метод рыбы для пересказа
Как эффективно и просто научить ребенка пересказывать текст
В этой статье мы подготовили для вас подборку техник эффективного обучения для пересказа текста.
Технику «Габмургер», и как с ее помощью можно научить ребенка выделять в тексте основную мысль
Технику «Рыба» с помощью которой просто подготовить пересказ текста
Технику «Паук-карты», которые помогут усвоить прочитанный материал
Технику «Палочка» для пересказа и работы с художественным текстом
Эти материалы позволят работу с текстом учебника сделать не только интересной и увлекательной, но и максимально полезной для развития мышления у детей.
А так же сможете скачать их себе на компьютер, чтобы сразу же опробовать их в действии.
[Техника эффективного обучения «Гамбургер»]
Текст учебника как гамбургер: они оба имеют несколько слоев.
Только в гамбургере – это котлета и сыр, а в тексте – введение, основная мысль, детали, кульминация, заключение.
Используйте этот графический организатор, чтобы помочь ребенку построить пересказ текста.
1. Для верхнего слоя, напишите основную мысль, которое представляет главную идею.
2. Заполните средних слоев с поддерживающими деталями.
3. Нижний слой держит все это вместе с заключительным выводом.
Пример использования «Гамбургера»
[Техника эффективного обучения «Рыба»]
Чтобы упростить подготовку по устным предметам используйте рыбу.
Для этого нарисуйте голову, скелет рыбы.
И вдоль скелета запишите ответы на вопросы, которые заданы в конце параграфа.
Можно писать краткий ответ, 1-2 ключевых слова.
Такую рыбу можно положить на парту, и во время устного ответа параграфа или выполения письменной работы одного взгляда будет достаточно, чтобы впомнить материал учебника.
Эта простая техника позволяет затрачивать меньше сил и лучше запоминать материал.
Вы можете составить много рыбок, и сложить их в папку.
Это упростит процесс подготовки к четвертным и итоговым контрольным работам.
[Техника эффективного обучения «Паук-карты»]
Используйте карту, чтобы систематизировать мысли и упростить для понимания и пересказа текст учебника.
Сделать это вам поможет паук-карта.
1. Напишите название параграфа в центре.
2. В каждой клетке паутины, напишите подробно, аргументы и основные факты, которые были перечислены в тексте.
Пример использования «паучка»
[Как пересказывать художественный текст? Техника шести вопросов]
Для пересказа художественного текста можно для ребенка подготовить план, состоящий из шести вопросов
Эта техника поможет вашему ребенку думать о различных элементах рассказа.
Вырежьте вопросы и приклейте каждый к палочке (или трубочке).
Когда вы читаете вместе, периодически останавливайте и передавайте ребенку палочку, чтобы использовать ее качестве подсказки.
Так же вопросы просто можно распечатать и приклеить скотчем на обложку учебника.
Ребенок отвечая на вопросы с успехом перескажет о чем прочитал.
Отвечая на вопросы ребенок систематизирует прочитанное.
Описанные выше методы — фрагмент из книги Ренаты Кирилиной «Как научить ребенка пересказывать текст»
Книга содержит эффективные способы обучения ребенка пересказу художественной и учебной литературы. Уникальной книгу делают тренажеры, включенные в издание, а также «помогаторы», которые каждый читатель может скачать, чтобы использовать вместе с детьми для подготовки пересказа. Книга для родителей школьников, педагогов.
Мы разработали уникальные тренажеры «16 минут чтения и пересказа» для отработки навыков беглого чтения и легкого пересказа.
Идеально подойдет для занятий с ребенком в период летних каникул.
Тетради разработаны для детей 1-4 классов.
В результате работы с тетрадью ребенок будет себя чувствовать уверенно!
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Метод рыбы для пересказа
Хиджабы для девочек ДИДЖАМ | DIDJAM запись закреплена
4 способа научить ребенка пересказывать текст
Вы узнаете про эффективные и интересные методики обучения ребенка пересказу и развитию его мышления. А именно:
➊ «Гамбургер» — приучает школьника выделять главную мысль
➋ «Рыба»помогает подготовить «скелет» пересказа
➌ «Паук-карты» полезна для усвоения сложного материала
➍ «Палочка» для пересказа и работы с художественным текстом
Теперь подробнее о каждой из техник:
Гамбургер — простыми словами это бутербород, состоящий из нескольких слоев. В классическом виде: булочка — соус — котлета — овощи — соус — булочка. Естественно возможны вариации, но статья не о кулинарии)) Если соотнести эту технику с текстом, то получается следующая картина: введение — основная мысль — детали — кульминация — заключение
Рисуем ребенку гамбургер и подписываем каждый из слоев:
● верхний слой (верх булочки с кунжутом) — основная мысль текста
● слои (овощи, котлета, соус) — детали текста, раскрывающие основную мысль
● нижний слой (нижняя часть булочки) — заключительная мысль, вывод
Могу сказать, что этот способ я испробовала на своем ребенке. Действительно эффективно, альхамдулиЛлях! Связываю это, в первую очередь, с тем, что дети любят эти популярные бутерброды, а, значит, срабатывает метод аналогии. А во-вторых, действительно схематично и наглядно отображается текст, что помогает лучшему его усвоению. Рекомендую))
Техника «рыба» так же помогает в подготовке к устным предметам. Для этого рисуется голова рыбы и ее скелет. Вдоль скелета записываются вопросы к пройденной теме (в конце параграфа) и можно написать пару ключевых слов—ответов на них. При ответе на вопросы или пересказ достаточно посмотреть на «рыбу», чтобы вспомнить изученный текст
Методика «паук-карта» нужна для разбора сложных тем. Она структурирует изложенный текст, позволяя выделить важные для понимания темы моменты. Как использовать технику?
