меню для детей с сахарным диабетом в школе
Питание ребенка с диабетом в школе: как быть и что делать?
Ребенку только поставили диагноз «диабет»? Скоро в школу? Как совместить новый образ жизни и школьные будни, чтобы компенсация не пострадала?
Как считать углеводы в школьной еде? Может быть, лучше перевести ребенка на домашнее обучение? Или снабжать его контейнерами с домашней едой? Голова кругом.
Стоп! Панику отставляем, информацию нижу читаем 😉 Все, что сейчас кажется невозможным, через какое-то время будет исполняться на автомате!
Сначала определитесь
Если у ребенка 3-4 урока в день, особого смысла в школьных приемах пищи нет. Вы вполне можете позволить себе завтракать и обедать дома (в начальной школе уроки иногда заканчиваются в 11:30-13 часов). А на мини-перекус давать что-то безуглеводное или заране подсчитанное.
Важно: советуйтесь и разговаривайте с ребенком о том, как ему хочется, как ему комфортнее. Нравится ли вид/ запах/ вкус школьной еды? Испытывает ли он голод в школе или достаточно перекусов? Хочет ли он ходить с контейнерами или ему нравится есть школьную еду вместе с одноклассниками? Крайне важно, чтобы из-за диабета ребенок не чувствовал себя белой вороной.
Заранее узнайте меню
Будьте на связи
Не бойтесь промахов
Домашняя еда в контейнерах
Для тех, кто готовит контейнеры
Где делать инъекцию
Всегда с собой порция углеводов
На случай, если ребенок не добрал ХЕ в столовой или тренды СК стремятся к гипогликемии. Что это может быть? Оптимальные варианты: крекеры, батончик мюсли, фрукт, какая-нибудь вкусняшка типа Барни и тп.
Питание ребенка с диабетом в школе: как быть и что делать?
Ребенку только поставили диагноз «диабет»? Скоро в школу? Как совместить новый образ жизни и школьные будни, чтобы компенсация не пострадала?
Как считать углеводы в школьной еде? Может быть, лучше перевести ребенка на домашнее обучение? Или снабжать его контейнерами с домашней едой? Голова кругом.
Стоп! Панику отставляем, информацию нижу читаем 😉 Все, что сейчас кажется невозможным, через какое-то время будет исполняться на автомате!
Сначала определитесь
Если у ребенка 3-4 урока в день, особого смысла в школьных приемах пищи нет. Вы вполне можете позволить себе завтракать и обедать дома (в начальной школе уроки иногда заканчиваются в 11:30-13 часов). А на мини-перекус давать что-то безуглеводное или заране подсчитанное.
Важно: советуйтесь и разговаривайте с ребенком о том, как ему хочется, как ему комфортнее. Нравится ли вид/ запах/ вкус школьной еды? Испытывает ли он голод в школе или достаточно перекусов? Хочет ли он ходить с контейнерами или ему нравится есть школьную еду вместе с одноклассниками? Крайне важно, чтобы из-за диабета ребенок не чувствовал себя белой вороной.
Заранее узнайте меню
Будьте на связи
Не бойтесь промахов
Домашняя еда в контейнерах
Для тех, кто готовит контейнеры
Где делать инъекцию
Всегда с собой порция углеводов
На случай, если ребенок не добрал ХЕ в столовой или тренды СК стремятся к гипогликемии. Что это может быть? Оптимальные варианты: крекеры, батончик мюсли, фрукт, какая-нибудь вкусняшка типа Барни и тп.
Меню для детей с сахарным диабетом в школе
Министерство просвещения Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕТСКОГО ОТДЫХА
от 24 марта 2020 года N 06-374
Министерство просвещения Российской Федерации во исполнение плана мероприятий по повышению доступности детского оздоровительного отдыха для детей с сахарным диабетом с учетом необходимости организации медицинского сопровождения детей с сахарным диабетом в организациях отдыха и их оздоровления направляет разработанные Роспотребнадзором методические рекомендации «Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях)».
Методические рекомендации направлены для информирования руководителей организаций отдыха детей и их оздоровления и иных заинтересованных лиц.
Письмо не требует ответа.
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
А.Ю.Попова
30 декабря 2019 г.
