монастырь рыба думба в тибете
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Ки Гомпа – один из крупнейших буддийских монастырей в Тибете. Он расположен в долине Спити в самом сердце индийских Гималаев. Добраться сюда непросто, ведь монастырь построен на высоте 4166 метров над уровнем моря. Здесь, начиная с 11 века, обучали лам, сегодня в этом учебном центре проживают около 300 человек.
По одной из версий, монастырь был построен после того, как в соседней деревне Рангрик был уничтожен монастырь. Ки Гомпа является домом для трех сотен монахов, которые в теплое время года обрабатывают окрестные земли. Считается, что монастырь был основан Dromtön, учеником известного педагога Atisha, в 11 веке.
Однако эти сведения могут в равной степени относится и к монастырю Кадампа, который был также расположен в этой местности, но разрушен в 14 веке. Все же, историки традиционно соглашаются с тем, что Ки Гомпа имеет тысячелетнюю историю, в связи с этим в 2000 году при участии Далай-ламы проходило празднование этой знаменательной даты.
История Ки Гомпа по-настоящему трагическая, но, несмотря ни на что, здание выстояло, а в его стенах до сих пор воспитываются сильные духом ламы. Пожалуй, одним из наиболее сложных периодов для монастыря стал 17 век, когда во время правления пятого Далай-ламы на Ки Гомпа совершили набег татарские племена. В 19 веке также монастырю довелось выдержать атаки разных армий, которые воевали в этом неспокойном регионе, многое, к сожалению, было разграблено. В довершение ко всем бедам, в 1975 году здание монастыря пострадало от сильнейшего землетрясения.
Здесь также находятся изображения Будды большой художественной ценности. На всю округу известны для огромных горна длиной по 3 м каждый, звук которых слышен по всей долине. В июне-июле в храме проводится ритуал «сожжения дьявола», посмотреть который собираются жители со всего региона. Настоятель монастыря считается нынешним воплощением известного религиозного деятеля Ринчена Зангпо (XV в.). Монастырь принадлежит секте Гелугпа.
Сегодня Ки Гомпа больше похож на оборонительный форпост, нежели на монастырь. Безусловно, в его архитектуре заметно влияние китайской традиции: многоэтажное здание выглядит как нагромождение небольших комнат, внутри монастыря узкие коридоры, постоянно царит полумрак. Свой необычный вид здание получило в силу того, что монахи постоянно достраивали разрушенные части.
Тибетские монастыри
Страна снегов издревле была оплотом будизма. В прежние времена в Тибете почти до четверти населения имели отношение к монашескому образу жизни. Не удивительно, что количество монастырей и различных школ было огромным. Монастыри Тибета зачастую представляли собой целые города со всей инфрастуктурой и службами.
Тибетские монастыри раньше были закрыты от любопытных глаз. Для массового туриста Тибет открыли в 1984 году. Часть монастырей Тибета и сейчас имеет квоту на посещение туристами.
Зачем люди едут на Тибет. Искать чуда?! Немногие возможно просто хотят скаться с горы, потому как все другие горы уже обкатали. Но большинство определенно приезжают как паломники или как туристы с целью посетить монастыри Тибета, а может какой-то определенный из них. На этой странице своего сайта «Моя география » я попробую рассказать вам о самых популярных тибетских монастырях.
Монастырь Самье
Самым древним считается монастырь Самье. Ехать к нему нужно вдоль русла реки с известным и звучным названим Брахмапутра.
На каждом перевале в Тибете можно встретить вот такую веселуху — лоскуты ткани пяти цветов колышутся на ветру, сообщая Будде и просветлённым о чаяньях людей, оставивших их здесь. В некоторых местах все это выглядет уже весьма грандиозноя, скоро наверное экскурсии будут водить.
Монастырь Самье — дата основания: 775–779 гг. н.э. Расположен в долине реки Ярлунг (она же Брахмапутра). От Лхасы ехать на юго-восток около 2 часов. До Лхасы можно добраться самолетом.
