казуальной стилистике что это
Чем отличаются казуальные игры от гиперказуальных?
В последние годы рынок казуальных и гиперказуальных игр сильно увеличился за счет роста пользовательского спроса. Данные игровые сегменты заполняются крупными компаниями, получающими громадную прибыль от выпуска новых приложений.
Финансовая отчетность компаний типа Playrix – разработчика казуальных игр в России – подтверждает доходы, превышающие несколько миллионов долларов. Однако такой тип заработка вызывает возмущение из-за частых нападок, связанных с рекламными интеграциями. Поиграть в казуальные игры вы можете тут совершенно бесплтано. Для того чтобы разобраться в маркетинге игровой индустрии, необходимо выяснить, чем отличаются казуальные игры от гиперказуальных.
Казуальные и гиперказуальные игры
Гиперказуальные игры – это приложения, ориентированные на широкий круг пользователей. Они не предъявляют высоких требований к игроку и не затрачивают время на длительное обучение. Сюжетная составляющая гиперказуальных игр базируется на бытовых действиях – установке палаток, парковке машины.
Гиперказуальные игры почти не окупаются, потому что значительная часть дохода (от 60%) тратится на приобретение трафика и привлечение потребителей. Аудитория таких игр максимально разрознена и включает в себя как любителей мобильного гейминга, так и представителей неигровой индустрии.
Казуальные игры отличаются от гиперказуальных по параметру аудитории. Потребителями в казуальном гейминге часто выступают профессиональные игроки, а сами игры требуют постепенного обучения. Однако особой сложностью казуальные игры также не отличаются, поэтому порог входа в приложения довольно низкий. Большое количество обычных и подобных игр вы найдете на этом ресурсе https://world-games.online/ совершенно бесплатно.
Прототипами казуальных игр выступают игровые автоматы и примитивные игры для ПК по типу Space Invaders Pac-Man. Похожие приложения сначала появились на платформе Facebook, а затем были полноценно разработаны для Play Market и AppStore. Гиперказуальные игры изначально создавались под смартфоны и являются современным продуктом гейм-индустрии.
Проблемы гиперказуальных игр
На данный момент рынок мобильных приложений переживает свой подъем, однако ряд проблем мешает ему развиваться органично. Для игровой индустрии характерна высокая конкуренция между компаниями-разработчиками. Крупные игровые студии, устанавливая высокий порог вхождения в индустрию, закрывают доступ к рынку для начинающих разработчиков, что приводит к ограничению выпуска игровых продуктов. Многие идеи создаются «в стол» и не могут быть реализованы в существующих условиях.
Проблема конкуренции отчасти решилась высоким спросом на гиперказуальные игры. Данный сегмент игровой индустрии позволяет маленьким компаниям развивать свои проекты благодаря свободе жанров и сеттинга. Впоследствии крупные студии включились в разработку гиперказуальных игр, заполонив рынок посредственными приложениями.
До сих пор не решена проблема рекламных интеграций в гиперказуальных играх. В основном рассматривается вопрос так называемых мислидов – неправдобной рекламе, демонстрирующей пользователю ложный геймплэй. В таких интеграциях отражен не реальный игровой процесс, а придуманная маркетологами ситуация, которая используется для привлечения новой аудитории. В итоге приложение и сайты с играми не оправдывает надежд.
Борьба с неуместной рекламой
Официальные магазины AppStore и Play Market устанавливают ограничения для разработчиков с целью борьбы с неправдоподобной рекламой. Сервисы запрещают публикацию скриншотов, которые не соответствуют реальному сеттингу игры.
Реклама также регулируется с помощью местных правительств, проявляющих интерес к законности рекламных интеграций. За использование мислидов на российского разработчика Playrix в судебном порядке были наложены ограничения ASA Великобритании. Создавшийся судебный прецедент может быть закреплен в законодательстве Британии и ЕС.
Действия местных правительств и официальных магазинов приложения противодействуют распространению ложных рекламных интеграций внутри мобильной игровой индустрии. Закрепившись в правовых системах, подобные судебные прецеденты смогут регулировать рекламу на общемировом рынке игр.
Стиль одежды casual
В последнее время в разных материалах о моде часто фигурирует такое понятие, как casual. Предлагаю разобраться, что такое casual, как одеваться в стиле casual, чтобы выглядеть стильно и, в то же время, чувствовать себя комфортно.
Что такое casual?
История стиля casual
Casual имеет несколько версий происхождения, но основных две. Согласно первой версии, в 50-х гг. XX века, на почве послевоенного роста экономики, в Британии зародилось молодёжное движение Tedds. Представители этого течения не принадлежали к аристократии, но могли себе позволить одеваться дорого. Tedds не были приняты светской элитой, и их ответной реакцией стала особая манера одеваться – дорого, но без лоска, максимально просто и комфортно, с налётом небрежности.
Чуть позже, в 70-х гг. опять же в Британии casual получил распостранение, благодаря футбольным фанатам, которые, в поддержку своих любимых команд одевались в определённом формате, который подходил под определение «спортивная элегантность». В их понимании это и был стиль casual: футболки-поло Lacoste и Ralph Lauren, джинсы Levi’s, кроссовки Adidas, в общем, совсем не бюджетно, но комфортно.
