меня попросили рассказать о древних памятниках древней культуры ошибка

Меня попросили рассказать о древних памятниках древней культуры ошибка

ЗАДАНИЕ № 24

Найдите ошибки в тестах.

1. Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.

На каменистых почвах Аттики плохо росли зерновые культуры, поэтому хлеба не хватало. И наоборот, оливки и виноград выращивались в больших количествах. Оливковое масло и вино отправляли на продажу и в другие страны.

2. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не стало.

На самом деле рабы из числа чужеземцев в Афинском государстве остались.

3. Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди.

На самом деле так было до его правления. А Солон, наоборот, установил законы, по которым судьей мог стать любой гражданин независимо от его знатности и богатства. Он лишь должен был быть не моложе 30 лет и не замечен в плохих поступках.

4. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.

На самом деле чужеземцы редко приезжали в Спарту. Любоваться в ней было нечем: в городе не строили красивых зданий и не ставили статуи. Крепостные стены в Спарте отсутствовали.

5. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили остальных греков.

Наоборот, афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Большую часть времени спартанские юноши отводили физическим состязаниям и разучиванию военных песен.

Источник

Таблица пошагового оценивания ответа на задание 27 по критерию К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Взято из методических материалов для экспертов.

Высшую оценку (6 баллов) по этому критерию экзаменуемый получает в том случае, если сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

(1)Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырёхсот, так что я слишком утомил бы вас, если бы взялся за полное доскональное перечисление. (2)Жалко и Сухареву башню, построенную в XVII веке. (3)Проблему объезда её автомобилями можно было решить по-другому, пожертвовав хотя бы угловыми домами на Колхозной (тогда) площади (универмаг, хозяйственный магазин, книжный магазин). (4)Жалко и Красные, и Триумфальные ворота.

(5)А знаете ли, что площадь Пушкина украшал древний Страстной монастырь? (6)Сломали. (7)Открылся чёрно-серый унылый фасад. (8)Этим ли фасадом должны мы гордиться как достопримечательностью Москвы? (9)Никого не удивишь и сквером, и концертным залом «Россия» на месте Страстного монастыря.

(10)Сорок лет строилось на народные деньги (сбор пожертвований) грандиозное архитектурное сооружение − храм Христа Спасителя. (11)Он строился как памятник непокорённости московской перед сильным врагом, как памятник победы над Наполеоном. (12)Великий русский художник Василий Суриков расписывал его стены и своды. (13)Это было самое высокое и самое величественное здание в Москве. (14)Его было видно с любого конца города. (15)Здание не древнее, но оно организовывало наряду с ансамблем Кремля архитектурный центр нашей столицы. (16)Сломали. (17)Построили плавательный бассейн. (18)И лишь в середине девяностых опять всем миром храм отстроили заново.
(19)Разрушая старину, мы всегда обрываем корни.

(20)У дерева каждый корешок, каждый корневой волосок на учёте, а уж тем более те корневища, что уходят в глубочайшие водоносные пласты. (21)Как знать, может быть, в момент какой-нибудь великой засухи именно те, казалось бы, уже отжившие, корневища подадут наверх, где листья, живую спасительную влагу.

(25)Казалось бы, в огромном продымлённом городе каждое дерево должно содержаться на учёте, каждая веточка дорога. (26)И действительно, сажаем сейчас на тротуарах липки, тратим на это много денег, усилий и времени. (27)Но росли ведь готовые вековые деревья. (28)Огромное зелёное кольцо (Садовое кольцо!) облагораживало Москву. (29)Правда, что при деревьях проезды и справа, и слева были бы поуже, как, допустим, на Тверском бульваре либо на Ленинградском проспекте. (30)Но ведь ездят же там автомобили. (31)Кроме того, можно было устроить объездные пути параллельно Садовому кольцу, тогда сохранилось бы самое ценное, что может быть в большом городе, – живая зелень.
(32)Если говорить строже и точнее, на месте уникального, пусть немного архаичного, пусть глубоко русского, но тем-то и уникального города Москвы построен город среднеевропейского типа, не выделяющийся ничем особенным. (33)Город как город. (34)Даже хороший город. (35)Но не больше того.