Построен монастырь в форме мандалы. Мандала представляет собой по убеждениям буддистов особую структуру, где происходит настройка сознания, которая способствует открытию тех или иных способностей человека. Многие монастыри Тибета построены по этому принципу.
Монастырь Самье — один из восьми геомагнитных храмов Тибета, которые были построены на местах силы с целью усмирить неспокойных духов и демонов. Усмирить демонов правду в этом месте уалось не сразу.
Считается, что возведение монастыря Самье начал монах Шантаракшита, который пришел сюда из индийского монастыря Наланда, где был настоятелем. Он определил выбранное место как благоприятное и активно приступил к строительству. Но здание через некоторое время обрушилось.
Позже место это было освящено Гуру из Уддияны (санскр. Падмасамбхава — рожденный из лотоса), приглашенным в Тибет королем Трисонг Деценом, чтобы утвердить буддизм. Гуру Ринпоче был известен как Великий сиддх, постоянно являвший чудесные мирские и духовные сверхспособности.
Короче, очень не просто все было со строительством этого монастыря. Еще он был разграблен в годы культурной революции в Китае.
В итоге, несмотря на гигантские усилия, приложенные для восстановления монастыря, до сих пор некоторые здания не отстроены, а другие находятся в плачевном состоянии.
Территория монастыря большая. Здесь проживает около 500 монахов. Множество паломников ежедневно совершают кору вокруг монастыря.
Монастыри Тибета. Дрепунг
Монастырь Дрепунг расположен в пригороде Лхасы, примерно в 10 км от города. Это самый крупный буддийский центр. Ранее входил в число трех государственных монастырей. Здесь расположен университет школы Гелуг. Монастырь является местом паломничества. Территория комплекса составляет 200 тыс. м2. Монастырь Дрепунг был самым большим среди монастырей Тибета.
Основан в 1416 г. Сейчас в нем осталось около 800 монахов. Был резидензией Далай Лам вплоть до Пятого Великого, который построил знаменитый дворец Потала.
Здания монастыря белого цвета и стоят на склоне горы, издалека напоминая горку риса. Отсюда и произошло название монастыря — Дрепунг в переводе с тибетского означает «гора риса».
Этот монастырь всегда имел большое значение в политической, культурной и духовной жизни тибетцев. Настоятели монастыря имели вес при решении политических вопросов Тибета, влияли на состав органов лхасского городского управления.
До в 1959 года в монастыре Дрепунг насчитывалось более 15 тысяч монахов, он был крупнейшим религиозным центром Тибета. Во время китайской «культурной революции» храмовый комплекс был серьезно поврежден.
Добраться до монастыря можно из Лхасы на автобусе №3, 301 и 302, затем придется пройти пешком достаточное большое расстояние. Такси доставит вас до ворот монастыря за 20 юаней.
Монастырь Сэра
Сэра расположен в пригороде Лхасы (около 10 км от города). Один из самых крупных религиозных центров Тибета. Ранее входил в число 3-х государственных монастырей; знаменитый университет школы Гелуг тибетского буддизма, а также место паломничества.
Монастырь основан в 1419 г.
Сэра — действующий монастырь, но в сравнение с прошлым в нем теперь проживают горстка монахов — чуть более сотни монахов.Кроме того, в монастыре устроен музей, открытый для посещения многочисленным туристам.
Монастырь Сэра открыт для посещения с 9.00 до 18.30, но некоторые залы закрываются уже в 16.00. Дебаты монахов обычно начинаются в 15.00.
Добрасться можно из Лхасы на автобусе: №6, 16, 24 до станции «Sera temple»
Джоканг
Джоканг – довольно известный буддийский храм-монастырь. находится также в Лхасе. Особо почитается местными жителями и активно посещается многочисленными паломниками и иностранными туристами.
Храм Джоканг строил царь Тибета Сонгцен Гампо в 639 году. По преданиям, раньше на месте строительства храма располагалось небольшое озеро. Но жена царя – китайская принцесса Вэнь Чэн, – изучая окрестности методами геомантии (фэн-шуй), сочла, что местность вокруг озера – это тело огромной демоницы, у которой дворец Потала является сердцем, а само озеро – гениталиями.