По второй версии своим появлением casual обязан Скандинавии. Ещё в XVI столетии у народов Швеции, Финляндии, Норвегии был сформирован свой стиль, названный скандинавским. Позже его стали считать прародителем кэжуала.
Этот стиль был обусловлен суровым климатом Скандинавии: тёплые вязаные свитера, многослойность, объёмная верхняя одежда (куртки, бушлаты), объёмные шарфы, шапки. То есть, скандинавы отдавали предпочтение, прежде всего, тёплой и комфортной одежде, не стесняющей движений, а её красота – это уже дело вторичное. Помимо этого, в их стиле прослеживалась лаконичность и простота кроя, минимализм, нейтральная цветовая гамма.
Этой скромности в одежде способствовал национальный менталитет: скандинавский аскетизм, строгие религиозные взгляды (протестантские), отсутствие стремления к роскоши. Но большое внимание уделялось качеству вещей, ведь хорошее качество – гарант долговечности. Поэтому предпочтение отдавалось натуральным материалам: шерсть, лён, хлопок.
А впрочем, неважно, откуда casual берёт свои истоки, главное – что этот стиль по праву занял свою нишу среди других стилевых направлений. Непринуждённость, простота и лаконичность делают кэжуал привлекательным для современного общества. Одежда в стиле кэжуал, как правило, легко сочетается с другими вещами, и гармонично вписывается в гардероб. Свобода от лишних элементов даёт простор для фантазии и позволяет подчеркнуть индивидуальность.
Casual – стиль или дресс-код?
Изначально casual (кэжуал) задумывался, как один из видов дресс-кода, только более неформальный, с минимальными требованиями, практически без ограничений, с акцентом на удобство и комфорт. Но в современном обществе кэжуалу выделили отдельную нишу в стилевых направлениях, наделяя его чёткими атрибутами и признаками, позволяющими говорить о кэжуале, как об отдельном стиле. Хотя, например, в американской системе стилей, casual вообще отсутствует. В Америке это casual – это дресс-код.
Но мы-то с вами находимся не в Америке, поэтому давайте отталкиваться от того, что кэжуал – это, всё-таки, стиль, и, соответственно, ему присущи определённые правила, соблюдая которые можно выглядеть модно, стильно, интересно и через одежду доносить до окружающих конкретный посыл. Тем более, кэжуал позволяет в этом плане намного больше, чем любой другой стиль, так как в нём нет строгих стандартов и ограничений. Одеваясь в стиле кэжуал, вы сможете, во-первых, хорошо выглядеть, во-вторых, чувствовать себя комфортно, и, в-третьих – подчеркнуть свою индивидуальность.
Специфика (суть) стиля casual
Слово «casual» буквально переводится как случайный, небрежный, повседневный. Следуя этому, можно сделать вывод, что одеться в стиле кэжуал – предельно просто: взял первое попавшееся, надел и пошёл. На самом деле, всё совсем не так, и этот подход не работает. Лишь немногие способны одеваться в стиле кэжуал, и выглядеть при этом, действительно, стильно, а не «я на минуточку вышел из дому за хлебом». Такой легкомысленный подход к кэжуалу приводит к тому, что мы видим на улицах массу людей, одетых одинаково: джинсы, футболка, кеды, да – комфортно и удобно, но одинаково скучно и непримечательно.
Этим людям противопоставляется другая группа, которая предпочитает одеваться «нарядненько» (чаще всего встречается комбинация: красивая кофточка, юбка-карандаш и каблуки). В этом случае, присутствует желание выделиться из толпы, но, поверьте, таким образом, вы не добьётесь нужного эффекта, потому что такой принцип формирования аутфита не попадает под категорию «стильно».
К сожалению, большинство людей уверены, что стильно, красиво и удобно, комфортно – это два противоположных принципа, которые не объединяются между собой. И именно casual призван продемонстрировать, что это не так. Но, чтобы овладеть искусством одеваться в стиле кэжуал, нужно либо иметь врождённый вкус и особое восприятие моды и стиля, либо обращаться за помощью к высококвалифицированным стилистам, либо постепенно, по крупицам, собираться информацию, просматривать множество фотографий и изучать все нюансы, характерные для стиля кэжуал.
Гардероб в стиле casual
База стиля casual
В любом стиле существуют вещи, составляющие его базу (основу). И casual в этом плане не исключение. Ключевыми характеристиками вещей в стиле casual являются максимальная простота и удобство.
— итак, база гардероба в стиле кэжуал: простые топы, футболки, майки и водолазки. Именно они служат основой любого образа в стиле casual. В идеале однотонные, неброские, нейтральной цветовой гаммы: белые, серые, чёрные. При наличии вышеперечисленных можно докупить и другие – с надписями или в полоску, например.
— абсолютный маст-хэв одежды в стиле casual – это джинсы. Допускаются разные фасоны: скинни, бойфренды, клёш, с высокой талией, укороченные и т.п. Выбор фасонов зависит от ваших предпочтений с учётом особенностей фигуры. Джинсов должно быть минимум 2-3 пары. Потому что, если для классики стандартная инвестиция – маленькое чёрное платье, для офисного стиля – деловой костюм, то для кэжуала – это джинсы. Они будут участвовать в 70% ваших образов, поэтому джинсы должны стать вашей визитной карточкой. Альтернативным вариантом являются брюки-чиносы.
