какую рыбу нельзя есть евреям
Какую рыбу нельзя есть евреям
Пищевые ограничения есть во всех мировых религиях. Но ни в одной из религиозных систем эти ограничения не отличаются такой скрупулезной дотошностью и вниманием к мелочам, как в иудаизме. Все животные и птицы, согласно Торе и основанной на ней системе кашрута, делятся на кошерных – дозволенных еврею в пищу, и некошерных, то есть запрещенных. То же касается и различных водоплавающих тварей. Одних рыб еврею кушать можно, других – категорически нельзя. В чем же разница?
Понятие о кошерных и некошерных рыбах
В книге «Ваикра» (часть «Пятикнижия») относительно рыбы, пригодной в пищу, сказано так:
Рыбой в этом тексте именуются не только, собственно, рыбы, но и все прочие обитающие в воде животные. Кошерной же считается лишь та рыба, которая имеет чешую и плавники. По этой причине евреям нельзя есть сомов, угрей, осетров, акул, а также китов и дельфинов. Строго запрещены мидии, устрицы, креветки, ракообразные, кальмары и прочие морепродукты.
Чем же можно объяснить эти запреты?
Религиозное толкование
Большинство верующих евреев вопросами на тему «почему нельзя?» голову себе не забивают. Рыба без чешуи и гады морские некошерны, поскольку не вписываются в законы кашрута. Значит, нельзя, и точка.
Однако евреи – народ пытливый и предпочитающий до всего доходить своим умом. Поэтому существуют и другие объяснения.
Этическое объяснение
Многие богословы полагают, что Тора запрещает евреям есть всяких «гадов», поскольку это не подобает народу, предназначение которого – служить Творцу. Употребляя такую омерзительную пищу, человек оскверняется. Чешуя и плавники есть то, что отделяет рыбу от гадов. Если же рыба без чешуи (например, угорь), чем она от этих самых гадов отличается?
Имеется и еще одно истолкование, также основанное на представлениях об этике. Любые пищевые ограничения подразумевают необходимость самодисциплины. Еда, в конце концов, должна поддерживать организм, давать нам силы, а не служить исключительно для нашего удовольствия. Поедание же морских гадов, к которым относятся, как правило, редкие и дорогие породы рыб и разные морские деликатесы, является именно данью чревоугодию.
Физиологическое объяснение
Многие талмудисты видят в законах кашрута также заботу о здоровье человека, поскольку некошерные продукты обычно вредны для здоровья. Запрет смешивать молочную и мясную пищу базируется на том, что такая еда очень тяжело переваривается, что крайне неполезно для желудка. Морские гады зачастую ядовиты, и так далее.
объяснение
Какую рыбу нельзя есть евреям
Пищевые ограничения есть во всех мировых религиях. Но ни в одной из религиозных систем эти ограничения не отличаются такой скрупулезной дотошностью и вниманием к мелочам, как в иудаизме. Все животные и птицы, согласно Торе и основанной на ней системе кашрута, делятся на кошерных – дозволенных еврею в пищу, и некошерных, то есть запрещенных. То же касается и различных водоплавающих тварей. Одних рыб еврею кушать можно, других – категорически нельзя. В чем же разница?
Понятие о кошерных и некошерных рыбах
В книге «Ваикра» (часть «Пятикнижия») относительно рыбы, пригодной в пищу, сказано так:
Рыбой в этом тексте именуются не только, собственно, рыбы, но и все прочие обитающие в воде животные. Кошерной же считается лишь та рыба, которая имеет чешую и плавники. По этой причине евреям нельзя есть сомов, угрей, осетров, акул, а также китов и дельфинов. Строго запрещены мидии, устрицы, креветки, ракообразные, кальмары и прочие морепродукты.
Чем же можно объяснить эти запреты?
Религиозное толкование
Большинство верующих евреев вопросами на тему «почему нельзя?» голову себе не забивают. Рыба без чешуи и гады морские некошерны, поскольку не вписываются в законы кашрута. Значит, нельзя, и точка.
