каково значение зеленых растений в жизни рыб
Каково значение зеленых растений в жизни рыб
Опишите особенности царства растений.
2) клеточной стенки из клетчатки;
3) вакуолей с клеточным соком;
4) автотрофный тип питания (фотосинтез);
5) рост в течение всей жизни;
6) прикрепление к субстрату.
Критерии оценивания ответа на задание С3 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 5 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 6 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Каково значение зеленых растений в жизни рыб?
2) на растениях откладывают икру, строят из водорослей гнезда для укрытий (колюшка), обитают среди растений,
3) пища для растительноядных рыб,
4) при массовом размножении в малых водоемах могут привести к гибели рыб,
5) некоторые водные хищные растения (например, пузырчатка) питаются мальками рыб, их икрой.
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 4 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 5 названных выше элемента, но содержит не грубые биологические ошибки. | 2 |
Ответ включает 3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Молодую березу с весны выращивают в комнатных условиях у окна, обеспечивая весь необходимый уход. Опадут ли на ней листья с наступлением осени или нет?
2) Длина светового дня осенью уменьшится.
3) Поскольку березу выращивают при естественном освещении, осенью листья пожелтеют и опадут.
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит не грубые биологические ошибки. | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Какую роль играют оболочки глаза человека?
2) Роговица — светопреломление, защита внутренних структур глаза от повреждения.
3) Сосудистая оболочка — кровоснабжение глаза.
4) Радужная оболочка — регуляция поступающего через зрачок света.
5) Сетчатая оболочка (сетчатка) — восприятие света и цвета, возникновение импульсов.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 4 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 5 названных выше элемента, но содержит не грубые биологические ошибки. | 2 |
Ответ включает 3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.
2) загрязняют почву, уменьшают плодородие;
3) понижают продуктивность растений.
Могут быть приведены следующие причины:
1. Вымывание из почвы кальция, натрия и других питательных веществ.
2. Ослабление деревьев и усиление их подверженности болезням, насекомым, засухам, грибам и мхам, которые процветают в кислой среде.
3. Замедление роста культурных растений, таких, как помидоры, соя, фасоль, табак, шпинат, морковь, капуста-брокколи и хлопок.
4. Кислотный речной сток может погубить многие формы жизни в озерах и реках.
Дублирует задание 12015
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Какие признаки характерны для моллюсков?
2) Имеют мантию и мантийную полость.
3) Кровеносная система незамкнутая.
Критерии оценивания ответа на задание С3 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
К каким экологическим последствиям может привести вырубка тропических лесов Земли?
2) снижению биоразнообразия;
3) снижению уровня грунтовых вод, обмелению рек;
4) усилению эрозии, иссушению и опустыниванию почвы.
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 названных выше элемента, но содержит не грубые биологические ошибки. | 2 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Почему растения болот (клюква, багульник), обитающие в условиях повышенной влажности, имеют ряд признаков, характерных для растений засушливых мест (опушенность, восковой налет, мелкие кожистые листья)?
2) плохо впитывается корнями,
3) возникает необходимость уменьшения испарения воды.
Из-за переувлажненности болотной почвы у растений корень испытывает недостаток в корневом дыхании и плохо растет, оттого не может поглощать достаточное кол-во воды из почвы.
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Опишите путь, который пройдёт лекарственный препарат, введённый в вену на левой руке, если он должен воздействовать на головной мозг.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. Ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. Ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Объясните, почему прудовая лягушка активна днем, а травяная — в сумерках и утром?
2) Прудовая лягушка постоянно находится около водоема, поэтому активна днем,
3) травяная — вдали от него, и поэтому активна во влажные периоды
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Назовите и сравните виды борьбы за существование и их роль в жизни организмов.
2) Межвидовая борьба — конкуренция разных видов в одной экологической нише за свет, пищу, воду и т. д. — может привести к вытеснению одного вида другим. В разных ареалах обитания двух видов этого не происходит.
3) Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды усиливает конкуренцию, как внутривидовую, так и межвидовую.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Почему высокая численность вида является показателем биологического прогресса?