(36)В самом деле, давайте проведём нового человека, ну хоть парижанина или будапештца, по улице Тверской, по главной улице Москвы. (37)Чем поразим его воображение, какой такой жемчужиной зодчества? (38)Каким таким свидетелем старины? (39)Вот телеграф. (40)Вот гостиница. (41)Вот дом на углу Тверского бульвара, где кондитерский магазин. (42)Видели парижанин и будапештец подобные дома. (43)Ещё и получше. (44)Ничего не говорю. (45)Хорошие, добротные дома, но всё же интересны не они, а именно памятники: Кремль, Коломенское, Андроников монастырь.

(По В.А. Солоухину)
Владимир Алексеевич Солоухин (1924−1997) – русский советский писатель и поэт, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».

Сочинение по тексту В.А. Солоухина

Почему не стоит разрушать памятники архитектуры? В своём произведении В.А. Солоухин предлагает нам задуматься над этой проблемой.

Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, автор рассказывает нам об уничтоженных памятниках Москвы. Делясь с нами информацией об уменьшении площади Садового кольца из-за автомобильных дорог, Солоухин демонстрирует осуждение данного решения, так как считает, что можно было его предотвратить, тем самым сохранив «зелёное кольцо» Москвы как памятник архитектуры. Это мы можем увидеть в предложениях 22–31.

Уничтожая часть Садового кольца, умирает «самое ценное, что может быть в большом городе – живая зелень», которая так важна для любого мегаполиса. Стоило бы пренебречь строительством дорог ради сохранения памятника архитектуры.

В качестве другого примера Солоухин показывает разрушение храма Христа Спасителя. Такой памятник архитектуры не должен был быть разрушен, ведь он был построен в честь победы над Наполеоном, он являлся самым величественным сооружением Москвы.

Автор показывает своё сожаление из-за его разрушения, так как для постройки здания было вложено много сил и оно имело огромною роль для Москвы и для истории этого города. Это отражено в предложениях 10–17.

Такой памятник архитектуры не должен был быть разрушен, ведь он был построен в честь победы над Наполеоном, он являлся самым величественным сооружением Москвы.

Примеры связаны между собой. Это примеры – подтверждение главной мысли текста: прошлое стоит хранить, а не уничтожать. При этом важно, что если проанализировать эту связь, то можно заметить, что речь идёт и о памятниках архитектуры, и о «зелено кольце» Москвы. Анализ этих примеров показывает, что они приведены неслучайно.

Какова же позиция автора? Автор всем ходом стремится показать, что не стоит разрушать памятники, ведь они часть истории любого города и без них он престанет обладать уникальностью.

Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что несмотря ни на какие причины памятники не должны быть уничтожены, потому что они играют большую роль в жизни любого города. В подтверждении своей позиции хочу привести пример из своей жизни. Каждый день на протяжении нескольких лет по дороге домой я проезжала через памятник «Мать и дитя». В один день его разрушили из-за необходимости освобождения места для автобусной остановки. Я очень расстроилась из-за этого, ведь он являлся одним из символов родины и точно не должен был быть разрушен.

Итак, можно сделать вывод, что памятники имеют большое значение в истории и в формировании уникальности города, поэтому их не стоит уничтожать.

Автор сочинения указывает на две основные стороны выделенной им проблемы, правильно понимая в ней главное.

Приведены два примера. Дано пояснение к каждому. Выявлена и проанализирована смысловая связь между примерами. Искажений смысла авторского текста нет.

Сочинение по тексту В.А. Солоухина

В данном тексте Владимир Алексеевич Солоухин, писатель и поэт, поднимает проблему отношения к памятникам архитектуры.

Для раскрытия данной проблемы автор обращается к некоторым случаям уничтожения культурного наследия в столице нашей страны – Москве. К примеру, он рассказывает о снесении древнего Страстного монастыря и строительстве сквера и концертного зала на его месте (предложения 5–9). Описывая фасад новых строений, автор использует эпитет «унылый» и задаётся вопросом, эти ли объекты должны являться предметом национальной гордости, из чего читатель может сделать вывод о глубоком сожалении Солоухина по поводу уничтожения древнего монастыря. Кроме того, он рассказывает о храме Христа Спасителя, построенном «на народные деньги» «как памятник непокорённости московской перед сильным врагом, как памятник победы над Наполеоном». Данному зданию автор даёт характеристику самого высокого и самого величественного в городе (предложение 13), однако и оно было разрушено ради строительства бассейна. Солоухин сокрушается из-за того, что важнейший символ победы и силы русского духа был сломлен для чего-то столь обыденного и непримечательного, как плавательный центр.

