меня зарыли в шар земной автор
Имя на поэтической поверке. Сергей Орлов
Несомненно, у каждого взрослого человека нашей страны на слуху стихотворение «Его зарыли в шар земной».
Основная мысль поэтического реквиема поэта-фронтовика Сергея Орлова – дань памяти погибшим.
Они отдали свои жизни, но они живы и бессмертны, так как их помнят.
Вот что говорит Сергей Орлов этими простыми и высокими шестнадцатью строками, написанными в 1944 году, в перерыве между боями:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И млечные пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.
1944 год.
Известный советский поэт-фронтовик Сергей Сергеевич Орлов родился 22 августа 1921 года в селе Мегра Вологодской области. Нынче этого села нет, на его месте играют волны водохранилища.
Отец и мать были сельскими учителями. Мать преподавала русский и литературу и привила любовь сына к российской словесности.
Стихи писал с детства. Его детское стихотворение «Тыква» отмечено на Всесоюзном конкурсе стихотворений школьников в 1938 году:
«В жару растенья никнут,
Бегут от солнца в тень.
Одна лишь чушка-тыква
На солнце целый день.
Лежит рядочком с брюквой.
И кажется вот-вот
От счастья громко хрюкнет
И хвостиком махнёт».
Стихотворение было целиком приведено в статье Корнея Чуковского, опубликованной в газете «Правда», а также 4-е строчки из него он поместил в своей книге «От двух до пяти».
Сергей Орлов постоянно печатался в районной газете. В 1940-ом году поступил на исторический факультет Петрозаводского университета.
В начале Великой Отечественной войны вступил в истребительный батальон народного ополчения Белозерска, составленного из студентов-добровольцев.
Спустя два месяца его направили в Челябинское танковое училище.
Молоденький ополченец 1941 года, лейтенант в неполных 20-ть лет Сергей Орлов, 17 февраля 1944 года, будучи командиром взвода тяжёлых танков «КВ» 33-го гвардейского отдельного танкового полка прорыва, едва не сгорел заживо в танке.
Гвардии старший лейтенант Сергей Орлов воевал на переднем крае. Его танковый взвод в феврале 1944-го года освобождал с боями Великий Новгород (тогда он не имел приставки Великий).
Здесь он снова горел в танке. Второй раз за время боёв. Но теперь дела обстояли куда хуже, 17 февраля танк подбили, он загорелся. Танкистам каким-то чудом удалось вытащить своего командира из объятого пламенем танка.
Возможно, Сергей Орлов этот зимний день февраля и отмечал в последствие, как второй день рождения. Ещё бы! Мало того, что огонь безжалостный изуродовал прекрасное лицо молодого офицера-танкиста, то ещё и осколок от фашистского снаряда пытался достать его сердце.
Но на пути «встала» медаль «За оборону Ленинграда».
Следы от ожогов остались на его лице, на всю жизнь. Впоследствии он маскировал их, отпуская бороду.
После госпиталя старший лейтенант Сергей Орлов вернулся в родной Белозёрск. Весь израненный:
«Вот человек – он искалечен.
В рубцах лицо. Ты гляди
И взгляд испуганно при встрече
С его лица не отводи.
Он шёл к победе, задыхаясь,
Не думал о себе в пути,
Чтобы она была такая –
Взглянуть – и глаз не отвести».
Родная мать не смогла узнать своего сына, когда он возвратился домой из госпиталя.
К тому же, его девушка, которая ждала… « не дождалась».
Нет, она не вышла до этого замуж, она, увидев опалённое войной лицо своего любимого, просто испугалась и отказалась связывать с ним дальнейшую жизнь:
«Уходит женщина. Ни злоба
Ни просьбы не понятны ей,
И задержать её не пробуй,
Остановить её не смей.
Молить напрасно, звать напрасно.
Бежать за ней напрасный труд».
Храбрый поэт-фронтовик не пал духом, не сдался, а уехал в Ленинград и поступил в местный университет на филологический факультет.
Сразу, понятно, на второй курс. В Ленинграде он подружился с Михаилом Дудиным, также поэтом-фронтовиком, который помог ему издать его первую книгу «Третья скорость».