— сделать ваш образ целостным, поставить в нём точку, помогут пальто, жакеты, жилеты. Сказать, какие именно – не получится, так как тут кэжуал допускает большой вариативный ряд. Но обратите внимание на модели, имеющие лаконичный крой, не слишком официальные, способные сделать ваш повседневные аутфит более интересным. В последнее время популярна верхняя одежда оверсайз, которая выглядит, как будто, с чужого плеча (например, пальто-кокон). Не пропустите модную фишку – удлинённый жакет или жилет, который «добавляет изюм» даже в самый простой образ.
— в стиле casual не обойтись без трикотажа. Свободные кардиганы и свитера незаменимы в качестве повседневной одежды. Это беспроигрышный вариант в сочетаниях с джинсами или брюками. Кроме того, это основа многослойных образов. Только помните: для крутого многослойного аутфита недостаточно на футболку надеть свитер по фигуре, между ними должно быть хотя бы чуточку свободного пространства, а ещё лучше, чтобы нижний слой выглядывал из-под верхнего. Только тогда этот приём работает, создавая более сложную визуальную композицию. Чтобы образ с трикотажем выглядел не скучно, играйте на контрасте фактур, добавляйте к нему деним и кожу, а также активно используйте аксессуары (шарфы, часы, очки).
Платья и юбки в стиле casual
О платьях и юбках будет отдельный разговор, так как они, в принципе, не входят в базовый гардероб в стиле casual. Почему? Да потому что эти платья и юбки, в первую очередь, отсылают нас к женственности, они не вызывают ассоциацию с удобством и комфортом. Поэтому не являются обязательными для стиля casual. Но, если вам хочется разнообразия, обратите внимание на такие модели, как платье-свитер, платье-рубашка, вязаное трикотажное платье простого кроя, а также минималистичное цельнокроеное платье без декора. Из юбок абсолютно точно в стиль кэжуал вписывает трикотажная юбка, джинсовая юбка, но особый шик – сочетать пышную юбку-миди с кроссовками, например.
Обувь в стиле casual
Если судить о главном постулате стиля casual – в приоритете удобство и комфорт – логично думать, что и обувь кэжуальщика должна быть максимально удобной и комфортной: кеды, кроссовки, лоферы, слипоны и другая обувь на плоской подошве.
Такой подход имеет место быть, но! – вы можете пойти и другим путём, ведь в образе, основой которого служит простая одежда, обувь может стать мощным акцентом. Смело внедряйте в свой кэжуал обувь с шипами, заклёпками, с мехом или перьями, вышитую или инкрустированную камнями, с пресловутым леопардовым принтом или с его модным собратом – змеиным принтом. В зарубежных интернет-магазинах такая обувь фигурирует с приставкой «statement» – statement shoes, дословно, это обувь, заявляющая о себе, броская обувь.
Не бойтесь этой обуви, ведь, если измерять пропорциями, обувь в образе занимает не более 15%, а значит, что она, в отличие от одежды, будет делать не глобальный, а тонкий, ненавязчивый акцент. А это, с точки зрения стилистики, смотрится более сложно и интересно. Поэтому для гардероба в стиле кэжуал годятся два формата обуви: удобная, повседневная, на плоском ходу и необычная, нарядная, statement – для различных мероприятий и выходов в свет.
Сумки в стиле casual
Начнём с сумок. В кэжуальном гардеробе основная функция сумки – играть роль хорошего компаньона, неброского, но говорящего о вашем сформированном вкусе. Повседневная сумка в стиле casual – вместительная, удобная, с лаконичным дизайном. Она должна выполнять утилитарную работу – вмещать всё нам необходимое.
Отличным вариантом будет сумка-шоппер. Она органично впишется в любой аутфит в стиле кэжуал.
Также можете присмотреться к рюкзакам, которые сейчас на пике популярности. Основной плюс рюкзаков – они оставляют руки свободными, это очень удобно, а ведь именно удобство составляет модное ДНК стиля кэжуал.
Даже самый отпетый кэжуальщик посещает различные мероприятия, требующие более элегантного подхода при формировании аутфита. В этом случае повысить градус нарядности вашего образа в стиле casual поможет клатч. Замените кеды на элегантные лодочки, а объёмную сумку на клатч, и вы, не выходя за рамки своего стиля, получите более нарядный образ.
Аксессуары в стиле casual
Даже в таком комфортном простом стиле, как кэжуал, аксессуары имеют большое значение. Без них образы смотрятся скучно и незаконченно.
Итак, на какие аксессуары следует обратить внимание? Однозначно маст-хэв в списке аксессуаров в стиле casual – это шарф. И желательно не один. Экспериментируйте с шарфами разных фактур, расцветок и размеров. Подойдут также шейные платки. В этом же списке тонкие ленты, которые в последнее время являются модным трендом.
Ещё один незаменимый аксессуар в стиле casual – очки. Причём, тот самый изюм в образ вносят как тёмные солнцезащитные очки, так и очки для зрения (особенно, учитывая сегодняшнюю моду на гик-шик). Форма не имеет особого значения: бабочки, круглые, квадратные или авиаторы, выбирайте такие, которые сделают необходимый акцент в вашем образе.
Третий аксессуар – часы. Отдайте предпочтение массивным часам в мужском стиле, которые имеют лаконичные дизайн и удачно впишутся в большинство аутфитов в стиле casual. Часы не случайно входят в тройку самых необходимых аксессуаров для кэжуальщиков. Наши руки всегда на виду (за исключением тех случаев, когда на улице очень холодно, и мы носим перчатки). Поэтому грех не использовать часы в качестве грамотного акцента, видимого для каждого.
Разновидности стиля casual
Если кто-то считает casual однотипным, скучным, он глубоко ошибается. Кэжуал многоликий и интересный, его можно интерпретировать по-разному. Именно поэтому со временем этот стиль оброс разными направлениями: sport casual, street casual, casual chic и т.п.
Что касается business casual и smart casual – скорее их можно отнести к дресс-коду, который может включать в себя разные стилевые направления.
Sport casual
Так как сейчас в моде здоровый образ жизни и занятия спортом, большое распостранение получил Sport casual. Sport casual говорит сам за себя. Это направление кэжуала, в котором часто заимствуются элементы спортивного стиля: футболки-поло, шорты, олимпийки, бомберы, толстовки, дутые жилеты, бейсболки, кроссовки, кеды. Sport casual – это не одежда для занятий спортом, а одежда для прогулок, пикников и т.п. В такой одежде удобно и комфортно, но в спортзал в ней не пойдёшь. Sport casual – это комбинация базовых элементов кэжуала со спортивными, например, джинсы с толстовкой и кедами. Это направление по достоинству оценят активные и энергичные молодые люди.
Street casual
Street casual – это то, что мы часто видим в подборках уличной моды, на фотографиях с недель моды перед показами и т.п. В этом направлении нет строгих правил и ограничений, поэтому street casual позволяет в наибольшей степени подчеркнуть свою оригинальность. Направлению street casual не присуща строгая лаконичность в крое и в цветовой гамме. Наоборот, приветствуется смелость в выборе одежды и аксессуаров, цветов и принтов. Главное – не выходить за рамки комфорта.
Casual chic
И последнее направление, на котором хотелось бы остановиться, это casual chic. Casual chic – это повседневный, слегка небрежный шик. Понятие casual chic ввёл в моду итальянский модельер Nino Cerruti. Он советовал сочетать несочетаемое: простые элементы со сложными, лаконичный крой с дорогой тканью, удобную, комфортную одежду с роскошными аксессуарами. Основная задача casual chic – гармонично объединять элегантность, роскошь и комфорт.
Резюме
Подведём итоги. Как видите, ресурсы кэжуала неисчерпаемы. Достаточно посмотреть на моду улиц, которая является вдохновением для большинства дизайнеров, чтобы понять: современный casual достаточно перспективен, и в мире моды ему уготовано большое будущее.
Автор: Екатерина Малярова
Имиджмейкер, создатель тренингов по имиджу и стилю, автор сайта Гламурненько.ru. С 2007 года свыше 500 клиентов сходили со мной на шоппинги. Более 5000 человек проходили тренинги и семинары по имиджу и стилю.
Как художнику найти работу мечты в геймдеве. А также советы по оформлению портфолио
Геймдев для художников во многом работа мечты — здесь в одном месте пересекается любовь к рисованию, желание работать в IT и увлечение играми. Но сложность в том, что даже академическое художественное образование не дает гарантий на попадание в индустрию. При этом не часто встретишь материалы для художников о том, как искать работу и повысить свои шансы на успех. Нам захотелось заполнить этот пробел.
Дальше немного рекомендаций — как выбрать компанию для себя, оформить портфолио и что делать, если вам уже написал рекрутер. Рассмотрим ситуации как для начинающих художников, так и более опытных.
Как попасть в геймдев
Игровая индустрия — слишком широкое понятие, чтобы просто хотеть в нее попасть. Но если у художника есть хотя бы базовое понимание, что он хочет и в каком направлении планирует развиваться, то нет ничего невозможного. Тут нужны хотя бы минимальная насмотренность и понимание рынка. Первые рекомендации:
1. Определиться, какой арт ты хочешь делать. Это важно сделать до присоединения к какому-либо проекту.
Художник может мечтать делать персонажей в AAA-студии, но если первым шагом выберет проект, то с высокой вероятностью будет рисовать для него условные ботинки. Сначала нужно увидеть себя как художника, ведь главная цель — рисовать то, что хочется и нравится.
2. Выбрать, что тебе ближе — AAA-проекты, мобильные игры, небольшие инди-студии или что-то еще. Они отличаются не только визуально, но во внутренних процессах создания арта.
Например, гиперказуальные игры подразумевают короткий цикл разработки небольшой командой специалистов. Такой формат ближе к хакатону — быстрой разработке, где широкие компетенции команды могут сужаться в одном человеке, делая его незаменимым дженералистом. Художник здесь выступает далеко за пределы рисования, и может брать на себя задачи концепт-артиста, UX/UI-дизайнера, верстальщика, художника по эффектам, аниматора и еще множества различных специальностей. Чем шире спектр навыков, тем лучше.
Cut the Rope
Обратный пример — ААА-проекты, где найдет себе место даже очень линейный специалист. Здесь речь может идти не про художника по окружению или интерьерам, а специалиста по рисованию… бочек. Да-да, геймдеву известны кейсы художника по травинкам или художника по облакам, обязанности которых не выходят дальше травинок или облаков соответственно. Упомянутые художники по бочкам тоже существуют, и большие студии могут вести нешуточное противостояние, чтобы завладеть таким ценным специалистом.
Resident Evil 3 Remake
Не впадая в крайности, всегда можно найти себе теплое место посередине – художник интерфейсов или иконок, художник окружения или концепт-художник, создающий вижн проектов — четкие должностные границы подчас либо совсем незаметны, либо их вовсе нет.
3. Изучить рынок игр. Игровой художник должен играть в игры и быть внимательным к тому, как в них устроена визуальная часть. Дополнительно нужно следить за компаниями и трендами в конкретной области, в которой работаете. Помните, как независимые разработчики начали массово выпускать пиксель-арт? Потом к этому тренду подключились и крупные студии — возможно именно тут пригодился бы ваш опыт.
Следить за новинками индустрии можно прямо на страницах Steam, Origin, Epic Game Store, на мобильном рынке — в топах на App Store и Google Play. Новости и полезную информацию можно найти на множестве сайтов — на том же Хабре или, например, на DTF (если говорим о русскоязычном комьюнити).
Новинки в Steam
4. Углубиться в стилистику, геймплейные особенности, жанры и сеттинги. Хорошо, когда художник и геймдизайнер понимают друг друга. Арт и ГД тесно взаимодействуют в процессе разработки и всегда дополняют друг друга.
Сюда же — понимание, насколько художественный арт отличается от функционального. В играх многое строится на контрастах и на понятном формообразовании. Игровой арт сильно отличается от иллюстративного или концептуального.
5. Не зацикливаться. «А что, если сейчас я хочу делать красивую архитектуру, а завтра — рисовать 2D-персонажей?». Ответ: это нормально.
Смотрите работы в интересующем направлении, вдохновляйтесь. Обращайте внимание на детали и моменты, когда смотрите фильмы, всматривайтесь в стилистику и цвета в мультфильмах. Все это прокачивает насмотренность.
В сети есть множество туториалов и видеоуроков по разным художественным направлениям. Можно учиться по ним или подобрать курс в онлайн-школе. Сейчас их довольно много.
6. Познакомиться с компанией. После вышеперечисленных шагов, скорее всего, на руках уже будет какой-то список игровых студий. На них стоит обратить особое внимание, дальше поподробнее.
Начинать знакомиться с игровой студией лучше всегда с ее игр, сайта, статей в корпоративных блогах и так далее — они помогут лучше понять внутреннюю кухню компании, как устроены процессы, взаимодействия в командах, график работы. Часто компании публикуют целые пайплайны по отдельным направлениям. Например, на vc.ru мы рассказывали, как работает наш арт-отдел.
Design Masters
Также можно напрямую связываться с компанией через соцсети, если у вам будут вопросы, ответов на которые нет ни на одном ресурсе — не стесняйтесь, это только приветствуется.
Еще вариант — напрямую связаться с рекрутером компании в Facebook или LinkedIn. Последним компании также очень активно пользуются, а все рекрутеры указывают в профиле место, где они работают. Там лучше указать полную информацию о себе и ссылки на свои портфолио. В целом, здорово, когда все твои профили в соцсетях и на профильных профессиональных ресурсах собраны в «экосистему», содержат перекрестные ссылки друг на друга. Это значительно облегчает работу рекрутера и ресечера, когда они ищут контакты для связи и информацию об опыте и умениях будущего коллеги.
Конференции и митапы — один из способов пообщаться с сотрудниками разных компании вживую или онлайн. Для этого они туда и приходят, а в соцсетях часто заранее приглашают людей к своему стенду или на доклад. Обычная практика — оценка портфолио «здесь и сейчас», можно подойти, показать свои работы и пообщаться, подходите ли вы друг другу.
Узнать о предстоящих мероприятиях можно из календарей, например, здесь. Основные русскоязычные конференции это: DevGamm (Москва, Минск, Киев), Game Gathering (Киев), White Nights (Москва, СПб). Есть также специальные артовые ивенты, например, CG Event (Москва, СПб) и Artillery (СПб).
Портфолио
Пожалуй, самая важная часть для художника. Резюме не так наглядно продемонстрирует твой опыт и навыки, как это сделает хорошая подборка работ. Ответим на самые частые вопросы от художников, которые только выстраивают свою карьеру.
Куда выкладывать портфолио?
Хорошая практика — размещать его на популярных сервисах ArtStation и Behance. Там можно художественно оформить артовые работы отдельной страницей, что повысит их привлекательность. В случае размещения удачного проекта на Behance есть шансы попадания его в тематический раздел сайта, в этом случае заказчики сами будут искать возможности сотрудничать с вами. Instagram хорош как дополнение, сейчас он тоже довольно популярен в качестве «витрины» работ.
Если, по какой-то причине, вы не хотите выкладывать портфолио в общий доступ, то стоит загрузить работы на Google Drive с доступом по ссылке и пересылать ее рекрутерам (не забудьте корректно настроить доступы). Но в таком формате шанс удачно выступить существенно ниже, чем в тематических сайтах-портфолио.
Что там должно быть?
Формируйте портфолио из работ в тех стилистиках, которые вам интересны. Не стоит выкладывать всё без разбора, покажите свои сильные стороны, даже если они расходятся с устремлениями. Например, вот так или так.
Главное правило здесь: качество важнее количества. Одна удачная работа намного лучше, чем десяток средних. Если крутая работа размещена по соседству с «нормальными, но не звездными» — это размывает фокус рекрутера и повышает риски того, что вашим сильным сторонам художественного мастерства будет уделено должное внимание.
Пример: у художника отлично получаются предметы интерьера, но рисовать бы он хотел персонажей. Лучше сделать упор на то, в чем можно максимально выгодно себя преподнести, а параллельно осваивать новые навыки. Тем более в новой компании часто с этим могут помочь. Поэтому, если вы пробуете себя в новом направлении, то будьте готовы к стартовым позициям — при должном подходе рост в геймдев-компаниях происходит достаточно быстро.
Примеры скетчей
Хорошо, если кроме финальных версий работ в портфолио есть скетчи к ним — поиск форм, цветовых решений, болванки. Людям в индустрии важно и интересно смотреть за развитием мыслей и поиском решений. Также это дополнительная демонстрация своих навыков и повод «зацепиться» за что-то. Например, в работе может хорошо получиться скетч в линиях, но чуть подкачать финальное цветовое решение. Хороший скетч здесь и будет той самой зацепкой и козырем.
Выпускная работа с арт-курса может хорошо дополнить портфолио, но там обязательно должны быть и другие, личные работы. Это демонстрирует, как художник самостоятельно применяет полученные знания на практике, без комментариев наставника. Курсовые работы размещают у себя, например, Smirnov School или Skills Up.
Работы выпускников Smirnov School
Как много работ должно быть в портфолио?
Оптимальное количество для старта — 10-30. Если меньше, то будет очень трудно оценить навыки, если работ сотни, то внимание расфокусируется и можно пропустить что-то действительно интересное. Да, у известного художника может быть хоть миллион работ на личных страницах для своих фанатов, а мы говорим о визитной карточке художника, которую он показывает компании. Портфолио — это выборка лучших работ для любого уровня опыта.
Как часто надо обновлять портфолио?
Портфолио надо держать в актуальном состоянии, чтобы можно было объективнее оценить текущий уровень навыка. Поэтому не реже раза в три месяца желательно выкладывать хотя бы пару новых работ. А если их накапливается слишком много, то самые старые и неудачные лучше убирать.
Как компании работают с портфолио
Ищут глазами. Тут никогда не будут работать никакие искусственные алгоритмы. Машинный интеллект не может оценить произведение искусства, например, он не восхитится Моной Лизой и не увидит легкость красок Моне. Видеть красоту способен только человеческий глаз. Поэтому мы заходим на ресурсы и смотрим, смотрим, смотрим. Поэтому так важно портфолио: даже без особого продвижения рано или поздно его заметят.
Другими словами, стилистика работ в портфолио должна перекликаться со стилистикой проектов, в которых тебе хотелось бы работать. Если вам интересны два-три направления, и в каждом из них уже есть определенное количество работ, то можно разделить их. На ArtStation, например, для этого есть папки — так можно сразу показывать профильную подборку. Еще есть вариант разделить стилистики на разные профили, но зачастую работодателю будет полезно увидеть ваши скиллы в полной мере. Вдруг вы будет полезнее на другом направлении?
Как-то мы нашли в соцсетях профиль художницы с релевантными местами предыдущей работы, но без портфолио в открытом доступе. Мы просмотрели ее видеозаписи в социалках и нашли ролик, где в кадр на мгновение попал монитор с открытым окном Photoshopa с 2D-персонажами. Бинго. В итоге мы списались и договорились о тестовом задании.
Но обычно сначала мы пробуем использовать поиск как «нормальные» люди — по ключевым словам в тегах и описании. Поэтому будет хорошо, если у каждой иллюстрации есть пометки. Хотя бы, cartoon 2D character.
На что арт-рекрутер обращает внимание, когда смотрит работы в портфолио: аккуратность исполнения, контуры и линии, пропорции, анатомия персонажей, детализация, качество рендера. Например, для казуальных проектов в мультяшном стиле будут важны чистые и яркие цвета, правильные тени и рефлексы, проработанность деталей, акцент на рендер.
Для гиперказуального направления хорошо подойдет стилизованная графика, работа с формой и опять же цветом. Но важно помнить, что компания может работать над проектом под NDA в совершенно другой стилистике. Часто бывают случаи, когда кандидаты говорят на собеседовании, что не рассматривали нашу компанию, потому что думали, что мы работаем только во flat-стилистике. Поэтому не обязательно показывать только тот стиль, который соответствует стилю уже выпущенных игр компании. Отправьте портфолио, лишним это точно не будет.
Если у вас есть специфический навык или специализация (например, работа над фишками матч-3 игрового поля, отрисовка UI), то это обязательно нужно показать. Художники узкого профиля часто в дефиците, на их поиск тратится большое количество времени. Поэтому если есть, что показать, не надо это прятать.
Design Masters
Также нам важна свежесть работ. Мы смотрим на даты, когда работы были размещены владельцем портфолио, наиболее свежие помогают оценить текущий уровень скилла (поэтому очень важно регулярно обновлять портфолио). Также по датам можно проследить рост и смену интересов.
Если есть опыт работы над интересными проектами и есть возможность выложить в открытый доступ примеры своего арта оттуда — отлично. Если все строго под NDA, то можно упомянуть участие в разделе с информацией о себе (если это не попадает под соглашение, конечно). Часто акцент в подборе делается на специалистов, которые принимали участие в референсных для игры проектах, поэтому обозначение причастности сильно поможет.
Первое общение
Допустим, вы нашли команду мечты, изучили проекты и решили первыми написать письмо, чтобы познакомиться. В геймдеве всегда читают письма и смотрят портфолио. Если оно не затерялось — в большинстве компаний вам обязательно ответят, у нас никто не уходит без фидбека. Просто помните, что рекрутеры планируют календарь на несколько дней вперед и не всегда могут ответить на следующее же утро.
Рекрутеру интересно узнать, почему вы выбрали именно эту компанию, какие задачи вам интересны лично вам и над чем вы хотите работать — персонажка, окружение, игровые объекты или концепт-арты.
В сопроводительном письме или сообщении не нужно копировать часть резюме и перечислять заслуги или конкурсы. Достаточно даже просто написать приветствие, имя, специализацию (например, 3D-художник), ссылки на резюме/портфолио и контакты. Очень хорошо, если там будут не только почта, но мессенджеры (например, Telegram) и соцсети. Это даст рекрутеру альтернативный канал связи на случай, если ответное письмо случайно попадет в спам (его, кстати, полезно проверять на предмет таких вот осечек). Так мы сможем быстрее начать контактировать.
Далее — ссылка на портфолио. Она очень нужна. Без портфолио, конечно, понятно, что вы рисуете, но не совсем. Если работы под NDA и в широкий доступ их не выложить, то сразу скажите об этом. Всегда можно что-то придумать, чтобы оценить навыки.
Если вы откликнулись на вакансию, но не подходите под все требования — просто расскажите в сопроводительном письме, почему вас заинтересовала компания.
Если прямо сейчас сотрудничество будет неактуальным (например, у компании нет 3D-проектов в разработке), то в будущем знакомство вполне может пригодиться. Рекрутеры сами предложат вам что-то подходящее, когда оно появится. Отказ — это ценный опыт и точка роста, так как многие компании дают обратную связь.
Кроме того, отказ работает в обе стороны: если вы не подошли компании, то, очевидно, на данном этапе своего пути и эта компания не подходит вам. Это не трагедия, а совершенно нормальная ситуация — какие-то полгода продуктивной работы и ситуация может радикально измениться, и уже компания будет искать возможности сотрудничества.
Если на контакт с тобой первым выходит рекрутер, то стоит ответить даже если вы сейчас не в поиске работы или вам просто не подходит компания. Здесь важно то, что вы строите диалог с человеком, а не со студией — рекрутеры тоже меняют места работы, но у них сохраняются контакты тех, с кем они общались ранее. Вполне может быть, что новая компания знакомого рекрутера окажется вам интересной.
От джуна до сеньора
Джуны
Начинать развиваться в призвании художника всегда достаточно сложно, потому что есть множество разных направлений. Ты можешь выбрать все от стиля, в котором будешь рисовать до компании, с который ты начнешь расти и развиваться.
Джуну для старта можно устроиться на позицию попроще, где важны знания программ нежели скилл в рисовании, там вырасти в мидла и перейти на другое направление. Такая практика существует во многих компаниях, где технические или маркетинговые художники становятся 2D-артистами, например.
Теперь несколько главных аспектов, о которых нужно помнить при поиске работы.
Выбирай несколько понравившихся компаний. Разложи свои работы и посмотри, что по стилю из твоих артов/персонажей может подойти. Если ничего нет, то постарайся нарисовать хотя бы пару-тройку работ в том стиле, в котором делает игры интересная тебе компания. Так будет проще понять, подходит ли он тебе.
Экспериментируй. Пробуй работать в разных форматах, изучи работы крутых художников. Пройди курсы (благо сейчас много онлайн площадок
Смотри портфолио других художников, не стесняйся лайкать. Можно не только идеи для вдохновения в работе, но и примеры, как оформить свою страничку и что на ней разместить.
Хороший ход: найди портфолио тех художников, которые уже работают или работали в интересной тебе компании и полистай их арт. Сделать это можно через поиск по месту работы в соцсетях. Так можно оценить уровень, к которому нужно стремиться.
Портфолио — это выражение твоих профессиональных навыков. Покажи в нем, какими техниками владеешь и на каком уровне. Твое портфолио будут смотреть рекрутеры и профессиональные художники, они оценивают портфолио с точки зрения того насколько ты подходишь проекту.
Если, например, ты отправляешь свое резюме в компании и получаешь ответ, что пока ничего подходящего нет — это не значит, что что-то не так с твоим портфолио. Всегда можно попросить более развернутый фидбек и по портфолио и по тестовому заданию, которое ты выполняешь. Любая обратная связь, даже негативная — это возможность совершенствоваться и учиться.
Рекрутер тоже человек. Специалисты, которые занимаются подбором на арт-направление, очень хорошо знают стиль проектов, команды, а самое главное — кто им нужен в данную минуту и кто может помочь в решении поставленных задач. Общайся и не стесняйся задавать вопросы.
Покажи свой потенциал. Можно рисовать не идеально, но если у тебя есть интересные цветовые решения, композиция, если ты выдерживаешь общий стиль персонажа — это круто.