Эти примеры связаны равнодушием человека к памятникам архитектуры, уничтожением исторической ценности и собственного прошлого, что не может не расстраивать и не пугать. Примеры в тексте приведены так, что от одного примера к другому усиливается чувство отчаяния за содеянное человеком. Второй пример дополняет, усиливает негативные чувства от прочитанного в первом примере, позволяет более точно передать автору не только мысли, но и чувства.

Автор считает, что «разрушая старину, мы всегда обрываем корни», а уничтожение культурного наследия лишает Москву её уникальности, делает её ничем не выделяющимся городом среднеевропейского типа.

Я полностью согласна с мнением Солоухина, поскольку и сама замечаю в своём городе подобное отношение к памятникам архитектуры. Маленькие домики со старинными резными фасадами небывалой красоты, которым уже больше двух веков, стоят и ожидают своей очереди на снос для освобождения площади под строительство многоквартирных домов. Древние храмы разрушают ради укладки новых дорог. Все случаи и не перечислить… Мой город теряет то, что присуще лишь ему одному, и становится очередным провинциальным городком России. Скоро его будет совершенно не отличить от остальных. На мой взгляд, такое халатное отношение, такое обесценивание собственной истории не может считаться приемлемым, и нам срочно нужно предпринимать серьёзные меры, чтобы остановить это безобразие.

(1)Дождь застиг Лосева на Кузнецком мосту. (2)Чтобы не мокнуть, Лосев зашёл на выставку. (3)До начала совещания оставалось часа полтора. (4)Не торопясь он ходил из зала в зал, отдыхал от московской суеты. (5)После мокрых весенне-холодных улиц, переполненных быстрыми столичными людьми, здесь было тихо, тепло.

(6)Он шёл вдоль стен, обтянутых серой мешковиной. (7)Грубая материя выглядела в данном случае весьма неплохо. (8)Что касается картин, развешанных на этой мешковине, у Лосева они не вызывали интереса. (9)Лично он любил живопись историческую, например, как Пётр Первый спасает солдат, или Иван Грозный убивает сына, или же про Степана Разина, также батальные сцены – переход Суворова через Альпы. (10)Нравились ему и портреты маршалов, полководцев, известных деятелей искусства. (11)Чтобы картина обогащала знаниями. (12)Здесь же висели изображения обыкновенных стариков, подростков, разложенных овощей и фруктов с разными предметами, рисунки на бумаге, множество мелких картин в простых крашеных рамах. (13)Лосев не мог представить себе, куда они все деваются после выставки, где находились до неё и вообще какой смысл создавать их для такого временного назначения. (14)Музеи – другое дело, в художественных музеях Лосев неоднократно бывал, на подобных же выставках не приходилось. (15)И сейчас он убеждался, что вряд ли от этого он что-либо потерял.

(16)Неожиданно что-то словно дёрнуло Лосева. (17)Как будто он на что-то наткнулся. (18)Но что это было – он не понял. (19)Кругом него было пусто. (20)Он пошёл было дальше, однако, сделав несколько шагов, вернулся, стал озираться и вновь почувствовал смутный призыв. (21)Исходило это от одной картины, чем-то она останавливала. (22)Осторожно, стараясь не утерять это чувство, Лосев подошёл к ней – перед ним был обыкновенный пейзаж с речкой, ивами и домом на берегу. (23)Название картины «У реки», написанное на латунной дощечке, ничего не говорило. (24)Лосев попробовал получше рассмотреть подробности дома и постройки. (25)Но вблизи, когда он наклонился к картине, пространство берега со всеми деталями стало распадаться на отдельные пятна, которые оказались выпуклыми мазками масляных красок со следами волосяной кисти.

(26)Лосев попятился назад, и тогда, с какого-то отдаления, пятна слились, соединились в плотность воды, в серебристую зелень, появились стены дома, облупленная штукатурка. (27)Чем дальше он отходил, тем проступали подробнее крыша, выложенная медными листами с ярко-зелёными окислами, труба, флюгер. (28)Проверяя себя, Лосев стал возвращаться к картине, пока не толкнул девицу, которая стояла с блокнотом в руках.