В 1946 году вышла книга стихов Сергея Орлова «Третья скорость», где было помещено выдающееся стихотворение «Его зарыли в шар земной», благодаря чему эта книга привлекла внимание к имени поэта.
Решив стать профессиональным поэтом, Сергей Сергеевич переводится в Литературный институт им. А.М.Горького.
В 1954 году Сергей Орлов окончил Литературный институт им. А.М.Горького.
С 1958 года входил в состав правления СП РСФСР. Заведовал отделом поэзии в журнале «Нева», был членом редколлегии журнала «Аврора».
Совместно с Михаилом Дудиным он написал сценарий фильма «Жаворонок» (1964 г.), посвященный подвигу танкистов, оказавшихся в плену на территории Германии.
В фильме звучит песня «Его зарыли в шар земной», в исполнении Майи Кристалинской.
В 1970 году Сергея Орлова ввели в секретариат правления СП РСФСР и он переехал в Москву, на постоянное жительство.
Сергей Сергеевич Орлов был членом комитета по присуждению Ленинских государственных премий.
За свою творческую жизнь, Сергей Орлов выпустил 32-а сборника стихотворений.
Книга «Костры», которая составлялась Сергеем Орловым как итоговая, вышла уже после его смерти в 1978 году.
Умер Сергей Орлов 7-го октября 1977 года, прожив 56 лет.
Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Именем Сергея Орлова в Вологде названа одна из центральных улиц.
Именем Сергея Орлова был назван один из пассажирских рейсовых теплоходов.
С 1981 года в городе Белозёрске, Вологодской области, около храма Спаса Всемилостивого, находится дом-музей Сергея Орлова.
В 1985 году установлена мемориальная доска в Ленинграде, на доме, где поэт-фронтовик жил последние годы, по адресу Малая Посадская улица, дом№8.
В мае 2008 года открыта диорама боя 17 февраля 1944 года, в котором командир взвода танков «КВ» старший лейтенант Сергей Орлов был тяжело ранен и обожжён.
Внук Сергея Орлова Степан Сергеевич Орлов, депутат Московской государственной Думы, кандидат экономических наук.
За свой ратный труд во время войны и вклад в отечественную литературу Сергей Сергеевич Орлов был награждён наградами и премиями:
-орден Октябрьской Революции.
-орден Трудового Красного Знамени.
-орден Отечественной войны II степени (23 февраля 1944 года).
-медаль «За оборону Ленинграда».
-медаль «за победу над Германией в Великой Отечественной войне
1942-1945гг.».
-Государственная премия РСФСР имени М.Горького (1974 г.) – за книгу стихов «Верность» (1973 г.).
Как во время войны, так и через много лет после её окончания, в лирике Сергея Орлова главной темой осталось пережитое на войне и воспоминание о погибших товарищах:
« В машине мрак и теснота.
Водитель в рычаги вцепился…
День, словно узкая черта,
Сквозь щель едва-едва пробился.
От щели, может, пятый час
Водитель не отводит глаз,
А щель узка, края черны,
Летят в неё песок и глина…
Но в эту щель от Мги видны
Предместья Вены и Берлина.
1943 год.
Друзья по поэтическому цеху высоко ценили и крепко уважали Сергея Орлова. Поэт-фронтовик Юлия Друнина, посвятила памяти своего верного друга тринадцать по-женски искренних стихотворений под общим названием «Под сводами души твоей высокой».
Приведу для ознакомления три из них:
«Я в этот храм вступила ненароком,
Мне попросту в дороге повезло.
Под сводами души твоей высокой
Торжественно мне было и светло.
Сквозь суету,
сквозь горести,
сквозь годы –
Твой опалённый,
твой прекрасный лик.
Но нерушимые качнулись своды,
И рухнули в один ничтожный миг…»
«Ты умер, как жил – на бегу, на лету.
С портфелем в руке,
с сигаретой во рту.
Наверное, в последнем,
секундном аду
Увидел себя в сорок третьем году –
В пылающем танке, в ревущем огне –
И, падая, понял: убит на войне.»
«На Вологодчине есть улица Орлова,
Со стапелей там ходит теплоход
«Сергей Орлов», звучит поэта слово…
Вот только в дверь мне
он не звякнет снова,
И, пряча в бороду улыбку, не войдёт.