Нашли вот такой способ прижать демоницу к земле и обезвредить — озеро осушили, а на его месте построили храм, вокруг возвели ступы и монастыри. Храмовый комплекс продолжает разрастаться и его площадь в наши дни составляет 25 000 м2.
Джоканг находится в центре столицы Тибета Лхасы и выходит на площадь Пакор. Паломники обходят весь комплекс по ритуальному пути «кора», вдоль которого размещены молитвенные барабаны – вращающиеся цилиндры, исписанные мантрами.
Открыт монастырь с 11.30 до 17.30 (с 8.00 до 11.30 открыт только для верующих).
Монастырь Ганден
Основания в 1409 году. Функционирует как один из центров традиции Гелуг. Расположен в 45 км к востоку от Лхасы. Название в переводе с санскрита на тибетский язык звучит как «тушита», что значит «легендарная обитель Будды Майтреи». Монастырь находится на горе Вангбур на высоте 4500 м. Расстояние от Лхасы 47 км. Скорее ввиду высотности расположение, нежели из-за удаления от столицы в Ганден доезжают меньше туристов и паломников. В Сэра и Дрепунге их больше. Но исторически именно этот монастырь является резиденцией руководителей и политических лидеров школы Гелуг.
Основан ламой Цонкапой, жившим в Тибете в XV веке. Комната, где жил этот человек сохранилась до сих пор. В ней он жил и писал знаменитый труд «Ламрим Ченмо», ставший одним из важнейших текстов для тибетском буддизме.
Во время обхода вокруг монастыря открываются красивые виды на долину.
Когда-то Ганден был крупнейшим монастырем — университетом, в котором обучалось около 2000 монахов. Китайская Культурная Революция и здесь оставила свой печальный след — большая часть монастыря была разрушена, многих монахов репрессировали или отослали на работы с обязательным снятием обетов.
Пелкор Чёде
Основан в 1418 году Панчен Релдрупом I. Пелкор Чёде (часто просто Пелчо или Палчо) – большой буддийский комплекс в городе Гьянтзе в Тибете.
Пелкор Чоде — это именно комплекс, а не один монастырь. Представлял собой комплекс из 15 монастырей, где соседствуют три разных буддистких традиций. Преимущественно это Гелуг и Сакья. Девять монастырей принадлежали к Гелуг, три – Сакья и три – к немногочисленной традиции Будона, чей главный монастырь Шалу располагался рядом с Шигаце.
На территории Пелкора находится знаменитая ступа Кумбум со 108-ю внутренними залами и алтарями.
Монастырь Лабранг
Лабранг – крупнейший буддийский монастырь за пределами Тибетского Автономного Района и один из шести ведущих монастырей ордена Желтых Повязок (Гелугпа). Расположен на высоте 2920 м в центре поселка с тем же названием, в долине речки Дася.
Поселок Лабранг является административным центром уезда Сяхэ китайской провинции Ганьсу. В поселке население около 10 000 человек, из которых большинство занято на обслуживании туристов и паломников.
Монастырь Лабранг (или Лабранг Ташикьил) основан в 1709 году учеником Далай-ламы V, которого звали Нгавангом Цондру, учеником Далай-ламы V. Монастырь расположен близко от традиционных торговых путей, ввиду чего быстро богател, расширял свои территории и влияние. В частности, именно из Лабранга отправлялись миссионеры к бурятам, тувинцам и калмыкам.
В 1958 году власти Китая монастырь закрыли. Лабранг распространяет своё управление на 40 небольших монастырей в окрестных горах, а также на женский монастырь в западной части поселка.
На монастырской территории расположено 18 больших залов для молитв (особо среди них выделяется семиэтажный Шакьямуни), две величественные ступы, кроме того, приблизительно 500 небольших капелл и монашеских келий. Вдоль стен монастыря тянется паломническая тропа (такие в Тибете называют кора) длиною 3 км, на всем протяжении которой установлены молитвенные барабаны, или колеса, высотой от 1 до 2,5 м. Во время прохождения коры паломник должен прокрутить каждый из 1174 цилиндров (пока ставить в барабаны электрогенераторы!).