– (29)Картины не нюхать надо, а смотреть, – сказала она громко
и сердито, не слушая его извинений.

– (30)Ну конечно, смотреть, вот я и засмотрелся, – простодушно сказал он. – (31)Я плохо разбираюсь, может, вы поясните.

– (32)Что именно? – сухо спросила девица.

– (33)Тут написано «У реки». (34)А что за река? (35)Как её название?

– (37)Разве это имеет значение?

– (38)Нет уж, вы позвольте, – поглядывая на картину и всё более беспокоясь, сказал Лосев. – (39)Очень даже имеет. (40)Мало ли рек. (41)Это же конкретно срисовано.

– (42)Так не говорят: срисовано, – поучительно пояснила она. – (43)Это был большой мастер, а не ученик. (44)Для него натура являлась средством, вернее, поводом обобщить образ, – тут она стала произносить ещё какие-то слова, каждое из которых было Лосеву известно, но, складываясь в фразу, они почему-то теряли всякую понятность.

– (45)Здо́рово вы разбираетесь. – (46)Лосев вздохнул, показывая восхищение. – (47)Всё же хорошо бы выяснить название. (48)Образ хоть и обобщённый, а местность-то можно ведь уточнить, как по-вашему?

(50)На картине, несомненно, был изображён старый дом семейства Кислых в его родном Лыкове: та же крыша, тот же флюгер, спуск к речке.

(51)Из глубины картины к нему слабо донёсся голос матери: «Серге-ей!»

(52)Счастье какое услышать снова певучий её голос.

(53)А под ивой за корягой жили налимы, их можно было нащупать там и толкнуть рукой.

(54)А на реке пахло брёвнами, дымком от шалашей плотогонов, пахло тиной и ряской, пахло осиной старое корыто, на котором они по очереди плавали по реке. (55)Запахи эти ожили, дохнули из глубины картины. (56)Запах горячих от солнца чугунных столбов, старого причала.

(57)К Лосеву вернулся тот огромный мальчишеский мир, шелестела листва, была жива ещё мать. (58)Он ощутил на голове её маленькую жёсткую руку.

(59)Было чудо, что художник поймал и заключил навечно в эту белую рамку его, Лосева, воспоминание – со всеми красками, запахами, теплотой.

(По Д.А. Гранину)
Даниил Александрович Гранин (1919–2017) – советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, лауреат многих премий.

Сочинение по тексту Д.А Гранину

Искусство сопровождало человека ещё с доисторических времён, когда наши предки оставляли самые простые рисунки на стенах пещер. Само по себе искусство менялось: улучшались техники, люди находили более необычные способы самовыражения, да и просто многие шедевры становились более доступными. Не меняется только одно: искусство было всегда актуально и будет таковым оставаться до конца человеческого рода. Гранин в своём тексте как раз поднимает проблему отношения человека к искусству, пытаясь объяснить, что влечёт людей к искусству.

«Нравились ему и портреты маршалов, полководцев, известных деятелей искусства. Чтобы картина обогащала знаниями.» – Лосев, главный герой этого текста, изначально оценивает картины по интеллектуальной полезности. Автор показывает нам глупость этого мнения, его несуразность, когда даже мешковина для него была интереснее картин на неё повешенных. Однако, Лосева всё же привлекает одна из картин: «Было чудо, что художник поймал и заключил навечно в эту белую рамку его, Лосева, воспоминание – со всеми красками, запахами, теплотой.» Читатель понимает, что даже такого не принимающего искусства человека, как Лосев, это самое искусство смогло задеть за душу.

Эти примеры противопоставлены друг другу. Зачем это необходимо автору? Так автор создаёт явный контраст между пониманием возможным пониманием произведений искусства, между логикой и эмоциями в восприятии. Причём всё это происходит с одним человеком. Это важно понимать. Что же тогда ожидать от разных людей?

Гранин высказывает мысль, что для каждого отдельного человека искусство значит своё, что-то личное. Я согласен с автором, ведь ну не могут два человека одинаково воспринять одни и те же фильмы, книги или картины. У всех есть свои предпочтения, желания, поэтому искусство не может быть универсальным.