Однако евреи – народ пытливый и предпочитающий до всего доходить своим умом. Поэтому существуют и другие объяснения.
Этическое объяснение
Многие богословы полагают, что Тора запрещает евреям есть всяких «гадов», поскольку это не подобает народу, предназначение которого – служить Творцу. Употребляя такую омерзительную пищу, человек оскверняется. Чешуя и плавники есть то, что отделяет рыбу от гадов. Если же рыба без чешуи (например, угорь), чем она от этих самых гадов отличается?
Имеется и еще одно истолкование, также основанное на представлениях об этике. Любые пищевые ограничения подразумевают необходимость самодисциплины. Еда, в конце концов, должна поддерживать организм, давать нам силы, а не служить исключительно для нашего удовольствия. Поедание же морских гадов, к которым относятся, как правило, редкие и дорогие породы рыб и разные морские деликатесы, является именно данью чревоугодию.
Физиологическое объяснение
Многие талмудисты видят в законах кашрута также заботу о здоровье человека, поскольку некошерные продукты обычно вредны для здоровья. Запрет смешивать молочную и мясную пищу базируется на том, что такая еда очень тяжело переваривается, что крайне неполезно для желудка. Морские гады зачастую ядовиты, и так далее.
объяснение
Какую рыбу нельзя есть евреям
Ты — то, что ты ешь
Запреты и секреты еврейской кухни
Ольга Цынская
Религиозный еврей никогда не станет есть осетрину или черную икру и не положит на одну полку холодильника мясо и молоко. Что такое кошерная еда, зачем в Израиле свиней кормят апельсинами, где попробовать самые вкусные сыры и гранатовое вино, а также аутентичные рецепты форшмака и хумуса — в материале РИА Новости.
Национальная еврейская кухня — одна из наиболее древних.
Кулинарные рецепты тысячелетиями передавали из поколения в поколение. В какой бы стране ни оказались ортодоксальные представители этого народа, они выбирают пищу в соответствии с законами кашрута.
Эти правила исполняют, чтобы соблюдать заповеди Торы.
Считается, что некошерная пища отрицательно влияет на духовный уровень человека. Например, с мясом хищных животных передается агрессия. И в этом есть пересечение с высказыванием Гиппократа: «Ты — то, что ты ешь».
Шеф-повар кафе Еврейского музея и центра толерантности Александр Марон:
«В кашруте есть и список запрещенных продуктов, и конкретные рекомендации к способам приготовления разрешенных».
Один из главных принципов — разделение мяса и молока, а также продуктов, в которых они содержатся. Их нельзя вместе готовить и хранить, посуда обязательно должна быть разной.
Если вы съели мясо, то молоко можете выпить не менее чем через шесть часов. Есть продукты «парве», которые сочетаются и с молоком, и с мясом. Это вегетарианские блюда, а также рыба и яйца.
Нельзя есть любые морепродукты (креветки, моллюсков и так далее) и рыбу без чешуи и плавников.
Разрешается мясо животных, которые питаются травой, являются жвачными и при этом имеют парные копыта. Например, свинья и верблюд — парнокопытные, но не жвачные. Чтобы мясо было кошерным, животное должно быть забито гуманным способом, без боли и страданий, а мясо — особым образом обескровлено.
Соблюдающие кашрут едят только одомашненную птицу: курицу, утку, гуся, индейку.
Однако перепелки и голуби тоже признаются кошерными. Но, как и в случае с мясом, кошерной считается только та птица, которая забита гуманным способом. И таких нюансов очень много, поэтому, чтобы не запутаться в сложных правилах, самое простое — покупать продукты, маркированные знаком кашрута, или посещать рестораны и кафе с сертификатом кошерности.
Из кошерных продуктов можно приготовить самые разные блюда: от японских суши и китайской лапши до шашлыков, гамбургеров и пиццы.
Но, пожалуй, стоит обратить внимание на традиционные еврейские рецепты, которые сейчас особенно популярны в мире благодаря увлечению здоровым питанием и вегетарианством. Это хумус, фалафель, шакшука, мезе, форшмак.