Уже не станем с ним до хрипа спорить,
Читать стихи, глушить (не только чай).
Один лишь раз друзьям
принёс он горе –
Убил своим уходом невзначай».
Ещё один друг Сергея Орлова, поэт-фронтовик Михаил Дудин, написал следующие строки:
«…И всё-таки он очень страдал от этих шрамов, от этих рубцов, начисто слизанной языками огня кожи, от выгоревших на щеках и подбородке мускулов, от перекошенного века на левом глазу, от сведённых на руках пальцах в бугристых, ещё кровоточащих наростах.
Он страдал физически от осточертевшей боли, к которой он так и не смог привыкнуть, но больше всего он страдал от шрамов на душе, на самых её чувствительных глубинах.
Шрамы на лице потом зарастут рыжеватой шкиперской бородкой, глаз перестанет слезиться, и сгоревшее веко как-то прикроется лихим волнистым чубом – и он будет выглядеть красавцем, но шрамы на душе останутся, останутся навсегда, как осколки раздробленной кости, и будут саднить и болеть всё время.
Он дважды горел в танке, потому, что уходил из танка, как это и положено командиру, последним. Он сначала выталкивал товарищей, потом уже пробивался через адское пламя газойля сам.
Я не знаю, куда она затерялась, эта самая медаль «За оборону Ленинграда», его, Сергея Орлова медаль, которую он мне показывал, медаль искорёженная и смятая.
Когда она была новой, он носил её над левым карманом гимнастёрки, над сердцем. И она защитила его от смертельного осколка в бою. Осколок смял её и исковеркал, но сердце тогда осталось целым».
В заключение своего повествования о жизненном и творческом пути Сергея Орлова хочу привести ещё одно замечательное стихотворение Юлии Друниной, из цикла «Под сводами души твоей высокой», посвящённого памяти Сергея Орлова:
«Снова жизнь, снова цепь атак
Пред тобой в долгу навсегда,
Я верна нашей дружбе так,
Как орбите своей звезда.
По тебе свой сверяю шаг
И любую свою строку.
Ты мне нужен, как нужен стяг,
Чтоб остаться полком полку».
Известный поэт-фронтовик Сергей Сергеевич Орлов, верный солдатскому долгу и русской поэзии, на протяжении всей своей жизни был наглядным примером самоотверженного служения свое Отчизне.
Из поэтического наследия Сергея Орлова.
Поутру, по огненному знаку,
Пять машин «КВ» ушло с атаку.
Стало чёрным небо голубое.
В полдень приползли из боя двое.
Клочьями с лица свисала кожа,
Руки их на головни похожи.
Влили водки им во рты ребята,
На руках снесли до медсанбата.
Молча, у носилок постояли
И ушли туда, где танки ждали.
1944 год.
«Голос первой любви моей –
Вдруг окликнул, заставил
на миг замереть,
И звучит до сих пор обещанием счастья.
Голос первой любви, как ты мог уцелеть?
Над горящей землёй
От Москвы до Берлина
Пыль дорог, где отстать –
Хуже чем умереть,
И в бинтах все берёзы,
В крови все рябины…
Голос первой любви, как ты мог уцелеть?
На тесовой калитке снежок тополиный,
Холодок первый губ, как ожог,
не стереть…
А года пролетели, их, как горы
не сдвинуть.
Голос первой любви, как ты мог уцелеть?!».
«В детстве в речке меня ловили,
Откачали, остался жить.
Парнем стал, в поход снарядили,
Шлем танкистский дали носить.
Всё прошедший, огонь и воду,
Не в пословице – наяву!
Сколько лет, до какого года
Проживу. »
1945 год.
ОБОЖЖЕННЫЙ ПОЭТ ОРЛОВ
7 октября умер Сергей Орлов (1921-1977), автор стихотворения «Его зарыли в шар земной…», которое во время оно звучало везде и всюду.
Но уже тогда, незадолго до смерти, Орлов предчувствовал:
Без следа исчезну, только где-то
на земле дождинка упадёт.
Перечтут стихи мои поэты,
да забудут имя в тот же год.