Например, мне долгое время советовали анимационный сериал «Волчица и пряности», превознося его как шедевр. К моему сожалению, он не оставил у меня того же отклика, что и у моих знакомых, хоть и был интересным для просмотра. С другой стороны, нам всем невероятно понравилась «Хьёка», и в любви к ней мы на одной волне.

Искусство это не только про то, что хотел передать автор, но и что хотел рецепиент. Мы все видим мир по-разному, так что было бы странным искусству быть исключением. В конце концов, «сердцу любить не прикажешь» это ведь не только про людей, но и про всю нашу жизнь в принципе.

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

Источник

Вопрос

Прочитайте текст и определите, на какое значение слова памятник прежде всего обращает внимание автор.

Памятник — это не только статуя, что стоит на площади. Вот обыкновенные глиняные черепки или листочки выцветшей от времени бумаги с еле проступающими строчками. Кажется, они ничего общего не имеют со статуей, а между тем это памятники. Ведь эти черепки — остатки кувшина или горшка, который служил людям сотни, а то и тысячи лет назад. По ним учёные узнают, как жили тогда люди. Старое пожелтевшее письмо или записка откроет нам, о чём эти люди думали. А надпись на скале, обнаруженная в Армении, сообщила о древнем государстве Урарту, некогда богатом и могущественном.
Всё, что мы знаем о прошлом народов Земли, мы узнаём из исторических памятников. Исторические памятники бывают и громадные, как египетские пирамиды, и очень маленькие.
Однажды при раскопках была найдена одна стеклянная бусинка. Она поведала об очень важном: уже тысячи лет назад люди умели изготовлять стекло.
Книги тоже памятники истории. Ведь иные из них написаны очень давно и повествуют о жизни людей далёкого прошлого.
Исторические памятники окружают тебя со всех сторон. Если ты живёшь в старом городе, ты не раз, наверное, видел рядом с новыми домами церквушки, которые осторожно обходят стороной строители. На них висит табличка: «Памятник архитектуры. Охраняется государством ».

Подсказка

Ответ

меня попросили рассказать о древних памятниках древней культуры ошибка. Смотреть фото меня попросили рассказать о древних памятниках древней культуры ошибка. Смотреть картинку меня попросили рассказать о древних памятниках древней культуры ошибка. Картинка про меня попросили рассказать о древних памятниках древней культуры ошибка. Фото меня попросили рассказать о древних памятниках древней культуры ошибка

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Тексты с ошибками на уроках истории

Тексты с ошибками являются хорошим подспорьем в работе учителя для лучшего усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Их можно использовать при проведении познавательно-развлекательных игр, занятий повторительно-обобщающего характера, для индивидуальной работы, в том числе в компьютерном зале. Приведенные ниже задания служат образцом, по которому учащиеся составляют свои собственные тексты с ошибками. Такая форма работы является весьма продуктивной, развивает творческие способности учащихся.

Работать с текстами можно по-разному. При наличии времени дается задание выписать ошибки и исправить их, при его отсутствии можно просто подчеркнуть ошибки в тексте. На начальной стадии работы с текстами желательно продемонстрировать алгоритм ее выполнения, вызвав для этого к доске наиболее способных учеников, которые зачитывают предложения вслух по очереди и дают подробный комментарий к найденным ошибкам. Подобная форма контроля носит ненавязчивый характер и вызывает у учащихся неподдельный интерес.

Тексты с ошибками по всеобщей истории.

Древний Египет

Тутмос III намеревался увековечить свое имя, построив величайшую пирамиду Египта. Стараясь во всем отличаться от предыдущих царей, он приказал заложить фундамент постройки на восточном берегу Нила, чтобы ветры, дующие из Сахары, не смогли замедлить строительство. Однако верховный жрец Хеопс доложил царю, что строительство пирамиды затягивается из-за нехватки рабов.

Царь повелел собирать войско для похода в далекую северную Нубию. Он рассчитывал на большую добычу: серебро, слоновую кость, дерево и, конечно, “живой товар”. Армия египтян наводила ужас на своих соседей. Покоренные народы называли столицу Египта – город Каир – “городом крови”.

Обеспечив строительство достаточным количеством рабов, царь повелел завершить строительство пирамиды к концу 1750 года до н.э.

Древняя Персия

Величайшим правителем Персидской державы, простиравшейся от реки Инд на западе до Средиземного моря на востоке, был “царь царей” Дарий I. Продолжая дело своего отца Кира, он расширил владения за счет присоединения Вавилона и Египта.