2.4. Гигиена детей и подростков
Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях)
Методические рекомендации MP 2.4.0162-19
Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях). MP 2.4.0162-19
1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (А.Ю.Попова, И.В.Брагина, И.Г.Шевкун, Г.В.Яновская); Министерством здравоохранения Российской Федерации (Е.Н.Байбарина, В.А.Петеркова); ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора (И.И.Новикова, Ю.В.Ерофеев, А.В.Сорокина, С.П.Романенко, Н.А.Зубцовская, Г.П.Ивлева, М.А.Лобкис, С.М.Гавриш); Министерством образования Омской области (Т.В.Дернова); Департаментом общего образования Томской области (И.Б.Грабцевич); ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (Л.A.Шпагина, О.Н.Герасименко, Е.Г.Кондюрина, И.С.Шпагин, О.С.Котова, Л.A.Паначева, Н.В.Камнева, A.M.Горобей, Е.А.Знахаренко); ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М.Сеченова Минздрава России (Н.А.Геппе, А.Б.Малахов, А.В.Витебская).
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой «30» декабря 2019 г.
I. Общие положения и область применения
1.2. MP предназначены для дошкольных образовательных организаций, организаций и групп по уходу и присмотру за детьми; организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организаций, обеспечивающих проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи государства; общеобразовательных организаций; организаций профессионального образования; организаций отдыха детей и их оздоровления; организаций, оказывающих услуги питания детей в организованных детских коллективах.
2. Заболевания, требующие индивидуального подхода при организации питания детей
2.1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации дети имеют право на здоровую среду обитания и здоровое питание, в том числе с учетом имеющихся заболеваний, требующих индивидуального подхода к организации питания (сахарный диабет, фенилкетонурия, целиакия, муковисцидоз, пищевая аллергия).
2.2.1. По данным Государственного регистра больных сахарным диабетом 2 и Росстата Российской Федерации на окончание 2018 года общая численность больных сахарным диабетом по Российской Федерации составляла 9 млн. 364 тыс. человек (6,4% от всего населения) [4, 5].
Статистика заболеваемости детей и подростков сахарным диабетом в целом по Российской Федерации свидетельствует о стабильном росте распространенности данной патологии; уровень заболеваемости сахарным диабетом у подростков стабильно более чем в 2 раза превышает таковой у детей (рис.1) 10.
2.2.2. В меню для ребенка с сахарным диабетом рекомендуется включать продукты источники полноценного белка (творог, мясо, рыба, птица, яйца, сыр, гречка, рис, фасоль, овес) и продукты с низким гликемическим индексом (перец сладкий, баклажаны, брокколи, цветная капуста, спаржевая фасоль; свежая зелень, листовая зелень, фрукты, бобовые, макаронные изделия из муки твердых сортов).
Для предотвращения риска развития избыточной массы тела у детей с сахарным диабетом, общее потребление жиров рекомендуется сократить до 30% от суточной калорийности рациона [17].
Перечень пищевой продукции, которая не допускается в питании детей и подростков с сахарным диабетом представлен в приложении 1.
2.2.3. При разработке режима питания детей с сахарным диабетом следует учитывать, что рекомендуемый интервал между приемами пищи должен составлять не более 4 часов [16].
Режим питания детей с сахарным диабетом может соответствовать режиму питания остальных учеников (завтрак, обед, полдник и ужин). В случаях, когда профиль действия инсулина диктует необходимость введения в режим питания ребенка с сахарным диабетом дополнительных перекусов, определяется порядок организации и время их проведения [17].
С целью профилактики гипогликемии приемы пищи для детей с сахарным диабетом рекомендуется осуществлять четко по расписанию.
2.2.4. Информацию о калорийности меню, содержании белков, жиров и углеводов, используемых продуктах для питания детей с сахарным диабетом, рекомендуется доводить до родителей (законных представителей детей) с использованием сайта образовательной (оздоровительной) организации.
2.2.5. Для детей с сахарным диабетом, приносящих продукты и готовые блюда из дома, приготовленные родителями (законными представителями), в столовой рекомендуется обеспечить условия их хранения (холодильник, шкаф) и разогрева (микроволновая печь).