В еврейской традиционной кухне есть два главных кулинарных направления — сефардское и ашкеназское.
Сефарды — выходцы из стран Ближнего Востока и Средиземноморья, а ашкеназы — евреи Европы. В сефардской кухне много специй и приправ, морской рыбы, оливкового масла и бобовых.
Какую рыбу нельзя есть евреям
Пищевые ограничения есть во всех мировых религиях. Но ни в одной из религиозных систем эти ограничения не отличаются такой скрупулезной дотошностью и вниманием к мелочам, как в иудаизме. Все животные и птицы, согласно Торе, и основанной на ней системе кашрута, делятся на кошерных – дозволенных еврею в пищу, и некошерных, то есть, запрещенных. То же касается и различных водоплавающих тварей. Одних рыб еврею кушать можно, других – категорически запрещено. В чем же разница?
Понятие о кошерных и некошерных рыбах
В книге «Ваикра» (часть «Пятикнижия») относительно рыбы, пригодной в пищу, сказано так:
Рыбой в этом тексте именуются не только, собственно, рыбы, но и все прочие обитающие в воде животные. Таким образом, кошерной считается рыба, имеющая чешую и плавники. По этой причине евреям нельзя есть сомов, угрей, осетров, акул, а так же китов и дельфинов. Строго запрещены мидии, устрицы, креветки, ракообразные, кальмары и прочие морепродукты.
Чем же можно объяснить эти запреты?
Религиозное объяснение
Большинство верующих евреев вопросами на тему «почему нельзя?» голову себе не забивают. Рыба без чешуи и гады морские некошерные, поскольку нарушают законы кашрута. Значит нельзя, и точка.
Однако, евреи – народ пытливый и склонный до всего доходить своим умом. Поэтому существуют и другие объяснения.
Этическое объяснение
Многие богословы полагают, что Тора запрещает евреям есть всяких «гадов», поскольку это не подобает народу, предназначение которого – служить Творцу. Употребляя такую омерзительную пищу, человек унижается. Чешуя и плавники есть то, что отделяет рыбу от гадов. Если же рыба без чешуи (например, угорь), чем она от этих самых гадов отличается?
Имеется и еще одно истолкование, так же основанное на представлениях об этике. Любые пищевые ограничения подразумевают необходимость самодисциплины. Еда, в конце концов, должна поддерживать организм, давать нам силу, а не служить исключительно потворством нашему чревоугодию. Поедание же морских гадов, к которым относятся, как правило, редкие и дорогие породы рыб и разные морские деликатесы, является именно данью чревоугодию.
Физиологическое объяснение
Многие талмудисты видят в законах кашрута так же заботу о здоровье человека, поскольку некошерные продукты, как правило, вредны для здоровья. Свинья – грязное животное, питается нечистотами, и может стать источником инфекции. Запрет смешивать молочную и мясную пищу основан на том, что такая еда очень тяжела и неполезна для желудка. Морские гады зачастую ядовиты, и так далее.
Гигиеническое объяснение
Еще одно истолкование запретности морских гадов в пищу основано на словах Торы о «чистых и нечистых» животных. Чистые – и есть кошерные. Некошерные – нечистые. Что может быть грязнее разных водяных тварей, которые живут в придонной части водоема, в тине, питаются падалью? Таковы ракообразные, моллюски, да и рыбы, такие как сом, в этом смысле недалеко от гадов ушли.
Кашрут в странах СНГ. Речные и морские продукты
Переходя к морской живности, отметим, что так называемые «дары моря» — если под ними понимается все, кроме рыб, — безусловно запрещены. В эту категорию входят все виды беспозвоночных (включая моллюсков и членистоногих вместе с ракообразными), земноводные, рептилии, а также морские млекопитающие. Короче говоря, в пищу евреям запрещены: мидии, осьминоги, кальмары, крабы, раки, креветки, лангусты, французские лягушки, черепахи, дельфины, акулы, киты и многое другое из того же ряда.