И хотя в 1979-1980 году вышло собрание сочинений поэта в трех томах, а следом увесистый кирпич воспоминаний современников о Сергее Орлове, к сожалению, забываться он стал стремительно.
Едва вступив на поэтическую стезю, Орлов, будучи еще мальчишкой, заслужил славу и большие гонорары. В 1938 году его стихотворение «Тыква и три огурчика» отметили на Всесоюзном конкурсе стихотворений школьников. Сам Корней Чуковский расхвалил школьника Орлова, да нигде нибудь в кулуарах, а на страницах газеты «Правда» и не успокоившись на этом, включил хвалу начинающему поэту в книгу «От двух до пяти».
«Сколько, например, этой свежести в таком самобытном изображении тыквы, которое дано белозерским школьником Сережей Орловым:
Лежит рядочком с брюквой,
И кажется, вот-вот
От счастья громко хрюкнет
И хвостиком махнет.
На поэтические гонорары Сережа приоделся, купив костюм, и продолжил завоевывание читателей. Но до Москвы было далеко, Орлов поступил в Петрозаводский универ, а там и война началась, внеся корректировку в амбициозные планы.
«Вообще, было наоборот. Товарищ был ранен тяжелее, чем я, и мне пришлось выносить его к своим. Но в печати почему-то утвердилась противоположная версия. А я не опровергаю. Какая разница, кто кого спас. »
Пришлось испытать и предательство любимой. Девушка отказалась выходить замуж за обгорелого поэта к тому же с недействующей рукой.
К этому времени появилось его программное стихотворение «Его зарыли в шар земной…». В нашей школе без его декламации не обходилось ни одно пафосное мероприятие. Чаще звучали только отрывки «Реквиема» Роберта Рождественского.
В 1964 вышел фильм по сценарию Сергея Орлова и Михаила Дудина «Жаворонок», о подвиге танкистов во время войны. В нем песню на стихи «Его зарыли в шар земной…» исполнила Майя Кристалинская.
«Его зарыли в шар земной…» можно считать официальным гимном памяти павших, хотя далеко не всем оно нравится. Вот как, например, оценил Сергея Орлова Иосиф Бродский:
«И вот что интересно: в русской поэзии почти не отражен опыт Второй мировой войны. Существует, конечно, поколение так называемых «военных» поэтов, начиная с полного ничтожества — Сергея Орлова, царство ему небесное».
Бродского можно понять, заведующий отделом поэзии в журнале «Нева» и член редколлегии журнала «Аврора» Сергей Орлов вызывал у отрешенного от печати поэта чувство, что мир несправедлив.
Был ли Орлов хорошим поэтом? Дельные стихи у него попадались. Любители поэзии запомнили лирические «Уходит женщина» и «Голос первой любви моей – поздний, напрасный…». Мне нравится вот это стихотворение Орлова, за исключением последнего четверостишия:
Когда это будет, не знаю:
В краю белоногих берез
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слез.
Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
И мне не додуматься даже,
Какой там ударит салют,
Какие там сказки расскажут
И песни какие споют.
Но мы-то доподлинно знаем,
Нам знать довелось на роду,-
Что было девятого мая
Весной в сорок пятом году.
У Орлова наберется с десяток неплохих стихотворений, а сборников он при жизни навыпускал штук тридцать. Естественно, их приходилось заполнять, чем придется. Это вообще проблема советских поэтов-фронтовиков, все лучшее написано в молодости, а жить как-то дальше надо. Долгие годы вхолостую работали Дудин, Луконин, Наровчатов, совсем ушел из поэзии Симонов.
Так что неудивительно, что после смерти Орлова быстро забыли, хотя центральная улица Вологды носит его имя; дом-музей поэта открыт в Белозерске; можно посетить диораму боя, в ходе которого Орлов получил ожоги.
Ну и стихотворение «Его зарыли в шар земной…» нет-нет да прозвучит.
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Меня зарыли в шар земной автор
Я родился в 1921 году в селе Мегра Белозерского района, Вологодской области, в семье сельских учителей. Отца своего не помню, он умер в 1924 году. Люди, знавшие его, рассказывают, что он был строгий учитель, добрый и веселый человек, уважаемый сельчанами.
Я рано начал ходить в школу, точнее сказать, на уроки в класс, так как мы жили в здании школы, где учительствовала мать.
Мне не нужно напрягать память, чтобы вспомнить детство: его можно увидеть и сейчас. Оно белеет березами и пламенеет рябинами, лежит огромным слюдяным простором Белого озера, в тихие вечера синеет бескрайними лесами, плещет зарницами, звенит дождями. Все это осталось таким же и по сию пору. Исчезли только подробности, но они очень похожи на подробности жизни многих мальчишек, родившихся в деревне. Нет на свете и моего села Мегры — воды Волго-Балта залили то место, на котором оно стояло.
В 1930 году семья наша уехала в Сибирь: отчим был послан партией на строительство колхозов. За красный галстук в те годы влетало от кулацких сынков, но я носил его с гордостью, как мои друзья пионеры.
В 1933 году мать с братишкой и сестренкой вернулись на родину, а я остался с отчимом в Новосибирске: он был направлен партией на учебу в институт. Широкая Обь, первые многоэтажные дома пятилетки. Потом я вернулся на родину и много рассказывал приятелям о Сибири, степях и железной дороге. Учитель физики, молодой ленинградец, рассказами о книгах и звездах зажег любовь к литературе и изобретательству. Попробовал сочинять стихи и строить модели самолетов и ракеты. Потом стихи перестал сочинять на время, потому что увлекся рисованием.
Среднюю школу я окончил в 1940 году в Белозерске, старинном городке с крепостным валом и множеством церквей. Тихие дома, деревянные мостки, скрипучие калитки, буйные черемухи и зовущие гудки пароходов, На пароходе я и уехал учиться в Петрозаводский университет с твердым желанием писать стихи, печататься. Мое стихотворение «Тыква», написанное в шестнадцать лет, похвалил в статье, напечатанной в газете ЦО «Правда», Корней Иванович Чуковский.
Когда началась война, мы, студенты университета, вступили в истребительный батальон, из него я был призван в армию. Военком, выслушав мой рассказ о положении на том участке фронта на котором мы были, по «знакомству» предложил на выбор два рода войск — танки и авиацию. Я стал танкистом. В армии был рядовым, сержантом, курсантом, лейтенантом, гвардии старшим лейтенантом. Воевал на Волховском и Ленинградском фронтах в танке; воевать приходилось не только с немцами, но и с болотом. Танкисты не любили громких слов и верили в будничные высокие ценности: дружбу, товарищество, долг. В 1944 году меня, обожженного, принесли на носилках товарищи в медсанбат. Из госпиталя я был демобилизован по инвалидности.
Я люблю рыбную ловлю. День победы встретил на Белом озере, в устье реки Ковжи. Ни одна травинка не колыхалась, река и озеро сливались с чистым небом — так было тихо. Вместе с встающим солнцем из озера пришла лодка; по воде далеко слышно, и до нас долетел крик с лодки: «Эй, что вы сидите? Кончилась война!». Мы глянули на огромное солнце за лодкой, не смежая век, и заплакали, не потому что на солнце нельзя смотреть без слез.
После войны учился в Ленинградском университете, но ушел с третьего курса. В 1954 году я окончил Литературный институт имени Горького.
Мои книги: «Третья скорость» (1946), «Поход продолжается» (1948), «Светлана» (1950), «Городок» (1953), «Стихотворения» (1956), «Голос первой любви» (1958), «Стихотворения» (1959), «Одна любовь» (1961), «Колесо» (1964), «Лирика» (1966), «Дни» (1966). Вместе с Михаилом Дудиным написал сценарий фильма «Жаворонок» о танкистах на войне.
Сергей Орлов — Его зарыли в шар земной: Стих
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
Анализ стихотворения «Его зарыли в шар земной» Орлова
Сергей Сергеевич Орлов — советский поэт, фронтовик, танкист, командир взвода. Литературные способности проявил еще в детстве, но по-настоящему его талант раскрылся на войне. Стихотворение «Его зарыли в шар земной» — тому яркое подтверждение.