2.2.6. С целью обеспечения безопасных для ребенка с сахарным диабетом условий воспитания и обучения, отдыха и оздоровления, администрации организации совместно с родителями рекомендуется проработать вопросы режима питания ребенка, порядка контроля уровня сахара в крови и введения инсулина; проинформировать классного руководителя (воспитателя), учителя физической культуры (инструктора по физической культуре), работников столовой о наличии у ребенка сахарного диабета; проинструктировать о симптомах гипогликемии, мерах первой помощи и профилактики.
Перечень пищевой продукции, которая не допускается в питании детей и подростков с целиакией представлен в приложении 1.
Согласно требованиям TP ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания», специализированная пищевая продукция «без глютена» может содержать глютен в количестве не более 20 мг/кг; в специализированной пищевой продукции «с низким содержанием глютена» содержание глютена составляет 20-100 мг/кг.
Возможной причиной нарушения диеты в образовательной (оздоровительной) организации может стать неосознанное нарушение технологии приготовления блюд в связи с заменой безглютеновых продуктов на глютеносодержащие продукты, при отсутствии должного внимания и настороженности со стороны персонала столовой 21. В связи с чем рекомендуется проводить инструктаж работников столовой об особенностях организации питания детей с целиакией, а также включить эти вопросы в программу аттестации работников столовой по итогам гигиенического обучения, проводимого в ежегодном режиме.
Перечень продуктов промышленного производства, которые могут содержать «скрытый» глютен представлены в приложении 2.
2.3.3. Режим питания детей с целиакией не имеет, каких-либо особенностей и соответствует основному режиму питания, принятому в организации (образовательной, оздоровительной).
2.3.4. Во избежание попадания примесей глютена в пищу ребенка в образовательной (оздоровительной) организации рекомендуется выделить отдельное помещение для хранения продуктов и приготовления блюд, оборудованное технологическими столами, разделочным инвентарем и моечной ванной, кухонной и столовой посудой. Столовая посуда, должна отличаться от иной столовой посуды цветом или рисунком [18]. Допускается использовать посуду, принесенную ребенком из дома.
2.3.5. При отсутствии в организации возможности оборудования отдельного помещения на пищеблоке, питание детей с целиакией организуется из продуктов, блюд, а также посуды, принесенных ребенком из дома.
2.3.6. С целью обеспечения безопасных для ребенка с целиакией условий питания, администрации организации совместно с родителями рекомендуется проработать вопросы режима и порядка питания ребенка, проинформировать классного руководителя (воспитателя), работников столовой о наличии у ребенка целиакии; проинструктировать о мерах профилактики обострений.
2.4.1. Распространенность муковисцидоза в России ниже, чем в европейских странах. Вместе с тем, статистика распространенности муковисцидоза среди детей и подростков свидетельствует о ежегодном росте заболеваемости [23, 24].
2.4.2. Муковисцидоз хорошо поддается лечению, которое может предотвратить, задержать или облегчить симптомы заболевания [25].
2.4.4. В режиме питания детей с муковисцидозом рекомендуется ввести дополнительные приемы пищи, обеспечив общую формулу питания «3+3»: 3 основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и 3 дополнительных (второй завтрак, полдник, второй ужин).
Дополнительные приемы пищи рекомендуется представлять специализированными высокобелковыми продуктами питания, кисломолочными продуктами, творогом и фруктами 26.
С целью обеспечения оптимальных для ребенка с муковисцидозом условий питания, администрации организации совместно с родителями рекомендуется проработать вопросы режима и порядка питания ребенка, проинформировать классного руководителя (воспитателя), работников столовой о наличии у ребенка муковисцидоза.
2.5.1. Динамика общей заболеваемости фенилкетонурией среди детей и подростков характеризуется ежегодным приростом более чем на 5% 13.
2.5.2. Патогенетическим методом профилактики обострений фенилкетонурии является диетотерапия с заменой высокобелковых натуральных продуктов (мясо, рыба, творог) на специализированные смеси, не содержащие фенилаланин 29.
Перечень пищевой продукции, которая не допускается в питании детей и подростков с фенилкетонурией представлен в приложении 1.