√ В центре (голова-брюхо паука) пишем название темы (параграфа)
√ в каждой клетке (ножке) паука максимально подробно описываем основные факты, определения и другие нужные пункты текста
Для использования техники пересказа художественного текста «Палочка» нужно составить план, включающий 6-7 вопросов к тексту. Вопросы вырезаются и приклеиваются к палочке. Конечно, можно оставить и списком на личточке)) Во время чтения в нужный момент ребенку передается палочка с соответствующим вопросом. Это акцентирует внимание ребенка на важном моменте и позволяет его запомнить.
Во время подготовки к пересказу школьник уже легче отвечает на вопрос, написанные на палочке:
1. О ком рассказывается в этом тексте? Это рассказ или сказка?
2. С чего все началось?
3. Что было потом?
4. Чем закончилось?
5. Хорошие герои? Почему они хорошие?
6. Плохие герои? Почему они плохие?
7. Какие сложности есть в истории? Как их решили?
Отвечая на вопросы ребенок систематизирует прочитанное.
Согласитесь, совсем несложные техники, но зато очень полезные, ин ша Аллах.
Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?
Диаграмма Исикавы
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы Фишбоун дают возможность:
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.
Нажмите для увеличения
Составление схемы Фишбоун
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Нажмите для увеличения
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроке
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Формы работы на уроке
Примеры использования технологии Фишбоун в обучении
Пример 1.
Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.
После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).
Пример 2.
Фишбоун на уроке истории по проблеме «Причины феодальной раздробленности Руси».
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Как научить ребенка пересказывать текст
В этой статье мы подготовили для вас подборку техник эффективного обучения для пересказа текста.
Эти материалы позволят работу с текстом учебника сделать не только интересной и увлекательной, но и максимально полезной для развития мышления у детей.
Техника эффективного обучения «Гамбургер».
Текст учебника как гамбургер: они оба имеют несколько слоев.
Только в гамбургере – это котлета и сыр, а в тексте – введение, основная мысль, детали, кульминация, заключение.
Используйте этот графический организатор, чтобы помочь ребенку построить пересказ текста.
1. Для верхнего слоя, напишите основную мысль, которое представляет главную идею.
2. Заполните средних слоев с поддерживающими деталями.
3. Нижний слой держит все это вместе с заключительным выводом.
Техника эффективного обучения «Рыба».
Чтобы упростить подготовку по устным предметам используйте рыбу.
Для этого нарисуйте голову, скелет рыбы.
И вдоль скелета запишите ответы на вопросы, которые заданы в конце параграфа.
Можно писать краткий ответ, 1-2 ключевых слова.
Такую рыбу можно положить на парту, и во время устного ответа параграфа или выполнения письменной работы одного взгляда будет достаточно, чтобы вспомнить материал учебника.
Эта простая техника позволяет затрачивать меньше сил и лучше запоминать материал.
Вы можете составить много рыбок, и сложить их в папку.
Это упростит процесс подготовки к четвертным и итоговым контрольным работам.
Техника эффективного обучения «Паук-карты».
Используйте карту, чтобы систематизировать мысли и упростить для понимания и пересказа текст учебника.
Сделать это вам поможет паук-карта.
1. Напишите название параграфа в центре.
2. В каждой клетке паутины, напишите подробно, аргументы и основные факты, которые были перечислены в тексте.
Как пересказывать художественный текст? Техника шести вопросов.
Для пересказа художественного текста можно для ребенка подготовить план, состоящий из шести вопросов
Эта техника поможет вашему ребенку думать о различных элементах рассказа.
Вырежьте вопросы и приклейте каждый к палочке (или трубочке).
Когда вы читаете вместе, периодически останавливайте и передавайте ребенку палочку, чтобы использовать ее качестве подсказки.
Так же вопросы просто можно распечатать и приклеить скотчем на обложку учебника.
Ребенок отвечая на вопросы с успехом перескажет о чем прочитал.
Отвечая на вопросы ребенок систематизирует прочитанное.
Как научить ребенка пересказывать тексты
Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать.
Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.
Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.
Что такое пересказ
Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.
К пересказу предъявляется ряд требований:
• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;
• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;
• использование авторских образных выражений;
Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.