В окрестностях Лабранга можно посмотреть несколько менее крупных храмов и монастырей, а также руины древнего городища Бацзяочэн. К природным достопримечательностям относятся живописные луга Сангкэ к западу от поселка и ущелье Ганцзя в северной части уезда.
Добраться сюда можно на регулярных автобусных маршрутах с Ланьчжоу, Синин и Хэцзо.
Монастыри Тибета. Ташилунпо
Основан в 1447 г. Относится также к школе Гелуг. Расположен в г. Шигаце, Провинция Цанг.
Основан Далай Ламой I на месте развалин древней крепости. Строился на средства местной знати. Монастырь был значительно расширен Панчен-ламой IV – Лобсангом Чокьи Гьялцэном. Кстати, именно при нем Ташилунпо стал местом пребывания панчен-лам (многие из них содействовали расширению и укреплению монастыря).
Монастырь огромный, как целый город. Можно потратить весь день на его осмотр, бродя по улочках в толпе тибетских паломников.
В этом монастыре хранится множество реликвий, в числе которых мощи предыдущего Панчен Ламы, а также здесь находится самая большая в Тибете статуя (26 м) Будды Майтреи – Будды, который придет в наш мир в будущем.
В Ташилунпо расположены погребальные ступы с останками Далай-ламы I и нескольких панчен-лам. Самая большая была возведена в 1666 году для Панчен-ламы IV, при котором монастырь обрел нынешний облик. Эта одиннадцатиметровая ступа сделана из чистого золота и украшена драгоценными камнями. Не многим ей уступает по своему великолепию и более поздняя ступа Панчен-ламы VIII.
Монастырь Цурпу
Цурпу — главный монастырь тибетской традиции Карма Кагью. Кармапы считаются главой этой линии. Последний тибетский Кармапа — 17ый, официально признанный как Далай ламой, так и китайским правительством, бежал из Тибета в Индию в 2000-м году.
Монастырь Пабонка
Один из старейших монастырей Тибета. Построен при правлении царя Трисонг Децена, практически одновременно с Самье, на огромной скале.
Первое строение было разрушено еще в 841 году царем Ландармой, который вел гонения на буддистов. В 11-м веке, когда начался возврат буддизма в Тибет, монастырь был отстроен заново.
Святыни Тибетских монастырей. Тайны Страны Снегов
Святыни Тибетских монастырей. Долгое время европейцы называли Тибет «страной снегов и шин», для многих он был не реальным местом на земле, а загадочным и таинственным мифом. Нашим знаниям о прошлом Тибета мы обязаны отважным путешественникам разных национальностей, которые, невзирая на опасности, бесстрашно отправлялись в эти труднодоступные районы Центральной Азии.
Опасности были не мифическими, а самыми настоящими, ведь правительство Тибета под страхом суровых наказаний запрещало пересекать границу страны чужестранцам, особенно европейцам — «несшим на священную землю скверну». Кара ожидала и тех, кто оказывал помощь пришельцам.
Святыни Тибетских монастырей
Многие путешественники, проделав трудный путь, вынуждены были поворачивать обратно, так и не достигнув заветного Тибета.
В 1881 году сюда сумел попасть индиец Сарат Чандра Дас, которому оказал помощь первый министр панчен-ламы. Только через год, когда Чандра Дас благополучно отбыл на родину, тибетское правительство узнало об этом случае.
Но кара была устрашающей: министр был публично бит палками, а затем умерщвлен с запретом перерождаться в дальнейшем. Его родные и близкие были осуждены на пожизненное заключение, а все их имущество было конфисковано.
Эта далекая и таинственная страна, расположенная среди высоких горных хребтов, в условиях сурового и чрезвычайно сухого климата, в речных долинах, укрытых от леденящих ветров и пыльных бурь, была населена людьми еще в глубокой древности. В VII веке правитель Намри из Ярлунгской династии объединил разрозненные территории Тибета под своей властью, а его сын Сронцзан Гампо стал достойным продолжателем дела отца.