Стихотворение написано в 1944 году. Его автору исполнилось 23 года, был ополченцем, но закончил танковое училище и стал танкистом. По жанру — патриотическая лирика, размер — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые. Композиция кольцевая, с возвращением к началу стихотворения. Лексика книжная и просторечная. Подвиг солдата настолько велик, что могилой для него становится весь земной шар. Такой же, вселенского масштаба («на миллион веков»), должна быть и память о нем. Поэтому произведение изобилует гиперболами практически в каждой строке: его зарыли в шар земной, Млечные Пути пылят вокруг него (здесь наша галактика также умаляется, единственный Млечный путь становится одним из многих Путей). «Парень» — символ всех павших на войне, руки друзей, победителей, опускают его в могилу. Косвенно поэт утверждает и старую истину, не всегда связанную с подвигом: жизнь человека дороже всего. Отдать ее «за други своя» — смысл самопожертвования. В середине возникает короткая пейзажная зарисовка: тучи, метелицы, грома, ветра. Олицетворения: тучи спят, ветра разбег берут. В этом эпизоде особенно много глагольных рифм. Мавзолей — погребальный комплекс для знатного усопшего. В стихах таким памятником является вся Земля, политая кровью солдат. Сравнение: ему как мавзолей. Эпитеты: грома тяжелые, рыжих скатах, солдат простой. Поэт с доверительной интонацией говорит с читателями, обращаясь к ним «друзья». Надо отметить, что на тот момент война еще не закончена, но С. Орлов уже старается осмыслить это страшное событие во всей его полноте, смотрит в будущее, обращается не только к современникам, но и потомкам. «Давным-давно окончен бой», но забывать о нем нельзя. Солдат безымянный, неизвестный — чей-то сын, друг, человек, мечтавший жить. Ценность этого произведения еще и в том, что исходит оно от участника, свидетеля, товарища. Дважды поэт заканчивает строку многоточием, чтобы подчеркнуть торжественность и трагичность момента.
Стихотворение «Его зарыли в шар земной» С. Орлова давно стало песней. Отзвуком этого стихотворения можно считать и открытие в 1960-х годах в Москве мемориала Неизвестному солдату.
Запись на стене
Публикуем подборку стихов Сергея Орлова в помощь участникам конкурса арт-объектов «Планета Орлова». Напоминаем, что работы принимаются до 30 ноября 2019г.
Монолог воина с поля Куликова
…Лежат князи Белозёрски, вкупе побиены суть…
Сказание о Мамаевом побоище
В жару растенья никнут,
Бегут от солнца в тень.
Одна лишь чушка-тыква
На солнце целый день.
Лежит рядочком с брюквой,
И кажется, вот-вот
От счастья громко хрюкнет
И хвостиком махнет.
Здесь ели, словно колокольни
Подняли к облакам кресты,
И древней темнотой раскольной
Темны овины, как скиты.
И за раздольем трав духмяных,
Болотных, рыжих и густых,
Над озером плывут туманы,
Плывет протяжный шум тресты
Как гул молитвы староверской,
Сердца щемя глухой тоской…
О, край дремучий, белозерский,
Старинный, озерной, лесной!
Гимн человеку (это стихотворение стало песней, написал музыку белозерский композитор В.Носарев)
Январь трещит морозами,
Пургой дымят поля.
А май ударит грозами
И зацветет земля.
Пусть бедами, ненастьями
Нас обжигает век.
Но твердо верит в счастие
Упрямый человек.
Приходит ночь косматая,
Лишь звездами пыля,
Вспорхнет заря крылатая –
И свет во все края.
Пусть бедами, ненастьями
Нас обжигает век.
Но твердо верит в счастие
Упрямый человек.
И еще одно стихотворение о песне:
Человеку холодно без песни
На земле, открытой всем ветрам.
Я не знаю: в мире место есть ли,
Где не верят песням, как кострам.
Песни на земле не сочиняют,—
Просто рота городом пройдет,
Просто девушки грустят, мечтают
Да гармошку кто-то развернет.
Белая береза отряхнется,
Встанет под окошками в селе,
Сердце где-то сердцу отзовется,—
И поется песня на земле.
Как лесам шуметь, рождаться людям,
Ливням плакать, зорям полыхать —
Так и песня вечно в мире будет,
И ее не надо сочинять.