При составлении меню необходим индивидуальный подход и совместная работа с родителями ребенка, т.к. дети имеют разные вкусовые предпочтения к низкобелковой продукции, а также разные физиологические реакции на отдельные продукты питания 32.
Уважаемые пациенты!
Мы ждем от вас смс сообщение на номер +375 (29) 145-91-41.
Телефон для справок,
записи к врачам-специалистам
и на диагностические исследования
Вызов врача
Регистратура стоматологического
отделения
Телефон/факс
Телефон для слабослышащих в режиме СМС
Питание детей при сахарном диабете
Сахарный диабетотносится к числу заболеваний, при которых основная роль в лечении отводится диетическому питанию.
Когда диагноз уточнен, родители больного ребенка и он сам должны твердо усвоить, что основой лечения заболевания является постоянное, строгое соблюдение диеты при диабете, назначенной врачом-эндокринологом. Взрослым следует отнестись к этому спокойно (другого выхода нет) и выработать такое же отношение к сложившимся обстоятельствам у ребенка.
Целесообразно перестроить режим питания всей семьи, сделав его таким, чтобы ребенок не чувствовал себя изолированным от общего стола. В его присутствии не стоит есть противопоказанные при диабеде блюда: мороженое, торты, пирожные, шоколад, конфеты, варенье, жирные пироги и т.д. Тогда у него не появится соблазна явно или скрыто полакомиться ими.
Количество продуктов, содержащих белки, в рационе больного сахарным диабетом нужно немного увеличить – можно давать молоко, кефир, полужирный и нежирный творог и блюда из него, несоленый нежирный сыр, яйца, нежирные сорта мяса (молодая говядина, телятина, обрезная мясная свинина, молодая баранина, мясо кролика, индейки, куриное) и рыбы. В рацион можно включить диетическую колбасу, отварной язык, очень полезные продукты моря. Морепродукты можно добавлять в овощные салаты.
Но не следует предлагать копчености, в том числе копченую колбасу, мясные и рыбные консервы, икру, сладкие творожные сырки, сливки; ограничивается употребление сметаны, яичных желтков.
Содержание жиров сокращается на 25%. Рекомендуется использовать только сливочное и растительное масло.
Первые блюда при питании диабетиков предпочтительнее вегетарианские, несколько раз в неделю их можно готовить на некрепком и нежирном мясном или рыбном бульоне.
Мясные и рыбные блюда дают ребенку в отварном, реже – в тушеном виде, после отваривания допускается их запекание.
Дети с сахарным диабетом болезненно относятся к отсутствию в меню сладкого. Поэтому в качестве замены сахара необходимо использовать такие его заменители, как сорбит, ксилит, фруктоза. Они применяются и для промышленного производства некоторых продуктов для диабетиков (шоколад, конфеты, печенье, торты, лимонады на ксилите или сорбите). Но надо учитывать, что замена сахара ксилитом не делает продукты абсолютно показанными для детей, больных сахарным диабетом, так как в них кроме ксилита содержится довольно много жиров.
При сахарном диабете у детей ограничивается употребление таких углеводосодержащих продуктов и блюд, как хлебобулочные изделия из пшеничной муки, картофель, каши. Каши дают ребенку не более одного раза в день, используя для их приготовления крупу из цельного зерна. Полностью исключают из рациона изделия из сдобного и слоеного теста. Рис, манную крупу и макаронные изделия необходимо использовать в ограниченном количестве. Хлеб при диабеде рекомендуется только ржаной или белково-отрубной в количестве не более 100 г в день.
Овощи можно предлагать ребенку без ограничений. Блюда из капусты, моркови, свеклы, огурцов, помидоров, кабачков, тыквы, баклажанов, зеленого горошка, сладкого перца, зеленого салата, редиса, брюквы должны составлять значительную часть суточного рациона.
Из овощей можно готовить салаты или овощные блюда – вареные, тушеные, запеченные.
Также широко включают в диету при диабете фрукты и ягоды – несладкие сорта яблок, черную смородину, крыжовник, сливы, вишни, черноплодную рябину, облепиху. Изредка можно давать ребенку цитрусовые (апельсины, мандарины), клубнику, землянику, малину. Не более 1-2 раз в неделю можно предложить ему по небольшому ломтику арбуза или дыни. Виноград, бананы, инжир, финики ребенку лучше не употреблять.
Фрукты ребенок может употреблять сырыми и в виде компотов, желе, муссов, приготовленных на заменителях сахара.
При приготовлении питания при диабете необходимо ограничивать соль, перец, горчицу. Из меню исключаются жирные, острые и соленые соусы, сладкие подливы. Если у ребенка нет сопутствующих диабеду заболеваний печени, желудка, кишечника, почек, допускается добавлять в пищу в качестве приправы небольшое количество лука и чеснока, широко использовать петрушку.
Кормить больного сахарным диабетом ребенка необходимо 6 раз в сутки (примерно каждые 2-3 часа) в одно и то же время. Отклонения в режиме питания не должны превышать 15-20 минут.
УЗ «Могилевская городская больница скорой медицинской помощи»
Тема 9. Питание при сахарном диабете 1 типа
Данный раздел является достаточно сложным. Однако он необходим для того, чтобы вести более свободный образ жизни и достичь компенсации диабета. Первое время будет сложно, но потом это войдет в привычку и будет совершаться автоматически. Все мы учились читать по слогам, и никто не сел за руль автомобиля и сразу поехал.
Существует 2 основных пути поддержания компенсации при диабете:
1) практически свободное питание (при этом необходимы частые замеры уровня гликемии, точный подсчет углеводов в еде и умение самостоятельно корректировать дозу инсулина);
2) фиксированный режим инсулинотерапии (рекомендации в выписках из стационара основаны на таком подходе, при этом должен быть фиксированный режим питания с одним и те же количеством углеводов и одинаковый уровень физической активности).
В обоих случаях необходимо уметь правильно считать еду. Первый путь более сложен, но он необходим для молодых активных людей. Второй путь больше подходит для тех, кто ведет размеренный образ жизни, например, для людей пожилого возраста. При втором пути можно составить несколько вариантов меню и придерживаться его.
А. Расчет углеводов.
Инсулин необходим для усвоения углеводов.
Чтобы компенсировать углеводы инсулином, надо четко определять их количество. Т.е. на определенное количество углеводов должно вводиться определенное количество инсулина. Это соотношение индивидуально для каждого человека. Если Вы придерживаетесь постоянной схемы инсулинотерапии, не изменяете самостоятельно дозы инсулина, значит, Вам надо постоянно употреблять одно и то же количество углеводов. Если Вы хотите придерживаться более свободного питания, надо уметь считать углеводы и рассчитывать дозу инсулина на них.
Количество углеводов можно определять в граммах или хлебных единицах.
Понятие «хлебная единица» (ХЕ) введено для удобства подсчетов. 1 ХЕ = 10-12 грамм углеводов. Для удобства лучше брать в 1 ХЕ 10 г углеводов.
Чтобы узнать количество ХЕ, надо количество углеводов разделить на 10 (если считать 10 г углеводов в 1 ХЕ).
1 ХЕ в среднем повышает уровень на 2-2,8 ммоль/л.
Например, в 100 г. печенья содержится 70 г. углеводов, это 7 ХЕ. Если съесть 100 г. печенья, при отсутствии инсулина в организме, глюкоза может повыситься на 14-19 ммоль. Но цифры эти индивидуальны.
В состав так называемых диабетических продуктов часто входят спирты в качестве подсластителей (изомальт, сорбитол). Они не повышают глюкозу крови, поэтому количество спиртов необходимо исключать из общего количества углеводов.
Например, в 100 г печенья содержится 70 г углеводов, в том числе 20 г сорбитола. Значит 70-20=50/10=5 ХЕ.
На фото выше в 100 г продукта 15 г углеводов (Total Carbohydrate), из 15 – сахарные спирты (Sugar Alcohol). Такой продукт не повысит уровень глюкозы крови.
Фруктозу вычитать не надо! Фруктоза – повышает глюкозу крови в той же степени, как и обычный сахар.
При наличии СД возникают 2 задачи при подсчете ХЕ:
В принципе, это 1 задача, но с разных сторон.
Приблизительному подсчету учат во многих школах диабета. Почему? – Потому что многие пациенты и подсчет ложками считают крайне обременительным. Но, по крайней мере, хотя бы первое время лучше взвешивать продукты, чтобы привыкнуть на глаз определять размеры порций. Не так и сложно поставить на кухне кухонные весы.
Как определить, сколько ХЕ содержится в данном количестве еды по весу:
СОДЕРЖАНИЕ УГЛЕВОДОВ в 100 г. х ВЕС ЕДЫ (в граммах)/1000
Взвешивать овощи надо до готовки! (При готовке вес продукта изменяется, но углеводы остаются). Если приблизительно, то 1 средняя картофелина весит 60 г, 17/1000*60 = 1 ХЕ. Т.е. 1 средняя картофелина приблизительно 1 ХЕ. Но лучше взвесить картошку, чтобы представлять себе, что такое 60 г.
Правильно крупы, макароны взвешивать в сухом виде, сварить и взвесить готовую кашу. Количество ХЕ заложенной в кашу сухой крупы делят на вес готовой каши и получают количество ХЕ в своей конкретной каше. Каша может получиться разная (в 100 г вязкой каши ХЕ будет меньше, чем в 100 г рассыпчатой каши).
Разберем гречневую кашу.
Возьмем граненый стакан гречки, это 170 г сухой крупы. В 100 г. – 57 г. углеводов. 57/1000*170= 9,69 ХЕ. Взвесили готовую кашу, получили 570 г.
9,69 ХЕ/570*100= 1,7 ХЕ в 100 г. каши.
Если кашу варили на молоке надо учесть углеводы, содержащиеся в молоке. Например, в вышеуказанную кашу добавили вместо воды 300 мл молока (100 мл – 0,47 ХЕ, 300 – 1,41 ХЕ). 9,69+1,41=11 ХЕ/570*100=1,9 ХЕ в 100 г. каши.
Точно также пекут блины, пироги и пр. Считают количество ХЕ всех продуктов, которые вошли в пирог (сахар, мука, молоко). Взвешивают весь пирог. Количество ХЕ сухих продуктов делят на вес пирога, получается количество ХЕ в 1 грамме, умножаем на 100 – в 100 г.
Хотя бы несколько раз такое стоит сделать. Тогда Вы убедитесь, что небольшой кусочек пирога потянет 6-7 ХЕ.
Для этого надо 1000 разделить на количество углеводов в 100 г. или 100 разделить на количество ХЕ в 100 г.
Например, в 100 г. каши – 17 г углеводов, 1000/17 = 58 г каши на 1 ХЕ.
В дальнейшем такие расчеты проводить будет необязательно. Удобно разработать таблицы по ХЕ под свое меню и положить на кухне, пока расчеты не дойдут до автоматизма. За основу можно взять таблицу Рустема.
Сколько ХЕ необходимо съедать в сутки?
Нормальная масса тела
Тяжелый физический труд 25-30 ХЕ
Среднетяжелый физический труд 20-22
«Сидячая» работа 16-18
Малоподвижный образ жизни 12-15
Избыток массы тела или ожирение
Тяжелый физический труд 20-25 ХЕ
Среднетяжелый физический труд 15-17
«Сидячая» работа 11-16
Дефицит массы тела – 25-30 ХЕ в сутки. В пределах каждой категории мужчины употребляют ближе к верхней границе диапазона, женщины – ближе к нижней.
На один основной прием пищи не рекомендуются употреблять более 7 ХЕ.
Как можно облегчить себе жизнь? На первых порах записывать полученные результаты. Сварили кашу, записали.
Каша Геркулес (80 г хлопья, 500 молоко)
Каша Геркулес (100 г хлопья, 500 молоко)
Каша Геркулес (80 г хлопья, 500 воды)
В первое время надо держать под рукой некоторые формулы:
Количество всех углеводов, которые содержит продукт/общий вес продукта*100
СОДЕРЖАНИЕ УГЛЕВОДОВ в 100 г. х ВЕС ЕДЫ (в граммах)/1000
1000/ количество углеводов в 100 г.