Он создал административную систему управления страной, провел земельную реформу, а также принял участие в разработке письменности и грамматики тибетского языка. Многие события в истории Тибета впоследствии были связаны с приходом сюда буддийских монахов и знакомством тибетцев с учением Будды. Произошло это как раз во времена правления Сронцзан Гампо и при его заинтересованном участии.
Процарствовав шесть лет в древней столице Тибета, он потом перебрался севернее, в местечко Раса, где начал возводить новую столицу — город Лхаса.
Существует предание, что до 640 года вся Лхаса была озеро в котором обитал священный дракон. В этом году Сронцзан Гал по, поддавшись уговорам своей непальской жены, решил построить буддистский храм.
Вместе с ней он пошел к озеру и бросил него кольцо, чтобы найти счастливое место для храма. Колы, попало на середину озера, откуда тотчас выдвинулся священный чортен. После этого Сронцзан Гампо и его народ наполнили озеро камнями, и на этом водном основании явилась Лхаса.
В память о священном драконе в главном храме Лхасы установлена часовенка, рядом с которой расположена большая каменная плита. Плита эта служит преградой, замыкающей ключи озера: во второй месяц каждого года камень поднимают с таинственными ритуалами, при этом слышится страшный вой ветра. Дракону бросают драгоценные приношения, чтобы он не рассердился и не поднял воды, которые проглотят город.
Джуконг («Дом господина») — самый большой и самый священный храм Тибета. Это древнее святилище Сронцзан Гампо возвел, чтобы поместить в него буддийские святыни.
В Южной Азии чортен известен под названием «ступа»
Ихасу двумя его женами — из Китая и Непала. Как бесценную реликвию хранят в монастыре маленькую печурку, сложенную при участии самой китайской принцессы Вэнь Чэн.
Святилище Будды так тесно окружают дома, что издали его рассмотреть невозможно. Ноги паломников, приходящих к нему уже многие века, проделали глубокие желобки в каменных плитах, которые ведут к храму. Их еще более углубили головы и руки преклоняющихся богомольцев.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2015/06/a9a2237d927dd4d004c5b7677b3ac749_image_document_large_featured_borderless.jpg?fit=300%2C224&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2015/06/a9a2237d927dd4d004c5b7677b3ac749_image_document_large_featured_borderless.jpg?fit=500%2C373&ssl=1″ loading=»lazy» src=»https://i1.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2015/06/a9a2237d927dd4d004c5b7677b3ac749_image_document_large_featured_borderless.jpg?resize=500%2C373&ssl=1″ alt=»Тибетская экспедиция. Фотоматериалы» width=»500″ height=»373″ srcset=»https://i1.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2015/06/a9a2237d927dd4d004c5b7677b3ac749_image_document_large_featured_borderless.jpg?w=500&ssl=1 500w, https://i1.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2015/06/a9a2237d927dd4d004c5b7677b3ac749_image_document_large_featured_borderless.jpg?resize=300%2C224&ssl=1 300w» sizes=»(max-width: 500px) 100vw, 500px» data-recalc-dims=»1″ />
Бесконечные преклонения они совершали и перед закрытой дверью: бросаясь ниц на пол во весь рост, пилигримы поднимаются и снова падают в течение нескольких часов. Чтобы защитить руки от трения о камень, паломники надевают на нети деревянные башмаки с подошвами, утыканными гвоздями и маленькой подковкой.
Во время больших праздников огромная масса паломников змеей обтекает высокий тополь у западной стены, который, по преданию, вырос из волоса Будды. Пилигримы целуют белую кору священного дерева и кланяются каменной плите, воздвигнутой рядом в IX веке в память о победе над войском китайского императора.
Фото из тибетского монастыря
На площади перед храмом стоят большие медные котлы для чая — 270 сантиметров в диаметре и около метра в глубину. В новогодний праздник в них заваривается чай для тысяч монахов, когда к храму приходит далай-лама со своей свитой. В прежние времена китайские императоры ежегодно присылали тибетским ламам огни тонн чая в качестве субсидии.