2) увеличивает вероятность встречи особей и их свободного скрещивания,
3) увеличивается разнообразие особей из-за большой перекомбинации генов, обогащается генофонд вида.
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?
2) способны само удваиваться за счёт репликации ДНК,
3) способны равномерно распределяться между дочерними клетками, обеспечивая преемственность признаков.
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Что является результатом борьбы за существование?
2) выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные виды,
3) появление новых видов.
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
2) самыми тяжелыми будут растения,
3) самыми легкими — хищные позвоночные (т. е. те кто находится на последних звеньях цепей питания).
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Почему видовой состав кукурузного поля значительно беднее, чем леса?
2) Несбалансированный круговорот веществ.
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зелёную окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.
2) Материалом для отбора служит наследственная изменчивость, накопленная в популяциях. Популяции бабочки репной белянки приспособились к изменившимся внешним условиям благодаря накоплению мутаций светло-зелёной окраски.
3) В процессе естественного отбора насекомоядные птицы уничтожают гусениц другого цвета, следовательно, отбираются зеленые. Его потомки, которые унаследуют эту окраску, будут более многочисленны. Их доля в популяции станет больше.
Таким образом, за счет взаимодействия движущих факторов эволюции (наследственной изменчивости и естественного отбора) у гусениц возникла светло-зеленая маскирующая окраска.
Сначала у одной из гусениц возникла мутация, которая позволила ей приобрести частично зеленую окраску. Такие гусеницы чуть менее заметны на зеленых листьях, поэтому чуть реже, чем обычные гусеницы, уничтожались птицами. Они чаще выживали и давали потомство (происходил естественный отбор), поэтому постепенно количество бабочек, имеющих зеленых гусениц, увеличивалось.
Затем у одной из частично зеленых гусениц произошла мутация, которая позволила ей стать еще более зеленой. Такие гусеницы за счет маскировки чаще, чем остальные гусеницы, выживали, превращались в бабочек и давали потомство, количество бабочек с еще более зелеными гусеницами увеличивалось.
Каково значение зеленых растений в жизни рыб
Опишите особенности царства растений.
2) клеточной стенки из клетчатки;
3) вакуолей с клеточным соком;
4) автотрофный тип питания (фотосинтез);
5) рост в течение всей жизни;
6) прикрепление к субстрату.
Критерии оценивания ответа на задание С3 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 5 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 6 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Каково значение зеленых растений в жизни рыб?
2) на растениях откладывают икру, строят из водорослей гнезда для укрытий (колюшка), обитают среди растений,
3) пища для растительноядных рыб,
4) при массовом размножении в малых водоемах могут привести к гибели рыб,
5) некоторые водные хищные растения (например, пузырчатка) питаются мальками рыб, их икрой.
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 4 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 5 названных выше элемента, но содержит не грубые биологические ошибки. | 2 |
Ответ включает 3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Молодую березу с весны выращивают в комнатных условиях у окна, обеспечивая весь необходимый уход. Опадут ли на ней листья с наступлением осени или нет?
2) Длина светового дня осенью уменьшится.
3) Поскольку березу выращивают при естественном освещении, осенью листья пожелтеют и опадут.
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит не грубые биологические ошибки. | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Какую роль играют оболочки глаза человека?
2) Роговица — светопреломление, защита внутренних структур глаза от повреждения.
3) Сосудистая оболочка — кровоснабжение глаза.
4) Радужная оболочка — регуляция поступающего через зрачок света.
5) Сетчатая оболочка (сетчатка) — восприятие света и цвета, возникновение импульсов.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 4 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 5 названных выше элемента, но содержит не грубые биологические ошибки. | 2 |
Ответ включает 3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.
2) загрязняют почву, уменьшают плодородие;
3) понижают продуктивность растений.
Могут быть приведены следующие причины:
1. Вымывание из почвы кальция, натрия и других питательных веществ.
2. Ослабление деревьев и усиление их подверженности болезням, насекомым, засухам, грибам и мхам, которые процветают в кислой среде.