Власть царю вручил бог Шамаш, повелев мудро распоряжаться ею, не допуская излишней жестокости в отношении подданных. Дарий I отличался образованностью и заботился о процветании государства и развитии культуры. До нас дошла знаменитая глиняная библиотека, созданная по его приказу.

Главным городом он сделал прекрасный Персеполь. Потоком текло золото в сокровищницы царя, позволяя возводить невиданные чудеса архитектуры. Дарий I приказал возвести великолепные висячие цветущие сады. Вход в сады охраняли огромные статуи крылатых быков с пятью ногами. Позаботился царь и о своих предках, приказав перенести их могилы в Долину царей, а к ней построить знаменитую “царскую дорогу”.

Религиозные войны во Франции

В XVI веке Франция раскололась на два противоборствующих лагеря – католиков во главе с королевским домом и гугенотов во главе с герцогами Гизами. Французские короли из династии Бурбонов поддержали католическую церковь, так как опасались раскола государства и ослабления королевской власти. В ходе религиозных войн гугеноты получали помощь от Испании, а католики – от римского папы.

Ожесточенная борьба в течение первых десяти лет привела к решению прекратить распри: примирение предполагалось осуществить на свадьбе сестры короля Маргариты с Генрихом Гизом – лидером французских гугенотов. Воспользовавшись удобным случаем, в ночь на 24 августа 1582 года гугеноты устроили страшную резню католиков в Париже, вошедшую в историю под названием Варфоломеевской ночи. Расправа длилась две недели, погибло 30 тысяч человек, среди жертв оказался и король Генрих III. Генрих Гиз, получив корону Франции, издал Нантский эдикт: кальвинизм был объявлен государственной религией, религиозные войны прекратились.

Тексты с ошибками по истории России.

Россия в период правления Ивана IV Грозного

Великий князь московский Василий III умер в I533 году, регентшей при трехлетнем сыне Иване стала его мать Софья Палеолог. Однако правила мать Ивана всего год. После ее смерти наступил период боярского правления, который был назван Смутным временем. Разгул и притеснения бояр вызывали всеобщее недовольство. Народ связывал надежды на прекращение Смуты с коронацией Ивана IV Васильевича.

Молодой царь решительно взялся за наведение порядка и укрепление государственной власти. С этой целью он созвал Земский собор, принявший новый Судебник. Статьи законов были разделены на 100 глав, поэтому собор вошел в историю как “Стоглавый”. По новому Судебнику ограничивались злоупотребления наместников, усилилась зависимость крестьян от землевладельцев. Создавались новые центральные органы управления – приказы. Была проведена военная реформа: отменялось местничество, создавалось опричное и стрелецкое войско.

Благодаря этим реформам появилась возможность проведения более активной внешней политики и захвата Поволжья и Прибалтики. В 50-е годы XVI века в состав России вошли Казанское, Астраханское и Крымское ханства. Началась длительная война с Ливонским орденом, завершившаяся в 1584 году присоединением к России части польской Ливонии. Во время войны некоторые бояре, в том числе князь Андрей Курбский, бежали в Литву, так как опасались необузданного царского гнева и подозрительности.

Реформы Петра Великого

Во время правления Петра I были проведены реформы, преобразившие Россию. Целью этих реформ было превращение страны в великую европейскую державу. Для достижения этой цели необходимо было получить выход к морям, а значит, требовались сильная армия, флот и деньги.

Первым делом Петр I ликвидировал стрелецкие полки и полки иноземного строя. Началось формирование регулярных полков на основе рекрутской повинности. Образцом для других полков служили Преображенский и Семеновский полки.

Служба государю была поставлена выше знатного происхождения. Введя в 1714 году “Табель о рангах”, Петр I разделил всех служилых людей на 14 рангов или чинов. Всякий получивший чин шестого класса становился потомственным дворянином.

Для обеспечения регулярного поступления денег в казну Петр I провел перепись населения. Вместо прежней подушной подати все население платило единую подворную подать.

Вместо Боярской Думы в 1708 году был учрежден совет высших чиновников, получивший название Правительствующего Сената. Московские приказы Петр I заменил коллегиями. Президенты коллегий решали дела по своему усмотрению и подчинялись только императору. Для усиления местного аппарата власти страна была разделена на 50 губерний, которые в свою очередь делились на провинции.