Джуконг — это трехэтажный дом-колодезь под четырьмя золотыми китайскими крышами. Перед его огромными воротами высится гора из рогов баранов и яков, а над ней развеваются разноцветные флаги. Все этажи храма разделены на множество комнат, в которых в свете горящих фитилей блестят металлические статуи. Здесь собраны все будды, бодисатвы и охранители, в которых только верят тибетцы.
Главная святыня Джуконга — это статуя Будды Сакьямуни, изображающая его в 16-летнем возрасте, когда он был еще юным царевичем у себя в доме в Капилаватсу.
Статуя сидящего Будды размером приблизительно с человека. Он сидит у восточной стены храма на троне под балдахином, а перед ним на низком и длинном столике день и ночь горят золотые светильники с топленым маслом.
Легенда гласит, что статую эту отлил скульптор Васвакарма, которого бог Индра вдохновил сделать сплав из пяти «драгоценных веществ» (золота, серебра, цинка, железа и меди) и пяти «драгоценностей неба» (алмаза, рубина, ляпис-лазури, изумруда, индро-нила). Статую Будды изготовили в Магаде еще при жизни Великого Учителя, а потом ее из Индии доставили в столицу Китая. Когда Сронцзан Гампо женился на китайской принцессе, то статуя в качестве ее приданого была привезена в Тибет.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2019/06/10tibet45.jpg?fit=300%2C199&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2019/06/10tibet45.jpg?fit=500%2C331&ssl=1″ loading=»lazy» src=»https://i2.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2019/06/10tibet45.jpg?resize=500%2C331&ssl=1″ alt=»страна уддияна» width=»500″ height=»331″ srcset=»https://i2.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2019/06/10tibet45.jpg?w=500&ssl=1 500w, https://i2.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2019/06/10tibet45.jpg?resize=300%2C199&ssl=1 300w» sizes=»(max-width: 500px) 100vw, 500px» data-recalc-dims=»1″ />
Впоследствии Цзонхава, основоположник одного из направлений буддизма, украсил статую бриллиантами и диадемой из кованого золота и драгоценных камней. Паломники целуют статую в колени, и Будда одаривает их своей необыкновенной улыбкой. Тени и отблески от горящих светильников пробегают по его бесстрастному лицу, и тогда кажется, что Будда оживает под своим балдахином, поддерживаемым сине-зелеными колоннами.
Здесь же установлен и трон Цзонхавы — возле большого небесного камня, который он нашел в одной из пещер. На камне стоял колокольчик с большим рубином в ручке, но на эту реликвию, которая принадлежала Маудгалье — главному ученику Будды, разрешается только смотреть. Лишь высшие ламы могут звонить в него.
В Джуконге хранится и священная золотая ваза, упакованная в специально сшитые для нее парчовые чехлы. Ее прислал в храм около 200 лет назад китайский император Цянь Лун, и используется она только в качестве урны для голосования при избрании нового далай-ламы. В вазу опускают пять пластинок из слоновой кости с написанными на них именами мальчиков, которые родились в день смерти старого далай-ламы. Из этих мальчиков выбирают нового духовного правителя Тибета, так как именно в одного из них перевоплощается дух умершего далай-ламы. Особо избранные ламы после семидневного поста вытаскивают одну из пластинок, и один из мальчиков получает высокое назначение.
В храме хранится и чудесная «громовая стрела» Дордже, нечто вроде немого колокольчика, который своим беззвучным заклинанием касается головы пилигримов. Раз в год Дордже по случаю новогодних праздников на несколько дней присылают в монастырь Сэра — «Обиталище Великой колесницы».
Монастыри в Тибете — это целые города, спускающиеся со склонов гор каскадом белых каменных зданий. Сэра был основан в 1417—1419 годы в пяти километрах к северо-востоку от Лхасы — на ровной каменистой пустоши у подножия горы Гжябри, которая почему-то называлась «Местностью диких роз». В давние времена, как гласит старинная легенда, монастырь, как оградой, был окружен зарослями диких роз — сэра, отсюда и его название.