3. Замедление роста культурных растений, таких, как помидоры, соя, фасоль, табак, шпинат, морковь, капуста-брокколи и хлопок.
4. Кислотный речной сток может погубить многие формы жизни в озерах и реках.
Дублирует задание 12015
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Какие признаки характерны для моллюсков?
2) Имеют мантию и мантийную полость.
3) Кровеносная система незамкнутая.
Критерии оценивания ответа на задание С3 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
К каким экологическим последствиям может привести вырубка тропических лесов Земли?
2) снижению биоразнообразия;
3) снижению уровня грунтовых вод, обмелению рек;
4) усилению эрозии, иссушению и опустыниванию почвы.
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 названных выше элемента, но содержит не грубые биологические ошибки. | 2 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Почему растения болот (клюква, багульник), обитающие в условиях повышенной влажности, имеют ряд признаков, характерных для растений засушливых мест (опушенность, восковой налет, мелкие кожистые листья)?
2) плохо впитывается корнями,
3) возникает необходимость уменьшения испарения воды.
Из-за переувлажненности болотной почвы у растений корень испытывает недостаток в корневом дыхании и плохо растет, оттого не может поглощать достаточное кол-во воды из почвы.
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Опишите путь, который пройдёт лекарственный препарат, введённый в вену на левой руке, если он должен воздействовать на головной мозг.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. Ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. Ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Объясните, почему прудовая лягушка активна днем, а травяная — в сумерках и утром?
2) Прудовая лягушка постоянно находится около водоема, поэтому активна днем,
3) травяная — вдали от него, и поэтому активна во влажные периоды
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Назовите и сравните виды борьбы за существование и их роль в жизни организмов.
2) Межвидовая борьба — конкуренция разных видов в одной экологической нише за свет, пищу, воду и т. д. — может привести к вытеснению одного вида другим. В разных ареалах обитания двух видов этого не происходит.
3) Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды усиливает конкуренцию, как внутривидовую, так и межвидовую.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Почему высокая численность вида является показателем биологического прогресса?
2) увеличивает вероятность встречи особей и их свободного скрещивания,
3) увеличивается разнообразие особей из-за большой перекомбинации генов, обогащается генофонд вида.
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?
2) способны само удваиваться за счёт репликации ДНК,
3) способны равномерно распределяться между дочерними клетками, обеспечивая преемственность признаков.
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Что является результатом борьбы за существование?
2) выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные виды,
3) появление новых видов.
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
2) самыми тяжелыми будут растения,
3) самыми легкими — хищные позвоночные (т. е. те кто находится на последних звеньях цепей питания).
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Почему видовой состав кукурузного поля значительно беднее, чем леса?
2) Несбалансированный круговорот веществ.
Критерии оценивания ответа на задание С4 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зелёную окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.
2) Материалом для отбора служит наследственная изменчивость, накопленная в популяциях. Популяции бабочки репной белянки приспособились к изменившимся внешним условиям благодаря накоплению мутаций светло-зелёной окраски.
3) В процессе естественного отбора насекомоядные птицы уничтожают гусениц другого цвета, следовательно, отбираются зеленые. Его потомки, которые унаследуют эту окраску, будут более многочисленны. Их доля в популяции станет больше.
Таким образом, за счет взаимодействия движущих факторов эволюции (наследственной изменчивости и естественного отбора) у гусениц возникла светло-зеленая маскирующая окраска.
Сначала у одной из гусениц возникла мутация, которая позволила ей приобрести частично зеленую окраску. Такие гусеницы чуть менее заметны на зеленых листьях, поэтому чуть реже, чем обычные гусеницы, уничтожались птицами. Они чаще выживали и давали потомство (происходил естественный отбор), поэтому постепенно количество бабочек, имеющих зеленых гусениц, увеличивалось.
Затем у одной из частично зеленых гусениц произошла мутация, которая позволила ей стать еще более зеленой. Такие гусеницы за счет маскировки чаще, чем остальные гусеницы, выживали, превращались в бабочек и давали потомство, количество бабочек с еще более зелеными гусеницами увеличивалось.