Фильм «Жаворонок»
Фильм «Жаворонок», поставленный по сценарию С. Орлова и М. Дудина, также являет собой памятник мужеству, стойкости духа, бесстрашию советского солдата. Вышел на экраны 6 мая 1965 года. Фильм выдержал проверку временем. И в наши дни он не утратил своей актуальности. Этот фильм необходим, особенно молодому поколению, за которым будущее.
Соавтора Сергей нашел в своем друге Михаиле Дудине Никогда прежде не писавшие ни пьес, ни сценариев, они отлично справились с этой работой. В результате их совместного труда и усилий студии «Ленфильм» на экраны вышел волнующий фильм «Жаворонок».
В канун выхода фильма на экраны в редакции газеты «Кинонеделя Ленинграда» побывали поэты С. Орлов и М. Дудин. Они рассказали о том, как родился замысел картины: «О легендарном подвиге танкистов мы узнали из маленькой газетной заметки. Нам стал известен только сам факт: танк «сбежал» с немецкого полигона. Остальное, конечно, пришлось домысливать: как сумели договориться между собой эти люди, что делали они за короткие 90 минут свободы, как встретили смерть…». И далее: «Самое удивительное, что этот факт запомнили и сохранили для истории сами немцы, потрясенные мужеством советских людей, для которых плен стал продолжением борьбы… Как поэты, мы стремились из этого факта извлечь поэтический смысл. Наши герои совершают подвиг, пройдя через ад нечеловеческих испытаний, которые не смогли их сломить… Мы писали сценарий не о войне. До тех пор, пока будет живо человечество, ему будет необходимо мужество. А война была для нас тем фоном, на котором виднее, как проявляет свою душу, свой характер Человек». В эпиграфе-прологе к «Жаворонку» звучат положенные на музыку уже знаменитые стихи «Его зарыли в шар земной.
Фильм был представлен на XVIII международный кинофестиваль в Канны, проходивший 13-14 мая 1965 года. Фильм стал гимном миру и проклятьем войне, фильм «Жаворонок» — символ весны, солнца, жизни.
«Его зарыли в шар земной…»
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
Будет печалить и радовать
В мире оно и без нас,
Белой нежданною радугой
Искрясь, как мартовский наст.
Там, где кончаются озими
В дальней дали и леса,
Синее Белое озеро
Встало стеной в небеса.
Белой дугою очерчено,
Солнца касаясь и звезд,
Тихое, будто доверчивость,
Но с перезвонами гроз.
Нимбом, светящимся издали,
Встало над краем навек
Неотразимо и искренне,
Будто бы взгляд из-под век.
Белое озеро, может быть,
Цвета черемух полно.
Белое озеро… Боже мой, –
Как это было давно!
Земля летит зеленая навстречу
Земля летит, зеленая, навстречу,
Звенит озер метелью голубой.
На ней березы белые, как свечи,
Свист пеночки и цветик полевой.
Я землю эту попирал ногами,
К ней под обстрелом припадал щекой,
Дышал ее дождями и снегами
И гладил обожженною рукой.
Прости, земля, что я тебя покину,
Не по своей, так по чужой вине.
И не увижу никогда рябину
Ни наяву, ни в непроглядном сне…
Кто же первый сказал мне на свете о ней?
Кто же первый сказал мне на свете о ней?
Я никак не припомню сейчас.
Может, первый назвал ее имя ручей,
Прозвенел по весне и погас.
Мог сказать бы отец, но я рос без отца.
В школе мать говорила, обучая детей.
Я не слышал, я ждал лишь уроков конца,—
Дома не с кем меня оставлять было ей.
А вокруг только небо, леса и поля,
Пела птица-синица, гуляли дожди,
Колокольчик катился, дышала земля,
И звенел ручеек у нее на груди.
Может, птица-синица, береза в лесах,
Колокольчик с дороги, калитка в саду,
В небе радуга, дождь, заплутавший в овсах
Пароход, прицепивший на мачту звезду,
Рассказали, как это бывает, о ней.
Но тогда я, пожалуй, был робок и мал
И не знал языка ни синиц, ни дождей…
Я не помню, кто мне о России сказал.
И еще одно стихотворение о Родине:
Акрополь
В незапамятном детстве раннем
Я увидел впервые город, –
Сказкою о царе Салтане
Он открылся мне с косогора.
