда будет совсем другое состояние, даже комментировать не надо. Поэтому когда мы хотим обуздать себя, справиться с собой, когда хотим, чтобы дух господствовал над плотью, чтобы нам легче было молиться, идти в храм, чтобы было сподручнее делать добрые дела, то и соблюдаем пост.
– Вопрос телезрителя: «У нас на работе люди разного возраста, и перед тем, как человек идет кушать, говорят не “приятного аппетита”, а сокращенно: “приятного…” Мне не нравится, когда коверкают наш русский язык, и я в ответ на такое пожелание ничего не говорю. А когда говорят “приятного аппетита”, то я отвечаю: “Спасибо”. Не является ли это с моей стороны проявлением гордости, высокомерия?»
– У Вас вопрос больше лингвистический. Я был в Хорватии, ехал в автобусе и слышал по радио, как звонят во время эфира и говорят: «Добрый вечер!», а ведущий отвечает просто: «Добрый…», – тоже идет некоторое сокращение слов в обращениях, в разговорной речи. Для разговорной речи характерно сокращение, и это наблюдается в самых разных языках, не только в русском. Такое же я слышал про немецкий язык. Мне трудно прокомментировать, почему они какие-то слова начинают опускать, но я бы хотел, чтобы Вы все-таки в общении с ближними явили любовь к ним, снисхождение, может быть, не были бы так строги. Тем более что из того рассказа, который я сейчас услышал, чего-то крамольного не наблюдаю. Поэтому ради сохранения мира в Вашем коллективе лучше остаться на позициях вежливости, доброжелательности.
– Время поста – это не только время воздержания в пище, но и покаяния. Всегда задается вопрос: как исповедоваться и причащаться в пост?
– Вы правильно подметили, что пост – это время воздержания, причем во всех отношениях: воздержание в пище должно сопровождаться воздержанием языка, гнева, ярости; супруги в этот период должны по обоюдному согласию стараться иметь воздержание в супружеских отношениях, потому что время поста – это время усиленных молитв, чтения Священного Писания и говения, когда православные христиане (в период, как более удобный, который больше к этому располагает) должны посещать храмы Божии, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Я сразу хотел бы призвать всех наших зрителей разумно использовать этот период Петрова поста и обязательно причаститься Святых Христовых Таин (может, кто-то сможет это сделать и дважды), собраться с силами, найти время и возможность.
Что касается подготовки к причастию, то она зависит от персональных возможностей, но в целом, если мы постимся, это уже прекрасно. Если вне поста мы обсуждаем, сколько дней надо попоститься перед причастием (день, два или три), то во время поста в этом плане проще, уже один вопрос как бы снят. Также надо прийти в храм Божий исповедоваться в своих грехах. Вообще надо сказать, что покаяние – это процесс всей жизни, и та исповедь, которую приносит человек перед священником, а вернее перед крестом и Евангелием, перед невидимо стоящим Господом, это лишь завершающий момент. Этому нас научает апостол Петр: он отрекся от Христа, но когда запел петух, тут же раскаялся в своем грехе и заплакал. И даже когда Господь явился и простил его за это отречение, восстановил в апостольском достоинстве, он все равно до конца своих дней плакал каждую ночь, омывал слезами свое ложе, когда пел петух.
Так и мы: когда совершили какой-то грех, мы тут же, не дожидаясь исповеди, должны сокрушаться в своем сердце, молитвенно обращаться ко Господу, просить Его о прощении. То есть этот процесс должен в нас назревать, и поэтому к моменту исповеди, когда человек подходит к священнику, к аналою, на котором лежит крест и Евангелие, это уже завершающий процесс, когда он исповедует свои грехи и священник читает молитвы, а Сам Господь прощает кающегося в его согрешениях. Причем Святая Церковь говорит, что человеку не только прощаются перечисленные им грехи, в которых он раскаялся, но и дается благодать Божия больше не впадать в эти грехи. Есть такие закоренелые грехи, как курение, пьянство, и порой люди говорят: «Как можно от них отойти, как их бросить?» Самый простой ответ: надо начинать каяться в этих грехах, регулярно приходить на исповедь, и благодать будет помогать человеку в эти грехи больше не впадать. Уж как человек использует эту помощь, насколько пожелает ее использовать – это другой разговор.
– Вопрос телезрительницы: «У нас в коллективе такая проблема: примерно 80% женщин грязно матерятся, даже матушку поминают нехорошо. Причем женщины все очень приличные, матери, бабушки, а со смехом рассказывают, как их дети так же разговаривают с ними. Смешно им… Я уже пыталась проводить с ними беседу. Как вести себя, как до них донести, что так ругаться нельзя?»