Были приняты меры к ограничению прав духовенства и изъятию части церковных доходов. После смерти патриарха Никона царь не назначил ему преемника, а учредил Духовную Коллегию или Адмиралтейство, подчинив церковь самодержавной власти царя. Таким образом, при Петре I в России оформился абсолютизм.

Северная война

Чтобы вывести Россию в ранг европейских держав, необходимо было получить выход к незамерзающим морям. Для этого Россия должна была вступить в борьбу с сильными противниками: либо с Турцией, либо со Швецией. Азовские походы против Турции продемонстрировали неподготовленность России к войне. Попытка закрепиться на берегах Черного моря оказалась неудачной.

Для поиска союзников в войне со Швецией в 1699 году в Европу было отправлено Великое посольство. В ходе переговоров был заключен Северный союз против Швеции. Петр заручился поддержкой Пруссии, Дании и Австрии.

Северная война началась неудачно для союзников. Первое сражение под Нарвой в 1700 году из-за численного превосходства войск шведского короля Карла XII было проиграно русской армией. Однако неудачи не сломили Петра I. Воспользовавшись тем, что Карл XII был занят борьбой с Пруссией и Австрией, русский царь восстановил боеспособность войск с помощью рекрутских наборов, переплавил колокола на пушки и уже через несколько лет праздновал первую победу, одержанную под Санкт-Петербургом.

Турецкий султан оказал поддержку шведскому королю и объявил России войну. Однако русская армия осуществила блестящий Прутский поход и вынудила турецкого султана подписать перемирие.

После одержанных русским флотом побед на Балтийском море Карл XII был вынужден подписать в 1725 году Ништадтский мир, по которому Россия получила огромную контрибуцию и обширное побережье Балтийского моря от Выборга до Риги. Завершение Северной войны было отмечено пышными празднествами, а Петр I был провозглашен императором.

Россия в период дворцовых переворотов

Петр I, изменив порядок престолонаследия, умер в 1725 году, не успев назначить преемника. При поддержке гвардии и сподвижников Петра на престол взошла его вторая жена Екатерина I. При императрице государством фактически управлял А.Меншиков. Однако правление Екатерины длилось недолго, всего пять лет. После ее смерти для решения вопроса о престолонаследии был создан Верховный тайный совет, который пригласил на российский трон курляндскую герцогиню Анну Иоанновну, племянницу Петра I.

Во время ее правления в стране господствовали иностранцы. В стране процветали казнокрадство, произвол, свирепствовала тайная полиция. Дворяне и гвардия попытались отстранить от государственных дел всесильного фаворита Бирона и ограничить власть императрицы, вручив ей секретные кондиции. Однако попытка оказалась неудачной.

После смерти императрицы, согласно ее завещанию, российский престол заняла дочь Петра I Елизавета. Она правила 25 лет. Елизавета Петровна стремилась продолжать политику, начатую ее великим отцом. Высшие государственные должности при ней занимали русские, среди которых было немало талантливых, образованных людей. При Елизавете Петровне была отменена смертная казнь, расширялись привилегии дворянства, был открыт Московский университет.

Россия в период правления Екатерины Великой

После смерти Елизаветы Петровны в 1761 году российской императрицей стала Екатерина II. Властная и энергичная императрица окружила себя талантливыми дипломатами и полководцами, сосредоточила в своих руках все нити управления страной. В течение первых лет царствования возле нее находился всесильный фаворит Г.Орлов, о котором А.С.Пушкин писал: “Ему мы обязаны Черным морем”.

Екатерина II проводила активную внешнюю политику. В ее правление произошли три русско-турецких войны, в результате которых были присоединены Молдавия, Валахия, Крым, часть Польши. Одним из лучших русских полководцев был фельдмаршал А.В.Суворов, который за взятие Крыма получил титул графа Таврического. К концу правления Екатерины II Россия значительно расширила свои владения и превратилась в великую мировую державу. Канцлер А.Безбородко говорил: “…при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела”.

Впервые в истории Екатерина II привлекла к разработке нового свода законов выборных депутатов от разных сословий и даже сама составила “Наказ” Уложенной комиссии, в котором использовала идеи французских просветителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *