картина большие рыбы поедают малых
Большие рыбы поедают малых
Описание работы «Большие рыбы поедают малых»
«Большие рыбы поедают малых» (вариант: «Большая рыба поедает маленьких рыбёшек») – одно из наиболее часто встречающихся изображений в творчестве Питера Брейгеля Старшего и одна из первых многочисленных работ художника, основанных на пословицах.
Это изображение огромной вытащенной на берег рыбы, изо рта которой выпадает множество средних и мелких рыб. Маленькая фигурка в шлеме огромным ножом вспарывает брюхо большой рыбы, откуда вываливается ещё больше морских существ. Земля, воздух и вода, кажется, переполнены странным ассортиментом существующих и фантастических водных гадов.
Это – адаптированная форма древнеримской пословицы, которая на гравюре выведена прописными буквами под изображением. Она говорит о бессмысленном мире, в котором сильные инстинктивно и последовательно охотятся на слабых. То, что сын понимает урок, видно из его жеста по отношению к другому человеку в лодке, который извлекает небольшую рыбу из более крупной.
Питер Брейгель Старший считается важнейшим голландским иллюстратором XVI века. Его рисунки, созданные в эпоху политических, социальных и религиозных преобразований, демонстрируют сложный мир, одновременно реальный и воображаемый. Художник размышляет над социальными условиями юмористическим, приземлённым, проницательным и глубоко критическим образом, сосредотачиваясь при этом на трагедии и величии, но в то же время нелепости и хлипкости человеческого существования.
Гравюра была опубликована через 40 лет после начала протестантской Реформации – радикального разрыва с католической церковью, спровоцированного немецким проповедником Мартином Лютером в 1517 году. Его критика была направлена в том числе на явное разложение и идолопоклонство в католических религиозных образах. Одним из практических результатов Реформации стало появление новых жанров искусства, которые не были религиозными по сути, но включали представление сцен из повседневной жизни и культуры. В этом смысле работа «Большие рыбы поедают малых» является особенно ценным примером.
Блестящая визуализация поговорки впервые была задумана Брейгелем как рисунок, подписанный художником и датированный 1556 годом (ныне хранится в венской галерее Альбертина). Однако в левом нижнем углу гравюры стоит не его имя, а Иеронима Босха, который умер в 1516 году. Ответственность за это, очевидно, несёт издатель и коммерсант Иероним Кок, который заказывал Брейгелю рисунки для гравюр. Будучи ловким и предприимчивым дельцом, Кок быстро понял, что картины маслом слишком дороги и доступны немногим, а вот хорошую гравюру может позволить себе каждый. Найдя остроумного и техничного рисовальщика в лице Брейгеля, он поручил ему цикл о смертных грехах — на порок и одновременно на мораль всегда есть спрос. Иногда издатель опускался до запрещённых приёмов, например, подписал гравюру именем очень популярного, но давно покойного Босха, который, естественно, не мог предъявить претензий.
Картина большие рыбы поедают малых
История одного шедевра запись закреплена
“Большие рыбы поедают малых”, Питер Брейгель Старший
1556г. Гравюра, медь, бумага. Размер: 23×29.6 см. Галерея Альбертина, Вена #Story_renaissance
О влиянии творчества Босха на Брейгеля написано немало трудов, так что его путь к собственной «Большой рыбе, пожирающей малую» (еще один вариант названия: «Большая рыба поедает маленьких рыбёшек») усеян принтами. «Big Fish Eat Little Fish» – одно из наиболее часто встречающихся изображений в творчестве Питера Брейгеля Старшего и одна из первых многочисленных работ художника, основанных на пословицах.
Это изображение огромной вытащенной на берег рыбы, изо рта которой выпадает множество средних и мелких рыб. Маленькая фигурка в шлеме огромным ножом вспарывает брюхо большой рыбы, откуда вываливается ещё больше морских существ. Земля, воздух и вода, кажется, переполнены странным ассортиментом существующих и фантастических водных гадов.
На переднем плане мужчина указывает на сцену сопровождающему его сыну. Смысл его жеста передаётся надписью ниже, которая в переводе с фламандского гласит: «Смотри! Большая рыба питается мелкой рыбой. Смотри, сын мой, я всегда знал, что большие рыбы поедают малых».
Это – адаптированная форма древнеримской пословицы, которая на гравюре выведена прописными буквами под изображением. Она говорит о бессмысленном мире, в котором сильные инстинктивно и последовательно охотятся на слабых. То, что сын понимает урок, видно из его жеста по отношению к другому человеку в лодке, который извлекает небольшую рыбу из более крупной.
Питер Брейгель Старший считается важнейшим голландским иллюстратором XVI века. Его рисунки, созданные в эпоху политических, социальных и религиозных преобразований, демонстрируют сложный мир, одновременно реальный и воображаемый. Художник размышляет над социальными условиями юмористическим, приземлённым, проницательным и глубоко критическим образом, сосредотачиваясь при этом на трагедии и величии, но в то же время нелепости и хлипкости человеческого существования.
Гравюра была опубликована через 40 лет после начала протестантской Реформации – радикального разрыва с католической церковью, спровоцированного немецким проповедником Мартином Лютером в 1517 году. Его критика была направлена в том числе на явное разложение и идолопоклонство в католических религиозных образах. Одним из практических результатов Реформации стало появление новых жанров искусства, которые не были религиозными по сути, но включали представление сцен из повседневной жизни и культуры. В этом смысле работа «Большие рыбы поедают малых» является особенно ценным примером.
Блестящая визуализация поговорки впервые была задумана Брейгелем как рисунок, подписанный художником и датированный 1556 годом (ныне хранится в венской галерее Альбертина). Однако в левом нижнем углу гравюры стоит не его имя, а Иеронима Босха, который умер в 1516 году. Ответственность за это, очевидно, несёт издатель и коммерсант Иероним Кок, который заказывал Брейгелю рисунки для гравюр. Будучи ловким и предприимчивым дельцом, Кок быстро понял, что картины маслом слишком дороги и доступны немногим, а вот хорошую гравюру может позволить себе каждый. Найдя остроумного и техничного рисовальщика в лице Брейгеля, он поручил ему цикл о смертных грехах — на порок и одновременно на мораль всегда есть спрос. Иногда издатель опускался до запрещённых приёмов, например, подписал гравюру именем очень популярного, но давно покойного Босха, который, естественно, не мог предъявить претензий.
Пи́тер Бре́йгель Ста́рший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude [ˈpitər ˈbrøːɣəl]; ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также под прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).
Питер Брейгель старший изготовил первые свои листы «Большие рыбы поедают малых» в 1557 году. Гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха. Подпись подделал Иероним Кок, который изготавливал и продавал гравюры.
Творчество Босха удивляло и впечатляло Брейгеля, а поддельное авторство было приписано для того, чтобы угодить богатым заказчикам. Гравюра интересна своим смысловым значением и доносит мысль о том, что каждый является хищником и жертвой одновременно.
Брейгель в своих работах говорит о том, что нигде и никто не знает о происходящем в реальности, и что будет происходить в следующую секунду. Живописец жил в жестокую эпоху испанского порабощения и инквизиции, но умел смеяться и рассмешить людей. От саркастического глаза Брейгеля не могло ничего укрыться.
Гротеск проявился как в жанровой живописи, так и в евангельских сюжетах. Не испытывая интереса к конкретной личности, он не испытывал иллюзий по поводу человечества: жалкого, слабого и ленивого. До современников смысл работ Брейгеля доходил быстро, потому что иллюстрации были взяты из пословиц.
Гравюра поразительно современна и иллюстрирует голландскую народную поговорку. На картине огромная рыба показывается с распоротым брюхом и раскрытой пастью, откуда вываливаются другие мелкие рыбешки. Те, в свою очередь держат рыб поменьше, а воздухе над водой летит средних размеров рыба с открытым ртом, надеясь схватить добычу.
На холме можно видеть существо похожее на человека с рыбьим телом, который тащит в пасти уже собственную добычу. Так, Брейгель изображает мир людей, где сильный пожирает слабого, но и тот может оказаться в роли жертвы более крупного существа.
________________________
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.
Большие рыбы поедают малых — Питер Брейгель
Возвратившись на родину, Брейгель продолжал работать на Иеронима Кока. Он был рисовальщиком в его лавке гравюр, носившей название «На четырех ветрах». По рисункам Брейгеля было выпущено несколько серий гравюр.
Лавка Иеронима Кока пользовалась большой популярностью у жителей Антверпена и гостей города и приносила хозяину значительные доходы. Кок построил себе несколько домов и год от года богател, чего нельзя сказать о художниках, работавших на него. Брейгель, еще не получивший широкой известности, вынужден был соглашаться на условия своего хозяина.
Среди гравюр, исполненных Брейгелем для лавки «На четырех ветрах», был известный лист «Большие рыбы пожирают маленьких». В нем художник впервые обратился к теме народных пословиц и поговорок. На листе изображена громадная рыба с распоротым брюхом, из которого вываливаются другие рыбы.
У каждой в пасти — более мелкая рыба, а у той — совсем маленькая. А на берегу стоит странное существо — нечто среднее между рыбой и человеком. Из его пасти торчит маленькая рыбка.
Этот рисунок — не просто иллюстрация известной нидерландской пословицы. Брейгель пытается донести до зрителя мысль о том, что в мире людей, так же как и в мире животных, сильный пожирает слабого. Но и этот сильный может стать добычей еще более сильного.
Чтобы подогреть интерес покупателей к гравюре, Кок написал на ней имя другого художника, давно умершего Иеронима Босха. Брейгель не высказал возмущения, ведь он, малоизвестный в те годы мастер, зависел от своего работодателя. Но на рисунке — оригинале, с которого была сделана гравюра, сохранилась его подпись, благодаря которой стало известно, кто на самом деле является автором гравюры.
Похожие описания:
5 «разгаданных» полотен Питера Брейгеля Старшего
Евгения Коробкова
Незадолго до смерти художнику улыбнулась удача и он получил крупный заказ от городского совета Брюсселя, но так и не успел закончить работу. Живописец ушёл, оставив жену и троих детей в бедности. Старшему сыну, тоже Питеру, было всего пять лет.
Жизнь и судьба Брейгеля загадочны. Он не вёл дневника, не записывал своих рассуждений об искусстве. Подобно нашему Ломоносову, безродный бедняк Брейгель пришёл с рыбным обозом в город Антверпен и, довольно поздно приступив к художествам, вскоре всё наверстал. Его учителем был знаменитый Кук Ван Альст – придворный художник императора Карла V.
По крупицам наследие Брейгеля было собрано лишь к началу ХХ века. Представ во всём своём творческом могуществе, Питер Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала своих сыновей.
В день памяти великого художника «Вечерка» предлагает вашему вниманию читателя подборку его самых известных полотен.
«Большие рыбы поедают малых» (1556)
Эту гравюру молодой Брейгель нескромно подписал именем знаменитого Иеронима Босха. Будучи малоизвестным и небогатым, Брейгель частенько промышлял такими «шалостями» и подделывал подписи более именитых коллег. Авторство картины удалось установить только после смерти художника. Гравюру называют «Лучшей иллюстрацией законов капитализма и рыночной экономики», но на самом деле художник имел в виду не экономику, а нидерландскую пословицу. Собственно, после этой гравюры тема пословиц прочно вошла в творчество Брейгеля.
«Фламандские пословицы» (1559)
Исследователи говорят, что пословиц, изображенных Брейгелем на картине, гораздо больше, чем 100. Просто значительная часть со временем забылась и теперь мы не можем их расшифровать. Первые зрители, увидевшие «Фламандские пословицы», просто умирали со смеху, глядя на полотно. Они могли часами разглядывать нелепые фигуры, написанные Брейгелем.
Уже после смерти мастера эту картину много раз копировал его сын Питер Брейгель Младший, правда, все эти копии значительно проще оригинала отца и пословиц на них куда меньше, чем на первоисточнике.
«Охотники на снегу» (1965)
Приглядевшись к картине мы можем увидеть необычное. На дальнем плане люди играют в хоккей! И это при том, что написано полотно было в середине XVI века!
«Притча о слепых» (1568)
Художник часто встречал калек и слепых: на дорогах, на сельских ярмарках, на масленичных гуляньях, у церковных дверей. Начиная с самых ранних своих произведений, он включал их изображения в свои сложные композиции. Если мы приглядимся, то увидим слепых на дальнем плане полотна «Фламандские пословицы». Крошечный эпизод Брейгель развил для новой картины, созданной по известной библейской притче: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».
Интересно, что в этой картине Брейгель зафиксировал первые приёмы мультипликации: в шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Так художнику удалось передать движение на казалось бы статичной картине.
«Сорока на виселице» (1568)
Эта картина стала последней работой мастера. По мнению первого биографа Брейгеля, «под сорокой он разумел сплетниц, которых обрекали на виселицу». Однако современные исследователи считают, что смысл работы гораздо глубже. В те жестокие времена испанские власти заставили Нидерланды виселицами, на которых вешали каждый день по нескольку раз. При этом приговоры выносились исключительно на основании доносов и сплетен. На картине мы можем видеть танцующих и играющих на музыкальных инструментах беспечных Крестьян, словно не замечавших нависшую над ними опасность. На русском языке смысл пословицы мы перевели бы так: «А нам всё равно, а нам всё равно, пусть боимся мы волка и сову». В подвластных Испании Нидерландах тот же самый смысл передавала пословица «плясать под виселицей».