Главная святыня Сэры — статуя одиннадцатиликого бодисатвы Двалокитешвары, божества сострадания и милосердия. Авалоки-гешвара никогда не умирает, хотя иногда, огорченный беззакониями мира, удаляется в далекий Западный рай — Сукавати.
Авалокитешвара сходит в мир со священного лотоса, чтобы уничтожить людские страдания. Он отказывается превращаться в Будду до тех пор, пока все люди на Земле не станут на путь высшего познания, избавляющий их от страданий.
Священные книги говорят, что великий бодисатва, «обладая могущественным знанием, замечает создания, осажденные многими сотнями бед и огорченные многими печалями. Потому он и является спасителем мира, людей и богов». Недаром на ступнях и ладонях Авалокитешвары изображены глаза, открытые к страданиям мира.
Авалокитешвара изображен с одиннадцатью головами, в напоминание о том, что он, потрясенный жестокими страданиями людей, так горько плакал от жалости к ним, что голова его раскололась на десять частей. Тогда бодисатва собрал осколки и сделал из них новые головы, присоединив к ним и собственную.
Легенда рассказывает, что одиннадцатиликая скульптура божества была получена богиней Балмо, которая и спрятала ее в пещере и окрестностях Сэры. Много времени спустя в этом месте пас стада коз пастух. Увидев, что одна из них вошла в пещеру и исчезла, пастух бросил ей вслед камень, который, влетев в отверстие пещеры, звонко ударился обо что-то.
Этим «что-то» и оказалась блистающая золотом статуя, которая оговорила человеческим голосом. Испуганный пастух бросился к настоятелю монастыря и рассказал обо всем случившемся. Статую извлекли из пещеры и перенесли в один из монастырских храмов, где уже находилась еще одна счастливо обретенная реликвия: жезл-пурбу индийского волшебника Дарчарвы.
Эти святыни привлекали в монастырь много паломников, но жезл можно было видеть лишь один раз в году. В сопровождении торжественной свиты настоятель Сэры вез его в Лхасу в драгоценной шкатулке, установленной на спине лошади. Там он прикладывал священную реликвию сначала к голове далай-ламы, а потом к юловам избранных знатных людей. Только после возвращения из Пхасы жезл-пурбу могли видеть все желающие. В этот день его держал в руках настоятель храма, сидящий на высоком драгоценном троне, облаченный в одежды далай-ламы. Лишь в этот день, всего раз в году, настоятель получал право надеть такие одежды.
Славу монастыря Сэра составляют и ритоды — уединенные кельи отшельников, высеченные в скалах близ монастыря. В этих рито-дах они проходили три степени святости, которые определялись лишь временем добровольного затворничества. С того момента, как закрывалась дверь кельи, отшельник оставался в полной темноте в течение всего избранного срока испытания. В силу данного обета он не должен был выглядывать наружу и впускать в келью свет.
Даже передаваемую ему пищу отшельник принимал в перчатке, чтобы лучи солнца даже случайно не коснулись его тела. На время испытания отшельник брал с собой четки с бусинами из человеческих костей, трубку из берцовой кости человека и чашу из черепа.
Позднее почитатели, ученики и последователи аскетов-отшельников превратили некоторые бывшие уединенные ритоды в роскошные дворцы и загородные поместья. Наиболее известным в конце XIX века был ритод «Пабон-ха», принадлежавший далай-ламе. Над пещерой, в которой когда-то жил один из первых буддийских отшельников, пришедших в Тибет, был выстроен двухэтажный дворец. «Пабон-ха» пользовался у паломников особым почитанием и уважением. Сюда приходили, чтобы 3333 раза совершить обход вокруг ритода, на что требовалось от 10 до 15 дней.
Рядом с монастырем находится и еще одна древняя святыня — большая каменная глыба, по преданию, сама прилетевшая из Индии. На этом камне, согласно обычаю, расчленяли трупы умерших, а потом оставляли их на съедение грифам. Камень считался священным, и потому каждый тибетец желал, чтобы его похоронили именно таким способом.