Б. Гликемический индекс
Продукты с разным гликемическим индексом по-разному влияют на сахар в крови по времени (быстро или медленно повышают уровень глюкозы). Чем выше гликемический индекс, тем быстрее повысится глюкоза крови (такие продукты необходимо исключить из рациона, но их хорошо употреблять при гипогликемии).
Жирные продукты медленнее повышают глюкозу, т.к. жиры тормозят всасывание углеводов (жареный картофель меньше повысит глюкозу, чем пюре; но пюре можно замедлить маслом).
Жидкие продукты (особенно теплые) быстрее повысят глюкозу крови.
На скорость всасывания так же влияет:
Гликемический индекс также необходимо учитывать для того, чтобы знать, какие продукты в какое время суток лучше употреблять. Во избежание высокого уровня глюкозы крови профиль действия пищевого инсулина должен совпадать с профилем всасывания углеводов из пищи. Например, если углеводы всосутся раньше, чем начнет действовать инсулин, получим высокий уровень глюкозы. Если позже – можем получить гипогликемию.
В зависимости от времени инсулин в организме действует по-разному. Утром инсулин разворачивается медленно, чтобы избежать высокого пищевого пика необходимо употреблять в пищу продукты с низким ГИ. В обед инсулин работает быстрее – здесь важно совмещать продукты с высоким и низким ГИ. Вечером инсулин работает быстрее всего – подойдут продукты с более высоким ГИ.
Примерный перечень продуктов в зависимости от приема пищи
Гречневая, овсяная (не Геркулес!), ячневая каши, блины, пельмени, гренки, омлет, драники, кабачковые оладьи, макароны, творог.
Суп, гречка, рис, плов, картошка отварная, жареная, картофельное пюре, пельмени, картофельная бабка, голубцы, макароны, фасоль, хлеб. Овощные салаты помогут замедлить всасывание еды, ими можно регулировать паузу и/или высокий сахар крови перед едой.
Рис, картофель отварной, пюре, голубцы, пшенная, кукурузная каши. Белок – до 100 грамм, чтобы не учитывать его при подборе дозы инсулина
Фрукты, печенье, йогурты.
Если пользуетесь ультракороткими аналогами инсулина, то фрукты должны быть в основной прием пищи (возможно с небольшой паузой после основной еды).
В. Частота приема пищи.
Зависит от вида инсулина. При генно-инженерных инсулинах (моноинсулин, актрапид, хумулин, генсулин) обычно необходимы перекусы на пике действия инсулина, т.е. как правило, через 2 часа после инъекции).
На аналогах (апидра, новорапид) перекусы не нужны.
Можно ли есть дополнительную еду, когда хочется и колоть на нее дополнительный инсулин? В принципе можно, но лучше не надо так делать, пока не научитесь компенсации, т.к. профили разных доз будут наслаиваться друг на друга. А до этого лучше до отработки предыдущей дозы инсулина новую дозу не вводить (для генно-инженерных инсулинов – 5 часов, для аналогов – 4 часа).
Г. Пауза между введением инсулина и приемом пищи.
Помимо ГИ продуктов огромную роль играет время экспозиции между уколом короткого инсулина и приемом пищи (пауза). Подбирается индивидуально. Самая большая пауза обычно на завтрак. Аналоги инсулина вводят без паузы или после еды.
Подробно о паузе написано в разделе «Подбор доз короткого инсулина».
Д. Белково-жировые единицы
В белках и жирах нет углеводов, однако после их употребления углеводы (глюкоза) получаются в процессе биохимических реакций уже внутри организма и глюкоза крови может повышаться. Влияние белков и жиров на глюкозу крови очень индивидуально и отличается у разных людей. У кого-то они повышают глюкозу крови, у кого-то нет. Определить это можно только опытным путем, измеряя глюкозу после различной еды. Очень условно 100 г. белков можно приравнять к одной ХЕ.
В любом случае, влияние белков на СК будет намного ниже, чем влияние углеводов. При этом белки и жиры повышают глюкозу крови медленно и начинают «вылезать» через несколько часов.
Для того, чтобы определить, как белки влияют на Ваш уровень глюкозы крови, необходимо измерять глюкозу крови через 3-4 часа после приема белковой пищи (например, если съели много мяса без углеводов, измерьте уровень глюкозы через 3-4 часа).