– Ваш вопрос сложнее, потому что тот грех, который Вы обозначили, более страшный, чем у первого дозвонившегося, здесь уже чисто духовная проблема, потому что употребление матерных слов является определенной формой беснования. Против беснования у нас есть Иисусова молитва, поэтому когда Вы слышите в Вашем коллективе матерные слова, то должны про себя прежде всего творить Иисусову молитву. Надо понимать, что Иисусовой молитвой, чтением Псалтири и слова Божия отгоняется бес, он уходит от человека, которого мучает. Когда человек пленен бесом, он говорит матерные слова. В этот момент прежде всего надо внутри молиться, и, конечно, отвечать таким людям надо нормальным языком, как и подобает христианам.
Вы правы, что делаете замечания, особенно это хорошо тогда, когда люди принимают Ваши замечания. Но этот порок есть в нашей жизни, это определенная степень невоцерковленности нашего общества, такой критерий, показатель того, что у нас еще довольно большой процент людей, которые сами не читают Евангелие, мало молятся, редко ходят в церковь к причастию. Следствием такого обмирщения является факт использования матерных слов. Помоги Вам Господь это выдержать, стоять твердо, мужественно, спокойно и сохранять внутренний молитвенный настрой.
– Когда читаешь различную православную литературу относительно постов, воздержания и т.д., помимо всяких описаний изменений поста или послаблений обязательно любое наставление заканчивается простой фразой, что все послабления должны проводиться по благословению духовника. Какова роль духовника для православного христианина в пост?
– Роль духовника и вообще всякого священника важна не только в пост, а вообще всегда, потому что к нам подходят все люди, будь то наши духовные чада, которые приходят к нам постоянно на исповедь или для беседы, или случайный человек, зашедший в монастырь, в храм Божий, или просто встретившийся на улице. Батюшка везде остается таковым и всегда должен нести слово Божие, но именно духовник должен качественно определять и помогать человеку проходить его духовное поприще. В этом и сложность, потому что сколько людей, столько и путей в Царство Небесное, и в этом плане нет никаких шаблонов, в каждом человеке батюшка должен увидеть замысел Божий о нем, жизненный узор его. Священник должен помочь ему пройти жизненный путь добродетельно, благочестиво, в максимальном соответствии с Евангелием – в этом состоит его задача. И, конечно, обязанность священника распространяется на то, чтобы помочь христианину пройти поприще поста.
Когда наступает пост, у многих появляется некоторое малодушие или паника: «Как я смогу его пройти? Хватит ли у меня сил?» Сразу начинают вспоминать свои болезни, и здесь священнику приходится сказать, что ни Господь, ни Церковь, ни мы выше сил ничего не требуем, все надо делать в меру сил, и поститься тоже. А с другой стороны, мы ни в коем случае не должны потакать нерадению, когда человек может поститься, но не постится, а только ищет причины, чтобы получить у священника благословение и как щитом им закрыться, чтобы не соблюдать пост, используя некоторое лукавство.
Например, заметьте, что когда пост заканчивается, очень часто в душе бывает печаль, совесть обличает, что пост прошел, а ведь ты мог бы это поприще пройти лучше, мог бы поститься более строго, то есть ты сам к себе был чересчур снисходителен. Такие моменты надо запоминать, и когда начинается следующий пост, надо проявлять усердие, помнить слова Господа, что «Царство Божие нудится и только нуждницы восхищают его». Или надо вспомнить о том, как мы в жизни достигаем других целей. Недавно был выпускной вечер у школьников. Они старались успешно закончить школу, прилагают усилия, чтобы поступить в высшие учебные заведения и потом закончить их, хотя только 50% работают по своей специальности. А сколько усилий люди прилагают, чтобы заработать деньги или сделать карьеру?
– Вся жизнь уходит…
– Порой мы тратим огромные усилия даже ради ложных, обманчивых или ненужных целей. Надо быть перед собой честным и сказать: «Я ведь должен постараться, чтобы спасти свою душу». То есть подойти к понятию поста с этой стороны: «Если я стараюсь, чтобы заработать средства или сделать карьеру, почему же я не должен стараться, чтобы спасти свою душу, ведь это еще более важно?» Душа больше тела, проблемы души надо решать прежде проблем тела, наша душа наследует вечность, и мы тоже должны думать об этой вечности и строить свою жизнь соответствующим образом. Священник должен здесь уметь найти такие слова, чтобы успокоить людей, утешить их от такого панического настроения, особенно в первые дни поста, и показать им истинные цели того, зачем этот пост нужен. Никто не хочет поиздеваться над нами, мы сами сознательно вступаем на это очень важное благочестивое поприще и хотим его пройти достойным образом, чтобы получить духовную пользу.