Вал зелёный у вод блескучих,
Стены сахарные над валом,
Золотые луковки в тучах
Лента радуги обвивала.
Голубиная почта меркла
В синем небе над головою,
Звон катился на крыши с церкви.
С колоколен, медным прибоем.
Крыши крыты железом красным,
Окна в два ряда и заборы,
Потрясенный творимой сказкой,
Въехал я на телеге в город.
Первый город мой, в зорях алых
Щедро ты мне дарил открытья,
С чудом первой любви, пожалуй,
Мог тебя одного сравнить я.
И хотя на земле с тех пор я
Повидал городов немало,
Выходил к ним спокойно, к гордым,
Из ворот гремящих вокзалов,-
Но недавно, за синим морем,
В королевстве чужом, не в сказке,
Будто снова я въехал в город
На телеге мальцом вихрастым.
Я уже никогда не забуду
В небе полные солнца колонны
И безгрешного детства чудо –
Мой Акрополь в лесах зеленых.
И еще одно стихотворение о Родине, о затопленной Мегре
На Волго-Балте
Моей деревни больше нету.
Она жила без счета лет,
Как луг, как небо, бор и ветер, —
Теперь ее на свете нет.
Она дышала теплым хлебом,
Позванивая погромком,
К ней на рогах коровы небо
Несли неспешно людям в дом.
Плывут над ней, взрывая воды,
Не зная, что она была,
Белы, как солнце, теплоходы,
Планеты стали и стекла.
И дела нет на них, пожалуй,
Уж ни одной душе живой,
Что здесь жила, пахала, жала
Деревня русская век свой.
Детей растила, ликовала,
Плясала, плакала, пила,
С зарей ложилась и вставала,
Гремя в свои колокола
Стогов, домов, хлевов, овинов
В богатый год и в недород.
В чем невиновна, в чем повинна,
Теперь никто не разберет.
Я до сих пор твой сын, деревня,
Но есть еще двадцатый век, —
Вывертывает он коренья
И прерывает русла рек.
Что сделал он, то сам я сделал,
Никто другой того не мог, —
И этот лайнер снежно-белый,
И всплывший дедовский пенек.
И я пройду по дну всю пойму,
Как под водой ни тяжело.
Я все потопленное помню.
Я слышу звон колоколов.
А наверху, как плахи, пирсы,
В ладонях шлюзов — солнца ртуть.
Я с тем и этим крепко свыкся,
Одно другим не зачеркнуть.
У той березки…
У той березки, где с тобой
Встречалися мы вечер каждый,
Пробитое насквозь стрелой
Я сердце вырезал однажды.
Мы говорили, на заре
Прощаясь, перепутав руки:
“Сотрется сердце на коре,
Но не стереть любовь разлуке”.
Смешная юность далека.
Ты замужем, и ты забыла
Веснушчатого паренька,
Которого тогда любила.
А я пришел сюда и вот
Гляжу, один в саду просторном,
Как сердце на коре живет.
И лишь стрела на сердце стерлась.
Литературное наследие
«А мы такую книгу прочитали…»
А мы такую книгу прочитали…
Не нам о недочитанных жалеть.
В огне багровом потонули дали
И в памяти остались пламенеть.
Кто говорит о песнях недопетых?
Мы жизнь свою, как песню, пронесли…
Пусть нам теперь завидуют поэты:
Мы всё сложили в жизни, что могли.
Как самое великое творенье
Пойдет в века, переживет века
Информбюро скупое сообщенье
О путь-дороге нашего полка…
***
Когда это будет, не знаю:
В краю белоногих берез
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слез.
Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
И мне не додуматься даже,
Какой там ударит салют,
Какие там сказки расскажут
И песни какие споют.
Но мы-то доподлинно знаем,
Нам знать довелось на роду,-
Что было девятого мая
Весной в сорок пятом году.
***
Тополь встанет молодой,
Рожь взойдет над головой,
Журавли перо обронят,
Вдаль летя своей тропой.
Будут лить дожди косые,
Будут петь снега…
Будет жить твоя Россиия
Всем назло врагам.
Вырастут на свете люди,
Что еще не родились,
Смерти никогда не будет –
Будет жизнь.