Будь готов к тестовому заданию. Это хорошо и для кандидата, и для рекрутера. Кандидат может примерить стилистику проекта, познакомиться с примерными рабочими задачами и решить, насколько комфортно и интересно будет с ними работать. Рекрутер и нанимающие менеджеры, получив результат тестового задания, смогут глубже оценить текущий уровень навыков потенциального будущего коллеги. Поэтому тестовых заданий бояться не надо и будет лучше от них не отказываться. Крупные и серьезные компании всегда предложат его вам не с целью сделать игру из полученных результатов, а для того, чтобы познакомиться с тем, что вы умеете получше и поближе.
Результат тестовых заданий в большинстве случаев вы сможете положить к себе в портфолио, но не всегда — тут уже зависит от NDA. Да и публиковать все подряд тоже не лучшая практика. Одинаковый орк-шаман или пиратский остров, который есть у сотни художников не будет выделяться, и даже может создать впечатление, что вас никуда не берут.
Наши художники всегда дают развернутый фидбек по результатам тестового задания вне зависимости от результата, хорошо или не очень удачно ли он получился. Всегда можно будет вернуться к общению и попробовать снова свои силы. Тем более часто скилл может не подойти направлению, куда вы стремились, но идеально вписывается в смежное.
Мидлы и сеньоры
Когда у тебя уже есть опыт в сфере, ты поработал в одной или нескольких компаниях, подрастил скиллы, то можно столкнуться с ситуацией, когда времени на обновление портфолио не хватает — его съедает работа. Или вообще весь рабочий арт под NDA и им делиться нельзя. В итоге портфолио ставится «на паузу».
Это довольно серьезные причины не показывать новое, но все же лучшим выходом будет не забывать про свои профили и выкладывать там то, что можно. Любой художник иногда рисует что-то для себя вне рабочих задач — вот такие работы и стоит разместить для обновления, сделав на них пометку по смыслу.
Если ты дополнительно прошел обучающие курсы, то работы оттуда тоже можно показать. Например, ты освоил 3D-пакет для упрощения работы над 2D-артом — опубликуй результаты. Укажи это в списке своих навыков и размести работу, которая будет разбита по этапам создания, одним из которых будет 3D-болванка.
На профильных ресурсах есть возможность не только разместить работы, но и рассказать о своем профессиональном опыте. На ArtStation для этого есть раздел About, на Behance — «опыт работы». Не обходи их вниманием, поделись там информацией о местах работы, проектах и задачах — рекрутеры заглядывают туда регулярно. Но также не стоит уповать на то, что опыт скажет сам за себя, свежие работы в портфолио гораздо красноречивее.
Когда вы набрались опыта на мидл-позиции, то нужно расти дальше — к роли старшего художника или сеньора. Обычно это происходит внутри компании во время работы: общаясь с коллегам, получая от них фидбек, учитывая свои и чужие ошибки.
На позиции сеньора другая ответственность. Нужно разбираться в рисовании, в технической стороне разработки, немного в геймдизайне и в целом понимать, из каких этапов состоит создание проекта. Тогда вы сможете оптимизировать работу, помогать художникам джунам и мидлам, брать на себя сложные задачи, с которыми другие справятся хуже или не справятся вовсе. Сеньор также помогает с онбордингом, рассказывает, как все устроено и что происходит на проекте.Самый простой способ отразить ваш уровень в портфолио — показать работы на голову выше мидл-художников. Да, очевидный совет, но именно на это смотрят рекрутеры. Круто, если работы собираются в группы по проектам, чтобы давать широкое представление о том, чем вы занимались.
Портфолио дает первое впечатление. Следом нужно указать опыт и роли, которые принимали на текущей работе, указать, что давали фидбек или участвовали в обучении сотрудников. Если у вас есть отзывы и фидбеки с прошлых мест работы они также играют хорошую роль говоря что вы классный специалист. Стоит обязательно указать, что вы умеете не только рисовать в Photoshop, но и, например, моделировать или анимировать. И завершающим этапом сказать о ваших ожиданиях и скиллах на собеседовании.
Важный момент: сеньор это не обязательно дженералист, он может быть сеньором в каком-то одном направлении.
В нашей компании, как правило, все кандидаты проходят несколько этапов отбора, вне зависимости от опыта. Количество этих этапов может сокращаться или меняться их последовательность, но в целом схема выглядит так:
Тестовое задание, оценка результата экспертной командой и фидбек.
Интервью с рекрутером.
Техническое интервью с профильным специалистом (арт-лид или арт-продюсер).
Безусловно, хорошие резюме и портфолио существенно повышают вес специалиста (особенно если предыдущий опыт походит под потребности компании). Но многоступенчатый отбор позволит и тебе пристальнее присмотреться к твоему будущему месту работы, и твоим будущим коллегам узнать тебя поближе. На интервью можно задать все интересующие вопросы, обсудить особенности процессов, узнать про преимущества. Также это хороший способ посмотреть, какие люди уже работают в компании и будет ли тебе близка корпоративная культура.
Тестовое задание даст возможность попробовать поработать над типовыми задачами и прощупать стилистику арта. Попробовав тестовое, ты сможешь определить, насколько интересен проект и предлагаемая позиция. Скорее всего, большую часть своего рабочего времени нужно будет уделять схожим задачам и важно, чтобы они не вызывали скуку. Работа должна быть по любви, поэтому стоит потратить время: определиться и договориться обо всем «на берегу».