Что касается рыб, Тора разрешает в пищу только те виды, которые имеют чешую. Причем не всякая чешуя считается кашерной, а только та, которую можно счистить с рыбы, не разрывая кожу[1]. Следовательно, не годятся в пищу рыбы белых пород: осетр, стерлядь, севрюга, белуга, — а также их икра. Запрещены многие другие виды «ценных» рыб: сом, налим, угорь, минога и т.д. Раввинат Израиля считает некашерной ставриду, но есть и противоположное мнение. Так называемая «ледяная рыба» запрещена подавляющим числом авторитетов.
Рыба, которая, будучи извлечена из воды, с легкостью теряет свою чешую, кашерна при условии, что нам достоверно известно о том, что чешуя на ней действительно была[2]. Сардины разрешены, поскольку имеют легко спадающую чешую. Также следует знать, что производители рыбных консервов иногда объявляют «тунцом» породы рыб, ничего общего с тунцами не имеющими и часть из которых, к сожалению, не кашерны.
Практически, если мы сомневаемся в кашерности покупаемой рыбы, то достаточно удостовериться, обладает ли она чешуей. Поэтому, когда мы видим на прилавке магазина свежую или соленую[3] рыбу с чешуей, можно смело ее покупать.
Но если мы покупаем рыбное филе, надо найти на этикетке раввинскую отметку, эхшер. В случае если такового нет, филе покупают лишь когда доподлинно известно, что оно сделано из кашерного вида. Нельзя полагаться на промышленную этикетку без раввинской отметки или на заверения продавца о том, что данное филе — из кашерной рыбы. Таково общее правило: незнакомое филе или куски рыбы без остатков чешуи или без головы и хребта (по которым можно определить вид рыбы) покупать без эхшеранельзя.
Теперь поговорим о копченой рыбе. Предположим, мы нашли на ней чешую, но не мог ли испортить саму рыбу процесс копчения? Не возникает ли здесь проблема, которая будет рассмотрена в дальнейшем: можно ли есть то, что сварено неевреем? Как будет указанно ниже по тексту, копчение на дыму не попадает под запрет пищи, сваренной неевреем. Поэтому рыбу холодного копчения, приготовленную только под воздействием дыма, можно есть.
Проблемы возникают с горячим копчением. Дадим некоторые сведения по технологии этого процесса. Рыба вначале всегда высаливается. После чего ее помещают в специальную печь, и там при помощи жара и дыма она превращается в ароматный деликатес. То, что выпекал нееврей — запрещено, но то, что он коптил на дыму — разрешено. А к чему отнесем рыбу горячего копчения, в приготовлении которой используется не только дым, но и жар? Вопрос сложный, к тому же он не единственный: при более детальном изучении технологии обнаруживаются дополнительные проблемы. Все же, многие авторитеты разрешают есть рыбу горячего копчения[4].
Рыбные консервы, выработанные в России, достаточно проблематичны с точки зрения кашрута (помимо вопроса о пище, сваренной неевреем, существуют другие проблемы, например, обработка в чанах, в которых до этого варилась некашерная продукция). В любом случае, если вы, открыв банку, увидели в ней только куски рыбы без чешуи, — их есть не следует.
[1] В книге рава Левингера «Кашрут пищевых продуктов животного происхождения» описываются четыре вида рыбной чешуи. Из них только два подходят под определение Торы.
[2] Примером служит скумбрия, взрослые особи которой почти не имеют чешуи.
[3]Алаха не опасается, что разрешенная рыба, возможно, прошла засолку в одном чане с запрещенной и впитала ее вкус, по крайней мере, в тех местах, где большая часть обрабатываемой рыбы кашерна.
[4] Существует еще одна, бездымная технология, при которой рыба смазывается специальным составом (коптильной жидкостью) и пропекается в печи. С точки зрения алахи, рыба, приготовленная таким способом, вызывает больше вопросов, но некоторые раввины разрешают и ее.