Монастырь Гумбун, чье полное название Гумбун Чжамба-дин («Мир Майтреи со ста тысячами изображений»), находится в провинции Амдэ — на северо-востоке Тибета. Он стоит на склонах глубокого оврага, по дну которого когда-то струились чистые воды небольшой речушки. Теперь дно поросло диким луком, и овраг этот так и зовут — «Падь дикого лука». Здесь в 1357 году родился выдающийся деятель тибетского буддизма Цзонхава, основатель нового направления — «пути добродетели», известного также под названием «учение желтошапочников».
Там, где из перерезанной пуповины на землю упали капли крови Цзонхавы, стал расти чудесный цан-дан — ароматическое сандаловое дерево. На коре его появлялись тибетские буквы-символы, на листьях — изображения буддийских божеств (Львиноголосою, Ямантаки, Махакалы и др.).
Над этим деревом впоследствии был воздвигнут чортен — ритуальное куполообразное сооружение. Согласно легенде, родители Цюнхавы на склоне лет сильно тосковали о сыне, посвятившем себя монашеству. Наконец мать его, которую звали Шиндза, не выдержала и написала сыну письмо с просьбой о встрече. Цзонхава ответил отказом, предложив матери построить чортен над чудесным деревом цан-дан, поместив туда 100 000 изображений Будды Майтреи.
Мать так и сделала: выстроила чортен, от которого «была большая польза для всех живущих существ». По буддийским понятиям, тысячи Будд, имеющих особую кармическую связь с нашим миром, приняли решение поочередно воплощаться на Земле, чтобы мести всем живым существам Свет Учения. Человечество существует миллионы лет и будет существовать еще миллионы. Каждый раз, когда Свет Учения будет гаснуть, а люди погружаться во тьму неведения, в мир будет являться новый Будда, чтобы вновь освежать им путь. Будда Сакьямуни является четвертым в этой цепи, пятым будет Майтрея — Будда грядущего мирового периода, имя которого означает «Связанный с любовью». Появление Майтреи принесет всем истинно верующим буддистам долгие, счастливые юлы жизни, не омраченные страданием и печалью. Таким образом иудет развеяна и печаль матери.
В монастыре Гумбун есть четыре дацана — богословский, медицинский и два мистических (дийнхор и джюд). Здание мистического факультета джюд, основанного в 1649 году, расположилось у самого обрыва. Здесь хранится много чудесных реликвий, о которых паломники вслух не говорят, а только почтительно шепчутся.
С именем Цзонхавы связан и монастырь Галдан, полное название которого — Брог-ри-галдан-намбарчжял-бий-лин («Уединенное горное, вполне радостное обиталище полного победоносца»). Монастырь был выстроен на южном склоне горы Брог-ри, и место для этой обители выбирал сам Цзонхава. Он убедился, что в этом месте присутствуют все благоприятные признаки как земли, так и неба, и основал монастырь Галдан. Соборный храм с престолом Цзонхавы находился как раз рядом с домом, где жил и скончался этот выдающийся буддийский деятель. Древнее предание повествует, что собравшиеся вокруг усопшего ученики горько плакали и в отчаянии восклицали: «Учитель, где ты?». И вдруг на стене комнаты появился образ Цзонхавы и раздался голос: «Я — здесь». Рассказывают, что многочисленные паломники видели эту святыню еще в конце XIX века.
Преданность и любовь учеников к своему учителю были столь велики, что они решили не сжигать его тело. В сидячем положении оно было заключено в ковчег из сандалового дерева и помещено в реликварий чортена, сделанного из серебра и украшенного различными драгоценными камнями. Позже реликварий облицевали листами кованого золота, а над ним воздвигли величественное здание.
Многих паломников привлекает в монастырь Галдан и еще одна реликвия, связанная с именем Цзонхавы. Это часть черепа его матери, оправленная в золото наподобие чаши-габалы. Подобные сосуды не были редкостью в средневековом Тибете, но данная чаша, по преданию, обладала чудесными свойствами.
Зерна риса, находившиеся в ней, никогда не кончались, хотя их во множестве раздавали паломникам как средство, исцеляющее от многих болезней.